Публицист Союстов: В России сложилась непростая ситуация с состоянием авиапарка ВТА


Новый стиль мобильных операций

Первая по-настоящему боевая операция коллективных миротворческих сил ОДКБ, успешно реализованная в условиях кризиса в Казахстане, наглядно продемонстрировала крайнюю востребованность такого оперативно-стратегического объединения в составе ВКС России, как военно-транспортная авиация. Созданная Минобороны РФ воздушная группировка из более 70 военно-транспортных самолетов Ил-76 и пяти Ан-124 в кратчайшие сроки осуществила переброску порядка 2,5 тысячи миротворцев в полной экипировке и со штатной матчастью с аэродромов России, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии на два аэродрома в Казахстане.

Как отметили на Украине, операция по транспортировке миротворческого контингента в Казахстан доказала, что в критической ситуации ВТА ВКС России могут за сутки посадочным способом перебросить на удаленный ТВД полностью укомплектованную бригаду ВДВ.

mil.ru / Пресс-служба Минобороны России

Замечу, что осуществляя передислокацию миротворцев в Казахстан, российская ВТА одновременно продолжала и другие воздушные перевозки в интересах МО РФ, включая рейсы в Сирию. Этим опровергаются заявления ряда иностранных и отечественных спикеров о том, что организованный МО РФ «воздушный мост» в Казахстан потребовал задействования чуть ли не всех бортов нашей ВТА, находящихся в летном состоянии.

2015–2022 годы стали временем, когда ВС РФ продемонстрировали совершенно новый для себя стиль проведения мобильных операций — решительных и, не побоюсь этого слова, молниеносных. Действия в Сирии, Нагорном Карабахе, а теперь и Казахстане стали примерами того, как Россия может эффективно стабилизировать кризисную ситуацию и проецировать свою силу на многие тысячи километров. Что, конечно же, было бы невозможно, не располагай ВС РФ мощной ВТА.

Не только миротворческие операции, но и военные конфликты последних лет демонстрируют, что ключевым фактором успеха в них выступает возможность максимально быстрой и массированной доставки частей постоянной готовности из пункта их дислокации в район развертывания. Военно-транспортная авиация, которая ранее являлась чем-то вроде инструмента чрезвычайных обстоятельств, в XXI веке стала основным инструментом оперативной переброски сил и средств. И это дает нам повод задаться вопросом, так ли уж все безоблачно с состоянием авиапарка отечественной ВТА?

Давайте в этом разберемся.

Вертолет Ка-25

Это одна из главных противолодочных боевых единиц отечественной авиации. Военные вертолеты России серии Ка-25 способны обнаруживать цели под водой, находящиеся на расстоянии до 250 км. Таких внушительных результатов аппарат достиг благодаря новой радиолокационной системе «Инициатива» модели «2К» и «Поплавок». Кроме того, в комплектацию специализированного оборудования входят 2 частотные станции и магнитометр. Разработка этих систем велась на протяжении нескольких десятков лет. Комплект вооружения вертолета состоит из 4 или 8 бомбовых установок серии ПЛАБ и ОМАБ и 2 торпедных АТ-1. Аппарат способен достигать скорости в 220 км/ч при потолке высоты в 3,5 км. Это очень тяжелый и массивный вертолет (до 7200 кг), однако он отличается маневренностью и уровнем стремительности взлета. В комплект входят 2 двигателя по 990 л. с. Салон может вмещать до 8 солдат.

«300 спартанцев» и их проблемы

Несмотря на массовое перевооружение ВС РФ и их переход на новый технический уровень, в нашей ВТА по-прежнему доминируют самолеты, разработанные и выпущенные еще во времена СССР. Речь идет о таких машинах, как Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан‑72, Ан‑124 и различных модификациях Ил-76.

Prt Scr youtube.com / юрий шумилин

Номинально авиапарк российской военно-транспортной авиации насчитывает более 300 бортов. Фактически же значительное количество из этих «300 спартанцев» либо уже находится в нелетном состоянии, либо близко к такому статусу в силу устаревания, выработки техресурса, отсутствия запчастей и тому подобных причин. По большей части машины, «уходящие на покой», это самолеты Ан, чья конструкторско-производственная база после распада Советского Союза осталась на территории Украины, и связь с которой оказалась окончательно утрачена после событий 2014 года.

