Атомоход 659 — секретная подлодка СССР, вооруженная крылатыми ракетами

Необходимость в создании подводных лодок с современным типом вооружения возникла в СССР еще в 50-х годах прошлого века. До этого момента в стране производились субмарины с дизель-электрическими двигателями, ракетные комплексы которых имели невысокую дальность полета (до 1 000 км) и малую точность попадания в цель (около 8 км). Такие подводные лодки могли поразить только крупные наземные цели.

Для береговой охраны нужны были маневренные высокоскоростные атомные подводные лодки с современным ракетным боекомплектом, способным поражать береговые объекты и корабли противника.

Проект 659 (NATO – “Echo I”).

Модификация – проект 659Т

Нереализованная модификация – 659Р

1. Количество подводных лодок проекта: 5+1

2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:

Наименование корабля Заводской номер Даты Примечания
закладки спуска вступление в строй
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (№199) (5+1)
1 К-45 140 28.12.1958 12.05.1960 19.11.1960 1970 — мод. по проекту 659Т

1992? — переим. в
Б-45
?

2 К-59 141 30.09.1959 25.09.1960 16.12.1961 1970 — мод. по проекту 659Т

25.07.1977 — переим. в
К-259
1992? — переим. в
Б-259
?

3 К-66 142 26.03.1960 30.07.1961 28.12.1961 1972 — мод. по проекту 659Т

1992? — переим. в
Б-66
?

4 К-122 143 21.01.1961 17.09.1961 06.07.1962 1968 — мод. по проекту 659Т

1992? — переим. в
Б-122
?

5 К-151 144 21.04.1962 30.09.1962 28.07.1963 1976 — мод. по проекту 659Т

1992? — переим. в
Б-151
?

6 К-30 145 1962 – снята с постройки
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 659: 185, 331

4. История проекта:

Постановление правительства о создании ПЛАРК проекта 659

было принято 25 (26) августа 1956 г. В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр.
658
ЦКБ-18 приступило к разработке техниче­ского проекта атомных подводных лодок, вооруженных шес­тью крылатыми ракетами П-5, — проекту
659
. Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки. Главным конструктором проекта
659
был назначен П.П. Пустынцев, его заместителем — Николай Андреевич Климов. 23 октября 1956 г., когда значительная часть проекта уже была разработана, Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков утвер­дил тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки с реактивным вооружением – комплексом П-5, предназначавшейся для нанесения ударов самолетами-снарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах досягаемости полета само­летов-снарядов. В 1969 г., после того, как П.П. Пустынцев стал главным конструктором проекта
675
, главным конст­руктором проекта
659
был назначен Н.А. Климов, а его за­местителями — О.Я. Марголин и В.К. Станкевич. Главным наблюдающим ВМФ по проекту
659
были И.И. Чуфрин и Ю.С. Вольфсон. Всего по проекту
659
было построено пять подводных лодок.

19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. Был утвержден перспективный план строительства подводных лодок, в соответствии с которым уже к 1961 г. предполагалось передать флоту 32 ПЛ с крылатыми ракетами П-5. Продолжение строи­тельства носителей этих ракет планировалось и в VII пяти­летке (1961 — 1965 гг.).

К моменту окончания технического проекта лодки отсутствовал технический проект на комплекс ракетного оружия. В результате технические решения, принятые по глав­ному оружию, являлись ориентировочными, и все необхо­димые изменения вносились на стадии рабочего проекти­рования, а также при постройке и даже в ходе испытаний головной ПЛАРК.

Строительство подводных лодок проекта 659

осуществлялось заводом им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (директор Г.К. Волик). Наружные обводы, исходя из усло­вий использования комплекса реактивного оружия в надвод­ном положении, выбирались так же, как и на проекте
658
. Заострение обводов носовой оконечности позволило обеспе­чить незаливаемость палубы на скоростях вплоть до полной надводной. Особое внимание было уделено поиску таких обводов наружного корпуса, которые при размещении контейне­ров с крылатыми ракетами не приводили бы к резкому увели­чению буксировочного сопротивления в подводном положе­нии. После рассмотрения нескольких вариантов наиболее це­лесообразным было признано поднятие палубы надстройки на высоту, равную диаметру ракетных контейнеров, что обеспе­чило размещение всех контейнеров под палубой надстройки.

