Перл-Харбор – трагедия США во время Второй мировой войны

Если посмотреть, где находится Перл-Харбор на карте мира, сложно поверить, что этот райский уголок гавайских островов стал настоящим адом в одно воскресное утро. Седьмого декабря 1941 года Япония напала на Перл-Харбор, используя для этого войска вице-адмирала Тюити Нагумо, которому помогали сверхмалые подводные лодки, доставленные к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота. Эта дата осталась в памяти американского народа как напоминание об ужасах войны, которая не должна повториться.

Военные учения флота США

Тихоокеанский флот США, который располагался на военной базе Перл-Харбора, считался одним из сильнейших флотов мира. Военная база была прекрасно защищена от атак с моря и воздуха. Для проверки боеготовности, американцы проводили широкомасштабные военные учения.

В 1932 году, в ходе учений, американский адмирал Ярмут (командующий силами «наступления») повёл себя не типично, и вместо того, чтобы обрушить всю мощь вверенной ему морской эскадры на военную базу Перл-Харбор, решил атаковать только с помощью двух быстрых авианосцев (которые не так давно появились в составе флота). Приблизившись к цели на расстояние 40 миль, адмирал отправил в бой 152 самолёта. Воздушные силы нападающих блестяще справились с боевой задачей, условно уничтожив всю авиацию на вражеской базе.

Несмотря на полный разгром обороняющихся, военное командование США посчитало, что в реальном бою авианосцы будут уничтожены, а большинство самолётов сбито, так как реальные результаты боя будут значительно отличаться от условных атак. Учения 1937 и 1938 годов, в результате которых палубная авиация опять полностью разгромила условного противника, ничего не доказали американским военным.

Всё дело в том, что главной силой в 30 годы считались линкоры, атаковать эти мощные военные корабли считалось заведомо провальной идеей, если противник не располагал таким же классом военных кораблей. Все крупные мировые державы считали, что успех войны на море зависит от одной единственной встречи военных флотов двух держав. Победу гарантировано должна была одержать та сторона, количество линкоров у которой превосходило соперника. Хотя авианосцы играли важную роль во флотах, их задачей была лишь вспомогательная поддержка линкоров. К результатам учений американское военное командование относилось скептически.

11 ноября 1940 года произошёл бой между английским авианосцем HMS Illustrious и линейным флотом Италии. Вопреки ожиданиям, атака самолётов с одного единственного авианосца смогла уничтожить один итальянский линкор и вывести из строя два других. Бой в гавани Таранто был признан американскими военными везением и результатом безответственного отношения к бою итальянских военных.

Тщательно продуманный план

Японская разведка, отлично работавшая при помощи резидентуры прямо на американской базе, постоянно поставляла данные о перемещении американских кораблей. С этой информацией Ямамото разработал до мелочей продуманный план. Тщательно изучив опыт налета британской авиации на итальянскую базу ВМФ в Таранто, где союзники Японии понесли тяжелые потери, Ямамото заимствовал множество решений. Так, авианосное ударное соединение выдвигалось к Гавайским островам из района Курил в полном радиомолчании. Группировка из 6 тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» поддерживалась внушительным охранением. А 6 подводных лодок должны были доставить в бухту сверхмалые лодки для проведения торпедных атак, а затем начать патрулирование.

Сброс торпеды в борт линейного корабля

Источник: pinterest.ru

Основной удар наносила палубная авиация, которая располагала 414 самолетами трех типов – торпедоносцы B5N «Кейт», пикировщики D3A «Вэл» и знаменитые истребители «Зеро» A6M. Часть торпедоносцев выполняла нетрадиционную роль высотных бомбардировщиков, вооружившись 800-килограммовыми бронебойными бомбами, на остальных были торпеды, но со специальными деревянными устройствами-стабилизаторами, которые не позволяли торпедам зарываться в грунт при сбросе в мелководной бухте. Пикировщики бросали традиционно 250-килограммовые бомбы, а «Зеро» из пушек и пулеметов расстреливали самолеты на открытых стоянках и личный состав. Удар предполагалось наносить тремя последовательными волнами самолетов.

Схема налёта первой волны

Источник: upload.wikimedia.org

Несмотря на все эти приготовления, имеется несколько (назовём их странными) обстоятельств, предшествовавших атаке, а равно – и вступлению США во Вторую мировую войну. Разведчики всех уровней, а также дружественные разведки, в том числе легендарный Рихард Зорге, неоднократно предупреждали высшее руководство США о возможном начале боевых действий, причем довольно точно. 6 декабря 1941 года американцы даже смогли расшифровать секретную японскую ноту в ответ на американский ультиматум, которая фактически означала войну. Президент Рузвельт получил ее в 21.30 6 декабря, то есть ещё перед атакой, но базу никто не предупредил. Наконец, о вещи! За 50 минут(!) до подлёта армада японских самолетов была обнаружена радаром, но их почему-то посчитали своими. Действительно, подумаешь, больше 300 «своих» самолетов бесконтрольно где-то летят?! А незадолго до атаки на западное побережье США и в другие районы были перебазированы все американские авианосцы – залог будущих побед в войне на море. Не слишком ли много совпадений? Думайте сами.

Предпосылки к подготовке атаки на Перл-Харбор

До сих пор остаётся точно неизвестно, почему Япония решила напасть на Перл-Харбор. Предпосылки к этому наметились уже в 1927 году. В этом году будущий начальник штаба 1-ого авианосного флота Кусака Рьюносуке, который только окончил специализированный колледж морского штаба и бывший в то время капитаном второго ранга, начал разрабатывать планы по атаке военно-морской базы США на Перл-Харборе.

