«СССР потерпит поражение без западных танков и самолетов» Какую роль в разгроме нацистской Германии сыграл ленд-лиз

80 лет назад, 31 августа 1941 года в Архангельск из Британии прибыл арктический морской конвой Dervish. Он стал первой «ласточкой» военной и экономической помощи Советскому Союзу со стороны союзников в годы Второй мировой войны. В развернувшихся боевых действиях с сильнейшей на тот момент армией мира — вермахтом — СССР играл решающую роль. США и Великобритания помогали по принципу: танки, самолеты, станки, медикаменты и продовольствие в обмен на человеческие жизни. Причем, как своих солдат, так и бойцов Красной армии. Сколько боевой техники получил Советский Союз? В чем ему было отказано? Как оценивалась помощь руководителями страны? «Лента.ру» вспоминает ход событий.

Ордена Ленина британским летчикам

В конце лета 1941 года шесть сухогрузов и один танкер прибыли в порт Архангельска. Они благополучно доставили из Ливерпуля 25 тысяч тонн различных грузов: около восьми тысяч тонн высококачественного топлива, около двух тысяч глубинных бомб и магнитных мин для защиты от немецких кораблей и подлодок, десять тысяч тонн каучука и олова, полторы тысячи армейских ботинок и 39 истребителей Hawker Hurricane. Конвой на разных участках маршрута бдительно охраняли 15 боевых кораблей королевского флота во главе с двумя авианосцами.

Но самое главное, что на судах прибыли несколько сотен человек из 151-го крыла (аналог советского авиационного полка). Английские летчики должны были принять участие в защите северных портов СССР от нацистской авиации, а также обучить советских коллег обращению с иностранными самолетами.

Британцы поступили в оперативное подчинение Северного флота и до октября 1941 года совершили 365 боевых вылетов, сбив, по разным оценкам, от 12 до 16 немецких самолетов

Они же прикрывали наземные войска и город Мурманск от налетов люфтваффе.

Англичане отбыли домой в конце октября, как только завершили переучивание советских пилотов на Hawker Hurricane. Машины были переданы сформированному 78-му истребительному полку под командованием будущего дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова. Четырех летчиков королевских ВВС наградили орденами Ленина.

Валентайн III-V

Регионы поступления Всего танки «Валентайн III-V»
в порты Севера 1727 33
в порты Юга 1007 49
в порты Востока 80
Всего по типам 2814 82

Гибель горных егерей на дне моря

Существенную помощь оказал и британский флот. В августе 1941-го наступление немцев на Мурманск было остановлено Красной армией на рубеже реки Западная Лица, и нацистам срочно требовались свежие резервы. 6-я горнострелковая дивизия была посажена в Северной Норвегии на суда и двинута к советским берегам. Один из первых войсковых конвоев был атакован 30 августа подлодкой Trident. В результате были потоплены транспорты Donau II и Bahia Laura. Потери немцев составили не менее 342 горных стрелков, 16 автомобилей и почти 200 лошадей.

Другой караван с частями 6-й горнострелковой дивизии 6 сентября был загнан в норвежские фьорды британскими крейсерами Aurora и Nigeria. Лишившись в бою учебно-артиллерийского корабля Bremse, немцы отказались с 15 сентября 1941 года от любых перебросок войск по морю. В итоге сухопутная передислокация горных егерей через Финляндию завершилась только с наступлением холодов. Это свело на нет угрозу третьего штурма Мурманска.

Мостоукладчик

Регионы поступления Всего «Валентайн» мостоукладчик
в порты Севера 1727 25
в порты Юга 1007
в порты Востока 80
Всего по типам 2814 25

Или второй фронт, или экономическая помощь

Иосиф Сталин оценил слова старого политического противника. Оба лидера тут же вступили в переписку, обсуждая стратегию ведения войны. 12 июля 1941 года Москва и Лондон подписали соглашение о совместных действиях против Германии и ее союзников. Документ стал началом создания антигитлеровской коалиции.

18 июля 1941 года, когда Первый стратегический эшелон Красной армии был разгромлен в приграничных боях и немцы захватили Смоленск, Сталин предложил Черчиллю создать два фронта — на севере Франции и в Арктике. «Здесь потребуются только действия английских морских и воздушных сил без высадки войскового десанта, без высадки артиллерии», — подчеркивал глава советского правительства. В ответ британский премьер пообещал для защиты Заполярья помощь авиации и флота своей страны, а также налаживание доставки необходимых материалов.

Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль на Ялтинской конференции, 1945 год

Фото: British Official Photo / AP

3 сентября Сталин, поблагодарив за обещание продать СССР 400 самолетов, обрисовал английскому коллеге тяжелую ситуацию в стране. Враг оказался у ворот Ленинграда, потеряно больше половины Украины, в том числе Криворожский железорудный бассейн и ряд металлургических заводов. Промышленные предприятия эвакуируются на восток и смогут давать продукцию не ранее чем через несколько месяцев.

Сталин сообщил своему собеседнику, что отвести смертельную угрозу СССР можно лишь двумя путями: либо создать второй фронт во Франции или на Балканах, либо оказывать ежемесячную помощь, поставляя не менее 500 танков и 400 самолетов:

Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь союзникам своими активными действиями на фронте борьбы с гитлеризмом

Столкнувшись с таким выбором, Черчилль выбрал экономический вариант, пообещав открыть второй фронт в будущем.

М10

Регионы поступления Всего САУ М10
в порты Севера 1727
в порты Юга 1007 52
в порты Востока 80
Всего по типам 2814 52

Дефицит танков, самолетов и снарядов

Ситуация действительно была крайне сложной. Потери в авиации и танках к концу 1941 года в РККА составили более 21 тысячи самолетов и 20,5 тысячи бронемашин, очень сильно поредел автомобильный парк. Ощущалась острая нехватка боеприпасов — за шесть месяцев боев соединения РККА расходовали в основном снаряды, произведенные еще в довоенное время. Поступающая же продукция составляла не более 60 процентов от предусмотренного по плану.

Советская промышленность не могла восполнить дефицит, поскольку с июля по ноябрь 1941-го 1523 промышленных предприятий, в том числе 1360 крупных заводов, было перебазированы в Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию.

Отправка танка Valentine в СССР из Великобритании, 22 сентября 1941 года

Фото: Public domain / British Ministry of Information

Эвакуация московских и ленинградских химических предприятий и потеря Донбасса с его развитой химической промышленностью привели к резкому снижению производства взрывчатых веществ, в том числе пороха. Лишившись Донецкого угольного бассейна, СССР потерял к тому же более 60 процентов добычи угля. Не хватало также нефти, никеля, алюминия, цинка и кобальта.

В целом за второе полугодие 1941 года выпуск валовой продукции отечественной промышленности сократился более чем в два раза, а уровень производства практически всех отраслей в ноябре и декабре стал самым низким на весь период войны.

Помощь «на товарищеской основе»

Помощь со стороны Великобритании была не безвозмездной. 16 августа 1941 года в Москве было заключено соглашение между Госбанком СССР и Банком Англии о выделении кредита на сумму в 10 миллионов фунтов стерлингов под три процента годовых. Правительство Советского Союза обязалось оплачивать 40 процентов поставок золотом, а остальное — за счет кредита. Несколько раз в ходе войны сумма увеличивалась и к 1945 году составила 60 миллионов фунтов стерлингов.

Вместе с тем 27 июня 1942 года стороны подписали документ, согласно которому платить надо было только за сырье и оборудование. Танки, самолеты, корабли, боеприпасы стали поставляться бесплатно.

Кромвелл

Регионы поступления Всего танки «Кромвелл» А 27
в порты Севера 1727
в порты Юга 1007 6
в порты Востока 80
Всего по типам 2814 6

Бронетехника в обмен на пушнину и драгметаллы

За годы Второй мировой США поставили технику и оборудование в 40 стран мира на сумму в 46 миллиардов долларов. Первым и главным получателем американской помощи стала Великобритания (более 30 миллиардов долларов), вторым — Советский Союз (более 10 миллиардов долларов).

1 октября 1941 года в Москве представители Соединенных Штатов и Великобритании Уильям Аверелл Гарриман и Уильям Эйткем подписали первый протокол о военной помощи СССР. Согласно документу, до 30 июня 1942 года союзники обязались ежемесячно поставлять в Советский Союз 500 танков, 400 самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков, 200-300 противотанковых ружей. А также алюминий, молибден, толуол, кобальт, танковую сталь и ряд других материалов военного характера — в частности, зенитные орудия и радиостанции.

Красноармейцы под прикрытием танка Matilda Mk. II идут в атаку, 1942 год

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

В обмен на это Москва выразила готовность снабжать Вашингтон и Лондон сырьем для военного производства, в котором эти страны испытывали недостаток. Речь, в частности, шла о руде, пушнине, лесоматериалах, драгоценных камнях и металлах, хлопке и ряде других товаров.

