Мидуэй. Настоящая история кровавой бойни на Тихом океане


Отвлекающий маневр

Не все знают, но удар по Перл-Харбору не достиг своей главной цели: военный флот США на Тихом океане, хотя и понес серьезные потери, но не был нейтрализован полностью. Американские авианосцы и подводные лодки не пострадали, а значит, полной свободы действий в Юго-Восточной Азии Япония так и не получила. Это делало неизбежным новое большое столкновение сил. В Токио планировали довести начатое до конца, а Вашингтон жаждал взять реванш.

Статья по теме Авиатор по кличке «Кожа». Как воевал в годы Второй мировой Джордж Буш? В начале июня 1942 года японцы атаковали американскую военно-морскую базу Датч-Харбор на Алеутских островах, близ побережья Аляски. Ими были оккупированы острова Атту и Кыска. Однако американское командование не стало реагировать на случившееся переброской дополнительных сил. Буквально за месяц до этих событий специалисты-криптографы взломали японский военно-морской код JN-25, благодаря чему стало известно, что операция на Алеутских островах отвлекающая. Главный удар должен был быть нанесен по военно-морской базе на атолле Мидуэй.

Первые столкновения

Утром третьего июня пилот американского разведывательного самолета обнаружил группировку японского флота, направляющуюся к Мидуэй. Первый удар нанесли американцы в сражении у атолла Мидуэй. Ход сражения, таким образом, изначально определили именно силы США. Правда, бомба, сброшенная на японские суда, не достигла цели.

К раннему утру четвертого июня японская группировка достигла атолла Мидуэй и нанесла по ней удар. Военно-морской базе были причинены значительные разрушения, но, несмотря на это, американские истребители вступили в ответный бой.

Морское сражение у атолла Мидуэй продолжалось. Многие американские машины были сбиты японцами, но успешно работала зенитная артиллерия. С земли сбили около трети японских бомбардировщиков, атаковавших военно-морскую базу. Японский лейтенант, руководивший атакой, сообщил в императорский штаб, что американцы увели основные силы еще до битвы за Мидуэй, а наземная оборона недостаточно подавлена, так что необходим еще один воздушный удар.

После первого поражения американских сил японское командование было уверено, что теперь удача на их стороне. Разведчики сообщили в императорский штаб, что на военно-морской базе обнаружен только один авианосец (остальные не попали в поле зрения). Но так как имела место нехватка персонала, на палубе оставались торпеды и авиабомбы, которые не успели спрятать в погреба. Это создавало риск возникновения опасной ситуации, ведь одна авиабомба, пробившая палубу, могла бы стать причиной детонации всех боеприпасов.

Японская внезапность и американский сюрприз

Японские силы нападения составляли ударная группа авианосцев под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо и группа линкоров с сопровождением под командованием адмирала Исороку Ямамато.

Четыре японских авианосца — «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю» — несли 248 палубных самолетов, пилотами которых были лучшие военные летчики Страны Восходящего солнца. Как и в случае с нападением на Перл-Харбор, ставка делалась на внезапность удара. Но, как говорилось выше, американцы располагали сведениями о готовящейся японской операции и приняли меры.

По приказу командующего американским Тихоокеанским флотом адмирала Честера Нимица была разработана операция противодействия, в которой были задействованы 16-е оперативное авианосное соединение контр-адмирала Рэймонда Эймса Спрюэнса и 17-е оперативное авианосное соединение контр-адмирала Фрэнка Джека Флетчера. В группировку входили 3 авианосца, которые несли 233 палубных самолёта, однако в отличие от противника американцы могли задействовать еще более 120 самолетов наземного базирования. Также флот США имел в районе атолла Мидуэй существенный перевес в тяжелых крейсерах (семь против двух) и располагал группой из полутора десятков подводных лодок.

Но главное заключалось в том, что американский флот, сосредоточенный у атолла Мидуэй, ждал нападения, в то время как японцы не были готовы к «сюрпризу».


Охота на «Тирпиц». Как уничтожали военную гордость Третьего рейха Подробнее

Торпедоносцы с Мидуэя

Логично предположить, что столь чудовищные потери были вызваны несовершенством устаревших «девастейторов». Однако первыми американскими самолётами, атаковавшими японцев в тот день, были совсем другие торпедоносцы.

