Перл-Харбор – трагедия США во время Второй мировой войны

Если посмотреть, где находится Перл-Харбор на карте мира, сложно поверить, что этот райский уголок гавайских островов стал настоящим адом в одно воскресное утро. Седьмого декабря 1941 года Япония напала на Перл-Харбор, используя для этого войска вице-адмирала Тюити Нагумо, которому помогали сверхмалые подводные лодки, доставленные к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота. Эта дата осталась в памяти американского народа как напоминание об ужасах войны, которая не должна повториться.

Военные учения флота США

Тихоокеанский флот США, который располагался на военной базе Перл-Харбора, считался одним из сильнейших флотов мира. Военная база была прекрасно защищена от атак с моря и воздуха. Для проверки боеготовности, американцы проводили широкомасштабные военные учения.

В 1932 году, в ходе учений, американский адмирал Ярмут (командующий силами «наступления») повёл себя не типично, и вместо того, чтобы обрушить всю мощь вверенной ему морской эскадры на военную базу Перл-Харбор, решил атаковать только с помощью двух быстрых авианосцев (которые не так давно появились в составе флота). Приблизившись к цели на расстояние 40 миль, адмирал отправил в бой 152 самолёта. Воздушные силы нападающих блестяще справились с боевой задачей, условно уничтожив всю авиацию на вражеской базе.

Несмотря на полный разгром обороняющихся, военное командование США посчитало, что в реальном бою авианосцы будут уничтожены, а большинство самолётов сбито, так как реальные результаты боя будут значительно отличаться от условных атак. Учения 1937 и 1938 годов, в результате которых палубная авиация опять полностью разгромила условного противника, ничего не доказали американским военным.

Всё дело в том, что главной силой в 30 годы считались линкоры, атаковать эти мощные военные корабли считалось заведомо провальной идеей, если противник не располагал таким же классом военных кораблей. Все крупные мировые державы считали, что успех войны на море зависит от одной единственной встречи военных флотов двух держав. Победу гарантировано должна была одержать та сторона, количество линкоров у которой превосходило соперника. Хотя авианосцы играли важную роль во флотах, их задачей была лишь вспомогательная поддержка линкоров. К результатам учений американское военное командование относилось скептически.

11 ноября 1940 года произошёл бой между английским авианосцем HMS Illustrious и линейным флотом Италии. Вопреки ожиданиям, атака самолётов с одного единственного авианосца смогла уничтожить один итальянский линкор и вывести из строя два других. Бой в гавани Таранто был признан американскими военными везением и результатом безответственного отношения к бою итальянских военных.

«Киллеры» атакуют

Изначально отряд американских самолётов был разделён на «группу киллеров» и «группу прикрытия». Предполагалось, что в первую из них войдут четыре самолёта, пилоты которых должны любой ценой уничтожить самолёт адмирала Ямамото, в то время как остальные завяжут бой с японскими истребителями прикрытия.

В «группу киллеров» вошли лейтенант Томас Ланфьер, лейтенант Рекс Барбер, лейтенант Джо Мур и лейтенант Джим Макланаган. Однако Мур не взлетел из-за повреждения, а Макланаган вернулся назад из-за неполадок с системой подачи топлива. В «киллеры» срочно перевели лейтенантов Бесби Холмса и Рея Хайна, которые, однако, уступали Муру и Макланагану в мастерстве.

Около 9:30 по времени Токио американские и японские самолёты встретились в небе над островом Бугенвиль. В состав японской группы входили два бомбардировщика «Бетти» (на одном летел сам адмирал Ямамото, на другом — сопровождающие его офицеры) и шесть истребителей прикрытия «Зеро». Основная группа Р-38 связала японские истребители боем, в то время как «киллеры» получили команду атаковать бомбардировщики. Но на самолёте Холмса была обнаружена техническая неисправность, и он вместе с Хайном вышел из боя. В итоге бомбардировщики атаковали двое — Томас Ланфьер и Рекс Барбер.

Свою задачу они выполнили — первый «Бетти» рухнул в джунгли, второй совершил аварийную посадку на воду. Добивать севший самолёт у американцев возможности не было, поскольку необходимо было возвращаться на базу из-за крайнего дефицита топлива.

Непосредственно в ходе нападения американцы потерь не понесли, но при возвращении на базу их перехватили японские истребители. В ходе этой атаки был сбит самолёт несостоявшегося «киллера» Рэя Хайна, который погиб.

Статья по теме

Долг самурая. Последний диверсант Второй мировой сдался только в 1974 году

Предпосылки к подготовке атаки на Перл-Харбор

До сих пор остаётся точно неизвестно, почему Япония решила напасть на Перл-Харбор. Предпосылки к этому наметились уже в 1927 году. В этом году будущий начальник штаба 1-ого авианосного флота Кусака Рьюносуке, который только окончил специализированный колледж морского штаба и бывший в то время капитаном второго ранга, начал разрабатывать планы по атаке военно-морской базы США на Перл-Харборе.

Вскоре после окончания колледжа, его назначили преподавателем курса авиации для 10 важных лиц государства, среди которых был и Нагано Осами (адмирал и будущий маршал японского Императорского флота). Именно во время этого курса Кусака Рьюносуке написал документ, в котором говорилось, что если генеральное сражение с американским флотом не состоится, так как тот откажется выйти в открытое море, нужно будет срочно перехватить инициативу и нанести удар по Перл-Харбору. Осуществить данную операцию возможно только силами авиации.

