Боевые искусства с палками. Японские боевые искусства


Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найти источники:
«Stick-fight» — новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
( апрель 2012 г. )( Узнайте, как и когда удалить это сообщение-шаблон )

Два человека дерутся палками
Стик-спасательный

,
stickfighting
или
палка борьба
является разновидностью боевых искусств , которые используют простую длинные тонкие, тупая, ручной, как правило , деревянную «палочку» для борьбы; например, посох , трость, трость , дубинка и т. д. Некоторые техники также можно использовать с прочным зонтом или даже с мечом в ножнах .

Более толстое и / или более тяжелое дробящее оружие, такое как дубинки или булава, не входит в сферу «боя на палках» (поскольку им нельзя владеть с такой точностью, поэтому важнее всего лишь сила удара), как и более сложное оружие, такое как taiaha

используется народом маори из Новой Зеландии , а также
макуауитль
из ацтекской войны .

Хотя многие системы представляют собой защитные боевые приемы, предназначенные для использования в случае нападения с легким вооружением, другие, такие как кендо

,
арнис
и
гатка,
были разработаны как безопасные методы обучения опасному оружию. Какова бы ни была их история, многие техники боя на палках можно рассматривать как спорт.

В дополнение к системам, специально предназначенным для борьбы с палками, некоторые другие дисциплины включают его либо сами по себе, как в тамильском боевом искусстве силамбам

, либо просто как часть поливалентного обучения, включающего другое оружие и / или бой голыми руками, как в Керале «s
Каларипаятты
традиции, где это деревянное оружие служить в качестве предварительной подготовки , прежде чем практика более опасного металлического оружия.

Стили [ править ]

Картина, изображающая бой на палках
Драки на палках между отдельными людьми или большие собрания между субплеменами, где мужчины дерутся на дуэлях, являются важной частью антропологического наследия различных культур [ оригинальное исследование?

] , особенно таких племен, как народ сурма в Эфиопии , где бои на
палках донга
являются важной культурной практикой и лучшим средством демонстрации невесты, обнаженной или почти такой, и их более воинственных соседей, народа ньянгатом , которые сражаются на дуэлях с обнаженным торсом, цель которых — нанести видимые полосы на спине противника, используя не простые посохи, а палки с гибким, хлестким концом.

Традиционные европейские системы боя на палках включали в себя широкий спектр методов боя четвертьфиналистов , которые были подробно описаны в многочисленных рукописях, написанных мастерами по оружию. Многие из этих методов вымерли, но другие адаптировались и выжили как системы народного спорта и самообороны. Примеры включают в Португалии Jogo сделать Pau

, связанный
Juego дель пал
из Канарских островов , Франция
Канна де бой
или
ла Канну
, Польша
palcaty
и Италии
scherma ди Bastone
. Руководство Джузеппе Черри 1854 года
Trattato teorico e pratico della scherma di bastone создано
под влиянием мастеров итальянской школы фехтования.Акилле Мароццо и, возможно, Франческо Альфьери .

Французская система ля канн

все еще практикуется как соревновательный вид спорта. Адаптация к самообороне
la canne,
разработанная швейцарским оружейным мастером Пьером Виньи в начале 1900-х годов, была возрождена как часть учебной программы бартицу . [1]

В США в начале 1900-х годов фехтовальщик и специалист по самообороне А.С. Каннингем разработал уникальную систему боя на палках с использованием трости или зонтика, которую он записал в своей книге «Трость как оружие»

.

Одиночная палка была разработана как метод обучения использованию напорных мечей, таких как кавалерийская сабля и морская сабля . Это было популярным развлечением в Великобритании с 18 по начало 20 века, а также фехтованием на летних Олимпийских играх 1904 года . Хотя интерес к этому искусству снизился, несколько тренеров по фехтованию продолжали тренироваться с палкой, и соревнования по этому стилю борьбы с палками были вновь введены в Королевский флот в 1980-х командиром Локером Мэдденом. Это искусство продолжает набирать обороты в сообществе боевых искусств в Великобритании, Австралии, Канаде и США.

