Ракетный катер пр. 205У — радиоуправляемая из покупного пластика

История создания[править]

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е.И. Юхнин. От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели M503. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова.

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар».

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У. Вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, крыло которой стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера. Вооружение также включало две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы их управления.

Также в середине 1960-х годов на базе корпуса катеров проекта 205 ЦКБ «Алмаз» был разработан патрульный катер проекта 205П.

Литература

  • Апальков Ю. В.
    Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир.
    Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И.
    Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Варианты и модификации[править]

  • Проект 205
  • Проект 205Ч
  • Проект 205Э
  • Проект 205У
    — усовершенствованный проект ЦКБ-5 (с 1967 г. — ЦМКБ «Алмаз») под руководством главного конструктора А.П. Городянко, главным наблюдающим от ВМФ был капитана 2 ранга Ю.М. Осипов. Проект предусматривал усиление корпуса за счёт изготовления из двухслойной стали КД-2, при этом один слой делали из обычной, а другой из нержавеющей стали. Увеличили мощность главных двигателей. Обновили ракетное вооружение катеров.
  • Проект 205ЭР
  • Проект 205М
    — модернизированный вариант с установкой новых ракет П-15М комплекса «Термит-М» имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У «Термит» и с переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-2», для улучшения ПВО.

Большие ракетные катера Проект 205, шифр «Цунами» Проект 205Ч Проект 205Э Проект 205У Проект 205ЭР

Количество

279 единиц

Постройка

Пр.205 – 158 единиц

Название

Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
Ленинград ССЗ №5 (с 1966 Приморский ССЗ) – 66 единиц (зав.№401-411, 413-415, 417-468)
ТК-36 №401 11.07.1958 1959 29.12.1960с 1962 — Р-36
Р-6 №402 1961с 30.10.1964 — Брестский комсомолец
Р-1 №403 1960
Р-83 №404 1961
Р-115 №405 1961
Р-12 №406 12.01.1963?
Р-18 №407 1962
Р-77 1962
Р-28 №410 1962
Р-33 №411 1962
Р-58 №412 1962
Р-110 №413 12.01.1963?
Р-111 №414 12.01.1962?
Р-112 №415 1963
Р-78 №417 1963
Р-79 №418 1962с 18.01.1963 — Кировский комсомолец
Р-80 №419 1964
Р-8 №420 12.01.1962?
Р-65 №423 1963
Р-68 №424 1964
Р-10 №425 1.12.1963?
Р-118 №426 1965
Р-120 №427
Р-20 №428 1964
Р-129 №429 1964
Р-21 №431 11.01.1964?
Р-221 №432 1964
Р-23 №433 10.01.1964?
Р-22 №434 12.01.1964?
Р-53 №436 01.12.1965?
Р-55 №437 1965с 12.10.1972 — Комсомолец Татарии
Р-59 №438 10.01.1965?с 10.04.1992 — ПМР-79
Р-73 №439 1965
Р-97 №440 1965
Р-24 №442с 31.01.1966 — Тамбовский комсомолец
ТК-37 №445 1960с 1962 — Р-37
Р-43 №446
Р-49 №447 1965?
Р-104 №448
Р-89 №452 1.12.1965?
Р-60 №453
Р-146 №454 1.08.1966?
Р-153 №455
Р-82 №457
Р-27 №458
Р-9 №462 1966
Р-25 №463
Р-30 №464 1965
Р-35 №465 6.01.1966?
Р-46 №466 1966
Р-141 №467 1966с 25.10.1968 — Кронштадтский комсомолец, с 15.02.1992 — Р-141
Р-166 №468 1966
Р-4
Р-11
Р-71
Рыбинск, ССЗ №341 (затем Рыбинский ССЗ, с 1971 «Вымпел») – 64 единицы (1963 – 2 единицы, 1964 – 5 единиц, 1965 – 6 единиц, 1966 – 8 единиц, 1967 – 8 единиц, 1968 – 7 единиц, 1969 – 6 единиц, 1970 – 5 единиц, 1971 – 6 единиц, 1972 – 6 единиц, 1973 – 4 единицы, 1974 – 1 единица)
Р- №674
Р- №676
Р- №677
Р- №678
Р- №679
Р- №683
Р- №684
Р- №685 1969
Р-536 №686
Р- №687 1969
Р- №688 1969
Р- №689 1969
Р- №690
Р- №691
Р- №692
Р- №693
Р- №694
Р- №695
Р- №696 1970
Р- №697
Р- №103
Р- №104
Р-73 №106 1972
Р- №01112
Р- №01113
Р-268 №01121
Р- №01122
Р- №01125 1973
Р- №01126 1973
Владивосток ССЗ №602 (с 29.09.1963 Владивостокский ССЗ) – 28 единиц (зав.№501-527, 530)
Р-92 1961
Р-121 №510 1962?
Р-122 №511 1962?
Р-123 №512 1962?
Р-17 №513 20.09.1963
Р-3 №516 29.12.1963
Р-13 №517 30.12.1963
Р-14 №518 31.12.1963
Р-29 №519 1964?
Р-31 №520 1964?
Р-32 №521 1964
Р-39 №522 1964
Р-41 №523 1965?
Р-93 №524 1965?
Р-57 №526 1965
Р- №527 1966заложен по пр.205Р
Р- №530 30.11.1966заложен по пр.205Р
Р-2 1963
Р-19
Р-38
Р-40
Р-51
Р-69
Р-70
Р-72
Р-94
Р-95
Р-96
Р-106 12.1961
Р-107 12.1961
Р-108
Р-137 19.07.1961
Р-138 4.10.1961
Р-139 1.12.1961
Р-140 18.12.1961
Р- №501 12.01.1959 30.11.1960
Р- №502 12.1960
Р- №514 1963
Р- №515 1963
Р- №531

