Модернизация МРК проекта 1234.1: новое оружие для старой платформы


Оборонительная дуга

По словам вице-президента Академии геополитических проблем полковника Владимира Анохина, сейчас на Дальнем Востоке создается стратегическая оборонительная дуга Владивосток — Курильские острова — Сахалин–Камчатка.
— Как и положено, оборона эшелонирована, — сообщил эксперт «Известиям». — На дальних подступах к российскому побережью корабли, самолеты и десантные средства противника встретит флот при поддержке с воздуха. Потом — новые береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», последние из которых могут уничтожать корабли на удалении до 500 км. Непосредственно на суше десанту врага придется столкнуться с береговыми войсками Тихоокеанского флота. Пробить такой многослойный щит практически невозможно.

Камчатка занимает особое положение в этой оборонительной конфигурации. С ее территории контролируется важная часть Севморпути. Не стоит забывать и о базирующихся на полуострове стратегических подводных ракетных крейсерах с ядерным оружием.

Такая дуга России необходима, так как ситуацию в регионе спокойной назвать трудно, напомнил Владимир Анохин. По его словам, Япония до сих пор не рассталась с мечтой получить Курильские острова. А США имеют поблизости множество военных баз, в том числе на территории Южной Кореи.

МРК хорошо подходят для использования во внутренних морях и прибрежной зоне, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Они нужны для того, чтобы не подпускать к нашим военно-морским базам иностранные корабли, — рассказал он «Известиям». — Интерес к Камчатке у иностранных флотов был всегда. В Вилючинске расположена база подводных ракетных крейсеров с ядерным оружием, которую тоже предстоит прикрывать «Оводам». Субмарины являются частью стратегических ядерных сил России. МРК также будут участвовать в мероприятиях по обеспечению выхода в море этих ракетоносцев.

«Овод» для гордости: ВМФ модернизирует малые ракетные корабли

Военно-морской флот принял программу возвращения в строй малых ракетных кораблей (МРК) «Овод», рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ. В ходе работ на МРК заменят двигатели, радиоэлектронику и установят современное вооружение. Формально МРК — это корабли прибрежной зоны, но раньше они успешно ходили даже в Средиземное и Южно-Китайское моря. Обновленные и перевооруженные «Оводы» смогут наносить ракетные удары по вероятному противнику не хуже, чем эсминцы или фрегаты.

Ремонт по полной

Модернизация проекта 12341 «Овод» затронет практически все ключевые системы корабля, пояснили в Главкомате ВМФ. На МРК установят современные средства управления огнем, радиолокационные станции, системы связи, более эффективное вооружение, а также более экономичные и мощные дизельные двигатели.

«Оводы», прошедшие модернизацию, будут перевооружаться ракетами Х-35 — это дозвуковые маловысотные боеприпасы с активным самонаведением, оснащенные осколочно-фугасной боевой частью, рассказал «Известиям» источник в Минобороны. Эти ракеты способны поражать цели на расстоянии до 260 км.

Справка «Известий»

Сейчас в состав ВМФ входят 12 малых ракетных кораблей проекта 12341 «Овод». На Балтийском флоте они сведены в 36-ю бригаду ракетных катеров, в составе которой числятся МРК «Зыбь», «Гейзер», «Пассат» и «Ливень». В 41-й бригаде Черноморского флота — «Мираж» и «Штиль». На Северном флоте в 7-й бригаде Охраны водного района (ОВР) несут службу «Айсберг» и «Рассвет». На Тихоокеанском флоте «Оводы» сведены в 114-ю ОВР. Там собраны «Смерч», «Иней», «Мороз» и «Разлив». Имеющиеся корабли вошли в состав флота в период с 1986 по 1992 год, за исключением «Штиля» и «Айсберга», построенных раньше — в конце 1970-х.

Работы по модернизации «Оводов» уже начались. В апреле этого года на Кингисеппском машиностроительном заводе был завершен ремонт отсека главного двигателя МРК «Рассвет». В конце 2022 года там же привели в порядок двигатели «Айсберга» и «Гейзера». На Камчатке сейчас ремонтируется МРК «Смерч». МРК «Зыбь» Балтийского флота, долгое время бывший неходовым, ждет капитальный ремонт главного двигателя на 33-м судоремонтном заводе.

«Буяны» южного моря: Черноморский флот усилят ракетными кораблями

Они имеют на вооружении крылатые ракеты «Калибр» и сверхзвуковые «Оникс»

Эффективные внутри

Модернизированные «Оводы» серьезно повысят боеспособность флота, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— МРК хороши для использования во внутренних морях и прибрежной зоне, — рассказал «Известиям» Валентин Селиванов. — СССР одно время держал «Оводы» в Средиземном море — в Тартусе и Тобруке. Задача таких кораблей — действия из засады. При возникновении опасности они должны были рассредоточиться и ждать команды о начале атаки или тут же выскочить с базы и нанести удар по целям ракетами. Появление современного и эффективного ракетного вооружения только усилит по-хорошему злые и эффективные «Оводы». Удар на короткой дистанции таких кораблей будет гарантированно точным. После модернизации корабли смогут прослужить еще лет десять.

В 1980-е годы «Оводы», находящиеся в восточной части Средиземного моря, были головной болью Шестого флота США, отвечавшего за этот театр военный действий. Отследить перемещения МРК на прибрежном театре военных действий — дело сложное. Их непредсказуемые действия вызывали у американских адмиралов серьезную озабоченность.

