«Объект 775» — экспериментальный советский ракетный танк: характеристики, вооружение

Еще в довоенные годы конструкторами многих стран неоднократно предпринимались попытки создать ракетный танк, который в качестве основного вооружения использовал бы управляемые ракеты. Ближе всего к этой цели подошли немецкие инженеры, которые в конце Второй мировой войны первыми в мире создали противотанковые управляемые реактивные снаряды, но наладить их массовое производство не успели.


Первыми догадались устанавливать ПТУРС в качестве основного оружия на танки французы. Это было реализовано на ЛТ АМХ-13 в 1959-1960 годах. Чуть позже эту же идею подхватили и советские инженеры, которые в 1964 году представили опытный образец принципиально нового танка «Объект 775». Небольшая и маневренная боевая машина с мощным ракетным вооружением должна была стать грозой любой вражеской техники.

Возвращаясь к истокам

Надо сказать, что советские инженеры ко второй половине 20-го века уже имели опыт конструирования ракетных танков, ведь именно в СССР в начале 30-х годов была разработана первая в мире модель этого класса военной техники РБТ-5 (до наших дней не сохранился, прародителя – БТ-5 — можно увидеть, посетив танковый музей в Кубинке). Она оснащалась двумя неуправляемыми ракетами, имела низкую живучесть, малую дальность поражения и была признана неэффективной, из-за чего ее разработка вскоре была прекращена.


За 30 с лишним лет советские ученые накопили немалый опыт в разработке танковой техники. К тому же мечта об управляемых противотанковых ракетах была воплощена в реальность, и ПТУР теперь активно использовались не только европейскими странами, но и США. Все это послужило толчком к началу работ по разработке советского ракетного танка.

Работы начались в 1962 году в конструкторском бюро на базе Челябинского тракторного завода. Руководителем проекта был назначен Исаков Павел Павлович, который к этому времени отличился созданием принципиально нового класса военной техники – БМП. Имея за плечами огромный опыт, он первый предложил не просто оснастить технику ПТУРС, а создать новый танк.

Последние советские тяжёлые истребители танков

В годы Второй мировой войны тяжёлые самоходные установки играли важную роль на полях сражений. Неудивительно, что после её окончания разработка тяжёлых САУ, одной из основных задач которых являлась борьба с вражеской бронетанковой техникой, продолжилась конструкторами разных стран. Тем удивительнее факт, что до стадии изготовления в металле дошли лишь единичные проекты, а в серию не пошла ни одна из этих грозных машин. И Советский Союз, в котором была создана тяжёлая САУ Объект 268

, не стал в этом плане исключением.

Предельный вес

Как и в случае с тяжёлыми танками, предполагалось, что перспективные советские тяжёлые САУ будут очень хорошо защищёнными машинами, обладающими длинными орудиями калибра 152 мм. Первые требования на подобные установки датированы ещё 1945 годом, хотя реальные работы начались годом позже. Проектировались они на базе танков Объект 260 (ИС-7) и Объект 701 (ИС-4).

Для самоходной установки на базе ИС-4, имевшей обозначение Объект 715, предполагалось использовать 152-мм пушку М31 разработки завода №172, одинаковую по баллистике со 152-мм пушкой большой мощности БР-2. Это же орудие планировалось использовать и для проекта самоходной установки Кировского завода в Ленинграде. Как именно она называлась — до конца не ясно. Одни источники указывают индекс Объект 261, другие называют её Объект 263.

Позже КБ завода №172 разработало ещё более мощное орудие, получившее обозначение М48. В целом, оно повторяло по конструкции М31 и имело похожий дульный тормоз, но начальная скорость его снаряда была доведена до 1000 м/с. Для такого мощного орудия разрушение любого вражеского танка или ДОТа не являлось большой проблемой. Ту же пушку предполагалось разместить и в полуоткрытой самоходной установке Объект 262.

Главным препятствием на пути всех этих планов оказалось затягивание работ по ИС-7 и проблемы с освоением серийного производства ИС-4. Последняя активность по обеим самоходным установкам датирована 1947 годом, после чего работы заморозили «до лучших времён». Которые так и не наступили.


Установка 152-мм пушки М48 в один из тяжёлых самоходов. Какой именно проект САУ здесь изображён, на текущий момент неизвестно

18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. Закономерно, что вслед за ИС-4 и ИС-7 приказали долго жить и разработки самоходных установок на их базе.

Согласно тому же постановлению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу опытного завода №100 (г. Челябинск) было дано задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тонн. Работы, получившие чертёжный шифр 730, привели к созданию тяжёлого танка ИС-5. Эскизный проект нового тяжёлого танка был представлен в апреле 1949 года, а уже 14 сентября на ЧКЗ закончили сборку первого опытного образца.

Вполне логично было на той же базе разрабатывать и самоходную установку, но с этим конструкторы не торопились. Еще живо было воспоминание о том, чем закончились работы по самоходам на базе ИС-7 и ИС-4. Отмашку дали только в тот момент, когда стало ясно, что 730-й объект получился вполне удачным, и принятие его на вооружение не за горами.


САУ Объект 116 (СУ-152П) на испытаниях. Установленная на нём 152-мм пушка М53 использовалась ОКТБ Кировского завода как база для орудия новой САУ

В литературе, посвящённой Т-10 и машинам на его базе, начало работ по штурмовой самоходной установке обычно датируют 2 июля 1952 года. На самом деле хронология событий несколько иная. Дело в том, что самоходную установку обычно делают под вполне определённую артиллерийскую систему. А той пушки, что в итоге «прописалась» на машине, известной как Объект 268, не было даже в проекте ещё 1,5 года после начала работ. Но работы над этим орудием начались гораздо раньше.

С этой точки зрения история новой тяжёлой САУ началась ещё в 1946 году, когда параллельно с М31 и М48 КБ завода №172 начало разработку 152-мм пушки М53. Это орудие с начальной скоростью снаряда 760 м/с разрабатывалось для самоходной установки Объект 116, известной как СУ-152П. И орудие, и саму установку построили в 1948 году. Испытания показали недостаточную кучность системы, и проект закрыли. Ныне СУ-152П можно увидеть в экспозиции парка «Патриот». Так вот, именно эта артиллерийская система в несколько изменённом виде и предполагалась в качестве вооружения перспективной самоходной установки.


Эскизный проект модифицированной для установки в тяжёлую САУ 152-мм пушки М53, 1952 год

Работы по новой машине, исходно не имевшей никаких обозначений, первоначально возглавил П. П. Исаков. Разработкой завода занимался коллектив Особого конструкторско-технологического бюро (ОКТБ) Ленинградского Кировского завода. Машину проектировали сразу в трёх вариантах, два из которых заметно отличались от того Объекта 268, который сейчас довольно широко известен. О том, что проектирование началось ещё до июля 1952 года, красноречиво говорят даты, стоящие в эскизных проектах 2-го и 3-го вариантов – 25 апреля 1952 года. Уже к тому моменту были известны основные параметры машины. Одним из главных требований к САУ являлось ограничение по весу: её боевая масса не должна была превышать 50 тонн.


САУ на базе Объекта 730, вариант №2. К слову, первый тяжёлый самоход с кормовым размещением боевого отделения прорабатывался Н. Ф. Шашмуриным ещё в 1944 году

Вариант №2 проектируемой тяжёлой САУ предусматривал кормовое размещение боевого отделения. За счёт этого длину корпуса удалось сократить до 6675 мм. Всю носовую часть машины занимало моторно-трансмиссионное отделение, так что механику-водителю там места не нашлось. Его посадили в боевое отделение, где он размещался справа по ходу движения. При такой компоновке обзор у механика-водителя оказался неважным.

Подобные неудобства компенсировались сравнительно небольшим вылетом орудия за габариты машины – 2300 мм. Толщина лба рубки составляла от 150 до 180 мм, борта 90 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину всего 75 мм, но при этом угол его наклона составлял 75 градусов. Одним словом, машина имела вполне достойную защиту. Экипаж машины состоял из четырёх человек. Для облегчения работы заряжающего снаряды находились в специальном барабане позади орудия.


Проект №3, предусматривавший установку орудия во вращающейся башне, апрель 1952 года

Не менее оригинально выглядел и третий вариант самоходной установки. По большому счёту, это была даже не самоходная установка, а танк, у которого из-за более мощного и тяжёлого орудия пришлось уменьшить толщину брони.

Впрочем, разница между Объектом 730 и проектируемой СУ-152 (так эта машина обозначена в документации) достаточно существенна. Башню для САУ конструкторы разработали с нуля, причём для нормальной установки в ней 152-мм орудия диаметр погона пришлось увеличить с 2100 до 2300 мм. Максимальная толщина брони башни достигала 200 мм. В башне располагался и боекомплект, размер которого остался тем же – 30 выстрелов. Основную боеукладку предполагалось разместить в кормовой нише, что немного облегчало работу заряжающего.