За два с лишним часа до палубников к японскому соединению вышли шесть новейших ударных самолётов «Авенджер». Эти крепкие скоростные машины были гораздо лучше вооружены и, кроме того, несли хоть и те же торпеды Mark XIII, но с увеличенными, благодаря нехитрой модификации, высотой и скоростью сброса.


Шестёрка «Грумман» TBF-1 «Авенджер» при Мидуэе. «Выжил только один», автор картины — Крэйг Кадера

Однако их встретили 28 «Зеро», и лишь один изрешечённый «Авенджер» смог дотянуть до первого подвернувшегося корабля — тяжёлого крейсера «Тикума» — и сбросить торпеду. От гибели самолёт спасло лишь то, что японские истребители были вынуждены переключиться на новых гостей.

Это были ещё более мощные, уже двухмоторные армейские скоростные бомбардировщики «Мародёр», модифицированные для несения торпед. Но быстро выяснилось, что в ситуации, когда на каждого приходится по восемь «Зеро», и скорость, и пять пулемётов, включая три калибра 12,7-мм, помогают слабо.


Армейский средний бомбардировщик «Мартин» B-26-MA «Мародёр» в торпедоносной конфигурации

Тем не менее, двум повреждённым машинам удалось прорваться к авианосцу «Акаги» и сбросить торпеды, от которых огромный корабль последовательно увернулся. К счастью для них, японские истребители получили команду не преследовать уже не представляющие опасности бомбардировщики, а готовиться к приёму следующих гостей.

Бомбы, торпеды, бомбы, торпеды

Утром 3 июня 1942 года американский самолет-разведчик обнаружил главные силы японцев, приближающиеся к атоллу Мидуэй. В тот же день девять бомбардировщиков «Летающая крепость» нанесли бомбовый удар по транспортным судам японской группировки. Бомбы уши в молоко, не причинив вреда кораблям. Но японцы поняли, что раскрыты, и приступили к активным действиям.

В 4:30 4 июня 1942 года первая группа японских самолетов взяла курс на Мидуэй. В 6:20 по базе был нанесен бомбовый удар. Он причинил значительные разрушения, но далеко не фатальные. Кроме того, до трети японских бомбардировщиков было потеряно от огня зениток. Несколько иначе получилось в схватке истребителей. Японские асы оказались изворотливее: были уничтожены как минимум 15 из 25 американских самолетов, вступивших в бой.

Командование японской группировки планировало нанести еще один бомбовый удар, а затем приступить к высадке десанта. К этому времени сражение приняло встречный характер: японские авианосцы были атакованы американскими бомбардировщиками. Поскольку силы истребителей США были отвлечены на отражение атаки на Мидуэй, японцы достаточно легко справились с нападением, уничтожив большинство атакующих самолетов.

Статья по теме

Мир против японских генералов. История Токийского процесса Часть японских бомбардировщиков находилась в резерве с подвешенными торпедами. Их планировалось использовать для отражения внезапной атаки американских кораблей. Адмирал Нагумо отдал приказ снять с них торпеды и вооружить бомбами для нового удара по базе Мидуэй. В самом разгаре процедуры перевооружения Нагумо доложили: американские авианосцы на подходе. Поступил новый приказ: бомбы долой, вернуть торпеды! Техники засуетились, людей не хватало, и в этой ситуации лишние боеприпасы не успели убрать с палубы в защищенные хранилища. Японские корабли превратились в уязвимую мишень.

Замысел американского командования заключался в том, чтобы ударить по авианосцам противника тогда, когда после первого налета на Мидуэй будет производиться дозаправка самолетов и загрузка бомб. Поэтому, когда японцы ушли от атолла, с американских авианосцев поднялось 117 самолетов, среди которых — 68 пикирующих бомбардировщиков и 29 торпедоносцев.

Пять минут, пять минут…

С лёгкой руки Мицуо Футида долгое время было модно говорить про «пять роковых минут». Дескать, появись американские пикировщики на пять минут позже, у-у, как бы мы им дали.

Роковые пять минут в японской судьбе действительно имелись, но совсем не те. Когда Нимитц в штабе флота на Гавайях получил сообщение, что японцев обнаружили, он сказал своему начальнику разведки: «Вы ошиблись всего на пять миль, пять градусов и пять минут». Самураи начали играть с предсказанным раскладом, теперь оставалось только насовать им взяток — в смысле, торпед и бомб.

