Воздушно-десантные войска (ВДВ) являются самостоятельным родом войск Вооруженных Сил РФ, предназначенным для оперативного десантирования и ведения боевых действий в тылу противника. ВДВ считаются резервом Верховного Главнокомандующего, непосредственно подчиняются командующему ВДВ.
Рассмотрим более подробно воздушно-десантные войска России, их историю создания и развития, основные задачи, структуру и состав, вооружение и оснащение, а также узнаем, когда отмечается профессиональный праздник и несколько интересных фактов.
История создания
В отличие от большинства родов войск, ВДВ были созданы в Советском Союзе. В начале 30-х годов в Ленинградском военном округе был сформирован первый авиационный моторизованный десантный отряд.
Становление войск в СССР
Первое десантирование войск произошло в Туркестане в 1929 году при захвате города Гарм. Тогда отряд красноармейцев был заброшен на парашютах на территорию, подконтрольную басмачам, и уничтожил противника.
Созданный в 1931 году авиационный моторизованный десантный отряд уже к 1933 году разросся до 29 авиадесантных батальонов. Они имели на своем вооружении не только стрелковое оружие в виде автоматов и снайперских винтовок, но и легкие танки, мотоциклы, 76 миллиметровые пушки и бронетранспортеры.
В 1935 году в Киевском военном округе состоялись первые массовые учения с высадкой десанта. 1188 красноармейцев в течение 2 часов захватили «вражеский» аэродром.
В 1936 году на территории Белорусского военного округа десантировалось уже 3000 парашютистов и 8000 человек посадочным способом. При этом они высаживались вместе с легкой боевой техникой. Учения получились настолько масштабными и эффективными, что нашли отражение в оценке иностранных наблюдателей.
Во время Великой Отечественной войны широкое применение воздушно-десантных войск привело к формированию 10 полков и 5 бригад уже к 1943 году. В 1942 году в городе Куйбышев было создано первое училище ВДВ.
За героизм и мужество в годы войны 296 десантников получили высшую награду – Герой Советского Союза, а тысячи бойцов-парашютистов были отмечены орденами и медалями.
С 10 июля 1946 года ВДВ входят в состав Сухопутных войск страны, подчиняясь непосредственно министру обороны СССР, а с 1953 года становятся его основным резервом.
В 50 – 80-х годах ХХ века воздушно-десантные войска участвовали во многих локальных конфликтах в Европе и на других континентах. Боевые операции в Праге и Братиславе, в Чехословакии, Анголе, Афганистане проводились силами ВДВ. Причем это далеко не полный список стран и городов, в которых советские десантники смогли снять накал политических страстей и остановить братоубийственные войны.
Воздушно-десантные войска сегодня
ВДВ Российской Федерации — это наследие Союза Советских Социалистических Республик, поделенное в 1992 году между союзными республиками. Войска стали резервом Верховного Главнокомандующего, основные задачи остались неизменными.
Срочная служба в ВДВ является престижной и перспективной, отличаясь очень высоким уровнем боевой подготовки.
Задачи, которые должен решать спецназ ВДВ
Главной задачей спецназа является полная деморализация противника. Внезапно появляясь в тылу врага, опытные бойцы, которые обладают превосходной подготовкой, за считанные минуты способны причинить значительный ущерб противнику. Видя, как небольшой отряд легко справляется с многократно превосходящими силами, враг теряет веру в победу и легко обращается в панику. Задачей регулярных войск в этот момент является поддержка спецназа и занятие захваченных позиций.
Кроме этого, спецназ ВДВ способен вести диверсионную деятельность в тылу противника, организовывать отряды сопротивления и «переманивать» мирное население на свою сторону. Для этого отряды спецназа ВДВ не только проходят специальную психологическую подготовку, но и имеют мобильные телевизионные станции, способные обеспечить трансляцию в радиусе около 10 километров.
В мирное время для бойцов спецназа ВДВ также находится немало работы. Кроме этого, русские спецназовцы ежегодно принимают участие в соревнованиях, которые проходят среди отрядов специального назначения ведущих стран мира. Русский спецназ постоянно занимает первое место, обходя и знаменитые «Зелёные береты», и спецназ Британии.
