Поделись с друзьями новостью
MQ-1 Predator — американский БПЛА с дистанционным управлением (RPA), построенный General Atomics. Первоначально задуманный в начале 1990-х годов для авиационной разведки, Predator может быть оснащен камерами и другими датчиками. Впоследствии он был модернизирован, получив возможность нести две ракеты Hellfire AGM-114 или другие боеприпасы. В 1995 году беспилотник приняли на вооружение, он участвовал в боевых действиях в Афганистане, Пакистане, Боснии, Сербии, Ираке, Йемене, в ливийской гражданской войне в 2011 году, в интервенции 2014 года в Сирии и Сомали.
Разработка
ЦРУ и Пентагон начали экспериментировать с беспилотными разведывательными аппаратами (дронами) в начале 1980-х годов. ЦРУ предпочитало небольшие и легкие дроны, в отличие от ВВС США, видевших в беспилотниках также и ударную силу. В начале 1990-х годов ЦРУ заинтересовалось БПЛА «Амбер», разработанным компанией Leading Systems, Inc. Владелец компании Авраам Карем прежде был главным дизайнером израильских ВВС, он иммигрировал в США в конце 1970-х годов. Карем создал тихий двигатель для БПЛА, звучавших прежде как «газонокосилки в небе». Новая разработка стала известна как «Хищник».
General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) получила контракт на разработку Predator в январе 1994 года. Первый полет нового беспилотника состоялся 3 июля того же года в Эль-Мираж (аэродром в пустыне Мохаве). В результате у компании GA-ASI были приобретены три комплекта, состоявшие из двенадцати сбеспилотников и трех наземных станций управления.
С апреля по май 1995 года беспилотники Predator проходили тестирование в рамках учений Roving Sands 1995 в США. Испытания были успешными, и новую систему решили использовать на Балканах летом 1995 года.
Первоначально система Predator называлась RQ-1 Predator. «R» — это обозначение Министерства обороны Соединенных Штатов для разведки, а «Q» относится к беспилотной авиационной системе. «1» обозначает БПЛА как первый из серии авиационных систем, построенных для беспилотной разведки. В 2002 году ВВС США официально изменили обозначение на MQ-1 («M» для многоцелевого использования), чтобы показать его расширенный функционал в качестве вооруженного беспилотника.
История становления
Концепцию создания боевого робота приписывают Леонардо да Винчи, который в конце пятнадцатого столетия создал макет механического рыцаря, способного двигать конечностями и поднимать забрало. Но, как и многие другие идеи великого Леонардо, «мехвориор» на столетия опережал свое время, а потому воплотить проект в жизнь не представлялось возможным.
Роботизированный рыцарь Леонардо да Винчи (XV век)
В конце девятнадцатого века Никола Тесла построил миниатюрное радиоуправляемое судно, а Пафнутий Чебышев – стопоход, способный передвигаться по ухабистой местности. Обе эти разработки так или иначе повлияли на развитие робототехники, в том числе военной.
Стопоход Чебышева (конец XIX века)
Само же слово «робот» принадлежит перу чешского писателя-фантаста Карела Чапека, который в 1921 году написал пьесу «Россумские универсальные роботы». Первые же реально действующие боевые роботы появились в 1930-х.
Так, в 1933 году на вооружении Королевских ВВС Великобритании поступил беспилотный летательный аппарат (БПЛА) многократного использования под названием Queen Bee. Существовало две модификации самолета: колесный и гидро, которых за время существования проекта было произведено почти полсотни. Базировался эскадрон Queen Bee на британском авианосце Argus.
Беспилотный самолет Queen Bee (середина 1930-х)
В начале 1940-х в СССР существовал батальон дистанционно управляемых танков – телетанков, насчитывавший более полусотни боевых машин. Задачи они исполняли самые разные: от проверки местности на наличие мин до стрельбы по врагу во время химической атаки.
Советские радиоуправляемые танки Т-26 (Советско-финская война)
Запомнились во время Второй мировой войны и немецкие самоходные мины «Голиаф». Представляли они собой небольшие танкетки (полтора метра в длину и полметра в высоту), которые управлялись по проводу и несли на борту до 100 кг взрывчатки. Этого было достаточно, чтобы уничтожить целый отряд вражеской пехоты и любой, даже самый бронированный танк того времени.
