Зенитная установка ЗСУ-57-2. Вооружение. Размеры. Бронирование
По итогам Второй мировой войны стало ясно, что полевые зенитные орудия малоэффективны против низколетящих целей, а с ростом скорости и живучести самолетов понизилась и эффективность 20-мм и 37-мм автоматических пушек — расход снарядов на один сбитый самолет увеличился в 1,5-2 раза. Необходимо было повысить скорострельность зенитных установок и оборудовать их механизмом быстрого изменения наводки, чтобы отслеживать скоростную маневренную цель. Преимуществом в этой области обладали многоствольные установки на шасси высокой проходимости, которые, как правило, еще и бронировались.
Зенитная установка ЗСУ-57-2 — видео
В 1955 году на вооружение Советской Армии была принята 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, предназначенная для защиты танковых подразделений. Созданная на основе агрегатов танка Т-54, она имела бронированный корпус и открытую сверху башню кругового вращения, в передней части которой располагалась спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 с электрогидравлическим приводом наведения. В случае необходимости пушку можно было наводить вручную. Для ведения огня использовался автоматический зенитный прицел. Двое наводчиков устанавливали на нем исходные данные цели. При выходе автоматики из строя предусматривался и обычный механический прицел. Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 унитарных выстрелов, размещенных в пятизарядных кассетах вдоль бортов башни и корпуса. Подача обойм осуществлялась вручную, а благодаря устройству автоматической перезарядки скорострельность пушки достигла 240 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы по горизонтали составляла 12000 м, по вертикали — 8800 м. Стреляные гильзы по ленточному транспортеру подавались через специальное окно в корзину, расположенную за кормовой стенкой башни.
ЗСУ-57-2 поставлялись в зарубежные страны и боевое крещение получили во время войны во Вьетнаме. Мощные автоматические пушки эффективно применялись и для борьбы с наземными целями. Однако темп огня установок был недостаточно высоким для скоростных воздушных целей, и к тому же они вели огонь только с места. Поэтому в конце 60-х годов машины этого типа стали заменяться в Советской Армии ЗСУ-23-4 «Шилка».
Боеприпасы 57-мм пушки С-68
Варианты и модификации[править]
Объект 510[править]
На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был А. Е. Сулин. Машине был присвоен индекс «Объект 510».
В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин.
«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире.
Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40 %. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно, составляла 50—60 км. Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч. Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч.
Кроме того, при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также была возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена.
Объект 520[править]
К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000—1200 км/ч, возросла маневренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами.
В соответствии с постановлением СМ СССР № 416—211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнём «Десна». Руководителем проекта был назначен Г. В. Мазепа, а проект получил индекс «Объект 520».
В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была.
Тактико-технические характеристики ЗСУ-57-2
— Разработчик: Омск — Годы производства: 1955—1960 — Годы эксплуатации: с 1950 — Количество выпущенных, шт.: 857 — Компоновочная схема: классическая двуствольная спаренная
— Экипаж, чел.: 6
Вес ЗСУ-57-2
— Боевая масса, т: 28
Габаритные размеры ЗСУ-57-2
— Длина корпуса, мм: 6220 — Длина с пушкой вперёд, мм: 8480 — Ширина, мм: 3270 — Высота, мм: 2750 — Клиренс, мм: 425
Бронирование ЗСУ-57-2
— Тип брони: стальная гомогенная — Лоб корпуса, мм/град.: 8—13
Вооружение ЗСУ-57-2
— Калибр и марка пушки: 2 × 57-мм С-68 — Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка — Длина ствола, калибров: 76,6 — Боекомплект пушки: 150 на ствол — Углы ВН, град.: −5…+85° — Прицелы: автоматический зенитный, построительного типа
Двигатель ЗСУ-57-2
— Тип двигателя: В-54 — Мощность двигателя, л. с.: 520
Скорость ЗСУ-57-2
— Скорость по шоссе, км/ч: 50 — Скорость по пересечённой местности, км/ч25—30
— Запас хода по шоссе, км: 400—420 — Запас хода по пересечённой местности, км: 300—320
— Удельная мощность, л. с./т: 18,6 — Тип подвески: индивидуальная торсионная
— Преодолеваемый подъём, град.: 30° — Преодолеваемая стенка, м: 0,8 — Преодолеваемый ров, м: 2,7 — Преодолеваемый брод, м: 1,4
Боевое применение[править]
СУ-57-2 были направлены на вооружение зенитно-артиллерийских батарей танковых полков двухвзводного состава, по 2 установки во взводе (всего 4 установки). Из-за небольшого объёма выпуска часть батарей была укомплектована вместо ЗСУ-57-2 установками ЗТПУ-2 на шасси бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152.
Боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была обусловлена отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только с остановки; стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена. Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была ниже, чем батареи пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее — радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза». Эффективность же применения ЗСУ-57-2 была выше в силу постоянной готовности к открытию огня, самоходности, наличия бронезащиты экипажа.
ЗСУ-57-2 использовались во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.
В апреле 2014 года появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.