Подготовка спецназа ВДВ по-прежнему остаётся на высоте, но с каждым годом становится всё сложнее вербовать новобранцев. Желающих хватает, но среди них достаточно сложно выбрать достойных. Если раньше каждый претендент имел спортивный разряд (часто даже в нескольких видах спорта), то сейчас такие призывники достаточно редко попадаются.
Основные задачи
Командование Воздушно-десантных войск (ВДВ) предназначено для организации, планирования и осуществления мероприятий по строительству (развитию) ВДВ, подготовке и применению соединений и воинских частей ВДВ.
Командование ВДВ является центральным органом военного управления и подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основные задачи Командования ВДВ:
- организация применения соединений и воинских частей ВДВ;
- организация и проведение мероприятий по строительству ВДВ;
- организация поддержания боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей ВДВ;
- организация и проведение мероприятий подготовки Командования ВДВ, соединений и воинских частей ВДВ к выполнению задач по предназначению;
- участие в планировании и осуществлении мероприятий материально-технического и морально-психологического обеспечения соединений и воинских частей ВДВ;
- организация и руководство повседневной деятельностью соединений и воинских частей ВДВ.
Структура и состав воздушно десантных войск РФ
В настоящее время ВДВ РФ состоят из структур управления, боевых подразделений и частей, а также различных учреждений, которые обеспечивают их.
Структурно Воздушно-десантные войска имеют три основных компонента:
- Воздушно-десантный. В него входят все воздушно-десантные подразделения.
- Десантно-штурмовой. Состоит из десантно-штурмовых частей.
- Горный. В него входят десантно-штурмовые подразделения, предназначенные для действия в горной местности.
В настоящий момент в состав ВДВ РФ входит четыре дивизии, а также отдельные бригады и полки.
Воздушно-десантные войска, состав:
- 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия, место дислокации Псков.
- 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, расположена в Иваново.
- 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) дивизия, место дислокации – Новороссийск.
- 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия — Тула.
Полки и бригады ВДВ:
- 11-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, место дислокации – город Улан-Удэ.
- 45-я отдельная гвардейская бригада специального назначения (г. Москва).
- 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Место дислокации – город Камышин.
- 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Расположена в Ульяновске.
- 83-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада. Место расположения – Уссурийск.
- 38-й отдельный гвардейский полк связи ВДВ. Находится в Московской области, в поселке Медвежьи Озера.
В 2013 году было официально объявлено о создании 345-й десантно-штурмовой бригады в Воронеже, но затем формирование подразделения было перенесено на более поздний срок (2017 или 2020 год). Есть информация о том, что в 2022 году на территории Крымского полуострова будет развернут десантно-штурмовой батальон, а в будущем на его базе будет сформирован полк 7-й десантно-штурмовой дивизии, которая ныне дислоцируется в Новороссийске.
Кроме боевых частей, в состав российских ВДВ входят еще и учебные заведения, в которых готовят кадры для ВДВ. Основным из них и наиболее известным является Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, которое в том числе готовит и офицеров для ВДВ РФ. Также в структуру этого рода войск входят два Суворовских училища (в Туле и Ульяновске), Омский кадетский корпус и 242-й учебный центр, расположенный в Омске.
Как попасть в спецназ ВДВ
Те претенденты, которые хотят попасть в спецназ ВДВ, должны уже отслужить срочную службы в армии и иметь высокие показатели здоровья, которые требуются для будущих спецназовцев. После прохождения медосмотра, претенденты подвергаются множеству тестов, которые должны определить психическое здоровье и готовность к службе в спецназе.
Наиболее спокойных и уравновешенных претендентов берут в качестве снайперов или сапёров, остальных распределяют по военным профессиям согласно темпераменту и психологической устойчивости. Тем претендентам, которые не прошли тесты, предлагается служба в других частях российской армии.
