«Бисмарк» и «серые волки»: могли ли немецкие подводники спасти линкор?


Рождение стального колосса

В межвоенный период Германия одной из последних в Европе вступила в гонку морских вооружений. Англо-германское соглашение 1935 года разорвало путы Версальских ограничений, позволив немцам строить флот, чей тоннаж не превышал бы 35% тоннажа военно-морских сил Великобритании. Это соглашение спровоцировало бурный рост немецких ВМС. Помимо уже шедшего строительства броненосцев типа «Дойчланд», прозванных английской прессой «карманными линкорами», Германия заложила два современных линейных корабля типа «Шарнхорст». Правда, это были скорее линейные крейсеры – они не могли сравниться с линкорами ведущих морских держав, уступая им в бронировании, вооружении и водоизмещении.

Время же настоящих линкоров настало для Германии в 1936 году, когда в Гамбурге был заложен «Бисмарк», а чуть в позже в Вильгельмсхафене – его брат-близнец «Тирпиц». Эти корабли были отлично бронированы, несли восемь 380-миллиметровых орудий главного калибра, имели высокую скорость и водоизмещение свыше 40 тысяч тонн. Такое водоизмещение было нарушением лондонского договора 1936 года об ограничении морских вооружений. Впрочем, немцы здесь оказались не единственными нарушителями, так как линкоры других стран, рожденные этим договором, также превысили установленный лимит в 35 тысяч тонн.

На начало Второй мировой войны оба немецких гиганта еще не вступили в строй кригсмарине. Лишь 24 августа 1940-го на «Бисмарке» подняли флаг немецких ВМС, что означало принятие линкора в состав флота. Спустя несколько недель корабль впервые покинул Гамбург, выйдя в учебное плавание. После этого для «Бисмарка» на Балтике начался период испытаний и тренировок экипажа, продлившийся до марта 1941-го. Затем перед командующим кригсмарине гросс-адмиралом Эрихом Редером и его штабом встал вопрос: как использовать этого стального гиганта?

Преимущества и недостатки плетения

Если говорить о положительных чертах украшений такого типа, необходимо отметить следующие:

  • Внешний вид. Серебряная или золотая цепь плетения Бисмарк довольно массивна, поэтому выглядит очень дорогой.
  • Надежность. Во время производства качественных изделий звенья сплетаются и спаиваются, благодаря чему украшение становится прочным.
  • Широкий ассортимент. Для изготовления используют круги, овалы, прямоугольники из плоской или цилиндрической проволоки. Кроме того, существует множество техник плетения, а также возможность инкрустации готового изделия драгоценными камнями и жемчугом.
  • Хорошая фиксация. Массивная вязь требует наличия крепкого замка. В производстве подобных цепочек применяют карабины и шпрингели высокой прочности.
  • Длительность эксплуатации. При условии использования качественных материалов и соблюдения технологии, готовое изделие прослужит до 50 лет.
  • Возможность использования с другими аксессуарами. На само украшение вешают кулоны, православные и католические крестики, медальоны. Также его можно сочетать с массивными перстнями в образе.
  • Важно отметить, что золотые и серебряные цепочки Бисмарк изготавливают из благородных металлов высокой пробы, поэтому они не окисляются, не оставляют зеленых следов и т. д.

Теперь справедливо будет отметить и недостатки таких аксессуаров. Во-первых, плетение не используется при изготовлении бюджетной продукции. Если сумма на покупку ограничена, лучше поискать другие модели. Кроме того, массивное украшение может перегрузить образ, особенно это касается молодых девушек и парней.

Смотреть все цепи плетения «Двойной Бисмарк» в каталоге SUNLIGHT

Из флагманов в рейдеры

В начале войны немецкие ВМС и не помышляли о генеральных сражениях с флотом Великобритании. Превосходство англичан на море было колоссальным, поэтому кригсмарине сосредоточили внимание на самом уязвимом месте империи – ее торговом судоходстве. С сентября 1939-го немцы начали тоннажную войну, пытаясь установить блокаду британских островов, уничтожая идущие туда грузовые суда. Для этого немцы задействовали все силы и средства, включая подводные лодки, авиацию, мины и надводные рейдеры.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

Поначалу кригсмарине не везло с использованием крупных военных кораблей в качестве охотников на «купцов» в Атлантике. В декабре 1939-го рейх лишился одного из своих рейдеров – броненосца «Графа Шпее». Этот «карманный линкор» был затоплен командой в уругвайском порту Монтевидео после боя с эскадрой английских крейсеров.