Вскоре после окончания колледжа, его назначили преподавателем курса авиации для 10 важных лиц государства, среди которых был и Нагано Осами (адмирал и будущий маршал японского Императорского флота). Именно во время этого курса Кусака Рьюносуке написал документ, в котором говорилось, что если генеральное сражение с американским флотом не состоится, так как тот откажется выйти в открытое море, нужно будет срочно перехватить инициативу и нанести удар по Перл-Харбору. Осуществить данную операцию возможно только силами авиации.

Данный документ был издан всего в 30 экземплярах и тайно разослан командному составу. Скорее всего, он попал на глаза адмиралу Ямамото, после чего у него в голове сложился план по нападению Японии на Перл-Харбор. Результаты морских учений заставили японцев по-другому взглянуть на использование авианосцев, а бой в гавани Таранто убедил их в своей идее.

Хотя адмирал Ямамото не одобрял вступления Японии во Вторую Мировую войну (особенно ему не нравилось заключение Тройственного пакта), как профессиональный военный, он сделал всё необходимое, чтобы подготовить японский флот к будущим боевым действиям. В частности он увеличил количество авианосцев и осуществил план атаки на Перл-Харбор.

Следует понимать, что адмирал Ямамото не смог бы претворить план атаки на Перл-Харбор своими силами. Когда обстановка между Японией и США накалилась до такой степени, что война стала почти неизбежной, Ямамото обратился за помощью к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, который командовал 11 воздушным флотом. В распоряжении Каидзиро были только истребители «Зеро» и бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, которые в связи с недостаточной дальностью не могли участвовать в данной операции. Ониси посоветовал огорчённому Ямамото обратиться к своему заместителю Минору Гэнде.

Почему был выбран именно Гэнда? Данный человек, кроме того, что был лётчиком-асом (его подразделение боевых истребителей носило прозвище «фокусники Гэнды»), обладал великолепным чутьём тактика. Кроме того, он считался лучшим специалистом в Японии по боевому использованию авианосцев. Гэнда тщательно изучил все возможности нападения на Тихоокеанский флот США на базе Перл-Харбор и высчитал, сколько понадобится материальных и человеческих ресурсов. Для успешного проведения операции, по мнению Гэнды, нужно было 6 тяжёлых авианосцев. На все самолёты требовалось посадить только лучших лётчиков, а сама операция должна проводиться в условиях строжайшей секретности для обеспечения полной внезапности.

«Белая ворона» в среде милитаристов.


0
Ямамото полагал, что все конфликты необходимо решать за столом переговоров. После обучения в Японии он учился в Гарварде, а затем занимал пост военно-морского атташе в посольстве Японии в США. Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году в звании контр-адмирала и уже в звании вице-адмирала — в Лондонской мореходной конференции 1934 года. В то время как в Японии набирали силу милитаристские настроения, Ямамото оставался «белой вороной» — он был противником вторжения в Манчжурию, войны с Китаем, крайне негативно относился к заключению союзнического пакта между нацистской Германией и фашистской Японией. Позиция Ямамото вызывала крайнее раздражение сторонников войны, которые начали ему открыто угрожать.


0

«Погибнуть за Императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего… Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю», — отвечал на все угрозы Ямамото. В 1939 году его назначили на должность главнокомандующего Объединённым флотом. Назначение это было связано с желанием убрать Ямамото из Токио, где националисты практически открыто угрожали ему смертью.

Детальная проработка боевой операции

Проработка плана нападения на Перл-Харбор была поручена одному из главных офицеров Объединённого флота – Куросиме Камето. Данный офицер отличался эксцентричностью и незаурядностью. Когда он «творил», то запирался в своей каюте на несколько дней, раздевался догола и в таком виде сидел на столе, окуривая всё помещение ладаном. Именно этот странный человек разработал весь тактический план нападения на военную базу США, учитывая при этом все возможные нюансы.

Готовый детальный план был предоставлен на суд в морской генеральный штаб, где неожиданно встретил сильнейшее недоверие и оппозицию. Многие офицеры, не веря эффективности авианосцев, считали, что в результате этой операции они могут все погибнуть. Кроме того, некоторые с недоверием отнеслись к такой масштабной операции, в которой слишком многое зависело от различных факторов:

  • Фактор внезапности мог подвести, и авианосцы расстреляли бы на подходе к базе;
  • Количество кораблей на базе было неизвестным, так же как и их готовность к внезапному бою;
  • Состояние ПВО военной базы также было неизвестным;
  • Погодные условия тоже могли помешать осуществлению боевой операции.

Адмирал Ямамото яростно отстаивал свой план, так как являлся очень азартным игроком, готовым поставить на кон всё, что имел. Когда генеральный штаб готов был отказаться от рискованной операции, адмирал Ямамото пригрозил уйти в отставку. В связи с тем, что адмирал Ямамото был весьма уважаемой личностью, его уход был бы катастрофой, поэтому начальнику генерального морского штаба Нагано ничего не оставалось, как принять план Ямамото. Адмирал Нагумо так же сомневался в успехе. Чтобы убедить его, Ямамото заявил, что готов лично вести войска в бой, если адмирал Нагумо боится. Чтобы не «потерять лицо», Нагумо вынужден был согласиться.