После отбора начинаются ученья, которые проходят не более 40 процентов претендентов. Если после учений остаётся слишком мало людей, свободные места заполняются лучшими бойцами ВДВ, которые отлично проявили себя за время срочной службы. Такой жёсткий отбор приводит к тому, что через год обучения, бойцы уже являются экспертами в применении различных типов оружия и специальных приспособлений. Лучшие бойцы спецназа ВДВ являются настоящими универсальными солдатами, хотя практически каждый из них владеет какой-либо военной профессией лучше других.
За то недолгое время, пока существует спецназ ВДВ, его офицеры и бойцы успели поучаствовать во всех военных конфликтах, в которые была втянута Россия. До сих пор бойцы спецназа ВДВ являются самыми элитными воинами армии Российской Федерации. Многочисленные медали и ордена, которыми награждались бойцы и офицеры спецназа ВДВ, служат тому ярким доказательством.
Вооружение и техника ВДВ России
Воздушно-десантные войска РФ используют как общевойсковую технику, так и образцы, которые были созданы специально для этого рода войск. Большинство видов вооружения и боевой техники ВДВ было разработано и изготовлено еще в советский период, но существуют и более современные образцы, созданные уже в новейшее время.
Наиболее массовыми образцами бронетехники ВДВ в настоящее время являются боевые машины десанта БМД-1 (около 100 единиц) и БМД-2М (около 1 тыс. единиц). Обе эти машины выпущены еще в Советском Союзе (БМД-1 в 1968 году, БМД-2 в 1985 году). Их можно использовать для десантирования как посадочным, так и парашютным способом. Это надежные машины, которые были испытаны во многих вооруженных конфликтах, однако они явно устарели, как морально, так и физически. Об этом открыто заявляют даже представители высшего руководства российской армии.
Более современной является БМД-3, эксплуатация которой началась в 1990 году. В настоящее время на вооружении находится 10 единиц этой боевой машины. Серийное производство прекращено. БМД-3 должна заменить БМД-4, которая была принята на вооружение в 2004 году. Однако ее производство идет медленно, сегодня на вооружении находится 30 единиц БМП-4 и 12 единиц БМП-4М.
Также на вооружении подразделений ВДВ есть небольшое количество бронетранспортеров БТР-82А и БТР-82АМ (12 штук), а также советский БТР-80. Наиболее многочисленным бронетранспортером, которые в настоящее время использует ВДВ РФ, является гусеничный БТР-Д (более 700 штук). Он был принят на вооружение в 1974 году и является весьма устаревшим. Его должен сменить БТР-МДМ «Ракушка», но пока его производство движется очень медленно: сегодня в строевых частях от 12 до 30 (по разным источникам) «Ракушек».
Противотанковое вооружение ВДВ представлено самоходной противотанковой пушкой 2С25 «Спрут-СД» (36 единиц), самоходными противотанковыми комплексами БТР-РД «Робот» (более 100 единиц) и широким спектром различных ПТРК: «Метис», «Фагот», «Конкурс» и «Корнет».
Есть на вооружении ВДВ РФ и самоходная, а также буксируемая артиллерия: САУ «Нона» (250 штук и еще несколько сотен единиц на хранении), гаубица Д-30 (150 единиц), а также минометы «Нона-М1» (50 единиц) и «Поднос» (150 единиц).
Средства противовоздушной обороны ВДВ состоят из переносных ракетных комплексов (различные модификации «Иглы» и «Верба»), а также ЗРК ближнего радиуса действия «Стрела». Отдельное внимание следует уделить новейшему российскому ПЗРК «Верба», который только недавно был принят на вооружение и сейчас он поставлен на опытную эксплуатацию только в несколько частей ВС РФ, в том числе и в 98-ю дивизию ВДВ.
На эксплуатации в ВДВ также находятся самоходные зенитные артиллерийские установки БТР-ЗД «Скрежет» (150 единиц) советского производства и буксируемые зенитные артиллерийские установки ЗУ-23-2.
