Рыцари – доблестные воины, строго следовавшие кодексу поведения. Эти представители привилегированного сословия породили особый тип культуры, ставшей одной из самых ярких сторон среды Средневековья. Активный образ жизни, предполагающий большую часть жизни проводить на полях боя и турнирах, невозможно было поддерживать без применения тяжелого рыцарского вооружения и ношения защитных доспехов. Как же выглядела одежда рыцарей Средневековья?
Середина VII века – IX век
Итак, вы суровый северянин – нормандец или германец, например. Перед сражением вы поверх рубахи надеваете короткую кольчугу без капюшона и вендельский шлем – круглый, как котелок, и оснащенный защитной полумаской, которая закрывает верхнюю часть лица.
Вендельский шлем. Berig) / wikipedia
Защищаться от врага вы будете с помощью круглого плоского деревянного щита с металлической накладкой посередине, которая называется умбон. У вашего щита удобный кожаный ремень, позволяющий нести щит во время долгих походов на плече или на шее. А вот шлема с рогами у вас нет. Никто их на самом деле тогда не носил.
Что носили в Европе
Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.
Изыски моды Европы:
- «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
- Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
- Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
- Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
- Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
- Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.
Отверстия в одежде Средневековья скреплялись шнуровками, булавками, иголками. Непосвященному человеку было не понятно, где в многослойном платье скрываются острые скрепляющие элементы. Кавалеры только вздыхали в стороне, сетуя, что прекрасная дама напоминает розу с острыми шипами.
В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.
X-XIII века
Вы европейский рыцарь. Собираясь на бой, под кольчугу вы надеваете гамбезон – длинную и довольно «жаркую» одежду, набитую паклей или шерстью. Если в вас выстрелят из лука, есть шанс, что стрела застрянет в гамбезоне и не причинит вам вреда, да и удары мечей такая одежда будет неплохо амортизировать. На ноги вы натянете кольчужные чулки – шоссы; подошва у них, конечно, кожаная – иначе вы не смогли бы ходить.
Шоссы кольчужные
Кольчуга у вас доходит до колен, рукава у нее – до локтей, а то и до запястий. К кольчуге прилагается капюшон – койф. Возможно, ваша кольчуга обладает несъемным капюшоном; тогда ее следует называть хауберк. Чтобы вы могли нормально ходить и забираться на коня, мастера сделали в кольчуге разрезы сзади и спереди. Шлем у вас норманнский – яйцевидной или конической формы. Спереди вы прикрепите к шлему металлическую платину – наносник; впрочем, если XII век уже наступил, то шлем у вас может быть и цельнокованый: наносник выкован вместе со шлемом. В том же XII веке поверх кольчуги вы можете надеть сюрко – плащ-накидку с рукавами или без; их крестоносцы переняли у арабов. Такой плащ защитит кольчугу от грязи и перегрева на солнце. Затем возьмете щит – большой, вытянутой формы, внизу заостренный – и отправитесь сражаться.
Модели для современности
Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.
Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:
- выделенная зона декольте;
- кружевные платья любые по длине и пышности;
- обтягивающие фигуру брюки;
- корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
- укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
- обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
- множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
- черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
- объемные плащи с капюшонами;
- грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.
Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.
О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.
XIII-XIV века
А почему бы не защитить лицо от стрел и ударов мечей, надев закрытый потхелм – шлем, оснащенный визором, или забралом? Можно также обзавестись топфхелмом – так называемым горшковым шлемом, цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса: он большой и тяжелый, но надежный.
Если в ваши планы не входит рукопашный бой, в котором крайне важен хороший обзор, и драться вы собираетесь на копьях, наденьте топфхелм поверх кольчужного капюшона. А под капюшон не забудьте надеть войлочный подшлемник – он хорошо амортизирует удары. Прикрепите шлем к кольчуге сзади ремнем или цепочкой: тогда, если дойдет таки до рукопашной (вас сбросят с коня, например), и вы шлем снимете, он не потеряется.
Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Ulrich Waack / wikipedia
Если вы собираетесь на турнир и хотите произвести эффект, можете украсить шлем деревянной или кожаной геральдической фигурой. Хотя бы теми же рогами – да, их уже придумали, у германцев, например, они в большой моде.
Попробуйте новинку – муферы, кольчужные рукавицы, приплетенные к кольчуге: кисти тоже нуждаются в защите. Впрочем, большинство рыцарей все же предпочитает кожаные перчатки – говорят, в них удобнее держать оружие.
Кстати, о кольчуге: ее можно усовершенствовать при помощи бригантины – металлических пластин, нашитых на льняную или суконную основу. Получится кольчужно-бригантинный доспех. В таком доспехе, да еще и в закрытом шлеме, с громоздким неудобным щитом можно не заморачиваться – возьмете небольшой клиновидный тарже.
