«Чанс-Воут F4U Корсар»
История создания палубного истребителя «Корсар» относится еще к 1938 году. Тогда ВМС США решили заменить свои устаревшие истребители машинами нового поколения. С проектами своих самолетов тогда выступили несколько авиационных фирм. Среди них была и «Чанс Воут». Главный конструктор фирмы инженер Рэкс Бэйсел, в отличие от своих конкурентов, сделал ставку на мощнейший для того времени двигатель ХR-2800. И хотя этот перспективный двигатель был еще «сырым» и требовал доводки, проект Бэйсела (V-166В) произвел хорошее впечатление на заказчиков, и в июле 1938 года с был подписан контракт на постройку опытного самолета, получившего обозначение ХF4U-1.
Через полтора года проект нового истребителя был воплощен в металле. Это был цельнометаллический моноплан с консолями, частично обтянутыми полотном. Характерные очертания придавало крыло, выполненное по типу «обратная чайка». Оно под прямым углом сочленялось с фюзеляжем круглого сечения. Это уменьшало аэродинамическую интерференцию между ним и фюзеляжем, не требовало установки зализов сложной формы, что было свойственно для других машин. Благодаря W-образности крыла стойки шасси получились относительно небольшими и компактно убирались в него.
На самолете сразу же был установлен двигатель ХR-2800-4, мощность которого на взлете составляла 1800 л.с., на боевой высоте 7 км — 1460 л.с. Вооружение ХF4U-1 — два фюзеляжных синхронизированных пулемета калибра 7,62 мм и два крыльевых калибра 12,7 мм. Предполагалось, что самолет должен брать на борт и 20 специальных 2,35-килограммовых бомб для поражения бомбардировщиков противника в воздухе.
29 мая 1940 г. летчик-испытатель Лиман Буллард впервые поднял самолет в воздух. Летные испытания новой машины превзошли все ожидания. Уже через несколько дней ХF4U-1 достиг скорости полета 651,7 км/ч и стал самым скоростным американским военным самолетом того периода.
В октябре 1940 г. самолет передали на испытания в ВМС. 3 марта 1941 г. был подписан контракт на его серийное производство. Правда, военные потребовали усилить вооружение до шести крыльевых крупнокалиберных пулеметов с общим боеприпасом 2350 патронов. Это выполнили. Несколько изменили место расположения пилотской кабины. Самолет получил усовершенствованный двигатель R-2800-8, мощность которого была доведена до 2000 л.с. В таком виде машина, получившая обозначение F4U-1, пошла в серию. 25 июня 1942 года первая (заводской номер 02153) поднялась в воздух, а через неделю новыми самолетами начали оснащать авианосец «Сангамон».
Но американцы все же упустили время. 7 декабря 1941 г. японцы, разгромив военно-морскую базу США в Перл-Харборе, начали активные боевые действия в Тихом океане. Истребителям США «Уайлдкэт» пришлось довольно трудно в боях с новыми японскими «Зеро».
Задержка с поставками «Корсаров», которых так долго ждал флот, позволила запустить в производство F6F «Хэллкэт», который и стал основным палубным истребителем американского флота. «Хэллкэты» сбили более пяти тысяч японских самолетов (75% всех воздушных побед авиации флота), но это не изменило отношения военных к «Корсару». И хотя «Корсары» были нужны на театре военных действий как воздух, командование американских ВМС все же не рискнуло бросить в бой пилотов, еще не освоивших как следует новую машину. Только в начале 1943 г. первая эскадрилья F4U-1 прибыла в район о. Гуадалканал.
Командование ВМФ рассчитывало использовать новые «Корсары» в первую очередь в качестве палубных истребителей-перехватчиков. Но неудачные попытки применения F4U-1 с авианосцев вынудили американских военных впервые применять истребители в сухопутных подразделениях морской пехоты. Первой частью получившей «Корсары» стала эскадрилья VMF-124, организованная 7 сентября 1942 года на базе Камп-Керне в штате Калифорния. Подразделение прошло обучение на новой для себя машине и 28 декабря 1942 года ее признали боеготовой. На вооружении эскадрильи состояло 22 истребителя F4U-1.