В последние годы в ВДВ начали поступать новые образцы автомобильной техники, из которых следует отметить бронеавтомобиль «Тигр», вездеход Снегоход А-1 и грузовой автомобиль КАМАЗ-43501.
Воздушно-десантные войска достаточно укомплектованы системами связи, управления и радиоэлектронной борьбы. Среди них следует отметить современные российские разработки: комплексы РЭБ «Леер-2» и «Леер-3», «Инфауна», систему управления комплексами ПВО «Барнаул», автоматизированные системы управления войсками «Андромеда-Д» и «Полет-К».
На вооружении войск ВДВ стоит широкая номенклатура стрелкового оружия, среди которого есть как советские образцы, так и более новые российские разработки. К последним относится пистолет Ярыгина, ПММ и бесшумный пистолет ПСС. Основным личным оружием бойцов остается советский автомат АК-74, однако уже начались поставки в войска более совершенного АК-74М. Для проведения диверсионных заданий десантники могут использовать бесшумный автомат «Вал».
На вооружении ВДВ находятся пулеметы «Печенег» (Россия) и НСВ (СССР), а также крупнокалиберный пулемет «Корд» (Россия).
Среди снайперских комплексов следует отметить СВ-98 (Россия) и «Винторез» (СССР), а также австрийскую снайперскую винтовку Steyr SSG 04, которая была закуплена для нужд спецподразделений ВДВ. На вооружении десантников стоят автоматические гранатометы АГС-17 «Пламя» и АГС-30, а также станковый гранатомет СПГ-9 «Копье». Кроме этого, используются целый ряд ручных противотанковых гранатометов как советского, так и российского производства.
Для проведения воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня войска ВДВ используют беспилотные летательные аппараты «Орлан-10» российского производства. Точное количество «Орланов», находящееся на вооружении ВДВ, неизвестно.
Воздушно-десантные войска РФ используют большое количество различных парашютных систем советского и российского производства. С их помощью проводится десантирование как личного состава, так и военной техники.
«Там где кончается ад, начинается ВДВ». Взгляд со стороны на воздушно-десантные войска
В тумане звезд уходит самолет Обратно на приписанную базу, А нас сюда солдатский долг зовет — Десант на запад брошен по приказу.
А где-то между парашютных строп Внизу горит огнями Братислава, И медленно садятся на песок Ребята из Москвы и Волгограда.
Диспетчерский пункт международного аэропорта Рузине, Прага. Обычная ночная смена превращается в ночной кошмар: на экранах радаров приближается армада воздушных судов. Кто такие? Что происходит? По радиосвязи рычат команды на чешском языке: «Прекратить выпуск и приём самолетов, немедленно освободить взлетно-посадочную полосу».
За спинами диспетчеров хрустит и опрокидывается дверь, в помещение врываются вооруженные люди без знаков различия. Чехи, наконец, понимают, что происходит, — кое-кто успевает разбить радиотехническую аппаратуру. Диспетчерская вышка выведена из строя, но на летном поле уже вовсю бесчинствует спецназ ГРУ, приземлившийся за пару часов до высадки основных сил на борту «троянского коня» — гражданского самолета, запросившего аварийную посадку.
Небольшая потасовка возникает у здания пожарной команды аэропорта – предупрежденные с диспетчерского пункта, пожарники пытаются перегородить ВПП машинами и спецтехникой. Но столкнувшись лицом к лицу с вооруженным советским спецназом, поспешно отступают. Блокировано здание аэровокзала, перекрыты все выходы на поле и подходы к полосе. Успели!
А в небе над Прагой уже раскачиваются посадочные фары Ан-12. Первый пузатый транспортник заходит на посадку, разгрузка, считанные минуты – и самолет, ревя четырьмя моторами, уходит за подкреплением. По краям летного поля остаются лежать груды неиспользованных парашютов. Всего за последующие сутки в аэропорту Рузине приземлились 450 бортов с подразделениями 7 гв. воздушно-десантной дивизии…
Если б нас ночью выбросили, то половину дивизии… Знаете сколько людей было на аэродромах, сколько самолетов, сколько людей бы я погробил? — генерал Лев Горелов, в то время командующий 7 гв. вдд
В Боевом уставе ВДВ практически не встречается слово «парашют». А в каждом пункте устава, посвященном десантированию, всегда предусмотрительно следуют уточнения: «выброска десанта (высадка десанта)» или «площадка приземления (аэродром)». Устав писали умные люди, которые отлично знали военную историю и практику применения воздушных десантов в различных военных конфликтах.
