Все мы слышали про таких людей, как камикадзе. Отбоя от желающих попробовать свои силы в этом деле не было, ведь для своего народа они были героями, а на противника наводили ужас. С чем еще была связана массовость такого явления, какой отпечаток это накладывает на современных жителей островного государства, и какие производители приложили к этому свои руки? В этой статье поговорим и о других камикадзе — подводных. Не все о них слышали, но эта страница тоже была в книге истории Японии.
Камикадзе были серьезным оружием.
Прежде всего, стоит понять откуда вообще, как говорится, ноги растут и, что для японцев означает смерть во благо остальных.
Даже сейчас Япония лидирует в рейтинге стран по количеству самоубийств на душу населения. В культуре и учении японцев самоубийство всегда считалось чем-то иным, нежели в других культурах. Особенно, если это связано с победой в бою или тем, чтобы не попасть в плен врага. Даже всем известное слово ”харакири” тоже относится к культуре японцев и является составной частью бусидо.
Бусидо́ (в переводе с японского ”путь воина”) — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Изначально было сводом общих правил воина, но впоследствии срослось с культурой самураев и стало сводом правил самурайской этики.
Кто такие камикадзе
Думаю, мало кому придется объяснять, что термин ”камикадзе” в основном применялся в военным летчикам конца второй мировой войны. Они умирали за свою страну, но было одно “но” — они не имели права выжить после боя. Были исключения и о них мы поговорим чуть ниже, но исключения только подтверждают правило.
Отряд камикадзе перед боевым вылетом (все довольны)
История термина ”камикадзе” берет свое начало в 1281 году, когда налетевший внезапно ураган позволил разгромить войска хана Хубилая. Тот ураган назвали ”Божественный ветер”, что в переводе и означает ”камикадзе”. Именно поэтому такое название было выбрано для отрядов, которые должны были громить американские корабли во время второй мировой войны.
Заключительный этап
Пик частоты атак камикадзе пришелся на апрель–июнь 1945 года в битве за Окинаву. 6 апреля 1945 года в ходе операции «Кикусуй» («плавучие хризантемы») самолеты нанесли сотни ударов.
В некоторых случаях на борту одного самолета находился не только пилот, солдатам разрешалось лететь вместе с офицерами, если они добровольно вызвались принять участие в такой почетной миссии. Существует точка зрения, что первыми камикадзе стали лейтенант Такеси Косаи и неизвестный сержант, которые, подвесив к своим «зеро» по две 100-килограммовых бомбы, вылетели 13 сентября 1944 с острова Негрос (Филиппины) с целью таранить американские корабли. На одной из последних миссий пилоту даже удалось провести свою жену на борт, чтобы она могла потерять свою жизнь с мужем.
Говорят, что молодые летчики-камикадзе часто летали на юго-запад Японии над горой Каймон высотой 922 м (3025 футов). Гора также называется «Сацума Фудзи» (что означает гору, похожую на гору Фудзи, но расположенную в регионе провинции Сацума). Летчики-самоубийцы оглядывались через плечо, чтобы увидеть гору, самую южную на японском материке, прощались со своей страной и отдавали честь горе. Жители острова Кикаисима, расположенного к востоку от Амами Осима, говорят, что летчики из подразделений самоубийц бросали цветы с воздуха, когда они отправлялись на свои последние миссии.
Хиросима и Нагасаки. Является ли президент Гарри Трумэн «убийцей»? 16+
Япония проиграла войну, и после окончания Второй мировой войны было решено отменить синтоизм как государственную религию, император отказался от своего божественного титула. Таким образом, было признано, что Япония и японцы не являются исключительной расой, которая выше других, и в будущем они решили запретить войну по закону.
Война коротка в учебниках США и Японии
Просмотры: 2 505
Поделиться ссылкой:
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr
- Telegram
- Ещё
- по электронной почте
- Печать
Как выглядели камикадзе
В целом, камикадзе внешне мало чем отличались от обычных японских военных летчиков той эпохи. Основным отличием была повязка на голове с изображением японского флага и иероглифами.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.
Как правило, писали два иероглифа, а именно, ”Ками” (в японском прочтении ”Дзин”) и ”Кадзе”. Соответственно, все тот же ”Божественный ветер”. Но были и исключения, когда летчики сами писали на своей повязке то, что им приходило в голову в момент их эмоционального патриотического подъема.
Их ничто не могло остановить.
Нападение на Перл-Харбор
07 декабря 1941 года Японией был нанесен сокрушительный удар по военной базе США Перл-Харбор, расположенной на гавайских островах. Данное нападение началось совершенно внезапно, без предварительного объявления войны. Японские авианосцы императорского флота, сохраняя полную тишину в радио эфире, подошли с северной стороны острова Оаху, и затем самолеты начали атаковать базу и аэродромы США.
Основной целью такого дерзкого и разрушительного нападения на Перл-Харбор являлось тотальное уничтожение американских военных кораблей в самые короткие сроки. В случае успешного исхода боевых действий, Япония надеялась обеспечить себе полную свободу для действий в акватории южных морей. К тому же японцы рассчитывали на то, что такое внезапное нападение снизит боевой дух американских солдат. Вся операция от начала и до конца была разработана и утверждена японским главнокомандующим флота Ямамото Исороку.