Технически возращение «Оводов» в Средиземноморье стало возможно после подписания с Сирией договора о длительной аренде порта Тартус, отметил адмирал Селиванов.

Вооружен и очень комфортен: ВМФ России получил цифровой ракетоносец

«Известия» первыми побывали на борту одного из самых закрытых кораблей флота

Малые ракетные корабли проекта 12341 были созданы в 1960-х. Судостроители должны были дать флоту недорогие, компактные, но в то же время быстрые корабли. Заказ на разработку получило центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» из Ленинграда. Проекту присвоили шифр «Овод». На флоте его название быстро превратилось в разговорное обозначение всех кораблей этого проекта — оно прекрасно характеризовало небольшой, но «кусачий» МРК.

В корпусе корабля водоизмещением около 700 т удалось разместить полновесный комплект вооружения. «Оводы» при длине 57 м и ширине 12 м получили две пусковые установки для шести противокорабельных ракет «Малахит», радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и одну артиллерийскую установку АК-176 калибром 76 мм, или две АК-725 калибром 57 мм. А на отдельные модификации устанавливали установки АК-630М калибром 30 мм. Корабль получил три дизельных двигателя, каждый мощностью 1000 л/с, что позволило развивать скорость до 35 узлов в час.

Первоначально МРК хотели отнести к классу катеров, но главнокомандующий ВМФ адмирал флота СССР Сергей Горшков специально утвердил для него новый класс — малый ракетный корабль. При спуске первого «Овода» на воду главком сказал фразу, ставшую знаменитой: «Эти МРК — пистолет у виска империализма». В странах НАТО «Оводы» «приписали» к корветам.

Вдвое мощнее

«Оводы» до сих пор считаются кораблями, которые способны вести эффективную борьбу с боевыми кораблями и судами обеспечения в ближней океанской зоне. Российские «Оводы» получили боевое крещение во время войны с Тбилиси. МРК «Мираж» 10 августа 2008 года потопил быстроходный катер грузинских ВМС.

Сбить со света: корабли получат новые зенитные ракеты

Они помогут держать на расстоянии вражескую авиацию

Сдавать «Оводы» на «иголки» рано. Моряки всегда любили этот корабль за огневую мощь и надежность, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Для ВМС Алжира на российских верфях были модернизированы три таких МРК, — рассказал «Известиям» Дмитрий Болтенков. — Они получили обновленную электронику и двигатели, а также были переоснащены противокорабельными ракетами Х-35. Этот опыт пригодится и в дальнейшем. После модернизации отечественные «Оводы» могут получить четыре пусковые установки, каждая из которых способна разом выпустить четыре ракеты. Это увеличило залп корабля с шести до 16 боеприпасов. Залп двух кораблей 32 ракетами по своей мощи будет примерно равен дивизиону берегового ракетного комплекса «Бал». В результате модернизации боевая мощь «Оводов» вырастет примерно в два с половиной раза.

Теоретически на МРК могут быть установлены противокорабельные ракеты «Оникс». В 1982 году был разработан и построен один «Овод» проекта 1234.7 для испытаний этих ракет. Всего было построено 47 «Оводов» всех проектов, включая экспортные модификации. Корабли состояли на вооружении не только ВМФ России — их закупали Алжир, Ливия и Индия.

конструктивные особенности МРК проекта 1234 шифр «Овод»

По архитектуре гладкопалубный корпус боевого корабля проекта 1234 имеет катерные обводы, не большую седловатость и выполнен из корабельной стали повышенной прочности. МРК обладают очень хорошей маневренностью связанной с поворотливостью и быстрой остановкой. МРК проект 1234

МРК проект 1234-1

Для целей радиоэлектронной борьбы МРК оснащены двумя или четырьмя пусковыми установками для постановки пассивных помех, которые представляют собой пакет с шестнадцатью направляющими трубами с консольными креплениями на цапфе и вертикальной стенке. Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальности от корабля до 3,5 км. Радиотехническая комплексная система «Титанит» обеспечивает активное и пассивное обнаружение целей, прием информации от авиационных систем воздушного наблюдения и пеленгования, а также обеспечивает выработку и выдачу целеуказаний на командный пост управления, управление совместными боевыми действиями и обеспечивает решение навигационных задач. Навигационная радиолокационная станция «Дон» и радиотехнической разведки «Залив». Инфракрасная аппаратура «Хмель-2» позволяет осуществлять совместное плавание и скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни.

Малые ракетные корабли проекта 1234Э («Овод-Э») и 1234ЭМ

Экспортный вариант «Овода» отличался от базового проекта 1234 составом вооружения — вместо 6х ПУ ПКР «Ма­лахит» на них имелось 4х ПКР П-15М «Термит».

В апреле 1977 г. вступил в строй МРК «Ураган» (Заводской номер С-65, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-73), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К71 «Vijay Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 30 сентября 2002 года корабль сдан на слом.

В сентябре 1977 г. вступил в строй МРК «Прибой» (Заводской номер С-66, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-74), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К72 «Sindhu Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 24 сентября 2003 года корабль сдан на слом.

В апреле 1978 г. вступил в строй МРК «Прилив» (Заводской номер С-67, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-75), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К73 «Hos Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 5 июня 1999 года корабль сдан на слом.