На смену Антоновым легкого класса должен был прийти разработанный в России легкий турбовинтовой военно-транспортный самолет Ил-112В. Однако катастрофа 17 августа 2022 года опытного образца 112-го поставила доводку машины и запуск ее в серию на паузу. Проект создания перспективного среднего военно-транспортного самолета Ил-276 оказался закрыт. Из-за этого задачи легких, а также средних военно-транспортных машин все чаще приходится выполнять основным рабочим лошадкам российской ВТА — тяжелым Ил-76. Грубо говоря, туда, куда достаточно было бы отправить «маршрутное такси», российской военно-транспортной авиации приходится гонять целую «фуру». Это не лучшим образом сказывается на стоимости эксплуатации парка ВТА и преждевременно «убивает» ресурс 76-х.

Меж тем немало самолетов Ил-76 в ВТА уже требуют капитального ремонта и модернизации по ключевым системам, включая двигатели и авионику. Поскольку ульяновское авиастроительное предприятие АО «Авиастар-СП» загружено выпуском новейших Ил-76МД-90А, неплохим решением проблемы нехватки мощностей для капремонта и модернизации 76-х предыдущих модификаций может оказаться привлечение воронежского ВАСО, на котором перестали выпускаться Ан-148, но так и не начали производиться Ил-112В.

Вертолет Ми-24

Эта винтокрылая машина получила название «крокодил». Вертолеты ВВС России серии Ми-24 уже неоднократно подтверждали способность круглосуточного ведения боя. Данный аппарат может не только десантировать до 10 человек — он весьма эффективен при воздушной и наземной атаке. Модель Ми-24ПС является альтернативой оригинала и способна решать поисково-спасательные задачи. Другой представитель серии — Ми-24РХР — нашел широкое применение в радиохимической разведке. Именно эти вертолеты позволили вовремя оценить уровень опасности при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.


В арсенал летательного аппарата входит подвесное вооружение (2 пушки, 2 пулемета и 2 гранатомета), управляемые ракеты «Штурм», «Гермес» и «Атака». Комплектация также содержит кассеты с бомбами до 500 кг. Модернизированная версия имеет пушечное оружие «воздух-воздух». Максимальный скоростной порог – 330 км/ч. Потолок подъема – 5 км. Суммарная мощность двигателей – 4400 л. с.

Замена «Русланам» пока отсутствует

В России до сих пор открытым остается вопрос создания перспективного сверхтяжелого военно-транспортного самолета. Важно понимать, что для транспортировки авиационной, ракетной и тяжелой техники сверхтяжелые военно-транспортные самолеты будут востребованы всегда. В то же время Ил-76 имеет ограничения по дальности, грузоподъемности и габаритам транспортной кабины, а сверхудачный проект Ан-124 «Руслан» с распадом СССР оказался в подвешенном состоянии. Своего развития в новых модификациях машина не получила. Выпущенные в советское время «Русланы» эксплуатируются в наших ВТА на износ, и замены им пока нет. В первую очередь — по причине отсутствия в РФ подходящих для машин такого класса авиадвигателей.

wikipedia.org / Anton Bannikov/GFDL

У нас неоднократно поднимался вопрос о возобновлении производства «Русланов» на отечественных мощностях. Но следует понимать, что усилия по воссозданию производства Ан-124 по времени и ресурсам фактически равны трудозатратам на создание новой машины. По этой причине более рациональным представляется использование имеющихся ресурсов не для «реанимации» проекта «Руслана», а для создания машины уже нового поколения — перспективного авиационного комплекса Военно-транспортной авиации (ПАК ВТА). И вот тут сразу возникает вопрос, кто займется разработкой этой машины? Традиционным создателем тяжелых машин для ВТА в России выступает . Однако она с 1991 года не раз меняла свою «вывеску» и сейчас переживает не самые лучшие времена, возможно, в связи с отсутствием внятного менеджмента и проектов, а также нехваткой компетенций.

Показательный момент — пришедший в апреле 2019-го на должность гендира ПАО «Ил» экс-директор ТАНТК Юрий Грудинин ныне задержан по обвинению в мошенничестве.