Пр.205Ч – Ленинград, ССЗ №5 – 1 единица

Название Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
Р-105 №412 1963

Пр.205Э – Ленинград, ССЗ №5 – 1 единица

Название Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
Р-113 №416 1963с 1971 — ОК-1072

Пр.205У – 32 единицы

Название Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
Ленинград ССЗ №5 (с 1966 Приморский ССЗ, с 1.06.1970 «Алмаз») – 19 единиц
Р-255 №469 1965
Р-161 №470 1965
Р-163 №471 1965
Р- №472
Р- №473
Р-173 №474 1966
Р-178 №475 1966
Р-180 №476 1.12.1968?
Р-183 №477 1.09.1968?
Р- №478
Р- №479
Р-147 №480 1.06.1969?
Р-218 №481 1969
Р-194 №482 1969
Р-193 №483 1.08.1969?
Р-81 №484 1967
Р- №485
Р- №486
Р-84 №487 1.10.1970?
Р-169 1968
Р-496
Владивостокский ССЗ – 13 единиц
Р- №531 1966
Калининградский комсомолец 1966
Р-195 №532 1.12.1965 31.12.1966
Р-189 №533 1967
Р-7 №534 12.01.1965?
Р-175 9.01.1967?с 6.07.1968 — Мичуринский комсомолец, с 15.02.1992 — Р-175
Р-196 №535 24.10.1967
Р-42 №536 1969
Калининский комсомолец №537 1970
Р-103 №538
Р- №539 1969
Р-185 №540 1969
Р-87 №541 28.05.1970 1970затем — Амурский комсомолец

Пр.205ЭР – Рыбинск, «Вымпел» (1973 – 2 единицы, 1974 – 7 единиц, 1975 – 10 единиц, 1976 – 8 единиц, 1977 – 9 единиц, 1978 – 10 единиц, 1979 – 10 единиц, 1980 – 11 единиц, 1981 – 8 единиц, 1982 – 7 единиц, 1983 – 3 единиц, 1984 – 2 единицы)

Название Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
Р-370 30.01.1976?
Р- №01127 1973
Р- №01128 1973
Р- №01133

Завод?: Р-5, 26, 34, 50, 67 (БФ, пр.205), 91, 109, 114 (ТОФ), 167 (ЧФ, пр.205), 172 (БФ), 176 (ЧФ, пр.205, вст.1966), 192 (ТОФ, пр.205У, вст. 1970), 199 (ТОФ, вст.26.12.1967), 201 (ЧФ, пр.205), 204, 206 (ТОФ, пр.205У), 210 (ТОФ, вст.19.11.1968), 212 (ТОФ), 220, 222-224, 225 (СФ), 226-228, 288-290, 292, 294-296, 299-333, 460-463, 465-474, 494, 495, 497-535, 537, 540, 544-552 До 1962 классифицировались как большие торпедные катера, переклассифицированы в ракетные катера.
Тактико-технические данные пр.205

Водоизмещение, т:
стандартное:171,5 (с дизелями М-504Б – 184)
полное:209 (с дизелями М-504Б – 226)
Размеры, м:
длина:38,6
ширина:7,6
осадка:1,73 (с дизелями М-504Б – 1,84)
Скорость полного хода, уз:38,5 (с дизелями М-504Б – 42)
Дальность плавания:1800 миль (14 уз), 800 миль (30 уз)
Автономность, сут:5
Силовая установка:3х4000 л.с., дизели М-503Г, или 3х5000 л.с., дизели М-504Б, 3 ВФШ, 1 ДГ ДГ-75-1 75 кВт, 1 ДГ ДГ-43-14/1500П 43 кВт
Вооружение:4х1 ПУ ПКР КТ-97 (4 ПКР П-15 (4К40), П-15Т) 2х2 30 мм АК-230 (2000 выстрелов) – СУ МР-104 «Рысь»
РТВ:РЛС МР-101 «Рангоут», аппаратура госопознавания – «Нихром-РРМ», запросчик «Никель», радиопеленгатор АРП-58СВ
Экипаж, чел:28 (4 офицера)

Тактико-технические данные пр.205У

Водоизмещение, т:
стандартное:192
полное:235
Размеры, м:
длина:38,6
ширина:7,6
осадка:1,84
Скорость полного хода, уз:42
Дальность плавания:1800 миль (14 уз), 800 миль (30 уз), 500 миль (35 уз)
Автономность, сут:5
Силовая установка:3х5000 л.с., дизели М-504Б, или 3х6000 л.с., дизели, 3 ВФШ
Вооружение:4х1 ПУ КТ-97М (4 ПКР П-15У (4К40У)) – СУ «Клён» 2х2 30 мм АК-230 (2000 выстрелов) – СУ МР-104 «Рысь»
РТВ:РЛС «Рангоут», аппаратура госопознавания – «Нихром-РРМ», запросчик «Никель», радиопеленгатор АРП-58СВ
Экипаж, чел:29 (4 офицера)