22 февраля 1978 г. продан построенный для Алжира «МРК-21» (заводской №С-201э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais Hamidou» (№801).

21 мая 1981 г. продан построенный для Алжира «МРК-23» (заводской №С-202э), в алжирском ВМФ носил имя «Salah Reis» (№802). В 1999-2000 г.г. корабль прошел модернизацию до уровня 1234ЭМ и получил полностью обновленное оборудование и вооружение. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М. На крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э», в результате чего внешний вид этого МРК претерпел значительные изменения.

8 февраля 1982 г. продан построенный для Алжира «МРК-22» (заводской № С-204э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais АН» (№803). В мае 1997 г. корабль проходил ремонт в Кронштадте.

1 мая 1982 г. передан Ливии «МРК-9» (заводской №С-203), в алжирском ВМФ носил имя «Эйн Мара». 25 марта 1986 года в порту Триполи поврежден американской авиацией и отбуксирован в Ленинград для ремонта. В 1991 г. после ремонта переименован в «Тарик ибн Зияд» и снова включен в состав флота. Бортовой №416.

19 января 1983 г. передан Ливии «МРК-24» (заводской №С-205), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн аль Газала». Бортовой №417.

15 марта 1984 г. передан Ливии «МРК-25» (заводской №С-206), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Зара». Бортовой №418.

В сентябре 1985 г. передан Ливии «МРК-15» (заводской №С-207), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Закит». Бортовой №419. 25 марта 1986 года потоплен американской авиацией в 20 милях к западу от порта Бенгази.

• Справочник ВМФ • Корабли того же периода • ВМФ России •

Малые ракетные корабли.

Корабли проекта 1234 («Nanuchka-I class» по классификации NATO) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Силовая установка корабля состоит из трех дизелей общей мощностью 30000 л.с., которые вращают три винта. Максимальная скорость составляет 34 узла.

Первые два малых ракетных корабля проекта 1234 носили до 25 апреля 1970г. только цифровое тактическое наименование: головной «МРК-3», первый серийный корпус — «МРК-7». Последующим кораблям присваивались «погодные» наименования, традиционные для советских сторожевых кораблей времён Великой Отечественной войны, за свои «погодные» названия именовавшихся «дивизионом плохой погоды». Головной корабль проекта «Буря».

Фоторгафии кораблей взяты с сайта www.forums.airbase.ru

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Буря.

Малый ракетный корабль МРК-3построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 18 октября 1968г., 25 апреля 1970г. переименован в «Буря». Вступил в строй 30 сентября 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК. 11 марта 1980г. 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

Приказом ГК ВМФ от 24 декабря 76г. МРК «Зарница» и МРК «Буря» объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 — БС в Средиземном море.

01 августа 1986г. перешел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ)

Бортовые номера: 540, 354, 961, 964(1977), 604(1978), 601, 603, 602(1982), 609(1984), 605(1986), 608(1990), 624(1.05.1990). Списан: 1991г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Бриз.

Малый ракетный корабль МРК-7построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 октября 1969г., 25 апреля 1970г. переименован в «Бриз». Вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). С декабря 1970г. начались испытание РК “Малахит” — Первый пуск состоялся 29 декабря 1970г.

5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Гроза», ПРТБ-13 (КУГ) — БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Вихрь» и ПРТБ-33 (КУГ) — БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 (КУГ) — БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США .

С 17.06 по 08.08.1978г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) — БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок ». 22-27 июня МРК «Бриз» в составе группы кораблей РКР «Адмирал Головко», БПК «Очаков» совершили официальный визит в порт Латакия, САР.

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) — БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ — БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодействии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.08 по 2.09.1981г. вышел на БС для усиления ( на месте уже несли БС МРК «Зыбь», МРК «Зарница» и ПРТБ-13) в связи с обострившейся обстановкой в Ливане 15 августа. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК «Бриз» и «Зарница» объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

С 25.05 по 05.08.1983г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) — БС в Средиземном море.

с 20.11.1983г. по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» и ПРТБ-33 несли БС в Средиземном море.

01 августа 1986г. перешел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ).

С 10.05.1987г. по 20.05.1988г. заступил на БС в Камрань .

Бортовые номера: 356, 966, 962(1977), 963, 967, 611, 602(1980), 623, 617(1982), 606(1984), 612(1984), 618(1986), 403(05.1987), 430(05.1990). Списан: 1992г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Вихрь.


Малый ракетный корабль Вихрьпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 22 июля 1970г., и вступил в строй 30 сентября 1971г., и уже 1 ноября 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ).

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 — БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

01.08.1977г. перешел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ).

26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 978(1975), 351(1976), 955, 966, 425(1985), 438(05.1990), 432(1994).

Списан: 1994г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Град.


Малый ракетный корабль Градпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 30 апреля 1972г., и вступил в строй 30 сентября 1972г., и уже 31 октября 1972г.. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 941(1973), 506, 567, 552(1987), 582(1990). Списан: 1993г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Гром.


Малый ракетный корабль Громпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 29 октября 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота ( КЧФ). В 1978 и 1992гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 17.06 по 8.08.1978г Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок».

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 — БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Буря» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море.

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 361(1976), 976(1977), 818(1979), 608, 604(1982), 605(1984), 607(1986), 622(1.05.1990). Списан: 1995г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Гроза.

