Ростех выпустил первый гражданский арктический вертолет Ми-8АМТ


Ми-8AMT/Ми-171
Типтранспортный, гражданский, военно-транспортный вертолёт
РазработчикОКБ Миля
ПроизводительУлан-Удэнский авиационный завод
Первый полёт1991 год
Начало эксплуатации1992 год
Единиц произведеноне менее 265 экз.
Базовая модельМи-8 (Ми-17)
Медиафайлы на Викискладе

Ми-171
— советский/российский гражданский транспортный вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля, модификация вертолёта Ми-8 (Ми-17) — Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е).

Военная модификация вертолёта Ми-8АМТШ (Ми-171Ш

, «Ш» — штурмовой) принята на вооружение в 2009 году[1].

Производство

Вертолёты типа Ми-8/17 производятся на Улан-Удэнском авиационном заводе и Казанском вертолётном . По состоянию на 2014 г. произведено более 12 тысяч таких машин, что является рекордным показателем в мире среди двухдвигательных вертолётов. Они были поставлены более чем в 100 стран мира, их общий налёт насчитывает около 100 миллионов часов.

В настоящее время выпускаются следующие модели гражданского назначения типа Ми-8/17[2]: Ми-8АМТ

,
Ми-8МТВ-1
,
Ми-171
,
Ми-171А1
и
Ми-172
.

Модификации

Название моделиКраткие характеристики, отличия
Ми-8АМТШ (экспортное название — Ми-171Ш)Военно-транспортный вариант вертолёта Ми-8АМТ (Ми-171). Назначение: транспортировка и оперативная высадка до 16 десантников, транспортировка до 12 раненых на носилках в сопровождении медперсонала, перевозка грузов до 4000 кг в грузовой кабине, перевозка грузов до 4000 кг на внешней подвеске, высокоэффективное уничтожение живой силы противника, бронетехники, надводных целей, сооружений, укреплённых огневых точек и других подвижных и неподвижных целей, огневая поддержка десанта, сопровождение военных колонн, CSAR (боевые поисково-спасательные операции), разведывательные операции, патрулирование, гражданские операции (поисково-спасательные операции, пожаротушение и так далее).
Ми-8АМТШ-ВМодернизированная версия военно-транспортного вертолёта Ми-8АМТШ с новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённым комплектом авионики[3].
Ми-8АМТШ-ВАВоенно-транспортный вертолёт для эксплуатации в сложных метеоусловиях арктической зоны и Крайнего Севера. Разрабатывается с учётом специфики применения в условиях низких температур, ограниченной видимости при выполнении полётов, в том числе во время полярной ночи[4]Закупочная стоимость Ми-8АМТШ по госзаказам повысилась с 200 млн руб в 2010 году[5] до 250 млн руб в 2012 году[6].
Ми-171А1модификация вертолёта Ми-8АМТ соответствующая нормам лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29. Эксплуатируется бразильской авиа. Отличается топливной системой без расходного бака, топливными баками с внутрибаковыми коммуникациями, огненепроницаемыми стальными капотами, двухкамерными бустерами КАУ-80 и улучшенной противопожарной защитой.
Ми-171А2Ранее известный как Ми-171М. Разработан на базе Ми-171А. Машина будет иметь усовершенствованную силовую установку и трансмиссию, усовершенствованный двигатель 2×ГТД Климов ВК-2500ПС-03, новую несущую систему, модернизированный комплекс БРЭО, улучшенные лётно-технические и эксплуатационные характеристики, новую систему эксплуатации и обслуживания.Его максимальная скорость увеличилась до 280 км/ч, но динамический потолок остался прежним. Он будет отличаться уменьшенной стоимостью обслуживания, перевозить на внешней подвеске грузы до 5 тонн, осуществлять полёты при температуре окружающего воздуха от −50 °C до +50 °C и полёты при большей допустимой скорости бокового ветра. Дальность полёта с основными топливными баками увеличена до 800 км. 23 января 2012 года ОКБ Миля приступила к сборке первого прототипа Ми-171А2[7]. В феврале 2012 года вертолёт был представлен на выставке HeliExpo-2012 в США[8]. 24 мая 2022 года холдинг «Вертолёты России» в ходе Международной выставки вертолётной индустрии HeliRussia-2018 (Москва) передал первый серийный вертолёт Ми-171А2 производства Улан-Удэнского авиационного завода[9], приступивший к коммерческой эксплуатации этого типа 12 февраля 2022 г. По состоянию на 12 февраля 2022 года произведено восемь вертолётов Ми-171А2[10].
Ми-171А3Модификация вертолета соответствующая стандартам IOGP (Международная ассоциация производителей нефти и газа[en]) и отвечающая повышенным требованиям по обеспечению безопасности полетов над водной поверхностью[11].

«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен

Михаил Леонтьевич Миль прекрасно рисовал. Про его вертолеты говорили, что они рождены скорее в студии художника, нежели за чертежной доской. Перед тем, как начать работу над новым вертолетом, он делал его набросок, раскрашивал и говорил: «Вот такая у меня будет машина!» В наше время Михаила Леонтьевича назвали бы «вертолетным кутюрье». Посмотрите сами на рисунок из его рабочей тетради. Узнаете? Это и есть та самая Восьмерка. Через несколько месяцев этот набросок превратится в рабочие чертежи, обрастет металлом и поднимется в небо.

Ми-8 — это уникальный вертолет. Созданный в далеких 60-х годах прошлого века он прошел огонь и воду, его неоднократно модернизировали, но он и сейчас сохранил свой неповторимый облик. Машина до сих пор очень востребована, она постоянно улучшается и поставляется по всему миру. Только представьте себе, какой конструкторский потенциал развития был заложен его создателями. Форма и обводы вертолета исключительно гармоничны, изящны и смотрятся современно спустя десятки лет после своего создания.

Интересные факты

Первая модификация Ми-8 (тогда еще В-8) имела всего один двигатель АИ-24 В, который «забрали» у Ми-6 и 4-х лопастной несущий винт позаимствованный у поршневого Ми-4. У первой «восьмерки» были квадратные иллюминаторы салона, а вместо сдвижных блистеров кабины экипажа были двери. В дальнейшем квадратные окна уступили место круглым иллюминаторам и остались только на пассажирской версии вертолета.Фото Прототип В-8 В 1961 году первый Ми-8 успешно прошел заводские испытания и был готов для передачи на госиспытания. Но Миль, шокировав свое окружение сказал: «Мы ошиблись. Надо было делать двухдвигательный вертолет. Мы начнем новое проектирование». Следующая «восьмерка» (В-8А) уже имела 2 двигателя ТВ2-117 и поднялась в воздух всего через год после взлета первой модификации. Применение 2-х двигателей существенно повысило надежность эксплуатации и экономическую эффективность винтокрылой машины. В случае отказа одного двигателя вертолет мог безопасно продолжить полет на одном, что существенно снижало риски эксплуатации.

Ми-8 заказали гражданские

В то время во всем мире главным заказчиком, а значит и законодателем вертолетной моды была армия. Но Ми-8, который логически должен был заменить военный Ми-4, разрабатывался по заданию Министерства гражданской авиации, которое предъявило вертолету свои достаточно жесткие эксплуатационные требования. В результате получилась надежная и экономичная машина, которая быстро нашла свое место в гражданской жизни страны. С 1965 года вертолет выпускался серийно. Военные на тот момент продолжали летать на поршневом Ми-4, причем на тот момент существовало уже несколько вертолетных дивизий. Ну не поверили вначале они в эту машину, а зря.

