Колёсный вездеход «Шерп»: история разработки, характеристики, достоинства и недостатки


Про Шерп были посты, но они поверхностные без каких-либо существенных подробностей. Я попробую немного раскрыть конструкцию Шерпа. Так что хоть и баян-бабаян, но по мне так всяко лучше сисек через каждые 3 поста) Все фото взяты из открытых источников и далеко не лучшего качества, придётся довольствоваться тем что есть.

В первую очередь начну с основы- рамы. Основа рамы труба диаметром 108 мм.

Кроме своей основной функции несущей конструкции и остова для кузова с агрегатами, выполняет ещё роль так называемой «пневмоциркуляционной» подвески, служа воздухопроводом между колесами, так же через неё подаются выхлопные газы для их подкачки. Полная накачка колёс с нулевого давления занимает около 30 сек, при общем объёме 4х колес-3200 литров, это практически мгновенно) если сравнивать со временем подкачки через полуось на обычных автомобильных мостах.

На фото видны каналы(обведены красным) через которые резиновыми патрубками подается воздух на колёсный полый вал наружным диаметром 75 мм и внутренним 55 мм (зеленым обведены корпуса колесных подшипников) и соответственно колесо.

Здесь видны те самые патрубки

Бортовой поворот даёт потрясающую маневренность для вездехода таких габаритов, хоть и не лишен недостатков. При повороте происходит разрыв потока и гребут уже не 4 колеса, а только 2, но в серьезных болотах на любой технике двигаются практически прямо и в основном корректируют направление незначительно, в остальных случаях этот недостаток не имеет особого значения.

Но самое главное достоинство Шерпа, это его масса. 1350 кг на 4 колеса 1600×600 обеспечивают изумительную проходимость, позволяют ехать по любым болотам, очень легко выходить с воды на лёд. Такое стало возможным только при бортоповоротной схеме и с отказом от применения в трансмиссии традиционных автомобильных комплектующих (мосты, карданы, дифференциал, раздатка и т.д.) с переходом на цепные передачи, более надежные и выдерживающие большие нагрузки при меньшей массе. У вездеходов сделанных по автомобильной схеме на подобных колесах масса приближается к 2 тоннам, это при сохранении адекватной надежности, если стремиться убрать массу то появляются проблемы недостаточной прочности трансмиссии, что в серьезном бездорожье чревато неприятностями)))

Ну и пока хватит, если будет интерес то напишу об остальных нюансах. Также есть ещё очень интересные вездеходы Тром-8, Лесник, Хищник имеющие свои отличительные особенности, будет время сделаю посты и о них.

Транспортные средства повышенной проходимости представляют большой интерес как для военных, так и для различных гражданских структур. Новые модели вездеходов появляются довольно часто, их разработкой занимаются как известные компании-производители, так и энтузиасты-одиночки, влюбленные в свое дело. Одной из самых интересных новинок последних лет стал российский колесный вездеход «Шарп», созданный питерским инженером Алексеем Гарагашьяном. Разработка вездехода началась в 2012 году, а впервые эта машина была представлена широкой общественности в 2022 году.

Алексей Гарагашьян – довольно известная личность в кругу любителей техники повышенной проходимости. На его счету несколько вездеходов с весьма высокими характеристиками проходимости. Однако именно «Шерп» стал наиболее удачной разработкой конструктора, сегодня эта машина выпускается серийно и пользуется довольно неплохим спросом. Этот вездеход имеет оригинальную конструкцию, которая представляет собой удачный микс проверенных и оригинальных технических решений.

По своей проходимости этот российский колесный вездеход не только не уступает гусеничным образцам подобной техники, но и во многом превосходит их. Кроме того, эта машина отличается компактностью, отличным уровнем маневренности, надежностью и имеет весьма просторный салон для своих габаритов.

Серийное производство «Шерпа» налажено в Санкт-Петербурге.

AutoPodborPenza › Блог › Шерп. Мечты сбываются

Отвлекусь от гражданских авто и напишу вам про технику, которая запала мне в душу. Поделюсь своими мыслями насчет нее. Привет. Сегодня в блоге будет ОН:
Знаете, последние лет 30 принято поносить российскую технику во всем. Часто производители сами дают повод для этого. Я тоже многим недоволен и считаю что в России действительно хорошо получается делать танки, самолеты и другую военную технику. Но это другое. Над их изобретением и производством корпит чуть ли не полстраны, чтобы мы могли чувствовать себя защищенными от внешних неприятелей.