Малый ракетный корабль Грозапостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 26 июля 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 11 марта 1980 года 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) — БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 — БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Бортовые номера: 363, 358, 977(1973), 970, 611, 604(1980), 613(1982), 614(1984), 604(1986), 619(1.05.1990). Списан: 1992г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Зарница.


Малый ракетный корабль Зарницапостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 апреля 1973г., и вступил в строй 18 сентября 1973г., и уже 26 октября 1973г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). В 1978, 1981, 1984, 1988, 1993, 1994 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Гроза» и ПРТБ-13 — БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Приказом ГК ВМФ от 24.12.76 г. МРК «Зарница» и МРК «Буря» объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) — БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США .

С 15.07 по 2.09.1981г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ-13 — БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК «Бриз» и «Зарница» объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

В 1984г. тактическая группа в составе МРК «Зарница» и МРК «Комсомолец Мордовии» получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с «Комсомолец Мордовии» — БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

24.09.93г. — тактическая группа в составе МРК «Зарница» и МРК «Мираж» получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

22.09.94г. тактическая группа в составе МРК «Зарница» и МРК «Штиль» получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

12.06.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 363(1976), 973, 972, 607, 618, 606(1990), 621(1.05.1990). Списан: 2005г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Шквал.


Малый ракетный корабль Шквалпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 декабря 1973г., и вступил в строй 14 июня 1974г., и уже 16 июля 1974г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ) в составе 106-го дивизиона МРК 76-й БЭМ, базировавшегося на Зимнюю гавань Лиепайской ВМБ. После 1992г. дивизион был передан 36-й бригаде ракетных катеров 12-й дивизии надводных кораблей.

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 915(1976), 551(1985), 567, 565. Списан: 1994г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Метель.

Малый ракетный корабль Метельпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 августа 1974г., и вступил в строй 8 декабря 1974г., и уже 23 января 1975г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1982г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 923(1977), 534(1979), 542. Списан: 1998г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Шторм.

Малый ракетный корабль Штормпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 3 марта 1975г., и вступил в строй 15 июня 1975г., и уже 21 июля 1975г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 953, 587(1978), 567, 577(1990). Списан: 1998г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Циклон.


Малый ракетный корабль Циклонпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 24 мая 1977г., и вступил в строй 31 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С мая 1985г. по май 1986г. Совместно с МРК «Тайфун» — БС в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань .

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 430, 438, 425(1984), 435(1985), 412(05.1987), 444(05.1990). Списан: 1995г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Муссон.

Малый ракетный корабль Муссонпостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 1 июля 1981г., и вступил в строй 30 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ — 165 БрРКА ТОФ). 16 апреля 1987г. погиб в Японском море из-за самопроизвольного перенацеливания ракеты при отработке задач боевой подготовки.

Бортовые номера: 427(1982), 414(1984).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Логическим продолжением данной серии малых ракетных кораблей явился проект 1234.1 («Nanuchka-III class» по классификации NATO). Основные отличия данного проекта — это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а так же нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования. Несмотря на относительно небольшое водоизмещение, корабль данного проекта обладает высокими мореходными качествами и способностью использовать оружие при состоянии моря 5 баллов и скорости 24 уз.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Бурун.


Малый ракетный корабль Бурунпостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду в июле 1977г., и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). 21 апреля 1978г. перечислен в состав ДКБФ.

В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 570, 559(1986), 566(1990). Списан: 2002г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Ветер.

Малый ракетный корабль Ветерпостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 21 апреля 1978г., и вступил в строй 30 сентября 1978г., и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1980г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 572(1978), 527, 523, 524(1995). Списан: 1995г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Зыбь.


Малый ракетный корабль Зыбьпостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 октября 1978г., и вступил в строй 31 декабря 1978г., и уже 16 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 13 апреля 1982 переименован в «Комсомолец Мордовии», а 15 февраля 1992г. в «Штиль».

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ -13(КУГ) — БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодествии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.07 по 02.09.1981г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 — БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

С 25.05 по 5.08.1983г. Совместно с МРК «Бриз», МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) — БС в Средиземном море.

С 20.11.1983г по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) — БС в Средиземном море.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 — БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

12.06.1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В настоящее время малый ракетный корабль «Штиль» проекта 1234.1 находится в составе 166-го Новороссийского Краснознаменного малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.

Бортовые номера: 608(1982), 609(1984), 605(1986), 620(1.05.1990).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Мороз.


Малый ракетный корабль Морозпостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 сентября 1989г., и вступил в строй 30 декабря 1989г., и уже 28 февраля 1990г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ)

Бортовые номера: 434, 450, 402(05.1990), 409(2000).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Разлив.


Малый ракетный корабль Разливпостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 24 августа 1991г., и вступил в строй 31 декабря 1991г., и уже 11 февраля 1992г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 450(2000).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Ливень.


Малый ракетный корабль Ливеньпостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 5 октября 1986г., и 14 апреля 1987г. переименован «XX съезд ВЛКСМ». Вступил в строй 25 декабря 1987г., и уже 19 февраля 1988г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 15 февраля 1992г. переименован -« Иней».

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 422(05.1987), 415(05.1990), 418(2000).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Туча.


Малый ракетный корабль Тучапостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 29 апреля 1980г., и вступил в строй 31 июля 1980г., и уже 24 октября 1980г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1995г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 527(1987), 524(1988), 505(1997). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малый ракетный корабль Смерч.