12 февраля 1943 года VMF-124 перебросили на остров Гуадалканал архипелага Соломоновых островов. В тот же день новые истребители выполнили первый боевой вылет на сопровождение бомбардировщиков PB4Y, совершавших налет на корабли японского флота в Буангвилле. Но в этот день им не довелось вступить в боевое соприкосновение с японскими самолетами. При выполнении аналогичного задания 14 февраля самолеты из VMF-124 вместе с Р-40 и Р-38 были перехвачены полусотней японских истребителей А6М «Зеро». Дебют для F4U-1 «Корсаров» был неудачным, эскадрилья потеряла в этом бою два самолета. Общие американские потери составили: четыре Р-38, по два F-4U, Р-40 и PB4Y «Либерейтор» при трех сбитых японских истребителях.
В ходе последующих двух месяцев пилоты F4U-1 выработали особую тактику, ставшую стандартной в боях с японцами. Используя имеющиеся преимущество «Корсаров» в скоростных характеристиках, американские летчики производили атаку японцев первыми. Заметив вражеские самолеты, американские летчики быстро набирали высоту, и пикировали на противника, уничтожая японские машины пулеметным огнем. После атаки они осуществляли выход из боя с набором высоты, занимая новый рубеж для очередного нападения. Заметно уступая японским «Зеро» в маневренности, F4U старались не втягиваться ближний маневренный бой. В критических ситуациях «Корсар» старался оторваться от преследующего противника быстрым набором высоты или пикирования. Информация о больших возможностях новых F4U-1 распространялась по мере того, как эскадрилья VMF-124 увеличивала счет своих побед, и все больше авиационных подразделений морской пехоты стали переходить на «Корсары».
Многие летчики становились асами, сражаясь на F4U. Значительно сложнее шла подготовка к использованию истребителя на авианосцах. Первые пробные взлеты и посадки, прошедшие на авианосце «Сангамон» в сентябре-октябре 1942 года, выявили множество недостатков конструкции «Корсара». Так, порой истребитель внезапно, без всяких видимых причин, терял скорость, сваливался на правое крыло и входил в штопор. Сильный крутящий момент винта при старте и посадке вызывал нестабильность самолета. Машину буквально болтало вправо и влево. Привычная техника приземления на палубу авианосца была фактически невозможна. Мотор ограничивал летчику обзор, а капли масла, брызгающие из двигателя, на лобовое остекление фонаря еще больше ухудшали видимость. При посадке летчик был вынужден сближаться с авианосцем не по прямой, а на вираже, чтобы иметь возможность видеть палубу. Непосредственно в момент приземления самолет опускал нос и крайне сильно ударялся об палубу основными колесами. Истребитель зачастую подскакивал на жестких амортизаторах стоек шасси, «козлил», что зачастую вело к повреждениям самолета.
В этой ситуации руководство ВМФ не могло использовать «Корсары» в качестве палубных истребителей. Вплоть до появления модификации F4U-1D каждый взлет и приземление на авианосец были связано с большим риском. Для уверенного пилотирования «Корсара», пилоту требовалось пройти серьезную многочасовую летную подготовку. Число потерянных по не боевым причинам истребителей F4U намного превысило боевые потери (349 машин были сбиты зенитной артиллерией, 232 по иным боевым причинам, 690 при выполнении не боевых вылетов и 164 были разбиты при взлетах и посадках на авианосцы).
С января 1943 г. к работам по усовершенствованию самолета подключилась фирма Сикорского, объединившаяся на время с Чанс Воут. С февраля производство F4U-1 начала фирма Гудьир, с апреля — фирма Брюстер. Самолеты этих фирм получили обозначение FG-1 и F3А-1 соответственно. В это же время Чанс Воут начала большую программу, по созданию ночного палубного перехватчика F4U-2, оснащенного радиолокатором, и высотного истребителя F4U-3 с двигателем R-2800-16С и турбокомпрессором, который поддерживал мощность 2000 л. с. до высоты 12 км.