Хорошо, что «Ил» смог осилить совершенствование 76-ых до модели Ил-76МД-90А, у которой, кстати, в ходе переброски миротворцев в Казахстан случился оперативный дебют. Но Ил-76МД-90А, это, пожалуй, на данный момент «потолок» предприятия. Для разработки проекта ПАК ВТА, скорее всего, придется формировать отдельную группу, состоящую из лучших конструкторов всех последних проектов. То есть реализовывать модель, опробованную при создании российского среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21.

Вертолет Ми-8

Изначально единица этой серии конструировалась как многоцелевой военный аппарат. Тем не менее модернизированные вертолеты армии России (Ми-8МТВ-2) уже давно служат в качестве ударной силы с дальних дистанций. Большую популярность представители серии получили в роли десантного транспорта. Ми-8 – это самые распространенные вертолеты России. Именно они были главными ударными единицами в горячих точках в Афганистане, Чечне, Алжире, Анголе, Вьетнаме, Египте, Ираке, Конго, Ливии, Пакистане, Сирии, Уганде и многих других странах.


Разработка вертолетов Ми-8 началась еще весной 1960 года. Прототипом серии был легендарный поршневой Ми-4. Долгое время аппарат не находил должного места применения. Однако в 1991 году неожиданно ряд стран заказал массовую покупку Ми-8. На экспорт было вывезено около 3000 единиц. Спустя несколько лет Ми-8 обрел новую модернизированную версию МТВ-2. В ее комплектацию входили 4 блока Б8В20-А по 20 автоматических закладов, 9 пулеметов, 4 пушки ГШ-23Л и подвеска для установки авиабомб весом до 500 кг. Вертолет способен подниматься на высоту 4,5 км, развивать скорость до 250 км/ч и выдерживать нагрузку в 4000 кг. Благодаря двум двигателям по 1500 л. с. и просторному салону в аппарате может помещаться до 28 десантников.

Сравнение стратегической авиации

Есть мнение что по своим стратегической авиации США превосходит Россию. Но оно ошибочно и вот почему.

В составе ВВС США – 95 бомбардировщиков (35 штук В-1В, 16 штук В-2А и 44 штуки В-52Н), но:

  • Б-2 несет лишь свободнопадающие бомбы.
  • Б-52Н – технически устаревшая модель.
  • Б-1Б нельзя назвать носителем ядерного оружия. К тому же у нашего ТУ-160 взлётная масса выше в 1,5 раза, а радиус боя – в 1,2 раза.

В составе ВВС РФ 139 машин — это Ту-22MR, Ту-22М3, Ту-160, Т-95МС. К 2025 году Россия планирует заменить Ту-95 и Ту-160 новым бомбардировщиком ПАК-ДА.

Вертолет Ка-29

Эта модель относится к типу многоцелевых с возможностью модернизации под ударный вариант. В последнее время такие вертолеты России рассчитаны сугубо для поражения целей на земле и десантирования. Получили распространение в Китае, Вьетнаме и Индии.


В арсенал Ка-29 входит прицельный комплекс, до 90 авиационных и противотанковых ракет, 2 или 3 пушечные установки. Имеется возможность прикрепления 4 крупнокалиберных пулеметов. Салон винтокрылого аппарата способен вместить до 16 десантников или 6 носилок с ранеными. Грузоподъемность – до 4000 кг. Номинальная мощность двигателей – 4400 л. с. Максимальная скорость, которую вертолет Ка-29 может достигать при средней загруженности, равняется 280 км/ч. Что касается потолка высоты, то она составляет 4,3 км.

ВВС РОССИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НА 01.01.2019 ГОДА.ВЕРТОЛЕТЫ

— 126 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Всего заказано 146 единиц Ка-52. По другим данным выполнен контракт на поставку 36 Ка-52 и выполняется второй на 143 машины. По плану в 2022 году ВКС получили шесть новых Ка-52. Как сообщило 6 февраля 2022 года Министерство обороны Российской Федерации, оно планирует заключить контракт о закупке дополнительно 114 боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор» в рамках реализации новой Государственной программы вооружения 2018–2027 годов. К сожалению в прошлом году была и первая боевая потеря Ка-52. В ночь на 7 мая 2022 года российские Воздушно-космические силы (ВКС) потеряли в Сирии ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». Согласно официальной версии, машина могла потерпеть крушение из-за технической неполадки, по неофициальной — она была сбита радикальными исламистами из ПЗРК при проведении планового полета. Оба летчика погибли.

