История притязаний
Испания и Британия практически одновременно заявили о своих правах на острова, и в течение многих лет они переходили из рук в руки, однако в конце XVIII – начале XIX века обе страны покинули острова, не отказавшись при этом от прав на них.
После провозглашения независимости от Испании в 1816 году Аргентина, входившая тогда в Соединённые провинции Южной Америки, пыталась сделать Мальвинские острова своими. Однако же в 1833 году на них высадились англичане с намерением восстановить здесь власть Британской империи. Они колонизировали острова и построили Порт-Стенли, который сейчас является столицей Фолклендов.
В середине ХХ века Аргентина вновь подняла вопрос о принадлежности архипелага. На этот раз в ООН. Впрочем, дипломатические переговоры между Британией и Аргентиной к решению вопроса не привели.
В то же время известен случай, когда аргентинские националисты, захватив самолёт и взяв его пассажиров в заложники, высадились на острова. Британские власти отправили их обратно в Аргентину, где они получили наказание только номинально. На самом же деле на родине их встретили, как героев.
Фолкленды-82. Аргентинское самоубийство
Ударить по Гибралтару: как сорвалась самая громкая диверсия в истории Аргентины.
На что надеялось правительство Аргентины, когда высаживало десант на Мальвинские (Фолклендские острова), неясно. Но факт остаётся фактом: поход экспедиционного корпуса Великобритании стал для южноамериканцев неприятным сюрпризом.
Тем не менее, все аргентинцы, участвующие в операции, были при деле: морская пехота при поддержке спецназа из группы тактических боевых пловцов (Buzos Tacticos) захватила острова, флот встречал противника в море, авиация помогала по мере сил. Словом — веселье и зарабатывание будущих орденов в самом разгаре.
На фоне не самого удачного «выступления» аргентинского флота в ходе конфликта его командующему — адмиралу Хорхе Анайе — пришла в голову дерзкая мысль: «А может, БАХНУТЬ?!».
Что, если группа отчаянных парней прилетит в Европу и взорвёт там на рейде какой-нибудь британский корабль? Лучше сразу два! Или даже три!
Террористы на службе новому режиму В целом подготовка аргентинских боевых пловцов была достаточно хорошей. Само подразделение сформировалось в 1952 году с участием бойцов, некогда служивших в итальянской 10-й флотилии подводных коммандос.
И вот в рядах аргентинской группы тактических водолазов и около стали искать подходящие кандидатуры для столь авантюрной операции. И… нашли.
Главным исполнителем предстоящей диверсии командование поставило бывшего члена партизанского (террористического) городского отряда Максимо Николетти. На его счету были подрыв яхты начальника федеральной полиции Альберто Вильяра и тогда ещё строившегося эсминца аргентинских ВМС «Сантисима Тринидад».
Пойдя на сделку со следствием, Николетти отсидел несколько лет в тюрьме, после чего вышел на свободу. Был зачислен на военную службу и даже собирался принять участие в конфликте с Чили из-за пролива Бигл в 1978 году. Но тогда его услуги не понадобились.
Изучив будущее задание, Максимо взял к себе в группу ещё двух бывших партизан — Антонио Нельсона Латорре (другое имя — Эль Пеладо Диего) и Эль Марчиано, настоящее имя которого до сих пор неизвестно.
Контролировать группу со стороны ВМФ должен был капитан Гектор Росалес.
Да, это попахивало отчаянной авантюрой! И в случае неудачи Аргентина немедленно открещивалась бы от любой связи с членами группы. Трое и так официально не состояли на службе, а Гектор Росалес «взял отпуск».
Хороший у вас план, господин адмирал! План был прост и сложен одновременно. Спецназовцам предстояло парами по поддельным паспортам вылететь в Европу. В Испании их будут ждать две морские мины, доставленные по дипломатическим каналам. Дальше они возьмут напрокат автомобили и приедут в городок Альхесирас — оттуда до гавани Гибралтара рукой подать. Несколько дней для разведки, поиск цели — и, собственно, подрыв кораблей.