Данный документ был издан всего в 30 экземплярах и тайно разослан командному составу. Скорее всего, он попал на глаза адмиралу Ямамото, после чего у него в голове сложился план по нападению Японии на Перл-Харбор. Результаты морских учений заставили японцев по-другому взглянуть на использование авианосцев, а бой в гавани Таранто убедил их в своей идее.

Хотя адмирал Ямамото не одобрял вступления Японии во Вторую Мировую войну (особенно ему не нравилось заключение Тройственного пакта), как профессиональный военный, он сделал всё необходимое, чтобы подготовить японский флот к будущим боевым действиям. В частности он увеличил количество авианосцев и осуществил план атаки на Перл-Харбор.

Следует понимать, что адмирал Ямамото не смог бы претворить план атаки на Перл-Харбор своими силами. Когда обстановка между Японией и США накалилась до такой степени, что война стала почти неизбежной, Ямамото обратился за помощью к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, который командовал 11 воздушным флотом. В распоряжении Каидзиро были только истребители «Зеро» и бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, которые в связи с недостаточной дальностью не могли участвовать в данной операции. Ониси посоветовал огорчённому Ямамото обратиться к своему заместителю Минору Гэнде.

Почему был выбран именно Гэнда? Данный человек, кроме того, что был лётчиком-асом (его подразделение боевых истребителей носило прозвище «фокусники Гэнды»), обладал великолепным чутьём тактика. Кроме того, он считался лучшим специалистом в Японии по боевому использованию авианосцев. Гэнда тщательно изучил все возможности нападения на Тихоокеанский флот США на базе Перл-Харбор и высчитал, сколько понадобится материальных и человеческих ресурсов. Для успешного проведения операции, по мнению Гэнды, нужно было 6 тяжёлых авианосцев. На все самолёты требовалось посадить только лучших лётчиков, а сама операция должна проводиться в условиях строжайшей секретности для обеспечения полной внезапности.

Николай Стариков

Источник: Блог Олега Матвейчева

7 декабря 1941 года японские самолёты атаковали американскую военную базу в гавани Пёрл-Харбор и США оказались действующим участником Второй Мировой войны, а в конечном итоге её выгодоприобретателем.

Доклад о потерях после атаки на Пёрл-Харбор министра Нокса констатировал то, что видимо и было задумано с самого начала: «Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником», то есть никакого ощутимого урона японская атака не нанесла. Судьба американского флота, базировавшегося в заливе уже была решена, однако в ноябре 1941 года Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?», о чем сделал в своем дневнике запись министр Стимпсон.

Уже в наше время японский политолог и внук Сигэнори Того, министра иностранных дел в начале 40-х Кадзухико Того, с недоумением о. Действительно по приказу командования флота США Киммель отправил 2 авианосца, 6 крейсеров и 14 эсминцев к островам Мидуэй и Уэйк, то есть из-под удара была выведена наиболее дорогостоящая техника, что окончательно и станет понятно из доклада комиссии.

Чтобы понять, как это случилось необходимо восстановить ход предшествующих событий. Первая попытка 1939 года изменить закон о нейтралитете США, что позволило бы штатам вступить в войну, натолкнулась на противодействие сенатора Ванденберга и так называемого «Национального комитета», в состав которого входили Генри Гувер, Генри Форд и губернатор Лафолетт. «Послевоенные документы и рассекреченные документы Конгресса, а также смерть самого Рузвельта» — по мнению У. Энгдаля: «показывают без всяких сомнений, что президент и его министр обороны Генри Стимсон намеренно подстрекали Японию к войне». В книге Роберта Стиннета «День лжи: правда о федеральном резервном фонде и Перл Харбор» говориться, что администрация Рузвельта спровоцировала атаку японцев, потому что дальнейшие её действия иначе как провокацией и назвать нельзя.

23 июня 1941 года на стол Рузвельта легла записка помощника президента Гарольда Икеса, указывающая, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Уже на следующий месяц заместитель госсекретаря Дин Ачесон запретил японцам импортировать нефть и нефтепродукты из США. Японский флот по утверждению адмирала Нагано «сжигал в час 400 тонн нефти», получить которую японцы могли, лишь захватив нефтяные ресурсы Индонезии (Голландской Ост-Индии), Филиппин и Малайзии. 20 ноября 1941 года японский посол Номура обратился с предложением мирного урегулирования конфликта, включавшим пункт: «Правительство Соединенных Штатов будет снабжать Японию необходимым количеством нефти».

Кроме того, что США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов, 26 июля Рузвельт подписал указ об аресте японских банковских активов на существенную по тем временам сумму 130 миллионов долларов и переходе всех финансовых и торговых операций с Японией под контроль правительства. США игнорировали все последовавшие просьбы политиков страны восходящего солнца о встрече глав обоих стран для урегулирования отношений.

26 ноября 1941 года японскому после в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести японские вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией, такой ультимативный ответ на предложения Номуры однозначно трактовалось Японией как нежелание США урегулировать разногласия мирным путём.