В 1965 году к вертолету пришел успех. На международном авиасалоне в Ле Бурже Ми-8 стал знаменитым. Восьмерку выставили совместно с тяжеловесами Ми-6 и Ми-10. Вертолеты КБ Миля произвели сенсацию среди специалистов. Причем они удивили не только своими воздушными рекордами, но и технологичностью конструкции. Например, такая «мелочь» как вибрация тогда была реальной бедой вертолетной авиации. В те годы голос вертолетчика в эфире можно было легко узнать. Он был прерывистым от вибрации. Милевцы нашли решение этой проблемы, и наши пилоты разговаривали ровно и не напрягаясь, что вызывало зависть у конкурентов.

После авиасалона в Ле-Бурже военное командование СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолёт, летающий командный пункт, постановщик мин, помех, вертолет огневой поддержки. Всего было выпущено под сотню версий и модификаций этой машины. Как вы понимаете перечислять их все не только бессмысленно, но и беспощадно. Самой массовой стала модификация Ми-8Т. Буква «Т» означает транспортный. Кстати, эти вертолеты летают до сих пор, например в авиа.

Вопрос с подвохом: Сколько двигателей на вертолете?

На Ми-8Т, устанавливались двигатели ТВ2-117, которые запускались при помощи установленных на них электростартеров. Их было ровно два. Начиная с модификации вертолета Ми-8МТ (модернизированный транспортный) по наше время установливается не два, а три двигателя. Третий двигатель — пусковой. Он запускает два основных двигателя. На модификации Ми-8МТ устанавливались более мощные ТВ3-117. Для запуска этого двигателя используется воздушный турбостартер, который берет энергию (сжатый воздух) от небольшого вспомогательного газотурбинного двигателя АИ-9 В. Вот и получается что на вертолете установлено три двигателя.

Как внешне отличить Ми-8Т и Ми-8МТ?

Из-за замены двигателей ТВ2-117 на ТВ3-117 появились визуальные отличия между модификациями Т и МТ.

Первое и самое заметное — рулевой винт на Ми-8Т установлен с правой стороны по ходу движения, на Ми-8МТ — слева. Перемещение рулевого винта изменило направление его вращения и тем самым повысило КПД. Результатом стал прирост запаса путевого управления (запас хода педалей) и общий прирост мощности.

Второе — из-за вспомогательного двигателя АИ-9 В капоты на Ми-8МТ длиннее, чем на Т и слева есть небольшое сопло двигателя АИ-9 В.

Третье — штатно установленные пылезащитные устройства двигателей на Ми-8МТ (эдакие «грибы» на входных устройствах двигателей). Их использование на Ми-8Т было затруднительно, так как они съедали до 6% и без того малой мощности двигателей ТВ2-117.

Четвёртое — из-за возросшей грузоподъёмности на Ми-8МТ штатно устанавливаются трёхточечные балочные держатели для вооружения. На Ми-8Т — по две точки подвески с каждого борта.

Кого на свете больше

«Восьмерка» — самый массовый средний вертолет в мире. По общему числу выпущенных машин — двенадцать с лишним тысяч, вертолет Ми-8 не имеет аналогов среди машин своего класса. На этом поле ему проигрывают и знаменитый «Сикорский» со своими S-61 и UH-60 Black Hawk со всеми модификациями вместе взятыми, и крутой «Боинг» по серии вертолетов от Boeing Vertol CH-46 Sea Knight до Boeing CH-47 Chinook. По количеству изготовленных машин Ми-8 уступает только более легкому американскому Хьюи — Bell UH-1 Iroquois. Но Ирокез уже устарел навсегда, а конструкторский задел по пришедшему ему на смену «Черному ястребу» уже близок к нулю и это при том, что он на одиннадцать лет моложе Ми-8. Легендарная «Восьмерка» еще не исчерпала свой потенциал развития. По степени распространения в мире вертолету Ми-8 нет равных, практически уже нет страны, в которой бы не эксплуатировался «летающий грузовик». Кстати, Америка здесь не исключение, она была эксплуатантом Ми-8.

Суровый русский

Рассказано про нашу Восьмерку много, но одно из ее качеств мне хочется выделить особо. Этого нет ни у одного из ее зарубежных конкурентов — это надежность и неприхотливость в эксплуатации. Вроде мелочь, но посмотрите на суровый опыт Афганистана. Там были наши Ми-8 и американские Black Hawk с Chinook. Летали в одной местности с одних аэродромов. Одним словом «глотали одну и туже пыль».

Обслуживание, у западных машин было не в пример лучше. Это не потому что мы экономим на этом, а они нет. Это потому что их вертушки не в пример «нежнее». Нельзя их во время пыльной бури просто привязать к танку, чтобы не унесло ветром, да и на улице просто так не бросишь — песок может стекло поцарапать и краску попортить, а перепад температур электронику нежную расстроить. Наш вертолет может спокойно стоять под открытым небом, и не страшен ему ветер с песком и холодом. Если серьезно, то такое качество вертолета как возможность автономной безангарной эксплуатации, особенно в суровых климатических условиях, может быть важнее новеньких компьютерных джойстиков в кокпите высокотехнологичной, но увы не запускающейся на морозе винтокрылой машины.

При посадке самолетов и вертолетов на необорудованные площадки, в условиях северных территорий Аляски и Канады, правилами Воздушного кодекса запрещено глушить двигатели во время стоянки, как бы долго она ни продолжалась. Они могут повторно не запуститься. Арктика, как похоже и весь земной шар, объявлена «сферой стратегических интересов США». В рамках этих интересов министерство обороны США намечает реконструировать парк легких самолетов и вертолетов, которые будут способны садиться на необорудованные площадки и льдины. Они будут оснащены модернизированными двигателями или двигателями новой конструкции, которые будут легко запускаться в условиях Арктики. Но пока это слова. В перспективе и не понятно в какой ближайшей. А у нас уже есть и уже летает и специально для сверхнизких температур.

Покоритель Севера

Знакомьтесь — Ми-8АМТШ-ВА, военно-транспортный вертолет, специально разработанный для жесточайших условий Арктики. Он может самостоятельно запустить двигатели при автономном и безангарном базировании. Вроде ничего особенного, кто же из вертолетов такое не может. Только температура при этом может достигать минус 60 по Цельсию. Вот теперь да. Никто так не может. Вертолет оснащен не только специальной арктической теплоизоляцией и мощной системой обогрева, но и оборудованием для разогрева пайков и воды.

В Арктике летать сложно. Там характерны слабые и пропадающие спутниковые сигналы. GPS в отличие от ГЛОНАС там работает из рук вон плохо. Это потому что орбиты спутников GPS имеют невысокое наклонение и поэтому уровень сигнала низкий. ГЛОНАС же разрабатывался с учетом качественной работы на нашей территории, а мы страна северная, поэтому и прием сигнала на северных широтах у нашей системы более устойчивый. Добавьте к этому неустойчивую радиосвязь, полярную ночь, и практически безориентирную местность. Поэтому Ми-8АМТШ-ВА оснащен новым пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, которое позволяет в автоматическом режиме осуществлять полет по маршруту с выходом на заданную точку. Новое российское радиоэлектронное оборудование определяет местоположение машины даже при отсутствии спутниковых сигналов, выдает полную метеоинформацию, и позволяет безопасно эксплуатировать вертолет в темное время суток в том числе и в условиях полярной ночи. На вертолете установлены новые российские двигатели ВК-2500, производства питерского предприятия «Климов». 2700 лошадей на чрезвычайном режиме позволяют машине идти в набор высоты с одним отказавшим двигателем. Вертолет может преодолеть 1400 километров и находиться в воздухе более 7 часов. Как вам эта, экстремальная версия великолепной восьмерки? Подобного в мире просто не существует.

