Красивое орудие катана и его история от прошлого до наших дней

Катана – это похожий на саблю самурайский меч с выгнутым клинком, заточенным с одной стороны, и прямой деревянной рукоятью. Его носили и хранили в ножнах из магнолии.

Размер оружия 95-105 см, клинок – 60,6-75,7 см, поэтому его причисляют к классу холодного. Режущая часть сделана из нескольких видов стали, она одновременно прочная и острая, долго держит заточку. Катаной пользовались на поединках чести, держа обеими руками, но возможен хват и одной рукой.

Стоимость старинного орудия сейчас доходит до нескольких тысяч долларов, реплики из Японии можно купить за 2,5-60 тыс. р.

Ножны катаны

Ножны катаны, или сая, делают из магнолии по размеру клинка. В поперечном сечении они могут быть овальными, в виде эллипса или восьмиугольника с острыми либо скругленными краями. Сая покрывают лаком, иногда делают орнамент, как на рукояти и гарде, или обтягивают рыбьей кожей.

Вход в ножны украшают декором из рога и кости. Но если оставить их без всяких украшений, это не будет ошибкой. Именно такими сая стали в период запрета ношения катаны императором страны. В настоящее время ножны делают и металлическими, но внутренний слой должен состоять из дерева.

Ширасая и шикомидзуэ

Ширасая
.

Основная статья: Ширасая

Основная статья: Шикомидзуэ

Ширасая (

白 鞘? Буквально «белые ножны» [ ] )) внешне похожа на
катану
, хотя у нее нет
цубы
( ,
ширасая
_цевья ) и
цука
( рукоятки), без того
же
(подкладки) и
цука-ито.
(натянутые), кажется, образуют единый кусок дерева рядом с
сая
(оболочкой), поскольку лезвие находится в ножнах, что придает ему вид, похожий на
боккен .
. Учитывая его ограничения, это крепление считается не эффективным оружием, а скорее способом хранения лезвия меча. Несмотря на это, был произведен тип оружия, предназначенного для боя с такими характеристиками,
сикомидзуэ
(仕 込 み 杖? Буквально «подготовленный посох»), «
шикомидзуэ»
, где эти характеристики выполняли функцию маскировки оружия под трость.

Конструкция

Подлинный японский меч сделан из специализированной японской стали, называемой Tamahagane, состоящей из комбинации твердой высокоуглеродистой стали и вязкой низкоуглеродистой стали. У каждого из этих видов стали есть свои преимущества и недостатки. Высокоуглеродистая сталь более твердая и лучше держит заточку, чем низкоуглеродистая сталь, но одновременно с этим является более хрупкой и может сломаться в бою. Наличие малого количества углерода позволяет стали быть более ковкой, давая стали способность поглощать энергию удара не ломаясь, но затупляясь в процессе использования. Производители катан используют сильные стороны обеих типов стали. Это достигается многими способами, наиболее распространенным является изготовление U – образной части из высокоуглеродистой стали (внешнее лезвие), и помещением ядра из низкоуглеродистой стали внутрь U – образной выемки, и затем нагревом и проковкой всей конструкции в единую часть. Некоторые оружейники используют четыре различных элемента (ядро, лезвие, и две боковые части), некоторые даже используют пять частей.

Такая собранная заготовка нагревается и куется в течение нескольких дней, затем заготовка складывается пополам и снова проковывается для удаления из нее примесей. В основном заготовка для клинка катаны складывается не более чем 16 раз, после чего она выковывается в форме клинка. На данном этапе заготовка лишь слегка изогнута, либо не изогнута вовсе. Легкий изгиб катана получает в процессе закалки клинка; кузнец покрывает клинок несколькими слоями влажного глиняного раствора, рецептура которого является своей у каждого производителя катаны, но в основном состоит из глины, воды, иногда пепла, размолотых в порошок камней, и иногда ржавчины. Лезвие меча покрывается более тонким слоем, чем стороны и спина клинка, затем подготовленный таким образом клинок нагревают, после чего помещают в воду (некоторые производители использовали масло). Глиняный раствор обеспечивал теплоизоляцию, таким образом лишь лезвие клинка подвергалось закалке, тем самым выгибая клинок из-за уменьшения напряженности кристаллической решетки на спине клинка. Этот процесс также создает на клинке особую неровную линию, называемую линией хамона, которая становится видимой только после полировки клинка; каждый хамон уникален и является своеобразной подписью кузнеца клинка.

Уход за катаной

Ухаживают за катаной при помощи специальных инструментов. Все действия производятся в строгой последовательности. Сначала удаляются зазубрины или глубокие царапины, это делается полировочными камнями. Затем смятой (дабы не допустить царапин от крупных частиц) рисовой бумагой лезвие меча очищается от старого масла. Если катана сильно загрязнена, то к рисовой бумаге добавляется известь, которая хорошо убирает грязь и не царапает клинок. Затем, при помощи нового листа рисовой бумаги наносится небольшое количество масла (чаще всего гвоздичного). Тонкий слой масла будет защищать лезвие от ржавчины и загрязнений.