7 мая 1940 года Тихоокеанский флот получил официальное предписание оставаться в Пёрл-Харборе неопределенное время, возглавлявший его адмирал Дж. Ричардсон в октябре попытался убедить Рузвельта отозвать флот с Гавайских островов, так как там он не оказывает сдерживающего влияния на Японию. «…Я должен заявить вам, что высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны» — подытожил беседу адмирал, на что в свою очередь Рузвельт заметил: «Джо, ты так ничего не понял». В январе 1941 года Дж. Ричардсона был уволен, а его пост занял Хасбенд Киммель (Husband Kimmel), от которого не только последовательно скрывали документы, способные навести на мысль, что целью атаки будет Пёрл-Харбор, но и наоборот демонстрировали те, что создавали ложное впечатление готовящейся атаки на Филиппины.

В книге Уильяма Эндгаля говориться о документах, которые «доказывают, что Рузвельт был полностью осведомлен о планах бомбардировки Перл-Харбора за несколько дней до её начала, вплоть до деталей перемещения японского флота в Тихом океане и точном времени начала операции». Тоже признавал и Черчилль: Рузвельт «полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности Рузвельт проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харбор, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от неё».

Как минимум точно известно, что 26 ноября, на следующий день после записи военного министра о неизбежной атаке на Перл-Харбор английский премьер-министр сообщил Рузвельту, указав точную дату. Киммелю. Раньше, когда он попытался подготовиться к столкновению с японскими войсками, Белый дом направил уведомление, что тот «усложняет ситуацию», а в конце ноября ему и вовсе указали прекратить проведение разведки против возможного авиаудара. За неделю до трагических событий было решено оставить сектор в направлении 12 часов вне патрулирования, зенитная артиллерия не была приведена в готовность, в соответствии с антисаботажным предупреждением №1 техника, а корабли согнаны в плотные группы, что делало их легкой добычей для атаки с воздуха. Последовавшая событию комиссия армии США резюмировала ситуацию так: «всё было сделано для того, чтобы максимально благоприятствовать атаке с воздуха, и японцы не преминули этим воспользоваться».

Предотвратить нападение на американский флот пытался также полковник О. Садтлер, в силу своей должности знакомый с содержанием японской переписки и нашедший в ней кодированные слова, предупреждающие о готовящемся нападении. Он написал предупреждение всем гарнизонам, включая Пёрл-Харбор от имени начальника штаба генерала Дж. Маршалла, однако его практически высмеяли, несмотря на то, командование из секретной переписки знало о наступательной операции, разработанной в Токио под кодовым названием «Магия» и вполне могло знать, что 7 января 1941 года военно-морской министр Косиро Оикава изучал девятистраничное обоснование налёта на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года из поступающих шифровок стало известно, что военно-морская разведка Японии запрашивает квадраты точного расположения кораблей США именно в Пёрл-Харборе.

Относительно расшифрованных японских кодов примечательно, что глава официальной на тот момент разведывательной структуры Управления Специальных Операций Уильям Донован, разместивший свой кабинет в комнате №3603 Рокфеллер-центра был исключён из числа получателей расшифрованных материалов начальником штаба армии генералом Джоржем Маршаллом. Также примечательно, что машину для расшифровки кода получили отдельные штабы подразделений, но группе Перл-Харбор машина для дешифровки не досталась, то есть: в Рокфеллер центре и на самой базе знать о готовящейся провокации не полагалось. Возможно, что Рузвельт «не выглядел удивлённым» в день известия об атаке на Перл-Харбор, как позднее об этом вспоминал Уильям Донован, потому что сам всеми силами её приближал, ибо его беспокоило, по словам главы Управления Специальных Операций только, что публика не поддерживала декларацию о войне.

Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, тайно перефотографировав шифровальные книги с так называемым «красным кодом». В 1924 году к команде дешифровщиков присоединился будущий глава отдела занимавшегося в штабе радиоперехватом и дешифровкой, капитан Лоуренс Саффорд (Laurance F. Safford), чья позиция во время слушаний по событиям, связанным с Перл-Харбором заставит многих усомниться в официальной версии. С 1932 года Саффорд, используя оборудование IBM, разрабатывал те самые машины для дешифровки, в 1937 году для радиоперехвата по гигантской дуге от Филиппин до Аляски были развёрнуты специальные радиостанции. Усилия более 700 сотрудников под руководством Л. Саффорда и У. Фридмана в августе 1940 года увенчались расшифровкой сложнейшего «розового» или «пурпурного кода», которым шифровалась правительственная дипломатическая переписка Японии.

В курсе успеха дешифровщиков в руководстве США кроме высшего командования были президент Ф. Рузвельт, госсекретарь К. Хэлл, военный министр Г. Стимсон и секретарь военно-морского флота США Ф. Нокс, которые не были ознакомлены только с четырьмя из 227 документов составлявших секретную переписку между Токио и японским посольством в США. Соответственно, вполне вероятно, что им было известно содержание заседания имперского правительства, состоявшееся 6 сентября 1941 года в присутствии императора, на котором говорилось, что если «не будет существенной надежды на достижение соглашения с нашими требованиями посредством вышеупомянутых дипломатических переговоров, мы немедленно примем решение о введении готовности для войны против Соединенных Штатов».

