Обогащенный опытом проектирования и регулярной эксплуатации первого широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86, коллектив ОКБ им. С.В. Ильюшина под руководством Г.В. Новожилова создал новый самолет — Ил-96-300. Самолет имеет схему свободнонесущего моноплана с низкорасположенным крылом и классическим оперением. Предназначен для перевозки трех сот пассажиров, багажа и грузов общим весом до сорок тон на внутримагистральных линиях в 4000—9000 км. Предусмотрено использование его и на линиях протяженностью до 11 000 км с изменением количества кресел в салонах.
Ил-96-300 — видео
Фюзеляж нового самолета имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр (6,08 м), но меньшую — на пять метров — длину. Специальные исследования и эксперименты, проведенные коллективом ОКБ совместно со специалистами ЦАГИ, помогли спроектировать стреловидное крыло большого удлинения с суперкритическими профилями и вертикальными законцовками, повышающими его аэродинамические качества. Хвостовое оперение такое же, что и на Ил-86, для улучшения путевой устойчивости при отказе в полете одного двигателя площадь вертикального оперения увеличена.
Шасси самолета состоит из трех основных опор, расположенных сзади центра масс, и передней опоры. Каждая из трех основных опор снабжена четырехколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колес имеют одинаковые размеры 1300×480 мм и давление.
Силовая установка состоит из четырех турбовентиляторных двигателей ПС-90А конструкции П.А. Соловьева. Топливная система работает автоматически, однако при необходимости возможно и ручное управление. Топливо располагается в девяти баках, из которых восемь находятся в консолях крыла и один — в центроплане. Система выполнена раздельно для каждого из четырех двигателей. Расходные отсеки постоянно заполнены топливом, что обеспечивает его надежную подачу в двигатели на всех режимах полета.
Самолет Ил-96-300 — двухпалубный, он, как и Ил-86, рассчитан на эксплуатацию в двух вариантах — туристском и смешанном. Основным является туристский, в его салонах кресла установлены в три ряда по девять мест в каждом с двумя проходами, в переднем салоне размещается 66 пассажиров, в заднем — 234. Смешанная компоновка на 235 пассажирских мест отличается от первого варианта наличием двух передних салонов: салона первого класса на 22 пассажирских высококомфортабельных места, и салона «бизнес-класса» на 40 пассажирских мест. Для обслуживания пассажиров этих салонов устанавливается дополнительное буфетно-кухонное оборудование.
В длительном полете пассажиры будут обеспечиваться двухразовым питанием, для этого на нижней палубе имеется буфетно-кухонный комплекс. На нижней палубе находятся три больших отсека, два для грузов в стандартных контейнерах, третий — в основном для «штучных» неконтейнерных грузов. В переднем и заднем отсеках помещается 16 контейнеров, если все пассажирские кресла верхней палубы заняты, то в девяти контейнерах перевозится их багаж, а в семи — почта и срочные грузы.
Самолет Ил-96-300 впервые поднялся в воздух 28 сентября 1988 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем С.Г. Близнюком. Испытательные полеты показали, что машина надежная и удобная в управлении. 14 июня 1993 г. начались регулярные пассажирские перевозки на новой машине. Самолет является флагманом российского гражданского флота, недаром на нем летает и Президент России.
Модификации
Ил-96-300
Базовый вариант с двигателями ПС-90А (4 × 16 000 кгс). Первый полёт самолёт совершил 28 сентября 1988 года, 29 декабря 1992 года получил сертификат лётной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время помимо Аэрофлота используется только ГТК Россия в качестве VIP-транспорта и кубинской Cubana, в том числе в качестве транспорта президента Кубы. Производится серийно на заводе ВАСО в Воронеже. Единственный из пассажирских самолётов серии, находящийся в эксплуатации. Было выпущено 20 самолётов, включая опытные. 11 августа 2009 года было объявлено, что самолёт Ил-96-300 будет снят с производства как «бесперспективный». На ноябрь 2015 года производство не свёрнуто. Максимальная взлётная масса — 250 тонн, коммерческая нагрузка — 40 тонн. Дальность полёта при максимальной загрузке — 9 000 км, при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива — 13 500 км. Пассажировместимость в кабине трёх классов — 235 человек, в двухклассовой компоновке — 262, в экономклассе — 300 человек.
Ил-96-300ПУ/ПУ(М1)
Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки президента России. Ил-96-300ПУ («пункт управления») построен в четырёх экземплярах. Отличий по лётно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа. Первый самолёт этой версии был собран в 1995 году для Бориса Ельцина. Второй, для Владимира Путина, Ил-96 поднялся в воздух 21 апреля 2003 года. Третий впервые взлетел в августе 2012 года. Четвёртый — в августе 2013 года. Пятый — в ноябре 2015 года.