В течение войны помимо московского были подписаны вашингтонский, лондонский и оттавский протоколы, которые продлевали поставки вплоть до конца боевых действий в Европе. 28 октября 1941 года на СССР было распространено действие ленд-лиза, и ему был предоставлен заем на один миллиард долларов.

Новое в блогах

В последнее время в соцсетях все чаще стали появляться материалы о том, что СССР «выжил в войне, благодаря щедрым американским поставкам продуктов и вооружений по ленд-лизу». Об условиях ленд-лиза для СССР говорится вскользь, предпочитают помалкивать и о его качестве. Умалчивается и о том, что американские корпорации параллельно помогали и Вермахту – и нашим и вашим.

Ленд-лиз не был актом благотворительности

В преддверии 75-летия усиливается фальсификация итогов Второй мировой войны, что приобрело уже грандиозные масштабы. Даже зарубежными историками доказано, что исход войны предрешили сражения на советско-германском фронте, где было разгромлено в три с половиной раза больше немецких дивизий, чем на всех остальных фронтах.

Однако сегодня значительная часть молодёжи Европы и Америки уверена, что в войне победили Англия, Франция и США, а СССР не победил, а именно выжил только благодаря американским и английским поставкам по ленд-лизу. И теперь это искажение пытаются внушить российской молодёжи и школьникам через соцсети, в том числе и некоторые наши доморощенные «эксперты».

Доцент кафедры социально-политических наук башкирского отделения Академии военных наук Римма Федько рассказала о «щедрости» американских поставок по ленд-лизу: «Еще 2009 году ПАСЕ назвала СССР наряду с гитлеровской Германией виновной в развязывании второй мировой. Этот процесс был тщательно организован и проплачен. В этом же году в России появилась комиссия по противодействию искажению истории в ущерб России.

Что касается союзничества: нигде в интернет-фальсификациях вы не найдете официальных высказываний по поводу открытия второго фронта (лето 1944 года) генерала Эйзенхауэра в своих мемуарах: «Второго фронта к концу февраля 1945 года фактически не было, потому что нацисты сдавались тысячами». Не найти и слов Черчилля: «Все наши военные операции осуществляются весьма в незначительных масштабах по сравнению с гигантскими усилиями России».

Поставки по ленд-лизу, свидетельствует Р. Федько, в реальности СССР получил лишь четыре процента от оговоренных (направленных по океану) объёмов продовольствия и вооружения. Значительную часть конвоев потопили немцы.

Советник Рузвельта Фрэнк Уокер на встрече со Сталиным сказал: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в победе над Германией на Восточном фронте». В Докладе конгрессу США указывалось, что Советская армия снабжалась в основном советскими оружием, материалами, одеждой и продовольствием. Поставки же ленд-лиза осуществлялись нерегулярно, с большими перерывами.

И главное, о чём умалчивается: английские историки Барбер и Гаррисон утверждали, ленд-лиз никогда не являлся актом благотворительности. Само понятие ленд-лиз от англ. «lend» – давать взаймы и «lease» – сдавать в аренду – своеобразная программа кредитования союзников США посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов.

Когда Сталину показали счет за услуги западных компаний, поднявшихся на госзаказах Рузвельта, он вскипел и потребовал все перепроверить и пересчитать. Американцы выставили СССР астрономический счет – в 2,8 млрд. долларов, по тем временам это сумасшедшая сумма. Когда по требованию Сталина все комиссионно пересчитали, сошлись на 720 млн. долларов. Грандиозный грабеж на общей беде не прошел.

Союзные танки «Прощай Родина» и «могила для шестерых»

Американские тушенка и автомобили (480 тысяч единиц) стали легендарными, много говорят о самолетах и танках. К примеру, английский танк «Матильда» наши танкисты называли «Прощай, Родина», а американский М3 «Ли» – «трехэтажным кошмаром» и «могилой для шестерых». Лучшие из поставляемых США танков «Шерман» были только устаревшей модификации.

Из-за тонкой брони они легко подбивались, а их пушки и ТТД значительно уступали и нашим и немецким танкам в дальности стрельбы и в калибре, превосходя Т-34 только уровнем комфорта, зато горели, как костры. Самолеты были лучше, но английские «Харрикейны» пылали, словно факелы – Черчилль «зажал» свои «Спитфайры», которые на тот момент составляли конкуренцию «Мессершмиттам».

Американцы тоже оказали в поставках новейших истребителей, таких как «Мустанг», ни они, ни англичане нам почти не поставляли свою передовую военную технику, за исключением, пожалуй, «Эйркобр» и «Кингкобр» и только потому, что сами США эти отличные истребители для своих ВВС почему-то забраковали.