Десантирование бронетехники парашютным способом. Фантастическое зрелище
Крупнейшая операция в истории отечественных ВДВ — Вяземская воздушно-десантная операция, проведенная силами четырех воздушно-десантных бригад и 250-го стрелкового полка РККА в январе-феврале 1942 г. И с этим событием было связано немало трагических и поучительных моментов.
Первая группа десантников была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы 18 – 22 января 1942 г. Примечательно, что 250-й стрелковый полк высаживался (внимание!) посадочным способом. Благодаря успешным действиям десантников, через несколько дней в их расположение прорвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус РККА. Обозначилась возможность окружения части немецких сил группы армий «Центр».
Для усиления советской группировки в тылу врага была экстренно высажена вторая группа десантников. К 1 февраля в указанных район было десантировано парашютным способом 2497 человек и 34 тонны груза. Результат оказался обескураживающим – груз был потерян, а на место сбора вышло всего 1300 десантников.
Не менее тревожные результаты были получены в ходе Днепровской воздушно-десантной операции – сильный зенитный огонь заставил самолеты подняться выше облаков, в результате, сброшенных с двухкилометровой высоты, 4500 парашютистов оказались рассеяны на площади в десятки квадратных километров. По результатам операции вышла директива следующего содержания:
Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями. Приказываю оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъять из подчинения Воронежского фронта и считать их резервом Ставки. И.СТАЛИН
Не случайно большая часть воздушно-десантных частей Красной Армии в ходе войны были переформированы в стрелковые.
Аналогичные последствия имели массовые воздушные десанты на Западноевропейском театре военных действий. В мае 1941 года 16 тысяч немецких десантников, проявив исключительный героизм, смогли захватить остров Крит (операция «Меркурий»), но понесли настолько тяжелые потери, что военно-воздушные силы Вермахта навсегда выбыли из игры. А немецкому командованию пришлось расстаться с планами захвата Суэцкого канала с помощью парашютистов.
Тело убитого немецкого парашютиста, операция «Меркурий»
Летом 1943 года в неменее сложных условиях оказались американские парашютисты: во время высадки на Сицилию они из-за сильного ветра оказались в 80 километрах от намеченной цели. Еще меньше повезло в тот день англичанам – четверть британских десантников утонули в море.
Что ж, Вторая мировая война закончилась давно – с тех пор средства высадки, системы связи и управления радикально изменились в лучшую сторону. Давайте рассмотрим парочку более свежих примеров:
Вот, например, израильская элитная парашютно-десантная бригада «Цанханим». На счету этого подразделения имеется один успешный парашютный десант: захват стратегически важного перевала Митла (1956 год). Однако и здесь есть ряд противоречивых моментов: во-первых, десант был точечным – всего пара сотен парашютистов. Во-вторых, десантирование проходило в пустынной местности, изначально без какого-либо противодействия противника.
В последующие годы парашютно-десантная бригада «Цанхаим» никогда не применялась по назначению: бойцы ловко прыгали с парашютом во время учений, но в условиях настоящих боевых действий (Шестидневная война или Война Судного дня) предпочитали передвигаться по земле под прикрытием тяжелой бронетехники, или проводили точечные диверсионные операции с использованием вертолетов.
Воздушно- десантные войска являются высокомобильным родом Сухопутных войск и предназначены для выполнения задач в тылу противника в качестве воздушных десантов — Боевой устав ВДВ, п.1
Советские десантники неоднократно принимали участие в боевых операциях за пределами СССР, участвовали в подавлении мятежей в Венгрии и Чехословакии, воевали в Афганистане и были признанной элитой Вооруженных сил. Однако реальное боевое применение ВДВ здорово отличалось от того романтического образа парашютиста, спускающегося с небес на парашютных стропах, как это было широко представлено в массовой культуре.