А тут вполне себе гражданский вездеход и MADE IN RUSSIA. Первое впечатление, когда его видишь — это детский восторг, как будто увеличили игрушку! Колеса почти с меня ростом! При том, что машина не такая уж высокая, всего 2300 мм. А колеса 1600 мм — две трети его роста.

Когда я его осматривал, меня охватывала реально какая-то детская гордость. Мысль была такая » еще не все потеряно»

Ведь заказчиком разработки этого чуда выступало не армия и не органы. Придумал ее всего лишь один человек, как ты, как я или любой другой, с кем пересекаешься на улицах наших городов. Человек, который очень любит свое дело.

Посмотрите на него. Он совсем не похож на Тони Старка и прочих кино героев уродов, которыми нас пачками ежегодно кормят. Не миллиардер, но определенно Гений.

Почему «не все потеряно» и вызывает гордость?

Для меня он воспринимается современным «левшой». Изобрел и воплотил. Я не знаю как это было наверняка, но факт есть факт. Без всякого пафоса, как у Прохорова и без гос. поддержки как у «Автоваза», Гарагашьян и сотоварищи нашли способы реализовать свои мечты. У них это получилось. Нашлись инвесторы, которые поверили в него и вложились в идеи деньгами. В итоге у них получилось. И мы можем видеть его:

И это реально бизнес и производство. А не современное купи-продай-наварись 300%, которое уже всех поголовно достало. Есть небольшой завод и производство. Говорят, что продали их уже 500 штук. Объем маленький, но это и не удивительно. Когда я услышал цену, я думал что ослышался и переспросил. Оказалось, что не показалось. 6 200 000 рублей

. Не смотря на цену, что-то мне подсказывает, что все у них будет дальше только по нарастающей.

Идеи русские да не все российское. Увы.

Двигатель японский Кубота дизельный и всего на 44 лошади. Удивительно, но этого вполне достаточно. Зато расход смешной 3 литра в час при общем максимальном объеме баков 232 литра. Простая арифметика и получается что шерп может двигаться трое суток без остановок вообще со скоростью до 45 км в час. Теоретический запас хода без дозаправки около 3000 км.

Колеса именные и запатентованные

Делают их тоже не у нас.

Так они выглядят в спущенном состоянии

Подкачиваются они очень быстро выхлопными газами двигателя. Выглядит это так: водитель переводит тумблер, двигатель начинает натужно реветь на повышенных оборотах, Шерп у тебя на глазах встает с колен буквально за минуту.

Кузов делают так же за границей. Говорят, не смогли найти надежных исполнителей и отдали в заграничное производство.

А что же наше тогда?

Наверное все остальное.

Например суппорта от восмерки:

Но где же они стоят, если у него нет тормозных дисков?

По бокам цепная передача на переднее и заднее колесо. С другой стороны выглядит зеркально.

Все что увидите ниже, тоже российское.

Шерп. Обзор конструкции.

В первую очередь начну с основы- рамы. Основа рамы труба диаметром 108 мм.

Кроме своей основной функции несущей конструкции и остова для кузова с агрегатами, выполняет ещё роль так называемой «пневмоциркуляционной» подвески, служа воздухопроводом между колесами, так же через неё подаются выхлопные газы для их подкачки. Полная накачка колёс с нулевого давления занимает около 30 сек, при общем объёме 4х колес-3200 литров, это практически мгновенно) если сравнивать со временем подкачки через полуось на обычных автомобильных мостах.

На фото видны каналы(обведены красным) через которые резиновыми патрубками подается воздух на колёсный полый вал наружным диаметром 75 мм и внутренним 55 мм (зеленым обведены корпуса колесных подшипников) и соответственно колесо.

Здесь видны те самые патрубки

Бортовой поворот даёт потрясающую маневренность для вездехода таких габаритов, хоть и не лишен недостатков. При повороте происходит разрыв потока и гребут уже не 4 колеса, а только 2, но в серьезных болотах на любой технике двигаются практически прямо и в основном корректируют направление незначительно, в остальных случаях этот недостаток не имеет особого значения.

