Семь лучших ракетных крейсеров Холодной войны (23 фото)


Автор: IdIuaM

15 ноября 2022 23:07

Метки: корабли  крейсеры  флот  

2686

23

Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры.

0

Смотреть все фото в галерее

Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того. Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями. Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР. В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом. История о семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семерки» все-таки достоин высшего пьедестала.

Ракетные крейсера типа «Олбани»

1944/1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.). Вооружение: — ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты); — ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты); — противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракетоторпеды); — 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены); — два универсальных орудия калибра 127 мм.

×


0

Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным оружием ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» — с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности. Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) — дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника. Достоинства: — 15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор», — 8 РЛС управления огнем, — большая высота установки радаров, Недостатки: — отсутствие ударного вооружения, — надстройки из алюминиевых сплавов, — архаичная, в целом, конструкция.


0


0

Тяжелый артиллерийский крейсер типа «Балтимор» — вот так выглядели «Олбанские крейсера» до модернизации


0

Технические характеристики


Схема ТАРКР «Петр Великий»

К основным ТТХ «Петра Великого» относятся:

  • Длина — 250,1 м;
  • Ширина по ватерлинии — 25 м;
  • Высота от уровня основной плоскости — 59 м;
  • Осадка — 10,3 м;
  • Водоизмещение стандартное — 23 750 тонн;
  • Водоизмещение полное — 25 860 тонн;
  • Максимальная скорость хода — 32 узла.

Ракетные крейсера типа «Белкнап»

1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.). Вооружение: — универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет); — автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм; — 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»); — два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные автоматы «Фаланкс»); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).


0

Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля. В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета. Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились. В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди». Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США. Достоинства «Белкнапа»: — компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS; — наличие на борту вертолета; — малые размеры и стоимость. Недостатки: — единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным; — пожароопасные алюминиевые надстройки; — отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).


0


0

Сгоревший «Белкнап»

С разбегу приступить

Если не считать подлодки, которым ядерные реакторы придали принципиально новые тактические и оперативные возможности, то первый в мире атомоход был гражданским: советский ледокол «Ленин» (1959). Американцы спустили на воду торговый корабль «Саванна», ФРГ — «Отто Ган» (оба в 1964-м). Японцы 25 лет строили свой «Муцу», сдали его в 1990-м, а в 1995-м уже списали, так ни разу и не использовав по коммерческому назначению. Примерно в это же время (1988) СССР построил в Крыму атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть».

Остальные надводные корабли были военными, если не считать атомных ледоколов — особый, пространственно-географически обусловленный тип судна. Проектирование боевых кораблей с атомной энергетикой по обе стороны океана началось практически одновременно (1955-1956).

В США атомный авианосец «Энтерпрайз» (1961) водоизмещением около 95 тысяч тонн предполагалось сделать головным в серии из шести единиц. Но распухание сметы и желание накопить опыт эксплуатации атомных кораблей остановили серийную постройку на 10 лет, и «Большой Э» остался в одиночестве.

Корабль отличался многоэшелонной силовой установкой из восьми реакторов типа A2W, позаимствованных с минимальными изменениями из лодочных проектов. Впоследствии американцы больше не увлекались такими экспериментами по дублированию и рассредоточению нагрузки в корпусе в силу их дороговизны. Да и технологии совершенствовались.

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)

1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек. Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.). Вооружение: — противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР); — ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет); — два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм; — 6 торпед калибра 533 мм; — 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000; — вертолетная площадка


0

Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами. Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему! В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета… Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км). Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом». Достоинства: — исключительно высокое насыщение огневыми средствами; — великолепный дизайн. Недостатки: Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца. — малая дальность плавания; — слабая ПВО; — несовершенные системы управления оружием; — пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.


0

Морская мощь СССР


0

Основное вооружение крейсера

20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»

Высокоточные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит» на «Петре Великом» размещены в 20 пусковых установках СМ-233 под верхней палубой. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 тонн. Боеголовка представляет собой моноблок в ядерном (500 килотонн) или обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении, а также может нести топливно-воздушный боезаряд объёмного взрыва. Дальность стрельбы — до 625 км, скорость полёта — до 2,5 М (на высоте) и до 1,5 М у поверхности воды.