Плащ-сюрко, который вы надеваете поверх кольчуги, большой и просторный. Можно преобразовать его, кстати, в гербовую накидку – просторную безрукавку с изображением вашего родового герба.
Какой был идеал красоты
По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:
- удлиненное лицо;
- аккуратные пухлые губы;
- слишком высокий лоб;
- большие глаза.
Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.
Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.
Во времена Средневековья в ранг идеального цветка попадает роза. Среди серости и междоусобиц розы преподносят возлюбленным, вплетают в венки, осыпают лепестками новобрачных, украшают одежду вышивками со сплетенными розами.
Конец XIV – первая половина XV века
Гамбезон уже не в тренде; под кольчугу вы надеваете акетон, стеганую куртку с рукавами. Она не такая длинная и толстая, ничем не набита – просто сшита из нескольких слоев ткани. Если деньги у вас водятся, ваш акетон оснащен кольчужными вставками.
Кольчуги постепенно уступают место латным доспехам – самым разнообразным. Можно использовать отдельные элементы лат – нагрудники, пластроны и плакарты (прикрывают живот), наручи (защищают предплечье), налокотники, наколенники и наголенники. А можно, изрядно потратившись, приобрести латные кирасы – панцири из металла, прикрывающие грудь и спину.
На голову вы надеваете бацинет – металлический шлем с заостренным верхом. К нему по нижнему краю прикреплена кольчужная накидка, защищающая шею, затылок и плечи, – авентайл. Бацинет – шлем относительно легкий, его могут носить даже пехотинцы. Бывают они самыми разными – с наносниками, с забралами-масками, с забралами в виде дырчатого клюва (хундсгугелями). Есть еще гранд-бацинеты – круглые шлемы с латной защитой шеи и дырчатым полусферическим забралом.
Итальянский бацинет. David Monniaux / wikipedia
Вместо довольно длинной накидки-сюрко теперь носят более короткий жупон или табар: вся Европа стремится укорачивать одежды. Щиты все еще носят небольшие.
Средневековая одежда
Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.
Основные тенденции:
- Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
- Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
- Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
- Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
- В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
- Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
- Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
- Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.
Материал белого цвета во времена Средневековья считался слишком дешевым, поэтому редко использовался при пошиве одежды. Знатная средневековая аристократка подчеркивала красоту сочетанием самых ярких тканей для платья, использовала головные уборы, расшитые на восточный манер.
Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.
Вторая половина XV – начало XVI века
Кузнечное дело достигло таких высот, что в латные доспехи можно облачиться практически целиком. Перед боем вы облачаетесь в кирасу, к нижней части которой прикреплена железная юбка, натягиваете латные перчатки, а на голову надеваете армет – шлем в форме сферического купола с двойным забралом, защищающий лицо и шею и с боков, и спереди; в нем можно биться и в копейном, и в рукопашном бою. На армет вам пришлось изрядно потратиться – этот шлем по карману лишь обеспеченному рыцарю. Те, кто победнее, носят салады – шлемы вытянутой формы с назатыльниками.
Армет из гринвичского доспеха, сделанный для сэра Джеймса Скудамора. Todd Hoogerland / wikipedia
Шита как такового у вас нет – к чему, если вы защищены латами? На бой вы берете стальной баклер – маленький круглый кулачный щит, которым можно и парировать удары, и драться.
Коня своего вы перед битвой велите одевать в бард – латные доспехи для лошадей.
Мода Средневековья: готический период
В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:
- преувеличенно длинные рукава;
- неудобные, мешающие любым действиям одежды;
- туфли с длинными носами;
- головные уборы различных причудливых форм.
Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.
Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.
Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.
Сколько весит и почем
Полное боевое облачение стоило немало. Например, во Франции XII века за одну только кольчугу нужно было отдать от 5 до 16 быков, а полная экипировка обходилась быков в 30 как минимум. А ведь нужно было еще покупать оружие, содержать боевых коней… Так что не все вассалы средневековых королей стремились сражаться на поле брани. Многие предпочитали выплатить в казну особый налог – щитовые деньги – и жить себе спокойно. На щитовые деньги короли нанимали воинов на стороне и приобретали им экипировку.
Веса доспехи были немалого – до 25-30 кг, так что рыцарям поневоле приходилось поддерживать хорошую физическую форму при помощи постоянных тренировок. Наиболее могучие даже хвастались, что вскакивают в седло в полном облачении без помощи слуги!