Но самое главное достоинство Шерпа, это его масса. 1350 кг на 4 колеса 1600х600 обеспечивают изумительную проходимость, позволяют ехать по любым болотам, очень легко выходить с воды на лёд. Такое стало возможным только при бортоповоротной схеме и с отказом от применения в трансмиссии традиционных автомобильных комплектующих (мосты, карданы, дифференциал, раздатка и т.д.) с переходом на цепные передачи, более надежные и выдерживающие большие нагрузки при меньшей массе. У вездеходов сделанных по автомобильной схеме на подобных колесах масса приближается к 2 тоннам, это при сохранении адекватной надежности, если стремиться убрать массу то появляются проблемы недостаточной прочности трансмиссии, что в серьезном бездорожье чревато неприятностями)))

Подборка видео

Каракат-вездеход на базе мотоблока Нева:

Легкий вездеход под рабочим названием «Синяк», так-как кузов обшит поликарбонатом. Вообще это первая модель где использовался этот легкий, теплый и более менее прочный материал. Пока нареканий к поликарбонату нет, пластик этот должен выдерживать морозы до 40 градусов и не портится на солнце, главное намного легче любого железа и алюминия и дешевле.

Вездеход получился достаточно легкий для своих размеров, вместимости и больших колес. Ориентировочный вес около 600кг. Размеры: длина-3400 мм, ширина-1960 мм, высота по кабине 2100 мм, по кунгу 2350 мм.

Технические характеристики вездехода

Способ поворота

— «перелом» рамы на УАЗовском кулакеКолёсная формула

— 4×4, постоянный полный привод
Размеры
— Д*Ш*В /3400*1960*2350
Снаряжённая масса
— 650 кг
Грузоподъёмность
— суша/вода 300/150 кг
Максимальная скорость
— суша/вода 25/1 км/ч
Двигатель
— ИЖ-Планета3, переделан на жидкостное охлаждение
Цепной редуктор
— шаг цепи 19,05 мм, ПЧ редуктора = 2,13
Ведущие мосты
— М-412, ПЧ главной пары = 3,9
Шины
— Бел-79 1020*420-18, камерные
Диски
— самодельные
Рама
— пространственная, сварная, из профильных труб
Кабина
— полузакрытая, одноместная
Кузов
— полузакрытый, обшит поликарбонатом
Важно Бензопилы хускварна (husqvarna)

Вездеход строился как простой и бюджетный вариант. Двигатель планировался от мотоколяски СЗД, но советского наследия остается все меньше и сейчас уже трудно найти старые двигатели и другие элементы так-как люди сдают все в металлолом. Но «планетовский » двигатель все-таки удалось найти и другие нужные детали. Двигатель получился сборный, в основе планета 3, но с замененной правой половиной под 12-ти вольтовый генератор.

Кто создал вездеход Шерп

В 2012 г. инженер из города Санкт-Петербурга Алексей Гарагашьян начал проектировать новый вездеход Шерп. Молодой конструктор много лет увлекался экстремальным мототуризмом и изобретением техники высокой проходимости.

При создании снегоболотохода инженер сотрудничал с владельцем Киевской Владимиром Школьником, который финансировал проект.

Чертежи Гарагашьяна были реализованы с сохранением авторских прав и в 2015 г. Шерп был показан в Москве на выставке внедорожников. После этого началось производство техники на «Обуховском заводе» в Санкт-Петербурге, а украинская занималась продвижением Шерпа на мировом рынке.

Устройство и конструкция

Полноприводный снегоболотоход имеет большие пневматические колеса с особенным протектором шин, который помогает машине плыть по воде за счет вращения колес. Кузов техники водонепроницаемый, днище как у лодки. Благодаря этому вездеход способен держаться на воде даже со спущенными колесами.

Передняя и задняя часть Шерпа оснащена дверьми с герметическим уплотнением. Внизу расположен ящик для инструментов и других нужных вещей. Днище изготовлено из шведской бронированной стали. Конструкция имеет ровную плоскость, позволяющую вездеходу ползать на пузе по бревнам, камням и другим выступающим элементам.

Все кузовные детали имеют гальваническое цинковое покрытие, что увеличивает срок эксплуатации.

На новых моделях верхняя часть кузова изготовлена из алюминиевой стали. Сзади и спереди установлены прочные бамперы с кронштейнами, за которые можно зацепить лебедку в случае необходимости.

Кабина сконструирована без капота, что улучшает обзор. В комплектацию салона входят 2 раскладываемых кресла и 2 комфортных спальных места. Переднее и заднее окна оборудованы дворниками, при необходимости стекла можно поднять и выйти из кабины. Спереди и сзади находятся аварийные люки.

Технические характеристики Шерпа

Вездеход имеет такие параметры:

Вездеход способен буксировать прицеп грузоподъемностью 2,4 т со скоростью не более 30 км/ч, но при этом снизятся ТТХ машины.

Двигатель и подвеска

Шерп оснащен 4-цилиндровым японским дизельным силовым агрегатом Kubota V1505-T с турбонаддувом, объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с. Мотор работает с 5-ступенчатой МКПП. Такой небольшой мощности достаточно для преодоления преград.