Латинская Америка также имеет свою долю боевых искусств , посвященные палочку противопожарные, в том числе Венесуэлы «s Juego дель гаррота

, Бразилия » s
пало ду Бразил
и
макулель
, Тринидад „s
Calinda
и южноамериканцы“
Eskrima Kombat
. [2]

Палки и посохи различных размеров являются обычным оружием в азиатских боевых искусствах, в которых они различаются по конструкции, размеру, весу, материалам и методике, и часто используются как взаимозаменяемые, так и вместе с методами открытой руки. Например, филиппинские эскримы

или арнис используют палки, традиционно изготовленные из ротанга или из плодового дерева, и их можно использовать по отдельности или в паре.

Палка для городской самозащиты

Палка — наряду с камнем — одно из первых орудий человека. Палку можно найти почти на любой улице (трубу, толстую ветку, доску и т.д.). Но, несмотря на естественность и простоту данного орудия и его применения, все-таки можно дать ряд рекомендаций по использованию палки в уличной схватке — как в случае защиты с помощью палки, так и для защиты от нее. 1. Ударная часть палки — ее последняя треть. Если удар придется серединой палки, или вообще ближней к «дрыномашцу» стороной, он будет намного слабее. На конце палки вся ударная сила, весь размах. Поэтому: — если палка у вас, бейте именно концом, не подпуская противника ближе. Держите дистанцию. — если палка у противника, старайтесь сократить дистанцию, чтобы подобраться к нему.

На улице противник, скорее всего, будет размахивать палкой беспорядочно, с большими замахом и инерцией. Вряд ли вам встретится опытный фехтовальщик или реконструктор, любящий помахать мечом по выходным в парке. Поэтому, дождавшись, когда он нанесет очередной размашистый удар (естественно, уйдя от него в сторону или назад), бросайтесь на противника, блокируя одной рукой его руку с оружием, а второй нанося удар/делая захват. Как это сделать — см. ниже.

2. В то же время палка может плохо работать в ограниченном пространстве — ей нужен замах. Да и на близкой дистанции она уже малополезна, если только у бойца нет навыков работы другим концом палки — со стороны мизинца.

3. В экстремальной ситуации, как правило, тонкая моторика отказывает почти полностью. Поэтому на улице применимы более простые, «грубые» техники, и малополезны изящные, вычурные движения. Иными словами лучше пойти на историческое фехтование или в клуб реконструкторов (особенно, где изучается и прикладная работа с палкой в целях самозащиты), чем в какую-нибудь модную секцию какого-нибудь юго-восточного направления, где полно сложных, красиво смотрящихся движений.

Но тут вопрос для кого что важнее — эффективность, или эффектность. Для современных людей часто важнее второе.

4. Палка хорошо работает против ножа, так как ей можно орудовать на более длинной дистанции. Бить надо по руке, держащей нож, или другое оружие (по кисти, по пястным костям, пальцам, суставам), и уже следующим ударом нейтрализовать агрессора.

5. Нужно понимать, что обычная палка (не лом, не прут арматуры, не бита) вовсе необязательно поможет «вырубить» агрессора. Можно сломать палку о голову человека, но он продолжит идти на вас. Тем не менее, если есть возможность использовать палку — отказываться от нее нельзя. В конце концов, человек стал царем природы за счет первобытных орудий и инструментов — палки и камня.

6. Лучше всего бить по конечностям — перебитой (или сломанной) рукой агрессор не сможет держать оружие, или наносить удары, а с ушибленной ногой не сможет бежать за вами.

