Сколько лет русской артиллерии?
Это мистическое оружие очень поздно появилось в русской армии, но известно, что Российская Империя имела тяжелую артиллерию еще в XIV веке. Возникновение ее возможно произошло при иностранном вмешательстве. Согласно архивным данным, битва за Казань была успешной только после того, как Иван Грозный применил тяжелую артиллерию. Для управления и эксплуатации были привлечены иностранные военные инженеры, в основном итальянцы и немцы, зачисленные в российскую армию.
В около 1480 году московскому князю Ивану III удалось остановить хана Ахмата из Золотой Орды с помощью тяжелой артиллерии. Командиром этого подразделения являлся Аристотель Фиораванти – итальянский инженер, которого многие считали гением. Также есть сведения, что Москву охранял Хан Тохамиш, используя артиллерию, в том числе огнестрельное.
Новый вид деятельности
По мере приобретения опыта русский отливщик приступил к руководству всем процессом. Им задумывался серьезный вклад в модернизацию технологии, потому и пошел опытный ремесленник в ученики к колокольному мастеру Луке.
С ним Чохов отливал колокола для Спасского монастыря Подмосковья. Но прежде всего мастер оставался пушечным. Есть данные, что в семидесятых Чохов наладил личную жизнь, женился. К началу Ливонской войны было отлито несколько пищалей для Смоленского кремля.
В 1575 изготовлена стенобитная пушка для белгородского кремля. Тогда же мастером был отлит один из наилучших образцов его творчества, пушка «Волк». Оригинальной новинкой стал сужавшийся к концу ствол. Стрельбу орудие могло вести и ядрами, и картечью.
Вместе с другими крупными пушками «Волка» включили в состав особого отряда, оставленного в Ливонии. В боях под Венденом захваченные шведами орудия настолько потрясли командующего, что он распорядился о перевозке трофеев в Вильно.
В зиму 1577 Чоховым была изготовлена самая внушительная пушка осадной артиллерии пищаль с единорогом, названная «Инрог». Литейщик осенью 1578 приступил к работе над новым «Волком». Его сразу увезли к месту боев.
В 1591 его захватили шведы. Оба трофея установили в замке Грипсгольма. Выкупленные при Петре Первом орудия вернули в Россию.
Порох и пушки в России
Производство пороха в Российской Империи началось примерно в 14 веке, ранее его закупали.
К слову, хану удалось взять Москву отчасти потому, что русская система вооружения была не очень хорошей. У русских инженеров все еще не хватало знаний, поэтому цари импортировали оружие из более промышленно развитых стран. При этом в конце четырнадцатого – начале пятнадцатого веков эффективные пушки поставлялись из Польши и Германии. Еще в начале XV века русские крепости вооружались пушками.
Создание российских пушек
— Реклама —
Имея такое оружие, многие инженеры пытались скопировать технику. Создание пушек – сложная задача, в то время как в Европе использовалась кованая бронза, русские решили сделать ставку на кованое железо. Первые попытки не увенчались успехом по той причине, что большинство моделей получались не герметичными. К русскому двору был приглашен Аристотель, который учил инженеров делать более эффективный порох. Итальянец столкнулся с некоторыми проблемами, но, поскольку его зарплата была, вероятно, одной из самых высоких в империи, ему удалось привлечь других инженеров и производителей оружия, чтобы начать очень долгую и интересную историю российской артиллерии.
Помимо создания оружия, человек тратил время на обучение использованию и транспортировке пушек. С 1479 года он командовал новгородской артиллерией. Говорили, что во время битвы пушки под командованием Аристотеля не отдыхали ни минуты, постоянно защищая крепость.
В середине 16 века Российская Империя имела действующий арсенал, конструировала новые модели и развивала новые идеи. Было создано министерство пушек, чтобы в какой-то мере контролировать разработку оружия в Кремле.
Чохов как колокольня [ править ]
Андрей Чохов также известен как создатель колоколов .
В 1594 и 1603, он два огромных колокола (под названием благовестники
или blagovestniki) весом 625 пудов (10,2 метрических тонн ) и 1080 пудов (17,8 т), соответственно. Эти колокола были подарены Бориса Годунова в Троице-Сергиевой лавре . В 1621 году Андрей Чохов и другие мастера бросили четыре колокола для колокольни Ивана Великого башни (одна из них называется
Глухой
(приглушенный) все еще можно увидеть в среднем ярусе на колокольне ). В 1622 году Чохов отлил 20-тонный колокол
Реут
(Реут).
