Краткая история царь-пушки в Кремле
Памятник литейного дела был выполнен мастером Андреем Чоховым при царе Фёдоре Ивановиче в 80-е годы XVI века. По одной версии, название «царь-пушка» связывают непосредственно с тогдашним правителем, а по другой – с огромным размером объекта. Но зачем было создавать подобного гиганта? По мнению историков, пушке прочилась судьба защитного орудия московского Кремля – такой вывод был сделан из её первоначального расположения на Красной площади у Лобного места. Некоторые учёные предполагают, что пушка могла использоваться для запугивания иностранных послов. В действительности орудие было изготовлено после тревожной вести: на Москву шли крымские татары. Их войско так и не дошло до кремлёвских стен, а пушка так и осталась напоминанием о том времени.
Позже царь-пушку несколько раз перемещали: сначала при Петре Великом, затем – в 1835 и 1843 годах и, наконец два раза в Советское время в связи со строительством. Из-за веса в почти 40 тонн делать это приходилось с большим трудом при помощи двух сотен лошадей и специальных крюков на корпусе для крепления канатов.
Так где же находится царь-пушка сейчас? Её легко найти рядом с церковью Двенадцати апостолов и колокольней Ивана Великого на Ивановской площади.
О литейном мастере
Об оружейном мастере сведений сохранилось немного. Он родился, предположительно, между 1540 и 1545 годами. Первый раз его имя упоминается в 1568 году. Тогда будущий мастер отлил свою первую пушку. Считается, что Чохов – это не фамилия, а отчество. Чех или Чох, вероятно, было прозвище его отца. Учился литейному мастерству Андрей Чохов у самого известного мастера – Кашпира Ганусова.
Среди учеников он выделялся рвением и талантом, за что и заслужил особое внимание своего учителя. По мере развития мастерства Чохов и сам начал набирать учеников, которые в дальнейшем также прославились как мастера литейного дела. Среди них – Прон Федоров, Кондратий Михайлов, Григорий Наумов, Алексей Никифоров и другие.
Описание грозного орудия
Любой, кто решил полюбопытствовать, будет поражён размерами объекта: ствол калибром в 890 мм достигает в длину более 5 м, а его наружный диаметр ничуть не меньше 120 см.
Царь-пушка отлита преимущественно из бронзы, но в сплаве также присутствуют олово, свинец, сурьма, мышьяк, железо, серебро и другие металлы. Её ствол украшен барельефами с изображением Фёдора Ивановича и орнаментами. Лафет и декоративные ядра, изготовленные гораздо позже самой пушки, выполнены из чугунного сплава. Ядра, уложенные пирамидкой и полые внутри – не предназначены для использования. Если представить, что они были бы настоящие, то ствол царь-пушки просто бы разорвало при попытке выстрелить.
Хоть гигант и выглядит внушительно, проведённые исследования заставляют усомниться в его реальной боевой мощи. Дело в том, что при таких параметрах орудие нельзя отнести ни к одной из категорий артиллерии, существующих на сей день. Теория о том, что царь-пушка была задумана как дробовик и стреляла картечью, не выдерживает критики: её внутреннее устройство позволило бы использование только каменных снарядов. Единственное, в чём сходятся исследователи – это возможность отнесения орудия к бомбардам, а не к пушкам.
Предшественники
Тот Царь-колокол, который мы видим сегодня – не первый, и даже не второй. Началась история громогласных гигантов с царя Ивана III. В то время правители России негласно соревновались между собой в том, кто сделает самый большой колокол, превосходящий все предыдущие по весу, размеру и силе звучания. При Иване III был отлит колокол, весом в 8 тонн. При его сыне, Василии III, сделали 16-тонный колокол. А Иван Грозный велел отлить колокол в 35 тонн. Рекорд тех времен поставил Алексей Михайлович – по его приказу выполнили 130-тонный колокол.