План адмирал Анайя одобрил, и 24 апреля 1982 года диверсанты вылетели из Буэнос-Айреса.
При пересадке в Париже на рейс до испанской Малаги произошла первая неприятность: таможенники заподозрили паспорт Латорре в подделке. Несмотря на то, что документы на всю группу делал проверенный фальшивомонетчик, сказалась скорость подготовки операции: изготовитель не успел найти все нужные материалы. Быструю проверку паспорта ещё выдерживали, а вот более серьёзную уже нет.
Тем не менее, французы не нашли, к чему бы ещё придраться, и выпустили всю группу в Испанию. Но на всякий случай сообщили местной службе безопасности о странных гостях (а по-хорошему, спихнули вероятную проблему на соседей).
Начальство даёт добро! Диверсанты взяли напрокат три машины, забрали из Мадрида свой смертоносный груз и, уклоняясь от встреч с полицией, прибыли в Альхесирас.
Там они заселились в разные отели, поизображали туристов. Купили надувную лодку с мотором и удочки, чтобы сойти за скучающих рыбаков. Заодно под видом рыбалки было удобно осматривать гавань Гибралтара.
Проблема была одна — не было британских боевых кораблей.
В какой-то момент пловцы даже «приценивались» к буксиру — но тут, на их счастье, в начале мая в гавань зашел фрегат Её Величества «Ариадна».
Это была удача! Рассчитывалось, что в шесть вечера диверсанты на лодках выедут из Альхесираса, пересекут бухту и в районе полуночи установят заряды. К пяти утра вернутся в испанскую гавань, отправятся в Барселону, а уже оттуда — самолётом домой, в Аргентину.
Оставалось только получить санкцию адмирала. Тот же, пойдя на поводу у политиков, ждал возможности мирного урегулирования конфликта и разрешения на акцию не давал.
Но тут британская подводная лодка «Конкерор» потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Это прощать было нельзя! И диверсанты наконец получили отмашку командования.
Несмотря на это, пловцы потеряли ещё неделю: сначала летали «для консультаций» в Буэнос-Айрес, потом ждали возвращения «Ариадны». Наконец, 10 мая корабль вошел в гавань Гибралтара. Атаку назначили на следующую ночь, если британский фрегат за это время не снимется с якоря.
Мысленно приготовившись к операции, спецназовцы легли спать. Но вскоре их разбудила… местная полиция, с оружием в руках ворвавшаяся в их номера.
Are you gangsters? No, we are argentinos! Удивлению обеих сторон не было предела. Служители закона ожидали увидеть торговцев оружием, террористов ЕТА или хотя бы гангстеров, но никак не боевых пловцов Аргентины. Которая сейчас вела войну против извечного врага Испании — Британской короны!
Более того, арестовавшие диверсантов полицейские даже признались им: если бы не уже ушедший «наверх» доклад об успешном захвате подозрительных лиц, то аргентинцев бы уже освободили и постарались бы им не мешать.
Ну конечно, подгадить Великобритании, причём чужими руками, — да это просто праздник какой‑то!
Кто же сдал группу? Это до сих пор неизвестно. По одной из версий, телефонный разговор из посольства в Мадриде перехватила служба МИ-6. Британская разведка решила сама не ввязываться в игру, а устранить противников силами местной полиции, «слив» им информацию о подозрительных лицах.
По другой версии, диверсантов выдало большое количество… наличности и очень осторожное поведение. Сотрудник проката автомобилей заподозрил неладное, когда к нему стал наведываться один и тот же человек, часто менявший машины и плативший только наличными. Последовал звонок в полицию, которая и так была напряжена в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу…
Когда вышестоящее начальство разобралось, что же произошло, возникла пикантная ситуация. Сдавать диверсантов МИ-6 было нельзя. Но что тогда с ними делать?