Помимо перечисленных факторов (низкая скорострельность и отсутствие автоматизированных радиолокационных устройств наведения), для оценки эффективности установки необходимо принять во внимание следующее: В период 1950—1957 годов (период создания ЗСУ-57-2) в иностранных армиях не имелось лучших ЗСУ. В армии США имелась ЗСУ M19 на шасси лёгкого танка M24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и M42 на шасси лёгкого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. Вооружение — спаренная 40-мм пушка «Бофорс». В вооружённых силах Великобритании имелась ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданная в 1943 году, вооружённая одноствольной 40-мм пушкой Bofors L60. Все эти установки имелись в незначительном количестве, в особенности в сравнении с численностью фронтовой авиации ВВС СССР. 40-мм пушка «Бофорс» L60 имела скорострельность 120 выстр/мин на ствол, начальную скорость снаряда 875 м/с, вес снаряда 0,934 кг, то есть баллистически уступала орудию С-68 по всем значимым показателям. Все эти установки оснащались оптическими прицелами и в силу этого не были эффективнее, чем ЗСУ-57-2. Лишь в 1956 году появились первые установки ЗСУ M42A1 с РЛС T50, но их количество также было невелико.
Боевая эффективность ЗСУ-57-2, как и других современных ей ЗСУ, определялась не уровнем самой установки, а стремительным развитием авиации, прежде всего — ростом скоростей и всепогодностью фронтовой авиации, которым ЗСУ полкового уровня ПВО в 1950-х годах противопоставить было практически нечего, а также тем, что все новейшие достижения радиоэлектроники внедрялись прежде всего в артиллерии в авиации.
Кроме того, в вооружённых силах всех государств в 1950-х годах не была разработана тактика и подход к прикрытию механизированных подразделений на марше от современных самолётов, равно как в авиации не была выработана тактика надёжного поражения малоразмерных бронированных целей при больших скоростях полёта самолётов.
Далее, при оценке боевой эффективности ЗСУ-57-2 необходимо учитывать, что она являлась не единственным средством ПВО танкового полка, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники.
Поэтому критика именно советской системы является, по большей части, необоснованной и не учитывающей соотношения сил ВВС СССР и возможных противников на конкретных ТВД. По расчётам военных специалистов, наступающие танковые и механизированные дивизии были надёжно прикрыты фронтовой истребительной авиацией на МиГ-15 (произведено более 13 000), МиГ-17 (более 7000) и МиГ-19 (около 1800), а истребительная авиация противника, более малочисленная, чем советская, была связана противодействием ударной авиации на Ил-28 (произведено около 6000), поэтому массовое применение ЗСУ не предусматривалось.
Кроме того, критика не учитывает тот факт, что внедрение ЗСУ-57-2 шло параллельно с насыщением войсковой ПВО системами С-60, которые имели большую эффективность при условии приведения в боевое положение, которое достигалось за 2 мин., и что освоение ЗСУ-57-2 помогло в выработке оптимальной структуры подразделений самоходной ЗА.
Фото ЗСУ-57-2
Венгерская ЗСУ-57-2
ЗСУ-57-2 — фото с парада «Октябрьской революции» 7 ноября 1956 года
Подбитая ЗСУ-57-2 во Вьетнаме
Похожее
ЗСУ-23-4 Шилка. Скорострельность. Вооружение. Размеры. Вес
ЗРК С-75 Двина, Десна, Волхов. Состав. Ракеты. Далность поражения
ЗРПК Панцирь-С1. Вооружение. Стоимость. Дальность обнаружения
ЗРК С-350Е Витязь. Состав. Ракеты. Дальность поражения
ЗРК ОСА-АКМ. Дальность стрельбы. Ракеты. Состав. Размеры. Вес
ЗСУ 2С6М Тунгуска-М. Дальность поражения. Ракеты. Состав. Размеры
ЗРК 2К12 КУБ. Дальность поражения. Скорость ракеты. Принцип работы
ЗРК Бук-М1-2. Дальность обнаружения и поражения. Ракеты. Возможности
ЗРК С-200 Ангара, Вега, Дубна. Дальность поражения. Состав. Принцип работы
ПЗРК 9К310 Игла-1. Дальность поражения. Вес. Возможности
ЗРК 9К331 Тор-М1. Дальность поражения. Ракета. Принцип работы
ПЗРК Верба. Дальность поражения. Ракета. Состав комплекса
ЗРК С-125 Нева (Печора) Дальность и высота поражения. Ракеты
ЗРК С-400 Триумф. Дальность поражения. Ракеты. Как работает
ЗРК 9К35 Стрела-10. Дальность поражения. Модификации. Ракеты
ЗРК С-300ПМУ2 Фаворит. Дальность поражения. Состав. Ракеты
ЗРК С-25 Беркут. Дальность и высота поражения. Ракеты
ЗРК Сосна. Вооружение. Дальность поражения. Ракеты. Состав
Американский ЗРК Пэтриот. Дальность поражения. Состав. Ракеты
Морской ЗРК Кинжал. Дальность поражения. Состав. Ракеты. На каких кораблях устанавливается
ЗРК 2К11 Круг. Дальность поражения. Модификации. Состав
Зенитная установка ЗСУ-57-2. Вооружение. Размеры. Бронирование
КТПУ «Гибка» (3М-47) Дальность поражения. Ракеты. Принцип работы
«Оса-М» — корабельный зенитный ракетный комплекс
ПЗРК 9К34 «Стрела-3»
FIM-92А Стингер — американский ПЗРК
С-300В (9К81) — зенитно-ракетная система
9С482М7 (ПУ-12М7) — батарейный подвижной пункт управления
ЗРК «Авенджер» — американский мобильный зенитно-ракетный комплекс
ПЗРК 9К32 «Стрела-2»
ЗРК М-1 «Волна» (4К90) — зенитно-ракетный комплекс корабельного базирования
МД-ПС — зенитно-ракетный комплекс
ЗСУ-37 — зенитная самоходная установка