Ещё Леонардо да Винчи, величайший деятель Эпохи Возрождения, обдумывал концепцию подводной лодки. Эта лодка, согласно дошедшим до нас наброскам, должна была представлять собой корпус с заострённой башенкой и рубкой. Внутри подлодки мог находиться лишь один моряк. Да Винчи считал, что единственная цель подобной лодки — топить судна противников. Моряк, управляющий ей, должен был подойти в гавани к вражескому кораблю, прикрепить к корабельной обшивке прочный трос, а второй его конец с тяжёлым грузилом отправить ко дну. И когда судно начнёт движение, его обшивка оторвётся и оно потеряет свою водонепроницаемость.
Но от этого своего проекта да Винчи впоследствии отказался. Он не воплотился в реальность, и поэтому назвать титана Эпохи Возрождения изобретателем подлодки можно назвать с большой натяжкой…
Субмарина Леонардо
Среди изобретений легендарного Леонардо да Винчи, творившего в конце XV-начале XVI веков, есть и проект подводной лодки.
Статья по теме От танка до подводной лодки. 10 изобретений Леонардо да Винчи
Согласно его чертежам, она представляла собой корпус с заострённой башей и рубкой, где мог находиться только один человек. Учёный создавал подводную лодку исключительно с целью потопления вражеских кораблей. Моряк на подводной лодке должен был незаметно подкрасться в порту к судну противника, прикрепить к обшивке корабля специальный трос, а другой конец троса с грузом бросить на морское дно. Когда корабль двигался с места, из-за груза дощатая обшивка отрывалась, и судно тонуло. Любопытно, что среди изобретений итальянца были также водолазный костюм и дыхательный аппарат для подводного плавания. Впрочем, эти изобретения да Винчи остались невостребованными.
Подводная лодка была создана для потопления вражеских кораблей. Фото: АиФ/ Яна Хватова
Чудесное оружие, способное изменить ход войны
Уже более полугода шла Русско-японская война, и складывалась она совсем не так, как предполагали и хотели бы русские генералы и адмиралы. Основные силы русского флота на Тихом океане были блокированы в Порт-Артуре и частично во Владивостоке. Японские броненосцы, крейсеры и миноносцы господствовали на море, началась неограниченная минная война, быстро принесшая ошеломительные результаты. Большие, хорошо вооруженные боевые корабли и транспорты с военными грузами и войсками подрывались на минных заграждениях и тонули за считаные минуты.
И, как это часто бывает в дни тяжелых поражений, заработала военная мысль. Начались поиски вундерваффе — нового чудесного оружия, способного радикально изменить ход войны. Таким оружием могла стать подводная лодка, скрытно подбирающаяся к стоянке флота противника, расставляющая тайные минные заграждения, выстреливающая смертоносной торпедой из засады. Старикам свойственна вера в чудеса, и престарелые адмиралы русского флота не были исключением.
Бункеровка (заправка топливом и моторными маслами) подводной лодки
Изображение из собрания П.Каменченко
К началу осени 1904 года на Балтийском заводе по проекту Бубнова и Беклемишева были построены шесть лодок. Они получили следующие названия: «Касатка» (головная лодка серии), «Скат», «Налим», «Макрель», «Окунь» и «Фельдмаршал граф Шереметев». Значительную часть средств на постройку последней предоставила семья Шереметевых. Еще шесть субмарин с рыбными именами по проекту Холланда — «Щука», «Стерлядь», «Пескарь», «Белуга», «Лосось» и «Судак» — были заказаны Невскому заводу. Кроме того, у Холланда была закуплена лодка, получившая имя «Сом».
В октябре 1904 года Бубнов спроектировал 16-осный железнодорожный транспортер для перевозки подводных лодок на Дальний Восток. К середине декабря во Владивосток, преодолев расстояние около 10 тысяч километров, были перевезены «Касатка», «Скат», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Дельфин», «Осетр» и «Сом». Это была первая в мире перевозка подводных лодок водоизмещением более 100 тонн по железной дороге.