Из-за новой башни пришлось менять и корпус, длина которого, по сравнению с 730-м, выросла на 150 мм. Толщина верхних бортовых листов снижалась до 90 мм, а нижних – до 50 мм, делалось это для сохранения боевой массы в пределах 50 тонн. С той же целью была снижена и толщина верхнего лобового листа и листов кормы, до 60 и 40 мм соответственно. Спаренного пулемёта на самоходе не предусматривалась, но наверху должна была устанавливаться зенитная установка крупнокалиберного пулемёта КПВ.

Таким образом, к лету 1952 года проектирование самоходной установки на базе «Объекта 730» не началось, а уже приобрело вполне оформившиеся очертания. Распоряжение Совета министров СССР от 2 июля 1952 года скорее «узаконило» работы по машине, а также внесло ряд поправок в уже шедшие проектные работы. Примерно в это же время самоходная установка получила чертёжный индекс 268, а сама тема стала именоваться Объектом 268.

Советский «Ягдтигр»

В литературе указывается, что всего по теме Объекта 268 было разработано 5 вариантов машины. Это одновременно и так, и не так. Дело в том, что два варианта, упомянутые выше, разрабатывались ещё до получения финальных тактико-технических требований. И они даже не носили шифра 268.

Поэтому фактически речь идёт о трёх вариантах машины, два из которых представляли собой эволюцию разработанных ранее эскизных проектов. Оба эти варианта в переработанном виде были готовы в декабре 1952 года. При этом артиллерийская система, которую предполагалось устанавливать в эти машины, всё ещё продолжала проектироваться.

Согласно предварительным расчётам, начальная скорость её снаряда должна была составить 740 м/с. За основу бралась самоходная пушка М53, которая переделывалась с использованием отдельных узлов 122-мм танковой пушки М62-Т. Согласно расчётам, общая масса такой системы, не имевшей официального обозначения, составляла 5100 кг.


Вариант №4 отличался усиленной бронезащитой и более просторным боевым отделением, где находилось уже 5 членов экипажа

Переработанный проект второго варианта самоходной установки, получивший порядковый номер 4, ОКТБ Кировского завода подготовил к 18 декабря 1952 года. На сей раз машина уже имела шифр 268, а в качестве её главного конструктора фигурировал Ж. Я. Котин. Внешне 4-й вариант был сильно похож на 2-й, но на самом деле различия оказались существенными.

Для начала, длину корпуса увеличили до 6900 мм, то есть почти до длины Объекта 730. Одновременно длина выноса ствола орудия за габариты корпуса уменьшилась на 150 мм. От скошенного кормового листа рубки конструкторы отказались, что положительно сказалось на внутреннем объёме боевого отделения. Такие изменения были крайне необходимы, поскольку, согласно новому техническому заданию, экипаж машины был увеличен до 5 человек.

Новым членом экипажа стал второй заряжающий, располагавшийся позади командира. Сам командир получил новую командирскую башенку с дальномером, а впереди него появилась пулемётная установка с «кривым» стволом. Немного переделали и место механика-водителя, которое получило новые смотровые приборы. Система с «барабаном» осталась на месте, при этом авторы эскизного проекта подчёркивали, что за счёт большого внутреннего объёма возможна установка и более мощного вооружения. Параллельно с увеличением объёма боевого отделения повысилась бронезащита. Толщину нижнего лобового листа корпуса подняли до 160 мм. Толщина лба рубки осталась 180 мм, но при этом скосы толщиной 160 мм выполнялись под большим углом. При всём этом масса машины осталась в пределах 50 тонн.

10 декабря 1952 года был закончен переработанный вариант 3-го варианта САУ, получивший 5-й порядковый номер. Длину его корпуса сократили до уровня 730-го объекта (6925 мм), при этом были переделаны верхние бортовые листы, ставшие гнутыми. Немного изменился и лоб корпуса, но толщина этих деталей осталась неизменной. Сохранение длины корпуса в пределах базового танка было обусловлено установкой двигателя В-12–6, который, к слову, в итоге появился и на тяжёлом танке Т-10М. На него же позже «перекочевал» и увеличенный башенный погон.

Переделкам подверглась и башня, рассчитанная на 4 человек. Командир здесь также получил новую командирскую башенку, а вот кривоствольный пулемёт инженеры ОКТБ Кировского завода отдали заряжающему. К слову, оба переработанных проекта унаследовали и установку зенитного пулемёта КПВ.


Вариант №5 отличался от предшествующего варианта №3 рядом переделок и увеличением экипажа до 5 человек

Оба этих варианта, впрочем, дальше эскизных проработок не пошли. В январе 1953 года проекты были представлены на суд научно-технического комитета Главного бронетанкового управления (ГБТУ) и Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения (МТиТМ). Изучив их, члены НТК пришли к выводу, что эти проекты предусматривают необходимость серьёзной переделки корпуса Объекта 730 и потому не подходят.

Комиссия утвердила к дальнейшей работе совсем другой, куда более «спокойный» проект, требовавший минимальных переделок базового шасси. Из числа серьёзных изменений в нём требовалась лишь установка чуть более компактного двигателя В-12–6, который, кстати, предусматривался и в варианте №5.

Переработанная версия проекта была представлена в июне 1953 года. Также комиссии была представлена деревянная модель в масштабе 1:10. А 25 августа по теме Объекта 268 было дано заключение за подписью генерал-полковника А. И. Радзиевского.

В ряде источников указывается, что на этом этапе конструкторские работы застопорились, но это не так. Безусловно, на работы по самоходу несколько повлияло принятие 28 ноября 1953 года на вооружение Объекта 730, ставшего впоследствии танком Т-10. Тем не менее, работы по машине продолжились. Ведущим инженером Объекта 268 стал Н. М. Чистяков, до того трудившийся в Нижнем Тагиле на должности начальника сектора нового проектирования. Там при нём начиналась работа по среднему танку Объект 140, но по ряду причин конструктор покинул Нижний Тагил и перебрался в Ленинград. Общее руководство легло на Н. В. Курина, ветерана Кировского завода и автора ряда самоходных установок.


Эскизный проект финальной версии Объекта 268, июнь 1954 года

Была, впрочем, ещё одна причина, тормозившая работу по Объекту 268, которую некоторые исследователи не учитывают. Дело в том, что орудие, которое предполагалось ставить на самоходную установку, всё ещё находилось на стадии проектирования. Между тем, коллектив завода №172 не сидел сложа руки. Вслед за 122-мм пушкой М62, предлагавшейся для установки в перспективные танки Объект 752 и Объект 777, пермские оружейники в начале 1954 года наконец добрались и до калибра 152 мм.

С момента проектирования М53, модифицированную версию которой предполагалось ставить на Объект 268, прошло 7 лет, а развитие артиллерии в эти годы не стояло на месте. В результате на свет появился проект 152-мм орудия, получившего обозначение М64. Начальная скорость его снаряда была почти такой же, как и у М53 (750 м/с), но длина ствола заметно уменьшилась. С учётом того, что боевое отделение Объекта 268 находилось примерно там же, где и боевое отделение Т-10, это было очень важно. Для сравнения, модифицированная М53 имела общую длину по горизонтали от оси вращения башни до кончика дульного тормоза 5845 мм, а М64 — 4203 мм. С новым орудием вылет ствола составил всего 2185 мм.


Такой машину изготовили в металле. Весна-лето 1957 года

Официально технический проект М64 был рассмотрен Главным артиллерийским управлением (ГАУ) в августе 1954 года. На деле же информацию по новому орудию коллектив ОКТБ Кировского завода получил раньше. Уже упоминавшийся тезис о том, что проектные работы по Объекту 268 к осени 1953 года застопорились, звучит немного странно на фоне того, что чертёжная документация по машине датирована 20-ми числами июня 1954 года.

На чертежах (всего проектная документация содержала 37 листов) изображена машина, которая максимально похожа на тот Объект 268, который впоследствии был построен в металле. Концептуально машина здорово напоминала немецкую самоходную установку Jagdtiger, максимально унифицированную с тяжёлым танком Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B.

Принципиальная разница между двумя машинами была в том, что советским инженерам удалось не только вписаться в габариты корпуса Т-10, но и сохранить такую же боевую массу. А по высоте Объект 268 оказался даже чуть ниже Т-10. От предыдущих проектов машина унаследовала командирскую башенку с дальномером. Как и в случае с предшественниками, толщину корпуса с бортов и кормы пришлось снижать, а вот толщина бортов рубки выросла до 100 мм. Вполне внушительной оказалась и защиты рубки со лба – 187 мм. За счёт того что рубка была расширена до общей ширины корпуса, она оказалась вполне просторной.