Великолепная восьмерка все еще в строю

В России самым крупным эксплуатантом вертолетов Ми-8 является авиа. Она же крупнейшая вертолетная компания в мире по величине и грузоподъемности флота. В парке авиакомпании находится более 264 вертолетов Ми-8 разных модификаций в том числе 163 Ми-8Т. География коммерческой эксплуатации этого авиапарка обширна, но основная работа приходится на Сибирь, Север и Дальний восток нашей страны. Места не самые ласковые на географической карте. Восьмерки, в том числе те самые первые Т-шки обслуживают нефтяников и газовиков, геологов и спасателей. И делается это в очень суровых климатических условиях.

От себя лично хочу сказать, что Ми-8 это не просто знаменитый вертолет — это винтокрылый бестселлер, это один из символов нашей страны.

Автор: Дмитрий Дрозденко Фото: Вертолеты России, Минобороны России

Эксплуатанты

Вертолёт Ми-171 Особой государственной службы охраны Азербайджана

Военные

  • Ангола — 8 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[12]
  • Аргентина — 2 Ми-171E, по состоянию на 2016 год[13]
  • Армения — 4 Ми-171 заказано (подробности ожидаются), по состоянию на январь 2022 года.
  • Бангладеш — 2 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[14] Всего заказано 6 Ми-171Ш и 1 Ми-171E по контракту 2015 г.[15]
  • Вьетнам — три Ми-171, по состоянию на 2016 год[16]
  • Гана — 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[17]
  • Иран — 25 Ми-171, по состоянию на 2016 год[18]
  • Ирак — некоторое количество Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[19]
  • Казахстан — три Ми-171, по состоянию на 2016 год[20],[21]
  • Кения — 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[22]
  • Китай — более 144 Ми-171, по состоянию на 2016 год[23]
  • Монголия — 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[24]
  • Никарагуа — 2 Ми-171E, по состоянию на 2016 год[25]
  • Нигерия — более шести единиц заказано[26]
  • Пакистан — 4 Ми-171 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[27]
  • Перу — 11 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[28] Всего заказано 56 Ми-171Ш по контакту 2013 года, поставки начались в 2014 году[29], в начале 2016 года поставки завершены[30]
  • Сенегал — 2 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[31]
  • Судан — 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[32]
  • Филиппины — 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[33]
  • Хорватия — 10 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[34]
  • Чад — 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[35]
  • Чехия — 16 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[36]
  • Шри-Ланка — 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[37]
  • Эквадор — 2 Ми-171E, по состоянию на 2016 год[38]

Аварии и катастрофы

  • 9 января 2009 года
  • Катастрофа Ми-171 под Воркутой 19 декабря 2009 года Ми-171 (бортовой номер RA-22468) Ухтинского филиала ООО Авиапредприятие «Газпромавиа», на борту которого находились 22 пассажира и три члена экипажа, выполнял рейс по маршруту Бованенково — Воркута. Воздушное судно совершило аварийную посадку в тундре в 700 м от шахты «Воркутинская», не долетев приблизительно 4,5 км до аэропорта Воркута. При жёсткой посадке вертолёта один из пассажиров получил тяжёлые травмы, от которых впоследствии скончался. Кроме того, причинён тяжкий вред здоровью другого пассажира[39][40].
  • Вертолёт Ми-171 Азербайджанских ВВС упал в море неподалёку от берега вблизи г. Баку. Все три члена экипажа погибли[41].
  • 7 июля 2014 года вертолёт Ми-17 ВВС Вьетнама упал в пригороде Ханоя. На борту находился 21 человек. Из них 16 парашютистов вьетнамских ВВС, два инструктора и три члена экипажа. Погибли 16 человек[42].
  • 22 июля 2014 года военный вертолёт Ми-171 разбился в китайской провинции Сычуань. 5 человек пострадали[43].
  • 14 марта 2015 года в Сербии разбился военный вертолёт, перевозивший больного младенца из региона Рашка на юге страны для госпитализации в Белград. Вертолёт Ми-171 упал неподалёку от белградского аэропорта Никола Тесла. На борту также находились четыре члена экипажа и два медицинских работника. По предварительной версии, причиной могли стать плохие погодные условия[44].
  • В ноябре 2015 года во время учений НАТО Trident Juncture Ми-171Ш чешских ВВС упал с высоты 10 метров и перевернулся на бок. Небольшие ранения получили второй пилот и четыре десантника. По заявлению министра обороны Чехии Мартина Стропницкого технической неисправности у вертолёта не было[45].
  • 19 октября 2016 года военный вертолёт Ми-171 потерпел катастрофу в Ферганской области. Погибли 9 человек (три члена экипажа и 6 военных пассажиров)[46]. По предварительной версии, причиной могли стать плохие погодные условия.
  • 3 августа 2022 года пятый опытный образец вертолёта Ми-171А2 совершил неудачную посадку во время тренировочного полёта на Эльбрусе[47]. Вертолёт лёг на бок и получил повреждения, пострадавших в результате жёсткой посадки нет[48].

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Уголок неба

Технические характеристики

  • Экипаж: 3 человека
  • Пассажировместимость: 26 человек
  • Грузоподъёмность: 4000 кг
  • Длина: 18,17
  • Диаметр несущего винта: 21,29 м
  • Высота: 5,65
  • Масса пустого: 6800
  • Нормальная взлётная масса: 11100 кг
  • Максимальная взлётная масса: 12000 кг
  • Силовая установка: 2 × ТВ3-117 (ВК-2500)
  • Мощность двигателей: 2 × 1641 кВт (2014)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 250 км/ч
  • Крейсерская скорость: 225 км/ч
  • Практическая дальность: 610 км
  • Практический потолок: 5000 м
  • Статический потолок: 3900 м

пЮАНРШ ОН ОПНХГБНДЯРБС ЦПЮФДЮМЯЙНИ РПЮМЯОНПРМНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ БЕПРНКЕРЮ МЮВЮКХЯЭ Б 1991 ЦНДС, ЩРНР БЕПРНКЕР ОНКСВХК МЮГБЮМХЕ лХ-8юлр, ЩЙЯОНПРМНЕ НАНГМЮВЕМХЕ ЩРНЦН БЕПРНКЕРЮ лХ-171е. гЮРЕЛ МЮВЮКХЯЭ ПЮАНРШ ОН ОПНЕЙРХПНБЮМХЧ БНЕММНИ РПЮМЯОНПРМН-ЬРСПЛНБНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ БЕПРНКЕРЮ Б ЙНМЖЕ 1990-У ЦНДНБ, ЩРНР БЕПРНКЕР ОНКСВХК МЮГБЮМХЕ лХ-8юлрь

, ЕЦН ЩЙЯОНПРМНЕ НАНГМЮВЕМХЕ лХ-171ь.