Эти ракеты имеют интегрированно-автономную систему управления: их полёт координируется «вожаком», в случае поражения которого средствами ПРО происходит автоматическая передача его функций новому лидеру. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами полномасштабный залп «Гранитов» с «Петра Великого» становится почти неотразимым с как минимум серьёзными поражениями главной цели.

Противовоздушные системы

ХарактеристикиС-300 «Форт»С-300 «Форт-М»ЗРК «Кинжал»ЗРАК «Кортик»
Число ПУ66166х8
Запас ракет4848128144
Дальность действия, кмДо 150До 2001,5-121,5-8
Высота поражения цели, км0,025-250,01-250,01-60,005-3,5
Масса БЧ, кг145180159

Зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-300 «Форт» и «Форт-М» соответственно расположены в кормовой и носовой частях крейсера «Пётр Великий».

Зенитное вооружение

Артиллерийская составляющая зенитного вооружения включает в себя 30-миллиметровые автоматические шестиствольные установки АК-630 в составе ЗРАК «Кортик» (по две в каждой ПУ) с общим боезапасом на 48 тысяч снарядов. Суммарный темп стрельбы этих установок составляет около 10 тысяч выстрелов в минуту, параметры эффективной стрельбы по воздушным целям — 500-4000 м по дальности и 5-3000 м по высоте. На блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект первой очереди размещается в двух барабанах по 500 патронов рядом с блоками стволов, питание автоматов при этом не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).

Артиллерийская часть вооружения

Основу артиллерийского вооружения «Петра Великого» составляет спаренная 130-миллиметровая многоцелевая артустановка АК-130, способная поражать береговые, морские и воздушные цели. Стволы имеют длину 70 калибров и максимальный угол подъёма в 85 градусов, что обеспечивает дальнобойность орудий до 25 км. Скорострельность — от 20 до 90 выстрелов в минуту. Масса взрывчатого вещества в составе осколочно-фугасных снарядов с различными типами взрывателей — 3.56 кг. Подготовленный к стрельбе боекомплект насчитывает 180 снарядов, а их общий боезапас на корабле составляет 840 снарядов.

Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления и прицеливания, а также в ручном режиме. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.


«Пётр Великий» обладает надёжной защитой от внезапного нападения с воздуха и из-под воды

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой «Водопад-НК», противоторпедным комплексом «Удав-1», ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) «Водопад-НК» имеет 20 противолодочных ракет, способных действовать на дальности до 50 км и нести либо ядерный заряд, либо малогабаритную самонаводящуюся торпеду УГМТ-1, обладающую скоростью до 41 узла. Стрельба ведётся с 10 пусковых установок (ПУ) — ракетно-торпедных аппаратов калибра 533 мм. После этого ракета с водной поверхности стартует в воздух и доставляет свою боевую часть к району цели.

Противоторпедный комплекс «Удав-1» оснащён 40 ракетами для стрельбы из 10 ПУ РБУ (реактивно-бомбомётных установок) калибром 300 мм, способными поражать торпеды и подводные лодки противника на дистанции до 3 км. Аналогичную систему имеет крейсер «Адмирал Кузнецов».

В систему противоторпедной защиты «Смерч-3», в состав которой входит:

  • две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты с дальность действия до 1 км и массой заряда в 55 кг);
  • заряжающее устройство;
  • глубинные бомбы РГБ-10;
  • система «Буря», управляющая огнём до четырёх РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены два вертолёта Ка-27ПЛ, оснащённых противолодочными средствами: поисковой РЛС, гидроакустическими буями, акустической системой и детекторами магнитных аномалий. Третий из имеющихся на крейсере Ка-27 оснащён как поисково-спасательный вертолёт. Но все три летательных аппарата могут быть вооружены противолодочными торпедами, бомбами, минами, а также противокорабельными ракетами.