Его самый большой колокол весом 40 тонн (отлитый в 1600 году) не сохранился до наших дней, как и так называемый колокол Годунова
(также известный как Старый Успенский колокол или Колокол Воскресения), который был уничтожен пожаром в 1701 году. [2]
Царь-пушки Андрея Чохова
Андрей Чохов оказался одним из лучших российских инженеров, который за свою карьеру успел разработать более 20 типов пушек, а также другую военную технику. Он остался известен в истории благодаря так называемым царь-пушкам, размеры которых не только не были скопированы, но и, вероятно, установили рекорд в категории «Пушки самого большого калибра».
В то время царь хотел, чтобы огромная царь-пушка не использовалась в битве, а была размещена перед дворцом, чтобы удивлять своих гостей. Творения Чохова стоят в кремле и по сей день. К сожалению, полный арсенал королевских пушек был сокращен, поскольку во времена Петра Великого была серьезная потребность в железе и бронзе для создания более качественной артиллерии для использования в Великой Северной войне.
Чохов Андрей
(между 1540 и 1545-1629) русский литейный мастер
О жизни Чохова не сохранилось никаких прямых свидетельств, точно нельзя установить даже год его рождения. Обычно пользуются разнообразными документами, в основном связанными с профессиональной деятельностью мастера. По податным документам видно, что Чохов происходил из семьи небогатого смоленского торговца. Возможно, его отец был отставным солдатом, державшим в городе лавку. Впервые имя Андрея Чохова упоминается в записке дьяка, в которой он просит заплатить за обучение грамоте и счету нескольких подростков.
Затем подростки традиционно переходили в обучение к мастерам, у которых и приобретали навыки владения тем или иным ремеслом. Во второй половине XVI в. в Смоленске велось интенсивное строительство, возводились крепостные стены, отливались пушки и пищали. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Чохов оказался в учениках у литейного мастера.
Смоленск стал западным форпостом России, царь Иван IV стремился превратить его в неприступную твердыню. Реконструкцией Смоленского кремля руководил известный московский зодчий Федор Конь. Вместе с ним из Москвы приехали несколько мастеров литейного дела, к одному из них, немецкому литейщику Г. Ганусу, и попал в ученики А. Чохов. Он помогал и другому мастеру — русскому литейщику Р. Белокопыту. Под руководством приезжих мастеров Чохов выполнил свою первую самостоятельную работу — отлил несколько пищалей для размещения их на стенах Смоленского кремля. Тогда же он получил свою первую награду — деньги и кусок материи.
После окончания работ в Смоленске Гануса и его учеников возвращают в Москву. Среди них был и Чохов. Прибывшие размещаются в общем доме для рабочих, построенном на Пушечном дворе. Во времена Ивана 1розного литейные мастерские располагались на обширном огороженном участке, находившемся на месте современной Пушечной улицы. Здесь и прошла вся оставшаяся жизнь Чохова.
С начала пятидесятых годов Россия готовилась к Ливонской войне со Швецией за право выхода к Балтийскому морю. Иван Грозный хорошо представлял себе будущего противника и стремился укрепить армию, прежде всего артиллерию. На Пушечном дворе отливали множество различных орудий: пищали и пушки, которые сразу же поступали на вооружение армии, образуя так называемый артиллерийский наряд. Повседневная работа стала для Чохова школой литейного мастерства. Кроме отливки боевых орудий он выполняет и уникальные заказы. Мастера отливают пушки огромного размера, предназначенные не только для обороны Москвы, но и для устрашения приезжавших в русскую столицу иностранцев.
В сентябре 1554 г. Ганус и Чохов завершают отливку огромной пушки весом в 1200 пудов (19200 килограммов). Правда, по современным понятиям ее, вероятно, следует называть мортирой, предназначенной для разрушения крепостей. Исполинское орудие не отправили в армию, а поставили около Никольских ворот Кремля, напротив храма Покрова на рву. Через год около нее установили вторую подобную мортиру, также отлитую Чоховым.
На каждой из пушек мастер поставил собственное клеймо, написав «ученик Андрей Чохов». Вероятно, орудия стали последними большими работами, выполненными им вместе со своим учителем. В 1566 г. Ганус умер, и Чохов был назначен на его место. На трех пушках, отлитых осенью 1566 г., уже стоит надпись «мастер Андрей Чохов».