— 110 ударных вертолетов Ми-28 и 8 учебно-боевых Ми-28 УБ. Выполнено несколько контрактов на поставку ВВС России. В ближайшее время планируется поставка Ми-28НМ и модернизация строевых МИ-28Н до МИ-28НМ. Выполняется контракт на поставку 24 Ми-28УБ до 2019 года. 1В конце 2022 года Министерство обороны России заключило государственный контракт с холдингом «Вертолёты России» на производство установочной партии новых вертолётов Ми-28НМ. Согласно условиям контракта первые две машины были изготовлены до конца 2018 года. Облик Ми-28НМ в значительной степени отличается от базовой версии вертолёта Ми-28Н. Прежде всего улучшена функциональность боевой машины за счёт изменения эргономики кабины экипажа и установки дублирующей системы управления вертолётом в кабине лётчика-оператора. Машина приобрела модифицированный фюзеляж, модернизированные двигатели, бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования и обзорно-прицельную систему, новую вспомогательную силовую установку, аппаратуру связи с беспилотными летательными аппаратами — 12 ударных вертолетов Ка-50. Серийное производство прекращено с января 2009 года, в производстве остался только Ка-52. Возможно некоторое количество используется для подготовки летчиков для Ка-52. В строевых частях отсутствует. — более 60 ударных вертолетов Ми-35М. Кроме того 5 Ми-35М новой постройки АО «Роствертол» (входит в состав АО «Вертолеты России») во 2-м объединенном авиационном отряде Федеральной службы безопасности (ФСБ России), отдельная авиационная группа которого базируется в селении Кочубеевское (Ставропольский край).

Вертолёт создан в ОКБ МВЗ им. М.Л. Миля путём глубокой модернизации Ми-24В/ВП с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов марки «Ми», а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата.

В августе прошлого года на проходящем в Кубинке Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» АО «Вертолеты России» представило модернизированный вариант боевого вертолета Ми-35М. Главным отличием новой версии стало введение в состав вооружения вертолета комплекса управляемого вооружения 9К121М «Вихрь-М» с ракетой 9-А-4172К «Вихрь-1» с автоматической лазерной лучевой системой наведения и дальностью стрельбы до 10 тысяч метров. Сейчас ракетным комплексом «Вихрь-М» оснащаются боевые вертолеты Ка-52.

Модернизированный вертолет Ми-35М оснащается также модифицированной поисково-прицельной системой ОПС-24Н-1Л, основой которой является гиростабилизированная круглосуточная оптико-электронная система ГОЭС-321МК. В состав вооружения кроие того введен ракетный комплекс «Стрелец» с управляемыми ракетами 9М342 «Игла-С» класса «воздух-воздух».

На вертолете установлен бортовой комплекс обороны «Президент-С35». Кроме того, в качестве дополнительного оборудования на вертолете может устанавливаться аппаратура навигации и посадки VOR/ILS,VIM-95–35 а также радиодальномер ВНД-94 для замера дальности между вертолетом и наземными радиомаяками.

— 178–260 транспортно-боевых вертолетов Ми-24Д/В/BП/ПН. Еще 30 Ми-24 в составе МА ВМФ и 10 в составе войск национальной гвардии России.

Итого: 539–581 ударных вертолетов.

— 350 многоцелевых транспортных Ми-8T/MT/МТВ/АМТ/AMTШ. Еще 8 Ми-8, 4 Ми-8Т, 4 Ми-8МТ, 1 Ми-8АМТШВА в составе МА ВМФ и 60 Ми-8 в составе войск национальной гвардии России и некоторое количество в Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

— 41 тяжелый транспортный вертолет Ми-26. Строительство продолжается. Еще 10 Ми-26 в войсках Национальной Гвардии и некоторое количество в Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Поставки вертолетов Ми-26 новой постройки Министерству обороны России были возобновлены после примерно двухлетнего перерыва в конце 2016 года, когда «Роствертолом» был сдан вертолет в «арктическом» исполнении, вошедший в состав группировки 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота.