Собственно, если б американцы навалились всей толпой, тут бы сказочка и закончилась. Но…

Не считаясь с потерями

Американские адмиралы в полном смысле этого слова готовы были забросать противника самолетами и летчиками. От действий японских истребителей и зениток гибли целые эскадрильи, но приказ оставался прежним: атаковать во что бы то ни стало.

8-я торпедоносная эскадрилья капитана 3-го ранга Джона Уолдрона, состоявшая из 15 торпедоносцев «Девастейтор», вышла на цель прямым курсом, не выполняя никаких маневров уклонения. Все 15 самолетов были уничтожены японцами, из 30 членов экипажа погибли 29, авианосцам противника не было нанесено никаких повреждений.

Спустя две минуты после гибели 8-й эскадрильи атаку предприняла 6-я эскадрилья торпедоносцев под командованием капитана 3-го ранга Линдси. Из 14 торпедоносцев японцы сбили 10, остальные четыре сбросили торпеды, но промахнулись.

Первые восемь атак американской авиации не нанесли никакого существенного ущерба японским кораблям, а счет потерь уже шел на десятки самолетов. Но замысел американцев все же сработал: в начале одиннадцатого утра бомбардировщики и торпедоносцы прорвались к трем из четырех японских авианосцев, где уже стояли готовые к новому вылету и снаряженные самолеты. Это и оказалось решающим фактором: от попаданий американских бомб на авианосцах начался пожар, стали взрываться баки подготовленных к вылету самолетов, а за ними — и японские бомбы с торпедами.

Сразу три авианосца — «Акаги», «Кага» и «Сорю» — были выведены из строя. С единственного уцелевшего японского авианосца «Хирю» была предпринята ответная атака на американский авианосец «Йорктаун». Теперь уже японские торпедоносцы понесли серьезные потери при налете, но при этом «Йорктаун» был поврежден. Тремя днями позже его добила японская подводная лодка.

Вечером 4 июня американцы обнаружили и атаковали «Хирю». У японцев не было сил для отражения новой атаки: бомбардировщики встречали всего шесть истребителей прикрытия. В итоге «Хирю» были нанесены фатальные повреждения.

Разрушения на атолле Мидуэй после налета японских бомбардировщиков. Фото: Commons.wikimedia.org

Мидуэй-1942: тщательно подготовленная удача

Атака на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года была очень результативной, но не принесла решающего успеха — американские авианосцы, роль которых в войне уже никем не подвергалась сомнению, в день атаки отсутствовали в Перл-Харборе и остались целы. С того момента они нанесли Японии несколько болезненных ударов, главным из которых стало сражение в Коралловом море.

Тяжелые потери в воздушных боях палубной авиации и гибель легкого авианосца «Сехо» заставили японское командование отказаться от планов дальнейшего продвижения на Новой Гвинее и в перспективе — от возможного захвата баз на севере Австралии. Среди прочих последствий следует отметить потерю боеспособности пятой дивизии авианосцев первого воздушного флота — авианосец «Секаку» получил повреждения, а эскадрильи, базировавшиеся на нем и на его собрате «Дзуйкаку», понесли тяжелые потери в воздушных боях. Восстановить эти потери быстро было нельзя: практика комплектования эскадрилий ударных авианосцев исключительно опытными летчиками лишала авиашколы квалифицированных инструкторов, в результате приток обученных пилотов в боевые части был очень небольшим.

В результате Первый воздушный флот шел к Мидуэю с урезанным на треть потенциалом, но, по мнению командования, этого должно было хватить. Мнение рядовых летчиков было таким же. В конце концов, пятой дивизии, летчики которой имели меньший опыт и худшую подготовку по сравнению с ветеранами первой и второй, несмотря на потери, удалось потопить американский авианосец «Лексингтон» и тяжело повредить «Йорктаун» (некоторое время он вообще считался уничтоженным). Выводы летчиков Дай-ичи Коку Кантай о результатах первого боя с американскими авианосцами выразились в поговорке, бродившей в кубриках летного состава: «если уж сыновья наложниц добились успеха, законные сыновья должны победить».

Японский объединенный флот шел за решительной победой, которая лишила бы американцев главных сил, способных эффективно противодействовать комбинированной морской и воздушной наступательной мощи Империи.