Спецтехника имеет пневмоциркуляционную подвеску. Колеса соединены между собой регулируемыми воздушными каналами. При наезде на камень или бревно воздух из этой шины по каналам перемещается в другие колеса, в результате чего машина может преодолевать преграды до 1 м в высоту и передвигаться под уклоном 35°. Благодаря такой конструкции подвеска не нуждается в рессорах.

Особенности трансмиссии

Трансмиссия машины состоит из нескольких цепных передач. Крутящий момент от двигателя передается на главный вал, затем распределяется на правую и левую сторону колес. Рычаги управления находятся в салоне, слева от водителя.

На что способен вездеход

Вездеход Шерп может преодолеть любые преграды и труднопроходимые места:

Благодаря регулировке давления в шинах и особенностям протектора машина способна без труда преодолевать метровые преграды.

Шерп — незаменимая техника для рыбаков и охотников: несмотря на свой вес, он может выезжать на тонкий лед и преодолевать преграды, недоступные для других вездеходов.

Машина способна разворачиваться на месте, что улучшает маневренность при движении по лесам или между деревьями.

Снегоход на основе мотоблока, лыж и запчастей от велосипеда

Прицеп для лодки пвх: как сделать своими руками, чертежи, размеры
Сельскохозяйственные работы ведутся в летний сезон. Зимой двигатель простаивающего мотоблока подойдет на роль силовой установки вездехода для езды по сугробам, который можно собрать самому. С приходом весны он возвращается на место.

Схема снегохода

Предлагается трехколесная компоновка. Спереди вместо катка устанавливается сдвоенная лыжа. Кабина отсутствует, машина предназначена для кратковременных поездок.

Что потребуется

Используются следующие комплектующие:

  1. Велосипедная рама.
  2. Камеры от грузового автомобиля, например КамАЗ.
  3. Лыжи пластмассовые (2 шт.).
  4. Редуктор от старого скутера Honda DIO.
  5. Двигатель мотоблока.
  6. Цепи для передачи вращающего момента.
  7. Звездочки (2 шт.).
  8. Бензобак.
  9. Пара колес от инвалидной коляски.
  10. Металлическая бочка объемом 200 л.
  11. Стальной вал с подшипниками.
  12. Пожарный шланг или полоса брезента.

Применяются сварочный аппарат, болгарка и слесарные инструменты. Для фиксации некоторых узлов используются болты с гайками.

Алгоритм сборки

Постройка снегохода осуществляется в таком порядке:

  1. Спереди к раме прикручивают двигатель от мотоблока.
  2. Устанавливают на свое место сиденье.
  3. К валу редуктора приваривают звездочки. Затем крепят механизм под сиденьем.
  4. Надевают на звездочки цепи.
  5. В заднюю втулку вставляют вал. На нем фиксируют большую звездочку. Она нужна для увеличения тягового усилия.
  6. Изготавливают катки, закрепив на колесах от инвалидной коляски отрезанные от бочки ободья. Их диаметры совпадают.
  7. Крепят катки на валу, фиксируют болтами.
  8. Надевают на них шины от грузовика, обвязывают пожарным шлангом.
  9. Устанавливают велосипедный руль с вилкой, к ней крепят двойную лыжу. Элементы управления необходимо расположить под углом к поверхности земли, иначе снегоход не будет поворачивать.
  10. Устанавливают бензобак.

Машина преодолевает глубокий снег, легко взбирается на крутой склон. Заменив лыжи на понтон, можно превратить ее в вездеход-амфибию.

Как сделать своими руками

Подобие вездехода Шерп можно собрать в домашних условиях своими руками. Для этого понадобится немного опыта и средств.

Расходники и инструменты

Для изготовления самодельного снегоболотохода нужно приготовить такие инструменты и расходные материалы:

При сборке могут понадобиться мелкие дополнительные материалы.

Чертежи и схемы

В первую очередь нужно составить чертеж, по которому будет собираться машина. На схеме необходимо подробно указать размеры, а также точное расположение всех узлов и агрегатов.

Подробная инструкция

Для начала необходимо подготовить рабочее место. Желательно организовать его в теплом гараже или под навесом, т.к. сборка может длиться не один месяц.

После подготовки инструментов и места можно приступать к работе:

Такой видоизмененный Шерп хорошо плавает и преодолевает бездорожье. На материалы уйдет около 250 000 руб.