Крейсер «Пётр Великий»

Ракетный крейсер «Лонг Бич»

1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек. Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль. Вооружение: — ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты) — ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты) — противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды) — два универсальных орудия калибра 127 мм; — два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).


0

Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой. Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо. Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения! Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.


0

«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»). Достоинства «Лонг Бич»: — неограниченная автономность по запасам топлива; — радары с ФАР; — универсальность. Недостатки: — чудовищная стоимость; — меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.


0

История появления ТАРКР «Пётр Великий»

В середине 1960-х годов в Советском Союзе было начато проектирование нового типа боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода.

Первоначально планировалось создать противолодочный корабль водоизмещением порядка 8 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 1960-х годов подводных лодок ВМС США с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера про сравнению с ранее проектируемым.

В итоге были начаты проектно-конструкторские работы над проектом 1144, целью которого стало создание тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК). Проект, получивший название «Орлан», был завершён в 1972 году. Изначально по проекту 1444 «Орлан» предполагалось построить семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Начиная с 1973 года на Балтийском заводе были заложены и построены крейсеры данного типа: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», а с 1992 года они стали называться соответственно «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».

К строительству очередного корабля, которому суждено было стать последним в серии ТАРКР, верфь приступила в апреле 1986 года. Ко времени его строительства проект был модернизирован, получив обозначение 1444.2. Конструкция кораблей при этом не изменилась, по сравнению с предшественниками каждый новый крейсер получал в оснащения более современные системы вооружений. При закладке корабль именовался «Куйбышев», затем недолгое время носил имя «Юрий Андропов». В конечном итоге наиболее мощный в мире крейсер, спущенный на воду в 1989 году, окончательно достраивался уже после распада СССР.

Спустя 10 лет с начала строительства ТАРКР смог приступить к ходовым испытаниям, проводя их в суровых условиях Заполярья. После их завершения получивший в 1992 году имя «Пётр Великий» атомный крейсер был передан Северному флоту ВМФ России, получив бортовой номер 099. Начало боевой службы крейсера в составе российского флота датируется с момента поднятия на нём военно-морского флага, состоявшегося 18 апреля 1998 года.

К тому времени два первых крейсера проекта «Орлан» в 1990-е годы пошли под списание, а «Адмирал Нахимов» на долгие годы оказался законсервирован. С 2013 года на этом крейсере развернулись работы по его глубокой модернизации с целью переоснащения на более современные типы вооружения, но ранее 2022 года завершения этого процесса ожидать не приходится.

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан»)

1980 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива. Вооружение: — противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет); — ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» ( 6 ПУ, боезапас 48 ракет); — ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет); — ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет); — противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед); — одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм; — 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»; — три реактивных бомбомета; — три вертолета.


0

Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» — последний и самый совершенный из тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан». Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России. Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос. Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира. По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя. Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых, для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит». Во-вторых, 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.


0


0

МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ…

Строительство крейсеров велось в Ленинграде (Санкт-Петербурге), где было построено первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой – ледокол «Ленин». Первый из «Орланов» под названием «Киров» был заложен 27 марта 1973 года. Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер передали ВМФ СССР. Находился в боевом составе Северного флота. В 1984 году совершил первый длительный поход в Средиземное море. Во втором дальнем походе (1 декабря 1989 года – 17 февраля 1990-го) на корабле вышел из строя носовой реактор, после чего он был переведен в резерв. В 1992 году корабль был переименован в «Адмирал Ушаков», а 19 сентября 1999 года поставлен в док для утилизации.
Второй корабль серии – «Фрунзе» (с 1992 года – «Адмирал Лазарев») строился по модернизированному проекту 1144.2. Заложен 27 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981-го, а вступил в строй 31 октября 1984 года. Находился в боевом составе Тихоокеанского флота. Был признан небоеспособным и в 1999 году выведен из боевого состава ВМФ в состояние длительной консервации. С июня 2000 года планировалось начало ремонта «Адмирала Лазарева» на судоремонтных предприятиях Дальнего Востока. Но денег в бюджете не хватило.