Между прошлым и будущим

Финальная смета по Объекту 268 была закончена в марте 1955 года. Тогда же были утверждены и сроки изготовления опытных образцов. Согласно планам, первый образец Объекта 268 ожидалось получить в I квартале 1956 года, ещё два экземпляра должны были быть изготовлены в IV квартале. Увы, как раз в этот период начались работы над тяжёлыми танками нового поколения, Чистяков возглавил работы над тяжёлым танком Объект 278, и это прямым образом отразилось на сроках готовности САУ.

Что же касается завода №172, то создание опытного образца 152-мм орудия М64 он закончил в декабре 1955 года. А в феврале 1956 года, после программы заводских испытаний, орудие с серийным номером 4 отправилось в Ленинград, на Кировский завод.


Спереди машина выглядела очень внушительно. Удивительно, но по высоте она оказалась ниже ИСУ-152

Затягивание работ привело к тому, что первый опытный образец Объекта 268 был закончен только к осени 1956 года. В целом машина соответствовала проектной документации, хотя некоторые изменения всё же имели место. К примеру, от выпуклой крыши рубки было решено отказаться. Вместо неё самоходная установка получила крышу более простой в изготовлении конструкции. Не оказалось у машины пулемёта с «кривым» стволом, на его месте у опытной машины была заглушка. Более простой стала и форма кормового листа рубки, который решили не делать гнутым. Эта деталь была выполнена съёмной, поскольку через неё производился монтаж и демонтаж орудия.

Экипаж машины остался тем же и насчитывал 5 человек. Благодаря удачной компоновке внутри машины было совсем не тесно, работать в ней мог даже очень высокий человек. И это при том, что боекомплект крупнокалиберного орудия составил 35 выстрелов. Удобство работы экипажа было обусловлено в том числе и конструктивными особенностями орудия. Во-первых, М64 имела эжектор, благодаря чему удалось свести к минимуму попадание в боевое отделение пороховых газов. Во-вторых, орудие получило механизм заряжания, что заметно облегчило работу заряжающих.


Объект 268, вид с правого борта

Заводские испытания опытного образца Объекта 268 начались осенью 1956 года, а закончились весной 1957 года. В целом машина продемонстрировала характеристики, близкие к расчётным. По ходовым качествам Объект 268 почти совпал с Т-10, в том числе и по максимальной скорости.

Вскоре после испытаний самоходная установка отправилась на НИИБТ Полигон в Кубинку. Испытания стрельбой показали, что завод №172 не напрасно затянул разработку орудия. М64 по кучности огня явно превосходила МЛ-20С, которая устанавливалась на ИСУ-152. Новое орудие оказалось лучшим и по начальной скорости снаряда, и по дальности стрельбы, и по скорострельности.

Увы, но всё это уже не играло никакой роли. От постройки ещё двух опытных образцов Объекта 268 было решено отказаться, а первый прототип машины отправился в музей при НИИБТ Полигоне. Ныне это экземпляр находится в экспозиции парка «Патриот». Недавно силами музейных сотрудников удалось привести САУ в ходовое состояние.


На этом ракурсе хорошо видно, что крыша рубки отличается от проекта

Появись Объект 268 пятью годами раньше, шансы пойти в серию у него были бы очень высокими. Машина получилась удачной, вполне удобной для работы экипажа и хорошо защищённой. Но к 1957 году произошёл целый ряд событий, которые в совокупности сделали запуск в серию подобных САУ бессмысленным.

Для начала, с 1955 года началась разработка тяжёлых танков нового поколения (Объекты 277, 278, 279 и 770), имевших значительно более высокий уровень броневой защиты. Против них даже пушки М64 было уже недостаточно. В ГБТУ прекрасно отдавали себе отчёт, что конструкторы бронетанковой техники за рубежом тоже не сидят на месте. Получалось, что перспективная самоходная установка вооружена артиллерийской системой, которая уже устарела.

Кроме того, как раз в середине 50-х годов началась программа по модернизации ИСУ-152, которая значительно продлевала срок эксплуатации этих машин. В отличие от Объекта 268, который только предстояло запустить в производство, эти самоходки были уже здесь и сейчас. Да, МЛ-20 по всем параметрам уступала М64, но не столь существенно.

Наконец, производство Т-10 шло крайне медленными темпами. Загружать Кировский завод и ЧТЗ ещё и самоходными установками означало дополнительно сузить и без того не широкий ручеек Т-10, поступавших в войска. К тому же заводу №172 для производства новой САУ требовалось осваивать новую пушку.

Была и ещё одна причина, во многом совпадающая с тем, почему англичане примерно в это же время поставили крест на своих тяжёлых самоходных установках FV215 и FV4005. Дело в том, что в 1956 году начались работы по проектам противотанковых управляемых ракетных комплексов. 8 мая 1957 года Совет министров СССР санкционировал работы по разработке танков и самоходных установок, вооружённых управляемыми ракетами.

Многие тут же вспомнят «плохого Хрущева», но давайте посмотрим правде в глаза. Пусковая установка для противотанковой ракеты гораздо компактнее, чем пушка. Запуск ракеты куда проще, а главное, ею можно управлять в полёте. В результате при схожей мощности заряда ракета оказывается на порядок эффективнее. Неудивительно, что Объект 268 стал последней советской тяжёлой штурмовой САУ с пушечным вооружением.


Эскизный проект ракетного истребителя танков Объект 282Т, 1958 год

На этом работы над самоходными установками на базе Т-10 работы не прекратились. Во всё том же 1957 году ОКТБ Кировского завода начало разработку машины, получившей обозначение Объект 282. Часто его называют танком, но фактически это был тяжёлый истребитель танков. Создавался он с расчётом на вооружение 170-мм противотанковыми ракетами «Саламандра», но из-за того что коллектив НИИ-48 так и не смог довести их до ума, вооружение поменяли. В финальной конфигурации машина, получившая индекс Объект 282Т, должна была оснащаться либо 152-мм противотанковыми ракетами ТРС-152 (боезапас 22 ракеты), либо 132-мм ракетами ТРС-132 (боезапас 30 ракет).


Объект 282Т на испытаниях, 1959 год

Вышедшая на испытания в 1959 году машина разительно отличалась от предшествующих самоходных установок. Несмотря на такой внушительный боезапас и экипаж в 2–3 человека, танк стал несколько короче Т-10. А главное, его высота составила всего 2100 мм. Лобовая часть танка была переделана. Кроме того, конструкторы перенесли вперёд и топливные баки, отделив от них экипаж 30-мм перегородкой. Машина получила форсированный двигатель В-12–7 мощностью 1000 л.с. Её максимальная скорость выросла до 55 км/ч.

Одним словом, получилась неординарная машина, которую в конце концов погубило вооружение. Испытания показали, что установленная на Объекте 282Т система управления «Тополь» работает недостаточно надёжно, что и привело к сворачиванию проекта.


Таким должен был стать переработанный проект, носивший обозначение Объект 282К. До изготовления его в металле дело не дошло

В том же 1959 году ОКТБ Кировского завода разработало проект усовершенствованной машины, получившей обозначение Объект 282К. Её боевая масса возрастала до 46,5 тонн, а общая высота снижалась до 1900 мм. По задумке, машина оснащалась двумя пусковыми установками ТРС-132 (по 20 ракет для каждой), размещавшимися в бортах. В кормовой части находилась 152-мм пусковая установка ПУРС-2 с боезапасом 9 ракет. Система управлением огнём полностью заимствовалась у Объекта 282Т. В виду неудачи с испытаниями Объекта 282Т работы по Объекту 282 не вышли из проектной фазы.

На этом история проектирования самоходных установок на базе Т-10 завершилась.

Автор благодарит Игоря Желтова за помощь в работе над материалом

Источники и литература:

  • Архив Сергея Нетребенко
  • Фотоархив Евгения Иванова
  • Отечественные Бронированные Машины ХХ век Том 3: 1946–1965, А. Г. Солянкин, И. Г. Желтов, К. Н. Кудряшов, Цейхгауз, 2010 г.
  • Фотоальбом “История КБМ”, 1967 год
  • Архив автора

Юрий Пашолок

/

Сверхтяжёлые бумажные истребители танков

Проекты германских САУ Sturmgeschutz Maus и Sturmgeschutz E-100

  • ВМВ
  • танки
  • Германия

Танк с драгоценным камнем

Инженерам КБ ЧТЗ удалось сделать практически невозможное – за минимальный короткий срок (менее чем за два года) им удалось создать новый, полностью боеспособный ракетный танк. Это можно объяснить тем, что разработка велась одновременно по двум направлениям – отдельно разрабатывались варианты зенитно-ракетного комплекса и конструкция нового танка.


Коллектив инженеров под руководством Исакова должен был создать для танка «Объект 775» новую ходовую часть, а также компоновочную схему. Можно сказать, что все работы были завершены к 1 марта 1964 года.

Разработка ЗРК началась 30 марта 1963-го. Работы велись по созданию одновременно двух комплексов – «Астра» и «Рубин», лучший из которых должен был использоваться как основное оружие. По решению научно-технического совета 1 марта 1964 года лучшим вариантом был признан ЗРК «Рубин».