«Налим» на транспортной железнодорожной платформе. Ноябрь 1904 года
Изображение из собрания П.Каменченко
Из доставленных подлодок был сформирован «Отдельный отряд миноносцев», вошедший в состав Крейсерского отряда Тихоокеанского флота. «Сом» спустили на воду 3 января, «Дельфин» — 14-го, однако к боевым действиям лодки приступить не могли, так как торпед на войну не привезли. В ожидании вооружения лодки тренировалась в погружениях на рейде. Торпеды пришли лишь 29 марта 1905 года. На их доставку ушло вдвое больше времени, чем на перевозку лодок.
Подводный аппарат Дреббеля
Изобретателем первой действующей подводной лодки считается голландец Корнелиус Дреббель. В 1620 году, работая на английский флот, Дреббель построил подводную лодку из дерева, обтянутого кожей. Он использовал теоретические наработки Уильяма Борна, опубликованные за 40 лет до этого.
Дреббелю удалось не только построить несколько образцов субмарин, но и успешно их испытать в водах Темзы на глазах короля Якова I.
Самый совершенный вариант подлодки Дреббеля мог находиться в подводном положении несколько часов, имея на борту до 16 человек. Лодка совершила успешный переход от Вестминстера до Гринвича и обратно. Тем не менее британское Адмиралтейство сочло, что подобное судно не может быть полезным флоту.
Демонстрация подводной лодки Дреббеля, Темза, 1620 год Фото: Commons.wikimedia.org
День подводника
Об итогах использования подводных лодок в ходе войны с Японией и дальнейших перспективах этого вида вооружения на русском флоте говорилось в докладе Главного морского штаба: «Останавливаясь на причинах, почему суда, находящиеся на Дальнем Востоке, и особенно боевые, находятся в столь неудовлетворительном состоянии, следует признать, что главная причина этого заключается в отсутствии организации судов в тактические единицы, и как следствие сего — отсутствии необходимых начальников».
Большому сомнению подверглись и боевые качества имевшихся на вооружении подлодок. И хотя применение нового чудо-оружия на Дальневосточном театре военных действий было признано совершенно неудовлетворительным, перспективы подводного флота в целом оценивались весьма высоко. Был принят ряд решений по дальнейшему усовершенствованию лодок и обучению подводников.
19 марта 1906 года император Николай II подписал указ о включении подводных лодок в классификацию судов военного флота Российской империи. Эта дата отмечается в России как День моряка-подводника.
Подводная лодка «Скат» (проекта «Касатка») устанавливает торпеды. 1905 год
Изображение из собрания П.Каменченко
«Потаённое судно» Ефима Никонова
В 1718 году Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское, подал челобитную на имя Петра I, в которой заявлял, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нём будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно».
Русский царь, с интересом относившийся к различным техническим новинкам, провёл беседу с Никоновым, убедился, что проект вполне серьёзен, и поручил Адмиралтейств-коллегии заняться практической реализацией замысла.
Статья по теме
Мода на прогресс. Изобретения, сделавшие Россию популярной и изменившие мир Сохранились лишь приблизительные описания подводной лодки Ефима Никонова. Длина её была не более 6 метров, высота — 1,5-2 метра. Форма напоминала плоскодонное судно с герметичной верхней палубой. В корпус были вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приёма воды при погружении. Этот водяной балласт принимался в кожаные мешки. При всплытии вода откачивалась за борт вручную с помощью медного поршневого насоса. В корпусе была сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в подводном положении. Предполагалось, что в случае успешных испытаний на лодку будет установлен весельный двигатель. Также Никонов разработал водолазный костюм, который предназначался для пловца-диверсанта, выходящего из лодки в подводном положении для разрушения вражеских кораблей.
Первые испытания «потаённого судна» состоялись в 1724 году и закончились неудачей: лодка быстро опустилась на дно, корпус был повреждён от удара, в результате чего началось затопление. Изобретателя, находившегося на борту, успели спасти.