Чтобы не допустить утечку в прессе, аргентинцев нужно было срочно вывезти из страны. Их погрузили на личный самолёт премьер-министра Испании Леопольдо Кальво Сотело, который случайно оказался в этот момент в Малаге, и доставили на Канарские острова. Туда же прилетел транспортный самолёт, вскоре увёзший незадачливых спецназовцев домой.
Почему нужна была такая срочность? Дело в том, что менее чем через месяц Испании предстояло стать членом НАТО. После этого передать диверсантов Аргентине стало бы ну очень сложно.
Естественно, даже в случае успешного подрыва британского корабля ход войны не изменился бы ну никаким образом. Зато дерзость оценили бы во всём мире. Так из-за банальной случайности сорвалась теоретически самая громкая операция боевых пловцов конца двадцатого столетия.
© warhead.su
Текущая ситуация
После того как в 2010 году Британия начала на шельфе островов добычу нефти, отношения между Британией и Аргентиной снова обострились. В 2012 году Британия увеличила военное присутствие на Фолклендах (на островах находятся британские военные базы), Аргентина в свою очередь обвинила Британию в милитаризации островов.
10–11 марта 2013 года на Фолклендах, по инициативе местных властей, прошёл референдум, на котором 98,8 % местных жителей, имеющих право голоса, высказались за то, чтобы Фолкленды оставались заморской территорией Великобритании. Явка была очень высокой – примерно 92 %. В то же время и население островов небольшое – сейчас здесь живут чуть более 2,8 тысячи человек, большинство из них британского происхождения.
Однако Аргентина уже успела заявить о том, что результаты референдума на спор о принадлежности островов не повлияют, поскольку референдум не был одобрен ООН. Таким образом, даже волеизъявление народа не поставило точку в этой истории.
Причины Карибского кризиса
В итоге можно выделить следующие причины разразившегося в 1962 г. Карибского или, как еще его называют, Кубинского кризиса:
- Холодная война. Невозможность прямого столкновения США и СССР привело обе державы к борьбе за влияние в отдельных точках земного шара. Куба стала очередным фронтом противостояния двух систем.
- Последствия кубинской революции. Земельная реформа и преследование сторонников США на Кубе привели Соединенные Штаты к попыткам свергнуть власть Кастро. Куба была вынуждена обратиться за помощью к СССР.
- Гонка вооружений. Размещение ракет в Турции стало поводом для советского руководства к отправке собственных ракет на Остров Свободы.
Виза
Правила въезда. Для въезда необходима виза Великобритании. Визы для пребывания сроком до 4 месяцев требуются всем, кроме граждан Андорры, Аргентины, Бразилии, Чили, Кипра, Исландии, Израиля, Лихтенштейна, Мальты, Новой Зеландии, Норвегии, Парагвая, Сан-Марино, Швейцарии и Уругвая. Гражданам США, Канады, Австралии и Новой Зеландии вообще разрешается оставаться на территории островов на срок до шести месяцев без визы.
В остальных случаях для получения визы необходимо представить анкету-заявление на английском языке, имеющий силу как минимум 6 месяцев паспорт, 2 фотографии паспортного размера и предоставить доказательства наличия достаточных фондов для продолжительного пребывания, а также предъявить прогрессивный авиабилет.
Срок оформления документов — в пределах 24 часов при непосредственном обращении в посольство и 2-4 недели для почтовых отправлений.
Обратите внимание: все посетители островов, даже подданные вышеупомянутых стран, должны получить разрешение на посещение Фолкленд от Офиса Правительства Фолклендских островов в Лондоне или ближайшего британского консульства.
В случае туристической поездки разрешение можно получить по прибытию, в Офисе Иммиграции Фолклендских островов (Росс-Роуд, Порт-Стэнли, телефон: 27340; факс: 27342).
Для получения разрешения требуется наличие билетов туда и обратно, доказательства наличия достаточных финансовых фондов и подтверждение обязательств размещения на острове.