Немецкие самоходные мины «Голиаф» (Вторая мировая война)
Командные и сенсорные системы
Во время кампании в бывшей Югославии пилот Predator сидел в фургоне возле взлетно-посадочной полосы операционной базы дрона. Оператор контролировал взлет с ВПП и набор высоты радиосигналами. Со временем управление стало осуществляться через военные спутниковые сети, связанные с фургоном пилота. Оператор был вынужден сталкиваться с задержкой в несколько секунд между перемещением джойстиков и реакцией дрона. Однако уже к 2000 году прогресс систем связи позволил, по крайней мере теоретически, избавится от этого неудобства. Больше не нужно было использовать прямые радиосигналы во время взлета и подъема «Хищника». Все стадии полета можно было контролировать по спутниковой связи из любого центра управления, и ЦРУ предложило организовать первые полностью дистанционные полеты «Хищника» над Афганистаном, пилотируемые из штаб-квартиры агентства в Лэнгли.
Авионика и датчики Predator управляются с наземной станции через линию передачи данных прямой линии связи или через спутниковый канал Ku-диапазона для операций за пределами прямой видимости. Экипаж на наземной станции управления состоит из одного пилота и двух операторов. Беспилотник оснащен системой мультиспектрального таргетинга AN/AAS-52, цветной носовой камерой (обычно используется пилотом для управления полетом), камерой дневного времени с переменной диафрагмой и термографической камерой с переменной диафрагмой (для низкой освещенности). Раньше «Хищники» были оснащены радиолокатором с синтезированной апертурой для видения сквозь дым, облака или туман, но эту систему удалили из-за невостребованности, чтобы уменьшить вес и сэкономить топливо. Камеры фиксируют видео в реальном времени, а радиолокатор с синтезированной диафрагмой получает неподвижные радарные изображения. Канал передачи данных имеет достаточную пропускную способность для трансляции видео из двух источников одновременно.
Что ждет БПЛА?
Существует несколько наиболее перспективных направлений развития беспилотных летательных аппаратов.
Одним из таких направлений (Optionally Piloted Vehicles) является создание комбинированных аппаратов, которые можно использовать как в пилотируемой модификации, так и в беспилотной.
Другой тенденцией является уменьшение размеров ударных БПЛА и создания для них более миниатюрных видов управляемого вооружения. Такие аппараты дешевле и в изготовлении, и в эксплуатации. Отдельно следует упомянуть о дронах-камикадзе, способных барражировать над полем боя, а после обнаружения цели по команде оператора пикировать на нее. Подобные системы разрабатывают и для нелетального оружия, которое должно мощным электромагнитным импульсом выводить из строя вражескую электронику.
Интересной идеей является создание большой группы (роя) боевых дронов, которые бы совместно выполняли какую-либо миссию. Беспилотники, входящие в подобную группу, должны уметь обмениваться информацией и распределять задачи между собою. Функции могут быть абсолютно разными: от сбора информации, до атаки на объект или подавления вражеских РЛС.
Довольно пугающей выглядит перспектива появления полностью автономных беспилотных аппаратов, которые будут самостоятельно находить цели, идентифицировать их и принимать решение об их уничтожении. Подобные разработки ведутся в несколько странах и находятся на завершающих этапах. Также сейчас проводятся работы над возможностью дозаправки БПЛА в воздухе.
Метод развертывания
Каждый БПЛА Predator может быть разобран на шесть основных деталей и помещен в специальный контейнер. Это позволяет быстро развернуть систему и вспомогательное оборудование в любой точке мира. Самый большой компонент — наземная станция управления, она перевозится транспортником C-130 Hercules. Базовая комплектация спутниковой связи Predator состоит из спутниковой антенны высотой 6,1 метра (20 футов) и вспомогательного оборудования. Спутниковая связь обеспечивает связь между наземной станцией и БПЛА за пределами прямой видимости и является связующим звеном с каналами связи, транслирующими данные вторичной разведки. Беспилотнику RQ-1A требуется ВПП размером 1,500 на 40 метров (5 000 на 125 футов) твердой поверхности в условиях ясной видимости.
Какими бывают беспилотники
На сегодняшний день существует множество беспилотных летательных аппаратов, которые отличаются по своим размерам, внешнему виду, дальности полета и выполняемым функциям. Кроме того, БПЛА можно разделить по способу управления и степени их автономности. Они бывают:
- неуправляемые;дистанционно управляемые;автоматические.
По своему размеру, который обуславливает большинство других характеристик, дроны условно делятся на:
- микро (до 10 кг);мини (до 50 кг);миди (до 1 тонны);тяжелые (с весом больше тонны).
Аппараты, которые входят в группу мини, способны находиться в воздухе не более одного часа, мини – от трех до пяти часов, а средние – до пятнадцати часов. Если говорить о тяжелых БПЛА, то самые совершенные из них уже могут находиться в небе более суток и совершать межконтинентальные перелеты.