Изготовление японского меча катана

Традиционное изготовление катаны – трудоемкий и долгий процесс, включающий в себя:

  1. очистку стали от ненужных примесей путем погружения в раствор из глины и золу;
  2. накаливание до высоких температур и складывание с расплющиванием молотом для получения многослойного листа высокоуглеродистого материала;
  3. ковку, в процессе которой соединяются стали разной твердости и формируются очертания клинка;
  4. закалку покрытой слоем жидкой глины заготовки для появления на некоторых участках в металле мартенсита;
  5. отпуск материала, уже имеющего форму клинка;
  6. заточку и полировку, в процессе которых современный японский меч катана приобретает гравировку на рабочей части;
  7. изготовление гарды из стали, ее декорирование;
  8. изготовление рукояти, ее соединение с клинком и гардой с помощью бамбукового крепления;
  9. изготовление деревянных ножен.

Дешевые современные самурайские мечи делают из простой нержавеющей стали твердостью 56 HRC. И в этом случае процесс их создания не так сложен, он состоит из вырезания клинка, закалки, отпуска, затачивания, изготовления рукояти и ножен, сборки изделия.

Как делают катану в Японии

Катану в Японии делают следующим образом:

  1. Куски стали особого сорта помещают в золу и глинистый раствор для очистки от шлака. Затем их извлекают и раскаляют, чтобы соединить в единое целое, проковывают молотом, складывают, повторяют предыдущее действие, пока не получится лист высокоуглеродистой стали.
  2. В нее добавляют более мягкий материал для придания вязкости, предохраняющей от поломок клинка. Ковка занимает несколько дней, полосы стали разной твердости комбинируются так, как они будут располагаться в готовом изделии. Когда начальная форма бывает готова, на нее наносят слой жидкой глины.
  3. Далее в процессе закалки (нагревания заготовки и охлаждения в теплой воде) формируется хамон, то есть рисунок на участке между лезвием и переходом к обуху. Окончательным он станет после полировки клинка, но сначала последнему придают традиционную форму – слегка изогнутую.
  4. Следующий этап – отпуск изделия. Его нагревают в печи и охлаждают медленно, на воздухе. Так клинок приобретает твердость, не утрачивая вязкости.
  5. Готовую металлическую часть оружия затачивают. Для этого используют до 9 специальных камней разной абразивности, а в конце – тонкие пластины или деревянные дощечки. На этом же этапе некоторые современные мастера наносят на незакаленные участки клинка гравировку.
  6. Осталось отполировать изделие. Мастер тоже работает разными инструментами, благодаря чему выделяет участки клинка (хамон, хада и др.). Вместе с затачиванием процесс может длиться несколько суток.
  7. Затем из магнолии или вишни делают рукоять, обтягивая ее кожей ската либо акулы, обвивая шелковой, иногда шерстяной лентой. Она крепится к хвостовику с помощью бамбукового штыря, продеваемого в отверстие на нем. Между рукоятью и рабочей частью клинка должна быть гарда (цуба), прикрепляемая с помощью шайб (сэпа). Отделять защиту для руки от черенка должна муфта (фути).
  8. Из дерева же изготавливают ножны. Их обрамляют декором из рога или кости животного, покрывают лаком.

Смотрите на видео о том, как делают самурайские мечи Катана:

Подготовка и лечение

Клинки катаны
.

Японские мечи и другое режущее оружие изготавливались сложным методом многократного нагревания, складывания и соединения металла . Эта практика возникла из-за использования сильно загрязненных металлов .

Отличительная кривизна катаны

отчасти объясняется разным обращением во время разминки, которой она подвергается. В отличие от большинства мечей, производимых в других местах, японские кузнецы не закаляют всю саблю ; только та сторона, которая имеет ребро. В процессе закалки кончик сабли сжимается меньше, чем необработанная сталь при охлаждении, что помогает кузнецу установить кривизну сабли. Сочетание жесткой и упрямой сторон
катаны
и других японских сабель является причиной их стойкости, несмотря на сохранение хорошей режущей кромки.

Чтобы облегчить обращение с катаной

, существует тип оружия, называемого
боккен
, в форме
катаны
, но сделанный из дерева, применение которого используется для совершенствования движения
катаны
без опасности и, таким образом, в бою на тренировках.

Процесс разработки

Показывает обучение эволюции катаны
.

Сталь , используемая сегодня для создания катан , —

AISI 1050, так как с ней проще всего работать и в ней достигается оптимальная
твердость
. Древние японцы сами производили сталь, используя очень медленный процесс, при котором они обжигали различные слои железа , угля и органического материала в закрытой печи более месяца. Железо является основным элементом для изготовления катаны, оно недостаточно твердое, ему труднее сопротивляться ударам и легче шлифовать его края, превращая его в сталь, чтобы решить эту проблему.

Задача главного литейщика заключалась в том, чтобы добавить в сталь около 0,7% углерода , чтобы облегчить процесс ковки.

В этом процессе изгибы производятся путем гомогенизации содержания углерода во всем блоке , удаления примесей и шлака . Последовательные изгибы в некоторой степени увеличивают прочность стали, поскольку достигается организация внутренней структуры стали в выровненные волокна, такие как волокна дерева.

Сталь, из которой изготовлена сердцевина лезвия, представляет собой сталь с очень низким содержанием углерода, менее 0,15%, благодаря чему достигается очень пластичная и прочная ферритная структура.

Для изготовления кромки лезвия необходимо использовать сталь со средним содержанием углерода 0,7%. Для достижения этого содержания третьим шагом в процессе изготовления катаны является храм.