Пётр I не разочаровался в замысле и велел Никонову продолжать работы. Однако новые испытания также оказались неудачными.
После смерти царя в 1725 году чиновники Адмиралтейств-коллегии охладели к проекту «потаённого судна». В 1728 году работы были прекращены, а сам изобретатель отправлен на Астраханские верфи в качестве рядового плотника.
Макет «потаённого судна» в Сестрорецке. Испытание «потаённого судна» происходило в 1721 году в присутствии Петра I на реке Неве у Галерного двора. Фото: Commons.wikimedia.org
«Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…»
В декабре 1900 года русское Морское ведомство создало комиссию для разработки погружающегося судна для береговой обороны, получившего условное название «миноносец №113». Руководил строительством первой отечественной субмарины Иван Григорьевич Бубнов — корабельный инженер, преподаватель Николаевской морской академии, конструктор Балтийского завода.
Бензиновый двигатель заказали в германской , аккумуляторы и электродвигатель — во Франции, листовая сталь была изготовлена на Путиловском заводе, а цистерны — на Обуховском. Работа велась на Балтийском заводе в обстановке полной секретности. Стоимость судна первоначально оценили в 220 тысяч рублей.
Летом 1901 года русские инженеры посетили верфи Холланда в США и даже участвовали в одном из опытных погружений. По возвращении проект был доработан и в мае 1903 года спущен на воду уже как миноносец №150.
Первым капитаном был назначен Михаил Беклемишев, команда состояла из десяти человек — двух офицеров и восьми матросов. Первое погружение кончилось ударом о дно, однако лодка не пострадала и всплыла самостоятельно. Поднявшись на палубу, Беклемишев перекрестился и произнес: «Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…».
16 августа «Миноносец №150» осмотрел сам государь-император Николай II. Мало что понял, но остался доволен. Бубнову в качестве поощрения было пожаловано 24 с половиной тысячи рублей, Беклемишев получил 19 с половиной тысяч.
Переделки и доработки продолжались. В результате клепаный корпус из высокопрочной никелевой стали был снаружи обшит двумя слоями лиственницы и покрыт оцинкованным железом. Цистерны заполнялись водой самотеком, а продувались при помощи сжатого воздуха, для пополнения запасов которого имелся электрический компрессор. Надводный ход в девять узлов обеспечивался шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью в 300 лошадиных сил. Электродвигатель в 120 лошадиных сил позволял давать до шести узлов под водой.
Вооружена субмарина была двумя наружными торпедными аппаратами системы Джевецкого, в которые заряжались австрийские торпеды Уайтхэда с дальностью хода до полутора километров.
Длина лодки составляла 19,6 метра, наибольшая ширина — 3,59, среднее углубление — около 3 метров, надводное водоизмещение — 113 тонн, подводное — около 123. Внутри лодка получилась очень тесной и крайне неудобной для обслуживания и ремонта.
«Дельфин» у стенки Балтийского завода. 1903 год
Изображение из собрания П.Каменченко
«Черепаха» Бушнелла
В 1775 году американец Дэвид Бушнелл создал проект боевой подводной лодки, получившей название «Черепаха». Длина судна составляла 2,3 м, высота — 1,8 м, ширина — 0,9 м. Корпус представлял собой две деревянные раковины, покрытые дёгтем. Погружение и всплытие обеспечивалось работой ручного насоса, который закачивал и выкачивал воду (которая использовалась в качества балласта) из резервуаров, передвижение — благодаря винтам, приводимым в движение мускульной силой. Кроме того, под корпусом лодки помещался свинцовый отрывной груз, служащий балластом и используемый для аварийного всплытия.
Подводная лодка была рассчитана на одного человека. Запас воздуха для дыхания был рассчитан на полчаса подводного плавания.