Немало проблем было и с другими видами вооружений союзников, они явно уступали немецким образцам, хотя грузовая американская автомобильная техника действительно была хороша, но не она решала исход сражений. Однако, в самые критические моменты – битвы под Москвой, Сталинградом СССР помощи не дождался.

В ходе обратного ленд-лиза США получили от СССР сырья, равного 20 процентов стоимости американских оружия и продовольствия, кроме этого, мы отправили в США 43 тонны чистого золота. Но эти данные сейчас скрываются западными СМИ.

В 2006 году Россия полностью погасила долг по ленд-лизу

Суть ленд-лиза была довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали. Было оговорено списание и уничтожение военной техники. СССР принял решение о полном списании всей военной техники, полученной по ленд-лизу: танков, орудий, тягачей, военной авиа- и автотехники.

Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: ж/д транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков, прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на сентябрь 1945 года. Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд. долларов.

Поставки по ленд-лизу в СССР прекратились в августе 1945 года. Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь ленд-лиза, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг. «Студебеккеры» и «Джипы» после завершения войны в СССР грузили на пароходы и отправляли обратно, где их либо использовали, чаще просто уничтожали.

Согласно соглашению, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. Кстати, для 40 стран условия по ленд-лизу были гораздо выгоднее, чем для СССР на долю которого пришлась основная тяжесть войны.

Сталин готов был выплачивать оговоренную часть, но Запад начал «холодную войну», и выплаты были приостановлены. После подписания договора и нормализации отношений с США – в 1973 году СССР заплатил 48 млн. долларов, затем выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка ДжексонаВэника).

В 1990 году в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. После распада СССР встал вопрос – к кому переходят обязательства по долгам бывшего СССР, включая долги по ленд-лизу.

В 1992-1994 годах президент России Ельцин подписал со странами-правопреемниками СССР двусторонние соглашения о «нулевом варианте», согласно которым Россия принимала на себя обслуживание всего госдолга бывшего СССР в обмен на отказ других республик от полагавшейся им почти половинной доли во всех советских активах. В 2006 году Россия полностью погасила свой долг по ленд-лизу.

Над столом в кабинете Гитлера висел портрет его кумира Генри Форда

Однако США поставляла технику, электронику, топливо, двигатели, напитки, запчасти, автомобили III Рейху, поставки в Германию из-за океана не прекращались и во время войны вплоть до 1944 года включительно, в том числе, когда гибли и американские солдаты. Об этом сегодня предпочитают не говорить и европейские и заокеанские фальсификаторы истории – табу.

То был своего рода не афишируемый американский ленд-лиз для Гитлера. Когда наши солдаты видели у немцев американские «Форды», «Доджи», «Плимуты» и даже «Студебеккеры» с крестами и свастикой, они приходили в негодование: «Союзнички, мать вашу…».

«Форд» вообще был одним из основных поставщиков грузовиков в Вермахт, ненамного отставал и его основной конкурент – «Дженерал Моторс», которому принадлежали . В 1931 году американская журналистка Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала интервью у Адольфа Гитлера. Над его рабочим столом в мюнхенском кабинете висел портрет владельца корпорации «Форд» Генри Форда. В ответ на удивление Гитлер ответил: «Генри Форда я считаю своим вдохновителем». Фюрер с восхищением писал о Форде в своей книге «Май кампф», а в ответ Генри ежегодно поздравлял Адольфа с днем рождения и дарил ему «подарок» стоимостью в 50 тыс. рейхсмарок.

Именно благодаря Г. Форду, а также ряду крупнейших толстосумов США, произошел скрытый рост военного потенциала нацисткой Германии. Только до начала войны Германия получила от фордовских филиалов в Германии, Бельгии и Франции 65 тысяч грузовиков – «Форды» стали основным армейским грузовиком Вермахта.

Генри Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. В 1940 году он отказался собирать двигатели для самолетов воюющей с Германией Англии, в то время во французском Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение Вермахта.

До самого начала Второй мировой войны владелец автогиганта США поставлял Гитлеру и военную технику, за это в честь 75-летия Форда фюрер наградил юбиляра высшей наградой III Рейха для иностранцев – «Большим крестом Немецкого Орла», о чем написал американский военный историк Генри Шнейдер.

Ничего личного – только бизнес

Для авиации III Рейха другие американские , поставили тысячи авиадвигателей и, главное, лицензии на их производство. Например, двигатели BMW «Хорнет», которыми был оснащен самый массовый транспортный самолет Германии «Юнкерс-52», производились по лицензии американской компании Prat & Whitney. «General Motors» в Германии принадлежал «Opel».