Тактико-технические данные пр.205ЭР

Водоизмещение, т:
стандартное:
полное:243
Размеры, м:
длина:38,6
ширина:7,6
осадка:2,0
Скорость полного хода, уз:42
Дальность плавания:1620 миль (15 уз)
Автономность, сут:5
Силовая установка:3х5000 л.с., дизели М-504Б, 3 ВФШ
Вооружение:4х1 ПУ КТ-97М (4 ПКР П-15У (4К40У)) – СУ «Клён» 2х2 30 мм АК-230 (2000 выстрелов) – СУ МР-104 «Рысь»
РТВ:РЛС «Рангоут»
Экипаж, чел:29 (4 офицера)

Общий вид

Большой ракетный катер проекта 205 — Общий вид

Большой ракетный катер проекта 205У — Общий вид

История создания проекта

Модернизации проекта

Пр.205М: 1 единица Р-161 в 1968. ?/255 т, ПКР П-15М «Термит» вместо П-15У, РЛК «Гравий» (ПУС «Коралл», РЛС 4Ц53 «Гарпун», «Галс») вместо РЛС «Рангоут», снята СУ МР-104 «Рысь». РЛС «Галс» затем снята Пр.205мод: 19 единиц в 1971-76 Р-81, Р-84, Р-163, Р-178, Р-255 (6 единиц) на Приморском ССЗ и Р-87 в 1973, Р-185 в 1975, Р-189 в 1974, Р-196 в 1976 на Владивостокском ССЗ, Р-175. ПКР П-15М «Термит» вместо П-15У На некоторых установлены 1х4 ПУ МТУ-4 ЗРК «Стрела-3М»: Р-9 в 1979, Р-81 (Р-84 – 1х2 ПУ) На некоторых установлены 1х1 12,7 мм ДШКМ На некоторых (Р-6, Р-183) в 1981? установлены 2 ПУ РЭБ УБ-16-57УМП (выстрелы С-5П) На Р-10 установлена НРЛС «Дон» Пр.205А Пр.205К Пр.205МР Пр.205Э – 4х1 ПУ КТ-62К ПКР П-25 (4 ПКР), 50 уз, носовое подводное крыло Пр.205Ч — электрооборудование на токе с частотой 400 Гц Пр.205У: Владивостокский ССЗ – зав.№527, 528, 529 Р-84 — корпус из двухслойной стали КД-2 Опытовые катера: пр.205ЭКБ – ОК-1072 (Р-113) в 1971 для испытаний крыльевых систем и транцевых плит, вооружение демонтировано пр.205ЭКБИ – ОК-1072 (Р-113) в 1984-85. 46,5 уз, для испытания интерцептеров Рейдовые плавучие мастерские: ПМР-79 (Р-59) сняты носовые ПУ ПКР, АК-230, СУО, бортовые дизели

Распределение по флотам

БФ

: Р-6-8, 10, 11, 12, 22, 23 (затем КВФ), 24, 28, 33, 35, 36, 46, 58, 68, 78, 79, 81, 110, 129, 141, 147, 180, 183, 193, 221, Калининградский комсомолец
ЧФ
: ЧФ: Р-4 (затем КВФ), 18, 20, 25, 27, 30, 37, 43, 55, 59, 60, 73 (зав.№439), 73 (зав.№106), 80, 83, 84, 89 (затем БФ), 97, 113, 115, 118, 120 (затем БФ), 161, 166, 169, 173 (затем КВФ), 194, 218, 255, 268, 370, 496, 536, зав.№103, 104, 674, 676, 677, 678, 679, 683, 684, 685, 687, 688, 689, 690, 694, 695, 696, 697, 01112, 01113, 01122, 01125, 01126, 01127, 01128 , 01133
СФ
: Р-1, 9 (с 1983 БФ), 49, 65, 71, 77, 82, 104, 111 (затем БФ), 112, 146, 153, 163, 175 (затем БФ), 178
ТОФ
: Р-2, 3, 13, 14, 17, 29, 31, 32, 38-42, 51, 57, 69, 70, 72, 87, 92-96, 103, 106-108, 121-123, 137-140, 185, 189, 195, 196, Калининский комсомолец

Бортовые номера

Р-1: 206, 220 Р-2: 953 Р-4: 183(1985), 715(1985), 723(1985), 004(1987) Р-6: 804(1979) Р-7: 238 Р-9: 882(1990) Р-10: 269, 877(1989), 888(1990) Р-17: 941(05.1984), 932(05.1987), 907(1988) Р-18: 953(1984), 946(1986) Р-20: 132, 109(1977), 992(1986) Р-23: 704 Р-24: 820(Тамбовский комсомолец), 802?(1990) Р-32: 948(1984) Р-36: 651 Р-37: 121(1976) Р-49: 216, 226(1977), 706 Р-51: 168(1970), 129(1972) Р-55: 135(1969), 964(1982), 956(1983), 949(1986), 959(1989) Р-59: 956(1984), 960(1986), 963(1990) Р-67: 745(1961) Р-77: 870(1961) Р-80: 962(1980), 946(1986), 947(1990) Р-84: 108, 121, 106(1977), 976(1984), 961(1986), 959(1990) Р-87: 986(1985) Р-89: 957(1984), 954(1986) Р-92: 175 Р-93: 988(1982), 961(1984) Р-97: 962(1984), 958(1986), 110(1989) Р-112: 120 Р-113: 91 Р-106: 938(1983) Р-107: 110(1980), 122(1982), 976(1982), 950(1985) Р-111: 225 Р-120: 963(1986) Р-122: 968(1984) Р-141: 861(1978) Р-146: 778(1986) Р-147: 286, 844, 850, 857(1991) Р-161: 110(пр.205М), 111(пр.205М), 114(пр.205М), 968(1978), 965(1981), 962(1989), 958(1.05.1990) Р-163: 739(1986) Р-169: 968 Р-173: 749, 716(1989) Р-175: 280(Мичуринский комсомолец), 812(1983), 824(1987), 841(1987) Р-180: 297(1969), 270(1975), 164, 805(1978), 842(1981), 839(1992) Р-183: 822(1980), 826(1986), 809(1992) Р-189: 942 Р-193: 837(1992) Р-206: 932(1986) Р-370: 959(1984), 955(1986), 957(1990)

