Минпромторг в очередной раз выделил кругленькую сумму на разработку технологий, которые помогут ускорить наши вертолёты. На сей раз речь идёт о сумме почти в 1 млрд рублей. За эти деньги ведомство хочет разработать новые вертолёты и винтокрылые летательные аппараты (шифр «Стрекоза»), скорость которых будет достигать фантастических 700 км/ч.
Ответ на вопрос, кто станет победителем тендера, будет известен в середине августа. Источник Лайфа в авиационной отрасли полагает, что, скорее всего, поскольку это научно-исследовательская разработка (НИР), то заниматься ей будут КБ или какие-либо институты, например ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского).
Всего на создание перспективного скоростного вертолёта (ПСВ) было выделено из бюджета 7,5 млрд руб. Об этом в 2014 году говорил представитель Минпромторга Юрий Слюсарь. При этом в 2013 году «Вертолёты России» выиграли конкурс на научно-исследовательские работы по созданию перспективного вертолёта, в рамках которого было выделено 2,5 млрд рублей. Большую часть этой суммы получил завод им. Миля, средства пошли на разработку аванпроекта (это предварительный этап разработки ПСВ).
В 2014—2015 годах в рамках госконтракта на эти цели планировалось выделить около 4 млрд рублей.
McDonnell Douglas AH-64 Apache | Скорость 293 км/ч
McDonnell Douglas AH-64 Apache — самый распространенный ударный самолет в мире, который также относится к самым быстрым. Его производителем выступает , на счету которой ни одна воздушно-летательная машина, способная похвастаться превосходными скоростными характеристиками. Летательный аппарат появился в середине 70-х годов прошлого столетия. Именно тогда состоялся первый испытательный полет этой модели. Максимальная скорость, которую способен развивать Douglas AH-64 Apache — 293 км/ч. Производство вертолетов происходит и по сегодняшний день. Всего насчитывается более 2 тысяч воздушных единиц, которые стоят на вооружении многих государств, среди которых США, Япония, Нидерланды и другие страны.
Ми-28Н
Разработанный ОКБ Миля и поступивший в эксплуатацию в 2013-м Ми-28Н, в России именуемый «Ночным охотником», а по классификации НАТО проходящий под грозным позывным «Опустошитель», уже успел показать себя в качестве надежного боевого ударного вертолета во время антитеррористической операции в Сирии.
Ми-28Н, Фото: mil.ru
Разработка Ми-28, которую возглавил тогдашний генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. Миля Марк Вайнберг, началась еще в 78-м году прошлого столетия в рамках соревнования с конструкторским бюро Камова, а через 4 года взлетел первый опытный образец. С того момента конструкция вертолета подверглась множеству модификаций и только в начале нового тысячелетия обрела окончательные формы.
Экипаж вертолета, способного подняться в воздух с боевой нагрузкой в 2,5 тонны, состоит из двух пилотов. Крейсерская скорость модели, которая, кроме армии РФ, стоит на вооружении также в Ираке и Алжире, составляет 265 км/ч, но машина может в полете разгоняться и до 300. «Ночной охотник» — это не тот вертолет, который летит только по прямой: винтокрылая машина способна выполнять фигуры высшего пилотажа, включая бочку, петлю Нестерова и переворот Иммельмана.
КА-52 | Скорость 300 км/ч
КА-52 занимает девятую строчку в списке самых быстрых самолетов мира. Летательный аппарат, известный также под названием «Аллигатор» был разработан в начале 20 столетия вертолетным . Он является модифицированной моделью КА-50. Испытание «Аллигатора» состоялось в 1997 года. Тогда вертолет показал максимальны результаты —300 км/ч. Производство воздушных машин такого типа происходит и по сегодняшний день. На данный момент насчитывается около сотни экземпляров. Все единицы стоят на вооружении ВКС России. В ближайшее время планируется производство машин, которые будут пущены на экспорт.
Ми-24
Входящий в число знаменитейших вертолетов мира и второй по распространенности, которому в натовской классификации присвоено название «Лань», — это Ми-24, успевший с момента первого полета в сентябре 1969 года поучаствовать в целой веренице вооруженных конфликтов по всей планете. Винтокрылая машина, разработанная ОКБ Миля полвека назад, по сей день активно применяется вооруженными силами массы стран — модификации ударного вертолета эксплуатируют больше 60 государств.