Закалка это процесс, при котором стальной материал нагревается до температуры несколько выше докритической, примерно от 900 до 950°С, но ниже температуры плавления (около 1450-1500°С). При этой температуре изменяется внутреннее строение атомов; При повторном охлаждении структура восстанавливает свою первоначальную форму, но при быстром охлаждении (что достигается путем погружения ее в воду) структуры с более высоким содержанием углерода не смогут восстановить свою первоначальную структуру и станут очень прочными. искаженная структура, которая увеличивает их внутреннюю энергию и, следовательно, ее твердость и сопротивление. Мастера-кузнецы покрыли лезвие глиной .толстым сбоку от позвоночника, чтобы при затвердевании эта часть медленно остывала и восстанавливала свою длину. Кроме того, он не мог восстановить свою первоначальную длину, и именно разница в длине между спинкой и лезвием создает характерную кривую катаны.

Сердцевина с таким низким содержанием углерода не подвергается закалке, сохраняя свою ударную вязкость.

Завершение лезвия катаны колеблется от месяца до года.

Благодаря нынешним технологиям печи нагреваются очень быстро и равномерно, но в прошлом простое действие повышения температуры печи до 900 градусов Цельсия , необходимых для образования стали, требовало целого месяца непрерывной подачи угля.

Сталь, которая использовалась (и используется до сих пор), представляет собой тамахагане, который ломается, и из его фрагментов формируется прямоугольный кирпич , который заворачивается в рисовую бумагу и жидкую глину, чтобы предотвратить окисление, когда он начинает нагреваться. При достижении температуры нагрева его отбивают, чтобы он связался и образовал скрепленный кирпич.

Кирпич повторно нагревают и ударяют молотком (во время этого и предыдущего процесса кузнец, держащий блок, ударяет молотком, и ему помогают один или два помощника, использующие большие двуручные молотки), делая его более тонким и удлиненным. Когда он достигает вдвое своей первоначальной длины, прямо посередине делается надрез, и он загибается сам на себя до тех пор, пока не получается точно такой же первоначальный кирпич, но с двумя слоями стали между ними.

Этот метод сгибания стали повторяется не менее 12 раз, в результате чего получается стальной кирпич той же длины, что и исходный, но с несколькими слоями (от 256 до 4096) стали, соединенными вместе.

Это метод, который отличает ковку катан от ковки европейских мечей. Затем удаляются примеси углерода, пузырьки воздуха и лишний углерод; а углерод равномерно распределяется по всему лезвию, устраняя слабые места.

Чем больше раз сталь будет согнута, тем качественнее будет сталь. Лучшие катаны имеют до 3000. Во время этого медленного и трудоемкого процесса сталь быстро остывает, поэтому ее необходимо постоянно помещать в печь, чтобы восстановить температуру плавления и иметь возможность соединить две части, теряя углерод каждый раз, когда это достигается. температура.

Таким образом, полученный кирпич имеет очень низкое количество углерода (менее 0,5%) благодаря этому удвоению. Эта сталь довольно гибкая, что позволяет поглощать удары и повышать прочность в бою , но она может быть недостаточно твердой, чтобы получить хорошую режущую кромку. Лезвие катаны должно быть очень твердым, поэтому используется вторая их характеристика: использование двух сталей для одного и того же лезвия.

Лезвие и острие
катаны
.

Для создания кромки в процессе используется второй кирпич с меньшим количеством изгибов (от 4 до 5 раз). Таким образом получается более углеродистая сталь , что делает ее чрезвычайно твердой , хотя и более хрупкой.

Второй кирпич разрезают на части, которые могут полностью окружить первый кирпич. Поместите все это в духовку и последовательно ударяйте по нему, пока он не достигнет желаемой длины (нормально около 80 см).

Чтобы придать ему типичную форму лезвия катаны, наносят удары по прямоугольнику до тех пор, пока на обухе не будет получена необходимая ширина (которая зависит от типа лезвия), а затем наносят удар по части лезвия, пока он не станет чрезвычайно тонким (а несколько миллиметров ), чтобы его можно было разрезать. Он также имеет форму кисакки

(наконечник) и
накаго
(часть, которая вставляется в рукоятку ).

После черновой обработки точильными камнями разной зернистости, которыми придается форма лезвию, оно закаляется. Отпуск стали заключается в повышении температуры клинка до точки аустенизации, а затем введении его в холодную воду, чтобы он быстро остыл, что придает стали чрезвычайную твердость. Объяснение состоит в том, что когда сталь нагревается до этой температуры, она приобретает совершенно новую структуру, называемую аустенитной , а при резком охлаждении приобретает мартенситную структуру.большой твердости. Примеси в этой стали позволяют проводить отпуск листа после температуры (при температуре выше температуры аустенизации), также образуя крупное зерно стали. В современных сталях это невозможно, так как они ломаются от такого резкого охлаждения.

Чтобы сделать лезвие чрезвычайно твердым, чтобы его можно было легко резать, а позвоночник был более гибким, чтобы противостоять ударам, которые он собирается получить, в игру вступает еще одна характеристика катаны

:
дифференцированная закалка
.

Что делается, так это покрывает корешок толстым слоем глины (эта глина для закалки имеет состав, меняющийся в зависимости от фальсификатора, и помимо глины добавляется песок, железные опилки , зола и т. д.), и оставьте край тонким слоем, который также имеет в своем составе угольный порошок. Все нагревается в духовке, а затем закаляется путем введения в холодную воду. Корешок, покрытый большим количеством глины, остывает гораздо медленнее, чем опушка, благодаря чему достигается твердый характер для опушки и более мягкий для корешка. Кроме того, создается эффект стихии: та сталь, которая быстрее затвердевает, мягче «вытягивается», придавая клинку столь характерные сори ( кривизну ).
Цуба
де уна
катана
.