Списание

1982 – Р-2 (после пожара 5.01), Р-92 (после пожара 5.01) 1983 – Р-82 (23.03 потоплен практической ракетой с Р-9, поднят и сдан на слом) 1984 – Р-37 (ноябрь, в 1985 потоплен как мишень) 1985 – Р-121 1987 – Р-13 (1.01), Р-42, Р-55 (март), Р-93 (1.04), Р-122 (4.09), Р-123 (1.10) 1988 – Р-29 (1.01), Р-41 (1.01) 1989 – Р-96, Р-97 (учебное судно ДОСААФ в Севастополе), Р-166, Калининский комсомолец, Калининградский комсомолец 1990 – Р-3 (1.01), Р-6 (май), Р-8 (19.04), Р-12 (19.04), Р-14 (1.01), Р-22 (19.04), Р-31 (1.01), Р-32 (1.01), Р-39 (1.01, учебное судно Приморского краевого клуба подводного поиска «Восток», затонул в 1992?), Р-65 (апрель), Р-77 (апрель), Р-87 (19.04) 1991 – Р-4 (ноябрь), Р-11 (апрель), Р-21 (24.06), Р-24 (ноябрь), Р-28 (ноябрь), Р-35 (24.06), Р-36 (ноябрь), Р-43 (октябрь), Р-46 (ноябрь), Р-51 (май), Р-58 (июль), Р-60 (сентябрь), Р-69 (апрель), Р-71 (май), Р-79 (ноябрь), Р-83 (ноябрь), Р-94 (май), Р-106 (май), Р-108 (январь), Р-112 (ноябрь), Р-118 (март), Р-120 (ноябрь), Р-129 (декабрь), Р-161 (7.08), Р-196 (7.08, учебное судно клуба «Восток», слом в 1997) 1992 – Р-1 (ноябрь), Р-7 (19.03), Р-18 (март), Р-19 (ноябрь), Р-20 (апрель), Р-23 (19.03), Р-33 (декабрь), Р-38 (ноябрь), Р-40 (ноябрь), Р-49 (июль), Р-57 (ноябрь), Р-68 (июль), Р-70 (апрель), Р-72 (декабрь), Р-78 (ноябрь), Р-80 (март), Р-84 (19.03), Р-95, Р-103 (декабрь), Р-104 (октябрь), Р-107 (ноябрь), Р-110 (19.03), Р-111 (19.03), Р-115 (апрель), Р-140 (ноябрь), Р-141 (ноябрь), Р-153 (август), Р-163 (декабрь), Р-175 (19.03), Р-189 (декабрь), Р-192 (19.03), Р-221 (ноябрь) 1993 – Р-10 (30.06), Р-53 (30.06), Р-89 (30.06), Р-146 (30.06), Р-147 (30.06), Р-180 (30.06), Р-183 (30.06), Р-193 (30.06), Р-195 (30.06) 1994 – Р-9 (7.04), Р-199 (5.07), Р-206 (5.07), Р-210 (5.07), Р-212 (5.07) 1995 – Р-17 (28.05), Р-185 (декабрь) 1996 – Р-370 (30.07) 2007 – Р-59

Экспорт

Азербайджан

: 1 единица Патрульный катер БОХР PSKR-628 S-008 (3.07.1992 Р-173). Сняты ПУ ПКР. Переклассифицирован в сторожевой корабль G126. 2х2 30 мм АК-230 заменены на 1х2 23 мм ЗУ-23-2 и 1х2 14,5 мм 2М-5?

Алжир

: 3 единицы Пр.205: №267, с 1980 №641 7.10.1967 вст.1965, списан в 1989, №367, с 1980 №642 в 11.1967 вст.1965, списан в 2004, №167, с 1980 №643 в 11.1967 вст.1965 , 8 единиц пр.205ЭР, 1 единица пр.205У: №644-647 в 12.1976, №648 в 09.1978, №649 в 12.1978, №650 в 1979, №651 в 1979, №652, затем №974 7.12.1981.