Но от идеи использовать свои немногочисленные крейсеры и линкоры как рейдеры Берлин не отказался. Зимой 1940–1941 годов в Атлантике и Индийском океане удачно действовал броненосец «Адмирал Шеер». В феврале 1941-го тяжелый крейсер «Хиппер» разгромил конвой SLS-64. А двухмесячный рейд линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» стал поистине триумфальным – они потопили два десятка судов.

Вышеперечисленные успехи сыграли с гросс-адмиралом Редером злую шутку: у него возникла иллюзия, будто немецкие корабли смогут и дальше безнаказанно действовать в Атлантике. В результате Редер решил отправить в крейсерство флагман немецких ВМС «Бисмарк», даже не дождавшись, когда закончит испытания его близнец «Тирпиц».

Гордость нации, стальной зверь

К моменту ввода корабля в строй 24 августа 1940 года, война уже перевернула ситуацию в Европе, и главными врагами Германии на море стали британцы, а не французы.

Захват немцами Норвегии лишил королевский флот стратегических позиций в Северном море, и если бы немецким линкорам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» удалось объединиться с «Бисмарком» и «Тирпицем», получился бы грозный отряд для противостояния англичанам. В воздухе бушевала «Битва за Британию», немецкие подлодки охотились на транспорты островитян в Атлантике. Если бы такой отряд присоединился к блокаде морских путей снабжения, Англию удалось бы уморить голодом.

С питанием населения уже и так возникали перебои, поскольку немецкие подлодки, действуя из французских портов, потопили более 260 тысяч тонн транспортов только за август.


Орудия «Бисмарка»

Алексей Костенков

Немцы прекрасно понимали, что в обозримом будущем даже суперлинкоры не обеспечат им победы в открытом бою с королевским флотом — у британцев было слишком много линкоров, авианосцев и самолётов морской авиации. Потому все линкоры кригсмарине строились с учётом действий в качестве океанских рейдеров. Помимо огромного радиуса действия, они должны были уметь уйти от тихоходных британских линкоров, а сопоставимые в скорости линейные крейсера — уничтожать благодаря превосходству в огневой мощи и броне.

Рейд «Шарнхорста» и «Гнейзенау» в начале 1941 года в ходе операции «Берлин» показал, что германские линкоры-рейдеры вполне могут истреблять союзные конвои, каждый раз исчезая перед носом у королевского флота. Рейдом, отправившим на дно более 115 тысяч тонн грузов, лично руководил адмирал Гюнтер Лютьенс — командующий надводными силами кригсмарине. В мае 1941 года он и возглавит следующую операцию на новейшем «Бисмарке».

Именно на скорую блокаду Британии и рассчитывал немецкий адмирал Эрих Редер, когда отдал командование «Бисмарком» адмиралу Гюнтеру Лютьенсу. Старшим помощником был Эрнст Линдеман. Команда, состоявшая более чем из 2000 человек, была подобрана из добровольцев со всей Германии, обладавших наивысшей квалификацией. В Балтийском море «Бисмарк» провёл первые учения, отрепетировав поединок с линейным крейсером «Худ». Построенный в конце Великой войны «Худ» долгое время был флагманом королевских ВМС и олицетворял британскую морскую мощь.

Первые испытания прошли успешно. «Бисмарк» развил скорость в 30,8 узла, что позволяло ему уйти от любой угрозы.


Эрнст Линдеман и команда «Бисмарка»

Было лишь два недостатка. Во-первых, отдача главного калибра была слишком велика, возникли опасения, что в реальном бою она может повредить оборудование корабля. Во-вторых, учения, имитирующие повреждение руля, провалились. Без руля корабль практически не мог маневрировать. Впрочем, рули и винты были слабым местом любого корабля. Так что адмиралтейство проигнорировало вторую проблему, решив, что вероятность выхода руля из строя очень мала.

Алексей Костенков

В теории поворачивать корабль можно было, меняя направление вращения винтов. Но оказалось, что в случае «Бисмарка» из-за особенностей его конструкции это практически не работает. Даже включая один боковой винт на «самый полный вперёд», а второй на «самый полный назад», корабль отклонялся незначительно.