Подавление восстания в Венгрии (ноябрь 1956 г.): — бойцы 108-го гвардейского парашютно-десантного полка были доставлены на венгерские аэродромы Текель и Веспрем, и тут же захватили стратегически важные объекты. Теперь, завладев воздушными воротами, можно было легко получать помощь и подкрепления и развивать наступление вглубь территории противника. — 80-й гвардейский парашютно-десантный полк прибыл на границу с Венгрией по железной дороге (станция Берегово), оттуда походной колонной совершил 400-км марш до Будапешта;
Подавление восстания в Чехословакии (1968 г.): В ходе операции «Дунай» советские войска, при поддержке болгарских, польских, венгерских и немецких подразделений за 36 часов установили контроль над Чехословакией, проведя быструю и бескровную оккупацию страны. Именно события 21 августа 1968 г., связанные с блестящим захватом международного аэропорта Рузине, стали прологом к данной статье. Помимо столичного аэропорта, советский десант захватил аэродромы Туржани и Намешть, превратив их в неприступные укрепленные пункты, куда из СССР нескончаемым потоком прибывали все новые и новые силы.
Введение войск в Афганистан (1979 г.): Советский десант в считанные часы захватил все важнейшие аэродромы этой среднеазиатской страны: Кабул, Баграм и Шиндад (Кандагар был захвачен позже). Уже через несколько дней туда прибыли крупные силы Ограниченного Контингента Советских Войск, а сами аэродромы превратились в важнейшие транспортные порталы для доставки вооружения, техники, топлива, продовольствия и снаряжения для 40-й армии.
Оборона аэродрома организуется отдельными ротными (взводными) опорными пунктами с расположенными в них противотанковыми средствами и средствами противовоздушной обороны на направлениях вероятного выдвижения противника. Удаление переднего края опорных пунктов должно исключать поражение самолетов на взлетно-посадочной полосе огнем прямой наводкой танков и орудий противника. Промежутки между опорными пунктами прикрываются минно-взрывными заграждениями. Подготавливаются маршруты выдвижения и рубежи развертывания резерва. Часть подразделений выделяется для действий из засад на путях подхода противника. — Боевой устав ВДВ, п. 206
Черт возьми! Это даже прописано в Уставе.
Чем вылезать на морской берег, покрытый колючками или прыгать с заоблачных высот в неизвестность, гораздо проще и эффективнее приземлиться в столичном аэропорту на территории противника, окопаться, и за одну ночь перебросить туда дивизию «псковских головорезов». Становится возможной оперативная доставка тяжелой бронетехники и другого громоздкого снаряжения. Десантники своевременно получают помощь и подкрепления, упрощается эвакуация раненых и пленных, а удобные транспортные пути, связывающие столичный аэропорт с центром страны делают этот объект поистине бесценным в любой локальной войне.
Единственный риск – противник может догадаться о планах и в последний момент заблокировать взлетно-посадочную полосу бульдозерами. Но, как показывает практика, при должном подходе к обеспечению секретности, никаких серьезных проблем не возникает. Наконец, для страховки можно использовать передовой отряд, замаскированный под «мирный советский трактор», который наведет порядок на летном поле за несколько минут до прибытия основных сил (тут открывается широкий простор для импровизаций: «аварийная» посадка, группа «спортсменов» с черными сумками «Адибас» и т.д.)
Подготовка захваченного аэродрома (посадочной площадки) к приему десанта и материальных средств заключается в расчистке взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек для посадки самолетов (вертолетов), выгрузки из них техники и грузов и оборудовании подъездных путей для транспортных средств. — Боевой устав ВДВ, п. 258
Собственно, ничего нового здесь нет – гениальная тактика с захватом аэропорта появилась еще полвека назад. Будапешт, Прага и Баграм – яркие подтверждения этой схемы. По такому же сценарию высаживались американцы в аэропорту Могадишо (гражданская война в Сомали, 1993 год). По такому же сценарию действовали миротворческие силы в Боснии (взятие под контроль аэропорта «Тузла», начало 90-х), который был впоследствии превращен в главную опорную базу «голубых касок».