То, что упавший с коня рыцарь так и оставался во время боя на земле, подобно металлической черепахе, – это миф; рыцарь вполне мог подняться на ноги и сражаться дальше. Правда, уже в рукопашном бою. А вот во время турнира, на котором рыцари сражались на копьях, падать с коня действительно не стоило – турнирные доспехи были тяжелее боевых и весили от 50 до 80 кг. В них было тяжело даже просто подняться на ноги без посторонней помощи.
Бойко Анна
Интересная история
Исследовательская работа «Доспехи и оружие средневековых рыцарей: мифы и реальность»
Содержание
Введение ………………………………………………..……………………………………………..……….2
1.Виды оружия средневековых рыцарей и их предназначение …………..…4
2. Разновидности доспехов рыцарей…………………………….…………………………..10
3. Мифы о средневековом вооружении рыцарей и их опровержение…….14
Вооружение средневекового рыцаря и русского воина………..…….….17
Заключение……………………………………………………………………………………………….……20
Литература……………………………………………………………………………………………..………21
Введение
Область средневекового оружия и брони окружена романтическими легендами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей.
Одним из самых печально известных примеров будет мнение, что рыцарь был неповоротлив, доспехи очень тяжелы, поэтому «рыцарей на коней нужно было сажать чуть ли не краном», что является абсурдным.
Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же они сражались на конях.
Очень популярны и привлекательны в настоящее время фильмы о средневековье. Любого зрителя поражают размеры и причудливая форма ярко сверкающих в руках воинов мечей. То, с какой легкостью они на протяжении всей битвы сокрушают врагов. К сожалению, реальный меч той эпохи несколько не таких размеров, и он отнюдь не всегда был основным оружием конного рыцаря. Действительно фильмы позволяют окунуться в жизнь и нравы давно ушедшей эпохи, однако добавляют еще больше вопросов.
Часто не с реальным оружием сражаются и герои компьютерных игр, а иногда в их руках одновременно оказываются оружие из разных стран, разного исторического периода.
Тема работы
: Доспехи и оружие средневековых рыцарей: мифы и реальность.
Цель:
изучить доспехи и виды оружия средневековых рыцарей
Задачи:
— изучить оружие средневековых рыцарей, его виды предназначение,
— проанализировать разновидности доспехов рыцарей,
— рассмотреть мифы о средневековом вооружении рыцарей и их опровержение,
-сравнить вооружение средневекового рыцаря и русского воина.
Мой интерес к боевому оружию средневековья не случаен, несколько лет занималась в кружке по средневековому бою.
Многие исследователи обращались к теме средневекового оружия: Ричард Бертон «Книга мечей» о происхождении и многовековом совершенствовании оружия, Эварт Окшотт «Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса», в которой подробно описал все виды оружия и другие.
Объект исследования: доспехи и оружие средневековых рыцарей
Предмет исследования: разновидности оружия и доспехов рыцарей и их предназначение
1. Виды оружия средневековых рыцарей и их предназначение.
О Средневековье написано немало, но, тем не менее, интерес к этому историческому периоду не ослабевает до сих пор. Одна из причин тому – рыцари- воины, которые отличались превосходными боевыми качествами.
Ры́царь (посредством польск. rусеrz , от нем. Ritter , первоначально — «всадник») — средневековый дворянский почётный титул в Европе.
Рыцари — профессиональные воины — представляли собой организацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов.
Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем.
Рыцари средневековой Европы представляли собой самые боеспособные и технически подготовленные воинские подразделения.
В неспокойное время Средневековья, когда война была самым обыденным явлением, «деревенским жителям» требовался в первую очередь не священник, чтобы спасти их душу (как это бывало во времена Великого переселения народов), а солдат, способный защитить поля и дома.
Рыцари были той силой, которая нужна была всем: королям против соседей и непокорных вассалов, крестьян; церкви — против иноверцев и королей. Очень важным элементом в рыцарской жизни занимало оружие.
Средневековое оружие классифицируется по принципу действия. Оно разделено на холодное, огнестрельное, ручное метательное. В свою очередь, холодное оружие делится на оружие ближнего и дальнего боя, а также классифицируется по характеру воздействия. Ударное оружие предназначено для нанесения ударов дробящего действия за счёт его импульса ударной частью большой площади.
Колющее — для нанесения уколов остриём оружия, за счёт большого давления на маленькую площадь.
Рубящее — для нанесения рубящих ударов лезвием наконечника, за счёт большого давления. Рассмотрим некоторые из них.