На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50 процентов силовых агрегатов бомбардировщиков «Ю-88». В 1943 году немецкий филиал «General Motors» разработал и стал выпускать моторы для «Messerschmitt-262» – первого реактивного истребителя люфтваффе.

К моменту начала Второй мировой войны совокупные вклады американских корпораций в свои немецкие филиалы и представительства составляли порядка 800 млн. долларов. Вложения компании Ford – 17,5 млн., «Standard Oil of New Jersey» (ныне «Exxon») – 120 млн., «General Motors» – 35 млн., «ITT» – 30 млн. долларов.

Тёмная история тесного сотрудничества с нацистами была связана с концерном «SKF» – крупнейшим в мире производителем шарикоподшипников. Контролируемой Морганами многонациональной телефонной корпорации США «Интернешнл Телефон Телеграф» рука об руку работали с немецкими коллегами в Швейцарии, имея крышу со стороны германских спецслужб. Одним из акционеров «ИТТ» был начальник политической разведки

Службы безопасности Вальтер Шелленберг и бригаденфюрер СС Курт фон Шредер. Ракеты «Фау», падающие на Англию, также несли в себе часть готовых изделий, поставляющихся «ITT».

Чуть ли не больше всех отличилась корпорация «Стандарт Ойл», Рокфеллеров, в годы войны продала Третьему Рейху миллионы баррелей нефти. Во время наиболее острых боевых действий через подставные фирмы Рокфеллеры отгрузили нацистам 10 тыс. тонн хлопка для производства пороха. При этом поставки армии США и СССР по ленд-лизу эта фирма постоянно задерживала или проводила не в полном объёме.

Знаменитая в годы войны, наладила на территории Германии производство нового напитка – «Фанты», которая пришлась по душе солдатам Вермахта. Этот список можно продолжить, но, разумеется, далеко не все американские корпорации и фирмы сотрудничали с нацисткой Германией.

Когда на Нюрнбергском процессе судили президента «Рейхсбанка» и гитлеровского министра экономики Ялмара Шахта, он припомнил о связях «Опеля» с «Дженерал моторс» и предложил посадить на скамью подсудимых капитанов американского бизнеса. Предложение, понятно, не было принято. Как говорится, ничего личного – только бизнес…

Советские танкограды из США

Несмотря на идеологические разногласия, СССР и США давно взаимовыгодно сотрудничали. В 1928 году американский индустриальный архитектор Альберт Кан и его коллеги были приглашены в непризнанный Штатами Советский Союз (признание произойдет в 1933 году) для помощи в индустриализации страны.

Специалисты Кана спроектировали и наладили работу большинства гигантов советской индустрии, среди которых были тракторные заводы в Харькове, Сталинграде, Челябинске (на них производились и танки), литейные заводы в Магнитогорске и Сормово. В Москве появился автомобильный завод АЗЛК, в Горьком — ГАЗ. Оборудование изготовлялось в США и на судах доставлялось к месту назначения, где под контролем кановцев завод собирался и начинал давать продукцию.

Всего же с помощью иностранных компаний, в основном американских, в которых трудилось более 200 тысяч инженеров и техников, в СССР в 30-е годы было построено полторы тысячи фабрик и заводов

Сооружались и гидроэлектростанции. Так, возведением Днепрогэса руководил американский гидростроитель Хью Купер, награжденный за это орденом Трудового Красного Знамени. В эпоху Великой депрессии американцы могли с полным основанием сказать: это бизнес, ничего личного.

Советские солдаты с американским бронетранспортером-разведчиком M3A1 Scout Car в бою за населенный пункт под Будапештом, 1945 год

Фото: Леонид Бернштейн / ТАСС

В годы Второй мировой количество безработных в США сократилось с восьми миллионов в 1940-м до 700 тысяч в 1944-м — благодаря заказам военной промышленности, в том числе программе ленд-лиза. Средняя зарплата стала выше на шесть-восемь процентов, а национальный доход вырос с 1939 года по 1945-й с 73 миллиардов долларов до 181 миллиарда.

В рамках ленд-лиза Соединенные Штаты оказали Советскому Союзу помощь в размере более 85 процентов, Великобритания — почти 13 процентов, Канада — полутора процентов.

Мрачная судьба каравана PQ-17

Грузы доставлялись в СССР разными маршрутами. От 22 до 23 процентов общего числа союзнических поставок прибыли в Мурманск и Архангельск арктическими конвоями. Их путь лежал от Британских островов через Северную Атлантику и Северный Ледовитый океан. Сухогрузы и танкеры охранялись кораблями и подлодками британского флота почти на всем протяжении маршрута. В советских территориальных водах караваны принимали под свою защиту моряки и авиаторы Северного флота.