Ми-24, фото: commons.wikimedia.org
В проекте Ми-24, началу созданию которого положило постановление Совмина Советского Союза от 6 мая 1968-го, учитывались наработки, прежде использованные в конструкции предыдущих моделей, созданных конструкторским бюро. На момент выхода в серию советский вертолет, больше знакомый жителям России и СНГ под агрессивным прозвищем «Крокодил», стал вторым в мире, предназначенным исключительно для боевого применения — первым была американская «Кобра» — AH-1.
Отличительная черта Ми-24 — тандемная кабина управления, в которой пилот и командир экипажа размещаются один над другим. Другой характерный признак — отрицательное угловое отклонение крыла от базовой плоскости в 12 градусов, благодаря которому создается до трети подъемного момента. Вертолет способен разгоняться в горизонтальном полете до 335 км/ч.
NHI NH90 | Скорость 300 км/ч
NHI NH90 — один из самых быстрых многоцелевых вертолетов, разработанных компанией Eurocopter в 1995 году. В ходе испытаний воздушной машины были получены показатели 300 км/ч. Сегодня NHI NH90 эксплуатируется и находится на вооружении более десятка стран, среди которых Франция, Германия, Италия, Швеция и др. Стоимость одной единицы на сегодняшний день составляет порядка 45 миллионов американских долларов. В настоящее время производством самолетов занимаются , «Агуста/Уэстленд» и «Сторк Фоккер».
Зачем это всё нужно?
В Минпромторге отметили, что в мировом вертолётостроении приняты долгосрочные программы по существенному улучшению характеристик безопасности полёта и лётно-технических, экологических характеристик перспективных вертолётов. В рамках этих программ разработаны экспериментальные вертолёты, превысившие скорость полёта в 460 км/час. Поэтому нужно достичь данных показателей и даже их превзойти.
Увеличение скорости — дело благое, потому что чем быстрее вертолёт, тем больше за одно и то же время он сможет перевезти грузов. Но также очень важно, чтобы цена этого прироста была не слишком большой.
По словам Олега Пантелеева, в начале 1990-х годов в СССР создали прототип сверхзвукового вертикально взлетающего палубного истребителя Як-141. Но на диаграмме «полезная нагрузка — дальность» характеристики этого самолёта были настолько скромными, а в графе «стоимость» — настолько вызывающими, что программа не получила развития.
Если же речь идёт о коммерческих компаниях, которым надо получать прибыль, то конструкторам-разработчикам приходится решать оптимизационную задачу, вводя в уравнение ещё и параметры стоимости эксплуатации. Важно ведь сделать скоростной вертолёт не любой ценой, а за такую, которую готов заплатить покупатель, причём как за владение быстрой машиной, так и за каждый час полётов на ней.
— Научные разработки в этой сфере очень важны, чтобы расширить понимание проблемы, определиться, каких знаний и технологий нам не хватает, чтобы сделать новый рывок и создать новое поколение вертолётов. Вовсе не обязательно итогом работы станет что-то революционное, может оказаться и так, что будет найдена пара «фишек», которая позволит за очень умеренные деньги увеличить крейсерскую скорость процентов на 10. Это тоже будет важным результатом, — резюмирует Пантелеев. — Более того, если возможный результат окажется неудовлетворительным, это не будет означать, что работа провалена. Главное — понять, где границы возможного на сегодняшнем уровне развития техники, насколько эти границы можно раздвинуть, если создать и применить новые технологии.
Эксперт отметил три возможных направления применения разработки. И первое из них — это использование военными заказчиками.
— Современные боевые действия требуют, чтобы удар наносился быстро, внезапно, с неподготовленных площадок. Второе — специальные операции. К примеру, поиск и спасение — промедлишь немного и спасать будет некого, все уже замёрзли или утонули. Третье — обслуживание удалённых офшорных платформ. Если до буровой несколько сотен километров, то нужно иметь большую дальность полёта. А высокая скорость была бы не лишней, чтобы можно было туда и обратно управиться побыстрее — за одну рабочую смену одного экипажа, — говорит Пантелеев.
Лайф поинтересовался у экспертов, которые разрабатывают имитаторы боевых вертолётов для российской армии: насколько скорость винтокрылой машины может повлиять на снижение количества случаев попадания в вертолёт из средств ПВО. Эксперт был неумолим, скорость вертолёта не поможет ему уйти от средств противовоздушной обороны.