Царь-фонарь
Суздальский собор. Иллюстрация из «Альбома фотографических видов памятников древнерусского искусства». 1874. Фотография: Михаил Настюков / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Царь-фонарь. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Суздаль, Владимирская область. Фотография: Алексей Макаров / фотобанк «Лори»
Царь-фонарь. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Суздаль, Владимирская область, 1968 год. Фотография: Виктор Великжанин, Петр Носов / Фотохроника ТАСС
Царь-фонарем прозвали в народе двухметровый светильник, изготовленный в XVII веке холмогорскими мастерами. 160-килограммовый фонарь выносили во время торжественных крестных ходов, которые учредили при митрополите Суздальском и Юрьевском Иларионе.
Выполнили его из золоченой меди, чугуна и слюды, а навершие сделали в форме Рождественского собора с пятью куполами. Через специальное окошко внутрь ставили свечи, которые благодаря особому строению не потухали даже при сильном ветре. На церковные праздники, например на Крещение или перед Пасхой, гранд-фонарь выносили восемь человек, продев через специальные «уши» оглобли.
В 1970-е годы обветшавшую конструкцию обновили: известный реконструктор Вячеслав Басов специально ездил за редкой слюдой в Карелию и восстановил по сохранившимся рисункам причудливые узоры. Сегодня Царь-фонарь можно увидеть в музейном комплексе «Кремль» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Царь-монета
Сестрорецкий медный рубль. 1771. Калининградский областной историко-художественный музей, Калининград
Монета. Так называемый сестрорецкий рубль, чеканенный на толстом кружке. Рубль. 1771. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сестрорецкий оружейный завод. До 1900. Санкт-Петербург. Фотография: commons.wikimedia.org
Царь-монетой называют Сестрорецкий рубль, выпущенный Екатериной II. Это самая большая круглая монета Российской империи весом почти в килограмм, диаметром в 7,25 сантиметра и толщиной в 2,6 сантиметра.
В феврале 1770 года вышел именной указ императрицы Екатерины II «О делании новой медной монеты». Новый рубль должен был обеспечить ассигнации — первые бумажные деньги в стране, появившиеся годом ранее. Монеты-великаны решили чеканить на Сестрорецком оружейном заводе. В начале 1771 года на специальных станках изготовили первые образцы. Оригиналы сейчас хранятся в Эрмитаже и Музее Смитсоновского института США.
На аверсе Царь-монеты помещалась надпись «Монета рубль» и корона в обрамлении лаврового венка. На реверсе — двуглавый орел с картушем «1771» на груди вместо гербового щита, окаймленный лавровыми листьями. На гурте (ребре монеты) изящным узором были выведены слова: «Сестрорецкого монетного двора».
Сестрорецкий рубль чеканили с 1771 по 1778 год, причем не только образцового типа, но и другой толщины, веса и декора. Появилось как минимум четыре вида монет — от полутора до трех с половиной сантиметров толщиной, а также большое количество новоделов и подделок. За ними до сих пор охотятся коллекционеры.
Царь-ванна
Баболовский дворец. 1901–1910. Санкт-Петербург. Иллюстрация из книги «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда». Ленинград: «Стройиздат», 1985
Баболовский дворец. Конец XIX века (?). Царское Село, Санкт-Петербург. Фотография: Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург
Баболовский дворец. Начало XX века. Царское Село, Санкт-Петербург. Фотография: Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург
Легендарную ванну называют еще «Баболовской чашей»: ее происхождение связано с историей Баболовского дворца в Царском Селе. В 1785 году его построили по проекту архитектора Ильи Неелова для фаворита Екатерины II князя Григория Потемкина. В неоготическом павильоне за рекой Кузьминкой у Серебряного пруда устроили купальню с мраморной ванной.
При Александре I прежнюю ванну решили заменить. Императорский поверенный Августин Бетанкур в 1811 году заказал ее известному каменотесу Самсону Суханову — одному из создателей Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. С финских островов по воде привезли красную гранитную глыбу с вкраплениями полудрагоценного камня лабрадора. Она весила 163 тонны. Скульптору помогали подмастерья, за семь лет они вырезали из монолита 48-тонную чашу высотой в 1,96 метра и глубиной в 1,52 метра.
Наконец окончил Суханов нынешним годом прекрасную, единственную ванну для Бабеловской бани. Многие из петербургских жителей ездили нарочно смотреть сие произведение Русского Ваятеля. Оно тем заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из граниту.