Для всех типов путешествия предусмотрен один тип визы стоимостью в 5 фунтов стерлингов, действующей на срок 6 месяцев от даты получения для пребывания сроком до 4 месяцев. Инструкции и визовые требования могут быть изменены без предупреждения, поэтому рекомендуется войти в контакт с соответствующими дипломатическими или консульскими органами перед путешествием. Таможенные правила. Никаких ограничений на импорт и экспорт местной и иностранной валюты нет. Разрешен беспошлинный ввоз: сигарет — до 200 шт., или сигар — до 50 шт., или табака — до 250 гр., спиртных напитков крепостью более 22 «градусов» — до 1 л., крепостью менее 22 «градусов» — до 2 л., парфюмерии — до 50 мл., туалетной воды — до 250 мл., сувениров и подарков — на сумму не более 32 фунтов стерлингов. Запрещен ввоз наркотиков, оружия (в том числе ножей с выскакивающими лезвиями), фальшивых монет и банкнот, материалов непристойного содержания, мяса, птицы и изделий из них, радиопередатчиков, растений, всех видов живых птиц и птичьих яиц.
Гостиницы, отели, цены
Отель Alto Andino Hotel*** Местоположение. Отель Alto Andino располагается в городе Ушуайя, неподалеку – Музей конца света. Среди прочих интересных местных объектов: Glaciar Martial. Особенности отеля.В отеле Alto Andino есть ресторан и буфетпродуктовый магазин. На территории отеля работает бар в лобби отеля. Предусмотрено обслуживание номеров. Бесплатный беспроводной доступ в Интернет в зонах общественного пользования. В отеле предлагаются следующие услуги: помощь туристамуслуги по бронированию билетов и помощь туристам. Предусмотрена бесплатная парковка для гостей. Дополнительные услуги отеля включают следующее: терраса на крыше и лифт. Номера. В номерах (18) отеля Alto Andino есть сейфы. Предоставляется беспроводной доступ в Интернет. В каждом номере есть телевизор. Предлагается следующее: бесплатный доступ в Интернет. Цена от 4955 руб. за 1 ночь.
Отель Del Bosque Apart Hotel*** Местоположение. Отель Del Bosque Apart Hotel располагается в городе Ушуайя, неподалеку – Музей конца света. Среди прочих интересных местных объектов: Glaciar Martial. Особенности отеля.В отеле Del Bosque Apart Hotel есть ресторан и бар в лобби отеля. Предусмотрено обслуживание номеров. Дополнительные услуги отеля включают следующее: хранение лыж и услуги прачечной. Номера. В номерах (0) отеля Del Bosque Apart Hotel есть сейфы. В номерах есть холодильник и кухонное оборудование. Предоставляется беспроводной доступ в Интернет. В каждом номере есть телевизор.
Предлагается следующее: бесплатный доступ в Интернет. Отель предлагает трансфер от аэропорта (может взиматься дополнительная плата). Гостям необходимо сообщить о своем прибытии за 48 часов до прибытия, используя контактную информацию из письма с подтверждением бронирования. Плата за проживание детей не старше 3 -летнего возраста не взимается при условии их размещения в одной комнате с родителями или опекунами на имеющихся кроватях. В отеле запрещено держать животных, включая служебных. Цена от 6849 руб. за ночь.
Отель Hosteria Les Eclaireurs** Местоположение. Отель Hosteria Les Eclaireurs располагается в городе Ушуайя, неподалеку – Музей конца света и Glaciar Martial. Среди прочих интересных местных объектов: Национальный парк Tierra del Fuego. Особенности отеля. В отеле Hosteria Les Eclaireurs предлагается следующее: помощь туристамуслуги по бронированию билетов, услуги консьержа и помощь туристам. Бесплатный беспроводной доступ в Интернет в зонах общественного пользования. В отеле есть специализированные места для курения. Срок окончания полного ремонта отеля: мая 2011 г. Номера. В номерах (14) отеля Hosteria Les Eclaireurs есть минибар и сейфы. Вход во все номера осуществляется из внешнего коридора. Постельные принадлежности включают: перьевое одеяло и постельные принадлежности премиум-класса. В ванных комнатах предлагается следующее: совмещенные душ и ванна и душ с дождевой насадкой. Также в ванных комнатах есть биде, бесплатные туалетные принадлежности и фен. Предоставляется бесплатный высокоскоростной проводной, а также беспроводной доступ в Интернет. В номерах предоставляются стол и телефон. В каждом номере есть 26-см ЖК-телевизоры. Предлагается следующее: кабельные каналы и бесплатный доступ в Интернет. По запросу предоставляется: утюг, гладильная доска и услуга пробуждения по телефону. Обслуживание номеров выполняется ежедневно. Все номера отеля – это номера для некурящих. Цена от 3749 руб. за ночь.