7. Вообще удары палкой идентичны ударам ножом или рукой. Обычно палкой бьют сверху вниз — по голове, в переносицу. По диагонали — по ключицам. Наотмашь — по голове (куда ни попадешь, везде «хорошо»). Боковой удар — туда же. Тычковые удары палкой очень редки, хотя, можно, конечно, научиться и им. Их можно наносить в лицо, кадык, солнечное сплетение, но нужно тренировать меткость. Например, повесить монету на веревке, и наносить по ней тычковые удары. Можно действовать палкой как штыком, нанося тычковые уколы-удары в лицо. Хорошо применять палку, держа ее двумя руками — можно бить серединой, можно наносить тычки обоими концами. Удары снизу вверх (в колено, в пах) палкой практически не используются, хотя, возможны и они.

Работа с палкой зависит от ее длины. Обычно различают 4 условных вида: — посох (до середины груди) — трость (до пояса) — дубинка (с локоть) — палочка (ладонная)

Упражнения от удара палкой: 1. От удара палкой сверху 2. От удара палкой наотмашь

1. Первый стоит с палкой наготове. Удары наносить может только в вертикальной проекции (сверху вниз). Бить должен в полную силу и на полной скорости, но – учебная «палка» сделана из мягких материалов (например, пенопропиленовая труба, обернутая изолоном). Травмировать она не может, но ее удары достаточно неприятны, чтобы боец старался их избежать – и тем самым выполнял задачу правильно. (Примечание — вначале первый бьет медленно, постепенно, тренировка за тренировкой увеличивая скорость.) Второй подбегает к нему на дистанцию удара, и тогда первый наносит удар. Второй с помощью финта или же без него выполняет съем палки за счет движения предплечьем с проворотом (Рис. 222).

После выполнения съема он может нанести удар «вилкой» в кадык с захватом горла и последующей задней подножкой. Или другие варианты – например, с ударом основанием ладони. Это же движение можно выполнить и во внутреннюю сторону, но лучше всегда заходить к противнику с внешней стороны, сбоку, так как, если мы зайдем внутрь, он может встретить нас ударами с другой руки.

Естественно, разучивать движение необходимо, разбив его на 3 фазы. Сначала просто съем руки с оружием, и только потом, после наработки рефлекторного съема, переходим к дальнейшим действиям (захват горла, удар ладонью). Третья фаза – проведение задней подножки с последующим добиванием.

2. Первый стоит с палкой наготове . Удары может наносить только в горизонтальной проекции (от себя и к себе). Бить должен также в полную силу и на полной скорости. Второй стоит, немного наклонившись вперед, как бы выманивая удар на себя. По сигналу первый наносит удар, второй должен качнуться назад и, уловив момент, когда палка пронеслась мимо, резко прыгнуть вперед с фиксацией руки с оружием и ударом – ударом «вилкой» и захватом горла, например. Сюда можно добавить и удар коленом в пах. Или же провести заднюю подножку после захвата горла. Движение также выполняется в обе стороны. Важный момент – нужно предварительно рассчитать дистанцию так, чтобы, когда второй находился в крайнем положении (отшатнувшись назад), палка свистела буквально в сантиметре от его лица — удары надо наносить ниже уровня глаз. Чтобы было ощущение опасности и вырабатывалось ощущение границы между безопасной дистанцией и опасной.

Интересные факты:

— В старину в России кроме боя стенка-на-стенку существовал и палочный бой — когда две группы оппонентов сходились, держа в руках палки. Позднее этот вид был запрещен из-за его особо высокой травматичности. Подобные исторические виды массовых схваток с деревянными саблями (и смертельным исходом) известны у болгар.

— Такие схватки как нельзя лучше готовили к рукопашному бою в его истинном понимании — схватке двух групп вооруженных людей, со стопроцентным летальным исходом для многих участников.

— Считается, что русская борьба «за вороток», где борцы делают предварительный захват за одежду в области шеи, и не могут действовать второй рукой (в некоторых вариантах только в момент броска), а броски проводят ногами, была одним из вариантов подготовки к палочному (рукопашному) бою. В незадействованной руке должно было быть оружие, поэтому нужно было учиться обходиться без нее. В тесной схватке, вплотную, когда нельзя было сделать замах топором или мечом (палкой), иногда только борьба могла помочь свалить противника на землю.