Далеко на севере одновременно наносился отвлекающий удар — пятый флот адмирала Боширо Хосогая отправили на завоевание Алеутских островов.

Чужие секреты и игра на опережение

Штаб командующего американскими силами в Тихоокеанской зоне располагался в Перл-Харборе. Адмирал Честер Уильям Нимиц приказал перенести штаб на Гавайи из безопасного далека континентальных США с тем, чтобы находиться как можно ближе к театру военных действий. В конце мая 1942 года перед ним стояли две главные задачи: предугадать дальнейшие действия японцев и суметь, наконец, прервать затянувшуюся череду поражений.

Материальные потери были не столь значительны для Штатов, восьмикратно превосходивших Японию по экономическому потенциалу. Они могли быть восполнены — и уже восполнялись. Опаснее были нарастающие удары по самолюбию, которые могли в итоге привести к психологическому надлому и заставить американское руководство пойти на переговоры и мир на выгодных для Японии условиях.

«Главными силами» Нимица в этой обстановке были не линкоры и не авианосцы. Его козырем стала группа военных и гражданских специалистов — криптографов, математиков и лингвистов, во главе которой стоял весьма необычный даже для либеральных в отношении субординации и авторитетов США человек — коммандер (капитан 2-го ранга) Джозеф Рочфорт.

Этот офицер, имевший обыкновение разгуливать по рабочему кабинету в домашнем халате и шлепанцах, считался (и был) лучшим криптографом США, и главной его заслугой стал взлом японского военно-морского кода N-25 осенью 1940 года. Предупредить нападение на Перл-Харбор этот успех не смог — японцы сменили ключ, но вскоре американцы сломали и его, и к маю 1942 года в японских радиосообщениях не было тайн.

В начале мая в радиограммах японцев начали все чаще встречаться указания на подготовку крупной операции в центральной части Тихого океана. К 15 мая не оставалось сомнений, что целью операции является Мидуэй, и Нимиц решил сыграть на опережение. Имеющиеся скудные силы должны были в тайне для противника развернуться в районе Мидуэя, загодя обнаружить врага, атаковать и уничтожить его.

За время, оставшиеся до ожидаемой атаки японцев, американским ремонтникам в Перл-Харборе удалось совершить трудовой подвиг: повреждения «Йорктауна» в мирное время потребовавшие бы нескольких месяцев ремонта, были устранены за три дня. Корабль полностью восстановил боеспособность, и даже получил новый автомат по изготовлению газированной воды, взамен уничтоженного японской бомбой. Этот штрих можно назвать чисто американским.

25 мая группа Рочфорта вскрыла длинную радиограмму, в которой перечислялись все боевые соединения японского флота, принимающие участие в операции, корабли, командиры кораблей, курсы, время выхода — в общем, полная картина операции. Этого было достаточно.

Американские авианосцы в составе двух оперативных соединений — TF 16 и TF 17 — отправились к Мидуэю. В составе TF 16 Раймонда Спрюэнса были авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз», главную силу TF 17 Фрэнка Флетчера составлял свежеотремонтированный «Йорктаун». Три авианосца несли 233 боевых самолета. Авианосцы сопровождали 25 кораблей эскорта, в том числе 10 крейсеров. На западе и северо-западе от Мидуэя была развернута завеса подлодок.

Важную роль должен был сыграть и сам Мидуэй — на острове базировалось около 130 самолетов авиации флота, морской пехоты и армейской авиации США. Это должно было стать второй неожиданностью для японцев: в главном компоненте -авиационном — американцы получили численное преимущество.

Колокола судьбы

Приближение японцев было обнаружено 3 июня, и американцы нанесли первый удар — «Летающие крепости» B-17 с Мидуэя атаковали японские транспорта, не добившись, впрочем, попаданий. Направление японского выдвижения было угадано верно — противник приближался с северо-запада, но японские авианосцы пока оставались необнаруженными. Японцы атаковали Мидуэй в пятом часу утра 4 июня, а около шести часов патрульная «Каталина» обнаружила два авианосца в боевом строю, в сопровождении кораблей эскорта.