Хамон , или линия закалки

, столь характерная для
катан
, есть не что иное, как зона разделения между различными зонами закалки. Поскольку глина помещается вручную,
хамон
каждой
катаны
совершенно уникален.

Остается только медленный и деликатный процесс окончательной полировки. Он медленный, потому что лезвие проходит через последовательные камни , которые становятся все тоньше и тоньше, что требует часов работы для каждого сантиметра лезвия, и деликатный, потому что неопытная полировка может нарушить его симметрию . В этот момент практикуется мэкуги-ана

( отверстие
накаго
), куда будет вставлена ​​пробка, удерживающая его на ручке.
Цука
де уна
катана
.

Полное создание клинка обычно занимает больше месяца, но на полное изготовление лучших катан

может уйти до года. Лезвие — это только первый шаг.

Во-первых, необходимо сделать хабаки

— деталь, которая служит стопором для
цубы
, а также служит для приведения
катаны
в соответствие с
сайей
. Хабаки
могут
быть сделаны из серебра, бронзы, меди, латуни или стали. В древние времена наиболее используемым материалом была бронза. Ковка
хабаки
заключалась в том, что брали бронзовый блок, нагревали его до тех пор, пока он не становился ковким, а затем прибивали его к основанию края лезвия, чтобы он принял оптимальную форму области, к которой принадлежит его сборка. Затем этот кусок будет приварен, чтобы закрыть «треугольный цилиндр», который является характерной формой этого компонента.

Второе: необходимо сделать цубу

(защиту лезвия). Его конструкция изготавливалась из меди, железа или других металлов, с гравировками, рисунками, насечками, инкрустациями… Когда катану вкладывали в ножны,
цуба
была ее видимой частью, причем той, которая указывала на статус или характер ее владельца , так что опять же это деликатный процесс.

Затем вырезается цука

или ручка. Обычно он изготавливается из древесины дуба, покрытой такой же ( лучевой кожей ), чтобы улучшить размещение ито (полоски из хлопка , кожи или шелка), которые оплетаются на ручке, увеличивая сцепление и комфорт, а также придавая ей типичный внешний вид. . . . Для облегчения плетения в каждом изгибе ито использовались бумажные клинья, называемые хишигамис.
Катана
кон су
shirasaya
у
koshirae
.

Фуши

и
кашира
также должны быть сделаны из металла , которые обычно декорируются по одному и тому же рисунку, а также соответствуют
цубе
и
менуки
. Каждая из этих частей размещается на одном конце цука, чтобы избежать возможного раскрытия двух составляющих ее частей, поскольку они склеены только рисовым клеем. Кроме того, ито проходит через
каширу
на противоположную сторону, образуя там последний узел, таким образом также крепко удерживая кусок.

Менуки — это

амулеты из металла, которые могут иметь любую форму; Их кладут на
цуку
, которую держит ито, так, чтобы они соприкасались с пальцами, потому что считалось, что они приносят удачу и во многих случаях являются большим семейным сокровищем.

Лезвие вставляется внутрь и фиксируется металлическим или бамбуковым упором к мэкуги-ане

.

Сайя ( крышка

) обычно изготавливается из лакированного дерева магнолии. Юбку также можно украсить полосками
гнили
(похожей на плетеную) или кусочками
такой же
. Он включает полосу хлопка или кожи длиной 1,8 или 2 метра, называемую
сагэо
, которая привязывается к поясу (
оби
)
хакама
и может также использоваться в качестве вспомогательной веревки для удерживания вещей или для поимки врага. Устье
сая
, называемое
кои-гучи
, обычно укрепляется рогом буйвола , чтобы избежать износа из-за трения с лезвием.

Виды катан и их разновидности

Существуют следующие виды катан:

  • традиционная;
  • деревянная, используемая в качестве сувенира;
  • короткая – вакидзаси;
  • прямая – кокатана;
  • тактическая – Tactical Katana Machete;
  • с красным лезвием, где в составе стали есть золото.

Есть еще старинные и современные разновидности катан. Но последние могут быть не хуже качеством, чем существующие несколько веков, поскольку секреты их изготовления сохранены и используются японскими мастерами.

Деревянная катана

Деревянная катана – сувенирное орудие, используемое для исторических реконструкций или в игре. Меч выполняется из массива бука полностью, в том числе рукоять. Можно использовать и другие породы дерева. Рукоять изделия отделывается натуральной кожей. Древнее самурайское оружие такая катана напоминает только по форме.

техническое обслуживание

Катану необходимо содержать в чистоте и смазывать, чтобы сталь не деформировалась

и не сломалась. Пот , пыль или кровь воздействуют на лезвие; поэтому необходимо проводить периодическое техническое обслуживание. В настоящее время на рынке доступны элементы, необходимые для составления комплекта для чистки, который должен или может содержать:

  • Цельнометаллический молоток, называемый мекуги
    .
  • Koji
    смазывая растительным маслом .
  • Рисовая бумага, хараи гами
    .
  • Шарик из неабразивного порошка, известный как утико
    .
  • Мягкая ткань для обслуживания и пластиковый контейнер для хранения, известный как эруфу
    .

Некоторые наборы поставляются с небольшим пластиковым контейнером для защиты рисовой бумаги от масла.

Эти предметы должны храниться вместе, и некоторые наборы поставляются в резной или простой деревянной коробке, но с надписями кандзи

, намекающими на военное искусство.