В период между 28 ноября и 6 декабря было перехвачено семь шифровок, подтверждающих, что Япония намерена атаковать Перл-Харбр. Окончательно о неизбежности войны с Японией стало известно за день до атаки на Перл-Харбор, за шесть часов до атаки стало известно её точное время — 7.30, о чем командование армией США решило сообщить на Гавайи не телефонным звонком, а обычной телеграммой, дошедшей до адресата, когда флот уже был потоплен. И уже непосредственно перед атакой два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, но на звонок в штаб никто не ответил, а через полчаса жена Киммеля стоя в ночной рубашке во дворе своей виллы уже докладывала мужу: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!».

Всего во время атаки погибло 2403 (по данным Н. Яковлева 2897) служащих базы, было уничтожено 188 самолётов, старое судно-мишень «Юта», минный заградитель «Оглала», эсминцы «Кэссин», «Дауне» и «Шоу» и линкор «Аризона», горящий образ которого стал символом разгрома Перл-Харбора. Гибель «Аризоны» принесла наибольшее количество жертв — 47 офицеров и 1056 нижних чинов, однако добавила ряд вопросов. Согласно исследования Нимица «Аризона» была уничтожена пикирующим бомбардировщиком «Val»-234, но он бы не смог поднять 800-кг бомбу, которой якобы был разрушен линкор, торпедных попаданий «Аризона» также не получила. Более того обследование водолазами судна показало, что линкор, считавшийся непреступной крепостью пошел ко дну в результате серии взрывов, произошедших внутри судна. Морской министр Фрэнк Нокс тогда заключил, что бомба угодила в дымовую трубу линкора.

Рузвельт сам назначил состав первой комиссии верховного судьи О. Робертса, которая должна была выяснить обстоятельства трагедии. Её отчёт публиковался множество раз, но ни разу до 1946 года широкой общественности не были представлены 1887 страниц протоколов опросов и более 3000 страниц документов, так как их содержание очевидно противоречило выводам, тем не менее президент поблагодарил О. Робертса «за тщательное и всестороннее расследование», свалившее всю вину на начальника гарнизона Уолтера Шорта и Хасбенда Киммеля, 1 марта отправленного в отставку с обещанием позже предать суду военного трибунала. После судьбоносной трагедии оба работали в сфере военного производства. В 1943 году Киммель запросил материалы военно-морского министерства, но ему под предлогом обеспечения безопасности отказали.

В 1944 году кандидат в президенты Томас Дьюи (Thomas Dewey) был намерен обнародовать историю с японскими шифрами из которой явно следовало, что Рузвельт знал о готовящейся операции, однако председатель Объединенного комитета начальников штабов (Chairman of the Joint Chiefs of Staff) генерал Дж. Маршалл убедил его не раскрывать карты перед японцами во время военных действий. На следующий год сенат рассмотрел законопроект Э. Томаса, предусматривавший 10 лет тюрьмы за разглашение шифрованных материалов, но республиканцы его отклонили, и новой комиссии было представлено более 700 дешифрованных японских документов. Хотя члены комиссии со стороны республиканцев проявляли особое рвение в расследовании, но им было запрещено самостоятельно изучать архивы правительственных ведомств, а документы из личного архива покойного к тому времени президента секретарь Грэс Талли выдавала по собственному усмотрению. Были и другие странности

«Протоколы показаний полны противоречий. Сказанное осенью 1945 года неизменно противоречило показаниям, данным перед предшествовавшими следственными комиссиями. В 1945 году документы либо скрывались, либо исчезли, а память участников событий была «освежена», или они начисто забыли происходившее. Поэтому в ряде случаев на настойчивые вопросы следовал стереотипный ответ: «Не помню». Даже сенаторы, стремившиеся нажить политический капитал на расследовании, устали и перестали углубляться в дело». Н. Яковлев «Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года — Быль и небыль»

Японская телеграмма от 4 декабря 1941 года, предупреждавшая о начале войны была расшифрована и разослана руководящим деятелям США, но уже в 1944 году комиссия военного министерства констатировала: «Оригинал телеграммы исчез из архива военно-морских сил… Копии находились и в других местах, но теперь они все исчезли… В течение минувшего года были уничтожены журналы радиостанции, в которых было зарегистрировано получение телеграммы. Свидетель армии показал, что эту телеграмму командование армии никогда не получало». Свидетели один за другим стали путаться в своих воспоминаниях. Заведовавший переводом и рассылкой дешифрованных материалов А. Краммер, который слыл абсолютным педантом, везде вставлял любимое словечко «точно!». После обеда у адмирала Старка, он стал неожиданно давать сбивчивые показания. Добились этого не только обедом у вышестоящего командования, но и помещением его в психиатрическое отделение флотского госпиталя Бетесда, откуда, уже согласно относительно современным исследованиям, выпустили в обмен на изменение показаний и под угрозой пожизненного содержания. Глава военно-морской разведки вице-адмирал Теодор Уилкинсон предъявил комиссии 11 радиоперехватов, которых, как показывали Маршалл и другие, не существовало, однако в феврале 1946 года, во время работы последней комиссии, управляемый им автомобиль скатился с парома, что привело к гибели свидетеля.