Самым главным оружием средневекового рыцаря был вовсе не меч, как полагают многие, а копье. Копье — это колющее оружие. До одиннадцатого века копья, в основном, использовались, как пики и применялись в бою при помощи резкого выпада, то есть рыцарь при атаке выпрямлял руку, сжимающую копье, в связи с этим длина такого оружия редко превышала два с половиной метра. К тому же, копья такого размера использовались и в качестве метательного оружия. Но уже буквально спустя два века рыцарское копье изрядно удлинилось. Это было связано с изменением тактики копейного боя: исчез выпад, остался только удар.
Копья стали изготавливать от трех с половиной метров в длину, и весило такое оружие до 18 килограммов. Древко обычно мастерили из ясеня или яблони. Иногда использовали бук.
Меч (branc) был наступательным оружием рыцаря, обычно широкий и короткий, с плоской рукояткой. Классический рыцарский, длинный меч окончательно оформился к 13 веку. Средняя длина его клинка составляла 75-80 см, максимальная — 90 см. Меч был плоский, шириной пять сантиметров и имел долы. Гардой служила простая перекладина, дужки которой могли незначительно загибаться вверх. Рукоять, рассчитанная на одну ладонь, имела в длину 10 см и заканчивалась навершием-противовесом, которое часто использовалось как тайник для хранения реликвий. Вес меча составлял 1,25-1,8 кг. Приблизительно в XV веке, когда рыцарские латы стали намного прочнее, понадобился и усовершенствованный меч, способный пробить крепкую кирасу. Так мечи стали изготавливать намного длиннее, чем раньше, утяжеляя силу удара.
До конца XIII века воины бились режущими мечами, но вот когда у рыцарей появилась пластинчатая броня, что режущие мечи уступили место колющим, которые пробивали доспехи между плаcтинами.
Позже появился меч — двуручник. Двуручный меч попросту невозможно было удержать одной рукой. Он был намного длиннее, а, стало быть, и намного тяжелее обычного меча или полуторного, его разящая сила была огромной. Двуручным мечом можно было с одного удара разрубить человека напополам. Право носить меч имели только свободнорожденные, и сдача в плен выражалась передачей меча противнику.
Популярные рыцарские мечи: клеймор, вайхендер, фламберг (приложение №1).
«Клеймор» – считается самым малогабаритным среди двуручных, и пользовался особой популярностью у шотландцев. Длина клинка около 105-110 см. Характерным отличием является изгиб и форма крестовины: ее дужки были исполнены в виде клевера и направлены вниз; «Цвайхендер» — орудие внушительных размеров, достигающее порой общей длины в 2 метра. Предназначено для специального отряда ландскнехтов, которые получали жалование в двойном размере. Этим оружием атаковали в начальных рядах войск, требовалась недюжинная сила и особые навыки. Мечу характерна двойная гарда и изображение с клыками кабана. «Фламберг» — волнистый меч с пламеобразным клинком, некий симбиоз меча и сабли. Длина 1,5 метра, вес 3-4 кг. Отличался особой жестокостью, потому как своими изгибами наносил удары глубоко и оставлял рваные ранения надолго. Против фламберга протестовала церковь, но тем не менее он активно использовался германскими наемниками.
Носили меч в ножнах на левом боку на специальной перевязи, застегивающейся пряжкой. К концу XIII века меч, а также кинжал иногда снабжались тонкими, но прочными стальными цепочками, которые прикреплялись к рыцарскому доспеху. В бою было меньше шансов их потерять. У каждого рыцарского меча было свое собственное имя, словно бы у одушевленного существа. Меч рыцаря Роланда, героя знаменитой «Песни», именовался Дюрандалем, меч его верного друга Оливье — Альтклэром.
Меч можно назвать реальным воплощением войны, символом мужества и доблести, неизменным спутником рыцаря и предметом его гордости. Хороший меч — не просто полоса прокованного металла, а сложное композитное изделие, состоящее из нескольких кусков разной по характеристикам стали, правильно обработанной и закаленной. Меч позволял бойцу реализовывать свое преимущество не только в силе, но и в ловкости и скорости.
Задолго до учреждения института рыцарства использовали боевые топоры. Свое имя Карл Мартелл (Молот) взял от martel de fer, мартель-де-фер, боевого топора, своего любимого оружия, он использовал его в битве при Туре (Пуатье) в 732 году. Оно представляло собой насаженный на рукоять молот с тупой одной стороной и острым наконечником на другой, их применяли вплоть до XIV века, считая рыцарским оружием. Таковыми также считались боевые топоры (секиры), весьма различавшиеся по величине и форме, использовавшиеся очень широко.
Боевой топор служил как для удара, так и для метания. Поэтому к его рукояти прикреплялся длинный ремень, с помощью которого секира после метательного удара возвращалась к воину. Однако с течением времени боевой топор вместе с палицей использовались все реже и реже, пока не перешел в разряд турнирного вооружения средневекового рыцаря.
