Служба негров в ВМС США во время Второй мировой войны


Судостроение ВМФ США перед Второй мировой войной

Настоящая статья посвящена исследованию судостроительных программ ВМФ США, которые внесли изменения в состав флота. В свою очередь изучена доктрина Атлантического флота, заключающаяся в эскортировании трансатлантических конвоев.

В ноябре 1921 г. под председательством государственного секретаря США Чарльза Иванса Юза была созвана конференция по ограничению военно-морских вооружений. В соответствии с решением этой конференции США должны были сдать на слом шесть линейных крейсеров и семь линкоров, находившихся в постройке, и два линкора, спущенных на воду. Таким образом, пятнадцать новых линейных кораблей подлежали сдачи на слом. Было оставлено три линкора (типа «Колорадо» водоизмещением 33,6 тыс. т) и восемь тяжелых крейсеров. Общий тоннаж новых кораблей по окончании постройки составил бы 618 тыс. т. Численность личного состава была установлена в 7,9 тыс. офицеров и 100 тыс. матросов. [1, p. 36]

21 января 1930 г. в Лондоне открылась созванная по инициативе США конференция пяти морских держав: США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, ее главным итогом стало подтверждение договоренности с Великобританией о равенстве военно-морских флотов. Принцип паритета линейных флотов Англии и США был распространен и на другие классы боевых кораблей. Соотношение флотов США и Японии устанавливалось: для линейных кораблей, авианосцев и тяжелых крейсеров—10:6; для легких крейсеров, вспомогательных и более мелких судов — 10: 7, а для подводных лодок — равенство.

В 1933 г. была утверждена новая судостроительная программа, предусматривавшая строительство эскадренных миноносцев, крейсеров и авианосцев. Были сконструированы и впоследствии построены восемь легких крейсеров типа «Атланта». Проекты нескольких различных типов вспомогательных судов, включая новые эскадренные тральщики, были переданы на судостроительные верфи, которые приступили к их закладке. Также в это время были разработаны линкоры типа «Северная Каролина». Личный состав по сравнению с 1921 г. был увеличен на 10 тыс. чел. [2, p. 44]

В июне 1938 г. Великобритания, Франция и США подписали протокол, согласно которому максимальное водоизмещение линкоров было увеличено с 35 000 тонн до 45 000 тонн. Таким образом, появилась возможность строительства линкоров и авианосцев нового типа.

В конце 1939 г. правительство США приступило к обсуждению законопроекта об увеличении тоннажа кораблей ВМФ приблизительно на 25 % по сравнению с общим тоннажем, утвержденным законом от 17 мая 1938 г. Законопроект был утвержден 14 июня 1940 г. [3, p. 4]

Спустя месяц президент Рузвельт подписал закон о «флоте двух океанов», предусматривавший строительство флота общим водоизмещением 1 325 тыс. т, приобретение или переоборудование вспомогательных судов общим водоизмещением в 100 тыс. т и выделение ассигнований в сумме 50 млн. долларов на строительство патрульных и эскортных кораблей, а также различных малых кораблей других классов. [4, с. 25]

Основные силы ВМФ США в течение более чем десяти лет преимущественно находились на Тихом океане. [1, p. 36] Однако в январе 1939 г. началось частичное перемещение морских сил на Атлантический океан, в результате чего была создана Атлантическая эскадра. В сентябре 1939 г. эскадра насчитывала в своем составе четыре линкора старой конструкции («Нью-Йорк», «Техас», «Арканзас», «Вайоминг») под командованием контр-адмирала Альфреда Джонсона; соединение тяжелых крейсеров («Сан-Франциско», «Тускалуза», «Куинси», «Виннсенес»), которым командовал контр-адмирал Пикенс; соединение эскадренных миноносцев в составе 10 кораблей под командованием капитана Гринмана и авианосец «Рэйнджер», на котором базировались также и самолеты с авианосца «Уосп». [4, с. 31]

Эта эскадра стала ядром Атлантического флота США, командующим которого 1 февраля 1941 г. был назначен адмирал Эрнест Кинг. Позднее Эрнест Кинг возглавил командование противолодочных сил в Атлантике — так называемый 10-й флот. [5, с. 452]

К моменту начала войны в европейских водах находилось соединение военно-морского флота США (эскадра «40-Т»), организованное в сентябре 1936 г. для эвакуации американцев из Испании в период гражданской войны. На 1 сентября 1939 г. в состав этой эскадры (командир контр-адмирал Чарльз Кортней) входили: легкий крейсер «Трентон», эскадренные миноносцы «Бэджер» и «Якоб Джонс», а также одно вспомогательное судно. 22 октября 1940 г. это соединение было расформировано в связи с нехваткой кораблей для патрулирования нейтральной зоны США.

Первым следствием войны в Европе для военно-морского флота США явился приказ президента Рузвельта от 5 сентября 1939 г. об установлении нейтральной зоны вокруг американского континента и об организации патрульной службы в этой зоне.

В сентябре 1939 г. был созван Панамский конгресс с целью определения стратегии ведения войны американскими республиками. 2 октября 1939 г. был опубликован акт конгресса, в котором указывалось, что единая политика всех американских республик заключается в том, чтобы не допускать распространения войны на западное полушарие. Но так как ни одна из этих республик, за исключением США, не располагала достаточным количеством боевых кораблей, то задача охраны территориальных вод американских республик была возложена на военно-морской флот США. [6, p. 410]

В октябре с участием кораблей береговой охраны США была установлена постоянная зона патрулирования, ограниченная линией, идущей приблизительно на расстоянии 200 миль от побережья через Багамские и Антильские острова до Тринидада. [6, p. 413]

В январе 1940 г. ударная группа под командованием контр-адмирала Пикенса, базировавшаяся в Норфолке, начала охранять район, заключенный в треугольнике Норфолк — о. Бермуда — Сент Томас.

В течение лета 1940 г. президент Рузвельт провел еще ряд мероприятий. Важнейшими из них были: передача старых эскадренных миноносцев Англии взамен на получение морских баз и организация переговоров между штабами США и Англии. [4, с. 30] Англия передала США на 99 лет суверенные права на морские, военные и авиационные базы на Багамских островах, на о. Ямайка, Антигуа, Сент-Люсия, Тринидад и в Британской Гвиане в обмен на 50 старых американских эскадренных миноносцев, построенных во время Первой мировой войны или вскоре после нее. Это позволило решить проблему нехватки военно-морских баз для Соединенных Штатов, что в свою очередь позволило ВМФ США улучшить обеспечение безопасности прохождения конвоев.