К апрелю 1941 года «Бисмарк» достиг боевой готовности. Ему предстояло вернуться в Северное море, встретиться там с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» и отправиться на соединение с «Гнейзенау» в Атлантику. Редер получил приказ потопить за три месяца как можно больше транспортов. Мощь «Бисмарка» позволила бы отряду нападать даже на охраняемые конвои. Правда, на тот момент и «Гнейзенау», и «Принц Ойген» были повреждены и ожидали ремонта.

«Бисмарк» ждал их. Пятого мая корабль посетил Адольф Гитлер. Фюрер любил боевые корабли, но не имел ни малейшего понятия о морской тактике и стратегии. К флотским операциям он относился с опаской. С одной стороны — хотелось поддержать раздуваемый пропагандой имидж мощи кригсмарине, с другой — не хотелось нервировать нейтральных американцев и их флот. Так что командование флота не стало посвящать Гитлера в свои планы.

Алексей Костенков

Адмирал Лютьенс считал, что лучше воздержаться от второго весеннего рейда. На совещании 26 апреля он настаивал, что стоит дождаться доведения до готовности «Тирпица», починки котлов «Шарнхорста» и ремонта «Гнейзенау» после попадания торпеды. И вывести в море уже мощный ударный кулак из четвёрки быстроходных линкоров-рейдеров, способный при надобности потопить даже небольшую британскую линейную эскадру.

Редер с этими доводами согласился, но сказал, что нужно совмещать сохранение дефицитных линкоров и давление на британские коммуникации. Которое вкупе с поражениями британцев в Греции и Африке давало шанс на то, что Лондон запросит мира.

5 мая Лютьенс довёл своё мнение до Гитлера. Тот заколебался, но так и не дал санкции на отмену операции. Естественно, Гитлер был в курсе планирования операции — вывод флагмана флота в море тайком от фюрера был немыслим.

Восемнадцатого августа «Бисмарк» и «Принц Ойген» тайно направились в Атлантику. Эти два корабля были достаточно сильны, чтобы нанести серьёзный ущерб британским коммуникациям. Англичане скорее всего знали, что «Бисмарк» готов к бою, но немцы всё равно пытались соблюдать секретность. До выхода в океан «Бисмарк» мог попасть в ловушку, где его задавили бы превосходящими силами. Однако как именно кригсмарине собирались держать в тайне перемещения крупнейшего линкора в мире — совершенно непонятно.


Вид на «Бисмарк» с борта тяжёлого крейсера «Принц Ойген»

Алексей Костенков

Всё же стоит учитывать, что радары были несовершенны, а в океанских просторах даже огромный линкор — лишь крохотная щепка. В случае «Бисмарка» — очень быстрая щепка. Британцы теряли его уже в процессе преследования, и для финальной атаки обнаружили почти случайно.

На мысли о том, что немцы планируют прорыв рейдеров в Атлантику, британцев навело не движение линкора, а рост активности германской разведывательной авиации у Гренландии и Ян-Майена. Англичане обнаружили «Бисмарк» и «Принц Ойген» только в гавани Бергена.

Двадцатого августа «Бисмарк» был обнаружен, а на следующий день члены норвежского сопротивления заметили немецкие корабли, прячущиеся во фьордах. Они дали знать англичанам.

«Бисмарк» в океане

Операция «Рейнюбунг» началась 19 мая 1941-го, когда «Бисмарк» покинул Готенхафен под флагом командующего надводным флотом адмирала Гюнтера Лютьенса. В тот же день к флагману присоединился еще один участник операции – тяжелый крейсер «Принц Ойген», после чего это соединение пошло к Балтийским проливам для выхода в Северное море. Но когда оно пробиралось сквозь узости пролива Каттегат, немецкие корабли заметил шведский крейсер. Он передал информацию в Стокгольм, а оттуда сведения о немецких кораблях «утекли» в Лондон. Германская разведка быстро об этом узнала, но командование кригсмарине не отменило операцию, хотя она уже и не была секретной.

Финал битвы за Норвегию: немецкие линкоры против английского авианосца

Адмиралтейство очень обеспокоило полученное известие. Ведь «Бисмарк» был способен сражаться на равных с любым британским линкором. Его появление в Атлантике означало бы, что немецкий флот перешел в наступление, нанося удар по морским коммуникациям Великобритании. Поэтому Адмиралтейство бросило все силы, чтобы найти и уничтожить немецкого стального гиганта.