— В 16-17 вв. в Голландии использование трости, а не ножа для решения конфликта стало отличительным знаком добропорядочного гражданина. Использование ножа в драке гарантировало как минимум тяжелые раны и уголовное наказание, в то время как тростью можно было просто выбить нож из рук «маргинала».

См. Также [ править ]

  • Портал боевых искусств
  • Ангампора
  • Арнис
  • Баншай
  • Bataireacht
  • Бодзюцу
  • Canne de combat
  • Гатка
  • Дзукендо
  • Дзёдо
  • Каларипаятту
  • Кендо
  • Кендзюцу
  • Краби – крабонг
  • Кутту Варисай
  • Мардани Хель
  • Quarterstaff
  • Силамбам
  • Силамбам Азия
  • Тахтиб
  • Тханг-та
  • Варма калай
  • Всемирная ассоциация Silambam
  • Матраг (Алжир)

Холодное оружие. Боевой шест

Труд из обезьяны сделал человека. Как известно, одним из первых орудий, с помощью которого произошло это превращение, была палка. Ее же использовали для собирательства, копания (знаменитая палка-копалка), ну и, конечно, для самозащиты. С годами даже такое простое, казалось бы, оружие претерпело ряд изменений. Так, на Востоке, сначала в Китае, а затем и в Японии, появился боевой шест, который до сих пор является одним из самых распространенных видов холодного оружия. Владение шестом входит в комплекс изучения боевых искусств разных школ и направлений как один из основных и первых навыков на пути становления воина и даже монаха. Юрий Кукин попытался разобраться в особенностях как самого оружия, так и его истории в материале diletant.media.

Происхождение шеста действительно неоднозначно. Многие исследователи единоборств полагают, что предшественником боевого посоха могло быть так называемое коромысло. Вспомните советские мультфильмы или фильмы: женщина водружает на плечи изогнутое и громоздкое коромысло и идет за водой. На оружие как-то не очень похоже. Однако в отличие от привычного нам «русского», восточное коромысло представляет собой почти ровный прямой шест (хотя на его концах также делали засечки для большего удобства), на который навешиваются два сосуда с водой или прочие предметы, которые было необходимо перенести. На Окинаве — родине современных японских боевых искусств, такой инструмент назывался «тенбин», а вот оружие носило название «бо». «Бо» в переводе с японского означает «длинная деревянная палка».

Тенбин — в Японии палка для ношения воды (наподобие коромысла)

Первое упоминание в письменных источниках об использовании этого предмета в качестве оружия (именно на Окинаве) датируется XIV веком. Однако родиной боевого посоха скорее всего был Китай, с которым как раз в то время у японцев была налажена торговля. И несмотря на то, что происхождение слова «бо» японское, существует более старое название этого оружия — «кон» (или кун), корни которого, в свою очередь, кроются в одном из китайских диалектов.

Согласно версии Фумио Демуры, которая отражена в его книге, посвященной «бо», искусство владения «коном» появляется в Китае еще в VI веке. В то время, по его словам, власть закона была сведена к минимуму, главенствовало право сильного. Для того, чтобы как-то защищаться, монахи храма Шорин-джи стали использовать подручные средства, многие из которых впоследствии вошли в окинавское кобудо (которое появилось благодаря схожим условиям тремя веками позже), в качестве оружия.

Впервые об окинавском боевом шесте-бо упоминается в источниках XIV века

Кстати, на одной из стел знаменитого Шаолиньского монастыря даже запечатлена легенда о тринадцати монахах, которые «вооружившись посохами, спасли императора Ли Шиминя от атаки узурпатора и вернули ему трон». Говорят, что это не больше, чем легенда, хотя именно с VII века Шаолинь воспитывает боевых монахов и считается центром боевых искусств. Все это говорит о некой традиции использования шеста монахами как одного из древних и базовых видов оружия. И действительно, сейчас владение боевым шестом изучают как в китайском ушу, так и в японском карате.