Силы сторон
Силы сторон на момент начала боевых действий в Южной Атлантике выглядели следующим образом. Аргентина имела довольно крупные ВВС, среди которых было немало современных истребителей – бомбардировщиков французского производства. Военное руководство рассчитывало с помощью ударных самолетов сдержать натиск британского флота. Военно-морской флот Аргентины напоминал больше музейный экспонат. Большая часть кораблей были старой постройки. Флагман аргентинского флота крейсер военной постройки «Адмирал Бельграно» и авианосец «Вейнтисинко де Майо» также построенный в Англии во время Второй Мировой войны с большим сомнением можно было назвать боеспособными кораблями.
Адмирал Бельграно
Сухопутная армия Аргентины, хотя и была численно достаточно крупной и хорошо подготовленной, не могла принять полномасштабное участие в военных действиях из-за нехватки средств доставки. Важно отметить, несмотря на общее количественное превосходство аргентинских вооруженных сил, военное командование не располагало качественным превосходством. Даже на данном театре военных действий Аргентина не могла создать перевес над британскими экспедиционными силами ни в авиации, ни в военно-морских силах.
Супер Етандар
Великобритания собрала для вооруженного ответа довольно крупные силы. Пришлось не только готовить к дальнему походу современные боевые корабли, но и выводить с хранения целый ряд других военных судов. Были сформированы два оперативно-тактических соединений:
- TF317 – соединение надводных кораблей с двумя авианосцами «Гермес» и «Инвинсибл» во главе;
- TF324 – соединение подводных сил.
Оба соединения 5 апреля, спустя три недели с момента начала кризиса вышли в море, взяв курс на Южную Атлантику. Всего англичане выставили для участия в операции «Корпорейт» до 40 судов различных классов, среди которых ударную силу представляли подводные лодки, авианосная авиация, эсминцы и фрегаты.
Авианосец
Сухопутная компонента была представлена 2 тыс. британских военнослужащих, набранных из состава 40-й, 42-й бригад английского спецназа и военнослужащих 3-го парашютно-десантного полка. В дальнейшем британских «командос» для действий на суше должен был поддерживать 10 тыс. экспедиционный корпус.
Десантные баржи подполковника Зибеля
В сражении за Ленинград немцы не спускали глаз с Ладожского озера, контроль за которым был в ведении 1-го воздушного флота люфтваффе под командованием генерала Альфреда Келлера. Удары с воздуха методично наносились по портам, базам снабжения, гражданским судам и военным кораблям. 1 сентября 1942 года три Ju-88A уничтожили флагман Ладожской военной флотилии — сторожевой корабль «Пурга», сбросив на него 24 бомбы.
Обхватив озеро по периметру с двух глубоких флангов германо-финские войска контролировали почти всю акваторию Ладоги, за исключением ее южной части. К лету 1942-го в штабе 1-го воздушного флота пришли к выводу, что авиаударов недостаточно, необходимо захватить небольшие советские острова, чтобы если не сорвать, то помешать перевозкам в Ленинград.