В августе 1940 г. президент Рузвельт имел встречу с премьер-министром Канады Маккензи Кингом. Их сопровождали военные и военно-морские советники для того, чтобы всесторонне обсудить все вопросы и установить долю участия каждого из государств в обороне западного полушария. В результате этих переговоров был подписан американо-канадский пакт о совместной обороне западного полушария, предоставлявший военно-морскому флоту США возможность использования баз в приморских провинциях Канады. [2, p. 48]

29 января 1941 г. в Вашингтоне были начаты секретные переговоры между представителями американских и английских штабов. В переговорах участвовали представители командующего морскими операциями и командующим генерального штаба США с одной стороны и представители английских штабов — с другой. Представителями ВМФ США являлись контр-адмирал Гормлей, контр-адмирал Ричмонд Тернер, капитан А. Дж. Кирк, капитан Девитт Рамсей и подполковник О. Т. Пфейфер (от корпуса морской пехоты США). Представители генерального штаба армии: генерал-майор С. Д. Эмбик, бригадные генералы Шерман Майлз и Л. Т. Джероу и полковник Дж. Т. Макнарней. [7, p. 58] Представители английских вооруженных сил: контр-адмирал Р. М. Беллэрс, контр-адмирал В. X. Данквертс, генерал-майор Э. Л. Моррис, вице-маршал авиации Дж. С. Слессор и капитан Кларк. [4, с. 30–31]

Задачи этих совещаний сводились к следующему:

а) выработка наиболее эффективных мер, которые должны были быть предприняты США и Англией для поражения Германии и ее сателлитов, если США будут вынуждены вступить в войну;

б) координирование планов использования американских и английских вооруженных сил в случае вступления США в войну;

в) разработка соглашений в отношении основной линии военной стратегии, ответственности и степеней командования, если США вступят в войну. [4, с. 38]

Совещания проходили ежедневно или в порядке пленарных сессий с 29 января по 27 марта 1941 г. [2, p. 49] Результатом явилось заключение соглашения, известного как «АВС-1», в котором были отражены основные принципы англо-американского сотрудничества во время войны. Оно, во-первых, предусматривало сотрудничество военно-морских флотов в Атлантике на основе действия закона о ленд-лизе и проведения политики, направленной на сохранение Японией нейтралитета на Тихом океане. Во-вторых, оно предусматривало всестороннее военное сотрудничество, если США в результате агрессивных действий держав Оси будут втянуты в войну.

Одновременно с этим в Вашингтоне было заключено соглашение с Канадой «АВС-2» о совместной обороне Канады и США. Оно было включено в соглашение «АВС-1». Характерной чертой данных договоров было утверждение основной стратегической концепции Второй мировой войны, заключавшаяся в решении разбить в первую очередь Гитлера. [8, p. 5] Главная задача военно-морских сил США должна была заключаться в охране конвоев и морских коммуникаций на Атлантическом океане, в то время как английский военно-морской флот должен был обеспечивать охрану судоходства на Средиземном море. Кроме обороны военных и морских баз, морская авиация США должна была участвовать в наступательных операциях совместно с английскими ВВС. Каждая английская база предоставлялась в распоряжение авиации и военно-морских сил США и наоборот. Таким образом, масштабы участия США во Второй мировой войне были определены в общих чертах в Вашингтоне к 27 марта 1941 г. Однако большая часть этого соглашения, достигнутого между штабами Англии и США, должна была вступить в силу лишь тогда, когда США примут участие в войне в качестве воюющей державы. В отношении времени и условий, при которых США должны были вступить в войну, никакого соглашения заключено не было.

Атлантический флот США должен был принять на себя главную ответственность по охране трансатлантических конвоев торговых судов, как только он будет в состоянии справиться с этой задачей. Принятие на себя новых функций по эскортированию конвоев вынудило ВМФ США изменить основную стратегию ведению войны на море и систему управления военно-морских соединений в Атлантике. Приблизительно с 1 марта 1941 в Норфолке и Нью-Лондоне была начата активная подготовка кораблей для ведения противолодочной войны. Было принято решение создать мобильные соединения, состоящие примерно из 25–30 эскадренных миноносцев и 4 эскадрилий (по 12 самолетов типа «Каталина» в каждой), а также значительного количества тральщиков и эскортных авианосцев. В дальнейшем такие соединения хорошо зарекомендуют себя в противолодочной борьбе.

В июне 1941 план эскортирования конвоев торговых судов силами поддержки на всем протяжении пути из США в Англию был отменен и заменен другим планом, который предусматривал рассредоточение кораблей сил поддержки на пути следования конвоев в районе Исландии и Северной Атлантики. Этот вариант, одобренный и Адмиралтейством и морским министерством США, был более приемлемым с точки зрения экономии в административных расходах и в оперативном управлении. [9, p. 8–9]

Таким образом, можно заключить, что в США в период с 1921 по 1941 г. была проведена серьезная работа по увеличению военно-морского флота, которая была направлена на обеспечение безопасности США в назревавшей новой войне. В дальнейшем, эти судостроительные программы помогли правительству Соединенных Штатов успешно проводить морские операции.

Литература:

1. Henry J. R. The Truth about the Navy// The Outlook. November 25, 1931. P. 35–37

2. Our New Army// Cooler’s Weekly. September 13, 1941. P. 40–51

3. Wright J. The Rebirth of the United States Navy// The Literary Digest. July 15, 1933. P. 3–4

4. Морисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне. Флот двух океанов. Екатеринбург. 1998. 254 с.

5. Залесский К. А. Кто есть кто во Второй мировой войне. СССР и союзники. М.: 2010. 780 с.

6. Furer J. A. Administration of the Navy Department in World War II. Washington. 1959. 1087 p.

7. Hosh W. L. World War II: People, Politics and Power. N.Y. 2000. 261 p.

8. General Marshall Reports// Yank Magazine. October 1, 1943. P. 4–5

9. Albion R. G. The American Navy in War and Peace//The Saturday Review. November 13, 1943. P. 7–14.

ВМС США 240 лет. История и современность

13 октября 2015 года в США отпраздновали 240-летие своих Военно-морских сил. За исторический срок своего существования ВМС США прошли путь от трех вооруженных парусных коммерческих судов до самого мощного флота мира. В настоящее время США фактически демонстрируют формулу военно-морского могущества главной морской державы мира ХIХ века — Великобритании: флот США более, чем в два раза сильнее двух следующих в мире военно-морских флотов — Российской Федерации и Китая. Тоннаж ВМС США составляет 3,1 млн тонн, а флотов РФ и КНР — 1,2 млн тонн.