Ангола

: 4 единицы пр.205ЭР, 2 единицы пр.205У: 4 де Феверейро затонул 2.06.1988, бортовые номера 55-57: 2 единицы 29.09.1982, 2 единицы 29.12.1982, 2 единицы 1.11.1983

Бангладеш

: 5 единиц Тип «Хуанфэнь»: Дардхарша Р8125 10.11.1988, Дарданта Р8126 10.11.1988, Дарнибар Р8127 10.11.1988, Дорданда Р8128 10.11.1988, Анирбан Р8129 в 06.1992. АУ типа 69. Р8127 в 2002? переоборудован в патрульный катер Салам Р712: сняты ПУ ПКР, 1х1 40? мм вместо АУ типа 69, 24 уз. На P8125, 8126, 8128, 8129 4х1 ПУ ПКР HY-1 замены на 2х2 ПУ ПУ ПКР C704, снята СУ МР-104 «Рысь»

Бенин

: 2 единицы Пр.205 в 1979

Болгария

: 6 единиц 3 единицы пр.205, 3 единицы пр.205У: РКА-20, с 28.12.1985 Смерч 113, с 2005 107 (до 30.04.1971 Р-30) списан 13.06.2008, РКА-21, с 28.12.1985 Грум 112, с 2005 106 (до 30.04.1971 Р-73 (зав.№439)), РКА-22, с 28.12.1985 Буря 103, с 2005 105 (до 30.04.1971 Р-176), РКА-23, с 1981 РКА-13, 28.12.1985 Ураган 102 (до 7.02.1977 Р-169), РКА-11, с 28.12.1985 Светкавица 101, с 1990 104, с 2005 103 (до 25.01.1982 Р-496?), РКА-12, с 28.12.1985 Тайфун 111, с 2005 104 (до 1984 Р-255) списан 13.06.2008

Вьетнам

: 4 единицы Пр.205ЭР, 4 единицы пр.205У: HQ-354 в 10.1979, HQ-355 в 10.1979, HQ-356 в 09.1980, HQ-357 в 09.1980, HQ-358 в 11.1980, HQ-359 в 11.1980, HQ-360 в 02.1981, HQ-361 в 02.1981. 1х4 ПУ МТУ-4 ЗРК

ГДР

: 15 единиц Пр.205 Макс Райхпич 702, затем 712, с 10.1964 711, с 1967 732, с 1971 S-31, затем S-711, с 1981 751 (с 1970 по 1981 учебный катер) Ленинград ССЗ №5? 20.11.1962 списан 1.10.1990, Альбин Кёбис 701, затем 711, с 10.1964 712, с 1971 S-33, затем S-32, затем S-712 (с 1970 учебный катер) Ленинград ССЗ №5? 26.11.1962 списан 22.09.1981, Рудольф Эгльхофер 713, с 1971 751 Ленинград ССЗ №5? 14.01.1964 списан 26.11.1981, Рихард Зорге 714, с 1971 S-32, затем S-33, затем S-713, с 1981 713 (с 1970 по 1981 учебный катер) 14.01.1964 списан 1.10.1990, Август Люттгенс 731, с 1971 732 Ленинград ССЗ №5? 24.09.1964 списан 1.10.1990, Пауль Айзеншнайдер 732, с 1967 752, с 1971 713 Рыбинский ССЗ 16.10.1964 списан 6.11.1981, Карл Мезеберг 733, с 1967 751, с 1971 733 Рыбинский ССЗ 24.10.1964 списан 1.10.1990, Вальтер Крёмер 734, затем 754, затем 734, с 1971 712 Рыбинский ССЗ 5.12.1964 списан 1.10.1990, Пауль Шульце 751, с 1967 711, с 1971 752 Рыбинский ССЗ 24.12.1964 списан 1.10.1990, Пауль Вичорек 752, с 1967 733, с 1971 754 Рыбинский ССЗ 24.09.1965 списан 1.10.1990 в 1995 передан Латвии на запчасти, Фриц Гаст 753, с 1971 714 Рыбинский ССЗ 29.11.1965 списан 1.10.1990, Альберт Гаст 754, затем 734, затем 754, с 1971 734 Рыбинский ССЗ 23.12.1965 списан 1.10.1990, Генрих Дорренбах 711 Рыбинский ССЗ 3.09.1971 списан 1.10.1990, Отто Тост 731 Рыбинский ССЗ 28.09.1971 списан 1.10.1990, 30.08.1994, Иозеф Шарес 753 Рыбинский ССЗ 6.10.1971 списан 1.10.1990 30.08.1994 передан Латвии на запчасти

Египет

: 17 единиц Пр.205: тип 20 (9 единиц Рыбинский ССЗ) №301, затем №631 в 1966 списан в 1990, №312, затем №633 в 1966, №323, затем №635 списан в 1990, №341, затем №637 списан в 1990, №356, затем №639 списан в 1990, №378, затем №641 в 1968 списан в 2003, №389, затем №643 в 1968, №390, затем №645 в 1968, №647 (до 05.2007 Югославия №304), №649 (до 05.2007 Югославия №305), №651 (до 01.2007 Югославия №306), №653 (до 01.2007 Югославия №307), №655 (до 05.2007 Югославия №308). На №301, 312, 323, 341 356, 378, 389, 390 установлены 4х1 ПУ ЗРК «Стрела». Патрульные катера №763, 765, 767, 769 (до 10.2006 Финляндия Туима, Туиску, Туули, Терску)