Также «крепким орешком» оказался создатель дешифровальных машин Лоуренс Саффорд, не зря заслуживший у подчинённых прозвище «безумный гений». В феврале 1944 года он явился к Киммелю, заявив, что обладает доказательствами того, что адмирал «жертва самого грязного заговора в истории флота», что видимо вдохновило адмирала заявить главкому ВМС Э. Кингу 15 ноября 1945 года: «Непосредственно после Пёрл-Харбора я считал, что … должен взять на себя вину за Пёрл-Харбор… Теперь я отказываюсь принять хоть какую-нибудь ответственность за катастрофу в Пёрл-Харборе». К этому моменту прошло уже как минимум девятое расследование, так и не внёсшее ясности в причины, ввязавшие США в мировую войну. Последнее в 1946 году возглавил юрист с показательной фамилией Морган.

Саффорд упорно настаивал, что 4 декабря получив телефонограмму с кодовым словом, означавшим войну, немедленно доложил об этом контр-адмиралу Ноксу. Саффорд был единственным, кто обратился к следственной комиссии флота с указанием на оказываемое давление. Главный советник Ричардсон часами донимал Саффорда, прибегая к юридическим уловкам и доводя его показания до абсурда: «Итак, вы утверждаете, что существовал обширный заговор от Белого дома, через военное и военно-морское министерства, через подразделение Крамера уничтожить эти копии?». На что Саффорд лишь парировал, что главный советник не первый, кто пытается заставить его изменить показания. Ведя переписку с исследователями, он ещё три десятилетия интриговал общественность и больше всех свою жену, от греха подальше спускавшую с лестницы журналистов и сжигавшей все, обнаруженные в доме бумаги, с упоминанием Перл-Харбора, в результате чего Саффорд стал шифровать от неё свои записи.

Даже современные исследователи отмечают, что расследовать природу инцидента, втянувшего Соединённые Штаты в войну крайне затруднительно, так как секретные депеши были изъяты из материалов слушаний Конгресса США, а позже стали доступны лишь в специальных архивах. Один из исследователей, Роберт Стиннетт (Robert Stinnett) считает, что за умышленной провокацией атаки на Пёрл-Харбор стояли президент Рузвельт, государственный секретарь Хэлл, военный министр Стимсон и ещё девять человек из военного руководства, которых сам Стимсон перечисляет в своём дневнике. Пользуясь Законом о свободе информации (Freedom of Information Act) Стиннет длительное время собирал уцелевшие от цензуры документы и пришёл к выводу, что основным организатором провокации являлся всё-таки Рузвельт, получивший в октябре 1940 года служебную записку от офицера военно-морской разведки А. Макколама (А. McCollum), содержащую инструкцию из восьми действий, включавших эмбарго, которые гарантированно приводили к войне. Однако по известным причинам официальная версия остаётся другой.

(из книги «Мировые элиты и британский рейх во Второй Мировой войне», via)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Детальная проработка боевой операции

Проработка плана нападения на Перл-Харбор была поручена одному из главных офицеров Объединённого флота – Куросиме Камето. Данный офицер отличался эксцентричностью и незаурядностью. Когда он «творил», то запирался в своей каюте на несколько дней, раздевался догола и в таком виде сидел на столе, окуривая всё помещение ладаном. Именно этот странный человек разработал весь тактический план нападения на военную базу США, учитывая при этом все возможные нюансы.

Готовый детальный план был предоставлен на суд в морской генеральный штаб, где неожиданно встретил сильнейшее недоверие и оппозицию. Многие офицеры, не веря эффективности авианосцев, считали, что в результате этой операции они могут все погибнуть. Кроме того, некоторые с недоверием отнеслись к такой масштабной операции, в которой слишком многое зависело от различных факторов:

  • Фактор внезапности мог подвести, и авианосцы расстреляли бы на подходе к базе;
  • Количество кораблей на базе было неизвестным, так же как и их готовность к внезапному бою;
  • Состояние ПВО военной базы также было неизвестным;
  • Погодные условия тоже могли помешать осуществлению боевой операции.

Адмирал Ямамото яростно отстаивал свой план, так как являлся очень азартным игроком, готовым поставить на кон всё, что имел. Когда генеральный штаб готов был отказаться от рискованной операции, адмирал Ямамото пригрозил уйти в отставку. В связи с тем, что адмирал Ямамото был весьма уважаемой личностью, его уход был бы катастрофой, поэтому начальнику генерального морского штаба Нагано ничего не оставалось, как принять план Ямамото. Адмирал Нагумо так же сомневался в успехе. Чтобы убедить его, Ямамото заявил, что готов лично вести войска в бой, если адмирал Нагумо боится. Чтобы не «потерять лицо», Нагумо вынужден был согласиться.

«Шкуру» убитого адмирала делили больше полувека

Операция по ликвидации адмирала Ямамото произвела крайне тяжёлое впечатление на японских военных. Считалось, что адмирал, несмотря на всё своё негативное отношение к войне, чуть ли не единственный, кто может эффективно бороться с американцами. Его гибель стала тяжёлым ударом для Японии и подняла боевой дух в армии США.