Остров Сухо в наши дни
Фото: Юрий Мацеевский / LIGHTHOUSE.GUIDE
В первую очередь выбор пал на Сухо, крошечный искусственный каменистый островок в виде подковы неправильной формы, главной достопримечательностью которого был каменный маяк, построенный в 1891 году. Сухо, который располагался в 37 километрах к северу от Новой Ладоги, где находилась главная база Ладожской военной флотилии, служил важным опорным пунктом для движения советских судов. При этом на нем не было войск.
«Волшебный огонь», чтобы сжечь Ленинград
К весне 1942 года в Берлине пришли к выводу, что тактика взятия Ленинграда измором не дает ожидаемых результатов. Несмотря на бесконечные обстрелы, бомбежки, голод и холод, защитники города не собирались капитулировать, отвлекая на себя большое количество боеспособных немецких соединений, необходимых на других направлениях.
Солдаты штурмовой группы вермахта в бою на подступах к Ленинграду
Фото: «Военный альбом»
5 апреля 1942 года Гитлер издал директиву №41, излагавшую планы летней кампании на Восточном фронте. В ней он приказал войскам на юге осуществить прорыв в направлении Кавказа, а на севере «добиться падения Ленинграда и установить связь с финнами по суше».
Таким образом, вновь реанимировалась идея штурма. Ее осуществление фюрер поручил фельдмаршалу Георгу фон Кюхлеру, сменившему Лееба на посту главкома группы армий «Север».
Рекордные темпы группы армий «Север»
Согласно германскому плану нападения на Советский Союз «Барбаросса», захват Ленинграда и Кронштадта должен был принудить советский Балтийский флот к прекращению борьбы. Подчеркивалось, что лишь после взятия Ленинграда вермахту «следует приступить к операциям по взятию Москвы как важного центра коммуникаций и военной промышленности».
Ленинград, второй по величине советский город, также обеспечивал выпуск важнейшей оборонной продукции — его Кировский завод производил тяжелые танки КВ. Не последнюю роль играли и идеологические мотивы — захват города, в котором произошла Октябрьская революция 1917 года, сыграл бы серьезную роль в деморализации Красной армии и населения СССР.
Немецкие мотоциклисты у дорожного указателя в 75 километрах от Ленинграда
Фото: Bundesarchiv
Поначалу все шло, как по маслу. За первые три недели войны темпы наступления войск группы армий «Север» фельдмаршала Вильгельма фон Лееба были рекордными по сравнению с группой армий «Центр» и, особенно, группой армий «Юг». 56-й моторизованный корпус генерала Эриха фон Манштейна продвинулся от границы на 675 километров, 41-й моторизованный корпус генерала Георга Ханса Рейнгардта и вовсе на 750 километров.
8 июля 1941 года начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Франц Гальдер записал в своем личном дневнике:
Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы
Начало противостояния
Почему именно 1982 год стал горячей точкой в отношениях двух стран? Причина проста и банальна, нереализованные политические амбиции аргентинских властей и авантюризм. Пришедшая к власти в Аргентине военная хунта за неполные 8 лет своего правления поставила страну на грань финансового и экономического краха. Новый лидер страны генерал Леопольдо Галтьери видел только один выход из сложившейся ситуации в стране – победоносная и кратковременная военная авантюра. Только за счет внешней опасности и на волне национального патриотизма можно было отвлечь население страны от социальных вопросов, предотвратив преждевременное падение режима.
Галтьери
Удобным объектом для последующей военной экспансии были выбраны Фолклендские острова, лежащие всего в полутысячи километров от побережья Аргентины. Высшее руководство страны рассчитывало на успешное решение извечного территориального спора между Англией и Аргентиной силовым методом. Ставка делалась на то, что Англия переживала в начале 80-х годов тоже не самые лучшие времена. К тому же невольно вставал вопрос, захочет ли Британский лев вступать в вооруженный конфликт за острова, находящиеся от метрополии на расстоянии в 12000 км.
Предполагалось высадить на Восточный Фолкленд силы аргентинского спецназа, вытеснить и принудить к сдаче, имевшийся на островах английский гарнизон. Операция планировалась как бескровная с надеждой на то, что поставленное перед фактом британское правительство, будет вынуждено смириться с потерей островов. На деле вышло все совершенно иначе.