Индия

: 16 единиц 8 единиц пр.205 Вир К82 2.04.1971 – списан 31.12.1982, Вудут К83 16.02.1971 – списан 31.03.1991, Виджета К84 27.03.1971 – списан 30.06.1992, Винаш К85 20.01.1971 – списан 15.01.1990, Нинат К86 26.04.1971 – списан 29.02.1988, Нашак К87 19.03.1971 – списан 31.12.1990, Нирбик К88 20.02.1971 – списан 31.12.1986, Ниргат К89 29.01.1971 – списан 31.07.1989 (бывшие Р-536, зав.№684, 685, 690-694), 8 единиц пр.205ЭР Прачанд К90 17.02.1976 – списан 29.12.1999, Пралая К91 17.02.1976 – списан 8.06.2001, Прастап К92 17.02.1976 – списан 17.05.1996, Прабал К93 17.02.1976 – списан 29.12.1999, Чапал К94 4.11.1976 – списан 5.05.2005, как музей в Махораштре, Чамак К95 4.11.1976 – списан 5.05.2005, как музей в Кхадаквасле, Чатак К96 9.02.1977 – списан 5.05.2003, как музей в Кочи, Чарач К97 17.10.1977 – списан 17.05.1996

Ирак

: 13 единиц 4 единицы пр.205 (3 единицы Рыбинский ССЗ) Канун Атх-Тхани 6, Нисан 7, Хазирани 15, Тамуз 17 (2 единицы в 07.1972, 1 единица в 12.1972, 1 единица в 02.1983), 9 единиц пр.205ЭР Сад 18, Кхалид Ибн 19, Аль Валид 21, №22, 23: (2 единицы в 04.1974, 2 единицы в 11.1974, 2 единицы в 01.1975, 1 единица в 01.1976, 1 единица в 02.1977). Ранее б/н Р613 (пр.205)

Иран

: 1 единица Пр.205ЭР в 11.1991 (бывший Ирак)

Йемен

: 3 единицы Типа «Хуанфэнь»: №126-128 в 05.1995. Шанхай «Циннань», собраны в Аль-Катибе. 2*2 ПУ ПКР YJ-8, АУ типа 69

Китай

: 7 единиц Пр.205 в 1965-68, построены по лицензии тип «Хуанфэнь» пр.021 124 единицы в 1960-85 №201-220, 1113, 1115 1974 – списан в 2000, 1116 1974 – списан в 2000, 1117 1974 – списан в 2000, 1118 1974 – списан в 2000, 1119 1974 – списан в 2000, 1120 1974 – списан в 2000, 2304, 3101 1975 – с 2001 памятник в Циндао, 3102 1977 – списан в 2004, 3103 1977 – списан в 2004, 3104 1977 – списан в 2004, 3105 1977 – списан в 2004, 3106 1977 – списан в 2004, 3107 1977 – списан в 2004, 3108 1977 – списан в 2004, 3109 1977 – списан в 2004, 3110 1977 – списан в 2004, 3111 1977 – списан в 2004, 3112 1977 – списан в 2004, 3113 1979 – списан в 2009, 3114 1979 – списан в 2009, 3115 1979 – списан в 2005, 3116 1979 – списан в 2005, 3117 1981 – списан в 2005, 3118 1981 – списан в 2005, 3119 1981 – списан в 2005, 3120 1981 – списан в 2005, 3126 1982 – списан в 2004, 3127 1982 – списан в 2005, 3128 1982 – списан в 2003, 3129 1983 – списан в 2005, 3130 1983 – списан в 2009, 3131 1983 – списан в 2009, 3132 1980 – списан в 2004, 3133 1980 – списан в 2004, 3134 1980 – списан в 2004, 3135 1980 – списан в 2004, 3136 1980 – списан в 2004, 3137 1980 – списан в 2004, 3138 1980 – списан в 2004, 3139 1980 – списан в 2004, 3140 1980 – списан в 2004, 3141 1980 – списан в 2004, 3142 1980 – списан в 2004, 3143 1980 – списан в 2004, 3144 1980 – списан в 2004, 3145 1980 – списан в 2004, 5102, 6102 1985 – списан в 2006, 6106 1985 – списан в 2009, 6107 1986 – списан в 2009, 6119 1987 – списан 31.05.2011, 6120 1987 – списан 31.05.2011, 6121, 6122 1987 – списан 31.05.2011, 6123 1988 – списан в 2009, 6129 1984 – списан в 2004, 7100 1980 – списан в 2006, 7101 1980 – списан в 2006, 7102 1980 – списан в 2006, 7103 1980 – списан в 2006, 7104 1980 – списан в 2006, 7105 1980 – списан в 2006, 7106 1980 – списан в 2006, 7107 1980 – списан в 2006, 7108 1980 – списан в 2006, 7109 1980 – списан в 2006, 7110 1980 – списан в 2006, 7111 1980 – списан в 2006, 7112 1980 – списан в 2006, 7113 1980 – списан в 2006, 7114 1980 – списан в 2006, 7115 1980 – списан в 2006, 7116 1980 – списан в 2006, 7117 1980 – списан в 2006, 7118 1980 – списан в 2006, 7119 1982 – списан 31.05.2011, 7120 1983 – списан в 2007, 7121 1983 – списан в 2007, 7122 1983 – списан в 2007, 7123 1983 – списан в 2007, 7124 1983 – списан в 2007, 7125 1983 – списан в 2007, 7126 1983 – списан в 2007, 7127 1983 – списан в 2007, 7128 1983 – списан в 2007, 7129 1983 – списан в 2007, 7130 1983 – списан в 2007, 7131 1983 – списан в 2007, 7132 1983 – списан в 2007, 7133 1983 – списан в 2007, 9101. ПКР HY-1, заменяются на YJ-8. 2х2 30 мм АК-230 (тип 69) (№2304, 3101, 3115, 5102, 6107, 7119, 7130) или 2х2 25 мм 2М-3М (тип 61) (№3113, 3141, 6119-6121, 6123, 9101)