Разработка танка «Объект 775»

велась два года — с 1962 по 1964, под руководством
Павла Павловича Исакова
. Постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1963 года были начаты работы по созданию двух ракетных комплексов
«Астра» и «Рубин»
, лучший из которых должен был использоваться в «Объекте 775». Решением секции НТС Государственного комитета по оборонной технике от 1 марта 1964 года из двух комплексов выбрали «Рубин», а работы по «Астре» прекратили. Таким образом, для
«Объекта 775»
использовался
«Рубин»
.

В отличие от других ракетных танков («Объект 287», ИТ-1), «Объект 775» имел полноценную башню из литой стали, которая была оснащена 125-мм нарезной пусковой ракетной установкой,

которая могла стрелять как управляемыми, так и неуправляемыми ракетами.

Основным оружием танка являлось 125-мм орудие-пусковая установка Д-126

, из которого можно было вести стрельбу управляемыми ракетами ПТРК «Рубин» и неуправляемыми активно-реактивными снарядами «Бур» с осколочно-фугасной боевой частью. Орудие-пусковая установка Д-126, разработанное ОКБ-9 УЗТМ, представляло собой безоткатную систему с нарезным стволом.

Управляемая ракета

«Рубин» калибром 125 мм и длиной 1505 мм имела кумулятивную боевую часть, которая пробивала вертикально расположенную стальную броню толщиной 500 мм. Ракета наводилась на цель с помощью полуавтоматической системы по радиокомандам. Скорострельность ПТРК «Рубин» составляла 4-5 выстр./мин, максимальная дальность стрельбы — 4000 м, а максимальная скорость полета ракеты -550 м/с. Дальность стрельбы снарядом «Бур» составляла 9000 м, дальность прямого выстрела — 750 м, скорострельность -8-10 выстр./мин.

Пусковая ракетная установка

«Д-126» имела 32 нареза на внутренней части ствола и была создана в ОКБ-9 специально для «Объекта 775». Она имела полуавтоматический механизм заряжания и дистанционно управлялась командиром-оператором. Д-126 была стабилизирована в двух плоскостях стабилизатором 2Э16.

Экипаж танка состоял из двух человек

— механика-водителя и командира-оператора вооружения. Они размещались в башне танка в изолированной кабине из полиэтилена. Место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед. Данная система представляла собой вращающуюся башенку, которая была помещена внутрь основной башни и когда танковая башня вращалась в одну сторону, то башенка механика-водителя вращалась в противоположную. Таким образом, механик-водитель и его смотровой прибор постоянно оставались направленными вперед движения базы танка, вдоль продольной оси корпуса, чем обеспечивалось непрерывное наблюдение за дорогой. Благодаря такому размещению экипажа в танковой башне, а не в корпусе под башней, общую высоту танка удалось снизить до 1740 мм.

На «Объекте 775» применялась гидропневматическая подвеска

вместо широко используемой торсионной. Она имела дозирующее (ступенчатое) устройство, которое позволяло изменять клиренс танка. Дизельная силовая установка и трансмиссия «Объекта 775» были заимствованы у танка Т-64 и подверглись небольшим изменениям. Также были позаимствованы эжекционная система охлаждения, силовая передача с двумя побортными семискоростными коробками, опорные катки с внутренней амортизацией, направляющие колеса и гусеница с резинометаллическими шарнирами.

Танк «Объект 775» имел малую общую высоту, которая была достигнута специфическим расположением экипажа, отсутствию противооткатных устройств и компактному затвору. Малая высота в сочетании со сравнительно небольшими размерами позволили усилить бронезащиту «Объекта 775» по сравнению с пушечными танками той же массы. Для ослабления воздействия на экипаж ионизирующего излучения в случае ядерного взрыва были применены пластмассовые подбои. Дополнительно, экипаж располагал комплектом противоатомной и противопожарной защиты.

На испытаниях «Объекта 775»

выявились его хорошие подвижность и проходимость, незаметность и меньшая степень уязвимости благодаря низкому силуэту и изменяемому клиренсу. Это дало толчок к разработке новой ветви бронетехники — «истребителей танков», отличающихся небольшой высотой и габаритами, но достаточно мощным вооружением.

Сам же ракетный танк «Объект 775»

не был принят на вооружение из-за сложности устройства и низкой надежности системы наведения управляемых ракет, а также из-за плохой видимости экипажем поля боя. В связи с тем, что «Объект 775» не был принят на вооружение, прорабатывался вариант установки «Рубина» в танк Т-64 («Объект 432»). Но при этом выяснилось, что размещение аппаратуры управления «Рубина», занимавшей объем 200 дм? при весе в 180 кг, было очень затруднительно и невыгодно. Кроме того, управляемая ракета длиной около 1,5 м также требовала модернизации компоновки Т-64. Поэтому установку «Рубина» в Т-64 сочли нецелесообразной, и работы по теме были закрыты.

На базе «Объекта 775» был разработан танк «Объект 780»

, экипаж которого состоял из трех человек, размещавшихся в башне, причем место механика-водителя аналогично стабилизировалось вдоль направления движения базы танка. 125-мм нарезная установка могла стрелять как танковыми управляемыми реактивными снарядами, так и артиллерийскими снарядами обычного типа.

Модификации Объект 775 — базовый вариант Объект 775Т — модификация с установкой газотурбинного двигателя ГТД-700. Создана в начале 1968 года. Работы по этому варианту были прекращены вместе с работами над основной модификацией танка.

На данный момент (2018 год) сохранившийся экземпляр находится в парке «Патриот».

ЗРК «Рубин»

Разработкой ЗРК занимался коллектив конструкторов в Коломенском КБ машиностроения под руководством Шавырина Бориса. В состав комплекса входили радиокомандная система наведения и 125-мм управляемые ракеты длиной 150 см. Рассмотрим, почему было решено установить на «Объект 775» вооружение этого типа.

Для поражения цели достаточно было навести на нее инфракрасный луч. Выпущенный снаряд в мгновение ока набирал скорость 550 м/с и с легкостью пробивал вертикально расположенные листы брони толщиной 500 мм на расстоянии до 4 км. Это, в сочетании с высокой скорострельностью (5-6 выстр/мин), позволяло ЗРК с легкостью уничтожать любую цель.


Однако этот комплекс имел существенный недостаток – при возникновении преграды, даже дымовой завесы, выпущенный снаряд «слеп», сбивался с цели и уходил на самоуничтожение. Впоследствии этот факт не позволил принять экспериментальный советский ракетный танк на вооружение.

ТОП-10 самых больших танков в мире

Первые танки появились практически одновременно в трех странах:

  • Великобритания;
  • Российская Империя;
  • Франция.

В послевоенные годы, когда и в Германии начали разрабатывать боевые машины, начали классифицировать данную технику таким образом (в каждой стране вес определялся индивидуально):

  • тяжелые (в РККА принимались все, что превышали 30 тонн);
  • средние (в СССР — до 30 тонн);
  • легкие (все остальные танки).

Современные реалии заставили пересмотреть эти категории и добавить к ним еще одну — сверхтяжелые. В ТОП-10 вошли абсолютные гиганты.

Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Название данного сверхтяжелого танка с немецкого языка переводится как «Мышь». В отличие от проектируемого параллельно танка «Крыса», был построен и испытан. Вес машины составил рекордные 188,9 тонн. Спроектирован в годы Второй мировой войны в Третьем Рейхе. Экземпляр, дошедший до наших дней, выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке.

Куммерсдорфский полигон, где советские солдаты осматривают танк «Маус». 1945 год.

Размеры корпуса: 9,03*3,67*3,66 метров. Защищен стальной литой броней. Проект «Маус» выиграл конкурс на строительство машины с максимально возможной защитой, организованный Гитлером. Разработкой руководил основатель компании Porshe, Фердинанд Порше. Вооружение:

  • нарезные пушки калибра 75 и 128 мм;
  • огнемет;
  • пулемет.

Экипаж состоял из 6 человек. Примечательно, что танк имеет относительно низкое давление на грунт. В бою не был применен.

Ромбовидный K-Wagen

Представляет собой одну из первых разработок Германии. Проект был одобрен правительство, в 1918 году начато строительство. Боевая масса — 150 тонн. Разрабатывался на основе имевшихся английских чертежей, имел форму ромба, гусеницы охватывали корпус.

Рисунок танка K-Wagen

Имел стальную катанную броню и 4 пушки, размещавшихся в бортовых спонсонах. Уже во время строительства выяснилось, что экипаж должен быть расширен до 22 человек. Современный специалист скажет, что все в K-Wagen было лишним: огромные размеры, рекордная численность экипажа. Все прототипы танка были уничтожены и не дошли до наших дней.