Палица или булава, железная или изготовленная из дерева с шипами, также применялась рыцарями, но также и воинами низших сословий. Булава (от лат. bulla — шарик), холодное оружие ударного действия длиной около 0,5-0,8 м в виде тяжелой каменной или металлической головки на деревянной рукоятке, разновидность палицы.
Булава появилась в неолите, она широко применялась в странах Древнего Востока. Булаву очень возлюбили в XI–XIII веках воины-клирики. Церковь запрещала своим служителям проливать кровь, а воевать князьям церкви приходилось. В такой ситуации булава оказалась как нельзя кстати: от ее удара по мягкой кольчуге получался такой ушиб, что пострадавший с кровоизлиянием или перебитыми костями часто отправлялся в лучший мир.
Э. Лависс и А. Рамбо пишут в своей книге «Эпоха крестовых походов» о применении булавы византийцами XI–XII веков: «Монахи составили вооруженные шайки и бродили по Македонии, Пелопоннесу и островам Ионического моря. Они вели религиозную пропаганду на свой лад, поддерживали «священную войну» против туземцев, язычников или манихеев и проповедовали священную войну против латинян…
Эти бродячие шайки сделались для областей настоящей «египетской казнью». Эти люди в черной одежде, вооруженные луками и железными палицами, сидя на арабских скакунах, с соколами в руке и лютыми псами впереди, охотились на людей и неслись по стране как «настоящие демоны». Они убивали всякого, кого подозревали в приверженности к язычеству или ереси, особенно же тех, чьи земли прилегали к их владениям…
На смену луку, который был распространен в древности в качестве наступательного оружия, пришел арбалет, пробивная сила которого наводила настоящий ужас. Стрела, пущенная из арбалета, пробивала и кольчугу, и пластинчатые латы с расстояния в 150 метров. Арбалет был известен еще в древнем Китае, но затем его повторно изобрели в Европе около 900 года. Он имел хороший диапазон стрельбы и были мощнее чем большинство луков, но требовал намного больше времени для перезарядки
(приложение №1)
В среднем число большинство арбалетчиков делало два выстрела в минуту. Арбалет был смертоносным оружием и был очень популярен по той простой причине, что нужно немного времени для обучения стрельбе. Он пробивал не только кольчугу, но и пластинчатые латы с расстояния в 150 метров.
Неудивительно, что Латранский церковный собор 1139 года запретил использование арбалетов в войнах между христианами, правда, на войны с мусульманами запрет церкви не распространялся. Ричард I Английский, Львиное Сердце, был дважды ранен арбалетными стрелами. Арбалет считался преступным оружием, так как ранение после него было тяжелым, часто смертельным. Несмотря на запрет Церкви, генуэзские арбалетчики высоко ценились в средневековой Западной Европе. Например, немало их состояло на военной службе у французских королей, где получали весьма неплохое жалование. Более того, в XIII веке не только монархи Англии, Франции или германские государи, но и сам папа не отказывались от услуг конных арбалетчиков.
Рыцари же, в общем, считали лук и арбалет не рыцарским оружием, хотя иногда в пешем бою могли прибегать к их помощи. Например, Ричард Львиное Сердце так же, как и Годфрид Бульонский, мастерски стрелял из арбалета. В самом деле, участники первого Крестового похода, по свидетельству византийской принцессы Анны Комнин, уже были вооружены арбалетами. По сути, она первая в то время сделала их детальное описание. Этим видом вооружения европейцы пользовались вплоть до начала XVI века.
В рукопашном бою рыцари также использовали кинжал. Он носился на правом бедре, использовался для окончательного удара, когда рыцарь бросал противника на землю и побеждал его.
Все оружие содержалось с особенной заботливостью, эфесы часто украшались драгоценными камнями, а клинки – надписями и рисунками.
Таким образом, в течение долгих пяти веков Европа представляла собой арену ожесточенных войн, битв и сражений. Одни королевства сменяли другие, о постоянных границах государств говорить не приходилось. Ни один правитель Европы не мог похвастаться стабильностью своих владений.
Быть воином, уметь владеть оружием и знать приемы ведения боя становилось важнейшим элементом формирования культуры человеческих отношений. Жестокость приняла форму личной храбрости человека, пренебрежением к опасности. Оружие возводилось в ранг культа, которому поклоняются и которое определяет статус его владельца. Война стала ремеслом, а оружие неизменным элементом рыцарского костюма.
2. Разновидности доспехов рыцарей.
У рыцаря тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга.