Известно, что, став одним из руководителей Пушечного двора, Чохов провел его реконструкцию — добился строительства второй литейной печи и расширения территории для устройства еще одной литницы (выкопанной в земле ямы, в которую устанавливалась форма для отливки пушки).
В то время отливка орудия представляла собой сложный и многоступенчатый процесс. Она начиналась с изготовления деревянного макета будущего орудия, на поверхности макета мастер вырезал орнамент, который в будущем украшал ствол пушки. Затем деревянный макет обмазывали толстым слоем глины, в которую добавлялся навоз. Когда глина высыхала, дерево удаляли. Полученную литейную форму размещали в специальной яме. В середину формы опускали сердечник — бревно, обмазанное глиной с навозом. Тогда начинался длительный процесс отливки. Поскольку чугун быстро остывал, орудие отливали в несколько этапов. Когда отливка остывала, ее поднимали из ямы, освобождали от глины и располагали на специальных козлах.
Теперь предстояла самая тяжелая часть работы. Поверхность орудия освобождали от дефектов, а внутренний канал ствола шлифовали, добиваясь ровной поверхности. Обычно литейный мастер руководил работой, которую выполняла группа подмастерьев и учеников. Таковым и был в начале своей карьеры Чохов.
Постепенно он приобрел необходимый опыт и стал руководить всеми операциями. Известно, что Чохов стремился усовершенствовать технологию литья. Возможно, поэтому незадолго до смерти Гануса он стал учеником колокольного мастера Луки. Известно, что вместе с ним Чохов отлил колокола, повешенные в 1561 г. на колокольне Спасского монастыря на Кубенском озере под Москвой. Однако он продолжал оставаться прежде всего пушечным мастером.
Вероятно, примерно в конце семидесятых годов Чохов женился, потому что как раз в это время он получил разрешение на строительство собственного дома на территории Пушечного двора.
После начала Ливонской войны Чохов отливает несколько пищалей для установки на стенах Смоленского кремля. В 1575 г. он изготавливает стенобитную пушку, украшенную изображением собачьей головы. Она была установлена в Белгородском кремле. В том же году мастер отливает одно из лучших своих орудий — пушку «Волк». В ней он применяет оригинальную для того времени новинку — ствол, сужающийся к концу. Обычно мастера отливали пушки со стволом, расширявшимся в дульной части. Чохов же поступил по-другому, создав орудие принципиально иного типа. Подобная пушка позволяла вести стрельбу не только ядрами, но и картечью. При стрельбе мелкими снарядами уменьшался радиус разлета и одновременно повышалась точность попадания в цель.
По приказу Ивана IV «Волк» и несколько других крупных пушек отделили от основного войска и включили в состав «особого наряда» — отряда, оставшегося в Ливонии.
Во время боя под Венденом (современный латвийский город Цесис) русская артиллерия была захвачена шведами. Орудия настолько поразили шведского командующего, что он распорядился перевезти их в Вильно и выставить там для всеобщего обозрения.
Узнав о захвате пушек, Иван Грозный приказал в кратчайшие сроки отлить новые орудия. Зимой 1577 г. Чохов сделал пищаль с изображением единорога — «Инрог». Она весила почти 7,5 тонн и стала самой большой пушкой русской осадной артиллерии. Тогда же литейщик начал работать над новой пушкой «Волк». Осенью 1578 г. он отливает пушку, превышавшую по размерам своего предшественника. Новое орудие освятили и сразу же увезли на арену боевых действий.
Изделие Чохова исправно служило в течение ряда лет, но в 1581 г. шведам удалось захватить его, оба орудия были установлены в Грипсгольмском замке. Их признали непревзойденными образцами литейного искусства. Известно, что шведы показывали пушки иностранным послам. В то время ни в одной стране не производили подобные изделия. При Петре I русские купцы выкупили орудия и привезли их в Россию.
Став одним из руководителей русских литейщиков, Чохов создает свое самое известное творение — богато украшенную мортиру, вошедшую в историю под названием «Царь-пушка». Среди других украшений на ней присутствовал и портрет царя Федора Ивановича. Работа над отливкой пушки продолжалась в течение двух лет, ее завершили летом 1586 г. Пушка весила 2400 пудов (38400 килограммов). По распоряжению царя ее перевезли на Красную площадь и поставили около Москворецкой переправы. Чтобы осуществить транспортировку, Чохов изготовил специальную повозку, в которую запрягли 200 лошадей.