Создание флота США в момент его основания в обстановке революционной войны вызвало напряженные споры. Многие члены Конгресса были против формирования «континентального морского флота». Это отвлекло бы от военных усилий на суше. Делегаты южных штатов вообще считали идею чересчур радикальной и не видели пользы от военного флота для охраны торгового мореплавания и портов. Настолько флот Великобритании господствовал уже тогда в Атлантическом океане. Наиболее ярым сторонником создания флота был бостонец Джон Адамс — будущий первый вице-президент США и второй американский президент после Джорджа Вашингтона. В Конгрессе Адамса безоговорочно поддержали представители лишь самого малого штата — Род-Айленда. Пока в Конгрессе шли дебаты по флоту, командующий повстанческой армии генерал Джордж Вашингтон явочным порядком определил военные функции для трех коммерческих кораблей и известил об этом Конгресс. Письмо Вашингтона пришло в Конгресс 13 октября 1775 года. Эта дата и считается днем основания ВМС США.

При своем основании военно-морской флот США получил чисто крейсерские задачи. Ему не ставилась цель победить британцев на море. Фрегаты США должны были мешать морским линиям снабжения британских экспедиционных сил и поднимать дух противостоящей им американской армии. И только.

В 1794 году Конгресс США принял закон о военно-морском флоте (Naval Act), по которому предусматривалась постройка шести фрегатов. Первую половину ХIХ века ВМС США ограничивались в основном защитой своего торгового мореплавания. При этом первые свои крупные военные операции ВМС США провели вдали от берегов Америки в Средиземном море в ходе Первой Берберийской войны (1801—1805) против пиратов т. н. «Варварского берега» — Алжира, Туниса и Триполитании.

Толчок техническому и оперативному развитию ВМС США дала Гражданская война между Севером и Югом 1861—1865 годов. Символическим предвозвестником военно-морского могущества США стали первый бой броненосцев «Мерримака» и «Монитора» на рейде Хемптон-Роудс в марте 1862 года и крейсерский рейд шлюпа «Алабама» (1862—1864). Самые современные боевые суда индустриальной эпохи и морские тактики прошли первую практическую апробацию именно у американцев.

С начала 1890-х годов ВМС США от задач по защите торгового судоходства перешли к выполнению задач по установлению гегемонии США в западном полушарии — это «политика канонерок» в Латинской Америке и следствие разгрома испанского флота ВМС США в ходе испано-американской войны 1898 года. Политика канонерок предвосхитила современные «полицейские» операции ВМС США. По итогам Испанской войны ВМС США гарантировали гегемонию в Карибском море, аннексию Гавайев в центре Тихого океана и закрепление ВМС США на азиатском рубеже Тихого океана на Филиппинах. Ввод в строй в 1914 году стратегического для США Панамского канала обеспечил оперативную связанность Тихоокеанского и Атлантического флотов США. На пороге нового столетия американские специалисты по стратегическому планированию уже активно занимались выработкой доктрин военно-морского господства на двух океанах планеты — Атлантическом и Тихом.

После Первой мировой войны без прямого участия в ее военных действиях на море ВМС США по военно-морской мощи сравнялись с ВМФ Великобритании, до этого два столетия господствовавшего на морях и океанах. Вашингтонское морское соглашение 1922 года установило путем ограничений равенство военно-морских флотов США и Великобритании. Это была решающая заявка США на военно-морскую мировую гегемонию. В ходе Второй мировой войны ВМС США на Тихом океане добились разгрома ВМФ Японии, а на Атлантическом за счет своих эскортных судов и авиации гарантировали коммуникации с Великобританией и Европейским театром военных действий. ВМС США вместе с Королевским флотом Великобритании провели серию крупнейших в истории десантных операций в Северной Африке (1942 год), на Сицилии и Италии (1943 год), в Нормандии и на юге Франции (1944 год).

Первая и Вторая мировые войны продемонстрировали возможности ВМС США по массированной переброске американских вооруженных сил на другой континент. Это были трансокеанические военные экспедиции беспрецедентные в истории по своим размерам и масштабам.

После Второй мировой войны ВМС США во время холодной войны приобрели глобальные функции и стали первым по могуществу флотом на планете. Именно, благодаря господству на морях, масштабы и влияние США как мировой державы уникальны. США не только контролируют посредством своих ВМС стратегически значимые мировые океаны и моря, но и создали посредством своего Корпуса морской пехоты (КМП) убедительные военные возможности для берегового контроля силами морского десанта, что позволяет им осуществлять свою власть на суше на другом континенте с большими политическими возможностями.

В конечном итоге, именно ВМС США в подтверждение концепции «морской силы» стали главным инструментом геополитического господства США на планете, а Корпус морской пехоты превратился в авангард трансокеанических экспедиционных сил — один из практических инструментов выполнения США функции мирового жандарма. Именно ВМС США в первую очередь обеспечивают связанность между базами ВС США в различных районах планеты. Военно-морское могущество США является решающим условием для глобального перемещения ВС США. В конечном итоге, в военной области США, благодаря своим ВМС, располагают не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания сухопутных военных операций.

Американское глобальное военно-морское присутствие требует сохранения боеспособности трех морских видов ВС США, необходимой для сдерживания потенциальных противников и для борьбы и победы, если это потребуется.

Глобальное военно-морское присутствие США имеет важное значение для укрепления военно-политических альянсов и партнерств, обеспечивает безопасность для контролируемой США экономической системы, основанной на глобальном потоке товаров, защите доступа США к мировым природным ресурсам. Военно-морская мощь США поддерживается в эпоху, когда всемирная морская торговля расширяется, население увеличивается, а конкуренция в области доступа к энергетическим и природным ресурсам планеты только растет.

Океаны являются источником силы для США и их союзников. Около 70% населения планеты живет в пределах прибрежного района, т. е. в 100 километровой зоне от береговой линии моря. Это население можно контролировать посредством ВМС. 90% мирового торгового оборота осуществляется посредством морских перевозок. Существует прогноз, что морская торговля удвоится в течение следующих 15 лет. Кроме того, большинство видов морской деятельности — торговое судоходство, рыболовство и шельфовая добыча нефти и газа идет в пределах двухсотмильной зоны у морского берега. Контроль США на морях и океанах является гарантией контроля за глобальной экономикой и торговлей.

Военно-морская мощь остается важнейшей основой национального могущества, процветания и международного престижа Соединенных Штатов Америки. В Конституции США отдельным пунктом содержится требование к Конгрессу — «поддерживать военно-морской флот». Современные ВМС США, образно говоря, это военно-морской флот, над которым никогда не заходит солнце.

Морские силы США исторически организованы, обучены и оснащены для выполнения четырех основных задач: сдерживания, контроля моря, проецирования силы и морской безопасности. Военно-морское проецирование силы ВМС США включает в себя обычные удары по целям на берегу, интегрированные кинетические и некинетические удары по вражеским силам, операции передовых сил, рейды, все формы десантных операций. Ударные силы ВМС во главе с авианосцами, надводными кораблями и другими судами, а также подводными лодками обеспечивают при морском базировании ударные возможности с больших расстояний по противнику. Морская составляющая стратегической триады осуществляет глобальное стратегическое сдерживание. Проекция силы означает способности ВМС США обеспечивать возможности для стратегических морских перевозок и материально-технического обеспечения ВС США в любой точке мира.