С учетом опыта эксплуатации «Корсаров» разработали вариант F4U-1А с новым фонарем пилотской кабины, который сменил на конвейерах фирм Воут, Брюстер и Гудьир машины модификации U-1.
Постепенно «Корсары» все шире и шире стали использоваться в боевых действиях. Их хорошие летно-технические характеристики давали им превосходство над истребителями противника. И даже знаменитые «Хэллкэты», обладающие лучшей маневренностью, уступали им в скорости. Действительно, на уровне моря скорость F4U-1А составляла 548 км/ч, а на высоте 7 км — 636 км/ч. У F4U-3 (тоже 1943 года выпуска) эти показатели были равны 521 и 605 км/ч соответственно.
Соотношение побед в воздушных боях с японцами было явно на стороне «Корсаров». По статистике, через каждые 30 вылетов пилоты «Корсаров» сбивали самолет против-ника. Среди летчиков, воевавших на «Корсарах», были и свои асы. Например, майор Бойнгтон одержал 28 воздушных побед. 26 сбитых самолетов было на счету капитана Фосса.
Воевали на «Корсарах» и союзники. Более двух тысяч машин по ленд-лизу передали Великобритании (95 — F4U-1, 510 — F4U-1А, 430 — FЗ-А и 977 FG-1). Там они получили обозначение «Корсар» I, II, III и IV соответственно. 424 самолета состояло на вооружении Новозеландских ВВС.
В ходе серийного производства «Корсар» продолжал совершенствоваться. В конце августа 1943 г. с конвейеров сошел истребитель F4U-1С, вооружение которого состояло из четырех 20-мм пушек с боезапасом по 120 снарядов. В ноябре на флот США начал поступать истребитель-бомбардировщик F4U-1D, способный нести бомбы массой до 908 кг или ракеты калибром до 127 мм (8 шт.). На этих самолетах устанавливались и новые двигатели R-2800-8W с водометаноловым форсированием. Это позволяло кратковременно увеличивать мощность двигателя до 2250 л.с. Скороподъемность увеличилась с 14,5 м/с до 15,8 м/с (почти как у F6F-3). Максимальная скорость на высоте 6500 м — до 670-680 км/ч.
С апреля 1944 г. на выпуск этих машин переключились также фирмы Брюстер и Гудьир (самолеты А3А-1D и FG1-D).В общей сложности американские заводы выпустили 8,5 тысяч F4U-1 всех типов, из них на долю Чанс Воут пришлось 4102 самолета. 3808 машин выпустила фирма Гудьир и 735 — Бревстер. В 1944 г. вместо F4U-1 из заводских цехов начали выходить истребители модификации U-4. Фактически это был все тот же «Корсар», но оснащенный более мощным 2450-сильным двигателем R-2800-18W и новым четырехлопастным воздушным винтом.
Благодаря усовершенствованной силовой установке боевые возможности машины резко возросли. Максимальная скорость увеличилась до 683,км/ч. Скороподъемность достигла 19,6 м/с и стала даже больше, чем у последнего варианта «Хэллкэта» Р6Р-5, также выпущенного в 1944 г. Например, если «Хэллкэт» за одну минуту набирал высоту 954 м, то «Корсар» — 1190 м. При этом F4U-4 летал на 50-60 км/ч быстрее. Теперь, над морем «Корсару» не было равных. Флот США заказал сразу шесть тысяч самолетов. Правда, до конца войны успели построить лишь около двух тысяч. Тем не менее, F4U-4 успели повоевать. Особую роль эти скоростные истребители, обладающие большой дальностью полета (чему в немалой степени способствовало наличие двух дополнительных подвесных топливных баков), сыграли в боях с японскими камикадзе, уничтожая их на дальних подступах к своим кораблям. С успехом действовали «Корсары» и по наземным целям — особенно F4U-4В, вооруженные 20-мм пушками, бомбами и ракетами.