Начиная с семи утра 4 июня японские авианосцы подвергались непрерывным атакам самолетов с Мидуэя. Американские авианосцы полным ходом шли на сближение с противником, но японцы еще не обнаружили их. Несмотря на это, по приказу Нагумо 36 торпедоносцев, 36 пикировщиков и 36 истребителей держались в постоянной готовности на случай обнаружения главных сил противника.

Однако вскоре после первой атаки с Мидуэя Нагумо решил, что авианосцев противника поблизости не имеется, и в 7:15 отдал роковой приказ о перевооружении пикировщиков и торпедоносцев фугасками для удара по аэродрому, вместо бронебойных бомб и торпед для удара по кораблям. В 7:40 американские корабли были обнаружены, и приказ о перевооружении был отменен — под ударные машины вновь начали подвешивать только что снятые торпеды и бронебойные бомбы.

Тем временем японский флот подвергался все новым атакам: с 7:00 до 10:00 на авианосцы вышли восемь волн ударных машин по 10-30 самолетов — пять с острова Мидуэй и три с авианосцев. Американцы несли тяжелые потери от атак истребителей противника, но похвастаться успехом пока не могли. В 10:20 на японских авианосцах, наконец, завершили перевооружение самолетов, и корабли начали разворот на ветер, чтобы поднять в воздух нагруженные ударные машины. В этот момент их обнаружил лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) Кларенс Уэйд Маккласки, которому было суждено стать «рукой судьбы». Под управлением Маккласки находились две эскадрильи пикировщиков, 30 «Донтлессов» под командованием лейтенантов Эрла Галлахера и Ричарда Беста.

Маккласки повезло дважды — во-первых, он искал японские авианосцы целый час, и в 10:20 уже направлялся домой — запас топлива, отведенный на поиски, был съеден. Во-вторых, к тому моменту, когда он вышел на авианосцы, японские истребители добивали идущие на малой высоте торпедоносцы, и быстро подняться для атаки пикировщиков уже не могли.

Третьей удачей можно считать случайное распределение целей — из-за облачности пять самолетов из группы Маккласки неверно определили назначенную цель и атаковали другой авианосец, нежели тот, что определил для удара их командир и пилоты двадцати пяти остальных «бомберов». Палубы японских кораблей были заставлены полностью заправленными и вооруженными машинами, рядом с которыми лежали недавно снятые с подвесок бомбы. Даже одно попадание в этих условиях грозило быть смертельным.

Жертвами американцев стали авианосцы первой дивизии — получив несколько попаданий, «Кага» и «Акаги» превратились в горящие остовы. В то время, пока Маккласки уничтожал эти два авианосца, к месту боя подошла эскадрилья пикировщиков Макса Лесли. Эти 17 «Донтлессов» тоже должны были прийти раньше, но Лесли по пути заблудился в облачности. Выйдя из облаков, он обнаружил третий авианосец — «Сорю», также с заполненной самолетами палубой. Еще несколько попаданий — и на поверхности океана запылал третий огромный костер.

Ответный удар японцев уже ничего не решал. Две волны самолетов с «Хирю» сумели выйти на американские авианосцы, но оба раза — на одну и ту же цель, которой в итоге оказался многострадальный «Йорктаун», потопленный в итоге японской подлодкой. В ответной атаке «Хирю» получил тяжелые повреждения и был затоплен экипажем.

Потери японцев составили 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 250 самолетов и около 2500 человек, в числе которых оказалась элита палубной авиации. Американцы потеряли тяжелый авианосец, эсминец, 150 самолетов, 307 человек. При этом значительная часть сбитых летчиков была спасена — служба поиска и спасения ВМС США была организована гораздо лучше, чем у их противников.

Потери японцев оказались невосполнимыми: с этого момента они потеряли преимущество в качестве летного состава, не имея адекватной замены. Преимущество в воздушных боях стало переходить к американцам, пока не достигло пика в 1944-45 году, когда Япония, в качестве отчаянной меры была вынуждена пойти на использование смертников — камикадзе.

Споры о том, мог ли исход битвы быть иным, очевидно, будут продолжаться еще годы и годы. Но ответ, почему он был таким — очевиден. Порядок бьет класс, и внезапность важнее численного преимущества.