Участники операции «Месть» получили награды, но между Томасом Ланфьером и Рексом Барбером возник конфликт, который растянулся на три десятка лет. Каждый их лётчиков настаивал, что с адмиралом Ямамото покончил именно он.

Лишь в 1975 году один из японских пилотов, входивших в группу прикрытия, описал точную картину происходившего, после чего стало точно известно, что «Бетти», на котором летел адмирал, сбил Рекс Барбер.

Однако спор продолжился и после этого, и лишь в 2003 году, после исследования обломков сбитого бомбардировщика на предмет трассировки попаданий, уничтожение адмирала Ямамото бесспорно записали на счёт Барбера. Правда, сам лётчик не дожил до этого — он умер в 2001 году в возрасте 84 лет.

Почему Япония вступила в войну с США

Многие до сих пор не понимают, как Япония вступила в войну с такой мощной державой, как Соединённые Штаты Америки. Этому способствовало несколько причин:

  1. В 1937 году началась война Японии с Китаем, который был экономически отсталой страной. На протяжении 3 лет японские войска продвигались к границе Индокитая, что привело к обострению конфликта с Англией и США;
  2. В 1940 году Япония заключила Тройственный пакт, который являлся военным союзом между тремя странами (Германией, Италией и Японией), что очень сильно повлияло на ухудшение отношений с США;
  3. В июле 1941 года, когда японские войска вторглись на территорию Индокитая, США, Голландия и Великобритания наложили эмбарго на эскорт нефти в Японию.

Именно последний пункт являлся последней каплей в обострении отношений между Японией и США. Топливных запасов нефти Японии хватило бы на 3 года, после чего державы, обладающие нефтяными месторождениями, могли требовать любую цену за нефть, поэтому японское командование приняло решение о захвате нефтяных месторождений Юго-Восточной Азии. Естественно, что США данное решение не понравилось, поэтому перед японским командованием стало два варианта возможных событий:

  1. Захватить нефтяные месторождения и дать бой американскому флоту в открытом море (что было достаточно проблематично, так как силы американского флота значительно превосходили японский флот);
  2. Сначала разгромить военный флот соперника (путём внезапного нападения), а потом сосредоточить силы на оккупации.

Как нетрудно догадаться, второй вариант оказался предпочтительней.

Застигнутые врасплох

Американские радары зафиксировали приближающиеся самолёты за час до нападения. Но некомпетентность и головотяпство некоторых военнослужащих привели к тому, что информация не дошла по назначению.

Когда началась бомбардировка, многие солдаты только проснулись, другие завтракали, некоторые были в увольнительной. Дорис Миллер, простой моряк, заканчивал свой завтрак, когда японская торпеда взорвала судно. Его боевой пост был уничтожен, и ему приказали оказать помощь раненому капитану. Дорис отнёс капитана в безопасное место, а затем, не имея навыков, вёл огонь из противовоздушной установки, пока не закончились снаряды. Он сбил один самолёт. Вместе с другими уцелевшими моряками, в огне и под обстрелом, Миллер помогал спасать раненых и тонущих людей. За бесстрашие его наградили Военно-морским крестом.

Нападение на Перл-Харбор

Японское военное соединение вышло из базы Курэ в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября боевое соединение находилось в бухте Хитокаппу, в районе Курильских островов. На военные корабли было погружено всё необходимое оборудование, включая брезентовые чехлы для орудий, бочки с горючим для самолётов. Не забыты были и люди, которым выдали полный комплект зимнего обмундирования.

26 ноября корабли отправились к точке сбора. Все они шли разными маршрутами, чтобы не привлекать подозрений. Именно в точке сбора должно было решиться, начнётся война с США или нет.

1 декабря Япония приняла решение начать войну с США, о чём уже на следующий день известили адмирала Нагумо, который командовал всей операцией. Атака на Перл-Харбор была назначена на 7 декабря, что было передано шифрованным приказом, который звучал как «Взойдите на гору Нийтака».

Кроме авианосцев в боевой операции участвовало около 30 различных подводных лодок, 16 из которых являлись мощными субмаринами, обладающими большим радиусом действий. На 11 подводных лодках выло по 1 гидросамолёту, а 5 несли маленькие подводные лодки.

В 6 часов утра с авианосцев, которые находились на расстоянии 230 миль от Гавайских островов, начали подниматься боевые самолёты. Каждый самолёт взлетал с точной синхронизацией относительно качки авианосцев.

Первая волна атаки на Перл-Харбор

Первая боевая волна, которая отправилась бомбить военно-морскую базу США, включала в себя:

  1. 40 бомбардировщиков-торпедоносцев «Nakajima B5N2», торпеды которых (специально для атак на мелководье) были снабжены стабилизаторами из дерева;
  2. 49 самолётов такого же типа, которые несли огромные 800 килограммовые бомбы – глубоко модернизированные и переделанные снаряды линкоров;
  3. 51 самолёт типа «Aichi D3A1» (пикирующий бомбардировщик), каждый из которых нёс на борту бомбу весом в 250 кг;
  4. 43 истребителя «Mitsubishi A6M2», задачей которых было прикрытие бомбардировщиков.