— Все авиационные ударные средства имеют скорость полёта 700—800 км минус 200. У них средства поражения находятся на внешних балочных держателях. И прочность этих держателей ограничивают скорость. Для ракет, которые летят со скоростью условно 2 тыс. км/ч, эти цели являются маломанёвренными и сложности не представляют. Сбить летящий вертолёт проблем не составит. В противовоздушной обороне есть не только ПЗРК, есть ещё мобильные комплексы, ЗРК и т. д. ПЗРК находится непосредственно в боевых порядках. Очень сложно обойти ПВО, надо как-то её преодолевать, — сказал Лайфу Владимир Растопчин, конструктор из , которая разрабатывает имитатор боевых вертолётов для учений.
Как говорят специалисты, чтобы вертолёт был более неуязвим для средств ПВО, нужно сделать акцент не столько на скорости, сколько на разработке передовых средств защиты.
7. AgustaWestland AW139 | Скорость 310 км/ч
AgustaWestland AW139 — самый быстрый самолет, разработанный англо-итальянской компанией Agusta совместно с Bell Helicopters. Первый испытательный полет воздушной машины произошел в 2001 году. Тогда летательный аппарат показал свою максимальную скорость, которая достигла 310 км/ч. Крейсерская скорость судна способна достигать 306 км/ч. Стоимость одной единицы AW139 на сегодняшний день составляет около 30 миллионов американских долларов. Модель также может похвастаться тем, что относится к самым безопасным вертолетам в мире. AgustaWestland AW139 эксплуатируется многими зарубежными странами, в том числе и Россией.
Самые лучшие российские вертолеты
Наша страна долгое время занимает лидирующие позиции в разработке и производстве вертолётов. Даже США, обладающие самыми современными военными технологиями, закупают некоторые вертолёты российского производства. Причинами этого являются более простая, но не уступающая американским аналогам конструкция вертолётов и понятное управление.
Черная акула — один из лучших вертолетов в мире
На протяжении нескольких последних лет российский военно-промышленный комплекс занимает первое место в мире по темпам роста. В войска уже поставляются всё новые и новые модели вертолётов, и к 2022 году их количество должно составить более 1100 машин. В том числе и новые модификации легендарной «Чёрной Акулы», Ка-50.
Ка-50 один из лучших российских вертолетов
Этот вертолёт незаслуженно обходят различные рейтинги, и лишь потому, что массовое его производство так и не начиналось. Было выпущено всего 15 единиц Ка-50, в связи с чем он так и остался в категории экспериментальных вертолётов. Он имеет отличные лётные характеристики, превосходную маневренность и скорость более 400 км/ч. Сейчас будет выпускаться улучшенная его модель, Ка-52.
Ка-52 — улучшенная версия Ка-50 «Чёрной Акулы»
Вторым основным вертолётом, предполагающимся для поставок в российские ВВС, является Ми-28Н. Он выполнен по «классической» схеме, у которой есть свои минусы, но также и хорошие преимущества. Он также показал высокие результаты при лётных испытаниях, лишь немного уступающие Ка-52.
МИ-24 | Скорость 320 км/ч
МИ-24 — самый быстрый советский вертолет, созданный на базе МИ-14. Первый экземпляр, как и последующие, были собраны на Московском вертолетном заводе. Первый полет состоялся осенью 1969 года. В ходе экспериментальных испытаний МИ-24 показал великолепные результаты, которые составили 320 км/ч. В последующем модель прошла множество модификаций и доработок с целью улучшения летательных характеристик и эксплуатационных особенностей. Модифицированные модели способны разместить на своем борту до 8 человек экипажа и 4 раненых на носилках. В настоящее время МИ-24 эксплуатируется в России, зарубежных государствах и странах СНГ.
Самые быстрые серийные вертолеты
Какие же ещё вертолёты попали в список лучших вертолётов в мире за свои скоростные показатели? Вертолёт Ми-24 под кодовым названием «Лань», который по сути является гибридом вертолёта и самолёта, был выпущен в 1969 году. Этот тяжёлый и неповоротливый на вид вертолёт воевал в горных ущельях, в пустынях и лесах Африки, а в Афганистане и вовсе стал символом той войны.
Быстрый вертолет Ми-24 стал легендарным на войне в Афганистане
Несмотря на свой громоздкий вид, Ми-24 может развить вполне приличную скорость. Этот вертолёт является одним из самых быстрых боевых вертолётов в мире. Его скорость может достигать 320 км/ч. Эта машина стала действительно устрашающим оружием для противника. Афганские боевики говорили про него: «Мы не боимся русских, но боимся их вертолётов!»