Ранее по контракту 2010 года на 18 вертолетов Ми-26 новой постройки Министерство обороны России в 2011–2014 годах получило 17 машин (18-м вертолетом по данному контракту стал вертолет с бортовым номером «70 красный» (34-04) в «арктическом» исполнении, сданный в 2016 году).

В апреле 2016 года Министерство обороны России заключило с АО «Вертолеты России» контракт на два очередных вертолета Ми-26, которые были поставлены в 2022 году.

В августе прошлого года в Ростове-на-Дону начались заводские летные испытания опытного образца модернизированного тяжелого военно-транспортного вертолета Ми-26Т2В, создаваемого в интересах Министерства обороны России.

После демонстрации на «Армии-2018» вертолет прошел комплекс предварительных испытаний на АО «Московский вертолётный завод имени М.Л. Миля» (МВЗ), а затем передан для государственных испытаний в 929-м Государственном Лётно-испытательном центре Министерства Обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова в Ахтубинске Астраханской области.

От базовой модели Ми-26 новый вертолет отличается современным интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2В, который значительно упрощает пилотирование вертолета. Новейший комплекс БРЭО позволяет в автоматическом режиме выполнять полет по маршруту, выход в заранее заданную точку, заход на посадку, а также предпосадочное маневрирование и возврат на основной или запасной аэродром. В дополнение к этому на вертолете установлен цифровой пилотажный комплекс, а в кабине экипажа появились цветные жидкокристаллические многофункциональные индикаторы, значительно снизившие нагрузку на летный экипаж. Кроме того, Ми-26Т2В получил новый бортовой комплекс обороны «Витебск», не только обнаруживающий факт угрозы вертолету, но и противодействующий атакующим средствам.

— 40 легких многоцелевых вертолетов Ка-226, предназначенных для перевозки 6 пассажиров или 1350 кг груза (в том числе и на внешней подвеске). Еще 8 Ка-226 (c двигателями Pratt & Whitney Сanada PW 207K) в составе Росгвардии, переданы ей в апреле 2016 года в составе авиационных отрядов специального назначения МВД России (с 2007 по 2012 годы МВД России получило 9 вертолетов Ка-226, один из этих вертолетов был потерян в аварии). В 2022 году Федеральной службой Войск Национальной гвардии Российской Федерации получено 4 вертолета Ка-226Т (с оснащением турбовальными двигателями Safran Arrius 2G1): один был поставлен в авиационный отряд специального назначения управления Росгвардии по Красноярскому краю, а еще три в авиационный отряд Росгвардии в Москве. Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации закупило 10 вертолётов Ка-226ТМ для базирования на кораблях береговой охраны. Известно, что уже поставлено 2 вертолета, еще 2 вертолета Ка-226 в в составе ФСБ.

— 50 легких вертолетов «АНСАТ-У», в 2022 году заказано еще 10. Вертолёт используется в ВКС РФ для обучения пилотов. По первому контракту КВЗ поставил ВВС России 8 вертолетов «Ансат-У», в том числе 6 — в 2009 году, и 2 — в 2010 году. Затем Министерством обороны 1 марта 2011 года был заключен контракт с КВЗ на поставку 32 машин «Ансат-У». Договорная стоимость одного вертолета «Ансат-У» по данному контракту составляла 127,72246 млн рублей без НДС. В рамках этого контракта пять вертолетов «Ансат-У» были поставлены ВВС (ВКС) России в 2011 году, по шесть — в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах, и три — в 2016 году.

Из поставленных вертолетов «Ансат-У» первые три вертолета постройки 2009 года находятся в учебном центре армейской авиации в Торжке, а остальные 47 машин с 2010 года поступили в состав учебной авиационной группы на аэродроме Сокол (Саратовская область) Сызранского филиала военного учебно-научного .

В июле 2022 года Министерство обороны России подтвердило факт заключения контракта с АО «Вертолеты России» на поставку опытной партии новейших вертолетов Ми-38 в военном исполнении, получивших обозначение Ми-38Т. 23 ноября 2022 года АО «Вертолеты России», летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.

До конца 2022 года Министерство обороны получит две машины,— с поставкой соответственно, в 2022 и 2022 годах. Средний многоцелевой вертолет Ми-38 занимает нишу между легендарным Ми-8 и тяжелым Ми-26 и может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, а также для полетов над водной поверхностью. Благодаря техническим решениям Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и многим летно-техническим характеристикам. Он может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты.