бЕПРНКЕРШ лХ-8юлрь (ЩЙЯОНПРМНЕ НАНГМЮВЕМХЕ лХ-171ь) ОПЕДМЮГМЮВЕМШ ДКЪ РПЮМЯОНПРХПНБЙХ КХВМНЦН ЯНЯРЮБЮ, Ю РЮЙФЕ ПЮГКХВМШУ ЦПСГНБ БМСРПХ ЙЮАХМШ Х МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ. нМХ ЛНЦСР ОПХЛЕМЪРЭЯЪ, Б РНЛ ВХЯКЕ, Х ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ЯОЮЯЮРЕКЭМШУ НОЕПЮЖХИ, Ю РЮЙФЕ МЕЯРХ МЮ ЯЕАЕ ПЮГКХВМНЕ БННПСФЕМХЕ.

мЕНТХЖХЮКЭМНЕ МЮХЛЕМНБЮМХЕ ДЮММНИ ЛЮЬХМШ «рЕПЛХМЮРНП», ОНД ЩРХЛ НАНГМЮВЕМХЕЛ БЕПРНКЕР ДЕЛНМЯРПХПНБЮКЯЪ Б 1999 ЦНДС Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ МЮ ЮБХЮЯЮКНМЕ тЮПМАНПН. мЮ БННПСФЕМХЕ ббя пНЯЯХХ БЕПРНКЕР АШК ОПХМЪР Б 2009 ЦНДС.

дЮММШИ БЕПРНКЕР ЯНУПЮМХК УНПНЬХЕ ДЕЯЮМРМН-БШЯЮДНВМШЕ БНГЛНФМНЯРХ. нОШР ЯНБПЕЛЕММШУ КНЙЮКЭМШУ ЙНМТКХЙРНБ Х БНИМ ОНЙЮГШБЮЕР, ВРН С БЕПРНКЕРЮ НВЕМЭ ЛЮКН БПЕЛЕМХ, БЯЕЦН МЕЯЙНКЭЙН ДЕЯЪРЙНБ ЯЕЙСМД МЮ БШЯЮДЙС ДЕЯЮМРЮ, ПЮЯЯЙЮГШБЮЕР КЕРВХЙ ОЕПБНЦН ЙКЮЯЯЮ ЛЮИНП юКЕЙЯЮМДП аЮПЯСЙНБ. оНЯКЕ ЩРНЦН ЛЮЬХМС ЛНЦСР КЕЦЙН ЯАХРЭ, ДЮФЕ, МЕЯЛНРПЪ МЮ НВЕМЭ УНПНЬЕЕ АПНМХПНБЮМХЕ. дКЪ РНЦН ВРНАШ СЛЕМЭЬХРЭ БПЕЛЪ БШЯЮДЙХ ДЕЯЮМРЮ, БЕПРНКЕРШ лХ-8юлрь ОНКСВХКХ ЯДБХФМШЕ ДБЕПХ, ЙНРНПШЕ НРЙПШБЮЧРЯЪ Я ДБСУ АНПРНБ, Ю РЮЙФЕ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙСЧ ПЮЛОС, ЙНРНПЮЪ ГЮЛЕМХКЮ ЯНАНИ ЛЕУЮМХВЕЯЙХЕ ЯРБНПЙХ. цКЮБМШЛ ФЕ НРКХВХЕЛ ЛЮЬХМШ ЯРЮКЮ БНГЛНФМНЯРЭ ЯНБЕПЬЮРЭ МНВМШЕ ОНКЕРШ. оНКЕРШ Б НВЙЮУ МНВМНЦН БХДЕМХЪ ДКЪ ПНЯЯХИЯЙХУ БЕПРНКЕРВХЙНБ БЕЫЭ ДНЯРЮРНВМН МНБЮЪ. хЛЕММН ХУ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ ОНГБНКЪЕР НАЕЯОЕВХРЭ МНВМНЕ ОПХЛЕМЕМХЕ БЕПРНКЕРЮ лХ-8юлрь.

оПХ МЕНАУНДХЛНЯРХ МЮ БЕПРНКЕР ЛНФМН СЯРЮМНБХРЭ ЙНЛОКЕЙЯ СОПЮБКЪЕЛНЦН БННПСФЕМХЪ, ЙНРНПШИ АСДЕР ЮМЮКНЦХВЕМ БЕПРНКЕРС лХ-24. оНЛХЛН ЩРНЦН БЕПРНКЕР ОНКСВХК СЯХКЕММСЧ АПНМЕГЮЫХРС (НАКЕЦВЕММЮЪ ЛЕРЮККНЙЕПЮЛХВЕЯЙЮЪ АПНМЪ), Ю РЮЙФЕ МНБСЧ ЮБХНМХЙС. мНБШИ ЙНЛОКЕЙЯ ЮБХНМХЙХ БЕПРНКЕРЮ ОНЛХЛН ОПНВЕЦН БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ ЛЕРЕНПЮДЮП, НВЙХ МНВМНЦН БХДЕМХЪ ОХКНРЮ, ЮООЮПЮРСПС ЯОСРМХЙНБНИ МЮБХЦЮЖХХ Х ХМТПЮЙПЮЯМСЧ ЮООЮПЮРСПС. йНЛОКЕЙЯ НАНПНМШ БЕПРНКЕРЮ лХ-8юлрь БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ ЯХЯРЕЛС НРЯРПЕКЮ КНБСЬЕЙ юян-2б Х ЩЙПЮММН-БШУКНОМШЕ СЯРПНИЯРБЮ.

бННПСФЕМХЕ БЕПРНКЕРЮ ЛНФЕР ПЮГЛЕЫЮРЭЯЪ МЮ 4-6 АЮКНВМШУ ДЕПФЮРЕКЪУ, ПЮЯОНКНФЕММШУ ОН АНЙЮЛ ТЧГЕКЪФЮ. ьРСПЛНБЮЪ БЕПЯХЪ БЕПРНКЕРЮ ХЛЕЕР ОПНРХБНРЮМЙНБШИ ЙНЛОКЕЙЯ ОНД МЮГБЮМХЕЛ «ьРСПЛ-б», ДБЮ СМХТХЖХПНБЮММШУ ОСЬЕВМШУ ЙНМРЕИМЕПЮ сой-23-250, БНЯЕЛЭ СОПЮБКЪЕЛШУ ПЮЙЕР РХОЮ 9л120 Х 9л114, ОСЬЙС ць-23к, Ю РЮЙФЕ ВЕРШПЕ АКНЙЮ а8б20-ю, ХЛЕЧЫХЕ Б ЙНЛОКЕЙРЕ МЕСОПЮБКЪЕЛШЕ ПЮЙЕРШ ЙКЮЯЯЮ я-8. рЮЙФЕ ОПХ МЕНАУНДХЛНЯРХ ЛНФМН СЯРЮМНБХРЭ ЙНЛОКЕЙЯ СОПЮБКЪЕЛНЦН ПЮЙЕРМНЦН БННПСФЕМХЪ ОНД МЮГБЮМХЕЛ «хЦКЮ-б», НРМНЯЪЫЕЕЯЪ Й ЙКЮЯЯС «БНГДСУ-БНГДСУ».