Чуть медленнее Ми-24 развивает скорость знаменитый «Чёрный ястреб». Эта машина была создана более 40 лет назад, но его можно по праву признать вертолётом XXI века. По совокупности своих характеристик он является одним из лучших в мире. Существует несколько модификаций этого вертолёта, «Морской ястреб», «Спасательный ястреб» и прочие.
«Чёрный ястреб» один из самых быстрых серийных вертолетов
Эта машина довольно капризна в обслуживании, ведь все «Ястребы» просто напичканы высокотехнологичным оборудованием. Но он сполна компенсирует некоторые неудобства своими универсальными возможностями. «Ястреб» применяется и в военных целях, и для поисково-спасательных операция, и даже как штабный вертолёт для транспортировки высшего руководства. «Ястреб» широко поставляется на экспорт и закупается многими странами.
КА-50 | Скорость 390 км/ч
КА-50 или «Черная акула» — самый быстрый российский вертолет. Воздушно-военное судно было разработано в 1982 году. В ходе испытаний при пологом кипировании летательная машина развила скорость 390 км/ч. Был принят на вооружение РФ в 1995 году, а его производство продолжалось вплоть до 2009 года. Всего было выпущено 17 летательных аппаратов такого типа, которые по сегодняшний день эксплуатируются ВВС России. В дальнейшем было принято решение заменить выпуск одноместного вертолета на двухместную модификацию КА-52.
Ка-52
Российский боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор», предназначенный для ведения разведки и поражения наземной техники противника, в том числе бронированной, поступил в вооруженные силы РФ в 2011 году. А в 2015-м впервые взлетела модификация машины корабельного базирования. По состоянию на 2022 год операторами «Аллигатора» являются только две страны в мире — Россия и Египет, с которым заключено соглашение на изготовление для последующей передачи 46 единиц техники.
Ка-52, фото: mil.ru
Работы над проектом винтокрылого летательного аппарата нового поколения начались в ОАО «Камов» в середине 90-х. Главным конструктором опытного экземпляра выступил президент предприятия Сергей Викторович Михеев. Создание вертолета велось с использованием наработок, которые прежде уже применялись при создании другой машины с соосной схемой расположения винтов, которая также участвует в этом топе, — Ка-50.
Ка-52 уже успел поучаствовать в боях на территории Сирийской Арабской Республики и, несмотря на некоторые технические неполадки, приведшие к крушению одного борта, показал себя в качестве высокоэффективного средства подавления наземных сил противника. Экипаж вертолета состоит из 2 человек. Машина способна разогнаться в горизонтальной плоскости до 350 км/ч.
Westland Lynx | Скорость 400 км/ч
Westland Lynx — самый быстрый самолет, разработанный британской компанией Westland во второй половине 20 века. Летательный многоцелевой аппарат в свое время побил все рекорды и способен был развивать скорость до 400, 8 км/ч. Военно-транспортные судна такого типа до сих пор эксплуатируются. Westland Lynx принимал участие в Фолклендской, иракской и ливийской войнах. Эксплуатируемые серийные единицы не способны похвастаться такими летательными характеристиками, как первая испытательная модель. Максимальная скорость на которую они способны составляет 260 км/ч.
Как полетит суперскоростной вертолёт?
Предполагается, что учёные и конструкторы по заданию Минпромторга изменят формирование компоновок несущего и рулевого винтов, обеспечивающих скорость полёта винтокрылых летательных аппаратов (ВКЛА) до 400 км/час, повысят уровень безопасности полёта (снижение коэффициента авиационных происшествий на 5—7%), уменьшат воздействие на окружающую среду (снижение амплитуды звукового давления от несущего и рулевого винтов в 1,5—1,7 раза) и др.
Специалистам предстоит также повысить уровень безопасности полёта на критических режимах, разработать электродистанционную систему управления. Кроме того, они займутся созданием научно-технического задела (НТЗ) для формирования решений по аэродинамике и динамике перспективных гражданских вертолётов с максимальной скоростью до 700 км/ч.
По словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, увеличение скорости при сохранении возможности вертикального взлёта — задача решаемая. Будет ли речь идти о 400 или 700 км/час — зависит от того, насколько далеко создатели отступят от традиционной схемы вертолётов.