Эти старые военные истины были подтверждены в водах близ атолла Мидуэй, не в первый, и не в последний раз.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Япония лишилась возможности наступать

Наступила ночь. Авианосцы «Сорю» и «Кага» к этому времени затонули. «Акаги» и «Хирю» были затоплены самими японцами, поскольку вернуть их на базу не представлялось возможным. Потеряв авианосцы, японская группировка свернула операцию и легла на обратный курс. Из-за ухудшения погоды американская авиация не смогла нанести новые удары по японским кораблям.

Японский флот в этом сражении потерял 4 авианосца, один тяжелый крейсер, 248 самолётов морского базирования и более 2500 человек личного состава. Потери американцев — один авианосец, один эсминец, 150 самолётов наземного и морского базирования и 307 человек личного состава.

Главным же итогом сражения за атолл Мидуэй стала потеря Японией инициативы в войне. Сил для того, чтобы вести оборону, было еще достаточно, а вот наступательный пыл угас. По крайней мере, возможности эффективно использовать флот вдали от родных берегов Япония лишилась.

Повернись, избушка…

Фортуна довольно долго следила за японцами с явным интересом. Даже в своих ранних, плохо спланированных атаках американцы имели все шансы сделать самураям очень больно, если бы им повезло чуть больше. Но раз за разом бомбы падали мимо, а торпеды проходили в стороне от японских кораблей. Одна группа пикировщиков пролетела мимо, другая вообще осталась в решающий момент курить бамбук на «Йорктауне», и даже горевший Б-26 промахнулся мимо мостика флагманского «Акаги».

Но Фортуне надоедает смотреть однообразное кино, и тогда она отворачивается…

Атака «Наутилуса»

Через несколько часов после битвы авианосцев в сражении у атолла Мидуэй, американская подлодка «Наутилус» выпустила несколько торпед по японским силам. В рапорте подлодки говорится, что атаковали японский авианосец «Сорю», но на самом деле торпеды попали в «Кага». При этом две торпеды пролетели мимо, а одна и вовсе не разорвалась. Правда, Билл Брокман – капитан третьего ранга, командир «Наутилуса» — всю жизнь был уверен, что потопил «Сорю». Так подводная лодка «Наутилус» и вошла в американскую историю.

Ответный удар японцев

Для нанесения ответного удара в сражении у атолла Мидуэй (1942) японцам удалось собрать восемнадцать бомбардировщиков на «Хирю». На перехват американцы подняли двенадцать самолетов. Пять японских пикировщиков были сбиты, но семь добились трех попаданий в авианосец. Вернулись обратно только пять пикировщиков и один истребитель.

Сразу же было принято решение о повторной атаке в битве при атолле Мидуэй. Японцы подняли в воздух несколько торпедоносцев и истребителей. На «Йорктауне» о готовящейся атаке узнали сразу же. Живыми из боя вышла только одна группа японских самолетов в полном составе и три истребителя из других группировок. «Йорктаун» был серьезно поврежден и на буксире доставлен к Перл-Харбору.

Битва авианосцев

Американцы просчитали, что самолеты противников вернутся на авианосцы примерно к девяти часа утра. Чтобы атаковать силы императорского флота, когда те будут принимать и заправлять самолеты, был дан приказ о взлете всех американских самолетов в полной боевой готовности. Однако японский флот, завершив прием нескольких самолетов, сменил курс. Американское командование просчиталось.

Несмотря на, казалось бы, неудачу в сражении у атолла Мидуэй (дата битвы авианосцев – 4 июня 1942 года), американцы произвели более шести атак, а к вечеру два японских авианосца уже затонули.

Причины поражения Японии

Причин поражения японских сил много, но все они взаимосвязаны. Во-первых, командованием были поставлены две цели, противоречащие друг другу, а именно захват островной группы и уничтожение американского флота. Эти задачи требуют одних и тех же воздушных сил, но с различным вооружением.

Также у японцев была недостаточная концентрация сил для осуществления успешного нападения. Некоторые исследователи и эксперты считают, что Японии лучше было беречь решающую ударную силу – авианосцы. Сказались на истории сражения у атолла Мидуэй и недостатки планирования. Планы были жесткими и сложными, теряли любой смысл при нестандартном поведении врага.

Свою неудачу японцы заранее спланировали сами. Командование ударной группой было поставлено в невыгодное положение. Американцы же действительно серьезных ошибок в ходе битвы при Мидуэй не допустили. Были, конечно, недостаточность обучения личного состава, недоработки в тактике, но все же это не сознательные ошибки, а нормальная часть любого столкновения.