б БЕПРНКЕРЕ Б МНЯНБНИ Х ЙНПЛНБНИ СЯРЮМНБЙЮУ ПЮЯОНКНФЕМШ ОНДБХФМШЕ ОСКЕЛЕРШ ойр, ХЛЕЧЫХЕ ЙЮКХАП 7,62 ЛЛ. йПНЛЕ РНЦН, Б ОПНЕЛЕ ОПНУНДМНИ ДБЕПХ Х Б АНЙНБШУ НЙМЮУ ЯСДМЮ МЮ ЬЕЯРХ ЬЙБНПМЕБШУ СЯРЮМНБЙЮУ ЛНФМН ПЮГЛЕЯРХРЭ НПСФХЕ ДЕЯЮМРМХЙНБ. оН АНЙЮЛ ТЧГЕКЪФЮ ЯСДМЮ ХЛЕЧРЯЪ ВЕРШПЕ ХКХ ЬЕЯРЭ АЮКНВМШУ ДЕПФЮРЕКЪ, МЮ ЙНРНПШУ ЛНФМН СЯРЮМНБХРЭ МЮ ОНДБЕЯЙЕ ХЛЕЧЫЕЕЯЪ ЮБХЮЖХНММНИ БННПСФЕМХЕ.

бЕПРНКЕР лХ-8юлрь НРКХВЮЕРЯЪ МЮКХВХЕЛ ДНОНКМХРЕКЭМНЦН АПНМХПНБЮМХЪ, ЙНРНПНЕ ГЮЫХЫЮЕР ВКЕМНБ ЩЙХОЮФЮ. аПНМЕИ АШКХ ОПХЙПШРШ ДМХЫЕ Х ОЕПЕДМЪЪ ВЮЯРЭ ОХКНРЯЙНИ ЙЮАХМШ. хЛЕЕРЯЪ АПНМЕОКХРЮ ЛЕФДС ЙЮАХМНИ Х ЦПСГНБШЛ НРЯЕЙНЛ, РЮЙФЕ АПНМЕОКХРЮ СЯРЮМНБКЕМЮ Б ЦПСГНБНЛ НРЯЕЙЕ ОНД ЛЕЯРНЛ ЯРПЕКЙЮ. щЙХОЮФ БЕПРНКЕРЮ ЯНЯРНХР ХГ 3-У ВЕКНБЕЙ: ЙНЛЮМДХПЮ ЩЙХОЮФЮ, КЕРВХЙЮ-ЬРСПЛЮМЮ Х АНПРНБНЦН РЕУМХЙЮ. оПХ ЩБЮЙСЮЖХХ ОНЯРПЮДЮБЬХУ Х ОПНБЕДЕМХХ ПЮГКХВМШУ ЯОЮЯЮРЕКЭМШУ ПЮАНР МЮ АНПРС БЕПРНКЕРЮ ЛНЦСР ОПХЯСРЯРБНБЮРЭ ЛЕДХЖХМЯЙХИ ПЮАНРМХЙ(Х), ЯОЮЯЮРЕКЭ(Х).

дКЪ ПЕЬЕМХЪ БЯЕУ ОЕПЕВХЯКЕММШУ ГЮДЮВ БЕПРНКЕР лХ-8юлрь ЛНФЕР ХЯОНКЭГНБЮРЭЯЪ Б ДЕЯЮМРМНЛ, РПЮМЯОНПРМНЛ, АНЕБНЛ ХКХ Б ЯЮМХРЮПМНЛ БЮПХЮМРЮУ:

  1. ДЕЯЮМРМШИ БЮПХЮМР — ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ РПЮМЯОНПРХПНБЙХ ДЕЯЮМРМХЙНБ ЯН ЯМЮПЪФЕМХЕЛ (ЛЮЙЯХЛЮКЭМН 20 ВЕКНБЕЙ, Я СЯРЮМНБКЕММШЛХ ДНОНКМХРЕКЭМШЛХ ДЕЯЮМРМШЛХ ЯХДЕМХЪЛХ — 34 ВЕКНБЕЙЮ).
  2. РПЮМЯОНПРМШИ БЮПХЮМР:
    • АЕГ СЯРЮМНБЙХ ДНОНКМХРЕКЭМШУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ (ДКЪ ОЕПЕБНГЙХ Б ЦПСГНБНИ ЙЮАХМЕ ЦПСГНБ ЛЮЯЯНИ ДН 4000 ЙЦ);
    • Я НДМХЛ ДНОНКМХРЕКЭМШЛ РНОКХБМШЛ АЮЙНЛ;

  3. Я ДБСЛЪ ДНОНКМХРЕКЭМШЛХ РНОКХБМШЛХ АЮЙЮЛХ;
  4. ДКЪ ОЕПЕБНГЙХ ЦПСГНБ ЛЮЯЯНИ ДН 4000 ЙЦ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ; Д) ДКЪ РПЮМЯОНПРХПНБЙХ ЙПСОМНЦЮАЮПХРМШУ ЦПСГНБ, ПЮЯОНКНФЕММШУ БМСРПХ ЦПСГНБНИ ЙЮАХМШ Я НРЙПШРНИ ПЮЛОНИ.
  5. АНЕБНИ БЮПХЮМР Я СЯРЮМНБКЕММШЛ БННПСФЕМХЕЛ:
    • Я АКНЙЮЛХ а8б-20ю;
    • ЯН ЯРПЕКЙНБН-ОСЬЕВМШЛ БННПСФЕМХЕЛ, ХЯОНКЭГСЧРЯЪ ЙНМРЕИМЕПШ сой-23-250;

  6. Я АНЛАЮПДХПНБНВМШЛ БННПСФЕМХЕЛ.
  7. ЯЮМХРЮПМШИ БЮПХЮМР:
    • Я ПЮМЕМШЛХ МЮ МНЯХКЙЮУ (ЛЮЙЯХЛСЛ 12 ВЕКНБЕЙ);
    • ЙНЛАХМХПНБЮММШИ БЮПХЮМР — ЯХДЪВХЕ ПЮМЕМШЕ Х ПЮМЕМШЕ МЮ МНЯХКЙЮУ (ЛЮЙЯХЛЮКЭМН 20 ВЕКНБЕЙ: 17 ЯХДЪВХУ Х РПНЕ МЮ МНЯХКЙЮУ);

  8. Я НДМХЛ ДНОНКМХРЕКЭМШЛ РНОКХБМШЛ АЮЙНЛ Х ПЮМЕМШЛХ (ЛЮЙЯХЛЮКЭМН 15 ЯХДЪВХУ ПЮМЕМШУ).
  9. ОЕПЕЦНМНВМШИ БЮПХЮМР: Я ДБСЛЪ ДНОНКМХРЕКЭМШЛХ РНОКХБМШЛХ АЮЙЮЛХ, ЙНРНПШЕ СЯРЮМЮБКХБЮЧРЯЪ Б ЦПСГНБНИ ЙЮАХМЕ.