Глобальную проекцию военно-морской силы США конкретно осуществляют силы передового базирования ВМС. Это примерно треть и самая лучшая из существующего корабельного состава ВМС США. Корабли и соединения передового базирования используются как средство для маневра силами в океанах, для обеспечения доступа к зарубежным регионам в любой точке мирового океана, для защиты ключевых интересов США в этих районах, а также для предотвращения использования мирового океана противниками США против них.

В ближайшей перспективе планируется к 2022 году 60% кораблей и авиации сил передового базирования ВМС США держать в единой акватории Тихого и Индийского океанов. Здесь американские ВМС передового базирования осуществляют совместную деятельность с союзниками и партнерами США. Это дополнительно усиливает и без того мощный потенциал военно-морских сил США. Отношения с союзниками и партнерами удешевляют для США содержание их сил передового базирования.

В Индо-Азиатско-Тихоокеанском океаническом районе союзниками США являются: Австралия, Япония, Новая Зеландия, Филиппины, Южная Корея и Таиланд. Партнерами — Бангладеш, Бруней, Индия, Индонезия, Малайзия, Микронезия, Пакистан, Сингапур и Вьетнам.

Основным противником США в этом районе является Китай. США стремятся сдержать военно-морскую экспансию КНР в Индийском и Тихом океанах.

Критическими точками для международной морской торговли в Индо-Азиатско-Тихоокеанском океаническом бассейне остаются Ормузский и Малаккский проливы, а также Панамский и Суэцкий каналы. Соединенные Штаты намерены и дальше осуществлять военно-морской контроль за этими стратегическими точками региона. Критическая зависимость мировой экономики от бесперебойного снабжения нефтью и газом с Ближнего Востока и Центральной Азии заставляет США держать на Ближнем Востоке крупную группировку передового базирования американских ВМС.

Что касается проекции военно-морской мощи США на Европу, то она осуществляется посредством Организации Североатлантического договора (НАТО). Здесь ВМС США активно участвуют в миссиях НАТО. Особое значение для США имеет военно-морское сотрудничество в Европе с Великобританией и Францией. Военно-морские силы союзников США по НАТО, действующие в Европе, идеально подходят для проведения совместных операций на основе быстрого, гибкого морского реагирования в Европе, Африке, Леванте и Юго-Западной Азии.

Районом приоритетных интересов США в современную эпоху становится Арктика. Обеспечение деятельности в Арктическом регионе требует от США широкого спектра союзнических и партнерских отношений. Новые задачи потребуют от ВМС США дальнейшего развития способности действовать в Арктике, в том числе, в ледовых условиях. В США поставлена задача обеспечения ВМС современными ледоколами.

Что касается поддержания морской мощи, то современная военно-морская стратегия США требует поддержания своих военно-морских сил на уровне способности победить одного регионального противника в большой многоэтапной кампании. Для этих целей ВМС США собираются поддерживать флот из более чем 300 судов, в том числе, 11 авианосцев, 14 ПЛАРБ и 33 десантных судов. Это главные ударные силы флота.

К 2022 году число основных боевых единиц ВМС США в передовом базировании будет увеличено на 20% с нынешних 97 кораблей и подводных лодок до 120 единиц. Среди новых кораблей в передовом базировании следует особо отметить введение в строй в ближайшие годы четырех кораблей — фрегатов ПРО системы Aegis с размещением их на базе в Испании. Очевидно, что главное предназначение этих кораблей станет нейтрализация в случае военного конфликта РВСН ВС Российской Федерации.

14 ПЛАРБ типа «Огайо» с высокоточными БРПЛ Trident II (D5) на борту по-прежнему остаются военно-морской составляющей американской стратегической триады в системе стратегического сдерживания США. Высокая дальность стрельбы ракетами «Трайдент» позволила ВМС США отказаться от размещения ПЛАРБ «Огайо» в передовом базировании. Американцы начали работы по замене с 2022 года серии «Огайо» на 12 ПЛАРБ нового поколения. Первая лодка нового проекта будет стоить $ 9 млрд, последующие в серии — $ 5 млрд.

В 2015 году ВМС США получили новую многоцелевую АПЛ класса «Вирджиния» SSN-785 «Джон Уорнер». Она будет базироваться на острове Гуам в Тихом океане.

Костяком ВМС США остаются авианосные ударные группы. Их назначение — проецирование ударной военной силы в глобальном масштабе. Для примера можно сравнить нынешние операции РФ и США на Ближнем Востоке в Сирии и Ираке. России для ее осуществления пришлось оборудовать в Сирии специальную авиационную базу. США просто развернули у места событий авианосную группу 5-го Флота с авианосцем «Теодор Рузвельт». Удары по ИГ наносит базирующаяся на авианосце Двенадцатая ударная авиагруппа. Удары крылатыми ракетами по целям в Сирии и Ираке наносит состоящий при авианосце ракетный крейсер «Нормандия». Безопасность авиагруппы обеспечивают эсминцы УРО «Уинстон Черчилль», «Фаррагут» и «Форрест Шерман». При господстве на море ВМС США снабжение авиагруппы всем необходимым не составляет проблем.

В следующем году в США планируется ввести в строй одну новую авиагруппу с новейшим построенным авианосцем «Джеральд Форд». Постройка этого авианосца обошлась США в $ 12,8 млрд. К этой сумме следует приплюсовать стоимость пяти надводных кораблей поддержки и одной подводной лодки. Всего на «Джеральде Форде» и кораблях сопровождения будет служить 6700 моряков. Один день использования авиагруппы «Джеральд Форд» будет обходиться американским налогоплательщикам в $ 2,5 млн.

Свою 240-ю годовщину ВМС США встретили завершением летных испытаний на авианосце «Дуайт Эйзенхауэр», истребителя-бомбардировщика пятого поколения в варианте морского базирования F-35C Локхид. Это универсальный многофункциональный самолет. Летные испытания проходили примерно в 100 милях от побережья Норфолка, штат Вирджиния, при боковом ветре около 40 узлов и в ночные полеты. F-35C в ближайшем будущем станет основным унифицированным многоцелевым самолетом авианосного базирования США. Программа испытаний F-35C завершена сейчас на 80% и окончательно будет выполнена следующим летом. ВМС США первую боеготовую эскадрилью из F-35C получат в конце 2022 года.

Для повышения обычных вариантов сдерживания с моря ВМС США собираются работать над авианосцами нового поколения, надводными кораблями, подводными лодками и самолетами, способными наносить точные удары на большие расстояния, а также повышать доступ своих будущих экспедиционных сил.