Вооруженные версии
Программный офис USAID BIG SAFARI 21 июня 2000 года приступил к разработке вариантов вооружения беспилотника. В итоге БПЛА получил усиленные крылья и пилоны для установки боеприпасов, а также лазерный целеуказатель. 16 февраля 2001 года RQ-1 провел первый запуск управляемой противотанковой ракеты AGM-114C Hellfire. Снаряд успешно поразил танкововую мишень. Позже в серии испытаний 21 февраля 2001 года, Хищник выпустил три ракеты Hellfire, попав в башню неподвижного танка всеми тремя ракетами. После февральских тестов перешли к более сложным испытаниям, симулирующим поражение движущихся целей с больших высот более продвинутой версией УР AGM-114K. В итоге модификацию приняли на вооружение, а «Хищники» получили новое обозначение MQ-1A. Поскольку этот БПЛА относительно тихий, а ракеты Hellfire сверхзвуковые, то он способен поразить цель ранее, чем она заметит его.
Эксплуатация
По состоянию на март 2009 года ВВС США имели 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper. «Хищники» и «Жнецы» в 2007 и 2008 годах в Ираке и Афганистане выпустили ракеты 244 раза. В докладе за март 2009 года было указано, что ВВС США потеряли 70 «Хищников» в авиакатастрофах в течение всего периода их использования, при этом 55 из них были потеряны из-за отказа оборудования, ошибки оператора или плохих погодных условий. Пять были сбиты в Боснии, Косово, Сирии и Ираке. Еще 11 были потеряны вследствие аварий в боевой обстановке.
22 октября 2013 года беспилотники ВВС MQ-1 Predators и MQ-9 Reaper с дистанционным пилотированием достигли в сумме 2000000 часов полета.
9 марта 2022 года ВВС США официально «уволили» MQ-1 Predator из оперативного обслуживания. Аппарат был впервые задействован в 1995 году, а в 2011 году на службу был принят последний из 268 хищников, из которых чуть более 100 оставались в строю к началу 2022 года. Несмотря на то, что «Хищник» поэтапно заменяли на более тяжелый и мощный MQ-9 Reaper, продолжается его модернизация до стандарта MQ-1C Gray Eagle для армии США, а так же для нескольких иностранных государств.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- . rnd.cnews.ru (22 марта 2010). Дата обращения 22 марта 2010.
- ↑ Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (671), 2003. стр.41
- ↑
- ↑
- Происшествия // “Зарубежное военное обозрение”, № 10 (643), 2000. стр.33
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 9 (654), 2001. стр.40
- ↑
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (659), 2002. стр.39
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (663), 2002. стр.40
- Потери авиации коалиционных сил в войне с Ираком по данным зарубежных СМИ // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (673), 2003, стр.24
- IRAQI-313.
(ар.). وكالة أنباء براثا (9 августа 2019). Дата обращения 17 августа 2022. - Елена Плавская.
. Известия (9 августа 2019). Дата обращения 17 августа 2022. - The Military Balance 2022, p.41,49,56,57
- The Military Balance 2016, p.54
- ↑ Смирнов, Сергей
. Ведомости (17 декабря 2009). Дата обращения 18 декабря 2009. - ↑ (англ.).
Модификации
- MQ-1A Predator: ранние планеры, способные нести боеприпасы;
- MQ-1B Predator: более поздние планеры, способные нести боеприпасы. Увеличены воздухозаборники для двигателя Rotax;
- MQ-1B Block 10/15: включает в себя обновленную авионику, модернизированную многоцелевую систему таргетинга AN/AAS-52, оборудование для борьбы с обледенением, инфракрасные камеры в носовой части;
- MQ-1C: армия США приняла на вооружение эту версию как многоцелевой БПЛА в августе 2005 года. Беспилотник переименован в 2009 году в MQ-1C Gray Eagle.
Тактико-технические характеристики MQ-1 Predator
Общие характеристики
- Операторы: три человека;
- Длина: 8,22 м;
- Размах крыла: 14,8 м; MQ-1B Block 10/15: 16,84 м;
- Высота: 2,1 м;
- Площадь крыла: 11,5 м2;
- Вес пустого: 512 кг;
- Масса груза: 1020 кг;
- Максимальная взлетная масса: 1020 кг;
- Силовая установка: 1 x Rotax 914F.
Производительность
- Максимальная скорость: 217 км/ч;
- Крейсерская скорость: 130-165 км/ч;
- Скорость сваливания: 100 км/ч;
- Радиус полета: 1200 км;
- Продолжительность полета: 24 часа;
- Потолок: 7620 м.
Вооружение
Две подвески на которые крепится вооружение.
Ракеты:
- 2 x AGM-114 Hellfire;
- 4 x AIM-92 Stinger;
- 6 x AGM-176.
Авионика:
- ASIP-1C;
- AN/AAS-52;
- AN/ZPQ-1.