Почему Япония вступила в войну с США

Многие до сих пор не понимают, как Япония вступила в войну с такой мощной державой, как Соединённые Штаты Америки. Этому способствовало несколько причин:

  1. В 1937 году началась война Японии с Китаем, который был экономически отсталой страной. На протяжении 3 лет японские войска продвигались к границе Индокитая, что привело к обострению конфликта с Англией и США;
  2. В 1940 году Япония заключила Тройственный пакт, который являлся военным союзом между тремя странами (Германией, Италией и Японией), что очень сильно повлияло на ухудшение отношений с США;
  3. В июле 1941 года, когда японские войска вторглись на территорию Индокитая, США, Голландия и Великобритания наложили эмбарго на эскорт нефти в Японию.

Именно последний пункт являлся последней каплей в обострении отношений между Японией и США. Топливных запасов нефти Японии хватило бы на 3 года, после чего державы, обладающие нефтяными месторождениями, могли требовать любую цену за нефть, поэтому японское командование приняло решение о захвате нефтяных месторождений Юго-Восточной Азии. Естественно, что США данное решение не понравилось, поэтому перед японским командованием стало два варианта возможных событий:

  1. Захватить нефтяные месторождения и дать бой американскому флоту в открытом море (что было достаточно проблематично, так как силы американского флота значительно превосходили японский флот);
  2. Сначала разгромить военный флот соперника (путём внезапного нападения), а потом сосредоточить силы на оккупации.

Как нетрудно догадаться, второй вариант оказался предпочтительней.

Ликвидировать адмирала.


0
Среди тех, на кого американские мстители охотились персонально, под номером один стоял главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны адмирал Исороку Ямамото. В апреле 1943 года американская разведка в ходе операции «Мэджик» сумела перехватить и расшифровать информацию о планах, касающихся поездок адмирала Ямамото. Это позволило подготовить специальную операцию по ликвидации японского главнокомандующего.


0

Добро на проведение данной акции дал лично президент США Рузвельт, попросивший министра военно-морских сил Фрэнка Нокса «достать Ямамото». Операция была назначена на 18 апреля и получила не самое замысловатое название «Месть». Парадоксально, но человек, ставший для американцев «мишенью номер один», был одним из наиболее яростных и последовательных противников войны с США. В 1904 году выпускник японской Академии военно-морского флота попал в самое пекло русско-японской войны. В победном для японцев Цусимском сражении Ямамото был ранен, лишившись двух пальцев левой руки. Ранение не повлияло на его желание продолжить военную службу, однако, возможно, сформировало негативное отношение к военным конфликтам в целом.

Нападение на Перл-Харбор

Японское военное соединение вышло из базы Курэ в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября боевое соединение находилось в бухте Хитокаппу, в районе Курильских островов. На военные корабли было погружено всё необходимое оборудование, включая брезентовые чехлы для орудий, бочки с горючим для самолётов. Не забыты были и люди, которым выдали полный комплект зимнего обмундирования.

26 ноября корабли отправились к точке сбора. Все они шли разными маршрутами, чтобы не привлекать подозрений. Именно в точке сбора должно было решиться, начнётся война с США или нет.

1 декабря Япония приняла решение начать войну с США, о чём уже на следующий день известили адмирала Нагумо, который командовал всей операцией. Атака на Перл-Харбор была назначена на 7 декабря, что было передано шифрованным приказом, который звучал как «Взойдите на гору Нийтака».

Кроме авианосцев в боевой операции участвовало около 30 различных подводных лодок, 16 из которых являлись мощными субмаринами, обладающими большим радиусом действий. На 11 подводных лодках выло по 1 гидросамолёту, а 5 несли маленькие подводные лодки.

В 6 часов утра с авианосцев, которые находились на расстоянии 230 миль от Гавайских островов, начали подниматься боевые самолёты. Каждый самолёт взлетал с точной синхронизацией относительно качки авианосцев.

Охотники и жертва.


0
В феврале 1943 года Япония потерпела поражение в битве за Гуадалканал, что привело к окончательной утрате стратегической инициативы в войне. Адмирал Ямамото, понимая, что после данной неудачи солдаты и офицеры находятся в тяжёлом психологическом состоянии, принял решение лично провести инспекцию войск южного Тихого океана. Инспеция проходила в апреле 1943 года, и информацию о ней удалось перехватить американским разведчикам. Американцы узнали, что утром 18 апреля Ямамото полетит из Рабаула на аэродром Баллалае, который расположен на острове Бугенвиль на Соломоновых островах. Для проведения перехвата была выбрана 339-я истребительная эскадрилья 347-й истребительной группы 13-й Воздушной армии США, так как их машины P-38 «Лайтнинг» имели достаточную дальность полёта. Американские пилоты были уведомлены, что они будут проводить перехват «важного старшего офицера», но не были поставлены в известие об имени их мишени. Японцы не знали о том, что информация о передвижении главнокомандующего доступна противнику, однако опасались за его безопасность. Адмиралу Ямамото предлагали отменить полёт, но он наотрез отказался. Заняв место рядом с пилотом в бомбардировщике «Бетти», адмирал точно по графику отправился в перелёт дальностью в 319 миль. С острова Гуадалканал на перехват самолёта с адмиралом должны были вылететь 19 специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38. В реальности взлететь смогли 18, затем ещё один вернулся на базу из-за поломки, а ещё два упали в море. Оставшиеся летели на малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными.