Американской военно-морской гегемонии в настоящее время бросает вызов неконтролируемое США распространение в мире передовых военных технологий. Обладание потенциальным противником ими позволяет угрожать в широком диапазоне военно-морским и военно-воздушным силам США, усложняя им доступ к некоторым морским регионам, препятствует свободному маневрированию в этих регионах и доступу к берегу. Опасность для ВМС США представляют баллистические и крылатые ракеты большой дальности, интегрированные системы ориентации, подводные лодки передового развертывания, «умные» мины, передовые интегрированные системы ПВО, истребители пятого поколения с улучшенным вооружением, боевые морские роботы, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), кибер и космические потенциалы. Критики военно-морского строительства в США указывают на то, что на сумму, потраченную на создание новейшего авианосца «Джеральд Форд», можно изготовить 1200 самых современных противокорабельных ракет с большим радиусом действия. Поражение авианосца одной такой ракетой может надолго вывести его из строя. Таким образом, ответ военно-морской мощи США вполне возможен. Давно подмечено, что современное состояние флота отвечает требованиям прошлых войн. Будущее бросает вызов ВМС США. Поэтому опасные во время военных действий современные военные технологии внушают беспокойство американским военно-морским стратегам и в мирное время.

Можно сделать вывод. Противостояние с американскими ВМС на море не требуют симметричного ответа. Чтобы победить американцев на море, а это основа их глобального военного могущества, вовсе не обязательно строить два десятка ударных авианосцев и несколько десятков АПЛ. Интегрированная военно-космическая, воздушная и подводная группировка, обладающая потенциалом не только кинетического, но и кибер- и электромагнитного удара по американской военно-морской группе не оставит ни малейшего шанса на существование надводных кораблей противника. Средства будущей морской войны уйдут так высоко в небо, насколько позволит космос, и так глубоко в морские глубины, насколько позволит давление морских вод. Будущее за морской и воздушной робототехникой, «умными» крылатыми ракетами, торпедами и минами, за способностью подавлять противника в электромагнитной сфере и киберпространстве. Будущее за дешевыми кораблями с контейнерными носителями. Однако сама по себе подобная перспектива вовсе не отменяет военно-морского флота в составе ВС.

Как бы там ни было, но, помимо современной военно-морской техники, главной силой ВМС США остается квалифицированный личный состав. С одной стороны, качественный военный персонал ВМС США, формируемый на добровольной основе, удерживают на службе созданием материальных условий. Но, с другой стороны, речь постоянно идет о моральной обязанности военных моряков США, олицетворяющей саму военно-морскую профессию. Ответственность и полномочия с сильным чувством законопослушания — вот те составляющие духа, которые стараются поддерживать у моряков в ВМС США.

К 240-й годовщине ВМС США военных моряков «порадовали» известием о новой военно-морской форме. 9 октября стало известно о девяти ключевых изменениях формы военных моряков с 2016 года. Основная идея новой военно-морской формы США — это унисекс. Все виды формы от тренировочных спортивных костюмов до парадной формы станут абсолютно одинаковы для военных моряков мужчин и женщин. Никаких юбок! Впрочем, военным морякам женщинам будет разрешено ношение на службе женских клатчей определенного покроя и размера. Пожалуй, это единственная уступка гендеру в новой форме военных моряков США.

* * *

Примечание: ВМС США (USN) — один из пяти видов вооруженных сил США. ВМС США подразделяются на следующие командования: Тихоокеанский флот, Командование военно-морских сил США, Военно-морские силы в Европе, Командование морских перевозок. В оперативном отношении ВМС США подразделяются на шесть флотов: Третий, Четвертый, Пятый, Шестой, Седьмой, Десятый. Численность ВМС составляет ок. 320 тыс. человек. На вооружении ВМС США имеют 286 кораблей и ок. 3.7 тыс. самолетов.

Корпус морской пехоты (USMC) состоит из трех общевойсковых дивизий, трех авиационных дивизий, трех дивизий инженерного обеспечения и тыла, одной дивизии резерва, отдельных полков и частей управления, связи, собственной разведки. Численность КМП США составляет 200 тыс. человек в строю и 40 тыс. резерва. Предназначение КМП — это действия за пределами США в качестве экспедиционных войск. КМП относится к силам быстрого реагирования США. ВМС и КМП подчиняются Главному управлению ВМС США.

Аналитическая редакция EADaily

Военный флот Второй мировой

В данном разделе изложена информация о качественном и численном составе военно-морских флотов государств, участвовавших в военных действиях Второй мировой войны. Кроме того, приведены данные о флотах некоторых стран, официально занимавших нейтральную позицию, однако фактически оказывавших содействие тем или другим участникам войны. Недостроенные или вступившие в строй после окончания войны корабли не учитывались. Не принимались во внимание и суда, использовавшиеся в военных целях, но находившиеся под гражданским флагом. Суда, переданные или полученные от одной страны другой (в т. ч. и по договорах ленд-лиза) в расчет не принимались, как не учитывались и трофейные или восстановленные корабли. В силу ряда причин, данные о погибших десантных и малых кораблях, а также катерах приведены по минимальных значениях и фактически могут быть значительно больше. Тоже касается и сверхмалых подводных лодок. При описании тактико-технических характеристик приводились данные по времени последней модернизации или перевооружения.

Характеризуя военные корабли как оружие войны на море, следует отметить, что целью такой войны являлась борьба за морские коммуникации, как средство для самых больших, массовых перевозок. Лишение противника возможности использовать море для транспорта, одновременно широко используя его в тех же целях и есть путь к победе в войне. Для завоевания и использования господства на море недостаточно только одного сильного военно-морского флота, для этого необходимы также большой торговый и транспортный флоты, удобно расположенные базы и государственное руководство, обладающее морским мышлением. Лишь совокупность всего этого обеспечивает морское могущество.

Для борьбы с военно-морским флотом приходится сосредоточивать все свои силы, для защиты же торгового судоходства — разделять их. Характер военных действий на море все время колеблется между этими двумя полюсами. Именно характер военных действий определяет потребность в тех или иных военных кораблях, в специфике их вооружения и тактике использования.

Осуществляя подготовку к войне, ведущие морские государства применяли разные военные морские доктрины, однако ни одна из них не оказалась эффективной, правильной. И уже в ходе войны с напряжением всех сил пришлось не только их корректировать, а кардинально изменять под планируемые военные действия.

Так, ВМФ Великобритании, базируясь на устаревших кораблях межвоенного периода, главный упор делал на крупные артиллерийские корабли. Военный флот Германия формировал массовый подводный флот. Королевский Итальянский флот строил скоростные легкие крейсера и эсминцы, а также малые подводные лодки с низкими техническими характеристиками. СССР пытаясь заменить царский флот, ускорено строил корабли всех классов устаревших образцов, опираясь на доктрину прибрежной обороны. Основу флота США составляли тяжелые артиллерийские корабли и устаревшие эсминцы. Франция усиливала свой флот легкими артиллерийскими кораблями с ограниченным запасом хода. В Японии строили линкоры и авианосцы.

