Танки Т-72Б3 получат автомат переключения передач


Классификация передач

Бортовая передача представляет собой агрегат трансмиссии. Он устанавливается по бортам транспортных средств перед ведущими колесами либо непосредственно в них. Используются бортовые передачи при наращивании вращающего момента, который подводится к каждому ведущему колесу.
Классификация передач основана на количестве рядов зубчатого зацепления, обеспечивающего нужное передаточное число. В связи с этим выделяют двух- и однорядные передачи.


Двухрядные передачи бывают:

  • планетарными,
  • простыми,
  • комбинированными (один ряд планетарный, а другой – простой).

Однорядные передачи подразделяются на простые, оснащенные неподвижными осями, и планетарные.

Все без исключения передачи, с учетом расположения осей ведомого и ведущего валов, относятся к одной из двух разновидностей:

  • Соосные (оси ведомого и ведущего валов находятся на прямой линии).
  • Несоосные.

Ряд быстроходных машин, имеющих гусеницы, оборудован соосной (однорядной планетарной) передачей. Причем ведомым элементом становится водило, а ведущим – солнечная шестерня. Водило соединяется с ведущими колесами движителя, эпициклическая шестерня остается неподвижной.

Танки Т-72Б3 получат автомат переключения передач

Продолжается обновление имеющегося парка бронетанковой техники. На днях стало известно, что в ходе текущей модернизации строевых танков семейства Т-72 было предложено использовать новые комплектующие, дополнительно повышающие характеристики техники. В дополнение к уже реализуемому проекту обновления радиоэлектронных средств, вооружения и т.д. теперь планируется внедрять новые агрегаты силовой установки и трансмиссии, влияющие на подвижность танков и их эксплуатационные характеристики. Как сообщает издание «Известия», основные боевые танки Т-72 в ходе модернизации новых партий техники будут получать дополнительное оборудование в виде обновленной системы управления коробкой передач. Новый вариант проекта модернизации Т-72Б3 подразумевает использование автомата переключения передач АПП-172. Автоматическая система придет на смену рычагу ручного управления, соединенного с гидравлическими приводами. Ожидается, что такая модернизация значительно упростит эксплуатацию бронетехники, а также облегчит управление ей и уменьшит негативные последствия ошибок водителей.

По имеющимся данным, новый вариант модернизации Т-72Б3 был разработан корпорацией «Уралвагонзавод» по требованию министерства обороны. Очередной контракт Минобороны на ремонт и модернизацию имеющейся в войсках бронетехники, среди прочего, подразумевает применение новой автоматизированной коробки передач. Подписанный в марте контракт подразумевает восстановление и обновление полутора сотен танков Т-72Б. Эта техника вместе с другими новыми системами будет получать автоматы АПП-172.


Танк Т-72Б3. Фото Wikimedia Commons

Сообщается, что коробка передач с автоматом АПП-172, предлагаемая для использования на танках Т-72Б3, была заимствована из проекта Т-90СМ. Таким образом, за счет применения новых агрегатов планируется повысить характеристики существующих танков до уровня новейших разработок. Обновление трансмиссии позволит упростить управление техникой и вывести подобные параметры на новый высокий уровень.

Автомат переключения передач АПП-172, предлагаемый для установки на модернизируемые танки, был разработан в НПО «Электромашина», входящем в состав корпорации «Уралвагонзавод». Устройство выполнено в виде единого блока с набором необходимых органов управления, который может устанавливаться в отделении управления модернизируемой техники. Установка автомата и его подключение к необходимым бортовым системам может осуществляться как на заводах, так и в полевых условиях.

Система АПП-172 способна отслеживать параметры работы трансмиссии и самостоятельно выполнять переключение передач. Имеются ручной и автоматический режим работы. Кроме того, при автоматическом режиме работы сохраняется возможность переключения передач вручную. При автоматической работе на переключение передачи автомат тратит порядка 0,2 с. Автомат подключается к бортовым системам по двухпроводной схеме и устанавливается справа от места механика-водителя, там же, где и штатные системы управления коробкой передач.


Автомат переключения передач АПП-172 (блок светло-голубого цвета) в отделении управления бронемашины. Фото Npoelm.ru

На корпусе автомата АПП-172 имеется набор необходимых органов управления. Предусматриваются тумблер для включения устройства со светодиодной индикацией, а также подвижный рычаг со шкалой, имитирующий штатное средство управления коробкой передач. Таким образом, использование автомата не требует сложного переучивания личного состава с освоением новых принципов управления аппаратурой.