Причины популярности

В прошлом актуальность двуручного меча объяснялась его удобством, практичностью, долговечностью. Со временем клинок стал частью философии воинов, символом души своего хозяина.

В современности оружие популярно в широких массах благодаря мифам, распространенным через СМИ, кино –считается, что клинок прорезает любой материал, даже самый прочный. Кроме того, многие уверены, что катану нельзя сломать.

Коллекционеры ценят изготовленные в прошлом боевые клинки как самобытные, красивые изделия с интересной историей.


Японское оружие ценится коллекционерами

Основные характеристики катан

Реальные характеристики холодного оружия, распространенного на Японском архипелаге, заметно отличаются от представленных через кино, аниме. Частично это связано с экзотичностью культуры, мифами, которыми овеяно самурайское сословие. Недавние исследования доказали, что по качеству европейские клинки нередко не уступали изготовленным на островах. Особенность катаны – техника ее применения, то есть нанесение врагу режущих ударов и лишь в редких случаях уколов.

Благодаря форме орудие применимо для быстрого нанесения длинных порезов, а вес таков, что клинок прорезает традиционный японский доспех. Прорезать им железо, другой сходный по прочности материал практически невозможно.


Катаны овеяны мифами

Строение

Японский меч долго сохраняет заточку, прочен и остер, не подвержен ржавчине, не ломается. Эти качества объясняются его строением. Острота, твердость обеспечивается мартенситом в составе стали, но это соединение – причина ломкости, хрупкости материала. Чтобы избавиться от недостатков, внутренний слой делали из низкоуглеродной стали, сверху накладывали высокоуглеродный. Для работы использовали U-образно сложенный твердый стальной брусок, в который вваривали мягкий металл. Комбинированный брус – материал для ковки заготовки.

Реже использовали заготовку из мягкого металла в форме литеры U, в которую вваривали твердую сталь, или делали боковые дополнительные вкладки из материала средней твердости.


Известнейший японский кузнец – Масамунэ

Чем крупнее меч, тем сложнее его конструкция. Для коротких лезвий достаточно одного вида металла.

Вариации конструкций:

  • мару (для танто, вакидзаси) – дешевый одинарный клинок из одного сорта материала;
  • кобусэ – упрощенная конструкция, применимая, если нужно изготовить много предметов невысокого качества;
  • хонсаммай – самая частая, характеризующаяся боковыми усиливающими пластинами и гарантирующая готовому предмету высокую прочность, неподверженность слому за счет отсутствия закалки обуха;
  • сиходзуме – конструкция с железной полосой для защиты обуха;
  • макури – упрощенный вариант с мягким внутренним бруском, цельной твердой оболочкой;
  • варихатэцу – гибкий простой вариант;
  • орикаэси саммай – прогрессивный хонсаммай;
  • гомай – меч с твердой сердцевиной и мягкой оболочкой, дополнительно защищенной твердой сталью;
  • сосю китаэ – самый сложный вариант из 7 слоев. Сюсю китаэ наиболее известен как стиль работы кузнеца Масамунэ.

Сталь для меча

Классический вариант для катаны – рафинированная сталь, для изготовления которой используется железистый песок, очищенный при высоком нагреве. В результате получается чистое железо. В прошлом для работы использовали прямоугольные печи татара, дававшие железо с содержанием углерода 0,6-1,5%. Для дополнительной очистки разработана техника складывания – трудоемкая, но дающая отличные результаты. Преимущество технологии – отсутствие в материале серы, фосфора, снижающих качество стали.

С 17 столетия лучшим материалом для клинков на Японском архипелаге становится намбан тецу – сталь, завезенная европейцами. Оружие содержит до 1,5% углерода, отличается твердостью. Благодаря примесям кремния клинок гибок, имеет хорошую ударную вязкость.


Для катаны применима рафинированная сталь

Прямой и слабоизогнутый клинки

Прямой и изогнутый клинки — зачем они и есть ли принципиальная разница?

Если не вдаваться в описание деталей изгиба клинка, баланса центра тяжести оружия, распределения массы вокруг этой точки, расположения percussion point, спекуляции о назначении елмани (расширение к концу сабельной полосы, в так называемой слабой части клинка, в верхней трети клинка от острия, — Прим.ред.) и других деталей, — принципиальная разница между использованием прямого и слабоизогнутого клинков невелика.

Особенности и преимущества прямого двулезвийного клинка с симметричной рукоятью очевидны. Это максимальная возможность для кратчайшего преодоления дистанции до цели и оптимальная форма для прямого укола. Это возможность использовать второе острое лезвие после того, как первое затупилось или выщербилось. Важно, чтобы рукоять была именно симметрична, — иначе повернуть, удержать оружие и применить второе лезвие не удастся.

Преимущества изогнутого оружия — в более высокой прочности (арка крепче прямой балки), удобстве возвращения клинка после попадания в цель, а также возможности нанести укол в обход препятствиям.

Как известно всем служившим в Советской армии, если гаубицу положить на бок, можно стрелять из-за угла.

Максимально изогнутые — на 30-45 градусов — клинки персидского шамшира удобнее всего применять на дистанции кулачного боя, форма оружия позволяет колоть противника под тулью шлема и подол доспеха, а главное — вокруг калкана (щита), как будто забивая боксёрские хуки и апперкоты.