E-100

Фердинанд Порше помимо проекта «Мышь» представил дополнительно чертежи для E-100, которые также были одобрены. В 1943 году началось проектирование сверхтяжелой модели на базе компании Adler.

Опытный образец E-100 при перевозке в Великобританию

При наступлении советских войск фюрер отдал приказ свернуть все проекты танкостроения, однако, Порше продолжил строительство, и один из экземпляров E-100 был завершен. Позже машина была захвачена англичанами и переправлена в Англию. Там ее оценили как бесперспективную и разобрали на металлолом. Боевой вес экземпляра оценивался в 140 тонн.

По

Вооружен до зубов

Для поражения целей ракетный танк мог использовать не только ракеты «Рубин», но и «Тайфун», которые были несколько слабее и были способны пробить лишь 250 мм брони на той же дистанции. Кроме того, использовались и неуправляемые осколочно-фугасные ракеты «Бур» с максимальной дальностью поражения 9 км.

Для запуска снарядов разного типа в ОКБ-9 специально для «Объекта 775» была разработана пушка «Д-126» калибром 125-мм. Она имела полуавтоматический механизм заряжания, стабилизатор 2Э16, стабилизировавший ее в двух плоскостях, и управлялась командиром-оператором. Всего в боекомплект входило 72 снаряда – 24 ПТУР типа «Тайфун» и 48 НУРС типа «Бур».

Дополнительно танк оснащался 7,62-мм танковым пулеметом СГМТ, который мог использоваться для поражения живой силы и легкобронированной техники.

LiveInternetLiveInternet

В начале 60-х годов прошлого столетия, с ускоренным развитием ракетного вооружения, инженеры танкостроители вновь обращают свой взгляд на возможность установки на танк ракетного оружия. Как тогда казалось, одним из перспективных направлений развития танкового вооружения являлась установка на танк ракетного оружия уже не как дополнительного, а как основного. Идея создания небольшого, маневренного, оснащенного мощным ракетным вооружением с большой дальностью поражения «истребителя танков» являлась в то время очень актуальной для советских инженеров. Одним из примеров этого направления в истории отечественного танкостроения можно назвать проект создания ракетного танка, известного как «объект 775». Работы над этим новым проектом проводились в СССР, в конструкторском бюро Челябинского завода, в период с 1962 по 1964 годы ХХ-го века. Руководителем и ведущим инженером проекта был Павел Исаков. В короткие сроки инженеры КБ разработали рабочие чертежи будущей машины, новую конструкцию ходовой части и компоновочную схему. От классической компоновочной схемы она отличалась тем, что оба члена экипажа, механик-водитель и командир, он же наводчик-оператор, размещались в специальной, изолированной кабине, расположенной в башне танка. Во время вращения башни кабина поворачивалась вместе с ней. Причем место механика-водителя имело отдельную, независимую конструкцию, позволяющую водителю всегда располагаться лицом вперёд, независимо от того, в какую сторону повернута башня танка. Отличительной особенностью конструкции корпуса и башни было то, что благодаря оригинальной схеме размещения экипажа удалось добиться существенного снижения высоты машины и тем самым уменьшить её уязвимость, позволяя использовать в бою в качестве укрытия даже самые незначительные складки местности. Однако низкий силуэт машины ограничивал членам экипажа обзор и наблюдение за происходящими изменениями на поле боя. В сочетании с тем, что машина была оснащена специальным оборудованием и механизмами самоокапывания, выживаемость машины в условиях современного боя должна была быть очень высокой.



В качестве силового агрегата был выбран оппозитный 5-цилиндровый дизельный танковый двигатель 5ТДФ с жидкостным охлаждением мощностью 700 л.с., обеспечивающий среднюю скорость передвижения по твёрдому грунту до 70 км в час. Ёмкость топливных баков позволяла машине пройти без дополнительной заправки более 550 км. В отличие от предшественников (ИТ-1, «объект 287», «объект 430»), конструкцию подвески на «объекте 775» решено было изменить. Вместо торсионной подвески была установлена гидропневматическая, оснащенная механизмом изменения клиренса, в зависимости от боевой обстановки и характера местности. Башня ракетного танка была литой, приплюснутой, с очень низким силуэтом, благодаря чему высота машины составила 1740 мм. Броневой корпус машины собирался методом сварки встык из катаной листовой брони с толщиной листа от 30 до 120 мм, что позволило, учитывая небольшие габариты и небольшой для такого типа машин вес (не более 37 тонн), сделать броневую защиту машины сравнимую с таковой у тяжелых танков. В дополнение, для защиты экипажа от радиоактивного излучения в случае применения ядерного оружия, броневые листы покрывались изнутри специальным составом на основе пластмассы.


Главным оружием нового «истребителя» танков являлась нарезная 125-мм пушка — пусковая ракетная установка с полуавтоматическим механизмом заряжания Д-126, созданная в ОКБ-9 и способная производить стрельбу как обычными неуправляемыми противотанковыми реактивными снарядами, так и управляемыми ракетами на дальность до 4 000 (НУРС) и (ПТУР) до 9 000 метров. В дополнение устанавливался один 7,62-мм танковый пулемёт СГМТ. Боекомплект состоял из 22 осколочно-фугасных снарядов-ракет и 15 управляемых ракет 9М15 «Тайфун», кумулятивная боеголовка которых способна прожигать до 250 мм брони при угле встречи 60° и до 500 мм при угле 90° на дистанции до 4 000 метров. Этого с избытком хватало для того, чтобы гарантированно уничтожить любой самый тяжелый и хорошо бронированный танк, состоящий в то время на вооружении любой иностранной армии. Наведение на цель производилось с использованием инфракрасных лучей полуавтоматическим комплексом наведения, созданным в ОКБ «Рубин». Испытания машины проводились вплоть до 1965 года, на них «истребитель танков» показал неплохие как ходовые, так и боевые качества. Однако на вооружение танк так и не был принят, что послужило тому причиной, сейчас сложно сказать. Возможно, из-за недоработок и слабой надежности системы наведения ракет или из-за сложности и высокой стоимости производства. Единственный сохранившийся до наших дней «Объект 775» в настоящее время находится в экспозиции танкового музея в Кубинке.




https://topwar.ru/8291-neobychnye-tanki-roscii-i-sssr-raketnyy-tank-obekt-775.html

Живуч и незаметен

Если бы «Объект 775» поступил в массовое производство, то его можно было бы назвать незаметным истребителем танков. А все благодаря его компоновочной схеме и особой системе размещения экипажа – механика-водителя и командира.

Они находились в специальной полиэтиленовой капсуле, расположенной в башне, которая могла вращаться вместе с ней. Причем место механика-водителя имело особую конструкцию, что позволяло ему всегда смотреть вперед при любом положении башни.


Внедрением таких конструктивных решений удалось существенно снизить высоту танка – теперь для защиты он мог использовать даже незначительные складки местности. Машина также оснащалась механизмом самоокапывания, а также пластмассовыми подбоями, которые снижали силу действия проникающей радиации на экипаж в случае ядерного взрыва. Все это существенно увеличивало живучесть танка.

Необычные танки Росcии и СССР. Ракетный танк «Объект 775»


В начале 60-х годов прошлого столетия, с ускоренным развитием ракетного вооружения, инженеры-танкостроители вновь обращают свой взгляд на возможность установки на танк ракетного оружия. Как тогда казалось, одним из перспективных направлений развития танкового вооружения являлась установка на танк ракетного оружия уже не как дополнительного, а как основного. Идея создания небольшого, маневренного, оснащенного мощным ракетным вооружением, с большой дальностью поражения «истребителя танков» являлась в то время очень актуальной для советских инженеров. Одним из примеров этого направления в истории отечественного танкостроения можно назвать проект создания ракетного танка, известного как «объект 775».
Работы над этим новым проектом проводились в СССР, в конструкторском бюро Челябинского завода, в период с 1962 по 1964 годы ХХ-го века. Руководителем и ведущим инженером проекта был Павел Исаков. В короткие сроки инженеры КБ разработали рабочие чертежи будущей машины, новую конструкцию ходовой части и компоновочную схему. От классической компоновочной схемы она отличалась тем, что оба члена экипажа, механик-водитель и командир, он же наводчик-оператор, размещались в специальной, изолированной кабине, расположенной в башне танка. Во время вращения башни кабина поворачивалась вместе с ней. Причем место механика-водителя имело отдельную, независимую конструкцию, позволяющую водителю всегда располагаться лицом вперёд, независимо от того, в какую сторону повернута башня танка. Отличительной особенностью конструкции корпуса и башни было то, что благодаря оригинальной схеме размещения экипажа удалось добиться существенного снижения высоты машины и тем самым уменьшить её уязвимость, позволяя использовать в бою в качестве укрытия даже самые незначительные складки местности. Однако низкий силуэт машины ограничивал членам экипажа обзор и наблюдение за происходящими изменениями на поле боя. В сочетании с тем, что машина была оснащена специальным оборудованием и механизмами самоокапывания, выживаемость машины в условиях современного боя должна была быть очень высокой.