В X веке кольчуга достигала бедер, в следующем веке она еще больше удлинилась, дойдя до коленей. Норманнские рыцари Вильгельма Завоевателя во время вторжения в Англию были вооружены именно таким образом, о чем свидетельствуют изображения на гобелене из Байе. В XII веке кольца переплетались, таким образом кольчуга становилась прочнее, практически оказывалась двойной. Кольчуга была очень гибкой, свободно носилась на теле. Тот же самый материал использоваться для прикрытия рук и ног.
К середине XII века рыцарство было полностью одето в кольчуги. На гравюрах того времени показано, что стальные кольчуги закрывали воина буквально с головы до ног: из них делали и наножники, и перчатки, и капюшоны.
Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги одевали полотняную тунику, предохраняющую доспех от порчи, а также от нагрева солнечными лучами.
Поначалу туника выглядела очень скромно, — она ведь предназначалась для боя, — но с течением времени стала роскошным, щегольским одеянием. Шили его из дорогой ткани, украшали вышивкой — обычно изображениями родового рыцарского герба.
Кольчужное вооружение было несравненно легче прежнего. Современники утверждали, что двигаться в нем было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде. Рыцарь получил большую свободу действий в бою, был способен наносить врагу быстрые и неожиданные удары.
В таких условиях и большой, закрывающий чуть ли не все тело щит был уже, скорее, помехой: кольчужное плетение и так в достаточной степени защищало тело рыцаря.
Щит — старинный военный доспех, которым воины прикрывались от холодного и метательного оружия. Большинство щитов обычно изготовлялись из дерева, прутьев и кожи, окованных бронзой, железом. Форма щитов могла быть круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, часто — с изогнутой плоскостью. Со временем он, постепенно уменьшаясь, стал служить лишь дополнительной защитой от ударов копья или меча. На внешней стороне изображался герб, а с внутренней стороны укреплялись ремни, чтобы щит удобно и прочно держался на левой руке. У прямоугольных или удлиненных щитов расположение таких ручек-ремней было поперечным. В шести- или восьмигранных, а также круглых щитах ремни располагались так, чтобы при ношении основание герба всегда оказывалось внизу. Самый широкий ремень приходился на предплечье, а самый короткий и узкий зажимался кистью.
Шлем в раннем средневековье коническим, в позднем кадкообразным. Нижними краями он опирался на плечи рыцаря. Лицо было закрыто полностью, оставались только узкие прорези для глаз. Появились и украшения на шлемах, сделанные из дерева, кости, металла — в виде рогов, огромных когтей, крыльев, железных рыцарских перчаток…
Однако и у такого вроде бы достаточно совершенного, надежного и удобного вооружения были свои недостатки.
Кадкообразный шлем давал слишком мало воздуха для дыхания. В самый разгар схватки его даже приходилось снимать, чтобы не задохнуться. Сквозь узкие глазницы нелегко было ориентироваться; случалось, рыцарь не сразу мог отличить врага от друга. К тому же шлем никак не скреплялся с другими доспехами, и ловким ударом его можно было повернуть так, что перед глазами вместо прорезей оказывалась глухая сторона. В этом случае рыцарь был в полной власти противника.
Со временем изменилось наступательное вооружение. Оружейникам приходилось искать защиту именно от колющего удара. Как это нередко бывает, вновь пришлось вспомнить то, от чего вроде бы уже отказались — чешуйчатые доспехи.
Основой для дополнительного защитного вооружения послужила нарядная туника, которую надевали поверх кольчуги. Но шить ее стали из очень прочной материи, а то и из кожи. Сверху она покрывалась шелком или бархатом, а снизу подкладывалась металлической чешуей. Крепилась каждая из чешуек на отдельном штифте, причем концы штифтов пропускали наружу и золотили, а то и украшали драгоценными камушками.
Такое вооружение, дополнившее кольчужную рубашку, оказалось очень надежным, но и, разумеется, дорогим. Позволить его себе мог далеко не каждый рыцарь.
С течением времени дополнительные металлические полосы стали укрепляться прямо на кольчуге. Так же укреплялись и кольчужные набедры. Особенное внимание уделялось защите тех частей доспеха, что в бою были наиболее открыты для удара. Так появился еще один вид дополнительного вооружения — наплечники, наручи, наколенники с поножами.
К наручам приделывались иногда небольшие подвижные части из соединенных между собой по принципу все той же чешуи узких поперечных полосок, закрывающих плечо и локоть. Так же удлинялись и поножи — защищался подъем ноги. Кожаные рыцарские перчатки делались с широкими раструбами и с наружной стороны укреплялись сплошной металлической чешуей.