Техника владения посохом в обоих боевых искусствах также схожа: например, удар палкой не наносится прямо по противнику, а скорее осуществляется по дуге. Для этого шест необходимо подкручивать кистью руки, на что в изучении этого оружия делается особенный упор. Однако есть и различия. Так, в окинавском кобудо один из основных хватов «бо» — двумя руками, отступив на треть от обоих концов (контей) посоха соответственно.

Гунь — название китайского боевого шеста, равного росту человека

В ушу шест традиционно держат практически, как лопату: одна рука лежит на конце посоха, чтобы направлять и создавать упор, вторая же находится ближе к середине для усиления удара. Поскольку китайский шест более гибкий, в отличие от японского, и зачастую изготавливался из бамбука, удары им в ушу более хлесткие и плавные, в отличие от резких и жестких ударов в карате. Возможно, это связано с тем, что японский бо должен был выдержать атаку противника с мечом или любым другим клинковым оружием.

Вместе с тем и в ушу, и в карате оружие обычно изготавливается под конкретного человека для большего удобства и эффективности. Однако принято считать, что стандартный окинавский «бо» должен быть 182 см в длину и диаметром в примерно 2,5 см. В то же время форма палки может быть абсолютно разной: и прямоугольной, и восьмигранной, и круглой. У шаолиньских монахов существует несколько видов шестов, которые варьируются в зависимости от длины. Гунь — общее название палки, которая в длину составляет рост человека; чангунь — шест длина которого может быть значительно больше человеческого роста, и гуньбан, напротив, — короткий шест до уровня плеча. С помощью такого боевого посоха можно было защититься даже от превосходящих по числу противников, просто не подпускать их к себе, и, не убивая, аккуратно вывести их из строя. Ну разве не идеальное оружие для монаха?

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Палки

В этом стиле не используют палки стандартной длины. Они обрезаются пропорционально показателям веса и длины. Увеличение длины может быть принесено в жертву лучшей скорости и силе. Палка может быть длиной от 31 до 26 дюйма. Чтобы нанести мощный удар применяют палки из прочной древесины бахи или камагонг, имеющие преимущество над легкими палками из ротанга. Большинство ударов палкой совершаются кистевым движением. В Де Кампо применяются и нелакированные палки, без обжига и лакировки, с корой. Они являются более толстыми и тяжелыми, по сравнению с обычными.

Техника стиля

Основными особенностями техники Де Кампо являются:

  • отсутствие финтов,
  • начальный удар всегда наносится с самой большой силой,
  • любая часть тела соперника, которая находится в зоне возможного поражения, должна быть первоначальной целью,
  • наиболее часто вначале поражается рука с оружием, если рука с орудием находится сзади – удары наносятся по остальным частям тела,
  • нет блоков палка в палку,
  • отсутствуют активные действия рукой без оружия,
  • все разоружения противника проводятся простыми точными ударами по руке с оружием,
  • все комбинации ударов тренируются в паре студент-инструктор.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Отличия палиц от булав

Типовые палицы являлись оружием короткодревкового типа. Несведущие люди при виде палиц в первый ра, нередко путают их с булавами. И в самом деле, эти разные виды оружия чрезвычайно схожи один на другой. Главным их отличием является то, что булавы являются комбинированным оружием. Поскольку они состоят из рукояток, к которым прикреплены ударные элементы. Тогда как палицы всегда изготовляются из цельных кусков дерева.

Нередко палицы обматывали кожей, а на вершинах устанавливали шипы. Обычно в качестве шипов выступали толстые гвозди. С этой целью просверливали отверстия на вершине, чтобы гвозди смогли раскалывать палиц. Но и сами гвозди вбивали не полностью, у них затем обрубали или стачивали шляпки.

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кюдо

Своей судьбой кюдо — искусство стрельбы из лука — во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]