В сентябре 2022 года участникам и гостям Восточного экономического форума во Владивостоке ПАО «Вертолеты России» был представлен летный образец новейшего многоцелевого вертолета Ка-62, который совершил свой первый перелет и приземлился на острове Русский города Владивостока. Первый испытательный полет Ка-62 состоялся в мае 2022 года, а второй 15 февраля 2022 года в Арсеньеве (Приморский край). Ка-62 предназначается для доставки боеприпасов и оружия в район боевых действий, патрулирования, ведения поисково-спасательных работ, эвакуации раненых, обучения лётного состава, а также для перевозки и сброса десантников и воздушной разведки.

Ведется проектирование перспективного легкого вертолета (ПЛВ) и АО «Вертолеты России» ведет работу над новым поколением боевого вертолета (СБВ), заказанного Министерством обороны России в августе 2017 года.

Каждое из КБ – Миля и Камова работает над своим проектом. Камов использует соосную схему, которая является отличительной особенностью марки, а КБ Миля предпочитает классическую схему. Общим между двумя проектами являются только большой размах горизонтального оперения, которое призвано разгрузить несущий винт на высокоскоростном режиме. На имеющихся российских боевых вертолетах небольшие крылья служат для подвески вооружения на пилонах. Их аэродинамические функции носят вторичный характер.

Единственная известная характеристика вертолета – это его скорость, которая должна превышать 400 км/ч. В августе 2022 года заместитель Министра обороны России Юрий Борисов напомнил, что Министерство обороны на протяжении длительного времени требует от «Вертолетов России» создать новую концепцию платформы боевого вертолета, отличающуюся повышенной крейсерской скоростью, примерно на уровне 400 км/ч. Имеющиеся у России боевые вертолеты имеют максимальную скорость 280 км/ч (Ми-28Н) и 300 км/ч (Ка-52 и Ми-35М).

Прототип летающей лаборатории для создании СБВ создан на базе модернизированного вертолета Ми-24. У него заужена передняя часть фюзеляжа и имеется только одноместная кабина пилота. Он также оснащен новыми лопастями несущего винта. Он совершил первый полет 29 декабря 2015 года. Машины испытывается без горизонтального оперения, с ним, а также с удлиненными крыльями. Осенью 2016 года ЛЛ СБВ превысил скорость в 405 км/ч. Изначально вертолет был разработан в рамках НИОКР по программе ПСВ (перспективный скоростной вертолет). Программа ПСВ была остановлена в 2014 году по причине «невозможности достичь снижения эксплуатационных расходов по сравнению с достигнутыми характеристиками». Однако летающая лаборатория стала использоваться для других программ. Новые лопасти несущего винта, которые были апробированы на ЛЛ ПСВ, будут применяться на новых вертолетах, а также при модернизации существующих типов. В случае с вертолетом Ми-28 применение новых лопастей повышает максимальную скорость на 10%, а крейсерскую скорость – на 13%.