В 1598 г. Царь-пушку перенесли в центр Красной площади и разместили на специальном помосте рядом с только что построенным Лобным местом. Там она простояла вплоть до конца XVII в. , а затем по распоряжению Петра I ее перевезли в Кремль «для памяти потомкам». Интересно, что лежащие сейчас около орудия ядра не предназначались для Царь-пушки и также служили для устрашения возможного неприятеля.
Применявшиеся в большинстве армий тяжеловесные орудия требовали большого количества времени для подготовки к стрельбе. Чтобы повысить скорострельность, мастера многих стран стали конструировать многоствольные системы. В русской армии были широко распространены «сорока» — пищали с сорока стволами. Чохов решил увеличить число стволов и для этого разработал специальную систему для отливки, шедшей одновременно в двух печах. В 1588 г. мастеру удалось отлить сто стволов за одну плавку. Правда, подобное орудие оказалось скорее демонстрационным, чем боевым. Вероятно, Чохов создал его для отработки технологии литья.
Период с 1587 по 1605 год оказался самым плодотворным в деятельности Чохова. Вскоре мастер представил еще одну новинку — пищаль огненную — пушку, которая могла стрелять зажигательными и осветительными снарядами.
С конца восьмидесятых годов Чохов начинает заниматься отливкой колоколов. Первой крупной работой мастера стал колокол «Лебедь», отлитый для Троице-Сергиевой лавры весной 1594 г. Затем были отлиты два больших колокола для Московского Кремля, самым крупным из них считается «Иван-колокол», весивший 4000 пудов.
В то время Чохов работал с группой учеников, причем в списках награждений фамилия мастера упоминается среди прочих. Чохов постоянно следил, чтобы его ученики были на виду. Однажды он даже подал специальную челобитную, в которой просил отметить работу Прохора Федорова, своего ученика. «По небрежению» того не пожаловали вместе с остальными мастерами.
Хотя отливка колоколов считалась самым престижным из всех возможных заказов для литейщиков, Чохов продолжал считать себя пушечным мастером и даже подписывал изготовленные колокола «пушечный мастер Андрей Чохов».
Его последними крупными работами стали несколько стенобитных орудий, богато украшенных резьбой. Первое из них, названное «Ахиллес», Чохов отливает в середине 1617 г. Он изготовляет специальный чугунный лафет, также покрывая его орнаментом. Вслед за «Ахиллесом» Чохов вместе с учениками отливает третий экземпляр пушки «Волк» и еще более крупное орудие — «Кречет». По распоряжению царя Михаила Федоровича пушки были поставлены в Кремле.
Последний раз имя Чохова упоминается в документе на выдачу жалованья от 23 декабря 1629 года. В документах за 1630 год имя мастера не встречается.
Траншейная пушка
Его школе удалось воспитывать целые поколения мастеров. И хотя некоторые инженерные разработки сумели зарекомендовать себя и даже стать стандартом, другие не достигли такого успеха.
— Реклама —
Примером может служить окопная (траншейная) пушка, которую изобрели не русские, первоначальным автором был Фридрих Геткант – немец, служивший в польской дистрибуции. Рисуя идею своей пушки, он консультировался со студентами, такими как Ханс Тимсон.
Спустя несколько лет Ганс командовал полковником Боуменом в Москве, и именно там он поделился секретами Геттканта.
Русский наводчик Алексей Лобин позже решил проверить идею, выкопав огромную яму для установки пушки. После закапывания пушки, ее внутренность заполнялась порохом, а затем бомбами, камнями и другими тяжелыми материалами. Пушка использовала более длинный фитиль, который после детонации отсылал содержимое и разбрасывал его в воздухе, создавая неприятный дождь из камней. Общий вес одного заряда составлял от 16 до 32 кг.
После определенного количества выстрелов такой пушке снова нужна калибровка, а также проверка самого сердечника, который мог быть поврежден. В то время как большинство современных артиллерийских орудий могут использовать различные методы для расчета цели, траншейное орудие требовало расчетов еще перед закапыванием. Вот почему одно из самых распространенных военных учений – это маскировка пушки и меткая стрельба.
— Реклама —
Судя по воинской истории, эта техника широко использовалась только в период с 1674 по 1676 год при нападении на Соловецкий монастырь. Расположенный на небольшом острове, он не позволял перевозить туда большие бронзовые пушки, которые уже были на вооружении царской армии. Монастырь был защищали с помощью 6 траншейных пушек, нескольких ведер с гвоздями и камней. Что касается секретности и использования, то к концу 17 века инструкции по их работе были утеряны.