К началу XV века на кольчужной основе было уже так много металла, что имело смысл вовсе отказаться от кольчуги. Отдельные металлические части скреплялись между собой полосками твердой, вываренной в масле прессованной кожи.
Под такой панцирь рыцарь поддевал толстую простеганную куртку из кожи или какого-нибудь плотного материала. Сверху по-прежнему одевали нарядную тунику, но теперь она состояла из двух частей — верхней и нижней.
Если обратиться к роману Вальтера Скотта «Айвенго», можно прочитать, как был вооружен один из героев, рыцарь Бриан де Буагильбер, долгое время сражавшийся в Палестине и именно оттуда вывезший свои доспехи:
«Под плащом виднелась кольчуга с рукавами и перчатками из мелких металлических колец; она была сделана чрезвычайно искусно и так же плотно и упруго прилегала к телу, как наши фуфайки, связанные из мягкой шерсти. Насколько позволяли видеть складки плаща, его бедра защищала такая же кольчуга; колени были покрыты тонкими стальными пластинками, а икры — металлическими кольчужными чулками».
Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали выпуклым и снабжали железными накладками.
Рыцарский шлем обрел почти сферическую форму, был снабжен высоким гребнем. К нему на шарнирах прикреплялось забрало, которое могло двигаться по гребню вверх-вниз. Подбородник соединялся со шлемом петлями и закрывал низ лица и шею.
Кираса состояла из нагрудника и наспинника, соединявшихся с помощью застежек. Нагрудник был такой формы, что как бы отводил в сторону прямой удар копья или меча, смягчая его. Спереди прикреплялись брюшные пластины, закрывавшие верх живота. Их продолжением были набедренники, а к наспиннику крепилось поясничное прикрытие. Оплечья прикреплялись к ожерелью на ремнях или с помощью особых штифтов. Правое оплечье всегда было меньшего размера, чем левое, чтобы было удобнее держать правой подмышкой копье..
Кисти рук защищались металлическими рукавицами. Иногда их даже делали с разделенными пальцами.
Ноги до колен были прикрыты так называемыми налядвянниками в виде полутрубки (приложение №2).
XVI-XVII вв. стали временем упадка доспехов. Их пытались приспособить под развитие огнестрельного оружия, испытывали, стреляя в них, экспериментировали, добавляя дополнительные пластины. С конца XVI в. только очень консервативные воины облачались в полный латный комплект. Отныне воины защищали уже только голову и часть корпуса, что в виде касок и бронежилетов дожило до наших дней.
Рыцари всегда сражались в доспехах. Сначала это были кольчуги, сделанные из сплетенных стальных колец, затем кольчугу вытеснили пластинчатые латы. К началу XV века на кольчужной основе было очень много металла. Перемены коснулись всех видов доспех рыцаря, менялось наступательное оружие, изменялись и средства защиты.
3. Мифы о средневековом вооружении рыцарей и их опровержение.
Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.
Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения.. заьлуждением является то, что броня рыцаря чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.
Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.
Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала.
Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов.
Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.
То, что броню носили только рыцари тоже ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всё сильнее – поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.
Следующее заблуждение, что женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах. В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов.
На протяжение множества веков вокруг меча образовалось множество легенд, некоторые мы постараемся опровергнуть:
Древний меч весил 10-15 кг и использовался в бою как дубина, оставляя противников контуженными. Такое утверждение не имеет оснований. Вес составлял примерно от 600 гр до 1,4 кг.
Для европейских мечей использовали сталь плохого качества. Историками установлено, что уже с античных времен, европейцы успешно применяли разные сплавы металлов.
В Европе не было развито фехтование. Разнообразие источников утверждает обратное: на протяжение многих веков, европейцы работали над тактиками боев, кроме того большинство приемов ориентированы на ловкость и скорость фехтовальщика, а не на грубую силу (приложение №2).
Несмотря на различные версии возникновения и развития меча в истории, неизменным остается один факт – его богатое культурное наследие и важное значение.
Существует достаточно много заблуждений о средневековом вооружении рыцарей. Очень сложно найти достаточные доказательства, тем или иным мифам. Далекое Средневековье хранит еще много загадок.
4. Вооружение средневекового рыцаря и русского воина.
Изучая историю России в средние века, мы не встречаем слово «рыцарь», чаще «дружинник». В «Книге пределов мира», написанной безымянным восточным автором по материалам VIII века, в главе «Рассуждение о стране Рус» сказано: «Одна часть их рыцарство…» И дальше: «Там изготавливают очень ценные клинки и булатные мечи. Все руссы вооружены такими мечами, их рыцари всегда носят броню.
Какое же вооружение было у русских воинов этого периода? Похожи ли они были на рыцарей Европы?