В I квартале 1957 г. разработка технического проекта ПЛАРК пр. 659

была завершена и проект был представлен на утверждение, после чего, не ожидая утверждения в высоких инстанциях, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочего про­екта. Несмотря на трудности, возникшие при разработке рабочего проекта, (испытания ракетного комплекса П-5 шли сложно и затянулись до 1959г.) разработка чертежей была закончена в октябре 1957г., что обеспечило возможность строительства подводных лодок — в сентябре 1958 г. первые секции прочного корпуса были доставлены на стапель (док № 3 эллинга «А») и 20 декабря 1958 г. состоялась закладка головной подводной лодки проекта
659
.

Завод им. Ленинского Комсомола вторым в стране присту­пил к строительству атомных подводных лодок и во многом использовал опыт завода в Северодвинске, оказавшего суще­ственную помощь в организации строительства ПЛА. На ПЛА проекта 659

размещалось 6 крылатых ракет комплекса П-5.

Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифициро­ванной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первона­чально ее мощность составляла 200 Кт, затем была увели­чена до 650 Кт). Диаметр корпуса КР составлял 1,0 м, дли­на 10,8 м и размах крыла 3,7 м. Ее стартовая масса равня­лась 5200 км, максимальная скорость полета соответство­вала М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы со­ставляла 350 км. Полет проходил на высоте 800—900 м. Силовая установка КР включала два стартовых твердо-топливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система управления включала автопилот, счетчик време­ни и барометрический высотомер. Ракета на подводной лодке транспортировалась в гермети­ческом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполнен­ном азотом.

Ракетные контейнеры были сблокированы попар­но в три блока. Каждый блок контейнеров поднимался на стартовый угол 15° путем поворота на неподвижной полой оси, внутри которой размещались коммуникации, связывающие ракету и контейнер с подводной лодкой — электрические к бортразъемам ракеты, а также к средствам, обеспечиваю­щим необходимые параметры микроклимата в контейнере, и Яр. Перед стартом контейнеры, поднятые на стартовый угол, фиксировались стопорами, обе крышки (передняя и задняя) открывались. Подъем контейнеров осуществлялся гидравличе­скими подъемниками, размещенными во 2, 6 и 7 отсеках ПЛ. Все контейнеры поднимались за 140 секунд, крышки откры­вались за 20-25 секунд.

Шестиракетный залп мог осуществляться в определенной последовательности (6-3-2-5-4-1), где контейнеры 1 и 2 относятся к носовому блоку, 3-4 к среднему и 5-6 к кормо­вому.

Крылатые ракеты подавались на подводную лодку в пол­ностью заправленном состоянии с установленной боевой час­тью и навешенными стартовыми двигателями. Стрельба про­изводилась по пеленгу, равному курсу подводной лодки. Вре­мя после всплытия подводной лодки до пуска первой ракеты составляло около 4-х минут, время подготовки и пуск всех 6 крылатых ракет составляло около 12,5 минут.

Через открытую заднюю крышку контейнера выхлопные газы попадали в газоотводные выгородки, размещенные поза­ди контейнеров. Первая конструкция этих выгородок оказа­лась неудачной — маршевые двигатели «задних» ракет при запуске захватывали отработанные газы «передних» ракет и глохли. Геометрия газоотводных выгородок была изменена та­ким образом, чтобы отходящие газовые струи направлялись подальше от стартующей ракеты, что вместе с описанной вы­ше последовательностью старта ракет и обеспечило надеж­ность 6-ти ракетного залпа.

Подводная лодка имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус диаметром 6,8 м делился на девять водо­непроницаемых отсеков. Конструкция обеспечивала над­водную непотопляемость при заполнении водой любого из отсеков.

Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35000 л. с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2х70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 эле­ментов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х450 л. с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400. ПЛАРК вооружалась навигационным комплексом «Плутон-659», включающим гирокомпас «Маяк». Имелась гидроаку­стическая станция МГ-200 «Арктика», шумопеленгатор МГ-15, станция обнаружения гидроакустического облуче­ния МГ-13 и другое целевое оборудование.

Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53-61, максимальная глубина стрельбы — 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (макси­мальная глубина стрельбы — 240 м).

Ракетоносцы 659

-го проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере дося­гаемости их ракет находились цели на Западном побере­жье США (где находились, в частности, крупнейшие авиа­заводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промыш­ленные, военные и административные центры), Гавайи, Японии, Панамского канала. Вероятно, ПЛАРК проекта
659
рассматривались и как перспективные корабли для воору­жения молодого китайского военно-морского флота (одна­ко охлаждение советско-китайских отношений в начале 60-х гг. на несколько десятилетий прервало военно-техни­ческое сотрудничество между двумя великими державами).