Первая волна атаки на Перл-Харбор

Первая боевая волна, которая отправилась бомбить военно-морскую базу США, включала в себя:

  1. 40 бомбардировщиков-торпедоносцев «Nakajima B5N2», торпеды которых (специально для атак на мелководье) были снабжены стабилизаторами из дерева;
  2. 49 самолётов такого же типа, которые несли огромные 800 килограммовые бомбы – глубоко модернизированные и переделанные снаряды линкоров;
  3. 51 самолёт типа «Aichi D3A1» (пикирующий бомбардировщик), каждый из которых нёс на борту бомбу весом в 250 кг;
  4. 43 истребителя «Mitsubishi A6M2», задачей которых было прикрытие бомбардировщиков.

Возможно, силы американского флота могли бы подготовиться к атаке заранее, если бы оперативно отреагировали на обнаружение одной из японских мини-субмарин. Ещё в 3 часа 42 минуты один из минных тральщиков США заметил перископ подводной лодки, которая находилась недалеко от входа в гавань. Информация была передана на эсминец «USS Aaron Ward», который безуспешно разыскивал её в течение 3 часов. В 6 часов эта или другая субмарина была обнаружена летающей лодкой «Каталина», а уже в 6-45 эсминец её потопил. Через 10 минут после уничтожения подводной лодки, эсминец передал сообщение дежурному офицеру, которое попало к нему только в 7-12.

Приближение японских самолётов было замечено в 7-02 радарной станцией. Рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт, которые были операторами радарной станции, сообщили об этом дежурному Джозефу МакДоналду, который в свою очередь сообщил данную информацию лейтенанту К. Тайлеру. Зная, что на военную базу Перл-Харбор должны прибыть бомбардировщики B-17, лейтенант успокоил дежурных, сообщив, что повода для беспокойства нет. Об этом же говорила и радиостанция, которую пилоты часто использовали как пеленг. Именно поэтому многочисленные сигналы об опасности были проигнорированы.

Командир авиагруппы «Акаги» Футида в мемуарах, которые он написал после войны, достаточно неточно описывает сигнал к атаке. Хотя он и подал его в 7-49, но это был повторный сигнал. Первым сигналом, поданным в 7-40, послужила чёрная сигнальная ракета, которую не заметил капитан-лейтенант Итая, ведущий группу истребителей. Второй сигнал был замечен командиром пикировщиков, который сразу же начал атаку.

Несмотря на внезапность нападения, военные музыканты на линкоре «USS Nevada» ровно в 8-00 исполнили государственный гимн США, под сыпавшиеся со всех сторон бомбы. Музыканты лишь один раз немного сбились с ритма, когда одна из бомб чуть не задела линкор.

Так как японцы понимали, какую опасность представляют собой вражеские авианосцы, главной целью их атак являлись именно они. Но раз во время нападения американские авианосцы отсутствовали на базе, японские самолёты сосредоточили внимание на линейных кораблях, так как они являлись достаточной важной целью.

Самыми главными японскими самолётами, которые участвовали в данной операции, несомненно, являлись торпедоносцы. 16 самолётов, ввиду отсутствия на базе авианосцев, остались без определённой цели и вынуждены были атаковать цели по своему усмотрению, что внесло определённый беспорядок в чётко спланированную атаку.

Первыми целями, которые подверглись атаке, были:

  1. Лёгкий крейсер «USS Raleigh»;
  2. Старый линкор «USS Utah», который был принят за авианосец;
  3. Лёгкий крейсер «Детройт».

В то время, когда шла атака, капитан-командор Винсент Мёрфи обсуждал подробности рапорта эсминца «USS Aaron Ward» (который потопил японскую подводную лодку) с адмиралом Киммелем. Прибывший связной сообщил командору о том, что атака на Перл-Харбор не является учениями, о чём Винсент незамедлительно сообщил адмиралу. Киммель в свою очередь передал это известие всем частям морского флота, которые находились на военных базах и в открытом море.

Контр-адмирал У. Ферлонг, который во время японской атаки находился на борту минного заградителя «USS Oglala», увидев вражеские самолёты в небе, сразу понял, что это вражеский налёт и подал сигнал всем кораблям покинуть залив. В этот момент японская торпеда прошла прямо под килем «USS Oglala», который чудом избежал повреждений. Казалось бы, заградителю повезло, но торпеда, попав в борт крейсера «USS Helena», взрывом повредила правый борт «USS Oglala», отчего корабль пошёл на дно.

Огромный линкор «Аризона» был потоплен за 10 минут, не успев произвести ни одного выстрела. Вместе с ним на дно ушли 1177 моряков. Всего было выведено из строя 18 кораблей американского военного флота:

  1. Три линкора были потоплены;
  2. Один сел на мель;
  3. Один перевернулся;
  4. Остальные получили значительные повреждения.

Кроме боевых кораблей, целями для японской авиации были:

  1. Аэродром, который располагался на острове Форд;
  2. База военно-воздушных сил США Хикем;
  3. База ВВС Уиллер;
  4. База гидросамолётов.

Японские истребители занялись уничтожением американских самолётов «В-17», которые были прозваны «Летающая крепость».

Тяжёлые самолёты на земле были прекрасной целью, которая не в силах была дать отпор. После уничтожения «В-17», целью японских истребителей стали американские палубные бомбардировщики «Донтлессы».

Япона-рать. Почему Пёрл-Харбор стал катастрофой?