КНДР

: 16 единиц Пр.205 (4 единицы Рыбинский ССЗ): 12 единиц в 1968, 2 единицы в 1972 (зав.№103, 104), 2 единицы в 1983, 4 единицы типа «Хуанфэнь». №6107

Куба

: 26 единиц 6 единиц пр.205 (2 единицы из состава БФ, 3 единицы Рыбинский ССЗ) в 1972-85 (зав.№01122 в 1973) №250 в 01.1972 списан в 1981, №251 в 01.1972 списан в 1991, №252 в 1973 списан в 2010, №253 в 1973 списан в 1995, №254 в 1974 списан в 1995, №255 в 1974 списан в 1995, ранее №2535, 20 единиц пр.205ЭР №212 в 04.1979 списан в 1998, №225 в 10.1979, №256 в 1976 списан в 1998, №257 в 01.1977 списан в 1998, №258 в 03.1978 списан в 1998, №259 в 12.1978 списан в 1998, №260 в 12.1978 списан в 1998, №261 в 11.1981, №262 в 11.1981, №266, №267 в 01.1982, №268 в 01.1982, №271 в 02.1982, №274 в 02.1982. На №225, 262, 267, 271 добавлена 1х2 25 мм 2М-3М вместо СУ МР-104 «Рысь»

Латвия

: 3 единицы Пр.205: патрульные катера Зибенс Р-01 (до 10.07.1993 ГДР Альберт Гаст) списан в 2001, Р-02 (до 30.08.1993 ГДР Генрих Дорренбах) списан в 1995, использован на запчасти, Гауя Р-02 (до 1995 ГДР Фриц Гаст) списан в 2001, Р-03 (до 30.08.1993 ГДР Отто Тост) списан в 1995, использован на запчасти. Сняты ПКР, вместо кормовой АК-230 1х2 23 мм ZU-23-2М

Ливия

: 12 единиц Аль Катум 205, затем 511 в 10.1976, Аль Зувара 956, затем 513 в 1977, Аль Руха 207, затем 515 в 1977, Аль Байда 208, затем 517 в 1977, Аль Наба 209, затем 519 в 1977, Аль Сафра 952, затем 521 в 05.1980, Аль Фикар 210, затем 523 в 07.1978 списан в 2002, Аль Овак, затем Аль Матур 206, затем 525 в 1979, Аль Мувашах 527 в 1979, Аль Сакаб 954, затем 529 в 07.1980, Аль Битхар 531 в 1979 списан в 2006, Аль Садад 533 в 04.1980 списан в 2005

Пакистан

: 4 единицы Тип «Хуанфэнь» в 04.1984: Азмат 301, затем 1025, Дейшат 302, затем 1026, затем Садакат 1029, Химмат 303, затем 1027 – списан в 2016, Кювват 304, затем 1028 – списан 24.06.2005. Построены в Шанхае в 1984. АУ тип 61. Садакат 1029 передан Агенству морской безопасности 25.06.2005 – сняты ПКР

Польша

: 14 единиц Пр.205 (из состава БФ, 5 единиц Рыбинский ССЗ): Хель 421 4.01.1964 списан 31.12.1984, Гданьск 422 9.09.1964 списан 28.02.1989, Гдыня 423 7.09.1965 списан 1.03.1995, Колобжег 424 12.11.1965 списан 15.06.1993, Шецин 425 17.01.1966 списан в 1995, Эльблаг 426 14.09.1966 списан 1.03.1995, Пуцк 427 26.10.1967 списан 7.02.2003, Устка 428 25.09.1968 списан 2.10.2000, Оксывье 429 9.12.1971 списан 2.10.2000, Дарлово 430 20.01.1972 списан 7.02.2003, Свиноусьце 431 13.01.1973 списан 31.03.2006, Дзивнов 432 27.01.1975 списан 17.06.2004, Владиставово 433 13.11.1975 списан 31.03.2006, с 2012 экспонат Музея польского оружия в Колобжеге. Ранее №136, 162, 164. Установлены 4х1 ПУ «Фаста-4М» ЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР). 3 единицы переоборудованы в патрульные корабли: Гдыня 15.11.1989 №301, Шецин 30.06.1990 №302, Эльблаг 30.06.1990 №303. 18.06.1991 переданы Пограничной охране №SG301-303. Снято все вооружение, установлена 1х2 25 мм 2М-3М

Румыния

: 6 единиц 6 единиц пр.205 (4 единицы Рыбинский ССЗ): VTR70, затем VTR194, с 12.01.1992 Шоймул в 11.1963, списан 30.06.2004, VTR71, затем VTR195, с 12.01.1992 Вултурул 3.11.1964, VTR72, затем VTR196, с 12.01.1992 Улиул 31.12.1964, VTR73, затем VTR197, с 12.01.1992 Аквила 27.12.1964, VTR74, затем VTR198, с 12.01.1992 Эретеле 1.01.1965, списан 30.06.2004, VTR199, с 12.01.1992 Альбатросул в 1965, списан 30.06.2004