Бушнелл, доказавший, что порох взрывается под водой, создал бомбу с часовым механизмом, и с помощью двух своих изобретений намеревался атаковать английские корабли, блокировавшие бухту Нью-Йорка во время Войны за независимость.
7 сентября 1776 года сержант-доброволец Эзра Ли на «Черепахе» пытался атаковать британский флагман, однако не смог прикрепить мину к борту судна.
При второй попытке атаки английские корабли обнаружили буксирующее «Черепаху» судно, уничтожив и его, и субмарину.
Реконструкция «Черепахи». Royal Navy Submarine Museum (Госпорт, Великобритания) Фото: Commons.wikimedia.org
Подводные лодки Первой мировой войны
Подводные лодки, в конце XIX в. чуть было не попавшие в список запрещенного оружия, с самого начала Первой мировой войны доказали свою эффективность. Уже 5 сентября 1914 г. германская субмарина торпедировала британский крейсер «Пасфайндер», а 22 сентября отличилась подводная лодка U-9, потопив в течение считанных минут сразу 3 британских крейсера. В последующие месяцы неограниченной подводной войны немецкие субмарины едва не поставили Англию на колени, блокировав морскую торговлю.
Германская подводная лодка U-9 — боевой корабль Первой мировой войны
Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.
В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.
Немецкая боевая субмарина U-35,1914 г.
В 1916 г. со стапелей кильской верфи «Дойче Верке» спустился необычный корабль. Это была первая в мире торговая субмарина «Дойчланд» водоизмещением около 2000 т. Не от хорошей жизни Германия строила подобные суда: вся надводная торговля была блокирована британским флотом. Впрочем, в 1917 г. «Дойчланд» перешла в руки ВМФ Германии и путем установки двух торпедных аппаратов была переоборудована в боевую подводную лодку.
Британцы ответили созданием лодок типа «К» — настоящих подводных крейсеров водоизмещением 2800 т. Для надводного хода на них использовались паровые турбины мощностью 10 000 л. с.! Подобные грозные суда позволили Англии эффективно сражаться с германскими субмаринами.
Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).
Подводная лодка «Дойчланд» германского ВМФ изначально строилась как коммерческое судно
Британская субмарина К-22 серии «К» времен Первой мировой войны
Как одна лодка может решить исход войны?
Германская подводная лодка Первой мировой войны U-20 была спущена на воду в 1912 г. Этот подводный корабль стал печально знаменит. 7 мая 1915 г. по ошибке он потопил британский пассажирский лайнер «Лузитания». Погибли граждане Соединенных Штатов Америки, государства, до тех пор державшего военный нейтралитет. Это подтолкнуло США к вступлению в войну против Германии, что резко изменило ход войны не в пользу немцев.
«Наутилус» Роберта Фултона
В 1800 году американский изобретатель Роберт Фултон, создатель одного из первых пароходов, вдохновившись работами Бушнелла, взялся за постройку подводной лодки собственной конструкции, которую собирался предложить Наполеону.
Лодка, получившая название «Наутилус», в 1801 году была успешно испытана в гавани Гавра.
Корпус лодки был деревянный с металлическими конструкциями, обшитый медными листами. В надводном положении лодка шла под парусом, в подводном приводилась в движение за счёт мускульной силы экипажа. Лодка была вооружена буксируемой на тросе миной.
Всего Фултон построил три модификации «Наутилуса», но проекты субмарин Наполеона не заинтересовали. Изобретатель предлагал «Наутилус» и английскому флоту, но британцы тоже сочли такую разработку бесполезной.
Проект субмарины Фултона, 1806 год Фото: Commons.wikimedia.org
Послевоенные дизель-электрические подводные лодки
По окончании Второй мировой войны развитие подводных лодок происходило под сильным влиянием достижений германского флота. Германский Кригсмарине успел разработать весьма эффективные подводные аппараты, но, к счастью для союзников, поставить их на вооружение и использовать по назначению уже не удалось.