В качестве силового агрегата был выбран оппозитный 5-цилиндровый дизельный танковый двигатель 5ТДФ с жидкостным охлаждением мощностью 700 л.с., обеспечивающий среднюю скорость передвижения по твёрдому грунту до 70 км в час. Ёмкость топливных баков позволяла машине пройти без дополнительной заправки более 550 км. В отличие от предшественников (ИТ-1, «объект 287», «объект 430»), конструкцию подвески на «объекте 775» решено было изменить. Вместо торсионной подвески была установлена гидропневматическая, оснащенная механизмом изменения клиренса, в зависимости от боевой обстановки и характера местности. Башня ракетного танка была литой, приплюснутой, с очень низким силуэтом, благодаря чему высота машины составила 1740 мм. Броневой корпус машины собирался методом сварки встык из катаной листовой брони с толщиной листа от 30 до 120 мм, что позволило, учитывая небольшие габариты и небольшой для такого типа машин вес (не более 37 тонн), сделать броневую защиту машины, сравнимую с таковой у тяжелых танков. В дополнение, для защиты экипажа от радиоактивного излучения в случае применения ядерного оружия, броневые листы покрывались изнутри специальным составом на основе пластмассы.

Главным оружием нового «истребителя» танков являлась нарезная 125-мм пушка — пусковая ракетная установка с полуавтоматическим механизмом заряжания Д-126, созданная в ОКБ-9 и способная производить стрельбу как обычными неуправляемыми противотанковыми реактивными снарядами, так и управляемыми ракетами на дальность до 4 000 (НУРС) и (ПТУР) до 9 000 метров. В дополнение устанавливался один 7,62-мм танковый пулемёт СГМТ. Боекомплект состоял из 22 осколочно-фугасных снарядов-ракет и 15 управляемых ракет 9М15 «Тайфун», кумулятивная боеголовка которых способна прожигать до 250 мм брони при угле встречи 60° и до 500 мм при угле 90° на дистанции до 4 000 метров. Этого с избытком хватало для того, чтобы гарантированно уничтожить любой самый тяжелый и хорошо бронированный танк, состоящий в то время на вооружении любой иностранной армии. Наведение на цель производилось с использованием инфракрасных лучей полуавтоматическим комплексом наведения, созданным в ОКБ «Рубин».

Испытания машины проводились вплоть до 1965 года, на них «истребитель танков» показал неплохие как ходовые, так и боевые качества. Однако на вооружение танк так и не был принят, что послужило тому причиной, сейчас сложно сказать. Возможно, из-за недоработок и слабой надежности системы наведения ракет или из-за сложности и высокой стоимости производства. Единственный сохранившийся до наших дней «Объект 775» в настоящее время находится в экспозиции танкового музея в Кубинке.

Сердце танка

На «Объект 775» устанавливался 5-цилиндровый дизельный двигатель 5ТДФ мощностью 700 л. с., который ранее использовался на Т-64. Чтобы соответствовать новым стандартам, мотор был подвергнут незначительной доработке. Без изменений было решено использовать жидкостное охлаждение, трансмиссию с двумя 7-диапазонными коробками передач.


Исаков решил отказаться от торсионной подвесной системы в пользу гидропневматической подвески. Такое решение позволило танку менять свой клиренс прямо во время движения. Опорные катки с внутренней системой амортизации, а также гусеницы с резинометаллическими шарнирами также были позаимствованы у Т-64.

Самый большой немецкий танк

Машиностроение и танкостроение в Германии с 30-х годов XX века привлекало внимание мира. Многие САУ и бронированные модели входили в топ самых надежных в мире.

Е-100

Это самый большой из разработанных немецкий танк в мире, фото и краткое описание представлено выше. Для модели было характерно расположение двигателя в корме, а ведущих колес — в передней части корпуса. Разработчик был нацелен на увеличение скорости движения до 40 км/ч, что было невозможным при весе в 140 т.

Дальнейшая судьба

Несмотря на высокую маневренность, живучесть, незаметность и высокую огневую мощь, доказанную в ходе полевых испытаний, танк на вооружение не был принят. До наших дней сохранился лишь один-единственный образец, который можно увидеть, посетив танковый музей в Кубинке. Причин, которые не позволили запустить массовое производство машин, немало:

  1. Низкая надежность системы наведения.
  2. Плохая видимость экипажем поля боя, что было обусловлено низким силуэтом машины.
  3. Сложное устройство, требовавшее больших ресурсов при изготовлении.

«Объект 775» дал начало новой ветке военной техники – истребителям танков. Позднее на его базе был разработан «Объект 780», а также велась разработка «Объекта 287», но и эти представители на вооружение так и не были приняты. Успех ожидал лишь ИТ-1, который перенял все самое лучшее от своих прародителей и стал «чистым» ракетным танком.

Сверхтяжёлые танки: стальные великаны

С появлением танков у многих конструкторов возникла вполне логичная мысль, что значительные размеры танка позволят максимально бронировать его и сделать неуязвимым для огня противника, а большая грузоподъемность – усилить его вооружение. Такие танки фактически могли бы стать подвижными фортами, поддерживающими пехоту при прорыве оборонительных порядков противника. В условиях Первой мировой войны (далее – ПМВ), когда правительства стран мира направляли многомиллионные средства на снабжение стремительно растущих армий, росло и финансирование самых фантастических проектов, суливших скорую победу.

Начиная с ПМВ и до самого окончания Второй мировой войны (далее – ВМВ) были разработаны сотни самых невообразимых бронированных монстров, из которых до воплощения в металле дошли лишь единицы. В этой статье дан обзор десяти самых тяжелых, самых больших и самых невероятных бронемашин различных стран мира, которые были частично или полностью воплощены в жизнь.

«Царь-танк»

Самым крупным по своим габаритам был российский «Царь-танк». Его разработчик Николай Лебеденко (в честь него машину также иногда называют «танком Лебеденко» или «машиной Лебеденко») неизвестными нам путями добился аудиенции императора Николая ІІ, которая состоялась 8 января (по новому стилю – 21 января) 1915 года. На аудиенцию инженер принес искусно сделанную деревянную самоходную модель своего детища, которая заводилась и двигалась благодаря патефонной пружине. По воспоминаниям придворных конструктор и царь несколько часов возились с этой игрушкой «аки дети малыя», создавая ей искусственные препятствия из подручных средств – томов «Свода законов Российской империи». Царь был настолько поражен моделью, которую Лебеденко, в конце концов, ему подарил, что одобрил финансирование проекта. Своей конструкцией танк напоминал огромный артиллерийский лафет с двумя большими передними колесами. Если модель держали за заднюю часть «лафета» колесами вниз, то она была похожа на спящего под потолком нетопыря, из-за чего машина получила прозвища «Летучая мышь» и «Нетопырь».

Модель «Царь-танка» конструктора Лебеденко

Источник – obobrali.ru

Изначально было понятно, что проект нежизнеспособен. Самым большим и уязвимым элементом нового танка были огромные 9-метровые колеса, несущей конструкцией которых были спицы. Их создали такими, чтобы повысить проходимость танка, но они легко выводились из строя даже артиллерийской шрапнелью, не говоря уже о фугасных или бронебойных снарядах. Возникли проблемы и с проходимостью машины. Тем не менее, благодаря царскому протежированию танк был быстро построен. Уже в августе 1915 года он был собран на импровизированном полигоне в районе города Дмитрова Московской области, однако по причине неудовлетворительной проходимости так и остался ржаветь под открытым небом до начала 20-х годов, пока не был разобран на металлолом. В итоге тысячи рублей государственных средств были потрачены впустую.

Боевые отделения танка размещались в корпусе, расположенном между его гигантскими колесами. Вооружение размещалось в пулеметной башенке на шесть пулеметов, надстроенной над корпусом, а также в спонсонах, расположенных в его торцах, выступавших за колеса. В спонсонах могло размещаться как пулеметное, так и артиллерийское вооружение. Предусматривалось, что экипаж танка составит 15 человек. Перпендикулярно к корпусу располагался «лафет», основным предназначением которого было создание упора при стрельбе. По «лафету» экипаж попадал в боевые отделения танка.

Фотография «Царь-танка» Источник – student.kpi.ua

Габариты «Царь-танка» поражали воображение – его длина составляла 17,8 метра, ширина – 12, высота – 9. Весил он 60 тонн. Эта машина стала самым большим по габаритам и самым нелепым танком в мировой истории.