На ту же тему

Колоть или рубить: что выбирали кавалеристы

Для работы саблей оптимальна рукоять с плавным обратным S-образным изгибом и клювовидным навершием, которое не даёт оружию выскользнуть. Кроме того, при равных габаритах прямого и изогнутого клинков последний существенно удобнее и быстрее извлекается из ножен и вкладывается в них. Для самих фехтования и рубки это несущественно, а для ежедневного ношения очень важно.

Существенной особенностью применения сабли является наличие темляка (ремень, петля, шнур или кисть на эфесе холодного оружия. — Прим.ред.). Я бы сказал более категорично — использовать одноручное рубящее оружие без темляка в конном строю практически невозможно.

Однако сходства более существенны.


(Фото: Дэвид Бензал)

Одноручными клинками наносят секущие удары с проносом и возвратом оружия в боевую позицию после замыкания круговой траектории. Техника сабельного боя en gross подобна приёмам с прямым одноручным мечом, поэтому неслучайно в английских армейских руководствах XVIII-XIX веков одними и теми же мастерами преподавались одни и те же действия для венгерской сабли и шотландского палаша. Фехтование саблей и палашом — это, как правило, использование финта, работа на опережение и парад-рипост.

Катана: история самурайского меча

От эпохи Джоко (древние времена) до появления изогнутых мечей

От эпохи Джоко (древние времена) до появления изогнутых мечей. В период Кофун стальные мечи уже изготавливались. Например, железные мечи и тачи были обнаружены в кургане Инарияма, префектура Сайтама, и кургане Цукурияма, префектура Симанэ, который представляет собой большой квадратный курган в Идзумо, датируемый ранним периодо Кофуна. Железный меч с золотой надписью, раскопанный в кургане Инарияма, был изготовлен в 471 году в ознаменование достижений Вакатакеру (императора Юряку) с использованием 115 китайских иероглифов.

Хотя большинство мечей этого периода повреждены, Канто Тачи с золотой и бронзовой фурнитурой, раскопанной в долине Кавараке в городе Ясуги, префектура Симанэ, чудесным образом хорошо сохранился и известен как редкий случай. Большинство мечей после седьмого-восьмого веков хорошо сохраняют свою первоначальную форму.

Эпоха Тачи (длинный меч)

В конце периода Хэйан, особенно во время Ранней Девятилетней Войны и Поздней Трехлетней Войны, Тачи развивались вместе с возрастающей силой самураев. Школы владения мечом появились на границе между Идзумо и Хоки, провинцией Бидзэн, где был хороший железный песок, а также провинциями Ямасиро и Ямато, которые были центрами политики и культуры. В наши дни основным направлением катаны является тачи. Представителями катаны этого периода являются; Меч «Доджи гири» (убийство людоеда), которым Минамото-но Ёримицу разрезал Сютэн-додзи (Пьяный людоед).

Хотя в древнем документе упоминается, что Ясуцуна из пограничной области между Идзумо и Хоки, который сделал меч «Доджи-гири», жил в начале 9 века. Но из существующих работ можно сделать вывод что скорее он жил в середине периода Хэйан в конце 10 века. Мастер Ясуцуны, SANJO Kokaji Munechika в Ямасиро (столица) и Tomonari KOBIZEN считаются старейшими мастерами меча, чьи имена есть на существующих работах.

Тачи период Камакура

Хотя катана ранней эры Камакура выглядела так же, как и катана позднего периода Хэйан, сёгунат Камакура установил военную систему управления, и мир мечей расцвел. Император в отставке Готоба основал кузницу Готоба-ин, где он каждый месяц призывал мастеров меча и заставлял их выковывать мечи. В этот период были открыты школа Аватагути в провинции Ямасиро и школа Ишимондзи в провинции Бидзэн. В результате подчеркивания полезности, ширина клинка стала шире с последующим за ужением к концу. Появились известные мастера меча Куниёси и Ёсимицу из школы Аватагути в Ямасиро, Куниюки, Рай Кунитоши и Ниджи Кунитоши (только «Кунитоси» было написано вместо «Рай Кунитоши» в качестве подписи) школы Рай также в Ямаширо, Шинтогоширо. Кунимицу в провинции Сагами, школа Фукуока Ишимондзи в Бидзен, Мицутада из школы Бидзен Осафуне и школа Аоэ в провинции Бикчу.

Мечи, сделанные особенно в Ямасиро, Ямато, Бидзэн, Мино и Сагами, называются «Гокадэн (мечи из пяти провинций)». Создание мечей в этих пяти провинциях, соответственно, имеет уникальную особенность в Джитэцу (сталь), Китаэ (ковка) или Хамон (узор клинка), которые соответственно называются «Ямасиро ден (Мечи из провинции Ямасиро)» или «Сошу ден (Мечи из провинции Сагами) ». В конце периода Камакура создание мечей расширилось из-за таких беспорядков, как два генко (монгольские вторжения) и крах политической системы.

Катаны этого периода менялись, становясь более динамичными, чем катаны середины эры Камакура. Танто (короткие мечи) и другие катаны стали иметь более длинный конец, как у тачи. Можно сказать, что Окадзаки Горо-нюдо Масамунэ, как знаток Сошу дэн, был самым блестящим мастером меча того времени. Его стиль виден в художественных работах на поверхности лезвия, то есть Кинсудзи (золотая полоса), Инадзума (молния) или Тикей (пейзаж). Стиль Масамунэ оказал огромное влияние на мастерство владения мечом в различных регионах. Есть кузнецы мечей, с названием «Масамунэ Дзиттецу (Десять лучших учеников Масамунэ)».