Эффективность крылатых ракет комплекса П-5 оказалась низкой: малая точность стрельбы, чувствительность ракет к на­правлению и скорости ветра, невозможность полета над местно­стью сложного рельефа (с возвышенностями и горами), зависи­мость дальности полета от температуры воздуха и др. привели к снятию этой ракеты с вооружения уже в 1966 г. Предпринимав­шиеся попытки улучшить боевые качества этой ракеты путем установки доплеровского измерителя пути и сноса ракеты (комплексы П-5Д и П-7) не дали желаемых результатов, что и привело к решению о снятии ракетного вооружения с подвод­ных лодок проекта 659

. Так как ПЛАРК проекта
659
не обладали модернизационными возможностя­ми, достаточными для их перевооружения ПКР комп­лекса «П-6», предназначенными для решения противокорабельных задач (требовалось увеличение длины ПК, установка комплекса «Аргумент» для корректиров­ки траектории полета ПКР и пр.) было принято решение о переоборудование лодок по проекту
659Т
(включало в себя снятие всех контейнеров, переделку над­стройки и увеличение торпедного вооружения). Переоборудование всех пяти ПЛ было произве­дено в период проведения средних ремонтов (1968-1976 гг.)

Следует отметить, что общее расположение механизмов, оборудования и энергети­ческой установки подводных лодок проектов 658

и
659
было чрезвычайно близко, несмотря на разницу в количестве отсеков. Многое отсеки полностью соответствовали друг другу: четвер­тый отсек проекта
659
был аналогичен пятому проекта
658
, пя­тый — шестому и т.д. Степень достигнутой внутрипроектной унификации проектов
658
,
659
,
675
была чрезвычайно высока.

Предпринимались попытки создания проекта атомного ретранслятора 659Р

(ЛПМБ «Рубин»). Проект развития не получил.

В 90-х гг. все АПЛ проекта 659Т

были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.

5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта:

водоизмещение
надводное нормальное:3730 тонн
подводное:4920 тонн
скорость хода
полная подводная под ГТЗА:26 узлов
полная надводная под ГТЗА:15,1 узлов
подводная под ГЭД:6 узлов
надводная под ДГ и ГЭД:7 — 8 узлов
дальность плавания (при скорости хода, уз)
под ДГ и ГЭД:500 миль
глубина погружения
предельная:300 метров
кораблестроительные элементы
длина:111,2 метров
ширина:9,2 метра
осадка средняя:6,35 метра
конструктивный тип:двухкорпусная
вооружение
400-мм кормовые торпедные аппараты:2
400-мм носовые торпедные аппараты:2
533-мм носовые торпедные аппараты:4
общее число торпед:4х400-мм, 12х533-мм
ракеты комплекса П-5:6
тип системы целеуказания:«Север А-659»
энергоустановка
тип:атомная
тип ППУ:ВВР ВМ-А
количество х мощность реакторов, кВт:2 х 70000 кВт
тип ПТУ:ГТЗА-601
количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.:2 х 17500 л.с.
количество х мощность ТГ, кВт.:2 х 1400 (типа ГПМ-21)
количество х мощность ДГ, л.с.:2 х 460 (типа ПГ117)
количество х мощность ГЭД, л.с.:2 х 450 (типа ПГ-116)
количество валов:2
тип АБ, число групп АБ х число элементов:свинцово-кислотная 28-СМ, 3 х 112
обитаемость
автономность:50 суток
экипаж:90 (104?) человек

7. Источники:

— Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г. — «Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство» под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г. — «История отечественного судостроения», т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г. — Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г. — Гусев А.Н. «Подводные лодки с крылатыми ракетами», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017

Описание конструкции[править]

Согласно проекту ориентировочная масса машины была 12~13 тонн.

Состоял из двух человек: механик-водитель и командир-оператор вооружения. Десант составлял 22 человека.

Броневой корпус и башня[править]

Корпус представлял сварную конструкцию, состоящую из катаных броневых листов, толщина которых составляла от 16 до 30 мм.

Вооружение[править]

В качестве основного вооружения предполагалось использовать гладкоствольную 73-мм пусковую установку 2А28 «Гром». Боекомплект пушки должен был составлять от 38 до 40 выстрелов.

Дополнительным вооружением был танковый вариант 7,62-мм пулемёта Горюнова (СГМТ), боекомплект составлял 2000 патронов.

Двигатель и трансмиссия[править]

В качестве двигателя должен был использоваться карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, имеющий мощность 140 л.с. Двигатель позволял развивать скорость до 85 км/ч на колёсном ходу и до 40 км/ч на гусеничном.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]