Северный Йемен

: 2 единицы Пр.205ЭР в 05.1982. Возвращены в 1985

Сирия

: 16 единиц 6 единиц пр.205: №21 (до 4.01.1973 зав.№678), №22 (до 10.01.1973 зав.№683) потоплен 6.10.1973 израильским ракетным катером Гараш у Латакии, №23 (до 7.10.1973 зав.№676), №24 (до 27.10.1973 зав.№677), №25 (до 4.11.1973 зав.№674) списан в 1997, №26 (до 11.11.1973 Р-268) списан в 1997, 5 единиц пр.205ЭР, 5 единиц пр.205У (Р-81 в 1982?, Р-178 в 1982?): №31 в 09.1978, №32 в 10.1978, №33 в 10.1979, №34 в 10.1979, №35 в 11.1979, №36 в 11.1979, №37 в 08.1982, №38 в 09.1982, №39 в 05.1984, №40 в 05.1984

Сомали

: 2 единицы Пр.205ЭР тип 21 в 12.1975: №125

Финляндия

: 4 единицы Пр.205ЭР Туима 11, Туиску 12, Туули 14, Терску 15 в 1974-75. Переоборудованы в минные заградители (11 в 1993, 12 в 1996, 13 в 1994, 14 в 1996): сняты ПКР, 30 мин

Хорватия

: 1 единица Пр.205: пр.205: ракетный корабль Дубровник 41 (до 20.09.1991 Югославия Живорад Йованович-Жикица Шпанац) – переоборудован в 1995 в патрульный корабль-минный заградитель, списан в 2000

Эритрея

: 2 единицы Пр.205ЭР в 1996: Р161 (до 1996 Эфиопия FMB161), FMB163 использован на запчасти

Эфиопия

: 4 единицы Пр.205ЭР, 1 единица пр.205У: FMB160 в 01.1978, затоплен в 05.1991 в Асэбе, FMB161 в 09.1980, FMB162 13.01.1981, затоплен в 05.1991 в Асэбе, FMB163 в 1982

Югославия

: 10 единиц Пр.205 (Рыбинский ССЗ): Велимир Шкорпик 301 в 1965 списан в 1991, Владо Багат 302 в 1966 списан в 1994, Карло Ройц 303 в 1967 списан в 1994, Ёсип Мажар-Шоша 304 в 1968, Стьепан Филипович-Сево 305 в 1968, Никола Мартинович 306 в 1968, Петар Драпшин 307 в 1968, Мирче Ацев 308 в 1969, Франц Розман-Стане 309 в 1969 списан в 1994, Живорад Йованович-Жикица Шпанац 310 в 1969

Южный Йемен

: 8 единиц 3 единицы пр.205У, 5 единиц пр.205ЭР №116-120, №121 (пр.205ЭР), №122, №123: 1 единица в 01.1979, 1 единица в 2.04.1979, 2 единицы в 01.1980, 1 единица в 12.1980, 1 единица в 01.1982, 1 единица 24.02.1983, 1 единица 09.1983. Затем в составе флота объединенного Йемен

Переданы: Р-25, Р-27 в 1974, Р-153 в 1973, зав.№527, зав.№530, зав.№679 в 1968

«объект 092» — Р-73 (зав.№106) в 1972

«объект 095» — зав.№696 в 1972, зав.№01112 в 1973, зав.№01113 в 1973, зав.№01127 в 1973

«объект Ю-100» — Р-60 в 1965, зав.№687-689 в 1969

Тактико-технические данные

  • Смещение: стандарт: 172 т
  • полная: 210 т
  • максимальная: 220 т
  • Длина: 38,6 м
  • Ширина: 7,6 м
  • Осадка: 2.7 m
  • Высота: 9 м
  • Водить машину:
      вид: три дизельные двигатели M503A2 или M503A3, по 2940 кВт каждый
  • пропеллеры: три пропеллеры
  • Скорость:
      маршевый: 15 дюймов
  • максимум: 37 дюймов
  • Прием:
      800 мм при скорости 25 узлов
  • 400 мм при скорости 34 узла
  • Автономность: 5 суток
  • Экипаж: 30 человек
  • Отрывок, характеризующий Ракетные катера проекта 205

    – Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти. – Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея. Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому. – Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.] Ипполит, фыркнув, засмеялся. – Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.] Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил: – Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s’y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.] Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины. – Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки. Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой. – Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием… Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами. – Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания. Пьер сел на диван, поджав под себя ноги. – Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится. – Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет. Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб. – Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере. – Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?… – Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо… Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей. – Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он. – Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер. Князь Андрей усмехнулся. – Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет… – Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер. – Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне! В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло. – Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер. – Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине. Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое. – Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c’est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d’honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?

    Истоки [ править ]

    В то время как предыдущие модели класса Komar были дешевыми и эффективными лодками (и первыми потопили военный корабль управляемыми ракетами, уничтожив Эйлат

    ВМС Израиля ), их выносливость, мореходность и обитаемость были в лучшем случае скромными, а ракетный блок был уязвим для повреждений. от волн. Среди других их слабых мест — деревянный корпус, РЛС без блока управления огнем и неадекватное оборонительное вооружение, состоящее из двух 25-мм орудий с ручным управлением с простым оптическим прицелом в одной башне.

    Наступательное вооружение Комаров представляло собой пару ракет P-15 Termit (НАТО: SS-N-2 «Styx»), и их было недостаточно для удержания более современных Р-15М большей дальности. Датчики были недостаточно эффективны, чтобы использовать максимальную дальность полета ракет, а экипаж из 17 человек был недостаточно большим, чтобы эффективно использовать все системы.

    Было сочтено, что для устранения всех этих недостатков нужны лодки большего размера, чтобы установить необходимое оборудование и предоставить больше места для более крупного экипажа.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]