Изначально воины на Руси и в Западной Европе одевались приблизительно одинаково. Поскольку на Руси оружие было в основном завозном. И те, и другие пользовались кольчугами и чешуйчатыми панцирями. Символом воинского достоинства так же был меч (приложение №3)
Долгое время европейцы воевали только друг с другом, а Русь столкнулась с кочевниками: половцами, татаро-монголами. Воинам надо было быть быстрыми, так что стальные латы им просто были ни к чему.
В XII — первой половине XIII века появляется шлем с полумаской, массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием, но все это было легче европейского.
Мы сравнили вооружение немецкого рыцаря и новгородского дружинника (приложение №3). Меч рыцаря длиной 110-115 см, меч русского воина 80-90 см. Кольчуга на Руси была короче, поэтому легче. Русские использовали боевые топоры, копья, луки. Немцы использовали фальшион, расширенный к концу тесак.
Очень эффективным оружием, поражавшим противника у русских был лук, хотя в Европе пользовались им достаточно редко. Луки делались из дерева и рога. Общая длина лука достигала двух и более метров.
В летописях описывается поразительная скорость, с которой лучники выпускали стрелы. Существовала даже такая присказка: «Тугой лук – то сердечный друг». Владение луком требовало особой виртуозности. Луки были скорострельные, что позволяло их использовать в полевых сражениях и против легковооружённых степняков. Лук был верным спутником воина многие столетия. На протяжении многих веков Русь боролась с кочевниками, отсюда без лука никак нельзя было обойтись. И даже огнестрельное оружие долго не могло его вытеснить. Известно, например, что луки использовались даже во время наполеоновских войн.
Таким образом, мы видим, что рыцарское вооружение, как европейских рыцарей, так и русских дружинников довольно сложно.
Основное отличие в защитных средствах связано с защитой конечностей. Специфика комплекса защитных средств рыцаря заключается в том, что его тело закрыто кольчугой полностью, включая стопы ног и кисти рук. В отличие от рыцаря у русского дружинника защита конечностей гораздо слабее, а защита корпуса зачастую более серьезна (ламеллярный доспех). Основным отличием в вооружении является широкое использование на Руси более эффективных сложносоставных луков, в отличие от Западной Европы, где преобладали луки простые. Наличие таких луков, в свою очередь, привело к более качественной подготовке лучников, в том числе, и развитие такой рода войск как конные лучники.
О снаряжении русских воинов известно гораздо меньше, так как изображений и археологических находок, существует очень мало.
С течением времени оно изменялось и совершенствовалось, решая главные задачи обезопасить и защитить воина.
Заключение
В течение долгих пяти веков Европа представляла собой арену ожесточенных войн, битв и сражений. Одни королевства сменяли другие, о постоянных границах государств говорить не приходилось. Ни один правитель Европы не мог похвастаться стабильностью своих владений. Быть воином, уметь владеть оружием и знать приемы ведения боя становилось важнейшим элементом формирования культуры человеческих отношений.
Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, а с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость.
Существует массам мифов и домыслов о доспехах и вооружение средневековых рыцарей. Очень сложно найти достаточные доказательства, тем или иным мифа. Далекое Средневековье хранит еще много загадок.
Изначально воины на Руси и в Западной Европе одевались приблизительно одинаково. Поскольку на Руси оружие было в основном завозном. И те, и другие пользовались кольчугами и чешуйчатыми панцирями. Долгое время европейцы воевали только друг с другом, а Русь столкнулась с кочевниками: половцами, татаро-монголами. Стальные, тяжелые латы им просто были ни к чему, они мешали и сковывали движение во время боя.
Таким образом, мы видим, что рыцарское вооружение довольно сложно. Оружие и доспехи изменялись и совершенствовались, решая главные задачи обезопасить и защитить воина.
Список литературы
1. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400–1500 годы. – М.: «Весь мир», 2001 г.
2. Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2007 г.
3. Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.
4. Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2011 г.
5. Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.
6. https://mport.bigmir.net/war/1519397-TOP-5-luchshih-voinov-Srednevekov-ja
7.
Шпаковский В.О. «Рыцари», Издательство: Тимошка (Балтийская книжная компания)
2010 год
Приложение №1
кинжалы
арбалет
Приложение №2
Приложение №3
Отличие вооружения и доспехов немецкого рыцаря от русского воина
Разновидности платьев готического периода
Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.
В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.
Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.
Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.
Женский готический костюм
Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.
В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.
Теперь женские платья обтягивали фигуру, начиная от плеч и заканчивая областью немногим ниже талии, придавая женщине изящество. Рукава верхней туники напоминали по форме колокол, а нижней — ниспадали почти до земли.
В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.