Char 2C (FCM 2C)

Этот французский танк стал самым большим и тяжелым серийным танком за всю мировую историю танкостроения. Он был создан судостроительной компанией FCM в самом конце ПМВ, но участия в боевых действиях так и не принял. По замыслу конструкторов Char 2C должен был стать танком прорыва, который мог бы эффективно преодолевать немецкие траншеи. Французским военным эта идея понравилась, и 21 февраля 1918 года у FCM было заказано 300 машин. Однако пока судостроители разворачивали производство, война закончилась. Танк оказался нетехнологичным и недешевым, а изготовление каждой его единицы занимало много времени. В результате до 1923 года было изготовлено всего 10 машин. Так как французское правительство после ПМВ испытывало известные финансовые трудности, а Char 2C стоил очень дорого, было принято решение остановить его производство.


Танк Char 2C (FCM 2C) с выстроившимся возле него экипажем Источник – military.ir

Char 2C весил 75 тонн, его экипаж составлял 13 человек. Он был вооружен одной 75-мм пушкой и 4-мя пулеметами. Двигатели танка «съедали» в среднем 12,8 литра на один преодоленный машиной километр, поэтому бака емкостью 1280 литров хватало максимум на 100–150 км пути, а на пересеченной местности это расстояние было и того меньше.

Char 2C состояли на вооружении французской армии до 1940 года. С началом боевых действий на территории Франции во время ВМВ батальон этих уже устаревших танков отправили к театру боевых действий. 15 мая 1940 года состав с материальной частью батальона попал в железнодорожную пробку при следовании к местам выгрузки в районе города Нешато. Так как выгрузить столь тяжелые танки с платформ не представлялось возможным, а к станции, на которой застрял состав, приближались немецкие войска, французские экипажи уничтожили свои бронированные машины и отступили. Однако, как вскоре выяснилось, уничтоженными оказались не все Char 2C. В частности, машина №99 попала в руки немцев неповрежденной и испытывалась ими на полигоне Куммерсдорф. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Немецкие солдаты позируют на фоне захваченного французского танка-гиганта Char 2C №99 «Шампань». Рядом с танком лежат разобранные части его двигателя Источник – waralbum.ru

K-Wagen

В конце марта 1917 года Инспекция автомобильных войск кайзеровской Германии поручила главному инженеру своего опытного отделения Йозефу Фольмеру создать танк, который по своим техническим параметрам был бы способен прорывать вражеские линии обороны.


Модель танка K-Wagen Источник – werk-halle.de

В случае успешного и своевременного его завершения этот танк стал бы самым тяжелым танком ПМВ – его вес достигал бы 150 тонн. В качестве силовых установок для него были выбраны два шестицилиндровых бензиновых двигателя мощностью по 650 л.с. каждый. Танк должен был вооружаться 4-мя 77-мм орудиями, размещенными в спонсонах и 7-ю 7,92-мм пулеметами MG.08. Из всех супертяжелых танков у K-Wagen был самый многочисленный экипаж – 22 человека. Длина танка достигала 12,8 метров, и если бы не российский «Царь-танк», он стал бы самым длинным сверхтяжелым танком в истории танкостроения. В проектной документации танк назывался Kolossal-Wagen, Kolossal или K. Общепринятым является использование индекса «K-Wagen».

В апреле 1918 года началась постройка этих машин, но быстрое окончание войны остановило все работы. Немецкие танкостроители почти закончили сборку первого экземпляра танка, а для второго были готовы бронекорпус и все основные агрегаты, кроме двигателей. Но войска Антанты приближались к немецким предприятиям, и все изготовленное было уничтожено самими производителями.


Танк K-Wagen в заводском цеху Источник – mg-tank.ru

FCM F1

В начале 30-х годов французским военным функционерам стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. Так как французская военная мысль считала, что будущие войны будут носить такой же позиционный характер, как и ПМВ, в Париже решили, что армии необходимы новые тяжелые танки прорыва.

В феврале 1938 года Консультационный совет по вооружениям во главе с генералом Дюфло определил основные тактико-технические характеристики будущего танка для объявления проектного конкурса. Совет выдвинул следующие требования к вооружению машины: одна пушка большого калибра и одно скорострельное противотанковое орудие. Кроме того, новый танк должен был снабжаться противоснарядным бронированием, выдерживающим попадание снарядов всех известных на тот момент противотанковых артиллерийских систем.


3D-модель танка FCM F1 Источник – desura.com

В конкурсе участвовали крупнейшие французские танкостроители (компании FCM, ARL и AMХ), однако начать создание прототипа смогла лишь компания FCM. Ее инженеры спроектировали танк с двумя башнями, расположенными по принципу линкоров на разных уровнях, чтобы они не мешали друг другу вести круговой обстрел. В задней (более высокой) башне должно было устанавливаться 105-мм орудие основного калибра. В передней башне – монтироваться 47-мм скорострельная противотанковая пушка. Толщина лобового бронирования машины составляла 120 мм. Предполагалось, что прототип будет готов к концу мая 1940 года, но этому помешало стремительное немецкое наступление во Франции. Дальнейшая судьба полуготовых прототипов неизвестна.


Танк FCM F1, стоящий в заводском цеху Источник – worldwartwozone.com

TOG II

В октябре 1940 года был создан первый экземпляр опытного британского танка TOG І. Его название, расшифровывающееся как «The Old Gang» (англ. – «старая банда»), намекало на солидный возраст и опыт его создателей. Старые принципы танкостроения проявились в компоновке и внешнем виде этой боевой машины, а также в ее характеристиках. TOG І имел компоновку, типичную для времен ПМВ, и обладал низкой скоростью в 5 миль/ч (8 км/ч). Орудия и пулеметы, первоначально размещенные в спонсонах, со временем заменили башней от танка Matilda II, монтируемой на крыше корпуса. Его гусеницы, так же как и у других танков времен ПМВ, охватывали корпус, а не размещались по бокам от него, как у современных танков. Так как вес машины составлял 64,6 тонны, к сверхтяжелым танкам ее отнести сложно. Танк несколько раз модернизировали вплоть до 1944 года, но в серию он так и не пошел.


Танк TOG I Источник – weaponscollection.com

В 1940 году параллельно с TOG І началось создание TOG ІІ. В металле он был реализован к весне 1941 года. Этот танк сделали более тяжелым, чем предыдущую модель – он весил 82,3 тонны. Благодаря большой длине, независимой торсионной подвеске, а также тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, этот танк обладал повышенной проходимостью. Электродвигатели питались от генератора, приводимого в движение дизельной силовой установкой. Поэтому, несмотря на большой вес, танк мог преодолевать стены высотой 2,1 метра и рвы шириной 6,4 метра. Его отрицательными качествами была низкая скорость (максимум 14 км/ч) и уязвимость гусениц, конструкция которых безнадежно устарела. Танк получил специально сконструированную башню, в которой размещалось единственное танковое орудие калибра 76,2 мм и пулемет. В дальнейшем продолжались модернизации конструкции, появились проекты TOG ІІ(R) и TOG III, но ни один из них так и не был запущен в серийное производство.


Танк TOG II Источник – zyc.tzsnw.com

Pz.Kpfw VIII Maus

В декабре 1942 года на аудиенцию к Гитлеру был вызван Фердинанд Порше, конструкторы фирмы которого закончили проект сверхтяжелого танка Maus (нем. – «мышь»). Через год, 23 декабря 1943 года, первый прототип танка вышел из ворот танкостроительного предприятия «Алкетт» (Альмеркише Кеттенфабрик ГмбХ), входившего в государственный концерн Рейхсверке. Это был самый тяжелый изготовленный танк за всю историю мирового танкостроения – его вес достигал 188 тонн. Лобовая бронеплита достигала толщины 200 мм, а кормовая – 160 мм. Несмотря на то, что танк обладал огромной массой, в процессе его испытаний выяснилось, что он очень маневрен, легко управляем и обладает высокой проходимостью. Танк подвергся доработке, прошел полигонные испытания, и был изготовлен его второй экземпляр. Но во второй половине 1944 года у Германии закончились средства для обеспечения регулярных поставок даже серийных танков, не говоря уже о запуске в производство новых дорогостоящих машин.

Радиоуправляемая масштабная модель танка Maus демонстрируется Гитлеру Источник – ww2incolor.com

В середине апреля 1945 года Куммерсдорфский полигон был захвачен советскими войсками. Оба экземпляра танка, которые были выведены из строя во время боев за полигон, отправили в СССР. Там из двух поврежденных машин была собрана одна целая, которая и по сей день экспонируется в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Pz.Kpfw VIII Maus Porsche Type 205/1 с башней Круппа на заводе в Беблингене, 9 или 10 апреля 1944 года Источник – stuttcars.com

A39 Tortoise

С начала 1943 года в Великобритании началась разработка нового танка прорыва. Проект получил название Tortoise (англ. – «сухопутная черепаха»), так как предусматривал, что будущий танк будет иметь толстую броню, мощное вооружение и вряд ли сможет обладать высокой скоростью. В результате конструкторских изысканий на свет появился целый ряд проектов машин с индексом «АТ», так никогда и не пошедших в серию. В конце концов конструкторы и заказчики от Комитета по развитию спецтехники Министерства снабжения Великобритании остановились на модели АТ-16, которая получила официальный индекс «А39». В феврале 1944 года к изготовлению было заказано 25 единиц, которые должны были изготовить к сентябрю 1945 года. Однако в мае 1945 года боевые действия в Европе закончились, и комитет сократил заказ до 12 машин. В феврале 1946 года заказ еще раз уменьшили вдвое, и в результате были изготовлены только 5 машин. Агрегаты же шестого экземпляра A39 использовали как источник запчастей.