Российские десантники выгружают технику. Аэропорт Тузла, Босния
Главной задачей «Броска на Приштину» — известного рейда российских десантников в июне 1999 г. был … кто бы мог подумать! … захват аэропорта «Слатина», куда ожидалось прибытие пополнения – до двух полков ВДВ. Сама операция была проведена блестяще (ее бесславный финал уже не имеет отношения к теме данной статьи, т.к. носит явный политический, а не военный окрас). Разумеется, приём «захват столичного аэропорта» годится только для локальных войн с заведомо слабым и неподготовленным противником.
Повторить такой фокус в Ираке было уже нереально – войны в Персидском заливе шли в духе старых традиций: авиация бомбит, танковые и моторизованные колонны рвутся вперед, в случае необходимости в тылу противника высаживаются точечные группы десанта: спецназ, диверсанты, авиакорректировщики. Однако ни о каких массовых выбросках парашютистов речи никогда не шло. Во-первых, в этом не было никакой необходимости.
Во-вторых, массовый парашютный десант в наше время — неоправданно рискованное и бессмысленное мероприятие: достаточно вспомнить цитату генерала Льва Горелова, который честно признавался, что в случае десантирования парашютным способом, могла погибнуть половина его дивизии. А ведь у чехов в 1968 г. не было ни С-300, ни ЗРК «Пэтриот», ни переносных «Стингеров»…
Псковские десантники готовятся к десантированию, 2005 г.
Использование парашютных десантов в Третьей мировой войне представляется еще более сомнительной затеей. В условиях, когда даже сверзхвуковые истребители подвергаются смертельному риску в зоне огня современных зенитно-ракетных комплексов, надеяться что огромный транспортный Ил-76 сможет долететь и высадить десант под Вашингтоном… Народная молва приписывает Рейгану фразу: «Я не удивлюсь, если на второй день войны увижу на пороге Белого дома парней в тельняшках и голубых беретах». Не знаю, говорил ли президент США такие слова, но термоядерный боеприпас через полчаса после начала войны он получит гарантированно.
Исходя из исторического опыта, десантники отлично проявили себя в составе десантно-штурмовых бригад – в конце 60-х быстрое развитие вертолетной техники позволило разработать концепцию применения десантов в ближних тылах противника. Точечные вертолетные десанты сыграли немалую роль в Афганской войне.
Десантник сначала бежит сколько может, а потом – сколько надо — Армейский юмор
За последние 30 лет в российском обществе сформировался своеобразный образ десантника: по каким-то неясным причинам десант не «висит на стропах», а сидит на броне танков и БМП во всех горячих точках.
Все верно – ВДВ, краса и гордость Вооруженных сил, являясь одним из наиболее подготовленных и боеспособных родов войск, регулярно привлекаются к выполнению задач в локальных конфликтах. При этом десант применяется как мотопехота, совместно с подразделениями мотострелков, спецназа, ОМОНа и даже морской пехоты! (Ведь не секрет, что российские морпехи участвовали в штурме Грозного).
5-я рота 350-го гв. воздушно-десантного полка, Афганистан
Отсюда возникает резонный обывательский вопрос: если за последние 70 лет ВДВ никогда, ни при каких обстоятельствах, не применялись по прямому назначению (а именно: массированная высадка парашютистов), то зачем ведутся разговоры о необходимости специфических систем, пригодных к десантированию под куполом парашюта: боевой машины десанта БМД-4М или противотанковой САУ 2С25 «Спрут»?
Если десант всегда применяется как элитная мотопехота в локальных войнах, то не лучше ли вооружить парней обычными танками, тяжелыми САУ и БМП? Действовать на переднем крае без тяжелой бронетехники – предательство, по отношению к солдатам.