Третий – «Калинин» (с 1992 года – «Адмирал Нахимов») заложен 17 мая 1983 года, спущен на воду 25 апреля 1986-го, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Находился в боевом составе Северного флота. Последнее плавание совершил в июле 1997 года. 14 августа 1999 года поставлен на плановый ремонт и модернизацию к причалу Севмашпредприятия в Северодвинске. По графику ремонт должны были провести в течение 3–4 лет. Но из-за недофинансирования работы фактически так и не начались, шел лишь неторопливый демонтаж оборудования и отправка его на предприятия-изготовители. Только в 2008 году ремонт «Адмирала Нахимова» включили в Программу перевооружения с вводом корабля в строй в 2012 году. В конце сентября 2008 года началась, наконец-то, выгрузка отработанного ядерного топлива. В операции задействованы представители нижегородского ОКБМ им. Африкантова и экипаж специализированного судна Беломорской военно-морской базы.

Четвертый «Орлан» – «Петр Великий» – был заложен 25 апреля 1986-го под названием «Куйбышев». Позднее получил имя «Юрий Андропов». Спущен на воду 25 апреля 1989-го. Переименован в «Петр Великий» 22 апреля 1992 года. В ноябре 1996 года пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний на месте постоянной дислокации, которые растянулись на два года. Включен в боевой состав Северного флота в марте 1998 года. Общая стоимость крейсера составила около 1 млрд. долл. США.

Ядерная силовая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах КН-3 по 300 Мвт и двумя главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте ГТЗА могут получать пар от двух паровых котлов на органическом топливе, работающих в автоматизированном режиме. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и скорость корабля (максимальная скорость составляет 31 узел, а при плавании под вспомогательными паровыми котлами 17 узлов). Мощность ядерной силовой установки равна 140 тыс. л. с.

На корабле имеется 1600 помещений, включая 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8–30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном, двухуровневый медицинский блок, спортзал с тренажерами, три кают-компании – для мичманов, офицеров и адмиралов, салон для отдыха, корабельная телестудия.ТАРКР «Петр Великий» обладает повышенной автономностью плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. На корабле установлены ЗРК «Кинжал», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», один из двух ЗРК С-300Ф заменен более совершенным С-300ФМ. Ударное ракетное оружие представлено противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит» – 20 наклонных пусковых установок со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-700.

Противолодочное и противоторпедное вооружение включает противолодочный ракетный комплекс «Водопад-НК» (универсальные ракетно-торпедные пусковые установки с ракетами), ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» с боезапасом 40 реактивных глубинных бомб, а также три противолодочных вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РЦ.

«Петр Великий» предназначался для действий в удаленных районах морей и океанов в составе авианосной ударной группы, в которую должны были входить авианесущий крейсер типа «Адмирал Кузнецов», ракетный крейсер типа «Слава», большой противолодочный корабль типа «Удалой», десантные корабли типа «Иван Рогов» и транспорты обеспечения типа «Березина» или «Борис Чиликин».

Пятый ТАРКР – «Дзержинский» – был снят с финансирования и разобран прямо на стапеле.

Имеется, впрочем, еще один «Орлан» – засекреченный «корабль связи» «Урал», о котором стараются не вспоминать, поскольку это самый большой провал советского судостроения (и не только судостроения).

Атомный корабль радиоэлектронной разведки «Урал» превратили в гауптвахту. (Фото сайта FAS и из архива НВО)

Атомный корабль радиоэлектронной разведки «Урал» заложили летом 1981 года, на воду спустили в 1983 году, а в боевой строй флота приняли в 1989 году. Полный экипаж, включая специалистов-электронщиков, – 1000 человек. Огромный вычислительный комплекс из нескольких ЭВМ типа ЕС-1046 и «Эльбрус». Система наблюдения «Коралл» позволяла отслеживать траектории баллистических ракет и космических аппаратов. Можно сказать, что этот плавучий разведцентр вобрал все новейшие наработки советской радиоэлектронной промышленности. Находясь в долговременном автономном плавании у берегов Америки, «Урал» мог бы «просвечивать» насквозь все американские космодромы, полигоны и аэродромы. Цены бы ему не было, окажись он работоспособен.