— Понятно, что Ми-8, даже если его оснастить более мощным двигателем, рекорд скорости не поставит. Создатели прототипов скоростных вертолётов оснащают свои творения толкающими винтами. Для достижения ещё более высоких скоростей придумывают механизмы фиксации или складывания лопастей и применения несущего крыла. Но в любом случае применяются такие очевидные решения, как облагороженная аэродинамика, убирающееся шасси, никаких выступающих за обводы фюзеляжа топливных баков, законцовки на лопастях несущего винта и т. д., — говорит Пантелеев.
Sikorsky S-97 Raider | Скорость 444 км/ч
Sikorsky S-97 Raider — один из самых быстрых вертолетов в мире. Он был разработан на базе своего предшественника Sikorsky X2, а первый его полет состоялся в 2015 году. Максимальная скорость на которую способна военно-воздушная машина составляет 444 км/ч, а его крейсерская скорость с подвесным вооружением — 407 км/ч. Планируется, что данное воздушное судно сможет заменить американские разведывательные вертолеты Bell OH-58 Kiowa. В отличие от предшествующих разработанных военно-воздушных машин S-97 Raider имеет наибольшую выносливость, маневренность, а также способен летать на больших высотах.
Ми-26 — 295 км/ч
Ми-26, по классификации НАТО: Halo («Ореол»), неофициальное название — «Корова» — советский тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт, производимый на в России. Является самым большим серийно выпускаемым вертолётом в мире. Используется для решения задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций. По состоянию на 2011 год всего изготовлено — 316 машин, из которых 40 были экспортированы за рубеж (Канада —12, Индия — 10, Северная Корея — 2, Малайзия — 2 Перу — 2, Южная Корея — 1 и др).
8
Sikorsky X2 | Скорость 468 км/ч
Sikorsky X2 расположился на второй строчке рейтинга самых быстрых самолетов в мире. Он относится к экспериментальным моделям американской компании Sikorsky Aircraft, основателем которой выступал Игорь Сикорский. Первые испытания судна состоялись в 2008 году, в ходе которых были обнаружены некоторые недочеты в разработке конструкции. Усовершенствованная воздушная машина совершился свой повторный полет спустя два года, установив рекорд в 468, 6 км/ч. Тем самым Сикорский опередил своего прежнего британского рекордсмена Westland Lynx. Вес Sikorsky X2 превышает 3,5 тонны. В 2011произошел «закат карьеры» Сикорского, который успел совершить за все время 23 вылета.
Ка-50
Послуживший прототипом для создания «Аллигатора» ударный вертолет Ка-50, на 15 лет раньше «вышедший из-под пера» Сергея Михеева, стал первой винтокрылой машиной сухопутного базирования с соосной схемой расположения несущих винтов. В западной терминологии эту советскую машину, 15 лет после распада СССР стоявшую на вооружении в армии России, знают под именами «Обманщик» и «Оборотень». Для россиян и жителей СНГ гораздо больше привычно другое имя — «Черная акула».
Ка-50, фото: mil.ru
Совет Министров СССР постановил начать создание боевой винтокрылой машины нового типа, предназначенной для уничтожения живой силы и техники, в том числе при неблагоприятных метеорологических условиях, в декабре 1976 года. Задача, поставленная перед двумя ОКБ, Миля и Камова, подразумевала проектирование машины, не уступающей и отчасти превосходящей последнюю американскую разработку в области вертолетостроения — AH-64 «Апач». В итоге концепция вертолета поля боя, в корне отличающаяся от идей зарубежного военпрома, оказалась для того времени поистине новаторской.
Помимо впервые использованной для машин сухопутного базирования соосной винтовой схемы, новшеством стало и сокращение экипажа до одного человека — оператора орудийных систем заменил автоматизированный прицельно-навигационный комплекс, позволивший управлять вооружением и полетом единственному пилоту. Хотя в текущее время вертолеты сняты с эксплуатации и используются в качестве учебных, это не отменяет их летных качеств — «Черная акула» способна развивать скорость до 390 км/ч.