Второй после Dervish конвой получил название PQ-1 и прибыл в Архангельск 11 октября 1941 года. Он доставил в СССР первую партию английских танков. По одной из версий, аббревиатура появилась по имени британского офицера П.К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося формированием торговых и транспортных судов. Конвои из СССР именовались QP.

Вид на тонущий транспорт из состава конвоя PQ-17 c борта немецкого бомбардировщика Ju 88

Фото: Asisbiz

В 1941 году политическое и военное руководство Третьего рейха делало ставку на блицкриг и не обращало особого внимания на морские конвои в Заполярье. Разгром нацистов под Москвой со всей очевидностью показал Берлину, что война затягивается надолго. В следующем году кригсмарине нанесли по караванам ряд болезненных ударов.

Американцы под советском флагом

Следующий британский конвой отправился к берегам СССР только в сентябре 1942 года, и он стал последним PQ. Суеверные моряки заменили аббревиатуру и до конца войны суда шли в Советский Союз под названием JW, а возвращались как RA.

JW-51B едва не постигла судьба PQ-17. 31 декабря 1942 года в Баренцевом море караван подвергся атаке тяжелых крейсеров Admiral Hipper и Lützow в сопровождении шести эскадренных миноносцев. В ожесточенном бою погибли два британских эсминца Bramble и Achates и один немецкий — Friedrich Eckholdt. Admiral Hipper получил столь тяжелые повреждения, что едва добрался до берега. При этом ни один из транспортов конвоя не пострадал.

Случившееся вызвало гнев Гитлера, который сместил командующего ВМФ Германии адмирала Эриха Редера, назначив на его место главкома подводников Карла Деница.

Всего же с 1941 по 1945 годы от Великобритании до северных советских портов и обратно было проведено 78 конвоев. Потери британского флота составили около трех тысяч человек, погибли 16 боевых и 85 торговых судов.

Значительно более безопасным был тихоокеанский маршрут, ставший основным. Он позволил перевезти от 46 до 49 процентов всех грузов по ленд-лизу. За 18-20 суток они доставлялись американскими судами в порты Дальнего Востока — Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре. Затем это все грузилось на поезда и по Транссибирской магистрали доставлялось в европейскую часть Советского Союза.

Основным грузополучателем стал Владивосток, который за годы Великой Отечественной переработал иностранных товаров в четыре-пять раз больше, чем Мурманск и Архангельск

После нападения японцев 7 декабря 1941 года на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор между Токио и Вашингтоном началась война, и американские суда могли плыть только под нейтральным советским флагом. Конвоев не было, поскольку до августа 1945 года СССР не воевал с Японией. Тем не менее периодически транспорты с красным серпастым флагом досматривались японским флотом и иногда топились.

Такая ситуация обусловила доставку тихоокеанским маршрутом прежде всего продовольствия, предметов потребления, горючего, станков, автомобилей, но не вооружения. Его отправляли другими путями.

VII

Регионы поступления Всего танки «Валентайн VII»
в порты Севера 1727
в порты Юга 1007 9
в порты Востока 80
Всего по типам 2814 9

Рейд тяжелого германского крейсера

Часть маршрута проходила через советскую Арктику. От Чукотки транспорты в сопровождении ледоколов шли до Архангельска и Мурманска Северным морским путем.

Нацисты решили положить конец этим перевозкам, послав 16 августа 1942 года в Заполярье тяжелый крейсер Admiral Scheer. Немцы не смогли перехватить ни одного конвоя, но потопили в бою 25 августа советский ледокол «Александр Сибиряков» и обстреляли в ночь на 27 августа остров Диксон. Ответными залпами береговой батареи удалось сорвать намерение капитана Admiral Scheer высадить десант, с тем германский рейдер и отбыл восвояси.

Советские летчики принимают американский бомбардировщик Douglas A-20 Boston, передаваемый по ленд-лизу

Фото: Library of Congress USA

С октября 1942 года начала действовать воздушная трасса Алсиб (Аляска — Сибирь). Советские летчики из перегоночных полков принимали у своих американских коллег поставляемые по ленд-лизу самолеты на аэродроме в окрестностях города Фэрбенкс и летели в СССР. Конечным пунктом назначения был Красноярск. Общая длина трассы составляла 6500 километров, из них только 1500 приходились на территорию США.