Кардинальные изменения в структуре флотов произошли и с массовым внедрением радиолокаторов и гидролокаторов, а также развитием средств связи. Применение систем опознавания самолетов, управления артиллерийским и зенитным огнем, обнаружения подводных, надводных и воздушных целей, радиоразведка также изменили и тактику флотов. Ушли в небытие крупные морские сражения, а война с транспортным флотом стала приоритетом.

Развитие вооружений (появление новых типов палубных самолетов, неуправляемых ракет, новых видов торпед, мин, бомб и т.д.) позволили флотам проводить самостоятельные оперативные и тактические военные операции. Флот из вспомогательных сил сухопутных войск превращался в основную ударную силу. Авиация становилась эффективным средством как борьбы с флотом противника, так и защитой своего.

Рассматривая ход войны в увязке с техническим прогрессом, развитие флотов можно охарактеризовать следующим образом. В начальном этапе войны всевозрастающий германский подводный флот фактически блокировал морские коммуникации Великобритании и ее союзников. Для их защиты потребовалось значительное количество противолодочных кораблей, а их оснащение гидролокаторами, превратило подводные лодки из охотников в мишени. Необходимость защиты крупных надводных кораблей, конвоев и обеспечение проведения будущих наступательных операций потребовали массового строительства авианосцев. Этим характеризуется средний этап войны. На заключительном этапе для проведения массовых десантных операций как в Европе, так и на Тихом океане возникла острая необходимость в высадочных средствах и судах обеспечения.

Все эти задачи смогли решить только США, чья мощная экономика за годы войны превратила союзников в должников на долгие годы, а страну в сверхгосударство. При этом следует отметить, что поставки кораблей по договорам ленд-лиза происходили в рамках перевооружения США, т.е. союзникам передавались устаревшие суда, с низкими ТТХ или без надлежащего оборудования. Это в равной мере касалось всех получателей помощи, в т.ч. и СССР, и Великобритании.

Необходимо упомянуть и то, что как крупные корабли США, так и малые отличались от судов всех других стран наличием комфортных условий жизнеобеспечения экипажей. Если в других странах при строительстве кораблей приоритет отдавался количеству вооружения, боеприпасов, запасам топлива, то американские флотоводцы комфорт экипажа ставили в один ряд с требованиями к боевым качествам судна.

Ориентировочная численность флотов в разрезе стран и видов кораблей (без переданных/полученных)

Продолжение таблицы

Совокупное количество военных флотов 42 стран (обладающих военными флотами или хотя бы одним кораблем), принимавших участие во Второй мировой войне составляло 16,3 тыс. кораблей, из которых погибло по не полным данным не менее 2,6 тыс. Кроме того, в состав флотов входило 55,3 тыс. малых кораблей, катеров и десантных судов, а также 2,5 тысячи подводных лодок, без учета сверхмалых субмарин.

Пятерку стран, имеющих самые крупные флоты составляли: США, Великобритания, СССР, Германия и Япония, которые имели 90% боевых кораблей от общей численности, 85% подводных лодок и 99% малых и десантных судов.

Обладающие большими флотами Италия и Франция, а также более мелкими Норвегия и Нидерланды не смогли эффективно распорядиться своими кораблями, затопив их часть и став основными поставщиками трофеев противнику.

Определить значимость видов кораблей в военных действиях возможно лишь с учетом этапов войны. Так на начальной стадии войны главенствующую роль играли подводные лодки, блокирующие коммуникации противника. В средней стадии войны основную роль играли эсминцы и противолодочные корабли, которые подавили подводные флоты противников. В завершающей стадии войны на первое место вышли авианосцы с кораблями обеспечения и десантные корабли.

В период войны было потоплено торговый флот тоннажем 34,4 млн. т. При этом на долю подводных лодок приходилось 64%, авиации – 11%, надводных кораблей – 6 %, мин – 5%.

Из общего количества потопленных боевых кораблей флотов примерно 45% заслуги авиации, 30% — подводных лодок, 19% — доля надводных кораблей.

«Через десять лет ВМФ Китая будет сильнее флота США. Поэтому Вашингтон бесится»

«Народно-освободительная армия Китая (НОАК) прогнала военный корабль США, который в четверг вторгся в территориальные воды КНР в Южно-Китайском море. Это свидетельствует о ее способности защитить национальный суверенитет и территориальную целостность на фоне ряда других недавних действий США в регионе», – сообщила китайская ежедневная газета Global Times.

Наши люди в Гаване. Что делали военные СССР на Кубе

«Целая истерика поднялась в западной экспертно-политической среде после простого отказа заместителя…

22 января 11:01

Корабли ВМС США неоднократно появлялись в водах Южно-Китайского моря ранее. Сообщалось, что в январе 2016 года ракетный эсминец «Кертис Уилбур» появился в районе искусственного острова Тритон, в мае 2022 года в 19 км от Парасельских островов прошли эсминец «Хиггинс» и ракетный крейсер «Энтитем».

В сентябре 2022 года Минобороны Китая заявило о вторжении в территориальные воды Парасельских островов ракетного эсминца ВМС США. В августе 2022 года сообщалось о заходе эскадренного миноносца «Мастин» в Южно-Китайское море во время учений НОАК. В октябре 2020 года в аккаунте WeChat «Южная зона боевого командования» сообщалось, что ракетный эсминец «Джон Маккейн» вторгся в территориальные воды Китая возле островов Сиша.

Парасельские острова – архипелаг в Южно-Китайском море, расположенный в 230 километрах к югу от Китая и в 200 километрах восточнее Вьетнама. Над островами с 1974 года установлен контроль Китая, но на них претендуют также Вьетнам и Тайвань. Китай, считая эти острова своими, построил на них военную инфраструктуру, включающую РЛС, базы флота и авиации.

По заявлению командования ВМС США, нахождение эсминца «Бенфольд» в спорных водах было призвано показать приверженность флота соблюдению международного права и свободы мореплавания. «ВМС США не прекращают своих действий в Южно-Китайском море, и так происходит уже больше столетия», – сообщили в пресс-службе ВМС США.

«США повторяются по шаблону – таким же образом вместе с Великобританией они не признают ситуацию, связанную со свободным проходом в акватории Черного моря. Они выбрали двух врагов – Китай и Россию – и дразнят их, демонстрируя свою мощь и силу. Сил у США достаточно, особенно авианосцев: 11 кораблей, на каждом – по 95 самолетов», – рассказал «Газете.Ru» бывший командующий Черноморским флотом, адмирал Владимир Комоедов.