Малый ракетный корабль Смерчпостроен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 16 ноября 1984г., и вступил в строй 30 декабря 1984г., и уже 4 марта 1985г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С апреля 1986г. по июль 1987г. выполняет задачи боевой службы в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань .

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 415, 418, 450(1987), 405(1990), 423(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вооружение

Главный ударный комплекс

Контейнер ПКРК «Малахит» на МРК пр. 1234, крышки открыты

Ракетный комплекс П-120 «Малахит» разрабатывался как унифицированный для подводных лодок и надводных кораблей и предназначался для поражения надводных кораблей противника. 8,84-метровая твёрдотопливная крылатая ракета при собственной массе 5400 кг доставляет 800-кг фугасно-кумулятивную боевую часть на дистанцию до 150 км от корабля-носителя; при наведении используется инерциальная навигационная система плюс активное радиолокационное самонаведение с коррекцией от инфракрасного датчика на конечном участке траектории.

Для обнаружения целей и целеуказания служит радиолокационный комплекс «Титанит», антенный пост которого размещён под массивным радиопрозрачным обтекателем над ходовой рубкой.

Зенитное вооружение

Основу ПВО корабля составляет зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса, помимо пусковой установки с ракетами 9М33, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 — 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах — до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС общего наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 — 8 секунд. Система наведения — радиокомандная. После схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям. При приближении ракеты к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части, дистанция срабатывания — до 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду. Ракета 9М33 — одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. При собственной массе 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части и крыло в хвостовой. Четыре плоскости крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередной парой ракет.

57-мм артустановка АК-725

Время перезаряжания установки — 16…21 с, скорострельность — 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 — по надводным. Время переноса огня на другую цель — 12 с. Вес ПУ без боекомплекта — 6850 кг.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек. Боезапас установки 1100 выстрелов, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения — 200° на оба борта, расчёт артустановки — 2 человека, масса — 3,9 тонны. Дальность стрельбы — 8420 метра (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.

Обзор модернизированного МРК «Овод»

Во многих СМИ появилась информация о том, что на Тихоокеанском флоте на испытания вышел «Смерч», модернизированный МРК проекта 12341 «Овод».

Как правильно это расценить, куда отнести: в успех или все-таки нет?

Для того чтобы правильно все понять, надо окунуться в историю, что, благо, проблем не вызывает.

Середина 60-х годов прошлого века. Это да, уже история. Но именно тогда были начаты работы над кораблями проекта, предназначаемыми для ведения боевых действий в закрытых морях и ближней океанской зоне.

В отведенный тоннаж для ракетных катеров уложиться не удалось, потому и родился, в общем-то, новый класс, который получил у нас название малых ракетных кораблей (МРК). Корабли проекта 12341 имели тоннаж от 640 тонн, в то время как ракетные катера укладывались в 500 тонн и меньше.

Наши потенциальные, оценив вооружение МРК не мудрствуя лукаво, занесли их в класс корветов.

Действительно, на момент своего вступления на боевую вахту «Овода» являлись весьма зубастыми и проблемными для противника кораблями. Они все еще оставались небольшими по размеру, довольно шустрыми (35 узлов) и обладали весьма впечатляющей дальностью: 4 000 миль на 12 узлах и 1800 на 18-ти.

И с вооружением вроде бы был полный порядок. 6 противокорабельных ракет «Малахит», артиллерийские установки АК-176 и АК-630, а также зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» с боекомплектом в 20 зенитных управляемых ракет.

Почему «вроде бы» — об этом чуть ниже.

Были и существенные недостатки. Мореходные качества хромали на обе ноги, начиная со среднего волнения. А в сильную качку эксплуатация кораблей вызывала критику и злобное бурчание экипажей.

Вторым огромным недостатком было использование в конструкции кораблей лёгких алюминиево-магниевых сплавов марки АМг61 в конструкциях надстройки корпуса. Лёгкие сплавы являются менее прочными, чем стальные и при возникновении пожара легко воспламеняются, быстро горят и плавятся, затрудняя борьбу за живучесть корабля.

Примером этого является гибель «Муссона», в который попала ракета-мишень, запущенная с другого катера. Экипаж, выбитый взрывом ракеты и пожаром, начавшимся при воспламенении ракетного топлива и окислителя, не смог бороться за живучесть корабля. В итоге в результате катастрофы погибло 39 человек экипажа, ещё 37 человек удалось спасти. Но там еще и командующий Приморской флотилией контр-адмирал Головко свои разум и умения приложил.

Кстати, проданный Ливии МРК-9, он же «Tariq Ibn Ziyad», тоже сгорел. Правда, в реальном бою.

В общем, скажем так: корабль не без недостатков. Плюс откровенно слабая защита от атак с воздуха. Это показала и гибель «Муссона», и ливийских «Ean Zara» и «Ean Zaquit», которые не смогли отбиться от атак именно с воздуха.

Первая серия «Оводов», «чистые» МРК проекта 12341, уже давно списаны и разобраны. Остались на плаву корабли проекта 1234.1, самые свежие из которых «Ливень» (БФ) и «Разлив» (ТОФ) приняты в строй в 1992 году, а самый старый — «Буря» — в 1970-м.

Но нас, понятное дело, интересуют те корабли, которые еще в строю, а, следовательно, пойдут на эту самую модернизацию. То есть проект 1234.1.