Во время боев за японские острова «Корсары» получили у американских морских пехотинцев прозвище «Ангелы Окинавы».
После окончания войны серийное производство F4U-4 постепенно стало сворачиваться и в 1947 г. полностью прекратилось (построено 2356 машин). При этом, часть самолетов была выпущена в варианте ночных перехватчиков, оснащенных бортовыми РЛС, установленными в обтекателях на правом крыле. Они имели обозначение F4U-4Е и F4U-4М.
Но на этом история «Корсаров» не завершилась. Фирма Гудьир самостоятельно продолжила работы по созданию «Супер Корсара». Появились самолеты F2G-1 и F2G-2 с двигателями R-4360 «Уосп Мэйджер» мощностью 3650 л. с. На боевом режиме они имели скорость 724 км/ч, скороподъемность — 22,35 м/с (построено 418 F2G-1 и 10 F2G-2).
Чанс Воут с 1946 по 1951 гг. выпустила еще 568 машин модификации F4U-5, из которых 315 — серии 5N и 5NL с бортовым радиолокатором. Максимальная скорость полета F4U-5 достигала 724 км/ч, хотя некоторые пилоты и заявляли, что летали на гораздо больших.
В 1950 г. истребители F4U-4 и U-5 направили в Корею. Там 82% всех ударов, нанесенных палубными самолетами по противнику, пришлось на их долю. Правда, в Корее им, как правило, приходилось действовать по наземным целям, так как сражаться с реактивными МиГ-15 они уже не могли.
С учетом боевых действий в Корее, в 1952 г. был налажен выпуск усовершенствованного штурмовика, получившего в авиации флота новое обозначение АU-1 (F4U-6). Самолет вооружили четырьмя 20-мм пушками, он мог нести 10 ракет или шесть 227-кг бомб (построено 110 самолетов).
В том же 1952 г. выпускался и самолет модификации F4U-7, вобравший в себя все самые лучшие достижения поршневой авиации. Эти самолеты служили у американцев вплоть до 1957 года, а у французов находились на вооружении до 1964-го. В некоторых странах «третьего» мира (Аргентина, Сальвадор и др.) «Корсары» продержались еще дольше. Так, сальвадорцы использовали их в ходе скоротечной «футбольной» войны 1971 года.
В целом «Корсар» занял среди палубных истребителей второй мировой войны такое же место, как истребитель «Мустанг» среди истребителей сухопутной авиации.
Источники: Иванов С. F4U Corsair // Война в воздухе. №109. С. 2-3, 6,8-10, 43-45. Кудишен И. Норовистый «Корсар» // Авиация и космонавтика. 1997. №1. С. 30-33, 36. Бакурский В. Ангелы Окинавы // Крылья Родины. 1992. №6. С.25-27. Чечин А., Околелов Н. F4U Сorsair: десять лет в серии // Моделист-конструктор. 2013. №6. С. 21-26. Харук А. Истребители Второй мировой. М.: Яуза-Пресс, 2012. С. 273-278.
F4U Corsair — «Свистящая смерть». Война с Японией
Положение в воздухе резко изменилось 14 февраля. Эта дата вошла в историю, как «Резня в день Святого Валентина». «Корсары» опять сопровождали PB4Y-2. На этот раз наряд сил эскорта бомбардировщиков усилили истребителями Р-38 и Р-40. На перехват группы устремились 50 японских А6М «Зеро», они связали боем охранение и прорвались к «Приватирам». Результат воздушного боя шокировал. Американские потери: два бомбардировщика, два F4U-1, четыре Р-38, два Р-40. Японская сторона потеряла от огня противника лишь два истребителя, еще один потерянный «Зеро» столкнулся в лобовой атаке с «Корсаром». Причиной такого разгрома стал низкий уровень подготовки летчиков VMF-124, которые прошли всего лишь краткий, 20-ти часовый, курс подготовки.