Ил-96-400
Получен модификацией Ил-96М — унаследован фюзеляж (длиннее, чем Ил-96-300), двигатели PW заменены на ПС-90А-1 (по тяге больше, чем двигатели PW). Самолёт Ил-96-400 является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1[36] тягой 17 400 кгс и улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. По состоянию на 2013 появился заказ на поставку трёх самолётов на Кубу. Максимальная взлётная масса — 270 тонн, полезная нагрузка — 58 тонн. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Максимальная дальность полёта — 13 000 км.
Ил-96-400Т
Является грузовым вариантом Ил-96-400. Лётно-технические показатели остались неизменными. Производится на заводе ВАСО в Воронеже. Первый Ил-96-400Т был создан путём реконструкции Ил-96Т, собранного в 1997 году. В 2007 году собран целиком новый самолёт. Оба самолёта в 2007 году были проданы Атлант-Союзу, в 2009 году они перешли в Полёт. По состоянию на май 2011 года в парке Полёта успешно эксплуатировались три самолёта, их эксплуатация в авиакомпании была завершена к июлю 2013 года. Четвёртый самолёт для Полёта (RA-96104) был построен и облётан, но в авиакомпанию не передавался из-за финансовых проблем Полёта. По состоянию на 2014 год перестраивается в Воздушный пункт управления по заказу ФСБ РФ с обозначением Ил-96-400ВПУ с установкой иллюминаторов, дополнительных выходов, включая выход в нижней части фюзеляжа, характерный для Ил-96-300ВКП и Ил-86, позволяющий производить загрузку пассажиров, не прибегая к подаче трапов. В начале 2015 года Министерство обороны объявило о закупке пробной партии из 2 самолётов Ил-96-400Т в модификации «стратегический топливозаправщик». Далее, в случае успешной эксплуатации, рассматривается возможность закупки около 30 самолётов данной модификации.
Ил-96-400ТЗ
Как сообщило 6 января 2015 года Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны заключило контракт с ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» на постройку 2х самолётов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Новый самолёт-топливозаправщик Ил-96-400ТЗ будет способен передать свыше 65 тонн (на Ил-78М 40 тонн) топлива на удалении до 3,5 тыс. км. (на Ил-78М 3 тыс. км.). На самолётах будут установлены универсальные приборы авиационной заправки УПАЗ-1, зарекомендовавшие себя на существующих строевых самолётах-топливозаправщиках Ил-78/78М.
Ил-96ВКП
Данная модификация придёт на замену Ил-86ВКП. В настоящий момент (декабрь 2015 года) «Объединённой приборостроительной корпорацией» ведутся работы по созданию перспективного комплекса воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.
Ил-96М
Модифицированный Ил-96-300 — удлинён фюзеляж, двигатели PW, приборное оборудование «Коллинз». Это первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолёте были установлены американские двигатели) тягой 17 030 кгс, установлена западная авионика. Самолёт совершил первый полёт 6 апреля 1993 года. В 1997 году Ил-96М был сертифицирован в США. Неоднократно демонстрировался на всевозможных авиасалонах, на МАКС-2003 демонстрировался под обозначением Ил-96-400 с двигателями НК-86. В мае 2009 года разрезан. По всем основным показателям Ил-96М стал «рекордсменом» среди советских пассажирских самолётов: он способен брать на борт до 435 пассажиров, максимальная коммерческая нагрузка — 58 тонн, максимальная взлётная масса — 270 тонн, практическая дальность полёта — 12 800 км.
Ил-96МД
Самолёт с двумя двигателями Pratt & Whitney PW4082 (в настоящее время эти двигатели используются на Boeing 777).
Ил-96МК
Самолёт с четырьмя турбореактивными НК-92 тягой 20 000 кгс. На базе Ил-96М был разработан грузовой вариант Ил-96Т. В 1997 году построен единственный экземпляр (б/н RA-96101), 16 мая поднялся в воздух. Также неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной раскраске Аэрофлота, хотя авиакомпания никогда им не пользовалась, заказов на данный тип не поступало, прототип был переоборудован в Ил-96-400Т.
Ил-96Т
Самолёт предназначен для перевозки грузов большой массы на дальние расстояния. Он представляет собой дальнейшее развитие пассажирского самолёта Ил-96-300 и создан в соответствии с российско-американской программой. Первый полёт опытного экземпляра Ил-96Т, построенного на авиационном заводе в Воронеже, состоялся 16 мая 1997 года.