б ЖЕКЪУ СЛЕМЭЬЕМХЪ ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ХМНЯРПЮММШУ ОНЯРЮБЫХЙНБ БЯЕ БЕПРНКЕРШ лХ-8юлрь-б АШКХ НЯМЮЫЕМШ ЯНБПЕЛЕММШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ. мЮ БЕПРНКЕРЕ ОНЪБХКХЯЭ АНКЕЕ ЛНЫМШЕ ДБХЦЮРЕКХ бй-2500-03, ЙНРНПШЕ БШОСЯЙЮЧРЯЪ ЙНЛОЮМХЕИ «йКХЛНБ» (БУНДХР Б нАЗЕДХМЕММСЧ ДБХЦЮРЕКЭМСЧ ЙНПОНПЮЖХЧ). дБХЦЮРЕКХ бй-2500-03 ЪБКЪЧРЯЪ ДЮКЭМЕИЬХЛ ПЮГБХРХЕЛ ЯЕЛЕИЯРБЮ ДБХЦЮРЕКЕИ рбг-117 Х НАКЮДЮЧР СКСВЬЕММШЛХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛХ, ВРН ОНГБНКЪЕР ГМЮВХРЕКЭМН СБЕКХВХРЭ МЮДЕФМНЯРЭ Х АЕГНОЮЯМНЯРЭ АНЕБНЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ БЕПРНКЕРЮ Х Б ЖЕКНЛ кру ЛЮЬХМШ. оНЛХЛН ЩРНЦН БШПНЯЬХИ ПЕЯСПЯ НРЕВЕЯРБЕММШУ ДБХЦЮРЕКЕИ ДНКФЕМ АКЮЦНОПХЪРМШЛ НАПЮГНЛ ЯЙЮГЮРЭЯЪ МЮ ЯРНХЛНЯРХ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ лХ-8юлрь-б Б БНИЯЙЮУ.

дКЪ БШОНКМЕМХЪ ГЮДЮВ лХМНАНПНМШ пт Б СЯКНБХЪУ юПЙРХЙХ УНКДХМЦ «бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ» ЯНГДЮК ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШИ БЕПРНКЕР лХ-8юлрь-бю, ЙНРНПШИ АШК ЯНГДЮМ МЮ АЮГЕ ОНЯКЕДМЕИ ЛНДХТХЙЮЖХХ БНЕММН-РПЮМЯОНПРМНЦН БЕПРНКЕРЮ лХ-8юлрь-б, ЙНРНПЮЪ НРКХВЮКЮЯЭ СЯРЮМНБЙНИ МНБШУ ЦЮГНРСПАХММШУ ДБХЦЮРЕКЕИ «йКХЛНБЮ» бй-2500-03, Ю РЮЙФЕ АНКЕЕ ЛНЫМНИ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМНИ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙНИ (бяс) рю-14 Х НАМНБКЕММШЛ МЮАНПНЛ ЮБХНМХЙХ.

еЫЕ НДМХЛ МЮОПЮБКЕМХЕЛ ЛНДЕПМХГЮЖХХ БЕПРНКЕРЮ ЯРЮКЮ ГЮЛЕМЮ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ юх-9б, ЙНРНПЮЪ ОПНХГБНДХКЮЯЭ МЮ сЙПЮХМЕ, МЮ НРЕВЕЯРБЕММСЧ ЛНДЕКЭ рю-14, ЙНРНПЮЪ БШОСЯЙЮЕРЯЪ моо «юЩПНЯХКЮ». бЯОНЛНЦЮРЕКЭМЮЪ ЯХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ рю-14 НРКХВЮЕРЯЪ АНКЭЬЕИ ЛНЫМНЯРЭЧ, Ю РЮЙФЕ СБЕКХВЕММШЛ БПЕЛЕМЕЛ ПЮАНРШ Б ЦЕМЕПЮРНПМНЛ ПЕФХЛЕ. рю-14 НАКЮДЮЕР КСВЬХЛХ ОНЙЮГЮРЕКЪЛХ БШЯНРМНЯРХ ГЮОСЯЙЮ (6000 ЛЕРПНБ ОПНРХБ 4000 ЛЕРПНБ С ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙЮ). аКЮЦНДЮПЪ СЯРЮМНБЙЕ МНБНИ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМНИ СЯРЮМНБЙХ БНГЛНФМНЯРХ БХМРНЙПШКНИ ЛЮЬХМШ ОПХ ЕЕ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ Б БШЯНЙНЦНПМНИ ЛЕЯРМНЯРХ Х ЮБРНМНЛМНЛ АЮГХПНБЮМХХ ГМЮВХРЕКЭМН БШПНЯКХ.

сЯРЮМНБКЕММЮЪ МЮ лХ-8юлрь-б ЯОСРМХЙНБЮЪ МЮБХЦЮЖХНММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ аля НРЕВЕЯРБЕММНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ ЛНФЕР ПЮАНРЮРЭ ЙЮЙ Я GPS, РЮЙ Х Я ПНЯЯХИЯЙНИ ЯХЯРЕЛНИ цкнмюяя. яНБПЕЛЕММШИ ЙНЛОКЕЙЯ ЯПЕДЯРБ ЯБЪГХ РЮЙФЕ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ ОНГБНКЪЕР ЩЙХОЮФС АНЕБНИ ЛЮЬХМШ ОНКЭГНБЮРЭЯЪ ЙЮВЕЯРБЕММНИ ЯБЪГЭЧ Б ЬХПНЙНЛ ДХЮОЮГНМЕ ВЮЯРНР. дКЪ АЕГНОЮЯМНЯРХ ОНКЕРНБ Х СДНАЯРБЮ ЩЙХОЮФЮ МЮ ЛЮЬХМЕ АШК ЯЛНМРХПНБЮМ МНБШИ НРЕВЕЯРБЕММШИ ЛЕРЕНКНЙЮРНП, ХЛЕЧЫХИ ТСМЙЖХЧ БШБНДЮ РПЕУЛЕПМНЦН ХГНАПЮФЕМХЪ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХУ НАПЮГНБЮМХИ Х НАЗЕЙРНБ. хМТНПЛЮЖХЪ Я МЮБХЦЮЖХНММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ Х ЛЕРЕНКНЙЮРНПЮ, ЙНРНПЮЪ ОНБШЬЮЕР СДНАЯРБН ОХКНРХПНБЮМХЪ Х АЕГНОЮЯМНЯРЭ ОНКЕРНБ, БШБНДХРЯЪ МЮ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШИ АНКЭЬНИ ЖХТПНБНИ ДХЯОКЕИ Б ЙЮАХМЕ ОХКНРНБ.

дКЪ ОНБШЬЕМХЪ АНЕБНИ ФХБСВЕЯРХ ЛЮЬХМШ Х ЩЙХОЮФЮ БЕПРНКЕР НЯМЮЫЮЕРЯЪ ЯНБПЕЛЕММНИ ПНЯЯХИЯЙНИ ЙЕПЮЛНЛЕРЮККХВЕЯЙНИ АПНМЕИ, НАКЮДЮЧЫЕИ ОН ЯПЮБМЕМХЧ ЯН ЯРЮКЭМНИ АПНМЕИ АНКЭЬЕИ ЯРНИЙНЯРЭЧ ОПХ ЛЕМЭЬЕЛ БЕЯЕ. яХЯРЕЛШ ГЮЫХРШ Х БННПСФЕМХЪ, ЯНБПЕЛЕММНЕ ПНЯЯХИЯЙНЕ ПЮДХНЯБЪГМНЕ Х ОХКНРЮФМН-МЮБХЦЮЖХНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ, Ю РЮЙФЕ ЬХПНЙХИ МЮАНП ДНОНКМХРЕКЭМНЦН НАНПСДНБЮМХЪ ОНГБНКЪЧР БНЕММН-РПЮМЯОНПРМНЛС БЕПРНКЕРС лХ-8юлрь-б НРБЕВЮРЭ БЯЕЛ РПЕАНБЮМХЪЛ ЯНБПЕЛЕММНЯРХ.