Возможно, силы американского флота могли бы подготовиться к атаке заранее, если бы оперативно отреагировали на обнаружение одной из японских мини-субмарин. Ещё в 3 часа 42 минуты один из минных тральщиков США заметил перископ подводной лодки, которая находилась недалеко от входа в гавань. Информация была передана на эсминец «USS Aaron Ward», который безуспешно разыскивал её в течение 3 часов. В 6 часов эта или другая субмарина была обнаружена летающей лодкой «Каталина», а уже в 6-45 эсминец её потопил. Через 10 минут после уничтожения подводной лодки, эсминец передал сообщение дежурному офицеру, которое попало к нему только в 7-12.

Приближение японских самолётов было замечено в 7-02 радарной станцией. Рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт, которые были операторами радарной станции, сообщили об этом дежурному Джозефу МакДоналду, который в свою очередь сообщил данную информацию лейтенанту К. Тайлеру. Зная, что на военную базу Перл-Харбор должны прибыть бомбардировщики B-17, лейтенант успокоил дежурных, сообщив, что повода для беспокойства нет. Об этом же говорила и радиостанция, которую пилоты часто использовали как пеленг. Именно поэтому многочисленные сигналы об опасности были проигнорированы.

Командир авиагруппы «Акаги» Футида в мемуарах, которые он написал после войны, достаточно неточно описывает сигнал к атаке. Хотя он и подал его в 7-49, но это был повторный сигнал. Первым сигналом, поданным в 7-40, послужила чёрная сигнальная ракета, которую не заметил капитан-лейтенант Итая, ведущий группу истребителей. Второй сигнал был замечен командиром пикировщиков, который сразу же начал атаку.

Несмотря на внезапность нападения, военные музыканты на линкоре «USS Nevada» ровно в 8-00 исполнили государственный гимн США, под сыпавшиеся со всех сторон бомбы. Музыканты лишь один раз немного сбились с ритма, когда одна из бомб чуть не задела линкор.

Так как японцы понимали, какую опасность представляют собой вражеские авианосцы, главной целью их атак являлись именно они. Но раз во время нападения американские авианосцы отсутствовали на базе, японские самолёты сосредоточили внимание на линейных кораблях, так как они являлись достаточной важной целью.

Самыми главными японскими самолётами, которые участвовали в данной операции, несомненно, являлись торпедоносцы. 16 самолётов, ввиду отсутствия на базе авианосцев, остались без определённой цели и вынуждены были атаковать цели по своему усмотрению, что внесло определённый беспорядок в чётко спланированную атаку.

Первыми целями, которые подверглись атаке, были:

  1. Лёгкий крейсер «USS Raleigh»;
  2. Старый линкор «USS Utah», который был принят за авианосец;
  3. Лёгкий крейсер «Детройт».

В то время, когда шла атака, капитан-командор Винсент Мёрфи обсуждал подробности рапорта эсминца «USS Aaron Ward» (который потопил японскую подводную лодку) с адмиралом Киммелем. Прибывший связной сообщил командору о том, что атака на Перл-Харбор не является учениями, о чём Винсент незамедлительно сообщил адмиралу. Киммель в свою очередь передал это известие всем частям морского флота, которые находились на военных базах и в открытом море.

Контр-адмирал У. Ферлонг, который во время японской атаки находился на борту минного заградителя «USS Oglala», увидев вражеские самолёты в небе, сразу понял, что это вражеский налёт и подал сигнал всем кораблям покинуть залив. В этот момент японская торпеда прошла прямо под килем «USS Oglala», который чудом избежал повреждений. Казалось бы, заградителю повезло, но торпеда, попав в борт крейсера «USS Helena», взрывом повредила правый борт «USS Oglala», отчего корабль пошёл на дно.

Огромный линкор «Аризона» был потоплен за 10 минут, не успев произвести ни одного выстрела. Вместе с ним на дно ушли 1177 моряков. Всего было выведено из строя 18 кораблей американского военного флота:

  1. Три линкора были потоплены;
  2. Один сел на мель;
  3. Один перевернулся;
  4. Остальные получили значительные повреждения.

Кроме боевых кораблей, целями для японской авиации были:

  1. Аэродром, который располагался на острове Форд;
  2. База военно-воздушных сил США Хикем;
  3. База ВВС Уиллер;
  4. База гидросамолётов.

Японские истребители занялись уничтожением американских самолётов «В-17», которые были прозваны «Летающая крепость».

Тяжёлые самолёты на земле были прекрасной целью, которая не в силах была дать отпор. После уничтожения «В-17», целью японских истребителей стали американские палубные бомбардировщики «Донтлессы».

USS Arizona ( Американский корабль )

План японцев был прост: уничтожить Тихоокеанский флот. Таким образом, американцы не смогут дать отпор японским вооруженным силам, рассредоточенным по южной части Тихого океана. 7 декабря, после нескольких месяцев планирования и практики, японцы начали атаку.

Около 8 часов утра японские самолеты заполнили небо над Перл-Харбором. Бомбы и пули дождем посыпались на пришвартованные внизу суда. В 8:10 1800-фунтовая бомба пробила палубу линкора USS Arizona и угодила в его передний магазин боеприпасов. Корабль взорвался и затонул с более чем 1000 человек, запертых внутри.

Затем торпеды пробили корпус линкора USS Oklahoma. С 400 моряками на борту «Оклахома» потеряла равновесие, перевернулась на бок и скользнула под воду.