Труды мастера-пушечника
Орудий отливали немало. Сразу же оружие шло в армию для артиллерийских отрядов. Рутинная работа превратилась для Андрея в дело жизни. Ему доставались и заказы уникальные.
Гигантские пушки были предназначены не только для обороны. Их использовали для впечатления иностранцев, прибывавших в Москву с непонятными целями.
В сентябре 1554 Чохов с Ганусом отлили огромнейшую пушку свыше тысячи пудов. В армию исполинскую мортиру не отправили, оставив напротив кремлевского храма Покрова на рву.
Спустя год рядом с ней появилась вторая пушка также авторства Чохова. На каждой красовалось клеймо с надписью «ученик Чохов». Вместе с учителем он и выполнил последние совместные работы. С 1566 работа проводилась без скончавшегося Гануса.
Отлитые в осень 1566 пушки промаркированы как изделия мастера Андрея Чохова. Его назначили одним из руководителей реконструирования Пушечного двора.
Новый начальник добился обустройства второй печи для литья, расширения территории для обустройства новой литницы для установки пушкоотливочных формы. Процедура отлива начиналось с макета из дерева.
На поверхности модели вырезался орнамент. Дерево обмазывали глиняным с примесью навоза слоем. Дерево удаляли после высыхания глины. Полученную форму помещали в специальную яму, опустив в середину отливки сердечник, обмазанное глиняно-навозной смесью бревно.
Остывшую отливку поднимали наверх, освобождали от глины, ставили на специальные козлы. Поверхность очищали от дефектов, шлифовали внутренний стволовой канал. Обычно мастер руководил деятельностью подмастерьев и учеников, таких, как ранее Чохов.
Деревянные ракеты
Еще одним секретным оружием, используемым российской армией, были деревянные ракеты, обнаруженные около 1674 года во время осады Чигирина.
Алексей Лобин писал, что их придумал неизвестный иностранный майор, находящийся на русской службе. Он создал деревянные конусы, похожие на ракету, но вложил снизу разное количество пороха. Из-за малого его количества, взрыва не происходило – ракеты длиной около 6 метров каждая, пролетали над крепостными стенами и устраивали пожары. Из-за наличия очень сильного въедливого дыма люди внутри крепостей не могли его вовремя потушить.
Сами ракеты не летели своей тягой, скорее всего, их забрасывали с помощью катапульты, создавая большие неприятности противнику. Некоторые секретные виды оружия опережали свое время, а другие относились к научной фантастике.
Артиллерия при осаде Казахстана
Во время осады Казахстана Иван Грозный прибыл с армией численностью около 150 тысяч человек. Крепостные стены были выполнены из дерева и камня, а их высота составляет более 9 метров. Покорение этой крепости требовало нестандартных решений, а у русского царя уже были артиллерия и время. Доставка 150 пушек из Москвы заняла около 3 месяцев и еще 7 дней на сборку.
После нескольких недель обстрелов стены все же выдержали тяжелые удары. Именно поэтому родилась следующая идея – создание артиллерийских вышек, подобных тем, которые использовались для прыжков через стены.
С помощью древесины из ближайшего леса, а также с небольшой помощью итальянских и немецких артиллерийских инженеров Ивану Грозному удалось создать одну из самых ранних версий танка. Поднявшись на высоту, они смогли обстреливать через стены. Иван Грозный расположил их на безопасном расстоянии метров на 6 от стен и так начал уничтожать врага. После доставки артиллерии вся осада длилась около 32 дней.
Время ученичества
На свет литейщик появился между 1540 и 1545 годами в Смоленске. Сына небогатого торговца отправили учиться грамоте и счету.
После этого этапа обычно подростков направляли к мастерам, где дети обучались ремеслу. В Смоленске возводились крепостные стены, отливались пушки с пищалями. Чохова и отправили в ученики к литейщику.
Из Москвы с известным зодчим Федором Конем прибыли и мастера литейного дела. К Ганусу и определили подростка. Под руководством опытных наставников Андрей выполнял первую работу.
Он отливал пищали. Тогда же начинающий ремесленник получил и первую награду. После завершения работ приезжие с учениками вернулись в Москву. Переезд круто изменил биографию Чохова.
Литейных мастеров селили на месте современной Пушечной улицы. Грозный силами старался укрепить армию. Внимание он уделял артиллерии.