Взгляните на Корпус морской пехоты США – американские морпехи забыли запах моря. Корпус морской пехоты превратился в экспедиционные силы — своеобразный «спецназ», подготовленный для действий за пределами США, со своими танками, вертолетами и авиацией. Основная бронетехника «морской пехоты» — 65-тонный танк «Абрамс», груда железа с отрицательной плавучестью.
БМД-4М. Красивая машина, но одно попадание пули ДШК разорвет гусеницу
Стоит заметить, что отечественные ВДВ также выполняют роль сил быстрого реагирования, способных прибыть в любую точку мира и вступить в бой сразу по прибытию на место. Ясно, что десантникам в этом случае необходимо специальное транспортное средство, но зачем нужна именно алюминиевая БМП-4М, по цене трех танков Т-90? Которая, в конечном итоге, поражается самыми примитивными средствами: выстрелами ДШК и РПГ-7.
Конечно, не нужно доходить до абсурда – в 1968 году из-за дефицита транспортных средств, десантники угнали все легковые автомобили со стоянки аэропорта Рузине. И правильно сделали:
…разъяснение личному составу необходимости рационального расходования боеприпасов и других материальных средств, умелого применения захваченных у противника оружия и боевой техники; — Боевой устав ВДВ, п. 57
Хотелось бы узнать мнение десантуры, чем не удовлетворяют их обычные БТРы и БМП, по сравнению с «супермашиной» БМД-4М?
Форма одежды
Для повседневного ношения используется стандартная военная форма за исключением узнаваемого во всем мире голубого берета. Только российские десантники носят голубой берет. У десантников остальных стран берет краповый, малиновый или красный. Петлицы, погоны, околыш на фуражке и кант на форменных брюках также голубого цвета.
Другая отличительная черта формы десантника — тельняшка. В отличие от морской нательной рубахи, «тельник» десантника имеет светло-голубые полосы. Командующий ВДВ Маргелов В.Ф. нередко устраивал проверку своим офицерам на предмет ношения этого атрибута униформы. И если под мундиром у офицера было стандартное белье вместо тельняшки, ему указывали на дверь.
Во время полевых занятий головной убор военнослужащего — это кепка, шапка или панама.
Полевая форма менялась на протяжении десятилетий много раз. Причиной этому служила постоянная работа по улучшению и модернизации одежды по результатам боевых и учебных действий. Например, после событий в Анголе и ряде других африканских стран была разработана знаменитая «мабута» — полевая форма с накладными карманами на брюках и куртке военнослужащего. А свое название в среде десантников форма получила от фамилии генерала Мабуты, которому как раз и оказывалась помощь в том локальном конфликте на территории африканского государства.
Десантники первыми получают все новые образцы военной формы. Ведь они, как никто другой, могут проверить ее удобство, носкость, качество и т. д. Очередной пример такой формы, рожденной военным конфликтом – «горка», получившая широкое применение после войны на Кавказе.
Интересные факты
Самолет АН-12, предназначенный для десантирования людей и боевой техники, проектировался, исходя из габаритов и тоннажа БМД. По техническим условиям машина должна была легко проходить в грузовой люк. То есть, огромный транспортный самолет подгонялся по размерам под десантную технику.
Легендарный командующий ВДВ Маргелов Василий Филиппович славился фанатичной преданностью своим войскам и, соответственно, пользовался уважением и любовью подчиненных. Именно поэтому аббревиатура «ВДВ» иногда расшифровывается как Войска Дяди Васи. А первое в истории десантирование БМД с экипажем на борту осуществили подполковник А.Г. Зуев и сын командующего лейтенант А.В. Маргелов.
Если при поступлении в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, абитуриенту не хватило несколько баллов для поступления, он уходит «партизанить». Это своеобразное добровольное испытание, заключающееся в том, что абитуриенты селятся в окружающих училище лесах и живут там по нескольку недель, а то и месяцев. По традиции, те абитуриенты, кто смог выжить в лесу определенный срок, получают второй шанс на поступление в училище. Так молодой человек подтверждает силу духа, необходимую для службы в ВДВ.