Медаль «За оборону Гавайских островов»

Её пришлось бы штамповать большим тиражом — уже к весне 1942 года тамошний гарнизон значительно увеличили. У армии было на острове более 62 тысяч человек, а общее число американских военных — по разным данным — колебалось от 100 до 150 тысяч. Остров защищала береговая артиллерия с орудиями до 406-мм включительно. И разумеется, базовая авиация. Даже при ударе по «мирно спящим аэродромам» и застигнутому врасплох флоту в гавани (декабрь 1941 года), действуя в условиях полной внезапности, японцы потеряли 29 самолётов сбитыми и больше сотни машин получили повреждения различной степени.

Какие потери ожидались при налёте на готовую к бою базу, с наводимыми радаром истребителями противовоздушной обороны — японцы могли разве что кости бросить… Но вряд ли бы результат их вдохновил.

В любом случае ближняя блокада была вряд ли возможна, да и длительное нахождение авианосцев в досягаемости бомбардировщика B-17 (Boeing B-17 Flying Fortress — «Летающая крепость») тоже ничего хорошего не сулило. При Мидуэе, правда, эти машины так и не добились попадания, но рано или поздно статистика взяла бы своё.

Авианосцы — не самый подходящий инструмент для блокады.

Очень уж быстро на них всё кончается — запасы топлива, бомбы, самолёты…

А еще Пёрл-Харбор — это база для американских подводных лодок.

У слона длиннее…

Готовность американских адмиралов к размену фигур объяснялась просто: они знали, что родные верфи готовят для них пополнение. Ещё до нападения на Пёрл-Харбор заложили одиннадцать новых тяжёлых авианосцев типа «Эссекс». Через неделю после битья горшков в Жемчужной гавани к ним добавились ещё два. Вот-вот должны были войти в строй лёгкие авианосцы типа «Индепенденс». А кроме них на стапелях стояли новые линкоры, крейсера, эсминцы и многое другое.

Учитывая, что война шла на изрядном расстоянии от берегов основной части США, Нимитцу со товарищи надо было «день простоять да ночь продержаться». При этом их примерно в равной степени устраивали оба варианта японских планов.

Атака последнего авианосца

В момент атаки на «Йорктаун» пришла информация об обнаружении последнего авианосца японцев. У американцев уже не осталось торпедоносцев, поэтому было принято решение о создании ударной группы из нескольких пикировщиков.

Повел авиагруппу лейтенант Эрл Галлахер. Японцы уже не успели отреагировать на атаку, когда американцы сбросили четыре бомбы, вызвавшие взрывы и многочисленные пожары в трюмах. Несколько позже на флот империалистической Японии были сброшены еще несколько бомб, но не было ни одного попадания.

Безнадежно поврежденный «Хирю» был затоплен по решению японского адмирала Ямагути на рассвете пятого июня. Самолеты с военно-морской базы Мидуэй продолжали атаковать японцев, но главные силы им обнаружить не удалось. Япония увела флот на запад, кроме того, сопутствовала японцам и плохая погода – их корабли не были видны американцам.

Шестого июня самолеты США вновь атаковали тяжелые крейсера Японии. Один крейсер был потоплен, второму удалось добраться до порта со значительными повреждениями.

Мифы о сражении

Есть несколько мифов о сражении при Мидуэй. Вот некоторые из них:

  1. Японцы столкнулись с фатальным невезением. На самом деле, этому своему «невезению» они помогли сами.
  2. Штаб вовремя не передавал информацию командованию ударной группы, а один из авианосцев и вовсе не был приспособлен, чтобы принимать информационные сообщения. На самом деле никаких технических проблем не было.
  3. Японцы потеряли лучших летчиков. Конечно, потери были, но все же они были относительно небольшими. В Японии оставался личный состав для ведения других операций, но так как стратегическая инициатива была потеряна, их знания и опыт уже не понадобились.

Стратегические последствия

После поражения в битве при Мидуэй империалистическая Япония была вынуждена перейти к исключительно оборонительной позиции и потеряла всякую инициативу. Необратимые изменения произошли и в тактике, и в стратегии ведения войны на море.

Битва авианосцев, как часть крупного морского сражения при Мидуэй, отчетливо показала, что теперь главенствующую роль в Тихом океане переняли именно авианосцы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]