Причины появления
Начнем с того, почему появился «пятисотый».
По скорости перевозки грузов транспортная авиация до сих пор не имеет конкурентов — но это не единственная причина начала разработки проекта новой машины.
Флагманами отечественного воздушного транспортного флота являются тяжелые (по факту — сверхтяжелые) дальние транспортные самолеты 4-го поколения Ан-124 «Руслан». Многие уникальные негабаритные грузы (УНГ) в России способны транспортироваться по воздуху исключительно Ан-124. При этом эксплуатация «Русланов» достаточно дорога, а их ресурс не бесконечен.
Последнее обстоятельство выглядит особенно критично с учетом того, что разрабатывался «Руслан» в ОКБ имени О.К. Антонова, оставшегося после распада СССР на Украине, серийное производство Ан-124 было завершено в 2004 году, а все разговоры о возобновлении производства «сто двадцать четвертого» в РФ так разговорами и остались.
Таким образом, парк российской транспортной авиации явно нуждался в машине, которая, как минимум, собиралась бы исключительно из российских комплектующих, была дешевле «Руслана» в производстве и эксплуатации, а также, несколько уступая «Руслану» по максимальной грузоподъемности и дальности полета, могла перевозить ту же (а еще лучше — более широкую) номенклатуру УНГ, включая изделия ракетно-космической техники (РКТ).
Как максимум, новый российский широкофюзеляжный транспортный самолет должен был быть конкурентоспособен по сравнению с такими иностранными транспортными самолетами, как Airbus A300-600ST Beluga и Boeing 747-400LCF Dreamlifter.
wikipedia.org / NASA/Jim Grossmann
Между прочим, опыт эксплуатации «Белуги» и «Дримлифтера» доказал, что для перевозки изделий РКТ тяжелого и сверхтяжелого класса использование транспортных самолетов, созданных на базе хорошо отработанных пассажирских лайнеров-низкопланов, более оптимально, чем транспортировка тех же грузов такими специализированными транспортными машинами-высокопланами, как Ан-124 «Руслан». ТТХ последнего вообще исключают перевозку ракетоносителей сверхтяжелого класса. Не исключено, что это стало еще одной причиной появления эскизного проекта Ил-96-500Т.
Надо полагать, идея конвертации первого отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96 в транспортник для перевозки УНГ витала в кабинетах «Ильюшина» примерно с мая 1997 года. То есть с того момента, когда совершила свой первый полет транспортная модификация «девяносто шестого» — Ил-96Т.
Тем не менее, очень долго эта идея по объективным причинам оставалась невостребованной. О ней вспомнили лишь после того, как произошел разрыв связей с Украиной, не прошедший даром для отечественного парка «Русланов», плюс «всплыл» повышенный износ Ан-124 во время обеспечения проведения антитеррористической кампании на территории САР.
Затем произошел ввод в строй космодрома «Восточный», до которого ракету-носитель «Союз-2.1а» пришлось из Самары через всю страну везти по железной дороге целых 18 дней. Что, заметим, являлось не только затратным, но и достаточно рискованным мероприятием: с точки зрения вибрационных нагрузок и прочего, возить изделия РКТ безопаснее по воздуху.
Теоретически значительно облегчало превращение классического «девяносто шестого» в транспортировщик УНГ создание еще в 2007 году очередной транспортной модификации Ил-96 — Ил-96-400Т, оснащенной отечественными авиадвигателями ПС-90А1. Однако с мертвой точки работы над Ил-96-500Т сдвинулись лишь десять лет спустя, в 2017 году. Добавим, что произошло это после того, как на должность вице-президента ОАК по транспортной авиации был назначен Алексей Рогозин, позже также утвержденный генеральным директором «Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина».
Показательно, что несмотря на явную востребованность «пятисотого», работы над эскизным проектом этого самолета велись «Ильюшиным», судя по всему, исключительно в инициативном порядке. Что, как нетрудно догадаться, вкупе с недавней сменой руководства ПАО «Ил», не сильно проясняет судьбу крайне интересного проекта.
