ВМС США готовятся к списанию своих крейсеров и ищут им замену

Визитная карточка ВМС

С начала 80-х годов прошлого века своеобразной визитной карточкой ВМС США являлись 27 крейсеров с управляемым ракетным оружием (УРО) типа «Тикондерога». Эти корабли с полным водоизмещением 9800 тонн каждый, в целях ускорения проектирования, а также соблюдения условий стандартизации и унификации, создавались на основе корпуса и механизмов эсминца типа «Спрюэнс». При этом «Тикондероги» получили ряд по-настоящему революционных новинок: главную энергетическую установку в виде четырех газотурбинных двигателей General Electric LM2500 общей мощностью 80 000 л. с., унифицированные корабельные установки вертикального пуска (УВП) для управляемых ракет и боевую информационно-управляющую систему «Иджис».

Как и хотелось их создателям, «Тикондероги» стали универсальными кораблями — они одинаково эффективно могли охотиться за подводными лодками, наносить мощные ракетные удары по кораблям и наземным объектам противника, а также обеспечивать ПВО авианосных и десантных соединений. После модернизации в 2000-2011 годах крейсера получили возможность применять ракеты-перехватчики RIM-161 Standard Missile 3, что превратило «Тикондероги» в элемент американской ПРО.

wikipedia.org / Mass Communication Specialist Seaman Jonathan Pankau / Public Domain

В общем, всем были хороши «Тикондероги», но и их ресурс оказался конечен. В 2004-2005 годах первые пять крейсеров серии были списаны. В 2017-м издание Defense News опубликовало информацию о том, что в 2020-2026 годах будут выведены из состава американского флота и отправлены на утилизацию еще 11 «Тикондерогов». Окончательно же крейсера этого типа исчезнут из состава ВМС США к середине 40-х годов XXI века. При этом следует понимать, что списание каждой «Тикондероги» вычеркивает из арсенала американского флота сразу 122 ячейки УВП, из которых можно осуществлять запуск как крылатых ракет «Томагавк», так и противолодочных управляемых ракет ASROC или зенитных управляемых ракет, включая уже упоминавшиеся RIM-161 Standard Missile 3.

С учетом этого вполне естественно, что в Пентагоне не раз задумывались о том, какие корабли в будущем смогут заменить в составе ВМС США легендарные «Тикондероги».

Противолодочная оборона

Крейсер располагает полным спектром противолодочных средств, которые традиционно устанавливаются на борту крупных надводных кораблей. В его состав входят:

  • активный подкильный гидролокатор типа AN/SQS-53;
  • буксируемая низкочастотная антенна TACTAS;
  • два противолодочных вертолёта семейства SH-60;
  • противолодочные ракеты RUM-139 ASROC-VL
  • макс. дальность стрельбы составляет 22 км, боевая часть
  • малогабаритная глубоководная торпеда MK.54;
  • два торпедных аппарата для запуска малогабаритных торпед (калибра 324 мм). Назначение — борьба с подлодками в непосредственной близости от корабля.

ПЛО — задача сетевая, она не решается одним кораблём. В этом смысле «Тикондерога» является важным составляющим элементом противолодочной обороны ордера.

«Маленький паршивый кораблик»

Первоначально американцы сделали ставку на постройку сразу трех новых типов кораблей. Первый из них был обозначен как «литоральный боевой корабль» (Littoral Combat Ship) и представлял собой по исходной задумке небольшой быстроходный малозаметный «стелс»-корабль для операций в ближней морской зоне. Для действий же в дальней морской зоне предназначались типы кораблей, разрабатывавшиеся в рамках «Программы создания надводного боевого корабля XXI века» и являвшиеся чем-то вроде кораблей-арсеналов. Перспективный эсминец УРО DD-21 должен был иметь полное водоизмещение в 14000 тонн и нести до 128 УВП. Водоизмещение же перспективного крейсера УРО CG-21 «убегало» за 16000 тонн, зато он располагал бы двумя сотнями УВП. При этом DD-21 и CG-21 тоже должны были быть «стелсами», как и маленькие «литориашки» LCS.

Дальше у янки все получилось в четком соответствии с русской поговоркой: «гладко было на бумаге, да забыли про коряги».

Во-первых, командование не смогло выбрать какой-то один вариант из предложенных на конкурс проектов LCT, поэтому «литориашки» стали строить по двум проектам сразу, что существенно удорожило постройку запланированной серии из шести десятков LCS.

Во-вторых, небольшие размеры LCS не позволили разместить на этих кораблях достаточно мощное вооружение, поэтому флотские остряки стали расшифровывать аббревиатуру LCS, как Little Crappy Ship — «маленький паршивый кораблик».