Тем временем эскадра Лютьенса зашла в Норвегию, а затем снова вышла в море, чтобы, обогнув Исландию с севера, выйти в Атлантику Датским проливом. Но англичане караулили этот маршрут. 24 мая здесь произошло сражение немцев с британской эскадрой адмирала Ланселота Холланда. Лютьенс выиграл этот бой, потопив линейный крейсер «Худ» и повредив линкор «Принс оф Уэллс». Но во время сражения досталось и «Бисмарку». Попадания англичан снизили его скорость и лишили части топлива. В сложившейся ситуации Лютьенсу пришлось взять курс на Францию, отправив «Принца Ойгена» продолжать крейсерство в одиночку.

«Бисмарк» во время боя с английской эскадрой в Датском проливе 24 мая 1941-го

German Federal Archives

О том, что произошло далее, хорошо известно. На протяжении двух суток британский флот преследовал «Бисмарк». Чтобы снизить ход линкора, англичане дважды атаковали его самолетами-торпедоносцами. Вечером 26 мая от попадания торпед линкор лишился управления и утром 27 мая погиб в бою с английской эскадрой. Но могли ли события развиваться иначе?

Английский авианосец «Арк Ройал» и его торпедоносцы, сыгравшие роковую роль в судьбе «Бисмарка»

United Kingdom Government

Особенности плетения Бисмарк

Точных исторических данных насчет происхождения технологии нет. Существует только легенда, согласно которой один ювелир впечатлился образом Отто фон Бисмарка. Мастер был восхищен несгибаемой волей «железного канцлера» и разработал на этом фоне особую вязь цепочек из серебра и золота.

Первая волна популярности ждала такие изделия почти сразу после изобретения. Украшения носил весь высший свет объединенной Германии. Позже цепочки вышли из моды почти на целый век, уступив место тонким, изящным и хрупким изделиям.

В нашей стране особой популярностью женские и мужские цепочки на шею с плетением Бисмарк пользовались в 90-е годы. Знаменитые изделия «в палец толщиной» стали настоящим символом эпохи. Теперь они снова актуальны, во многом благодаря прочности, надежности и длительному сроку эксплуатации.

В классическом понимании украшения представляют собой не соединение колец, а сплетение заранее подготовленных спиралей. Изготовление цепи Бисмарк начинается с накручивания проволоки и ее нарезки на фрагменты нужной длины. Полученные элементы соединяют в вязь, а затем запаивают. Далее изделие чистят, полируют и украшают (чернят, формируют алмазные грани и т. д.).

Может показаться, что украшения, произведенные по этой технологии, однообразны, но это не так. Плетение Бисмарк используется для цепочек из золота и серебра, фрагменты и зазоры могут быть разных размеров. Кроме того, существует более 10 способов использования этой технологии.

Всем в строй! Охота началась!

Гибель «Худа» потрясла британцев. Адмиралу Тови приказали бросить все силы на уничтожение «Бисмарка». «Норфолк» и «Суффолк» всё ещё следили за линкором, но задержать его не могли. Единственными кораблями, находившимися достаточно близко, было Соединение «H» — «Шеффилд», «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» с 18 торпедоносцами «Суордфиш» на борту. Эти бипланы выглядели устаревшими, но развивали скорость в 100 узлов — достаточно, чтобы настичь «Бисмарка».

Лютьенс был настроен пессимистично — за ним по пятам гремел весь британский флот. Соединение «H» перехватило «Бисмарк» 25 мая, но «Ринаун» и «Шеффилд» были слишком слабы для открытого боя. Ночью в атаку были отправлены 15 торпедоносцев. Эти маленькие самолёты было сложно поразить зенитным огнём, особенно в темноте, так что они с отчаянной храбростью приблизились и сбросили торпеды на дистанции 300 метров. Первые попадания нанесли лишь небольшой урон, но во время манёвра уклонения «Бисмарк» получил торпеду в корму и его руль вышел из строя. Это был удар в ахиллесову пяту линкора.

Алексей Костенков

«Бисмарку» в его единственном боевом походе катастрофически не везло. Просто-таки «идеально» не везло. Он почти оторвался от преследования, и был обнаружен «Каталиной» лишь волей случая среди тяжёлых туч. Немецкий линкор уже уходил в отрыв к французским портам, британские корабли не имели шансов его настичь, и удар 15 древних бипланов с авианосца был жестом отчаяния.