«Штиль» и «Айсберг». В строю с 1979 года. Сорокалетние корабли, можно сказать, ветераны. Не могу сказать, что их наличие так меня радует, 40 лет – это срок.

Самый молодой – «Разлив». В строю с 1992 года. «Всего-то» 27 лет.

Остальные, как уже ясно, построены между 1979 и 1992 годами.

Модернизация коснется в первую очередь вооружения, потому что П-120 «Малахит» сегодня выглядит просто несерьезно.

Вместо 6 пусковых установок крылатых ракет П-120 «Малахит» с дальностью стрельбы до 150 км по примеру «Смерча» корабли получат 16 ПУ противокорабельных ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км и активными головками самонаведения.

Кроме того, будет произведена замена артиллерийских установок на более современные АК-176МА и АК-630М.

Х-35 «Уран» — это интереснее «Малахита». Ракета оснащается проникающей осколочно-фугасной БЧ, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. Плюс неплохая защита от электронного противодействия.

Но основной бонус заключается в том, что «Уран» вполне можно использовать и по наземным целям, что автоматически делает МРК теоретическим участником десантных операций, вполне способным поддержать десант.

Ну и 16 ракет вместо 6 – это весомая прибавка.

Кроме того, обновление коснется и двигательного отсека каждого корабля. Источники утверждают, что на МРК будут установлены новые двигатели, которые будут более экономичными, ну и вообще, новый двигатель на сорокалетнем корабле – это новый двигатель, даже если он и китайский.

Естественно будет добавить и современные системы управления артиллерийским огнем, поскольку у «Оводов» имеются большие проблемы со стрельбой артустановок при волнении больше 4 баллов.

Многие высказавшиеся специалисты считают, что по факту все эти новшества дадут «Оводам» вторую жизнь. И по окончании модернизации эти корабли будут отвечать самым современным требованиям морского боя.

Понятно, что против американских АУГов эти МРК воевать не будут. Шансов как бы нет, но в акваториях балтийской и черноморской «луж» они могут оказаться очень даже полезными. Ну и в островах на Тихом океане.

Даже несколько относительно небольших кораблей, несущих по полтора десятка малозаметных и защищенных от помех ракет универсального действия – это серьезно.

Идея неплохая. Вообще, идея воссоздания «москитного» флота с современными ракетами – весьма и весьма оптимистично смотрится, а главное, в отличие от всяких там авианосцев и эсминцев жуткого тоннажа с ядерными двигательными установками, осуществима.

Но здесь, естественно, есть «но». Это количество и возраст кораблей. Все-таки 12 кораблей на три флота, это, согласитесь, не очень много. Но лучше, чем ничего.

А вот возраст… От 40 до 27. Понятно, что даже глубокая модернизация даст эффект быстрее, чем постройка новых кораблей. Но сорок лет… Есть такие вещи, как усталость металла, внутренняя коррозия и прочие «удовольствия».

Можно ли будет всерьез рассчитывать на такие «старые новые» МРК? Конечно, время покажет, но опасения все равно остаются.

Нам не хватает кораблей. Нам реально не хватает современных кораблей. Нам не хватает новых кораблей. Задуманное со старыми МРК проекта 1234.1 – это «костыли». Это, конечно, лучше, чем ничего, но это протезы вместо ног.

Если мы хотим иметь реальную защиту морских (и не только) границ, нам в первую очередь надо тратить деньги не на создание откровенно глупых и бесполезных проектов авианосцев и «эсминцев», над которыми будет ржать весь мир, а восстанавливать судостроительные предприятия и строить на них корабли, которые нам нужны были еще вчера.

Обновленные и неуловимые

В ходе работ по модернизации будут обновлены практически все ключевые системы МРК. На них установят современные средства управления огнем, РЛС, системы связи, а также более экономичные и мощные дизельные двигатели. В итоге флот получит корабль, который опасен для любого противника.

На первом обновленном МРК «Смерч» вместо старого комплекса «Титан» установлена современная станция радиоэлектронной разведки. Известно, что она работает без излучения сигнала.

В нее вмонтирован специальный приемник, анализирующий радиосигналы, которые отражаются от других объектов. Такая аппаратура позволяет в автоматическом режиме определить класс плавсредства, не включая основную РЛС, так как конфигурация сигналов большинства современных кораблей хорошо известна. В итоге МРК может первым обнаружить противника, а следовательно, и нанести по нему ракетный удар.

«Оводы», радиолокационная заметность которых была значительно снижена, смогут подойти на расстояние пуска даже к авианосцу и вывести его из строя. Тем более что в ходе модернизации они получили на вооружение современные комплексы «Уран» с противокорабельными ракетами Х-35, имеющими дальность стрельбы до 260 км. Боеприпасы оснащены современными головками самонаведения, которые, попав в заданный район, находят и поражают цель без помощи офицеров-операторов. Причем Х-35 способны наносить удары и по наземным целям.

Теоретически МРК могут быть вооружены новейшими противокорабельными сверхзвуковыми ракетами «Оникс», которые предназначены для борьбы с надводными группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Обновят и артиллерию кораблей. «Оводы» получат новейшую артиллерийскую установку АК-176МА. Она способна в течение минуты выпустить по находящейся на расстоянии до 15 км цели 150 снарядов. Уникальные характеристики орудие получило благодаря системе цифрового управления, а также новейшей оптико-электронной станции «Сфера-2». Темное время суток и плохая погода тоже не станут помехой — уверенное поражение гарантировано в сильный дождь, шквал и даже в шторм.