Применение автомата переключения передач, по данным разработчика, позволяет оптимизировать работу трансмиссии за счет правильного управления ею. Правильное управление трансмиссией позволяет сократить время разгона с места до 50 км/ч на 2-3 с. Средняя скорость движения по шоссе может быть увеличена на 15-20%. На 10-15% сокращается расход топлива. Таким образом, установка сравнительно простого и небольшого прибора позволяет заметно повысить подвижность бронемашины и улучшить ее эксплуатационные характеристики.

Первым отечественным танком, получившим автомат переключения передач АПП-172, стал Т-90СМ. Кроме того, такая аппаратура использовалась в одном из специальных проектов. Теперь эта система предлагается для установки на обновляемые Т-72Б3 для строевых частей. Таким образом, оригинальное нововведение сможет попасть в войска и оказать положительное влияние на эксплуатацию модернизируемой бронетехники.


Танк Т-72Б3М. Фото Wikimedia Commons

По данным «Известий», первая партия из 32 танков Т-72Б3 с автоматом АПП-172 будет модернизирована до конца текущего года и поступит в распоряжение 1-й гвардейской танковой армии Западного военного округа. В дальнейшем войска получат оставшиеся машины, обновление которых будет проведено в соответствии с недавним заказом.

Следует отметить, что проект оснащения танков Т-72Б3 автоматом переключения передач не является первым вариантом обновления силовой установки и трансмиссии бронемашин этого типа. Так, еще в 2014 году был представлен основной танк Т-72Б3М (также встречается обозначение Т-72Б4), предназначенный для участия в «Танковом биатлоне». Эта машина представляла собой доработанный вариант исходного Т-72Б3 с применением узлов и агрегатов от Т-90СМ. «Гоночный» танк оснастили форсированным двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., новой системой управления силовой установкой, автоматом переключения передач и другой аппаратурой различного назначения, в том числе новым прицельным оборудованием.

Т-72Б3М был опробован на трассе соревнований и неплохо показал себя. Тем не менее, эта модификация танка пока не планируется к серийному производству, а модернизация имеющихся в войсках бронемашин ведется по проекту Т-72Б3. Однако согласно последним сообщениям, обновляемые машины новых партий будут получать автоматику управления коробкой передач, заимствованную из предыдущих проектов. Это позволит дополнительно повысить характеристики бронетехники без значительных затрат на замену тех или иных комплектующих.

По материалам сайтов: https://izvestia.ru/ https://npoelm.ru/ https://bastion-opk.ru/

Высокая надежность

Некоторые автомобили также оснащены бортовой передачей аналогичной разновидности. Солнечная шестерня заставляет вращаться три сателлита. Обкатываясь по эпициклической (неподвижной) шестерне, они вращают водило, что соединено со ступицей.

Подобные бортовые передачи отличаются:

  • незначительными размерами,
  • большим передаточным числом.

При этом им присуща высокая надежность. Но конструкция, если сравнивать с несоосной (простой однорядной) передачей, отличается своей сложностью.

Валы и шестерни колесной передачи выполняются из хромоникелевой и хромистой стали. Картеры изготавливают из особой стали и ковкого чугуна. Смазкой для бортовой передачи служит трансмиссионное масло.

Для колесных и гусеничных машин

Для колесной техники характерна передача работы от мотора к каждому ведущему колесу с помощью агрегатов:

  • коробкой передач (переменно),
  • главной передачей (постоянно).

Когда подобная схема распространяется на гусеничную технику, появление до бортового фрикциона значительных передаточных чисел приводит к увеличению крутящего момента, получаемого от мотора. Чтобы избежать пробуксовки фрикциона, необходимо увеличить его размер, поставить более сильные пружины. Недостатки данного устройства явные. По этой причине система гусеничной техники нуждается в обеспечении до бортового фрикциона передаточного числа в приемлемых границах.

Максимальный уровень передаточных чисел за бортовым фрикционом может быть получен с помощью бортовой передачи. Их образование между гусеницей и мотором происходит три раза. В этом – основное отличие от системы колесной машины.

Специалисты автосевриса «НижегородАВТО» осуществляют ремонт механической коробки передач или АКПП.

Устройство механической грузовой коробки передач

Существуют две разновидности КПП, устанавливаемых на грузовые автомобили – механические и автоматические. Первые появились гораздо раньше, они отличаются большей надежностью, выносливостью и лучшей ремонтопригодностью.

Переключение передач грузовика осуществляется благодаря наличию ступеней с зубчатыми шестеренками. Смена скоростного режима происходит из-за перемещения этих шестеренок. Зубья, сцепляющиеся с шестернями, обеспечивают возможность синхронизации колес и крутящего момента.