Лютьенс больше всего опасался британских торпедоносцев — они и добились критического повреждения. Именно того самого руля, который и был выявлен как «ахиллесова пята» суперлинкора. Случись всё это в кино или книге; автора засмеяли бы за безбожное подыгрывание британцам. «В жизни так не бывает».

Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам

Я бы не стал списывать столь многое на невезение. Британцы отправили ловить «Бисмарк» множество кораблей и летательных аппаратов — это не то чтобы невероятно, когда непрерывно патрулирующие местность разведчики «случайно» находят то, что искали. То, что у торпеды на кубиках выпал крит руля — опять же, если корабль атакуют торпедоносцы, это вряд ли можно назвать невероятным стечением обстоятельств, что кто-то из них берет и попадает. Бипланы — ну да, бипланы. Так и у «Бисмарка» ПВО, прямо скажем, не как у той же «Айовы», и вдобавок, он уже подбитый и идущий в гордом одиночестве без поддержки. Незадолго до описываемых событий Каннингхэм такими же бипланами в Таранто морскую базу атаковал, и устроил там резню, несмотря на то, что в Таранто у итальянцев был не один линкор, а орда боевых кораблей, плюс собственные зенитки базы. Вот и с гордостью немецкого флота через случайности проявляется железная закономерность — при таком неравенстве сил и квалифицированном противнике красивых тактических успехов можно добиваться, но вечно тебе две шестерки выпадать не будет.


«Арк Ройал» и «Ринаун»
Ремонтники пытались найти выход из ситуации, но давление воды было слишком сильным и не позволяло послать людей в затопленный рулевой отсек. Ситуация выглядела безнадёжной, британцы приближались. Адмирал Лютьенс радировал в Берлин: «Корабль выведен из строя. Будем биться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер».

Тови собирался атаковать «Бисмарк» со всех сторон — линкоры «Кинг Джордж V» и «Родни» должны были зайти в запада, «Норфолк» — с севера, тяжёлый крейсер «Дорсетшир» — с востока.

Ранним утром 27 мая медленно ковыляющий «Бисмарк» был обнаружен. «Родни» и «Кинг Джордж V» открыли огонь. «Бисмарк» начал стрелять в ответ, но скоро две его башни оказались выведены из строя. Снаряд попал в пост управления огнём, убив тамошних офицеров — удачные выстрелы, решившие исход боя. «Бисмарк» ослеп.

Обстрел продолжался, и к 09:15 немецкий линкор стал пылающей развалиной. Последние выстрелы он произвёл в 09:30, после чего последняя из башен была разбита.


Тонущий «Бисмарк», Charles Eddowes Turner

Алексей Костенков

В других условиях «Бисмарк» нанёс бы перед гибелью существенные повреждения противникам — но в своём последнем бою он имел постоянное отклонение от курса и крен на борт, что затрудняло прицеливание. Низкая скорость и предсказуемость курса превратили его в идеальную цель. А через 15 минут после начала боя корабль настигла очередная «удача» — снаряд британского крейсера разрушил главный дальномер.

С «Бисмарком» было покончено. Из 2876 выпущенных в него снарядов 400 достигли цели, на что ушло чуть больше получаса. Бой превратился в избиение. Внутренности линкора представляли собой ад из пламени, удушающих газов, ледяной воды, машинного масла и крови умирающих.

В 10:15 Линдеман — Лютьенс к тому моменту, вероятно, был уже мёртв — отдал приказ покинуть корабль. Выжившие попытались сделать это, но обстрел продолжался, убивая моряков сотнями. Последним ударом стали три торпеды с «Дорсетшира». В 10:40 «Бисмарк» ушёл под воду. Из его команды уцелело лишь 115 человек.

Алексей Костенков

Прочная сталь «Вотан» и продуманная конструкция держали корабль на плаву даже тогда, когда он представлял из себя искорёженный кусок металла. На дно его отправили только подрывы спецзарядов экипажем, получившим от оставшихся в живых офицеров приказ затопить линкор. Ну и британские торпеды в придачу.


Выживших членов команды «Бисмарка» поднимают на борт «Дорсетшира» (фото: IWM)
Гитлер узнал о случившемся не от адмирала Редера, а из британских газет. Командование кригсмарине побоялось сообщить ему о трагедии. Так закончилась недолгая эпопея «Бисмарка» — самого могучего из линкоров. Большой корабль — это, в первую очередь, большая мишень.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]