Ровно 75 лет назад, 7 декабря 1941 года самолёты с японских авианосцев нанесли удар по кораблям американского Тихоокеанского флота, находившимся в бухте Пёрл-Харбор. В связи с неожиданностью атаки кораблям, а также стоявшим на земле самолётам был нанесён серьёзный ущерб. Американский президент Рузвельт назвал 7 декабря «днём позора», и всю последующую войну одним из главных американских лозунгов был «Помни Пёрл-Харбор!».

Операция была грамотно спланирована и осуществлена японской стороной, хотя значение этой атаки традиционно преувеличивается, поскольку главной цели — уничтожения авианосцев — японцы так и не достигли. Уже после войны появился альтернативный взгляд на события 7 декабря, поскольку выяснилось, что атака японцев могла быть предупреждена заранее. Появились конспирологические версии о том, что американское руководство осознанно подставило корабли под удар (тем более что в бухте базировались в основном устаревшие линкоры), чтобы иметь безукоризненный повод для вступления в войну. Ведь до этой атаки такой шаг был непростым делом, учитывая противодействие конгресса и изоляционистские взгляды значительной части общества. Лайф выяснил, можно ли считать атаку японцев успешной и действительно ли американцы подставились под удар японцев или же внезапность атаки стала следствием грубых ошибок военного руководства.

Предыстория

К 1941 году американское руководство стало склоняться к вступлению в войну. К этому моменту мировая война шла уже почти два года. Тем не менее, как и в годы Первой мировой войны, общественное мнение придерживалось изоляционистских взглядов и не одобряло начала военных действий. Рузвельт явно симпатизировал противникам Гитлера, но вступить в войну не решался.

Японцы же планировали воспользоваться войной для того, чтобы создать на Тихом океане империю, равной которой не было в Азии. Японцы уже контролировали значительную часть Китая, но ситуацию несколько осложняло наличие в Юго-Восточной Азии колоний европейских стран, а также позиция США, которые были недовольны попытками японцев доминировать в этом регионе. Складывалась ситуация, когда приступить к завоеванию Азии было невозможно, не поссорившись со всеми великими державами.

Японцы, планируя свои операции, исходили из предположения, что американцы в любом случае вмешаются в случае начала боевых действий против британцев. В японских штабах велись жаркие споры на тему того, нужно ли распылять силы и играть с огнём, атакуя американцев первыми, и не лучше ли сосредоточить все свои усилия на захвате богатых ресурсами азиатских регионов, а американцам отвечать по мере необходимости. В конце концов победила точка зрения сторонников нанесения превентивного удара по американскому флоту. Этой позиции придерживался адмирал Ямамото, считавший, что американцы в любом случае вступят в эту войну, поэтому лучше ударить первыми, чтобы нанести как можно больший урон.

В данном случае японцы ошиблись в самом начале, поскольку исходили из ошибочных представлений. Американцы физически не могли воспрепятствовать японцам на Тихом океане, поскольку американский флот нуждался в модернизации и укреплении и до вступления США в войну прошёл бы достаточно значительный срок. Даже первоначальный американский план на случай войны предусматривал экстренную эвакуацию Филиппин (главного американского форпоста в регионе) в случае попытки их захвата.

В планировании атаки японцы самым тщательным образом изучили атаку, проведённую британской палубной авиацией против итальянской военно-морской базы в Таранто, которая произошла в ноябре 1940 года. По соотношению задействованных сил и достигнутых результатов эта атака носила беспрецедентный характер. 20 британских самолётов-торпедоносцев атаковали находившиеся в гавани итальянские линкоры, потопив три корабля — ровно половину всех линкоров, находившихся в распоряжении итальянского флота.

Также были тщательно рассмотрены американские учения на Пёрл-Харборе, которые как раз симулировали авианалёт на корабли в гавани. Учения проводились ещё в середине 30-х годов и уже тогда показали, что атака авиационной группы может быть весьма успешной.

Помимо разработки плана атаки необходимо было выбрать и оптимальный путь, которым эскадра должна была приблизиться к американской базе. Весь успех плана базировался на внезапности и неожиданности атаки, и этого эффекта было бы невозможно достичь, если бы корабли были обнаружены заранее. Между тем наиболее удобные для подхода маршруты либо находились в зоне действия американских самолётов-разведчиков, либо проходили по насыщенным торговым маршрутам. В итоге был выбран самый сложный маршрут, где был наименьший риск столкновения с нежелательными свидетелями, но крайне неустойчивые погодные условия, которые существенно затрудняли дозаправку кораблей и ставили под угрозу всю операцию.

Большое внимание было уделено подготовке пилотов, которые будут участвовать в атаке гавани. На одном из тихоокеанских островов был построен детальный макет острова Оаху, где и располагалась гавань Пёрл-Харбор, которая должна была стать целью атаки. Начиная с сентября 1941 года пилоты торпедоносцев отрабатывали навыки в поражении целей торпедами, пилоты пикирующих бомбардировщиков тренировались сбрасывать бомбы, а пилоты истребителей — прикрывать торпедоносцы и бомбардировщики, а также поражать самолёты, ещё не успевшие подняться с аэродромов.

Отношения Японии и США в 1941 году окончательно испортились. Америка наложила на японцев санкции, прекратив продавать им нефть и сталь, в которых они остро нуждались. Эмбарго на поставки стратегически важных товаров подтолкнуло японцев к активизации агрессивных действий в Юго-Восточной Азии, богатой ресурсами.