Ливень из осколков и камней
Около семи часов утра 22 октября 1942 года вокруг острова было туманно и тихо. Командир батареи и комендант острова старший лейтенант Иван Гусев спустился на берег бухты умыться и побриться. Его подчиненные тем временем готовились к завтраку. Внезапно вахтенный сигнальщик доложил, что южнее острова наблюдается караван: 14 десантных катеров, а за ними 24 самоходные десантные баржи.
В нескольких метрах от берега разорвался снаряд. «Тревога!» — крикнул Гусев и распорядился радисту передать в штаб Ладожской военной флотилии, что противник обстреливает остров. Резкие удары рынды оповестили гарнизон о необходимости занять боевые позиции: артиллеристы сосредоточились у трех 100-миллиметровых морских орудий, стрелки и пулеметчики с огневых точек зорко следили за обстановкой.
Командир береговой батареи на Сухо Иван Гусев
Фото: «Бессмертный полк»
Сам же Гусев быстро взбежал на расположенный на верхней площадке маяка командный пункт и, получив от дальномерщиков исходные данные для стрельбы, приказал открыть огонь третьему и второму орудию. В секторе первой пушки целей пока не наблюдалось. Через пять минут после начала обстрела береговая батарея вступила в бой с судами противника.
Выстрелы корабельной артиллерии, чья совокупная огневая мощь многократно превосходила огонь гусевцев, дробили каменные глыбы, вызывая мощный ливень из осколков и камней, не дававший защитникам Сухо поднять головы.
Позднее Гусев вспоминал:
От разрывов вражеских снарядов и выстрелов наших орудий остров содрогался. Два высоких деревянных столба, поддерживавшие антенну батарейной радиостанции, были сметены огнем в первые же минуты боя. Невольно мелькнула мысль: «Успели ли радисты передать в штаб флотилии донесение о нападении противника на остров?»
«Смерть настигала людей везде»
Хлебный паек для рабочих горячих цехов, составлявший на 18 июля 1941 года 1000 граммов хлеба, снизился 20 ноября до 375 граммов. У иждивенцев и детей до 12 лет он упал с 400 до 125 граммов. В городе начался голод.
Ситуацию немного улучшило освобождение Тихвина 9 декабря 1941 года и начало функционирования ледовой трассы по замерзшему Ладожскому озеру. Суточный паек для рабочих увеличился до 500 граммов хлеба, а норма для детей и иждивенцев возросла до 200 граммов.
Для жителей Ленинграда период с середины ноября 1941-го до конца января 1942 года оказался самым тяжелым за весь период блокады — завоз через Ладогу производился в незначительных количествах, а внутренние ресурсы были исчерпаны. В январе ударили тридцатиградусные морозы, и замерз городской водопровод.
Жители блокадного Ленинграда везут на санках тело умершего, 1942 год
Фото: Борис Кудояров / РИА Новости
Вода для ленинградцев была не менее важна, чем скудный хлебный паек. Блокадный чай, то есть обычный кипяток, согревал в морозы и давал иллюзию сытости. На воде варили суп из отходов производства растительного масла, а также делали желе из столярного клея.
Уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов вспоминал:
Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде
Число умерших горожан с декабря 1941-го по февраль 1942-го составило более 252 тысяч человек.
Автомобили движутся по Дороге жизни, апрель 1942 года
Фото: Александр Бродский / РИА Новости
В осажденный город доставляли продовольствие, боеприпасы, боевую технику, медикаменты, горючее. В обратном направлении везли станки и главным образом людей — детей, женщин, пожилых и больных. За зиму 1941-1942 годов на Большую землю эвакуировали более 514 тысяч человек. Со второй половины мая 1942 года, когда на Ладоге началась навигация, до ноября 1942-го из Ленинграда вывезли еще 448 тысяч жителей.