Правила эксплуатации

Управление машиной осуществляется с помощью педалей газа и сцепления, рычага КПП и 2 рычагов с гидроприводами тормозов. Разворот техники производится на месте, как на гусеничном ходу. Управлять снегоболотоходом просто, но есть небольшие нюансы, например при движении по бездорожью нужно регулировать давление в шинах с помощью выхлопных газов.

Использование в воде

Для преодоления водных препятствий колеса техники оснащены широкими лопастями и работают в качестве пароходных колес. Благодаря этому машина может переплывать реки, озера и болота со скоростью 6 км/ч.

Выбор типа болотохода

Главным назначением машины является преодоление заболоченных участков и мелководья, а также выполнение технологических операций в сложных условиях. Существуют несколько типов болотоходов, отличающихся конструктивными особенностями.

Болотоход на шинах низкого давления

Машины такого типа отличаются высокой мощностью двигателя, универсальностью системы подвески. Колеса низкого давления обладают пластичностью, обеспечивают амортизацию, что снижает вероятность проколов.

Это лучший вариант для передвижения по вязкому грунту, песку, каменистой поверхности, воде. Существуют варианты с различным приводом, например, 4х4 или 4х2.

Лодка болотоход

Без такого транспортного средства не обойтись при рыбной ловле или охоте на водоемах. Конструкция лодки рассчитана на преодоление заболоченных мест, растительности, подводных препятствий (водоросли, тина, ил, коряги, каменистая отмель).

Главной особенностью является мощный тяговый двигатель, крепящийся на свободной подвеске (при самостоятельной сборке важную роль играет установка дейдвуда соответствующей длины). Корпус таких моделей отличается прочностью и долговечностью.

Аналогичные вездеходы

Вездеход Шерп не является единственным отечественным внедорожником. Среди его конкурентов самоходные машины Трэкол, Викинг, Литвина, Шатун, Хунта и Аркос.

Трэкол 39041

Эта модель выполнена в цельнометаллическом кузове, с широкими крыльями и удобными подножками. Плавает со скоростью 3 км/ч. При установке подвесного лодочного мотора скорость может увеличиться до 10 км/ч. Трэкол имеет такие ТТХ:

Оснащается двумя силовыми агрегатами: ЗМЗ — 40905.10 объемом 2,7 л и мощностью 128 л.с. или дизельным мотором с турбонаддувом объемом 2,5 л и мощностью 83 л.с. ДВС работают с 4- и 5-ступенчатыми МКПП.

Викинг 29031

Этот 7-местный снегоболотоход может развивать скорость до 80 км/ч, вплавь — до 12 км/ч. Имеет небольшой расход топлива — около 13 л/100 км. Отличается высокой проходимостью, способен преодолевать уклоны под углом 35°.

Оснащается 2 вариантами дизельных силовых агрегатов — 2,5 и 2 л, мощностью 110 и 140 л.с., которые работают с механической или автоматической коробками.

Литвина 3903

На вездеход устанавливаются 2 вида дизельных двигателей — объемом 2 и 2,2 л, мощностью 83 и 48 л.с., работающих с 4-ступенчатой МКПП.

Шатун Нео

Это один из лучших снегоболотоходов, преодолевающий любые водные препятствия и барьеры высотой до 1 м. Такой 7-местный вездеход развивает скорость до 40 км на суше и до 6 км в воде. Масса составляет около 1800 кг, грузоподъемность — 1000 кг.

На вездеход устанавливается дизельный двигатель объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с., работающий с 5-ступенчатой МКПП.

Хунта

Снегоход может преодолевать снежные заносы, пески, болота и водные преграды. Плавает он за счет движения колес и дополнительного винта, вращающегося с помощью двигателя. Скорость вплавь — до 8 км/ч, по суше — до 70 км/ч. Кузов изготовлен из стеклопластика.

На машину устанавливаются бензиновый двигатель объемом 1,7 л, мощностью 95 л.с. или дизельный мотор объемом 1,9 л, мощностью 120 л.с. Агрегирует с 5-ступенчатой МКПП.

Модификации

На сегодняшний день существует две модификации вездехода, отличия их минимальны:

«Стандарт». Этот вариант вездехода имеет тканевой тент, три аккумулятора, высокопрочную покраску кузова, галогенные фары, жидкостный отопитель салона и систему изоляции двигателя. Стоимость комплектации — 3,85 млн рублей.

«Кунг». Данная модификация имеет жесткий кунг и стоит на 250 тыс. рублей дороже «Стандарта».

По желанию заказчика на вездеход можно установить LED-фары, дополнительный генератор, отопитель, а также изготовить прицеп, на котором можно транспортировать «Шерп».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]