Тем не менее война с американцами не казалась японцам очевидной. Ожидалось, что американцы, скорее всего, вступят в войну в случае дальнейших захватов Японией территорий в Азии, однако мощь американской экономики пугала японцев. Даже несмотря на то, что они имели детально разработанный план атаки, японцы до конца года не решались предпринимать каких-либо действий против США. За две недели до атаки на Пёрл-Харбор американский госсекретарь Корделл Хал прислал японцам ноту, в которой ультимативно требовал вывода японских войск из Индокитая и Китая. Это было воспринято японцами как ультиматум перед войной, и только после этого император дал добро на атаку Пёрл-Харбора.

Американцы же готовились к совершенно другому сценарию. Они полагали, что главной целью для удара станут Филиппинские острова, где находилось несколько американских баз. С Филиппин американцы могли терроризировать японские морские коммуникации на южном направлении. При этом защитить острова от массированного вторжения у американцев на тот момент не было возможности, и первоначальные планы предусматривали эвакуацию специалистов и военных. Лишь усилиями командующего американскими и филиппинскими войсками генерала Макартура план был изменён, и американцы решили оборонять остров (что удавалось им на протяжении почти полугода).

По этой причине вариант нападения на Пёрл-Харбор даже не рассматривался, в американских штабах были абсолютно уверены в том, что японцы не способны провести сразу две крупномасштабных военно-морских операции одновременно. Как оказалось позднее, американцы жестоко ошибались.

В конце ноября 1941 года ударная группа в составе шести авианосцев, 441 самолёта, двух линкоров, двух тяжёлых крейсеров, 11 эсминцев и группы подводных лодок, пять из которых несли сверхмалые подводные лодки, покинула базу и выдвинулась в направлении гавайского острова Оаху.

Эскадра имела приказ топить любые встреченные торговые суда, принадлежащие Британии, Голландии или США. Суда всех остальных стран планировалось захватывать при помощи абордажной команды. Эти действия должны были сохранить в тайне поход эскадры. В случае если эскадра была бы обнаружена до 6 декабря включительно, удар по американской базе отменялся. Однако никого топить и захватывать не пришлось, поскольку эскадра двигалась самым непопулярным маршрутом, по которому редко ходили другие корабли, и поход удалось сохранить в тайне до самого конца.

Первыми должны были действовать подводные лодки, которые сбросили пять сверхмалых субмарин, чьей задачей было проникнуть в гавань и торпедировать корабли, когда начнётся атака. Это задание провалилось, судьба двух лодок так и осталась неустановленной, одна лодка села на риф, ещё двум удалось проникнуть в гавань, воспользовавшись чьей-то преступной халатностью — противоторпедная сеть не была закрыта. Однако их уничтожили в гавани ещё ночью, за несколько часов до нападения. Но из-за непонятных проволочек и задержек шифровка о ночной атаке ушла в штаб только через несколько часов, когда до атаки оставались считаные минуты.

Почти за час до начала атаки радиолокационная станция на Гавайях засекла японские самолёты. Однако старшие офицеры не отреагировали на информацию о неизвестных самолётах неподалёку от островов, вероятно, приняв их за американские.

Время для атаки было выбрано идеально. Утром воскресного дня многие моряки — обслуживающий персонал аэродромов, лётчики, зенитчики — находились в увольнительной. Флот был практически беззащитен.

В первой волне атаки приняли участие 183 японских самолёта: 100 бомбардировщиков, 40 торпедоносцев и 43 истребителя прикрытия. Главной их целью были линкоры — наиболее крупные и, как тогда считалось, опасные корабли противника.

В первые минуты после атаки царила суматоха, многих людей на базе не было, большинство в такой ранний час оказались поднятыми с кроватей и теперь лихорадочно носились по базе, пытаясь сделать хоть что-то. Поняв, что ни о каких учениях и речи быть не может и флот подвергся атаке японцев, контр-адмирал Фарлонг, находившийся на базе, отдал приказ всем судам выходить в море, где у них было бы пространство для манёвра.

Но было уже поздно. Линкоры, пришвартованные друг рядом с другом, были слишком простой целью для японских лётчиков, множество раз отработавших ситуацию на учениях. Пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы наносили удары по кораблям, тогда как высотные бомбардировщики и истребители били по двум аэродромам, на которых находилось несколько сотен американских самолётов, так и не успевших взлететь.

Самый серьёзный удар пришёлся по линкору «Аризона», который в силу своего расположения оказался самой удобной целью. Первые бомбы упали на него, ещё когда на корабле даже не успели объявить тревогу. В итоге он был просто изрешечён попаданиями по меньшей мере восьми авиабомб и минимум двух торпед. Половина всех погибших в этот день американцев пришлась на команду линкора — из полутора тысяч членов экипажа спаслось только 400 человек.

Израсходовав боеприпасы, первая волна вернулась на авианосцы. Следом пришла вторая, чуть менее многочисленная. Во второй волне атаки выступали 163 самолёта. На этот раз торпедоносцы не участвовали, поскольку главными целями были два аэродрома.

Американские самолёты стояли в линию, друг рядом с другом, и были абсолютно беззащитны. На подготовку к вылету пришлось бы потратить столько времени, что японцы за этот период провели бы с десяток атак. Поэтому лётчикам и обслуживающему персоналу приходилось снимать пулемёты с самолётов и прямо с земли пытаться отпугнуть этим огнём японские самолёты. Серьёзного ущерба подобными действиями они, конечно, не могли нанести. Поэтому в день атаки на Пёрл-Харбор американская авиация понесла даже большие потери, чем флот. Лишь на одном из аэродромов смогли подняться в воздух несколько самолётов.