За годы войны по этому маршруту было доставлено в СССР почти восемь тысяч самолетов. Кроме того, по Алсибу перевозили продовольствие, военное снаряжение, драгоценные металлы, дипломатическую почту и представителей наркомата иностранных дел — например, советских послов в США Максима Литвинова и Андрея Громыко. Этим же путем побывал в Советском Союзе в 1944-м и американский вице-президент Генри Уоллес.

Третий маршрут ленд-лиза

После того как в августе 1941 года Советский Союз и Великобритания ввели свои войска в Иран, третьим по значимости (23,8 процента) стал персидский, или трансиранский маршрут. Транспорты из США добирались туда вокруг Африки за 75 суток, после чего грузы по железным и автомобильным дорогам доставлялись к границам СССР. Перегружались на суда Каспийской флотилии или, в случае с импортными грузовиками, перегонялись своим ходом через Кавказ.

Колонна американских военных грузовиков, осуществлявших перевозки по ленд-лизу в СССР, в Восточном Ираке

Фото:

В 1942 году в ходе Сталинградского сражения и битвы за Кавказ пути доставки из Ирана, проходившие по территории СССР, регулярно попадали под удары вражеской авиации. Ситуация стала улучшаться в 1943-м, после победы Красной армии на юге страны.

IX-X

Регионы поступления Всего танки «Валентайн IX-X»
в порты Севера 1727 199
в порты Юга 1007 91
в порты Востока 80
Всего по типам 2814 290

Химическая помощь

Грузы были самые разные. Так, 21 марта 1942 года Черчилль сообщил Сталину, что если опасения советской разведки верны, и вермахт в ходе весеннего-летнего наступления применит на Восточном фронте отравляющие газы, то Лондон будет считать это ударом по собственным войскам. Премьер подчеркнул, что в таком случае Германия подвергнется воздушной атаке газовыми бомбами.

В ответ Сталин попросил правительство Британии выступить по этому поводу с публичным предостережением в адрес Германии и Финляндии, а также выразил пожелание, чтобы англичане передали Советскому Союзу «некоторые недостающие химические средства обороны, а также средства ответного химического удара». Речь шла о поставке 1000 тонн иприта, 1000 тонн хлора, 1000 тонн гипохлорита кальция и 1000 тонн хлорамина.

12 мая 1942 года Черчилль выступил по радио с открытым предупреждением Берлину и Хельсинки о неминуемой расплате в случае применения ядовитых веществ против РККА

В Третьем рейхе, где сеть газовых убежищ могла защитить не более 40 процентов населения, со всей серьезностью восприняли слова сэра Уинстона. Сделали выводы и сателлиты. Однако гораздо больше нарком обороны надеялся на бронетехнику. За годы войны СССР получил от союзников 18,5 тысячи танков, самоходных артиллерийских установок и бронетранспортеров.

Учитывая, что за это же время в Советском Союзе было произведено более 105 тысяч танков и самоходок, бронетанковая помощь со стороны США и Великобритании была невысока. За исключением бронетранспортеров, которые на тот момент отечественная промышленность не производила вовсе.

Любимые и нелюбимые импортные танки

Британские танки не впечатлили советских танкистов. Например, Мк. II («матильда») обладающий хорошей броней, получил в РККА прозвища «шарманка» и «каракатица». В ходе боев по бездорожью на Восточном фронте гусеницы «матильд» часто не обеспечивали нужного сцепления с грунтом, и бронемашина съезжала в кювет.

Кроме того, через окошки в длинных фальшбортах Мк. II при движении набивалась грязь, гусеницу заклинивало, и двигатель глох. Экипажам регулярно приходилось вылезать и очищать ходовую часть лопатой и ломом

Зимой же даже при включенном двигателе трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали. Маневренность в силу маломощности двигателей была ниже, чем у советских танков.

40-миллиметровая пушка, к которой имелись только противотанковые бронебойные снаряды, не позволяла вести результативный огонь по пехоте и огневым точкам. Последнюю проблему удалось решить после того, как в Союз стали поступать «матильды», вооруженные 76-миллиметровой гаубицей, к которой прилагались осколочные и фугасные снаряды. Тем не менее с весны 1943-го СССР отказался от поставок этого танка.

Mk III Valentine VIII, у которого стояло 57-миллиметровое орудие, был куда более желанным гостем в бронетанковых войсках Красной армии. На Mk XI имелась еще более мощная 75-миллиметровая пушка. Танк Mk.IV Churchill, названный в честь главы британского кабинета министров, был чем-то похож на него: невысокая скорость — 25 километров в час, зато очень мощная 152-миллиметровая броня. Последнее обстоятельство в бою часто спасало жизнь экипажу.