F4U-1 из VMF-124 на аэродроме Гендерсон
Пилоты палубной авиации всегда считались более натренированными, и их дебют прошел просто образцово. Подразделение VF-17 вступило в бой 28 октября 1943 года. 44 боевых вылета с небольшой ВПП на острове Треже прошли без встреч с истребителями противника. Только один раз «Корсару» пришлось применить бортовое оружие. Да и то, летчик обстреливал наземные позиции, пытаясь прикрыть летающую лодку PBY «Каталина», подбиравшую сбитого американского пилота.
1 ноября состоялся первый воздушный бой с участием «Корсаров» из VF-17. Пилотам поставили задачу прикрывать десант, высадившийся на западе острова Бугенвиль. F4U летели двумя группами по 8 самолетов. Японцы бросили против морских пехотинцев 18 пикирующих бомбардировщиков D3A «Вэл» и 12 «Зеро». Командир эскадрильи подполковник Джон Блэкберн и его ведомый Даг Гутенкюнст первыми открыли огонь с расстояния 460 м. Очереди прошли мимо, и начался маневренный бой. Блэкберну удалось зайти в хвост А6М и дать залп. «Зеро», у которого топливные баки не имели протектора, взорвался, а F4U-1A проскочил через огненный шар взрыва. Только чудом осколки японского самолета не задели «Корсар».
Тем временем ведомому удалось оторваться от преследовавшего его «Зеро», нырнув в облака. Вернувшись в гущу боя, Гуттенкюнст отметил, что в воздухе горят еще два японских истребителя. Это постарались летчики Джим Страйг и Том Киллифер. Вторая группа «Корсаров» также не отставала — Роджер Хедрик сбил еще один «Зеро». Японцы спешно ретировались.
Пока F4U собирались в воздухе для возвращения на базу, Блэкберн заметил вдалеке (по его оценкам, расстояние составляло около мили — 1,6 км) какой-то шальной японский истребитель, преследующий американский Р-40. Особо не рассчитывая на удачу, Блэкберн навскидку прицелился и дал длинную очередь в сторону А6М. И как это часто бывает на войне — попал. Японец задымил и упал в джунгли. Результат боя — 5 сбитых А6М без потерь со своей стороны.
Техническое обслуживание F4U-1 на полевом аэродроме
С каждым месяцем боев таких результатов становилось все больше. «Корсар» демонстрировал свое полное превосходство в тяговооруженности и скорости перед японскими истребителями. Постепенно научились воевать и летчики авиации Морской пехоты. Основным тактическим приемом F4U в воздушных боях стал так называемый «Boom & zoom» (ам. сленг — «Ударил и убежал»), у нас он известен как «Соколиный удар Покрышкина». В воздухе «Корсары» старались занять позицию с превышением и, обнаружив врага, пикировали на его боевой порядок. Как правило, атака была внезапной и в большинстве случаев результативной. Выход из атаки осуществлялся с резким набором высоты. При этом огромная тяговооруженность не оставляла противнику шансов догнать F4U. В горизонтальные маневренные бои летчики «Корсаров» предпочитали не ввязываться. Здесь преимущество полностью оставалось на стороне японцев.
Командир эскадрильи «Корсаров» VMF-214 Грэгори Боингтон, по прозвищу «Дед», считается одним из отцов тактики применения нового истребителя. Обладая острым умом и прекрасным чувством юмора, он часто применял в воздушных схватках нетрадиционные приемы и даже розыгрыши.
Как-то раз Боингтон выстроил самолеты своей эскадрильи в боевой порядок, характерный для бомбардировщиков SBD «Даутлесс», и в эфире стал громко обсуждать мнимые цели для бомбометания. Японцы направили на перехват «беззащитных» бомберов несколько «Зеро» и попали в ловушку. Ну, а если «Корсары» VMF-214 не встречали в воздухе противника, то «Дед» выходил в эфир на японской волне и, сдабривая свою речь крепкими выражениями, начинал открыто вызывать «Чарли» на бой. Это ужасно раздражало японских истребителей. Однажды они связались с «Дедом» на его волне и на «чистом» английском спросили, где тот находится. Боингтон с радостью дал координаты, но вот свою высоту указал на 1500 м ниже. Когда «Зеро» прибыли в назначенный район, на них обрушились «Корсары» и, по рассказу Боингтона, сбили 12 машин.