После принятия в строй «Урал» совершил двухмесячный переход в порт приписки Владивосток. Всю дорогу большие команды специалистов ликвидировали поломки механизмов и пытались отладить работу «Коралла» и ЭВМ. Однако неполадки в системе охлаждения носового реактора оказались неустранимы, как и неувязки в электронной аппаратуре. К тому же возник крен в пять градусов, который тоже не удалось ликвидировать. Корабль встал на якорь и превратился в плавучую гауптвахту для штрафников и неперспективных офицеров. Позднее «Урал» переставили к заводской стенке, где он еще долго будет дожидаться утилизации. Уникальную аппаратуру с высоким содержанием драгметаллов за два десятка лет в основном уже «утилизировали». Впрочем, сейчас подобная аппаратура заинтересует разве лишь музей.

Ракетный крейсер типа «Тикондерога»

1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек. Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.). Вооружение: — 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования); — 8 противокорабельных ракет «Гарпун»; — две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм; — шесть противолодочных торпед калибра 324 мм; — два зенитных автомата «Фаланкс»; — две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.


0

«Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” — at sea!» — «Берегись адмирал Горшков: Иджис — в море!» — именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» — неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой. Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» — головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41. Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц. Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система «Иджис». Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите. Достоинства «Тикондероги»: — невиданная прежде универсальность при минимальных затратах; — огромная ударная мощь; — возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах; Недостатки «Тикондероги»: — ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля; — широкое применение алюминия в конструкции крейсера.


0


0

Конструкция боевого корабля

ТАРКР «Петр Великий» на этапе строительства, отличие от своих атомных крейсеров-предшественников с почти аналогичными характеристиками, получил повышенную автономность (до 60 суток) и неограниченную дальность плавания. Корпус крейсера насчитывает 6 палуб, а надстройка — 8 ярусов. В целях повышения живучести корабля важнейшие участки его корпуса имеют броню толщиной от 50 до 100 мм.

Общее количество помещений, предназначенных для жизнедеятельности экипажа, составляет около 1600, включая 140 кают и 30 кубриков, 3 сауны, 15 душевых, спортзал. Штатная численность экипажа составляет 1035 человек, в числе которых 105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов. 18 человек относится к лётному персоналу.

Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя атомными реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами, которые призваны как увеличить общую мощность энергоустановки корабля, так и обеспечить ему возможность проплыть до 1000 миль без применения ЯЭУ. В составе энергосистемы корабля также имеются 8 парогазогенераторами, 4 электростанциями суммарной мощностью 18 МВт, 2 турбины в 75 тысяч лошадиных сил.

Два гребных вала крейсера вращают по пятилопастному винту.

Новое в блогах

Эти данные были рассекречены относительно недавно, так как в то время, обе стороны решили не придавать данный инцидент огласке.

«Океан-77» — полномасштабныеучения ВМФ СССР в 77-м году, на боевом полигоне в акватории Тихого океана до определенного момента проходили по плану командования.

Два стратегических бомбардировщика Советского союза, Ту-16 вылетели для выполнения боевой задачи. Один нес ракеты X-12 (противокорабельные), другой должен был контролировать их пуск и обеспечивать наводку.

В это время американцы внимательно следили за ходом учений. Близ советского полигона располагались корабли 7-го флота ВМС США.

Когда РЛС американцев засекла бомбардировщики, АРК CGN-25 «Бейнбриджу» была поставлена задача — провести наблюдения за работой советских самолетов. Крейсер отделился от авианосной группировки и двинулся к полигону, где шли учения.

В это время Ту-16 вышел в нужный район, и выполнил пуск Х-12. Но, отделение ракеты от носителя произошло не очень удачно, ее хвостовая часть разрушила антенны, обеспечивающих двустороннюю связь с Х-12.

В результате, вместо программы набора высоты, ракета продолжила горизонтальный разгон, с небольшим креном… поэтому траектория Х-12 пошла по дуге.

На бомбардировщике попытались перехватить управление ракетой. Безрезультатно. Команда на пикировку, для уничтожения X-12, так же ни к чему не привела.