После периода Муромати

В начале периода Муромати появились знаменитые мастера меча, в том числе Бидзен Осафуне Моримицу и Бизен Осафуне Ясумицу, а также Моромицу, Иесуке, Цунейе также из Бидзэн. Поскольку большинство их мечей было изготовлено в период Оэй, их обычно называют «Оэй Бидзэн» и они высоко ценятся. Внутренний спрос на мечи снизился с начала эры мира, но также началось производство важных экспортных товаров для династии Мин в Китае.

Когда из-за беспорядков Войны Онин началась разрушенная войной эпоха, количество низкокачественных мечей, производимых массовым производством под названием «Кадзу-учи моно», начало появляться в ответ на массовый спрос, который усилил ухудшение качества мечей. Период Сэнгоку (период враждующих государств) привел к массовому производству низкокачественных моно Кадзу-учи (массовая продукция), но, с другой стороны, сталелитейная промышленность, производившая этот материал, быстро продвинулась вперед в технологии Tatara (сильфоны).

Осуществлялись стабильные поставки высококачественной стали. Изготавливались «Чумон-учи (изделия на заказ)» и более тщательно продуманные Катаны, которым воины легко могли доверить свою судьбу. В период Сэнгоку появились Магороку Канемото и Изуминоками Канесада в качестве двух главных кузнецов мечей Сью Кото (поздний старый меч) и Мурамаса в Исэ. (Что касается мечей после середины эры Муромати, то Тачи, которое носили на поясе с лезвием вниз, было заменено Утигатаной, которая надевалась на талию лезвием вверх.

В истории создание мечей после периода Кэйчо называется «Синто (Новые мечи)» и отличается от «Кото (Старые мечи)», созданных до этого. Известные мастера меча собирались в Эдо, Киото и Осаке, чтобы соревноваться друг с другом.

В период Эдо

Фехтование на мечах процветало. В Эдо, Осаке и других регионах, и появились знаменитые мастера меча, в том числе Котэцу Нагасонэ, Кунихиро ХОРИКАВА, Синкай ИНОУЭ и Сукэхиро ЦУДА. Хотя у Катаны раньше был атрибут мастеров оружейного производства, у некоторых из них начали развиваться художественные наклонности. Новый спрос на катану возник также после того, как состоятельные торговцы заказали роскошные вакидзаси (мечи средней длины). Особенно в Осаке появились Синкай и Сукэхиро, которые разработали великолепный стиль под названием Осака Синто (Осака Новые Мечи). Однако консервативные самураи избегали некоторых из них, потому что они думали, что эти мечи выглядели декадентскими и живописным с богато украшенным Хамоном (узор клинка).

В эпоху мира после периода Гэнроку не было спроса на новые мечи, и лишь немногие мастера делали мечи. С другой стороны, однако, в этот период разработали оснастки для меча, такие как Цуба (цевье), Кодзука (вспомогательный нож), Менуки (украшения рукояти). Среди ювелиров появилось множество известных мастеров меча, в том числе Маташичи ХАЯСИ, Ясучика ЦУЧИЯ, Тошинага НАРА, Сомин ЁКОТАНИ, Сёдзуи ХАМАНО и Ичидзё ГОТО.

В конце эпохи Эдо, когда Япония стала неспокойной, Суйсинси Масахидэ и некоторые другие попытались восстановить метод ковки Кото (Старые мечи) из философии возрождения, и практическая Катана начала создаваться снова. Создание мечей после этого периода называется «син синто (новые-новые мечи)». Появились ученики Масахидэ, включая Сёдзи Тайкей Наотанэ, МИНАМОТО но Киёмаро, Са но Юкихидэ, Мунэцугу КОЯМА. Однако, когда создание меча снова начало процветать, началась Реставрация Мэйдзи, затем кровная месть была запрещена в 1873 году, и 28 марта был издан указ о запрете ношения мечей, запрещающий людям, кроме полиции и военных, носить мечи. С 1876 года Катана быстро пришла в упадок.

От эпохи Мэйдзи до Второй мировой войны

В 1873 году Катана выставлялась на выставке в Вене. Это должно было показать международному сообществу японские технологии и менталитет. Однако после указа, запрещающего ношение мечей, спрос на новые мечи был невелик, и большинство известных кузнецов потеряли работу. Кроме того, многие известные мечи ушли за границу. Тем не менее, японское правительство назначило Гассана и Таданори МИЯМОТО членами Империи искусства. Они постарались сохранить традиционные методы создания мечей. С другой стороны, высокая оценка отряда обнаженных мечей во время сейнанской войны повлияла на то, что японская армия и флот продолжили использовать катану в качестве основного оружия для офицеров, и стало стандартом изготавливать катану с военным снаряжением для меча в стиле сабли.

После Маньчжурского инцидента Оружейная палата и некоторые исследователи в институтах использовали эту возможность в качестве солдатского снаряжения. Например, были изучены различные военные мечи, в том числе «Синбуто», который крепок в суровые холода Маньчжурии, и изгатовлена катана из нержавеющей стали, которую использовал военно-морской флот («Тайсэйто»). Различные формы клинков, были изготовлены в качестве прототипов или в большом качестве. Эти особые клинки назывались «мечи Сева», «Новый меч Мурата» и «Новая катана», и говорят, что многие из них превосходили обычную катану (даже знаменитые мечи) по качеству.