АО «Климов», расположенное в Санкт-Петербурге, отвечающее за двигательную установку, работает над новым турбовальным двигателем ВК-2500М. По утверждению компании, двигатель ВК-2500М является полностью новым, а не модификацией серийно производимого сейчас ВК-2500. Взлетная мощность нового двигателя составляет 2600 л.с., на чрезвычайном режиме – 2950 л.с. То есть новый двигатель несколько мощнее ВК-2500 (2400 л.с. на взлетном режиме и 2700 л.с. – на чрезвычайном). Новая модификация М будет иметь на 20% меньший вес и на 16% меньшее число деталей. Удельный расход топлива тоже должен сократиться на 7%. Межремонтный ресурс увеличен. Модульная конструкция позволяет также позволяет проводить ремонт в полевых условиях. Двигатель ВК-2500М должен быть сертифицирован в 2023 году, то есть одновременно с вертолетом СБВ. Этот двигатель также будет использоваться на модернизированных вариантах вертолетов Ми-28Н и Ка-52. Вроде бы все замечательно, но есть один момент…Получив такое большое количество вертолетов, военные стали сокращать закупки, на зарубежных рынках теснят конкуренты, а программа санитарной авиации заканчивается в 2022 году, Наиболее пострадал от спада экспортных продаж российских вертолетов ПАО «Казанский вертолетный завод», производивший вертолеты семейства Ми-8/17 и «Ансат». Сейчас ситуация с военным экспортом не столь радужная, поскольку времена его безудержного роста давно позади. Все крупные экспортные заказы на Ми-8/17 выполнены, а заказы со стороны Министерства обороны России, МЧС и российских силовых структур относительно невелики и не могут компенсировать экспортные заказы.В 2013 году КВЗ поставил 100 вертолетов (94 Ми-8/17 и 6 «Ансат-У»), причем 76 машин были переданы на экспорт, а 24 – внутренним заказчикам. В 2014 году число поставленных заказчикам вертолетов достигло 107 (101 Ми-8/17 и 6 «Ансат-У»), 69 из которых было экспортировано, а 38 передано российским потребителям. Напротив, в 2015 году производство составило всего 76 вертолетов (согласно некоторым источникам, число поставленных вертолетов достигло 77), а в 2016 году эта цифра сократилась до 70 машин. Согласно доступной информации, в 2022 году компания поставила 65 вертолетов и аналогичная цифра (возможно, несколько выше) и для 2018 года. Примерно половина поставок 2022 года была пришлась на российских государственных заказчиков. ВКС России стали крупнейшим из них: (21 вертолет Ми-8МТВ-5–1 плюс 5 аналогичных вертолетов для конверсии в вариант Ми-8МТПР-1) и 10 учебно-тренировочных «Ансат-У». В то же время, крупные инвестиции в разработку и сертификацию двух вертолетов нового поколения – 15-тонного Ми-38 и 3.6-тонного «Ансата» еще требуется вернуть, так как их продажи все еще невелики. Мелкосерийное производство Ми-38 ожидается в среднесрочной перспективе, а производство «Ансата» выглядит более обещающим с точки зрения бизнеса, так как в 2017–2019 годы с учетом заказов со стороны санитарной авиации и крупных компаний ожидается производство 40 машин.


ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» 55-го отдельного вертолетного полка в Кореновске


Ударный вертолет Ми-28Н


Опытный образец ОП-1 модернизированного боевого вертолета Ми-28НМ (бортовой номер «701 желтый»). Люберцы, декабрь 2016 года (ц) Олег Подкладов russianplanes.net


Модернизированный боевой вертолет Ми-35М с ракетным комплексом «Вихрь-М» в экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2018» (ц) Саид Аминов saidpvo.lj.com


Вертолет Ми-8АМТШ-В (бортовой номер «422 голубой») из состава 562-й авиационной базы армейской авиации, теперь переформированной в 337-й отдельный вертолетный полк 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа. Толмачево (Новосибирск), ноябрь 2016 года (ц) Николай Енинwizarden.ru / wizarden.livejournal.com


Опытный образец модернизированого тяжелого военно-транспортного вертолета Ми-26Т2В (бортовые номера «3112» и «157», заводской номер 34001212157, серийный номер 13–06, модернизированная машина постройки 1988 года) во время заводских испытаний на АО «Роствертол». Ростов-на-Дону, август 2022 года (ц) Ми-26 aviaforum.ru


Вертолет Ка-226.80 (бортовой номер «57 красный», заводской номер 5233951208104, серийный номер 0403) ВКС России в экспозиции авиасалона МАКС-2015. Жуковский, август 2015 года (ц) Spotter aviaforum.ru


Вертолеты «Ансат-У» учебной авиационной группы Сызранского филиала военного учебно-научного на аэродроме Сокол (Саратовская область) (ц) Министерство обороны России


Летающая лаборатория скоростного вертолета, переоборудованная из вертолета Ми-24К на АО «Московский вертолётный завод имени М.Л. Миля». 02.12.2015 (ц) kabuki aviaforum.ru


Первый опытный образец вертолета Ми-38Т (бортовой номер «38015»), построенного для Министерства обороны России на АО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ, входит в состав АО «Вертолеты России») в первом полете. На переднем плане три вертолета «Ансат», включая два вертолета новой постройки КВЗ (регистрационные номера RA-21018 и RA-21021). Казань, 23.11.2018 (ц) Ирина Ерохина / «Бизнес Online» www.business-gazeta.ru

Роман Кузнецов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]