Сверхтяжелая штурмовая самоходная артиллерийская установка (по британской классификации – танк) А39 проекта «Tortoise» Источник – moddb.com

На самом деле Tortoise являлся не танком, а САУ, так как у А39 не было башни, а 94-мм пушка размещалась прямо в лобовой части боевой рубки. Однако по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (вес А39 достигал 89 тонн), и было решено классифицировать ее как танк. Слева от орудия находился пулемет BESA (английская версия чехословацкого ZB-53), а еще два таких пулемета были установлены в башенке на крыше машины. САУ не пошла в крупную серию, так как на фоне современных ей тяжелых советских танков (после войны Британия рассматривала СССР как основного потенциального противника) она была устаревшей и по подвижности (максимальная скорость – 19 км/ч), и по вооружению, хотя ее мощное лобовое бронирование толщиной в 228 мм впечатляло современников.


Самый тяжелый танк Великобритании А39 проекта «Tortoise» в музее Bovington Tank Museum Источник – weaponscollection.com

Pz.Kpfw. E-100

Эта машина создавалась как альтернатива танку Pz.Kpfw VIII Maus, сконструированному фирмой Порше. Фактически Фердинанд Порше воспользовался своим положением, будучи хорошим знакомым рейхсминистра вооружений Тодта и будучи на короткой ноге с самим Гитлером. Используя свои связи, Порше способствовал закрытию проекта другого сверхтяжелого танка VK 7201 «Тяжелый Лев» (Schwere Löwe) производства концерна «Крупп». Между тем другой немецкий танковый конструктор и функционер Генрих Эрнст Книпкамп в пику Порше инициировал начало разработки целой серии танков, которые должны были заменить в войсках все типы бронированных боевых гусеничных машин, начиная от танков разведки и заканчивая сверхтяжелыми танками прорыва. Последним и должен был стать Е-100.

Изображение Pz.Kpfw. E-100 Источник – war-arms.info

Из всех машин «Серии Е» разработка танка Е-100 продвинулась дальше всего. Этот танк должен был быть легче, чем Maus (140 тонн против 188), и при этом бронированным на том же уровне. Его сконструировали таким образом, чтобы у бронеплит было как можно меньше прямых углов (в отличие от танка Maus, борта которого были практически вертикальны). Разрабатывались три варианта башни этого танка, первым из которых была башня танка Maus со 128-мм орудием. Правда, в варианте для танка Е-100 128-мм пушку решили заменить на 150-мм. Башню должны были изготавливать предприятия концерна «Крупп», на них же должны были разработать и способ установки орудия. Этот вариант оказался предпочтительнее, чем два остальных, но в металле не был реализован ни один из них. Если бы немцам все-таки хватило времени, Е-100 получил бы самую мощную пушку за всю историю создания сверхтяжелых танков. Был создан всего один экземпляр шасси этого танка, который испытывался на полигоне Хайстенбек с муляжом башни. В конце войны это шасси попало к английским войскам в виде трофея и позже было вывезено в Великобританию, где его внимательно изучили местные инженеры.

Погруженный на транспортировочную платформу танк Pz.Kpfw. E-100 с британским солдатом, позирующим наверху Источник – armyman.info

T28-T95 (Turtle)

За океаном тоже не сидели сложа руки. В сентябре 1943 года в США начались работы над собственным танком прорыва. Штаты готовились вступить в войну в Европе и опасались, что преодолеть «Атлантический вал», выстроенный немцами на побережье, а затем и Линию Зигфрида, будет непросто. Но, как это часто бывает, армейские функционеры спохватились довольно поздно (видимо, забыв учесть, что создание принципиально новых танков – это длительный процесс).


T28-T95 (Turtle) Источник – aeronavale-porteavions.com

В качестве основного вооружения на танк планировали установить 105-мм пушку Т5Е1. Начальная скорость ее снаряда, как считали военные функционеры, была достаточной для того, чтобы пробивать бетонные стены ДОТов. Пушка должна была размещаться в лобовом бронелисте машины – к такому решению пришли, чтобы уменьшить силуэт Т-28. На самом деле новая машина была не танком, а САУ прорыва – американские военные это со временем осознали, и машину переименовали в САУ Т-95. Как это любят делать американцы, заодно ей присвоили и прозвище «Turtle» (англ. – «черепаха»). САУ снабдили электрической трансмиссией, разработанной для установки на танки Т1Е1 и Т23.

Проектные изыскания и бюрократические проволочки привели к тому, что решение об изготовлении прототипов приняли лишь в марте 1944 года. Но военные забраковали готовый проект и заказали три машины, лобовое бронирование которых должно было достигать 305 мм, что в полтора раза превышало запланированные ранее 200 мм. После внесенных изменений вес машины вырос до 86,3 тонны. Чтобы уменьшить давление на грунт и увеличить проходимость САУ, ее гусеницы решили сделать двойными. В результате новый проект был готов только к марту 1945 года, когда боевые действия в Европе и на Тихоокеанском фронте приближались к концу. Первый прототип был отгружен на Абердинский полигон тогда, когда надобность в нем уже давно отпала, – 21 декабря 1945 года. Изготовление второго экземпляра закончили 10 января 1946 года.

В результате длительных испытаний, проводившихся в 1947 году, американские военные вновь переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла. Почти одновременно с этим они пришли к выводу, что низкая скорость машины не отвечает современным условиям ведения войны. В результате от Т28 (Т95) отказались, но, возможно, американским бюрократам просто надоело ломать голову над классификацией этой машины.


Т28 (Т95) в экспозиции музея Паттона в Форт-Ноксе, Кентукки Источник – wallconvert.com

«Объект 279»

Было бы несправедливым обойти вниманием СССР – страну, которую можно по праву назвать самой «танковой» державой XX века. В прошлом столетии советскими предприятиями было произведено наибольшее количество танков и спроектировано наибольшее количество их моделей. Однако сверхтяжелыми танками в стране Советов не увлекались. До начала ВМВ на них просто не хватало средств, а во время войны – еще и времени. Так, летом 1941 года на ленинградском Кировском заводе разработали проект сверхтяжелого танка КВ-5, вес которого достигал бы 100 тонн, но в августе к Ленинграду приблизились немецкие войска, и работы над этим проектом были прекращены.

После окончания ВМВ, с появлением кумулятивных боеприпасов, всем танковым конструкторам стало понятно, что нерационально создавать боевые машины тяжелее 60 тонн. При таком большом весе их невозможно сделать быстрыми и маневренными, а, значит, несмотря на самое мощное бронирование, их быстро подобьют. Но на горизонте маячил призрак ядерной войны, и конструкторы начали разрабатывать машины, которые должны были вести боевые действия в невиданных доселе условиях.


«Объект 279» на полигоне Источник – panzer35.ru

В 1957 году в КБ Ж. Я. Котина ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова был создан удивительный танк. Хотя он весил всего 60 тонн и по массе не может претендовать на звание супертяжелого танка, зато по уровню бронирования – вполне. Толщина стенок его литой башни по периметру составляла 305 мм. При этом толщина лобовой брони достигала 269 мм, бортов – 182 мм. Такая толщина брони была получена благодаря оригинальной форме корпуса, больше похожего на летающую тарелку, чем на танк. Необычному изделию присвоили индекс «Объект 279». Экспериментальную бронированную машину вооружили 130-мм нарезной пушкой М-65 с системой продува ствола. Из всех реализованных в металле сверхтяжелых танков калибр основного орудия «Объекта 279» является самым большим.

Машина была снабжена сложной системой нерегулируемой гидропневматической подвески и двойными гусеницами. Такое техническое решение позволило уменьшить давление на грунт, увеличить проходимость танка, но серьезно ухудшило его маневренность. Этот фактор, а также сложность машины в обслуживании послужили причиной того, что проект не пошел дальше создания и испытаний прототипа.


«Объект 279» в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке Источник – panzer35.ru

Преимущества и недостатки

Подведя небольшой итог тактикто-техническим характеристикам Об. 259А можем выделить его сильные и слабые стороны.

Преимущества:

  • большой разовый урон;
  • высокое бронепробитие;
  • высокая скорость полета базового снаряда;
  • крепкая башня;
  • высокая максимальная скорость;
  • большой радиус обзора.

Недостатки:

  • долгое время сведения;
  • угол наклона орудия;
  • долгая перезарядка;
  • низкий ДПМ.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]