МРК способны наводить на цели БРК «Бал» и «Бастион». С помощью радаров корабли обнаруживают надводные цели и передают в режиме реального времени информацию береговым расчетам. Для этого бортовые системы и радиолокаторы кораблей объединили с разведывательным контуром береговых войск и флота.

Причем БРК в перспективе могут получить новейшие ракеты «Циркон». Эти боеприпасы способны разогнаться до 8 Махов и поразить цели на дальности до 500 км. Отбить атаку «Цирконов» невозможно — существующие противоракеты не способны их догнать.

В последнее время Камчатке уделяется особое внимание. Здесь был развернут уникальный комплекс радиоэлектронной борьбы «Мурманск-БН», который способен лишить связи корабли, самолеты и штабы на расстоянии до 8 тыс

км. На вооружение морских пехотинцев, дислоцированных на полуострове, поступили плавающие бронетранспортеры БТР-82А. В 2020 году на Камчатку прибудут новая дизельная подлодка «Петропавловск-Камчатский» и два новейших тральщика проекта «Александрит». Также есть планы развернуть здесь новый полк самолетов-перехватчиков МиГ-31.

Модернизация МРК проекта 1234.1: новое оружие для старой платформы

В середине семидесятых годов военно-морской флот СССР получил первые малые ракетные корабли пр. 1234.1 «Овод-1». К настоящему времени часть таких МРК была списана ввиду морального и физического устаревания, но 12 боевых единиц остаются в составе флота. Они могут продолжать службу, но для этого требуется проведение ремонта и модернизации. Первый из «Оводов» уже прошел необходимую переделку и сейчас проходит испытания.


Малый ракетный корабль «Смерч» до ухода на модернизацию. Фото Forums.airbase.ru

В составе флота

С 1967 по 1992 годы силами нескольких предприятий было построено 47 МРК пр. 1234 и его производных. Подавляющее большинство «Оводов» строилось для нашего флота. По последней версии проекта 1234.1 построили 19 МРК. Первый из них заложили в 1975 г. и сдали в 1978-м, а последний строился с 1986 г. и поступил на службу только в 1992-м. Корабли распределялись между всеми основными флотами ВМФ.
С середины девяностых по середину двухтысячных российский флот списал 7 МРК «Овод-1». Остальные 12 кораблей до сих пор остаются в составе флота. Большая их часть принадлежит Тихоокеанскому и Балтийскому флотам – по четыре единицы. По два таких МРК служит в составе Черноморского и Северного флотов. Некоторые «Оводы» в последние годы были переведены в резерв.

При всех своих плюсах, МРК пр. 1234.1 имеют ряд недостатков, обусловленных постепенным моральным устареванием. Первые проекты модернизации «Оводов» были предложены еще в девяностых годах, но тогда отсутствовала возможность их реализации. Всерьез о модернизации кораблей заговорили лишь несколько лет назад. В 2017 г. стартовали работы по обновлению первого МРК, и к настоящему времени он успел выйти на испытания.

Технические подробности

К МРК пр. 1234.1 предъявляется целый ряд претензий разного рода. Военных перестала устраивать энергетическая установка корабля, его вооружение и приборное оснащение. При модернизации следует сохранить только корпус и надстройку, а также часть общекорабельных систем. Новый проект модернизации был разработан с учетом таких пожеланий. Кроме того, в нем использовались наработки по пр. 1234ЭМ, ранее созданном по заказу ВМС Алжира.
В ходе модернизации «Оводы» получают улучшенную двигательную установку. В ее основе лежат более мощные и экономичные двигатели, тип которых, однако, пока не уточнялся. Архитектура установки не изменяется, и мощность по-прежнему выдается на три гребных винта фиксированного шага.


Противокорабельная ракета Х-35 комплекса «Уран». Фото Wikimedia Commons

Основным оружием МРК «Овод-1» являются противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» в шести пусковых установках. Такое вооружение не соответствует актуальным требованиям, и в ходе новой модернизации осуществляется его замена. В ходе перестройки корабля два блока пусковых установок заменяются четырьмя аналогичными устройствами для ракет Х-35 комплекса «Уран». Каждая из новых установок несет четыре контейнера с ракетами. ПКР Х-35 имеют существенные преимущества перед более старыми П-120 и повышают боевой потенциал корабля-носителя.

Кормовую артиллерийскую установку АК-176 с 76-мм орудием предлагается заменять более новой АК-176МА. Это изделие оснащено современными цифровыми средствами управления и приводами наведения. Улучшенная аппаратура управления в сочетании с характеристиками пушки дает значительный прирост боевых качеств.

Зенитное вооружение МРК пр. 1234.1 включает ракетный комплекс «Оса-М/МА» и один 30-мм шестиствольный автомат АК-630М. Ранее сообщалось, что эти изделия не пойдут под замену. В то же время, планировалось выполнить их модернизацию. Вероятно, речь шла о применении новых систем управления и интеграции вооружения в новые контуры.