В-третьих, тактико-технические характеристики первых четырех LCS, а также качество их постройки оказались столь низкими, что янки решили эти совсем новые корабли быстрее списать.

wikipedia.org / U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Antonio P. Turretto Ramos / Public Domain

В-четвертых, в условиях окончания «холодной войны» Пентагон отказался от постройки крейсеров УРО типа CG-21, а финансирование проекта эсминца УРО типа DD-21 оказалось урезанным на 50%. Чтобы сохранить приемлемый уровень заложенных в проект новаций («стелс»-технологии, артустановка с активно-реактивными снарядами и так далее), а также предполагаемое к закладке количество эсминцев (более 30 единиц), проектировщики серьезно урезали характеристики перспективного эсминца. Таким образом, перспективный эсминец УРО, получивший название «Зумволт», при полном водоизмещении в 14797 тонн нес всего 80 ракет. На фоне вдвое меньшей «Тикондероги» это было, прямо скажем, не густо.

В-пятых, стоимость постройки «Зумволтов» оказалась столь фантастической, что к началу 2022 года Штаты сумели спустить на воду лишь три таких эсминца УРО, после чего крепко задумались, а нужно ли вообще строить подобные корабли? Ведь при стоимости постройки первой тройки «Зумвольтов» в 12,73 миллиарда долларов эти корабли по своему ударному потенциалу в 240 ракет уступали двум «Тикондерогам» (244 ракеты), имевшим куда меньшие размеры и стоившим всего пару миллиардов долларов!

В-шестых вышеописанные «творческие» метания Пентагона не только полностью нарушили жестко соблюдаемые при проектировании и постройке «Тикондерог» принципы стандартизации и унификации, но и не позволили создать корабли, которые хотя бы в теории могли бы послужить полноценной заменой универсальных «Тикондерог».

Система ПВО

Все надежды возложены на БИУС «Иджис» (Эгида), связавшей в единую сеть компьютеры, радары и системы управления огнём.

Основной компонент «Эгиды» — многоцелевой радар AN/SPY-1 с четырьмя неподвижными ФАР. Диапазон работы — дециметровый (S). Пиковая мощность излучения — 6 мегаватт, что позволяет РЛС различать цели на околоземной орбите.

SPY-1 выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление автопилотами зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории полета.

Единственная проблема SPY-1 — радар с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие вблизи поверхности воды.

Система управления огнём — архаичная, на основе четырех РЛС подсветки целей SPG-62. Любопытно, что в данном аспекте «Тикондерога» вновь имеет преимущество над «Арли Берком» (4 РЛС подсветки против трёх у эсминца).

Главный неисправимый недостаток SPG-62 — механическое сканирование (скорость разворота 72°/сек). В любой выбранный момент времени, каждый радар способен подсвечивать только одну цель. В результате, если возможности SPY-1 позволяют контролировать до 18 выпущенных зенитных ракет, то одновременной атаке могут подвергнуться лишь 4 воздушные цели (и, самое важное — не более двух с каждого борта).

Единственное преимущество данной схемы: в отличие от десятков лучей новомодных АФАР и ракет с активными ГСН, устаревший радар подсветки имеет диаграмму направленности с узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели в условиях применения средств РЭБ.

В настоящее время малое число каналов подсветки нивелируются появлением зенитных ракет с активным самонаведением (SM-3, SM-6, ESSM Block-II).


БПК «Маршал Шапошников» на фоне неуклюжего с виду USS Chosin (CG-65)

Селекция целей, оценка угроз, контроль очередности выпущенных зенитных ракет — таким выглядит предназначение системы «Иджис». В реальных условиях теория дала сбой, и первый бой вышел «комом». В суматохе боя с иранскими ВМС крейсер «Винсеннес» завалил гражданский «Эйрбас».

Впрочем, минуло три десятилетия. Американские Иджис-корабли провели в боевых походах суммарно 1250 лет, отстреляв в ходе боевых и учебных задач свыше 3800 ракет. Надо полагать, что кое-чему они научились.

Помимо четырёх пластин SPY-1 и четырех РЛС подсветки целей SPG-62, в комплекс средств обнаружения крейсеров входит вспомогательная станция SPS-49. Двухкоординатный обзорный радар L-диапазона с вращающейся параболической антенной. В настоящее время признан полностью устаревшим, существует проект его замены на радар SPQ-9B (Back-to-Back Slotted Array) с двумя ФАР, работающим в сантиметровом диапазоне. Появление данного устройства обещает «вылечить» один из основных недостатков «Тикондероги» — проблему обнаружения низколетящих целей.

Зенитный арсенал крейсера размещается в носовой и кормовой ПУ типа MK.41, количество и тип ракет варьируются в зависимости от задачи. Теоретически крейсер способен нести до сотни зенитных ракет (с возможностью сохранения умеренной универсальности, путем размещения в оставшихся шахтах КР «Томагавк» и АСРОК).