По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, США и Китай делят сферы влияния в Южно-Китайском море. «Китай действует совершенно беззаконно, он предъявляет претензии целиком на все Южно-Китайское море – все оно не может принадлежать только ему. США отстаивают свободу судоходства, но на самом деле – сферу влияния. Насчет потенциала – в целом ВМС США пока что там сильнее китайского ВМФ, но в водах, прилегающих к Китаю, сильнее Китай», – считает эксперт.

«Кинжалы» есть, а «Цирконов» нет. Чем вооружают армию России

20 января прошел Единый день приемки военной продукции. Он проводится в Минобороны с 2014 года…

21 января 19:14

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) ВШЭ Василий Кашин рассказал «Газете.Ru», что Китай претендует на контроль над всеми островами в Южно-Китайском море – он стремится контролировать 90% его акватории. «Это море очень важно – это главная артерия мировой торговли, через него идет 25% всей торговли в мире, оно имеет очень большое стратегическое значение. Китай пытается требовать от других государств, включая США, соблюдения определенных правил поведения в Южно-Китайском море, которые включают ограничения на военную деятельность без согласия Китая», – сказал эксперт.

Кашин отметил, что США, во-первых, не признают эти правила, во-вторых, они не признают устанавливаемые китайцами границы исключительной экономической зоны и границы территориальных вод некоторых островов. «Чтобы продемонстрировать, что они это не признают, США направляют корабли для демонстративного прохода через эти районы с совершением определенных маневров. Это ведет к росту напряженности между США и Китаем», – сказал эксперт.

Кашин подчеркнул, что Китай в последние несколько лет сильно опередили американцев по темпам строительства военного флота – китайский ВМФ уже больше американских ВМС по численности кораблей. «Китай уступает США по авианосцам и по атомным подлодкам, но превосходит по многим другим параметрам. В год он вводит в состав флота боевых кораблей суммарным водоизмещением вдвое больше, чем у ВМС США»,– сказал эксперт.

По словам Кашина, на Тихом океане имеет место острая военно-морская гонка, в которую вовлечены Китай и США.

«Через десять лет ВМФ Китая объективно будет сильнее флота США. Поэтому Вашингтон бесится и устраивает провокации. Исключительные претензии Китая на права в Южно-Китайском море действительно, как минимум, вызывают вопросы. Но если он силой подтвердит свои права, остальным придется смириться»,

– считает военный политолог, доцент РАНХиГС Валерий Волков.

Подводные лодки | США

Подводная лодка «O-6» (SS-67)
Подводная лодка «O-2» (SS-63)

Подводная лодка «O-8» (SS-69)

Из серии средних подводных лодок типа «О» к началу войны в строю осталось 8 единиц («R-1» – «R-7», «R-9»), построенных на верфях «Puget Sound N Yd» и «Fore River» и принятых в строй в 1918 г. Субмарины использовались в учебных целях. Лодка «О-9» погибла в 1941 г, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 521 т., подводное – 629 т.; длина – 52,5 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,2 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 660/550 л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 88 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 25 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Подводная лодка «R-4» (SS-81)

Машинный отсек лодки «R-14» (SS-91)

Подводная лодка «R-12» (SS-89)

Из серии средних подводных лодок типа «R» к началу войны в строю осталось 19 единиц («О-2» – «О-4», «О-6» – «R-20»), построенных на верфях «Union Iron Wks» и «Fore River» и принятых в строй в 1918-1919 гг. 3 лодки в 1941-1942 гг. были переданы Великобритании, 1 – погибла в 1943 г, остальные списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 569 т., подводное – 680 т.; длина – 56,8 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/0,9 тыс. л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 75 т. соляра; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 29 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Подводная лодка «R-18» (SS-95)
Подводная лодка «S-13» (SS-118)

Подводная лодка «S-17» (SS-122)

Из группы «Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 7 подводных лодок («S-11» — «S-17»), построенных на верфях «Portsmouth N Yd», «Lake» и веденных в строй в 1920-1923 гг. Лодки были списаны в 1944-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70,4 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/1,2 тыс. л.с. скорость – 15 узл. запас топлива – 148 т. соляра; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводная лодка «S-22» (SS-127)
Подводная лодка «S-24» (SS-129)
Подводная лодка «S-32» (SS-137)
Подводная лодка «S-26» (SS-131)

Из группы «Holland Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 24 подводных лодки («S-1», «S-18», «S-20» — «S-41»), построенных на верфях «Fore River», «Bethlehem», «Union Iron Wks» и веденных в строй в 1920-1924 гг. В годы войны 6 лодок погибло, 6 — было передано Великобритании в 1941-1942 гг., остальные – списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,5 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводная лодка S-45» (SS-155)

Подводная лодка «S-42» (SS-153)

Группа подводных лодок «Second Holland Group» серии «S» состояла из 6 единиц («S-42» — «S-47») построенных на верфи «Bethlehem» и веденных в строй в 1924-1925 гг. В годы войны 1 лодка погибла, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 68,7 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,2 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Подводная лодка «S-48» (SS-159)

Из группы «Second Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалась подводная лодка «S-48», построенная на верфи «Lake» и веденная в строй в 1922 гг. Лодка была списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 73,2 м, ширина – 6,6 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,8/1,5 тыс. л.с. скорость – 14,5 узл. запас топлива – 177 т. соляра; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводная лодка «Barracuda» (SS-163)

Подводная лодка «Bonita» (SS-165)
Подводная лодка «Bass» (SS-164)

Подводные лодки «Barracuda», «Bass» и «Bonita» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1924-1926 гг. Все лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,1 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 99,1 м, ширина – 8,4 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6,2/2,4 тыс. л.с. скорость – 18,7 узл.; запас топлива – 364 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 85 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводная лодка «Argonaut» (V-4)

Подводный минный заградитель «Agronaut» был построен на верфи «Portsmouth N Yd» и принят в строй в 1928 г. В 1940 г. на субмарине были заменены дизели, а с 1942 г. лодка была преобразована в транспорт. Погибла лодка в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,9 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 109,7 м, ширина – 10,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 95 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/2,2 тыс. л.с. скорость – 13,7 узл. запас топлива – 696 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 7,6-мм пулемета; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 8 торпед; 60 мин.

Подводная лодка «V-5» (Narwhal)
Подводная лодка «V-6» (Nautilus)

Подводные лодки «Narwhai» и «Nautilus» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1930 г. В 1940 г. на субмаринах были заменены дизели. Обе лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 3 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 108,2 м, ширина – 10,1 м; осадка – 5,2 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/1,6 тыс. л.с. скорость – 17,4 узл. запас топлива – 732 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 89 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6-10 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 — 16 торпед.