Боевая субмарина проекта 877 (тип «Варшавянка») ВМФ России
Советские конструкторы на базе германской подводной лодки серии XXI разработали лодку проекта 613 водоизмещением 1350 т. Ее энергетическая установка состояла из двух дизелей и электродвигателей. Вооружение включало 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата. Под водой лодка развивала скорость хода до 13,1 узла, в надводном положении — до 18,3 узла. Командование ВМФ СССР планировало построить сразу 340 таких лодок. С 1950 по 1957 г. удалось изготовить 215 единиц, что стало рекордной цифрой серийного выпуска подводных лодок в отечественном кораблестроении.
Примерно тогда же в Советском Союзе была разработана более крупная лодка проекта 641. Эта субмарина водоизмещением 1950 т имела на вооружении сразу 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых) калибра 533 мм. Боезапас составлял 22 торпеды или 32 мины. Всего было построено 75 таких подводных кораблей.
Советская подлодка проекта 641
Новые германские лодки проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой. Под водой используются аккумуляторные батареи, а для плавания в надводном положении — традиционный дизель-генератор. Лодка имеет водоизмещение 1830 т. Под водой она может идти со скоростью до 20 узлов, скорость надводного хода — 14,2 узла. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.
Высоким спросом на мировых рынках вооружений пользуются советские/российские подводные лодки проекта 877 «Варшавянка» и аналогичные им лодки проектов 636 и 677.
Подводная лодка проекта 613 советских ВМС
По проекту 877 изготовлено около 50 лодок. Они имеют водоизмещение 3950 т и оснащены энергетической установкой мощностью 3750 л. с. Скорость подводного хода достигает 17 узлов, надводного — 10 узлов. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.
Следует отметить, что наряду с традиционным торпедным вооружением многие современные дизель-электрические подводные лодки имеют и ракетное вооружение, причем крылатые и противокорабельные ракеты запускаются из стандартных торпедных аппаратов.
Подводная лодка номер U-31 проекта 212 ВМФ Германии
С 1990 по 2003 г. было построено 6 дизель-электрических подводных лодок типа «Коллинз» — единственных типов подводных лодок ВМФ Австралии. Эти субмарины водоизмещением 3353 т — настоящие гиганты среди дизель-электрических «одноклассниц». Их вооружение составляет 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 22 торпеды. Вместо торпед могут использоваться ракеты «Гарпун» (боезапас 22 ракеты) или мины (44 штуки).
Таким образом, в течение полувека подводная лодка превратилась из плавсредства, способного лишь на непродолжительное время уходить под воду, в совершенный боевой корабль. Такое судно способно длительное время находиться под водой, перемещаться с высокой скоростью и поражать цели не только в море, но и на суше.
Субмарина типа «Коллинз» ВМФ Австралии
«Ханли»: история первой субмарины, потопившей боевой корабль
В США в период Гражданской войны проекты боевых субмарин разрабатывали представители Конфедерации, пытавшиеся найти эффективное противодействие флоту северян.
В условиях войны проекты осуществлялись в крайней спешке, что вело к гибели экипажей при испытаниях.
В 1863 году изобретатель Хорас Ханли, до этого имевший за плечами несколько попыток создания субмарин, спроектировал лодку, имевшую несколько названий, но впоследствии более известную по имени изобретателя — «Ханли».
Статья по теме
«Cпасите наши души». Подлинная история аварии на подлодке «К-19» Она представляла собой стальную «сигару» длиной почти в 12 метров и 1,17 м шириной. В оконечностях лодки находились две балластные цистерны, наполнявшиеся через клапаны и осушавшиеся ручными помпами. Также в корпусе находился дополнительный балласт, придающий остойчивость: прикреплённые к днищу корпуса металлические грузы. Для экстренного всплытия эти грузы могли отсоединяться при откручивании болтов изнутри лодки.
Экипаж состоял из восьми человек: офицера-командира и семи матросов-гребцов.