Атака завершилась через два часа невероятным успехом японских сил. Они потопили два линкора, ещё три сели на мель. Почти 200 самолётов были уничтожены на земле, и ещё полторы сотни очень серьёзно повреждены. Погибло 2403 американца. При этом потери японских сил составили всего 29 самолётов и пять сверхмалых подлодок. Потери личного состава также были куда скромнее — всего 64 человека.

Уже после войны стала достаточно популярной версия о том, что американское руководство сознательно подставило часть флота под удар, чтобы склонить американское общественное мнение к необходимости войны. В те годы большинство американцев придерживались изоляционистских взглядов, и в Первую мировую войну США вступили только после того, как немцами был потоплен пассажирский лайнер «Лузитания».

В пользу этой конспирологической версии говорит несколько фактов:

— отсутствие в момент атаки авианосцев — самого грозного оружия, которое и было целью японского флота. За несколько дней до атаки авианосцы были предусмотрительно выведены из бухты и направлены в другие места. Атаке подверглись только линкоры, по сути, уже устаревшие и бессмысленные корабли;

— удивительная самоуспокоенность американцев, граничащая с преступной халатностью и вредительством. Сверхмалые подводные лодки смогли попасть в гавань, поскольку кто-то забыл закрыть противоторпедные сети. Корабли, охотившиеся за проникшими на базу подлодками, сообщили об этом с большим опозданием, а их шифровка пришла в штаб только утром, хотя сброс глубинных бомб проводился ещё ночью;

— были проигнорированы данные радиолокационной станции, которая засекла приближавшиеся самолёты ещё за 50 минут до атаки. В конце концов, вечером накануне атаки американской разведке удалось перехватить японскую шифровку, из которой стало ясно, что 7 декабря японцами будет объявлена война. Но даже несмотря на это на главной базе флота в Пёрл-Харборе не была объявлена боевая готовность, не были отменены увольнительные и отпуска, и она была просто не готова к отражению атаки.

Вместе с тем всё это может быть объяснено не столько коварным умыслом руководства, решившего подставить под удар целый флот, сколько его недооценкой противника. Всё американское военное руководство было абсолютно убеждено, что главной целью японцев станут Филиппины, без взятия которых японцы не смогут эффектно действовать в Тихом океане. А поскольку американцы были уверены, что японцы не смогут провести две мощных наступательных операции с участием флота одновременно, они свято верили в то, что базе на Гавайских островах ничто не грозит.

Американский Тихоокеанский флот на несколько месяцев лишился возможности проводить серьёзные операции, что позволило японцам начать успешное наступление в Азии. С первого взгляда кажется, что японцы смогли достичь фантастического успеха, а операция была удачной. Если рассматривать атаку на Пёрл-Харбор как единичное сражение, то так и есть: японцы добились неоспоримой и убедительной победы. Но если смотреть более глобально, то операция оказалась не слишком успешной.

Японцы нанесли ощутимый урон линкорам, однако в условиях Второй мировой войны линкоры без авиационного сопровождения превратились в чрезвычайно уязвимую мишень и стали по сути бессмысленны. Их век прошёл, наступила эпоха авианосцев. А вот все свои авианосцы американцам удалось сохранить, поскольку в день атаки их не было в гавани. Таким образом, основная ударная сила американцев по-прежнему функционировала, и задача одним ударом разгромить флот не была выполнена.

Кроме того, японские лётчики сосредоточили все свои силы на атаке кораблей и аэродромов, совершенно позабыв про нефтяные склады. Пёрл-Харбор был одной из главных баз Тихоокеанского флота, и на местных складах хранилось большое количество топлива. Уничтожение этих запасов нанесло бы флоту даже больший ущерб, чем уничтожение линкоров, поскольку корабли без топлива функционировать не способны. Американцы к тому моменту ещё не перевели экономику на военные рельсы и испытывали серьёзные проблемы с доставкой топлива на отдалённые базы. Уничтожение нефтебаков на базе создало бы американцам не меньшие проблемы, чем необходимость ремонта линкоров. К слову, японцы так же проигнорировали всю инфраструктуру базы, не став её разрушать, что очень помогло американцам.

Поэтому со стратегической точки зрения атака на Пёрл-Харбор была скорее неудачной, хотя и с некоторым положительным краткосрочным эффектом. Вместо того чтобы уничтожить главную базу Тихоокеанского флота или на долгое время сделать невозможной её эксплуатацию, японцы сосредоточили основной удар на практически бесполезных линкорах. На стороне японцев был такой важнейший фактор, как неожиданность нападения, и они могли бы распорядиться этим козырем с гораздо большей пользой для себя.

Эффекта Пёрл-Харбора хватило лишь на несколько месяцев — уже спустя полгода после атаки уцелевшие американские авианосцы разгромили японский флот в сражении у атолла Мидуэй, отправив на дно сразу четыре японских авианесущих корабля. После этого японцы до конца войны лишились возможности вести крупномасштабные наступательные операции и потеряли стратегическую инициативу.

Вторая волна атаки на Перл-Харбор

Вторая волна атаки японской авиации состояла из 167 самолётов. Во второй волне уже не было торпедоносцев, так как вторая атака являлась лишь завершающим этапом.

Именно во время второй японской атаки американские лётчики смогли оказать хоть какое-то сопротивление японской авиации. Аэродром Халейв смог организовать два боевых вылета, состоящие из 5 самолётов. Данные вылеты произошли с 8-15 до 10-00. В результате боевых вылетов американские лётчики смогли сбить 7 японских самолётов, потеряв лишь один свой. Это является показателем того, что боевая авиация США значительно превосходила японскую.