Подводная лодка «Dolphin» (SS-169)

Подводная лодка была построена на верфи «Portsmouth N Yd» и принята в строй в 1932 г. Лодка прошла перевооружение в 1934 г. Списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное – 2,2 тыс. т.; длина – 97,3 м, ширина – 8,5 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 3,5/1,8 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 412 т. соляра; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 63 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводная лодка «Cuttlefish» (SS-171)

Подводные лодки «Cachalot» и «Cuttlefich» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Electric Boat» и приняты в строй в 1933-1934 гг. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное –1,7 тыс. т.; длина – 80,8 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1,6 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 333 т. соляра; дальность плавания – 9 тыс. миль; экипаж – 51 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 3х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 16 торпед.

Подводная лодка «Porpoise» (SS-172)

Подводная лодка «Pike» (SS-173)

Подводные лодки «Porpoise» и «Pike» типа «Р» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1935 г. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 88,1 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3/2,1 тыс. л.с. скорость – 19 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппарата; 18 торпед.

Подводная лодка «Tarpon» (SS-175)

Подводные лодки «Shark» и «Tarpon» типа «Р» были построены на верфи «Electric Boat» и приняты в строй в 1936 г. Лодка «Shark» погибла в 1942 г., а «Tarpon» — отправлена на слом в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное – 2 тыс. т.; длина – 88,4 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,1 тыс. л.с. скорость – 19,5 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводная лодка «Pompano» (SS-181)

Серия подводных лодок типа «Р» состояла из 6 единиц («Perch», «Pickerel», «Permit», «Plunger», «Pollack», «Pompano»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1936-1937 гг. В период войны 3 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1947 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –2 тыс. т.; длина – 89,2 м, ширина – 7,7 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,4 тыс. л.с. скорость – 19,3 узл. запас топлива – 373 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводная лодка «Salmon» (SS-182)

Подводная лодка «Skipjack» (SS-184)

Подводные лодки «Salmon», «Seal», «Skipjack», «Snapper», «Stingray», «Sturgeon» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1937-1938 гг. Лодки были списаны в 1945-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 91,4 м, ширина – 8 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 21 узл. запас топлива – 384 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Подводная лодка «Sailfish» (SS-192)
Подводная лодка «Sargo» (SS-188)
Подводная лодка «Saury» (SS-189)

Подводная лодка «Searaven» (SS-196)

Подводная лодка «Seadragon» (SS-194)

Подводные лодки «Sargo», «Saury», «Spearfish», «Sculpin», «Sailfish», «Swordfish», «Seadragon», «Sealion», «Searaven», «Seawolf» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1939 г. Во время войны 4 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1948 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 428 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Подводная лодка «Tambor» (SS-198)
Подводная лодка «Triton» (SS-201)
Подводная лодка «Tautog» (SS-199)
Подводная лодка «Trout» (SS-202)

Подводная лодка «Grenadier» (SS-210)

Серия подводных лодок типа «Tambor» состояла из 12 единиц («Tambor», «Tautog», «Thresher», «Triton», «Trout», «Tuna», «Gar», «Grampus», «Grayback», «Grayling», «Grenadier», «Gudgeon»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1940-1941 гг. Во время войны 7 лодок погибло, остальные были списаны в 1948-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 385 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 1х1 – 40мм или 1х1 — 20-мм или 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 40 мин.

Подводная лодка «Mackerel» (SS-204)

Подводные лодки «Mackerel» и «Marlin» были построены на верфи «Electric Boat», «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1941 г. Обе лодки были списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 73 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,4 /1,5 тыс. л.с. скорость – 16 узл.: запас топлива – 116 т. соляра; дальность плавания –7 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение:1х1 – 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Подводная лодка «Growler» (SS-215)
Подводная лодка «Gato» (SS-212)
Подводная лодка «Cod» (SS-224)

Подводная лодка «Cero» (SS-225)

Подводная лодка «Drum» (SS-228)

Подводная лодка «Halibut» (SS-232)

Подводная лодка «Silversides» (SS-236)
Подводная лодка «Wahoo» (SS-238)

Подводная лодка «Cavalla» (SS-244)

Подводная лодка «Paddle» (SS-263)
Подводная лодка «Tullibee» (SS-284)

Подводная лодка «Croaker» (SS-246)

Серия подводных лодок типа «Gato» состояла из 73 единиц («SS-212» — «SS-284»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Во время войны 20 лодок погибло, 5 – преобразовано в музеи, остальные списаны в 1946 – 1971 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 95 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 90 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл.; запас топлива – 378 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 80 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 10 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды.

Подводная лодка «Balao» (SS-285)

Подводная лодка «Bowfin» (SS-287)

Подводная лодка «Lionfish» (SS-298)

Рубка подводной лодка «Batfish» (SS-310)
Торпедный отсек подводной лодки «Batfish» (SS-310)

«Подводная лодка «Becuna» (SS-319)»

Размещения запасных торпед на подводной лодки «Becuna»
Заряжание торпедного аппарата на лодке «Becuna»
Дизельные двигатели лодки «Becuna»
Подводная лодка «Clamagore» (SS-343)

Дизельный двигатель
Кают-компания

Центральный пост управления

Подводная лодка «Pampanito» (SS-383)

Зенитный пулемет
Камбуз

Умывальник на лодка «Pampanito»

Серия подводных лодок типа «Balao» состояла из 112 единиц («SS-285» — «SS-302», «SS-304» — «SS-345», «SS-361» — «SS-377», «SS-381» — «SS-415»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Cramp», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1942-1944 гг. Во время войны 23 лодки погибло, 41 – передана или продана 9 странам-союзницам по окончанию войны, 7 – преобразовано в музеи, остальные списано в 1960 – 1973 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4/2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 472 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 — 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм или 40-мм зенитных автомата; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды.

Подводная лодка «Trutta» (SS-421)
Подводная лодка «Tench» (SS-417)
Рубка подводной лодки «Torsk» (SS-423)

Пост управления аккумуляторными батареями
Жилой отсек подводной лодки «Torsk» (SS-423)

Центральный пост управления

Подводная лодка «Irex» (SS-482)

Из серии подводных лодок типа «Tench» в период войны на верфи «Portsmouth N Yd» было окончено строительство 19 единиц («SS-417» – «SS-424», «SS-475» – «SS-486») и принято в строй в 1944-1945 гг. Лодки были списаны, проданы или переданы странам-союзникам в 1963-1973 г. Лодка «SS-423» преобразован в музей. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 — 135 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 378 — 472 т. соляра; дальность плавания – 11-12 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1-2х1 — 127-мм орудия; 1х1 – 20-мм и 40-мм зенитный автомат; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 -28 торпеды или 40 мин.
Поделиться в:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]