Менее чем через два часа внезапная атака закончилась, и каждый линкор в Перл— Харборе —американский «Аризона», американский «Оклахома», американский «Калифорния», американский «Западная Вирджиния», американский «Юта», американский «Мэриленд», американский «Пенсильвания», американский «Теннесси» и американский «Невада» — получил значительные повреждения. (Все, кроме USS Arizona и USS Utah, были в конце концов спасены и отремонтированы.)

Вторая волна атаки на Перл-Харбор

Вторая волна атаки японской авиации состояла из 167 самолётов. Во второй волне уже не было торпедоносцев, так как вторая атака являлась лишь завершающим этапом.

Именно во время второй японской атаки американские лётчики смогли оказать хоть какое-то сопротивление японской авиации. Аэродром Халейв смог организовать два боевых вылета, состоящие из 5 самолётов. Данные вылеты произошли с 8-15 до 10-00. В результате боевых вылетов американские лётчики смогли сбить 7 японских самолётов, потеряв лишь один свой. Это является показателем того, что боевая авиация США значительно превосходила японскую.

Итоги нападения на Перл-Харбор

Нападение Японии на Перл-Харбор являлось не столько дерзким налётом, сколько вынужденной мерой, так как топливные ресурсы Японии находились под угрозой. Несмотря на все старания политиков и дипломатов, вопрос с эмбарго нефти не удалось решить мирным путём, поэтому командование японской армии вынуждено было нанести внезапный удар по базе американского военного флота.

Данная операция была спланирована прекрасными японскими специалистами морского флота, которые с японской щепетильностью предусмотрели каждую мелочь. Для участия в нападении были отобраны лучшие авиаторы Японии.

Главными задачами, которые ставила перед собой Япония, при планировании атаки на Перл-Харбор были:

  1. Полностью уничтожить американский военный флот, чтобы он не мешал захвату нефтяных месторождений;
  2. Деморализовать дух американского народа.

Если первая задача частично была выполнена, то вторая сбылась с точностью наоборот. Вся война с Японией прошла под лозунгом «Помни Перл-Харбор».

Так как американские авианосцы уцелели, они смогли переломить ход битвы за Мидуэй, после которой флот Японии потерял 4 авианосца и около 250 самолётов, навсегда лишившись возможности действий без прикрытия береговой артиллерии.

Из-за чрезмерной осторожности адмирала Нагумо, который не стал наносить удары по инфраструктуре базы, целыми остались доки и нефтехранилища. Продолжая наступление в этом направлении, можно было закрепить успех, но японское командование решило перебросить авиацию на юго-восток Азии, спеша захватить богатые нефтяные месторождения.

«Белая ворона» в среде милитаристов

Ямамото полагал, что все конфликты необходимо решать за столом переговоров. После обучения в Японии он учился в Гарварде, а затем занимал пост военно-морского атташе в посольстве Японии в США.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году в звании контр-адмирала и уже в звании вице-адмирала — в Лондонской мореходной конференции 1934 года.

В то время как в Японии набирали силу милитаристские настроения, Ямамото оставался «белой вороной» — он был противником вторжения в Манчжурию, войны с Китаем, крайне негативно относился к заключению союзнического пакта между нацистской Германией и фашистской Японией.

Позиция Ямамото вызывала крайнее раздражение сторонников войны, которые начали ему открыто угрожать.

«Погибнуть за Императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего… Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю», — отвечал на все угрозы Ямамото.


Исороку Ямамато, 1934 г. Фото: Public Domain

В 1939 году его назначили на должность главнокомандующего Объединённым флотом. Назначение это было связано с желанием убрать Ямамото из Токио, где националисты практически открыто угрожали ему смертью.

Мемориал Перл-Харбор

Мемориалы Перл-Харбора состоят из двух больших комплексов:

  1. Мемориал линкора «Аризона»;
  2. Мемориал линкора «Миссури».

Мемориал «Аризона» расположен над местом гибели одноимённого боевого линкора. С момента его постройки в 1962 данный мемориал смогли посетить более миллиона человек. В США существует традиция, согласно которой каждый президент этой страны должен хотя бы раз посетить этот мемориал.

Второй мемориал «Миссури» расположен на борту списанного линкора «Миссури», который является кораблём-музеем. Именно на этом боевом корабле была подписана капитуляция Японии в 1945 году.

Нападение на военную базу Перл-Харбор унесло жизни около 2 500 человек. Данная операция не принесла Японии полной победы над американским военным флотом, но показала превосходство авианосцев над линейными кораблями.

В результате атаки погибло 2467 человек

Американцы были полностью шокированы этой атакой. Многие из них проснулись от звуков тревоги, взрывов бомб и стрельбы. Некоторые думали, что это была тренировка. Они были крайне неподготовлены с запертыми шкафчиками, беспилотным оружием и т. д. 2 403 американца погибли и 1178 других были ранены во время атаки. Потоплено 18 кораблей, в том числе пять линейных кораблей, уничтожено 188 самолетов и 159 повреждено. Японцы потеряли 29 самолетов, пять сверхмалых подводных лодок и 64 человека.


Линкор США Аризона взрывается

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]