Eurocopter X3 | Скорость 487 км/ч
Eurocopter X3 — самый быстрый самолет в мире, способный развивать невиданную скорость для такого типа воздушного судна. Его абсолютный рекорд составляет 487 км/ч. Он относится к экспериментальным моделям, и был разработан несколько лет назад франко-немецкой компанией Eurocopter. Первый полет гибридная модель совершила в 2010 году, разогнавшись до 410 километров в час. Но затем создателям воздушной машины удалось улучшить характеристики Eurocopter X3, после чего ему удалось поставить свой мировой рекорд, обогнав бывшего победителя рейтинга Sikorsky X2.
https://www.youtube.com/watch?v=ooBICBDSC3c
30 6
Топ-10 самых быстрых вертолётов в мире
Топ-10 самых быстрых вертолётов в мире
27 November ’16
Первый проект летательного аппарата, похожего на современный вертолет, создал Леонардо да Винчи еще в 1475 году. Но впервые человеку удалось оторваться от земли на винтокрылой машине лишь 29 сентября 1907 года – братья Луи и Жак Бреге совершили первый в истории вертикальный полет на вертолете, построенном по собственным чертежам.
Но вертолеты братьев Бреге, как и все предыдущие проекты, были рассчитаны только на вертикальный подъем. 18 мая 1911 года русский инженер Борис Юрьев опубликовал в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей. До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолетов и позволяет машинам летать по горизонтальной оси.
Скорость является немаловажной технической характеристикой вертолета. Для улучшения скоростных характеристик разработчики применяют различные несущие системы с разным количеством винтов и лопастей, а некоторые модели оснащены специальными толкающими винтами. За столетнюю историю вертолетов авиаконструкторам удалось «разогнать» их почти до 500 км/ч. На этой неделе редакция шведского интернет-портала expressen.se составила рейтинг современных вертолетов, назвав Топ-10 самых быстрых винтокрылых машин.
1-е место Вертолет Eurocopter X3. Максимальная скорость – 472 км/ч militaryfactory.com
Экспериментальный гибридный вертолет (винтокрыл), созданный компанией Eurocopter. Первый полет состоялся в 2010 году во Франции militaryfactory.com
2-е место AH-64D Apache. Максимальная скорость – 365 км/ч thebrigade.com
С середины 80-х годов Apache является основным ударным вертолетом армии США. Впервые участвовал в боевых действиях во время вторжения американцев в Панаму в 1989 году airplane-pictures.net
3-е место Ка-52 «Аллигатор». Максимальная скорость – 350 км/ч airwar.ru
Многоцелевой ударный вертолет является модернизированной версией Ка-50 «Черная акула». Первый полет он совершил в 1997 году, серийно производится с 2008 года. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом airwar.ru
4-е место NH90. Максимальная скорость – 324 км/ч defenseindustrydaily.com
NH90 – многоцелевой вертолет, разработанный компанией Eurocopter. Совершил первый полет в 1995 году defenseindustrydaily.com
5-е место Boeing CH-47 Chinook. Максимальная скорость – 315 км/ч boeing.com
Американский тяжелый военно-транспортный вертолет продольной схемы. Эксплуатируется с начала 60-х годов boeing.com
6-е место Ми-35М. Максимальная скорость – 310 км/ч bmpd.livejournal.com
Является усовершенствованной модификацией вертолета Ми-24. Серийно производится с 2005 года bmpd.livejournal.com
7-е место AgustaWestland AW101 Merlin (до 2007 года носил название EH101). Максимальная скорость – 309 км/ч aircraftcompare.com
Вертолет средней грузоподъемности, используется для военных и гражданских целей. Впервые поднялся в воздух в 1987 году aircraftcompare.com
8-е место AgustaWestland AW139. Максимальная скорость – 306 км/ч аvia.pro
Англо-итальянский двухмоторный многоцелевой вертолет. Армейская модификация вмещает до 10 военнослужащих в полном снаряжении. Первый полет состоялся в 2001 году аvia.pro
9-е место Ми-28Н «Ночной охотник». Максимальная скорость – 300 км/ч bmpd.livejournal.com
Российский ударный вертолет Ми-28Н впервые поднялся в воздух 14 ноября 1996 года. Серийно производится с 2006 года. vpk.name
10-е место Ми-26. Максимальная скорость – 295 км/ч militaryarms.ru
Ми-26 является самым крупным в мире серийным транспортным вертолетом. За свои габариты машина получила прозвище «Летающая корова» militaryarms.ru
AgustaWestland AW101 – 309 км/ч
Пятое место в рейтинге самых быстрых вертолетов занимает AgustaWestland AW101, а в Великобритании, Дании и Португалии он известен как Merlin — многоцелевой вертолет средней нагрузки, разработанный AgustaWestland. Используется как в военных, так и в гражданских целях. Первый полет он совершил 9 октября 1987 года.