По результатам продолжающейся модернизации «Оводы» получат ряд новых радиоэлектронных и оптико-электронных систем, которые обеспечат более эффективное решение боевых задач. В прошлом сообщалось о внедрении системы управления артиллерийским огнем МР-123-02/3-4.2 «Багира». Она должна отвечать за применение ствольной артиллерии всех калибров. Корабль с «Багирой» осуществляет поиск и сопровождение целей при помощи РЛС и оптико-электронной системы «Сфера-02».

МРК пр. 1234.1 оснащены радиолокационным комплексом «Титанит», обеспечивающим поиск целей в режиме радиолокации и радиотехнической разведки. Недавно стало известно, что в ходе текущей модернизации выполняется интеграция новых приборов РТР. Тип и характеристики новой аппаратуры не уточняются, но известно, что она прошла испытания и готова к использованию на кораблях.


«Смерч» у стенки Северо-Восточного ремонтного центра, конец 2022 г. Фото СВРЦ / oaosvrc.ru

Таким образом, новые приборы РТР позволяют «Оводам» сохранить возможности обнаружения различных целей без использования своих радиолокационных средств и без риска обнаружения. Можно предполагать, что новые неназванные образцы аппаратуры имеют преимущества перед штатными компонентами «Титанита» и расширяют возможности корабельной РТР.

Ожидаемый результат

Доступные данные позволяют представить, какими возможностями будут обладать малые ракетные корабли пр. 1234.1 после нынешней модернизации. При этом очевидно, что обновление таких МРК имеет положительные особенности как тактико-технического, так и экономического и эксплуатационного характера.
Прежде всего, следует учитывать экономическую сторону проекта. Модернизация позволяет сэкономить деньги и время на строительстве корабля как платформы для вооружений. Таким образом, обновление 12 МРК будет быстрее и дешевле полноценного строительства схожих кораблей с нуля. Кроме того, корабли «Овод-1» хорошо освоены личным составом и под них имеется необходимая инфраструктура. Значительная переподготовка моряков или перестройка береговых объектов не нужны, что экономит время и деньги.

Применение готового корпуса должно обеспечить сохранение мореходности. Новая двигательная установка способна дать прирост ходовых характеристик и улучшить экономичность, увеличив максимальную дальность хода. Вероятно, это скажется и на боевых возможностях.


МРК «Смерч» на ходовых испытаниях. На пусковых установках пока отсутствуют ТПК с ПКР, июнь 2022 г. Фото Sdelanounas.ru

Модернизированный МРК «Овод-1» сохранит возможности по обнаружению надводных или воздушных целей при помощи РЛС, ОЛС или РТР. При этом наличие современной аппаратуры повысит эффективность решения таких задач. По всей видимости, увеличится дальность обнаружения целей в разных режимах. Также новая электроника повысит точность стрельбы с применением всех вооружений.

Главные преимущества проекта модернизации связаны с отказом от устаревших ракет П-120 и применением ракетного комплекса «Уран». Меньшие размеры ракет Х-35 позволили в разы увеличить боекомплект – до 16 единиц. Максимальная дальность стрельбы старыми ракетами достигала 150 км. Современные Х-35 в разных модификациях доставляют боевую часть на 250-260 км. Скорость полета двух изделий сопоставима. Х-35 выгодно отличается более новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Впрочем, новая ракета уступает старой по массе БЧ – 145 кг против 800 кг.

Старт модернизации и переоснащения кораблей показывает, что комплекс «Уран» посчитали достойной заменой для устаревшего «Малахита». Плюсы более нового комплекса перевесили немногочисленные преимущества ракет П-120.

Ход модернизации

В 2022 г. камчатский Северо-Восточный ремонтный центр приступил к работам по ремонту и модернизации МРК пр. 1234.1 «Смерч». Этот корабль стал первым представителем своего проекта, которому предстояло получить обновленный набор бортовых систем и вооружений. Необходимые работы заняли менее двух лет.
«Смерч» в море

7 июня 2022 г. «Смерч» вышел на заводские ходовые испытания. Тогда сообщалось, что все подобные мероприятия завершатся в течение нескольких месяцев. До конца года корабль вернется в состав сил постоянной готовности Тихоокеанского флота. Примерно через месяц, 8 июля, модернизированный МРК впервые осуществил артиллерийскую стрельбу с применением нового оружия. Установки АК-176МА и АК-630М успешно поразили назначенные цели. Вскоре «Смерч» выполнил межбазовый переход и прибыл во Владивосток для участия в праздничных мероприятиях по поводу Дня ВМФ.

Текущие планы остаются в силе. Модернизированный «Смерч» должен вернуться на службу до конца этого года. Вскоре ожидается начало работ по следующим «Оводам» из состава четырех флотов. В конце 2017 г. сообщалось, что в ближайшие годы ВМФ сможет получить три модернизированных МРК пр. 1234.1, два из состава Тихоокеанского флота и один корабль Черноморского.

Модернизация и испытания «Смерча» в сумме должны занять чуть более двух лет. Работы по следующим кораблям могут потребовать меньше времени, а кроме того, возможен одновременный ремонт нескольких «Оводов». Таким образом, в средней перспективе все 12 остающихся в строю МРК пр. 1234.1 смогут пройти переоснащение и перевооружение, а затем вернуться в строй.

По результатам программы модернизации ВМФ в сокращенные сроки получит малые корабли с современными противокорабельными ракетами и эффективной артиллерией. МРК «Овод-1» продолжат службу уже в новой конфигурации и благодаря этому снова смогут вносить заметный вклад в боеспособность флота.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]