Видна носовая группа УВП

В боекомплект входят боеприпасы следующих типов:

  • ЗУР семейства «Стандарт». Последние модификации RIM-156 SM-2ER и RIM-174 ERAM (с активной головкой от УР «воздух-воздух») способны, в теории, перехватывать цели на удалении 240 км от корабля;
  • экзотическая RIM-161 «Стандарт-3», чья высота перехвата простирается за пределы стратосферы. SM-3 ориентирована исключительно на задачи ПРО и не предназначена против «обычных» аэродинамических целей. В схеме реализован кинетический перехват (прямое попадание в цель). Внешняя подсветка для космических целей не требуется (да и невозможна) — радар SPY-1 выводит ракету в заданную область пространства, далее SM-3 ориентируется сама, используя инфракрасную ГСН;
  • зенитная ракета средней/малой дальности RIM-162 ESSM с эффективной дальностью стрельбы 50 км. Оптимизирована под перехват скоростных низколетящих целей (противокорабельных ракет). Благодаря необычной компоновке и наличию отклоняемого вектора тяги ESSM способна совершать маневры с перегрузками до 50g. Ракеты хранятся на борту крейсера по четыре в одной пусковой ячейке.

Ближний рубеж обороны образуют два зенитных автомата «Фаланкс». Главным преимуществом автоматических зениток является наличие собственной РЛС и полная независимость от остальных систем корабля (кроме электропитания). Недостаток (свойственным всех подобным системам): существует угроза, что в реальном бою «Фаланкс» окажется бесполезен. Обломки сбитых, в ближней зоне, ракет долетят по инерции и смертельно искалечат корабль.

В качестве оружия «последнего шанса» на борту имеется 70 комплектов ПЗРК «Стингер».

Общие выводы: благодаря выбранному диапазону и мощности радара система ПВО «Тикондероги» идеально приспособлена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы. В то же время наблюдается целый комплекс проблем с перехватом низколетящих целей.

Впрочем… Более эффективной ПВО ближней зоны по сравнению с «Тикондерогой» располагают лишь «Замволт» и несколько европейских и японских эсминцев.

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)

1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек. Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.). Вооружение: — противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР); — ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет); — два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм; — 6 торпед калибра 533 мм; — 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000; — вертолетная площадка


0

Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами. Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему! В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета… Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км). Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом». Достоинства: — исключительно высокое насыщение огневыми средствами; — великолепный дизайн. Недостатки: Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца. — малая дальность плавания; — слабая ПВО; — несовершенные системы управления оружием; — пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.


0

Морская мощь СССР


0

Артиллерийское и вспомогательное вооружение

Крейсеры вооружены двумя универсальными пушками MK.45 калибра 127 мм. Компактная артсистема с ничем не выдающимися характеристиками. 16-20 выстр. в минуту, дальность стрельбы 13 миль (24 км). Ввиду невысокого могущества 5’’ снарядов, годится лишь для стрельбы по иранским корветам и добивания «подранков».

Корректировка артиллерийского огня ведется по данным радиолокатора AN/SPQ-9.

После инцидента с ЭМ «Коул» на борту крейсеров появилась пара 25 мм автоматических «Бушмастеров» для стрельбы по быстроходным лодкам террористов.

Средства РЭБ

На борту имеется стандартный для всех американских кораблей комплекс РЭБ для ведения радиоэлектронной разведки и подавления систем наведения ракет SLQ-32 с максимальной мощностью излучения 1 мегаватт (антенные устройства смонтированы на двух «балконах» в центральной части надстройки).

Имеется система отстрела дипольных отражателей MK.36 SRBOC и буксируемая противоторпедная ловушка («погремушка») SLQ-25 «Никси» (выпускается за борт через лацпорты в корме корабля). С учётом результатов боестолкновений на море за последние полвека, именно средства РЭБ являются «страховым полисом» и самым действенным средством защиты на борту корабля.

Более на борту крейсера нет ничего, о чём бы стоило рассказать.

Ракетный крейсер «Лонг Бич»

1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек. Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль. Вооружение: — ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты) — ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты) — противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды) — два универсальных орудия калибра 127 мм; — два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).


0

Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой. Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо. Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения! Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.


0

«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»). Достоинства «Лонг Бич»: — неограниченная автономность по запасам топлива; — радары с ФАР; — универсальность. Недостатки: — чудовищная стоимость; — меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.


0

внешние ссылки

  • Описание на странице Modern Warships
  • Описание на сайте Global Security
  • галерея
Тип эсминцы Арли Берк
  • «Арли Берк»
  • «Стетхем»
  • «Пол Гамильтон»
  • «Хоппер»
  • «Джон С. Маккейн»
  • «Фитцджеральд»
  • «Рассел»
  • «Милиус»
  • «Джон Пол Джонс»
  • «Бенфолд»
  • «О’Кейн»
  • «Хиггинс»
Тип эсминцы Конго
  • «Kongō»
  • «Киришима»
  • «Мёко»
  • «Чокаи»

Авиационное вооружение

В штормовую погоду «Тикондерога» имеет одно незаметное, но исключительно важное преимущество перед любым другим крейсером или эсминцем. Её вертолетная площадка расположена в средней части корабля — там, где меньше амплитуда колебаний при продольной качке.

Для облегчения посадки и перемещения вертолетов по палубе в штормовую погоду все крейсеры штатно оборудованы системой RAST.

Имеется ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолёта семейства SH-60 «Си Хок».

В погребе авиационных вооружений хранится до 40 малогабаритных противолодочных торпед, легкие противокорабельные ракеты «Пингвин», блоки НУРС и боеприпасы к авиационным пушкам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]