Наибольшего числа побед в воздухе добились пилоты «Корсаров» из авиации Морской пехоты. Первое место занимает лейтенант Роберт Хэнсон, сбивший 25 японских самолетов. На втором месте майор Грэгори Боингтон. На его счету всего 28 подтвержденных побед, из них 22 — на «Корсаре». Третье место, с 20-ю победами, разделяют лейтенант Кеннет Уэлш и капитан Дональд Элдридж. Рекорд летчиков палубной авиации — 17 побед — принадлежит лейтенанту Айра Кипфорду из эскадрильи VF-17.
Свои первые японские самолеты Айра Кипфорд сбил 11 ноября 1943 года. В этот день палубная авиация с трех авианосцев CV-9 «Эссекс», CV-17 «Банкер Хилл» и CVL22 «Индепенденс» отправилась наносить удар по Рабаулу, где сосредоточились крупные японские силы, предназначенные для проведения противодесантной операции на острове Бугенвиль. Самолеты-разведчики определили местоположение американской эскадры, и японский адмирал Рейносуке Кусака распорядился провести контрудар. В воздух поднялись 27 пикирующих бомбардировщиков D3A «Вэл», 14 торпедоносцев B5N «Кейт», почти два десятка базовых бомбардировщиков G4M «Бэтти» и 67 истребителей A6M «Зеро».
F4U-1 летчика Айры Кипфорда из эскадрильи VF-17
Навстречу этой армаде с авианосцев поднялись оставшиеся дежурные истребители, кроме них прикрытие кораблей осуществляли базовые «Корсары» из эскадрильи VF-17. Один из пилотов, увидав японские самолеты, вскрикнул: «Господи, да их миллионы». Завязался бой. Японские «Зеро» закрутились в карусели с «Хэллкетами», а ударная группа прорвалась к авианосцам. Моряк с «Банкер Халла» так описывал последующие события.
«Радиолокационные станции обнаружили «Вэлы», летевшие в стройном боевом порядке «клин», на расстоянии более 18 км от наших кораблей. В 13:45 мы открыли огонь по ним, прежде чем они перешли в пикирование. Два бомбардировщика задымили и упали в воду. Остальные перешли в режим горизонтального полета.
С этого момента небо было буквально усеяно самолетами и бомбами. Бомбы взрывались вблизи каждого авианосца. Я помню, как один «Вэл» шел прямо на нас, затем остановился и повис над нами, словно планета, но продолжал увеличиваться в размерах, пока не сбросил бомбу. «Похоже, что он сбрасывает подвесной бак», — сказал один матрос. Этот «подвесной бак» взорвался около борта, забрызгав грязной водой стоявшие на палубе самолеты с подвешенными бомбами. Другие «Вэлы» обстреливали нас с бреющего полета, и я проклинал эти мигающие вспышки, похожие на световые сигналы своих самолетов.
Пока мы вели бой с этой первой группой «Вэлов», зашедших с носа, другая группа атаковала нас с правого борта. С 13:54 и до 14:30 на нас пикировалито целые группы, то одиночные «Вэлы» и «Зеро». Зенитный огонь кораблей и контратаки наших истребителей нарушили координацию действий самолетов противника, и несколько «Вэлов» были вынуждены выйти из боя. Невероятно, но снаряд 40-мм зенитной пушки авианосца «Индепенденс» взорвал падающую на этот корабль бомбу.»