1 ЮБЦСЯРЮ 2011 Ц. Я нюн «с-сюг» АШК ГЮЙКЧВЕМ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШИ ЙНМРПЮЙР МЮ ОНЯРЮБЙС ДБСУ БЕПРНКЕРНБ Б МНБНИ ЙНЛОКЕЙРЮЖХХ лХ-8юлрь-1 Я АНПРНБШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ НАНПНМШ к370щ8 «бХРЕАЯЙ».

яНЦКЮЯМН СЯКНБХЪЛ ЙНМРПЮЙРЮ ОНЯРЮБКЪЕЛШЕ БНГДСЬМШЕ ЯСДЮ ДНКФМШ ЯННРБЕРЯРБНБЮРЭ РЕУМХВЕЯЙХЛ СЯКБНХЪЛ Й АЮГНБНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ лХ-8юлрь рс-8юлрь-2004 Х ДНОНКМХРЕКЭМШЛ РПЕАНБЮМХЪЛ, СРБЕПФДЕММШЛ мць бя пт Б ХЧКЕ 2011 Ц. нЯМНБМНЕ НРКХВХЕ НР ЯРЮМДЮПРМНИ ЙНЛОКЕЙРЮЖХХ — НАНПСДНБЮМХЕ НОРХЙН-ЩКЕЙРПНММНИ ОНДЯХЯРЕЛНИ АЮГНБНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ НАНПНМШ «бХРЕАЯЙ» (ХГДЕКХЕ к370щ8-6аб), Б ЯНЯРЮБ ЙНРНПНИ БУНДЪР ВЕРШПЕ СКЭРПЮТХНКЕРНБШУ ОЕКЕМЦЮРНПЮ ОСЯЙЮ ПЮЙЕР ХГДЕКХЕ к370-2-01, ХГДЕКХЕ к370-5 Б 3-У ЙЮМЮКЭМНЛ ХЯОНКМЕМХХ, СЯРПНИЯРБЮ БШАПНЯЮ КНФМШУ РЕОКНБШУ ЖЕКЕИ сб-26л Я АНЕЙНЛОКЕЙРНЛ 192 ОЮРПНМЮ ЙЮКХАПЮ 26 ЛЛ (ЬЕЯРХАЮКНВМНЕ) Я ОСКЭРНЛ СОПЮБКЕМХЪ С КЕРВХЙЮ-ЬРСПЛЮМЮ Х ДНОНКМХРЕКЭМШЛХ ЙМНОЙЮЛХ С ЙНЛЮМДХПЮ ЩЙХОЮФЮ Х АНПРРЕУМХЙЮ БЛЕЯРН ЬРЮРМНЦН СЯРПНИЯРБЮ сб-26я-02, ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМНЦН ОСКЭРЮ-ХМДХЙЮРНПЮ — ХГДЕКХЪ лтох-6б, ХГДЕКХЪ к370-01щ Я ЛНДСКЕЛ к370-02, АНПРНБНЦН СЯРПНИЯРБЮ ПЕЦХЯРПЮЖХХ (асп) ОНКЕРМНИ ХМТНПЛЮЖХХ «рЕЯР-1» (БЛЕЯРН яюпоо-12д1л).
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪлХ-8юрль-б
дХЮЛЕРП ЦКЮБМНЦН БХМРЮ, Л21.29
дХЮЛЕРП УБНЯРНБНЦН БХМРЮ, Л3.91
дКХМЮ,Л18.22
бШЯНРЮ ,Л5.65
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН7260
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ11100
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ13000
бМСРПЕММХЕ РНОКХБН, ЙЦ1450 + НОЖХНМЮКЭМН 1420
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 црд бй-2500-03
лНЫМНЯРЭ, ЙбР2 У 2400
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В260
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В225
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ1200
дЮКЭМНЯРЭ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ465
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л6000
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л1900
щЙХОЮФ, ВЕК2
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ:34 ЯНКДЮРЮ ХКХ 12 МНЯХКНЙ Я ЯНОПНБНФДЮЧЫХЛХ ХКХ 4000 ЙЦ ЦПСГЮ Б ЙЮАХМЕ ХКХ 3000 ЙЦ МЮ ОНДБЕЯЙЕ
бННПСФЕМХЕ:ДБЮ 12.7-ЛЛ ОСКЕЛЕРЮ Х ГЮДМХИ ОСКЕЛЕР ойр аНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 1400 ЙЦ МЮ 6 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ: 4 ос сб-16-57 16У55-ЛЛ ХКХ сб-32-57 32У57-ЛЛ, ХКХ 4 250-ЙЦ АНЛАШ, ХКХ 6 орсп «юРЮЙЮ» ХКХ «ьРСПЛ», 4 сп БНГДСУ-БНГДСУ «хЦКЮ
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
тНРНЦПЮТХХ:лХ-8юрль (c) бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ
лХ-8юрль (c) лХУЮХК лХГХЙЮЕБ
лХ-8юрль (c) Kabuki
лХ-8юрль (c) бЪВЕЯКЮБ аЮАЮЕБЯЙХИ
лХ-8юрль
лХ-8юрль
лХ-8юрль-бю
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
бНЕММНЕ НАНГПЕМХЕ. рПЮМЯОНПРМН-ЬРСПЛНБНИ БЕПРНК╦Р лХ-8юлрь сКЮМ-сЩМЯЙХИ ЮБХЮЖХНММШИ ГЮБНД. оПНДСЙЖХЪ. лХ-171ь Oursarmy.ru. ьРСПЛНБНИ БНЕММН-РПЮМЯОНПРМШИ БЕПРНКЕР лХ-8юлрь Bmpd. бЕПРНКЕРШ лХ-8юлрь-1

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2018

Сравнение современных гражданский вертолётов КБ Камова и Миля

Ка-62Ка-32Ми-171/Ми-8АМТМи-38
Экипаж1-2232
Пассажировместимость (чел)15132630
Грузоподъёмность/ на внешней подвеске, кг2 200/2 5005 0004 0005 000
Максимальная взлётная масса, кг6 500/680011 00012 00015 600
Силовая установка2 × ТВаД Turboméca Ardiden 3G2 × ТВ3-117ВМА2 × ТВ3-117 (ВК-2500)2 × ТВ7-117В
Мощность двигателей, л. с.2 × 1776 (на взлётном режиме)2 × 22002 × 1641 кВт2 × 2800
Крейсерская скорость, км/ч290240225260-280
Практическая/перегоночная дальность, км720800610820/1350
Статический/Динамический потолок, м3200/61003500/60003900/50005250/6300

Конструкция вертолета Ми-8

Вертолёт Ми-8 имеет одновинтовую схему с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж каркасный, для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора.

Шасси трёхопорное, не убирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой.

Силовая установка состоит из 2х газотурбинных двигателей ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А. Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л (в грузовом варианте).

Пассажирский Ми-8П отличается от транспортного Ми-8Т прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В его салоне установлены 28 мягких пассажирских кресел (как вариант, существовали модели с 20, 24 и 26 местами). Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного, перевозящего грузы в том числе на внешней подвеске.

В транспортном варианте Ми-8Т в салоне вертолета вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира. Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь. На полу кабины расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части — электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грухов и техники в задней части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.

На военных вариантах Ми-8 может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в носовой подвижной установке. На внешних сдвоенных/строенных боковых держателях могут устанавливаться блоки неуправляемых снарядов, пулемётные контейнеры, или подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг. Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 противотанковых управляемых ракет. В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.