Говоря об устройстве механической коробки грузовика, необходимо упомянуть следующее:

  • В ее конструкцию входит большое количество узлов трансмиссии – обгонные муфты, блоки шестеренок, блок заднего хода.
  • Картер заполнен маслом, которое необходимо для смазки шестеренок, находящихся в постоянном движении.
  • Сцепление находится рядом с маховиком, установленным непосредственно на силовой установке.
  • Благодаря синхронизаторам скорости переключаются плавно, без ударов, вибраций и колебаний.

Особенности устройства трансмиссии исключают риск включения сразу нескольких передач – для этого используется кулиса, блокирующая самопроизвольную смену скоростей.

Демультипликатор и делитель

Логично, что такое большое количество передач влечет за собой определенные сложности с их переключением. Чтобы упростить задачу водителя, избавить его от необходимости поиска нужной скорости и «попадания» в нее, конструкторы изобрели принципиально новое решение, агрегаты, значительно упрощающие работу с грузовиками, но при этом не усложняющие конструкцию трансмиссии. Речь идет о делителе и демультипликаторе. Рассмотрим их подробнее.

Итак, делитель – это деталь, являющаяся в некоторой степени КПП для КПП. Выполнена она в виде редуктора, состоящего из двух ступеней, первая из которых является прямой, а вторая – повышающей. Будучи установленным, например, на 4-хступенчатую трансмиссию, делитель удваивает количество передач, и их становится 8.

Что касается демультипликатора, то он также представляет собой 2-хступенчатый редуктор, но нижняя его ступень является понижающей. Говоря иными словами, чтобы получить 16-тискоростную КПП, берут стандартную коробку и соединяют ее и с делителем, и с демультпликатором. Получается формула 4 на 2 и на 2 равно 16. Управление описанными выше агрегатами осуществляется посредством рычажков и кнопок, дополнительно установленных на коробке передач.

Особенно большое количество скоростей актуально, когда автомобиль поднимается под внушительным уклоном, а ресурсов двигателя не хватает для создания требуемой тяги. Помимо прочего, трансмиссии с делителями и демультипликаторами характеризуются повышенным износом и большей экономичностью.

Признаки неисправности

Существует несколько признаков необходимости ремонта коробки передач грузового автомобиля:

  • Скорости движения меняются самопроизвольно.
  • Передача не включается (как правило, случается это из-за износа механизмов привода переключателей шестеренок).
  • Переключить скорость становится все сложнее, для этого приходится прикладывать усилие. В таких случаях необходимо срочно обратиться на СТО, т.к. подобный признак может свидетельствовать о поломке шлица первичного вала.
  • В процессе езды появляются посторонние звуки и вибрации, которые являются свидетельством разрушения подшипников.

Регулировка привода управления танка механизма поворота

  1. Поставить рычаги управления в крайнее нижнее положение.
  2. Отрегулировать тяги колодочных тормозов так, чтобы колодки под действием пружин плотно прижимались к барабанам, а рычаги управления имели свободный ход по рукоятке 25-30 мм. Пружины натягиваются маховичком, поворачивающим вале эксцентриковыми опорами пружин.
  3. Отрегулировать зазор у регулировочных винтов гидравлических прессов, поворачивающих вал управления, с таким расчетом, чтобы, как только будет выбран свободный ход рычагов управления, регулировочные винты прессов уперлись в штоки клапанов.
  4. Продолжать подъем рычагов управления. Как только ролики найдут на выступы профилировочных кулачков, рычаги включения фрикционов должны нажать на штоки клапанов включения гидравлических прессов фрикционов. Момент включения гидравлических прессов фрикционов регулировать регулировочными винтами. При дальнейшем подъеме рычагов должны включаться бортовые тормозы.
  5. При помощи стяжных муфт, находящихся на тягах, отрегулировать бортовые тормозы. Если стяжная муфта полностью затянута, а бортовой тормоз тормозит слабо или совсем не тормозит, необходимо стяжную муфту развинтить настолько, чтобы концы тяги удерживались в муфте резьбой не менее пяти ниток винта, а тягу переставить на следующее отверстие серьги и вновь отрегулировать бортовые тормозы.
  6. Закончив регулировку, запустить двигатель и, поворачивая танк вправо и влево на малых оборотах, проверить действие механизма поворота и, убедившись в его исправности, законтрить регулировочные винты. Необходимо помнить, что при поднятии правого или левого рычага поворота вначале должен выключиться колодочный тормоз; одновременно с ним рычаг гидравлического пресса должен нажать на шток клапана, после чего включается фрикцион (рычаг нажимает на шток клапана); только когда фрикцион будет включен; должен включиться бортовой тормоз.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]