Асы палубной авиации, летавшие на «Корсарах». Слева направо: Роджер Хедрик (9 побед), Джон Блэкберн (11 побед), Айра Кипфорд (17 побед)
Летчики «Корсаров» находились прямо в эпицентре боя и делали все что могли. Презирая опасность, они залетали в зону плотного зенитного огня и срывали атаки японцев. Айра Кипфорд на глазах зенитчиков «Банкер Хилла» гнался за «Вэлом», когда на его хвосте появился «Зеро». Не обращая внимания на очереди, истекающие из 20-мм пушек японского истребителя и зенитных автоматов авианосца, Кипфорд довел свою атаку до конца. Он сбил «Вэл» в 900 метрах от корабля, а зенитчики подожгли «Зеро». Выйдя из атаки, Кипфорд заметил шестерку пикировщиков и точными очередями уничтожил еще три самолета, остальные в панике бросились бежать. Бой длился уже более 40 минут и на «Корсаре» закончились боеприпасы, а стрелка топливомера приближалась к нулю. Айра по рации запросил «Банкер Хилл» разрешения сесть на его палубу.
Экипаж корабля встретил героя радостными возгласами. Капитан авианосца Джон Баллентайн пригласил Кипфорда выпить с ним чашечку кофе, пока техники будут приводить в порядок его F4U. В традициях американской палубной авиации принято расписывать «чужие», севшие не на свой корабль, самолеты разными непристойными надписями, но это был особенный случай. Техническая команда заправила F4U бензином, снарядила его боеприпасами — и через полчаса сверкающий чистотой «Корсар» отправился на свою базу. За этот вылет Кипфорда наградили Крестом ВМС, а его посадка на авианосец вошла в историю как первая посадка «Корсара» на палубу в боевой обстановке.
Летчики «Корсаров» прославились не только уничтожением противника в воздухе. Они с успехом громили врага и на земле. 28 августа 1943 года Элвин Дженсен из эскадрильи VMF-124 в сложных метеоусловиях отстал от группы и, вывалившись из облаков, оказался над японским аэродромом Кахили на острове Бугенвиль, заставленным боевыми самолетами. Снизившись, он сделал два прохода на предельно малой высоте, поливая стоянку самолетов из бортовых пулеметов. Вернувшись на базу, Дженсен сообщил об уничтожении 15 самолетов противника. На следующий день аэрофоторазведка уточнила эти данные. Оказалось, что японцы потеряли 24 машины: 8 «Зеро», 4 «Вэла» и 12 бомбардировщиков «Бэтти». Дженсена наградили Крестом ВМС.
Способность F4U нести солидную бомбовую нагрузку и его мощное встроенное вооружение позволяли с успехом решать задачи по огневой поддержке наземных подразделений. За всю войну они совершили около 10000 таких боевых вылетов. Пикирующий на противника «Корсар» издавал резкий специфический звук, он был вызван большими воздухозаборниками в корневых частях крыла. За эту особенность японская пехота прозвала F4U — «Свистящая смерть».
Командир эскадрильи VMF-214 Грэгори Боингтон в кабине своего самолета
Весной 1944 года командование ВМС сняло все ограничения по базированию F4U на авианосцах. Началось перевооружение палубных эскадрилий новыми самолетами, и к 1945 году на кораблях базировалось уже 10 эскадрилий «Корсаров».
На этот момент Япония уже утратила инициативу в войне на Тихом океане. Постепенно в японском флоте начинала сказываться нехватка боевых самолетов и квалифицированных пилотов. Одним из способов противодействия усилению военной мощи американцев стала организация самоубийственных таранных ударов боевыми самолетами против американских кораблей. Впоследствии японских летчиков-самоубийц начали называть «Камикадзе» (с яп. — «ветер богов»), по названию одного из авиационных отрядов, созданных для этих целей — «Камикадзе токубецу когэкитай».
Первое массированное использование тактики камикадзе отмечено во время битвы за Филиппинские острова (10.1944 г. — 09.1945 г.), когда американцы потеряли 132 корабля. Главной целью атак камикадзе были авианосцы, но их мощная ПВО не всегда позволяла прорваться к желанной цели, тогда самоубийца выбирал менее защищенный корабль. Особенно страдали от камикадзе эсминцы радиолокационного дозора, которые американцы выставляли подальше от ордера основных сил, для раннего обнаружения японских самолетов.