«Отечественные записки Павла Свиньина», 1818 год
Чтобы разместить гранд-ванну диаметром в 5,33 метра и примерным объемом в 23 тысячи кубических метров, потребовалась реконструкция дворца. В 1824–1829 годах по проекту Василия Стасова для купального зала возвели укрепленный павильон с кирпичным сводом и обходной чугунной галереей.
После революции 1917 года в Баболовском дворце и парке расположилась школа повышения квалификации летчиков. Как военный объект во время Великой Отечественной войны комплекс не раз подвергался бомбардировкам. Немцы хотели вывезти редкий экспонат, но он оказался слишком тяжелым. В 1944 году после пожара уцелел только восьмигранный зал с сухановской Царь-ванной.
Характеристики и оформление
Детали Царь-пушки имеют следующие размеры:
- наружный диаметр ствола — 1200 мм;
- внутренний 825 — 920 мм (ствол имеет конусообразную форму);
- узорный пояс 1340 мм;
- диаметр зарядной камеры 447 — 467 мм (форма конуса);
- размер зарядной камеры 440×1740 мм;
- длина 534 см;
- масса всей конструкции 39312 кг.
Рельефы на передней части ствола изображают царя Федора Ивановича верхом с надписями, посвященными царю и великой княгине Ирине. С другой стороны высечена надпись, рассказывающая, кто делал оружие.
Особенности посещения и стоимость
Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.
Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:
- полный — 700 руб.
- льготный (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров) — 500 руб.
За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.
Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.
Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.
Режим работы архитектурного ансамбля:
- в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
- в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.
Изображения и надписи на колоколе, © Мария Пенина
История создания
В 1730-м году императрица Анна Иоанновна для памяти потомков решила перезалить колокол царя Алексея, на тот момент разбившегося, перезалитого и разбившегося снова.
За работу взялся русский мастер Иван Моторин. Сначала он сделал небольшую пробную модель, весом 12 пудов, и отправил все свои чертежи и схему подъема на утверждение в Санкт-Петербург. На подготовку к изготовлению Царь-колокола ушло более полутора лет. Сам же колокол отлили 25 ноября 1735 года. Размеры Царь-колокола были поистине огромны. Мастер Иван Моторин не дожил до завершения работы, поэтому его дело продолжил сын Михаил. В общей сложности над созданием Царь-колокола трудились около 200 человек: кузнецы, слесари, столяры, скульпторы, резчики и многие другие.
Тогда поднять колокол не смогли — он так и остался в литейной яме. Вытащили и поставили на постамент его только в 1834 году.
Царь-книга
Добыча Ясоном золотого руна. Дракон. Лицевой летописный свод. Всемирная история. Книга 1. 1568–1576. Государственный исторический музей, Москва
Индийский поход Александра Македонского. Слоны. Лицевой летописный свод. Всемирная история. Книга 3. 1568–1576. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Изгнание Господом Богом из райского сада Адама и Евы. Лицевой летописный свод. Библейская история. Книга 1. 1568–1576. Государственный исторический музей, Москва
Лицевой летописный свод Ивана Грозного — монументальный 10-томный труд — изготовили в единственном экземпляре для легендарной библиотеки царя. Исследователи предполагают, что он создавался в 1568–1576 годах. Эта царь-книга — настоящая иллюстрированная энциклопедия. На десяти тысячах листов тряпичной бумаги около 15 авторов описали события от сотворения мира до 1567 года, а 10 художников нарисовали более 17 тысяч самых разных миниатюр. Это библейские сюжеты, Троянская война, походы Александра Македонского, падение Рима, становление Византии, Батыево нашествие на Русь и другие. Мастера изобразили средневековые лыжи и древние пушки, воинские доспехи, церковное облачение и пиры на царских свадьбах.
Самое крупное летописное собрание Древней Руси хранится сегодня в трех местах. Три части — Музейский сборник, Синодальный том и Царственная книга — находятся в Историческом музее. Хронографический сборник, Остермановский первый и второй тома — в Библиотеке Российской академии наук. А Лицевой хронограф, Голицынский, Лаптевский и Шумиловский тома — в Российской национальной библиотеке.