Лодка была вооружена шестовой миной, содержащей более 40 кг пороха, прикреплённой на почти семиметровый шест, установленный в носовой части.
Испытания «Ханли» шли с переменным успехом. Вначале удалось успешно подорвать старый корабль, выступавший в качестве учебной цели. Однако вслед за этим лодка, возвращаясь на базу, внезапно затонула, унеся жизни пяти человек. Троим членам экипажа удалось спастись.
Статья по теме
Балтийский «Варяг». Дайвер о том, как нашли героически погибшую подлодку Через две недели субмарину подняли, привели в порядок, и новые испытания возглавил сам Хорас Ханли. Вновь была проведена успешная атака учебной цели. Но спустя четыре дня «Ханли» погрузилась всего в 450 метрах от берега и не всплыла. Как оказалось, из-за технического несовершенства конструкции и несогласованности действий экипажа, «Ханли», погрузившись на дно, потеряла возможность всплытия. Лодку подняли три недели спустя. Выяснилось, что она сохранила герметичность, а весь экипаж, включая изобретателя, погиб от удушья.
Несмотря на всё это, 17 февраля 1864 года «Ханли» под командованием старшего лейтенанта Джорджа Е. Диксона вышла на боевое задание. Все члены экипажа были добровольцами, их считали смертниками.
В историю подводного флота 17 февраля 1864 года вошло как день, когда субмарина впервые успешно атаковала надводное судно. На рейде Чарльстона «Ханли» подорвала двенадцатипушечный винтовой шлюп ВМС США «Хаусатоник» водоизмещением 1240 тонн. В течение пяти минут он пошёл на дно, погибли пять членов экипажа, большинство спаслись или на шлюпках, или на обломках.
Подводная лодка H. L. Hunley. Фото: Commons.wikimedia.org
Подводные лодки Второй мировой войны
К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.
Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»
Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.
Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.
ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.
88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35
Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.
В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.
Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР
Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.
Кригсмарине — официальное название германских военно-морских сил в период Третьего рейха
Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.
Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине
За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.
Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота
Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины
«Последний день Конфедерации» 140 лет спустя
«Ханли» не вернулась на базу. О её судьбе споры ходили почти полтора столетия. Многие склонялись к версии о том, что субмарина погибла во время взрыва мины. В то же время были сведения о том, что пост конфедератов получил условный сигнал от экипажа об успешном проведении атаки.
В 1970-х годах начались активные поиски «Ханли», и в 1995 было достоверно установлено место её гибели. В 2000 году корпус лодки был поднят на поверхность. Предполагается, что лодка, получившая повреждения от взрыва, совершив очередное погружение, вновь всплыть уже не смогла, и экипаж погиб от недостатка кислорода.
В 2004 году в Чарльстоне состоялись торжественные похороны последнего экипажа «Ханли». В американских СМИ этот день назвали «последним днём Конфедерации».
Сама отреставрированная лодка ныне экспонируется в реставрационном центре Уоррена Лаша, город Норт-Чарлстон, штат Южная Каролина.
Дедушку не спасли
А что стало с первой русской подводной лодкой? В 1916 году, после многочисленных переделок, «Дельфин» отправили в Архангельск, а оттуда — в Александровск (ныне Полярный) в Кольском заливе Баренцева моря. По дороге потеряли часть оборудования. В 1917 году из-за очередного разгильдяйства лодка частично затонула. С нее сняли часть оборудования, а корпус отбуксировали в Мурманск и оставили на территории торгового порта.
В 1921 году командир дивизии подводных лодок Балтийского моря Я.К. Зурабов подал рапорт на имя командующего флотом с просьбой перевезти корпус «Дельфина» в Петроград: «Крайне желательно дедушку русского подводного флота спасти от полного разрушения и хранить с почетом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра».
Ответ Морского комиссариата подвел итог: «Подлодка «Дельфин» в введении Моркома не находится, интерес к ней как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта».
Через несколько лет все, что осталось от «Дельфина», сдали на слом.