Итоги нападения на Перл-Харбор

Нападение Японии на Перл-Харбор являлось не столько дерзким налётом, сколько вынужденной мерой, так как топливные ресурсы Японии находились под угрозой. Несмотря на все старания политиков и дипломатов, вопрос с эмбарго нефти не удалось решить мирным путём, поэтому командование японской армии вынуждено было нанести внезапный удар по базе американского военного флота.

Данная операция была спланирована прекрасными японскими специалистами морского флота, которые с японской щепетильностью предусмотрели каждую мелочь. Для участия в нападении были отобраны лучшие авиаторы Японии.

Главными задачами, которые ставила перед собой Япония, при планировании атаки на Перл-Харбор были:

  1. Полностью уничтожить американский военный флот, чтобы он не мешал захвату нефтяных месторождений;
  2. Деморализовать дух американского народа.

Если первая задача частично была выполнена, то вторая сбылась с точностью наоборот. Вся война с Японией прошла под лозунгом «Помни Перл-Харбор».

Так как американские авианосцы уцелели, они смогли переломить ход битвы за Мидуэй, после которой флот Японии потерял 4 авианосца и около 250 самолётов, навсегда лишившись возможности действий без прикрытия береговой артиллерии.

Из-за чрезмерной осторожности адмирала Нагумо, который не стал наносить удары по инфраструктуре базы, целыми остались доки и нефтехранилища. Продолжая наступление в этом направлении, можно было закрепить успех, но японское командование решило перебросить авиацию на юго-восток Азии, спеша захватить богатые нефтяные месторождения.

«Киллеры» атакуют.


0
Изначально отряд американских самолётов был разделён на «группу киллеров» и «группу прикрытия». Предполагалось, что в первую из них войдут четыре самолёта, пилоты которых должны любой ценой уничтожить самолёт адмирала Ямамото, в то время как остальные завяжут бой с японскими истребителями прикрытия. В «группу киллеров» вошли лейтенант Томас Ланфьер, лейтенант Рекс Барбер, лейтенант Джо Мур и лейтенант Джим Макланаган. Однако Мур не взлетел из-за повреждения, а Макланаган вернулся назад из-за неполадок с системой подачи топлива. В «киллеры» срочно перевели лейтенантов Бесби Холмса и Рея Хайна, которые, однако, уступали Муру и Макланагану в мастерстве.


0

Около 9:30 по времени Токио американские и японские самолёты встретились в небе над островом Бугенвиль. В состав японской группы входили два бомбардировщика «Бетти» (на одном летел сам адмирал Ямамото, на другом — сопровождающие его офицеры) и шесть истребителей прикрытия «Зеро». Основная группа Р-38 связала японские истребители боем, в то время как «киллеры» получили команду атаковать бомбардировщики. Но на самолёте Холмса была обнаружена техническая неисправность, и он вместе с Хайном вышел из боя. В итоге бомбардировщики атаковали двое — Томас Ланфьер и Рекс Барбер. Свою задачу они выполнили — первый «Бетти» рухнул в джунгли, второй совершил аварийную посадку на воду. Добивать севший самолёт у американцев возможности не было, поскольку необходимо было возвращаться на базу из-за крайнего дефицита топлива. Непосредственно в ходе нападения американцы потерь не понесли, но при возвращении на базу их перехватили японские истребители. В ходе этой атаки был сбит самолёт несостоявшегося «киллера» Рэя Хайна, который погиб.

Мемориал Перл-Харбор

Мемориалы Перл-Харбора состоят из двух больших комплексов:

  1. Мемориал линкора «Аризона»;
  2. Мемориал линкора «Миссури».

Мемориал «Аризона» расположен над местом гибели одноимённого боевого линкора. С момента его постройки в 1962 данный мемориал смогли посетить более миллиона человек. В США существует традиция, согласно которой каждый президент этой страны должен хотя бы раз посетить этот мемориал.

Второй мемориал «Миссури» расположен на борту списанного линкора «Миссури», который является кораблём-музеем. Именно на этом боевом корабле была подписана капитуляция Японии в 1945 году.

Нападение на военную базу Перл-Харбор унесло жизни около 2 500 человек. Данная операция не принесла Японии полной победы над американским военным флотом, но показала превосходство авианосцев над линейными кораблями.

Наградить посмертно.


0
Могила Исороку Ямамато в Токио.

В бомбардировщике «Бетти», севшем на воду, выжили трое. Одним из них оказался вице-адмирал Матомэ Угаки, который станет пропагандистом «войны камикадзе». В августе 1945 года адмирал и сам станет лётчиком-смертником, погибнув при атаке на американские корабли в районе Окинавы. Самолёт, в котором находился адмирал Ямамото, рухнул в джунгли. Спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны добрался до места крушения на следующий день. Их тех, кто летел в этом бомбардировщике, не выжил никто. Тело адмирала Ямамото нашли под деревом пристёгнутым к сиденью. Рука погибшего сжимала рукоять катаны — адмирал умер, как подобает истинному воину, с оружием в руках. Экспертиза показала, что Ямамото погиб до момента падения на землю, от пулевых ранений, полученных при обстреле самолёта. Останки адмирала кремировали, доставили в Японию и похоронили с почестями. Посмертно Исороку Ямамото было присвоено звание «Адмирал флота», а также высшая награда Японии — орден Хризантемы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]