Танки М4А2(76)W Sherman 6-й танковой армии РККА на улицах Вены

Фото: Евгений Халдей / ТАСС

В начале 1942-го из США начали прибывать легкие М3А1 и средние М3. В следующем году начались поставки самого массового американского танка M4 Sherman с 75-миллиметровой пушкой. С появлением у панцерваффе танков с длинными стволами, «шерманы», в свою очередь, стали оснащаться более мощными 76-миллиметровыми орудиями.

Советским пехотинцам, которые в качестве десантников передвигались на «шерманах», нравился этот танк, так как удержаться на нем в движении было куда легче, чем, например, на советском Т-34. В том числе стрелять во все стороны по фаустникам.

Шерман

Регионы поступления Всего танки М4А2 «Шерман»
в порты Севера 1727 1465
в порты Юга 1007 800
в порты Востока 80 80
Всего по типам 2814 2345

Укрощая истребитель Airacobra

Что касается самолетов, то их СССР получил 18 видов в количестве 18 300 экземпляров, произведя более 157 тысяч собственных. Самым массовой ленд-лизовской машиной стал американский истребитель Bell P-39 Airacobra.

Дважды Герой Советского Союза летчик Григорий Речкалов со своим истребителем Bell P-39 Airacobra

Фото: РИА Новости

Самолет был непрост в управлении из-за предельной задней центровки, что делало его весьма маневренным, но в то же время неустойчивым в управлении. Пилотировать его могли только опытные летчики. На Airacobra, в частности, летали такие прославленные советские асы, как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, братья Дмитрий и Борис Глинки, Александр Клубов и Николай Гулаев.

Четырехколесные трудяги войны

Гораздо более серьезную роль в боевых действиях на Восточном фронте сыграли поставки грузовых и легковых автомобилей. Согласно отчету Главного автобронетанкового управления Красной армии, в 1941-1945 годах войска получили более 463 тысяч машин, из которых 312 600 были импортного происхождения.

Самым любимым грузовиком в советской армии с 1942 года стал американский 2,5-тонный полноприводной Studebaker US6. Он использовался как шасси для реактивных гвардейских минометов, именуемых в народе «катюшами», а также в качестве тягача для артиллерийских систем 75-мм и 122-мм.

Жители Бухареста приветствуют советских солдат. На переднем плане — грузовик Studebaker US6

Фото: ТАСС

Мощный грузовик позволил РККА со второй половины войны вести активное наступление боевыми группами, в которых кроме танков имелись артиллерия и минометы, а также мотопехота, перевозимые «студебекерами». Трудягами войны стали также американские Dodge и Willys.

Нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в телеграмме советскому послу в Вашингтоне 6 марта 1943 года высоко оценивал данный вид ленд-лиза:

Большую помощь Красной армии в повышении ее маневренности оказывали американские грузовики, которые были использованы не только для переброски войск, но и как средство тяги для артиллерийских орудий

В тяжелейшем 1941 году советские грузовики помогли Советскому Союзу не проиграть войну. Автомобили из США позволили Великую Отечественную выиграть.

Еда в качестве «второго фронта»

Кроме обеспечения снарядами и патронами, солдата надо регулярно кормить, и здесь нельзя переоценить значение продовольственных поставок. Их Советский Союз получил от Соединенных Штатов в размере 1 миллиона 750 тысяч тонн. Заокеанская еда стала теснить в поставках некоторые виды вооружения с 1943 года, когда в СССР разразился острейший продовольственный кризис.

«Второй фронт», как называли бойцы американскую тушенку

Фото: Howard R. Hollem / Farm Security Administration / Office of War Information Black-and-White Negatives. Prints & Photographs Division

Этот год стал самым тяжелым для советского сельского хозяйства. Аграрное производство на территории, освобожденной от врага, было практически разрушено. Ситуацию усугубила засуха, которая обрушилась на большинство районов Сибири, Южного Урала, Северного Кавказа и Поволжья.

При этом значительная часть деревенского населения ушла в армию и на производство, повсеместно ощущалась нехватка сельхозтехники.

Падеж скота был в два-три раза выше, чем накануне войны. Все это привело к тому, что валовая продукция в 1943-м стала самой низкой за всю войну, составив, по сравнению с довоенным 1940 годом, от 37 до 63 процентов

Для красноармейцев американская тушенка, получившая ироническое прозвище «второй фронт», стала таким же привычным атрибутом военного быта, как котелок с кашей, махорка и фронтовые письма, сложенные треугольником.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]