АРК USS CGN-25 «Бейнбридж»

О нештатной ситуации было доложено командованию. На что последовал простой ответ — ввиду отсутствия вариантов действий по обезвреживанию ракеты, проследить ее путь до полной выработки топлива и падения в воду.

АРК «Бейнбридж» к тому моменту уже зашел в район, что обозначался как потенциально опасный близ района учений и начал разведку. РЛС корабля засекли воздушную цель двигающуюся от полигона к ним, по дугообразной траектории. Результаты анализа показали, что она пройдет мимо крейсера, не входя в 10-мильную зону безопасности. Выводы — беглая ракета. Бывает. В общем, американцы не присвоили ей статус угрозы.

А зря. X-12 покинув зону учений и без команд извне автоматически включил стандартную программу поиска цели по самонаведению. И, как вы понимаете, пролетев более двухсот километров, самонавелась на атомный крейсер США и курс сменила.

Когда на «Бейнбридже» поняли, что беглая ракета изменила курс и идет прямо на корабль, вот тут шутки по поводу учений Советов, кончились. Включили боевую тревогу, попытались предпринять действия по уклонению и нейтрализации X-12.

Но, максимум что удалось американцам это — выставить облако дипольных отражателей, и безуспешно пострелять в ракету из зенитных орудий. Противоракетное вооружение применять было поздно — момент был упущен.

Х-12 попала в носовую часть корабля, пробила обшивку и взорвалась. Это привело к масштабным повреждениям. Вспыхнул пожар. Сдетонировал боезаряд ЗРК «Терьер».

Крейсер накренился на нос и стал уходить под воду. Выжившие матросы пытались потушить пожар, но не смогли справиться. Попробовали заделать пробоины — не вышло из-за огня.

Горящий «Бэйнбридж», фото с советского поисково-спасательного вертолёта

Из экипажа крейсера выжили только 9 моряков, из 11-ти, что выбросились за борт которых спас советский вертолет. Двое утонули. На самом корабле погибло 27 человек. Выживших доставили на эсминец США.

За все время, пока вышедшая из под контроля ракета летела, между СССР и США произошло несколько сеансов связи, потом была договоренность о приведении совместных спасательных работ, а потом и принято решении о непридании огласки данному инциденту.

Все данные по происшествию с АРК «Бэйнбридж» были засекречены на 25 лет. Каждый из участников подписал документ о неразглашении… И вот, спустя столько времени информация по этому событию, наконец-то стала достоянием общественности.

Вслед за СССР

Американцы, выдав крупную серию атомных крейсеров в 1970-е, попали в ловушку. Как только эта серия была закончена, флот начал получать газотурбинные корабли системы Aegis: крейсера типа «Тикондерога», а потом «эсминцы» типа «Арли Берк» (по сути, те же «Тикондероги», только удешевленные). Это уже были корабли следующего поколения, оснащенные вертикальными пусковыми установками и новыми радиоэлектронными системами.

Соответственно, возникла дилемма. С одной стороны, атомоходам еще жить да жить, но переоснащать их необходимо. Это сложно и дорого, значит, надо совмещать с капремонтом. Кое-как дотянули до 1990-х годов. Но тут закончилась холодная война, и Белый дом принялся резать военные расходы.

Атомный крейсер «Вирджиния»

Фото: US Navy

Сокращать было что: годовая эксплуатация атомного крейсера типа «Вирджиния» в тех ценах обходилась более чем в 40 миллионов долларов. Для сравнения: у «Берка» — вдвое ниже, у «Тикондероги» — ниже на треть. При этом, напомним, боевые возможности атомных крейсеров уступали неатомным из-за устаревшего вооружения и радиоэлектроники.

Сочетание этих факторов, дополненное заново всплывшими соображениями, изложенными скептиками еще на рубеже 50-х и 60-х, было разрешено простым списанием, стартовавшим в 1995 году. К 1999-му в составе ВМС США не осталось ни одного атомного надводного корабля, кроме авианосцев, что до сих пор вызывает на американских форумах глухое ворчание про Клинтона, порезавшего «такие великолепные корабли», причем, «несомненно, в угоду красным».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]