Примечания

  1. Минобороны получило очередную партию вертолётов Ми-8АМТШ — ОРУЖИЕ РОССИИ — Вооружения, военная и специальная техника (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2011. Архивировано 16 июня 2011 года.
  2. Ми-8/Ми-17
  3. «Вертолёты России» представят новейшие военные вертолёты на «Дне инноваций» Минобороны (неопр.)
    (4 августа 2014 г.).
  4. 4 августа 2014 г.
    «Вертолёты России» представят новейшие военные вертолёты на «Дне инноваций» Минобороны
    (неопр.)
    .
  5. Поставка Ми-8АМТШ и << Ансат-У >> — лёгких многоцелевых вертолётов. (economics.tech.itendersru.samoleti) : Рассылка : Subscribe.Ru
  6. Сведения заказа
  7. Lenta.ru: Оружие: Началась сборка новой версии вертолёта Ми-171
  8. «Вертолёты России» представили в США модернизированный вертолёт Ми-171А2
  9. «Вертолёты России» передали «ЮТэйр — Вертолётные услуги» первый серийный Ми-171А2 // АвиаПорт.Новости
  10. «Вертолёты России» валидируют Ми-171А2 в Бразилии (рус.). Авиатранспортное обозрение (12 февраля 2019). Дата обращения: 22 февраля 2022.
  11. Офшорный вертолет Ми-171А3 совершил первый полет (рус.). rostec.ru
    . Ростех (16 декабря 2021).
  12. «Вертолёты России»: РФ передала Анголе очередные четыре вертолёта Ми-171Ш (неопр.)
    . Дата обращения: 1 сентября 2016.
  13. The Military Balance 2016,p.377
  14. The Military Balance 2016,p.237
  15. The Military Balance 2016,p.299
  16. The Military Balance 2016,p.298
  17. The Military Balance 2016,p.449
  18. The Military Balance 2016,p.328
  19. The Military Balance 2016,p.332
  20. The Military Balance 2016,p.186
  21. Очередная партия вертолётов Ми-171Ш поступила на вооружение ВВС Казахстана https://centrasia.org/newsA.php?st=1481094540
  22. The Military Balance 2016,p.452
  23. The Military Balance 2016,p.242,245
  24. The Military Balance 2016,p.275
  25. The Military Balance 2016,p.407
  26. The Military Balance 2016,p.480
  27. The Military Balance 2016,p.280
  28. The Military Balance 2016,p.410
  29. The Military Balance 2016,p.420
  30. РИА Новости.
    Рособоронэкспорт: готовы к переговорам с Бразилией по «Панцирям». Глава делегации Рособоронэкспорта на выставке FIDAE-2016 в Чили Сергей Ладыгин рассказал в интервью РИА Новости о планах по продвижению российского оружия на рынки Латинской Америки.
    (неопр.)
    .
    Интервью
    . РИА Новости (15:0028.03.2016 (обновлено: 17:42 19.04.2016)).
  31. The Military Balance 2016,p.464
  32. The Military Balance 2016,p.471
  33. The Military Balance 2016,p.284
  34. The Military Balance 2016,p.84
  35. The Military Balance 2016,p.437
  36. The Military Balance 2016,p.88
  37. The Military Balance 2016,p.289
  38. The Military Balance 2016,p.396
  39. В Коми завершено расследование дела по факту аварийной посадки вертолёта Ми-8 в тундре в декабре 2009 г. (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 января 2011. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  40. Отчёт о расследовании авиапроисшествия с вертолётом Ми-171 RA-22468 Архивировано 27 сентября 2011 года.
  41. Военный вертолёт упал в море в Азербайджане — Life.ru
  42. Военный вертолёт разбился во Вьетнаме, 16 человек погибли — Телеканал «Звезда»
  43. Military Helicopter Crashes in Sichuan Village
  44. В Сербии разбился вертолёт с врачами и грудным младенцем
  45. Минобороны Чехии: технической неисправности у Ми-171Ш не было (рус.), РИА Новости
    (20151106T1620+0300Z). Дата обращения 8 октября 2022.
  46. Вертолёт потерпел катастрофу в Ферганской области
  47. Ми-171 совершил жёсткую посадку на Эльбрусе во время тренировочного полёта, РЕН ТВ (3 апреля 2018). Архивировано 3 апреля 2022 года. Дата обращения 3 апреля 2022.
  48. Появилось видео жёсткой посадки Ми-171 на Эльбрусе (неопр.)
    . NEWSru.com (7 апреля 2019). Дата обращения: 3 апреля 2022. Архивировано 3 апреля 2022 года.

История создания вертолета Ми-8

С появлением тяжелого вертолета Ми-6, открылась новая эра в вертолетостроении. Однако тяжеловес был нужен не везде и не всегда, гораздо более востребованным был «средний» вертолет, по типу Ми-4, однако последний уже не отвечал требованиям времени.

20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР предписывающее начать разработку нового вертолета на его замену, не с поршневым, а с газотурбинным двигателем. Рабочее название нового вертолета было В-8, но в историю он вошел как многоцелевой вертолет Ми-8. Новая машина должна была проектироваться сразу в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.

Ведущим конструктором по В-8 (Ми-8) был назначен Г.В.Ремезов (позже — В.А.Никифоров), общее руководство по проекту осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов.


Чешский пассажирский вертолет Ми-8П.

В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Сразу оказалось, что использовать наработки по Ми-4 фактически невозможно в силу технических особенностей. Специально для Ми-8 в ОКБ-117 был спроектирован новый двигатель мощностью 1250 л.с. Однако, по решению генерального конструктора, таких двигателей на вертолете должно было быть сразу два.

Конструкция Ми-8 вообще, была чрезвычайно передовой. Дюралюминиевая штамповка крупных деталей, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей — все это было реализовано впервые именно для него.

Так как задумка была слишком уж революционной, Совет Министров СССР постановил построить сразу два варианта «В-8»: с одним и с двумя двигателями.

Первый прототип Ми-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года.

Второй прототип Ми-8 с двумя двигателями ТВ2-117 и новым пятилопастным винтом взлетел 2 августа 1962 года. Совместные государственные испытания обеих машин начались в марте 1963 года и завершились в пользу двухдвигательного варианта вертолета.

Прототип пассажирского вертолёта В-8АП был изготовлен на заводе №329 к маю 1964 года, а затем до марта 1965 года, проходили его всесторонние испытания.


Вертолет Ми-8Т. Обратите внимание на иллюминаторы — у транспортных вариантов Ми-8 они круглые, у пассажирских — квадратные

Сразу по их завершению, вертолет под обозначением Ми-8П был запущен в серийное производство на Казанском авиазаводе №387. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4, а в 1970 году к его производству приступил и завод в Улан-Удэ. Транспортный вариант, Ми-8Т был принят на вооружение ВВС СССР в 1968 г.

В 1968 году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии СССР.

На момент появления в эксплуатации, на Ми-8 было установлено 7 международных рекордов. Всего, за годы серийного производства с 1968 по 1996 г.г., было произведено около 8200 вертолетов Ми-8, что делает этот вертолет самым массовым в мире. При этом как минимум половина из всех произведенных машин в настоящее время исправны и трудятся также, как 20 и 30 лет назад.

На экспорт было поставлено 2800 Ми-8. В списке его «мест обитания» можно отметить 40 стран, среди которых: Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай, КНДР, Куба, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония.

Вертолет постоянно модернизируется и актуальные на данный момент модели по характеристикам заметно превосходят вертолеты более ранних годов выпуска.


Чертеж-схема вертолета Ми-8

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]