facebook.com / Роман Фалкрум
Тактико-технические характеристики Ил-96-300
— Главный конструктор: Г. В. Новожилов — Первый полёт: 1988 год — Начало эксплуатации: 1993 год — Единиц произведено: 30
Экипаж Ил-96
— 3 человека
Вместимость Ил-96
— в кабине трёх классов — 235 человек, в двухклассовой компоновке — 262, в экономклассе — 300 человек
Двигатели Ил-96
— 4х ПС-90A — тягой на максимальном режиме работы двигателя: 16 000 кгс — Тяга в крейсерском режиме: 500 кгс
Размеры Ил-96
— Размах крыла: 57,66 м — Длина: 55,345 м — Высота в хвосте: 17,55 м — Площадь крыла: 350 м²
Грузоподъемность Ил-96
— коммерческая нагрузка: 40 тонн
Вес Ил-96
— Максимальная взлётная масса: 250 тонн
Скорость Ил-96
— Крейсерская скорость: 870 км/ч — Максимальная скорость: 910 км/ч
Практический потолок Ил-96
— 12 000 м
Дальность полёта Ил-96
— 9 000 км (при макс. нагрузке) — при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива — 13 500 км
Перевезет что угодно
Что же собой представляет Ил-96-500Т?
Судя по материалам презентации, это значительно доработанный низкоплан Ил-96-400Т, получивший увеличенную верхнюю часть фюзеляжа, дополнительные передние опоры, откидную головную часть и рампу. Конструкция последней и возможность самолета «приседать» на передние опоры позволяют осуществлять загрузку Ил-96-500Т как с использованием аэродромного погрузчика, так и непосредственно с уровня ВПП. Второе особенно ценно, если возникнет необходимость загрузки в грузовой отсек техники своим ходом.
Длина Ил-96-500Т — 64,7 м, размах крыльев — 60,105 м, максимальная взлетная масса — 270 т, дальность с нагрузкой 80 т — 4360 км, перегоночная дальность — 12 100 км, крейсерская скорость на высоте 11 км — 760 км/ч.
Самолет будет оснащаться уже давно освоенными и сертифицированными российскими авиадвигателями ПС-90А1.
Увеличенные размеры грузового отсека самолета дадут возможность Ил-96-500Т транспортировать любые существующие изделия РКТ, включая перспективные. Таким образом, переброска на тот же космодром «Восточный» груза, аналогичного элементам РН «Союз-2.1а» или «Ангара», для Ил-96-500Т не станет проблемой.
Помимо изделий РКТ, новый широкофюзеляжный транспортный самолет рассчитан на перевозку широкой линейки колесной и гусеничной техники, включая танки, железнодорожной, авиационной и морской техники, а также крупногабаритного нефтегазового оборудования. По расчетам специалистов ПАО «Ил», существует лишь 1% транспортных операций «Руслана» с УНГ, которые «не по плечу» Ил-96-500Т.
facebook.com / Роман Фалкрум
По характеристике «груз-дальность» Ил-96-500Т будет превосходить Airbus A300-600ST Beluga, но уступать Ан-124 «Руслан» и Boeing 747-400LCF Dreamlifter. Зато «пятисотый» станет убедительно «бить» своих конкурентов расчетными данными удельного расхода топлива.
Себестоимость опытного самолета, включая НИР и ОКР, подготовку производства, испытания и сертификацию, оценивается в 30,3 млрд рублей. При заказе серии от пяти единиц себестоимость серийного самолета должна составить 12 млрд рублей. «Ильюшинцы» ожидают, что при коммерческом использовании Ил-96-500Т полностью окупит себя за 10—12 лет.
Первый Ил-96-500Т, согласно данным, приведенным в презентации, может быть построен в 2026 году. Всего же до конца 2034 года на «Иле» планируют выпустить 16 новых широкофюзеляжных транспортных самолетов, из которых 6 достанутся Вооруженным силам РФ, еще 6 — коммерческим заказчикам, а 4 будут использоваться Роскосмосом для перевозки изделий РКТ. Также последняя четверка может быть использована для перевозки агрегатов планера перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Нельзя не отметить, что реализация проекта создания Ил-96-500Т позволит не только в значительной мере решить круг проблем, связанных с эксплуатацией в России имеющегося парка «Русланов», но и на 20-30 лет удовлетворить российские потребности в перевозке УНГ. Помимо этого, появление Ил-96-500Т подарит «второе дыхание» явно буксующему производству «девяносто шестых», обеспечит загрузку производственных мощностей Воронежского акционерного самолетостроительного общества, а также позволит не только поддержать, но и развить отечественные компетенции по сверхтяжелым машинам.
Наконец, ТТХ нового транспортника делают его весьма привлекательным для коммерческого рынка, потребность которого в таком самолете, как Ил-96-500Т, оценивается минимум в 30 бортов.
wikipedia.org / Anton Bannikov/GFDL