По мере приближения американских сил к Японским островам сопротивление и фанатичность противника возрастала. Окончание войны ожидалось не ранее 1946 года, а прогнозируемые потери со стороны США во время высадки в Японию исчислялисьмиллионами солдат. Кроме этих неутешительных прогнозов, определенное беспокойство вызывали разведывательные донесения о разработке противником ракет, управляемых смертниками.
Речь шла о самолетах-снарядах «Ока» (с яп. — «Цветок вишни») с тремя пороховыми двигателями и боевой частью весом 1200 кг. К месту пуска, за 50-80 км от цели, «Оку» доставлял бомбардировщик G4M «Бэтти». На высоте около 8000 м «Ока» сбрасывалась с носителя — и самоубийца, включив двигатели, шел на сближение с целью. На дальности 4-5 км до цели летчик переводил «Оку» в пикирование и падал на цель. Перехватить летящую «Оку» было практически невозможно.
Для противодействия камикадзе американскому флоту требовался истребитель-перехватчик, оптимизированный для действий на малых высотах, с большой скоростью и скороподъемностью.
«Корсары», вооруженные 225-кг бомбами, выруливают на старт
Разработка нового самолета требовала много времени, и в Бюро авиации флота решили выбрать подходящий по характеристикам истребитель из уже построенных экспериментальных самолетов. Выбор военных остановился на модификации истребителя «Корсар» — F4U-1WM с двигателем Pratt & Whitney ХR4360 (четырехрядная звезда, мощностью 3000 л.с.). Получившийся избыток тяги в 800 л.с., по сравнению с обычным «Корсаром», обещал небывалые летные характеристики.
Первый опытный самолет передали фирме Goodyear из Акрона, шт. Огайо, для испытаний и дальнейшего производства. Контракт предусматривал строительство 418 самолетов двух модификаций: F2G-1 — для морской пехоты и F2G-2 — для палубной авиации. Серийный самолет Goodyear обязана была поставить еще до окончания 1944 года.
Трудности с доводкой и производством двигателя R4360 на фирме Pratt & Whitney задержали полет первого опытного образца XF2G-1 до конца лета 1944 года. Только 26 августа 1944 года летчик-испытатель Дон Армстронг совершил полет на первом экспериментальном образце XF2G-1. Летчика поразила мощность силовой установки, но большие изменения в конструкции носовой части ухудшили путевую устойчивость, особенно на малых скоростях. Конструкторам удалось частично побороть проблему увеличением высоты киля на 30,48 см и установкой, в появившееся место между нижней частью руля направления и фюзеляжем, дополнительной секции руля направления. Новая секция начинала работать одновременно с выпуском закрылков при заходе на посадку. Но эти усовершенствования появились только на предсерийных самолетах, а первые опытные машины летали с обычным килем от F4U. В ходе испытаний машина получила неофициальное название «Super Corsair».
Единственный недостаток классического «Корсара», который удалось устранить полностью, был плохой обзор изкабины пилота. Начиная с третьего опытного самолета XF2G-1, на машины стали ставить каплевидный фонарь, позаимствованный от истребителя P-47D Thunderbolt. Всего построили четыре опытных самолета.
Самолет-снаряд для самоубийственной атаки «Ока»
Первый серийный самолет F2G-1 вышел из сборочного цеха 15 июля 1945 года. Но флот уже утратил интерес к истребителю. Эффективность действий камикадзе уменьшалась, наиболее опасные самолеты-снаряды типа «Ока» применялись редко — у японцев уже не хватало носителей. Даже если G4M и вылетали, то их большуючасть перехватывали еще до момента пуска «Цветочков». ВМС уменьшили свой заказ на F2G сначала до 63, а потом до 18 истребителей. В мае 1945 года контракт с фирмой Goodyear полностью отменили. Фирма успела построить только 10 самолетов.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Авиация военно-морской флот Вторая Мировая война истребитель F4U Corsair истребитель-перехватчик
Предыдущая статья Необычное оружие Вермахта: мины из бетона
Следующая статья Удар Японии по США…воздушными шарами
Предоставлено SendPulse
Нравится 0