После Второй мировой войны

После капитуляции во время Второй мировой войны в Генеральном штабе Верховного главнокомандующего союзными державами была проведена охота за мечами, поэтому многочисленные мечи, включая Хотарумару, были уничтожены (в префектуре Кумамото, например, мечи были сожжены бензином и брошены в море). Также ходил слух, что «если у вас есть меч, штаб-квартира придет на поиски с помощью металлоискателя», поэтому некоторые мечи были спрятаны в земле, что привело к их коррозии, и они были разрушены, некоторые были сломаны, а некоторые люди сами выбрасывали мечи и так далее, и тому подобное.

Хотя сами катаны когда-то находились под угрозой исчезновения, Япония приложила огромные усилия, и стало возможным владение системой регистрации. Сама катана должна быть зарегистрирована, а о мече без регистрации необходимо сообщить в полицию и провести расследование. Хотя ношение меча подлежит ограничению Законом о контроле за мечом и огнестрельным оружием, разрешение на владение мечом не требуется, и любой может владеть им (некоторые муниципалитеты запрещают продажу людям 18 лет и младше в постановлении). Сегодня катана — это не оружие, а инструменты для боевых искусств, таких как иайдо, и достойные предметы искусства, такие как картины и керамика, производство и хранение разрешены только для таких целей. Кроме того, есть квота на количество мечей, которое должен изготовить мастер меча в год.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

История

Слово «катана» произошло от японского прочтения заимствованного из Китая иероглифа 刀, который в другом варианте читается как «тоо». Для японца это широкое понятие, обозначающее односторонний нож, меч. Объясняя, что такое японская катана, часто использую термин «нихонтоо», то есть «японский меч». Если меч заточен с двух сторон, его именуют цуруги, кэн, но иногда такими терминами обозначают одностороннее оружие. Чаще это используется в художественной литературе. Причина – многие века влияния китайской культуры на японский язык и представления жителей архипелага о прекрасном. В Китае самым высоким статусом обладал меч, заточенный с обеих сторон, поэтому термин для его обозначения в Японии стали изредка использовать для катаны, показывая тем самым почтение к предмету.

С 9 века японские воины оценили преимущества выгнутого орудия, полезного в конном бою. Тогда же появилось сословие самураев, для которых вооружение превратилось в символ, показатель статуса, физическое воплощение идей и жизненной философии. С 12 века японцы начали разрабатывать усовершенствованные доспехи, одновременно меняя холодное оружие. Мечи стали тяжелее, приобрели новую форму. С этого момента катана превращается в двуручное оружие. Период 12-14 века историки считают пиком расцвета катаны. С 14 столетия вместе с увеличением числа военных конфликтов повысился спрос на оружие, одновременно снизилось его качество.


Традиционное вооружение самурая

Японский клинок существует в современном виде с 15 столетия. Он сформировался в раннюю эпоху Муромати из тати, широко использовался до конца 19 века в качестве традиционного самурайского вооружения с коротким вакидзаси. Узнать традиционный меч можно по внешнему виду – линии закалки, оформленной кожей и шелком рукоятке.

Что такое катана

Классическое японское оружие создается из нескольких видов стали, очищенных сложением и варкой. Самурайское вооружение – это полуторный меч, длина клинка которого – около 60 см. Режущая часть обычно выгнута наружу. Длина рукояти не регламентирована. Вес предмета – 0,75-1 кг.

Самурай вооружался в дополнение к катане коротким мечом вакидзаси – практически идентичным основному, но меньшей длины. Существовали кинжалы, длина которых – вдвое меньше, нежели основного меча. И длинный, и короткий клинок носили в ножнах сая. Настоящий комплект ножен изготавливается из дерева; в 20 веке стали делать металлические ножны с деревянной подкладкой. Их ценность заметно ниже, поскольку это предметы серийного производства.


Вооружение – гордость воина

Достоинства и недостатки


Рукояти современных изделий богато декорируются в заданной стилистике
Если исключить все мифы, насаженные кино и играми, катана остается качественным, но обычным оружием. Клинок учитывал технику боя японских воинов и эволюционировал в соответствии с ней.

К достоинствам катаны относят ее легкость и изогнутую форму, позволяющую наносить быстрые режущие удары. Оружие применялось как двуручное или одноручное в паре с коротким клинком. Отлично подходило для борьбы с незащищенными доспехами противниками.

Недостатком катаны выделяют длительный период ковки и сложность изготовления. Качественные мечи делались для самураев, однако и они отличались определенными недочетами. Тонкость лезвия и заточка делала клинок уязвимым к неправильным ударам о твердую поверхность. Многие сохранившиеся клинки имеют сколы и зазубрины, свидетельствующие об ограниченности использования катаны.

Катана также не выдерживает и сравнение со своим европейским современником — полуторным мечом. Многие считают японский меч более легким и быстрым, однако подобный вопрос остается спорным. Полуторный клинок тяжелее всего на 300-400 грамм, отличается сбалансированностью и маневренностью.

Лезвие полуторника толще, заточка не такая острая, однако, более надежная для длительного боя и ударов о доспехи и щиты. Это упрощает и освоение европейского меча, не требующего от новичка концентрации на точности удара.

В данном контексте катана — прекрасное оружие, ставшее востребованным в многочисленных междоусобных войнах японских феодалов. Однако разговоры об его исключительности перед любым другим холодным оружием — не более чем миф, созданный массовой культурой. В большинстве случаев достоинства и недостатки оружия определяются его применением и мастерством владельца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]