Адмирал Исороку Ямамото (1884-1943)
На данные боевые действия японские военные возлагали грандиозные планы. Основой и успехом такой войны являлись внезапность и молниеносность действий. Руководство Японии осознавало, что затяжную войну им не выиграть, так как США обладает грандиозной экономической мощью, которая поможет американцам быстро восстановить свои силы. Вследствие этого, основной задачей внезапного нападения на Перл-Харбор стало уничтожение военно-морского флота США.
Помимо авиации во время боевых действий на Перл-Харборе, участвовали компактные подводные лодки – «лодки-малютки». Так называемые «лодки-малютки» получили названия «Кюрю» — дракон и «Кайрю» — морской дракон, а совсем миниатюрные магнитные подводные лодки носили название — «Синкай». Эти подлодки были способны пройти не более 1000 миль со скоростью в 16 узлов, а управление ими происходило с помощью двух человек. Эти миниатюрные подводные лодки обычно использовали для нанесения торпедных атак внутри гавани, либо для тарана. Заранее планировалось, что экипаж этих подводных лодок вернется домой, но это была лишь теория. Во время атаки погибли 8 офицеров из 9. В Японском храме Ясукуни эти восемь отважных офицеров стали объектами для поклонения. Девятый офицер Сакамаки был всеобще опозорен. А вышло это из-за того, что его подводная лодка застряла возле берега, в результате чего он попал в плен. Он не смог покончить жизнь самоубийством (сделать харакири), из-за тяжелых ранений, но этот факт не мог являться для японцев оправданием, поэтому на экипаж, находившийся под его командованием, легло пятно позора.
Причины появления камикадзе
Одной из основных причин появления камикадзе является слабое техническое оснащение воздушных сил. Самолеты были среднего качества, часто ломались и не обладали выдающимися летными характеристиками. Все это мешало пилотам полноценно отправляться на задания и возвращаться с них.
Разрабатывать новые типы самолетов времени не было, а нарастить выпуск имеющихся с еще большим количеством дефектов (из-за ускорения производства и экономии) было вполне реально. Экономили буквально на всем. Например, у модели Nakajima Ki-115 Tsurugi даже не было шасси. Самолет катился по полосе на стойках, который потом оставались на земле. Для посадки шасси были не нужны, поэтому тележку ставили под другой самолет и процедура взлета повторялась.
Самолет Nakajima Ki-115 Tsurugi (передние шасси отваливались при взлете, заднего нет вообще)
На фоне того, что отдать жизнь за родину для японцев всегда было почетным, и того, что эта идея дополнительно культивировалась со стороны руководства страны, начали зарождаться мысли о новом типе воинов. Так, на базе первого воздушного флота Японии были сформированы отряды пилотов-смертников.
Для набора добровольцев, японцам рассыпались приглашения в ряды камикадзе, которые нельзя было не принять. Дело в том, что в приглашении был вопрос, сформированный таким образом, что отрицательный ответ означал признание в трусости. Для японцев это неприемлемо.
Японцы умеют развивать технологии: В Японии разработали покрышки, вырабатывающие электричество
Третьим фактором появления камикадзе стало дополнительное психологическое преимущество в бою. Появление самолетов, которые летели с полной бомбовой загрузкой и врезались в корабли, оказывало очень сильное давление на врага и деморализовывало его.
Так выглядела атака на военные корабли противника
Как принимали в камикадзе
Так как желающих было очень много, и в военкоматы выстраивались очереди из желающих отдать жизнь за родину, а заодно получить славу и почет, к ним предъявлялись определенные требования, и не все проходили обор. Кроме базовых требований, которые нужны для управления самолетом, претендент должен был не иметь семьи. Это было обязательным условием.
В истории остался случай, когда Хадзиме Фудзи очень хотел попасть в отряд ”божественного ветра”, но у него была жена и двое детей. На этом основании ему отказали. Не долго думая, жена решила убить детей и себя, чтобы муж смог совершить подвиг. Выглядит это немного жутковато, но именно так была построена работа камикадзе. Это немного развеивает их романтический образ.
Летчики из отряда камикадзе.
После того, как потенциального камикадзе принимали в отряд, ему предстояло пройти обучение. Назвать его сложным и долгим нельзя, так как ему нужны были только базовые навыки управления самолетом и некоторая психологическая подготовка. Естественно, действующим пилотам было проще.
Интересные факты о камикадзе
Камикадзе не могли вернуться обратно, так как топлива в их баках было только до цели. Плюс цели находились очень далеко. Это и было преимуществом, нивелирующим недостатки самолетов. Японские самолеты того времени не могли летать далеко. Если бы они должны были еще вернуться на базу, время полета сокращалось бы минимум в два раза. Вместо этого они летели далеко, выполняли свою миссию и не возвращались.
Конечно, выполнить миссию получалось не всегда, так как бОльшая часть самолетов сбивалась кораблями противника, но часть их все равно была потоплена. Япония и США публикуют разные данные, тем не менее, счет потопленных кораблей шел на десятки, а сильно поврежденных — на сотни.
Как я уже говорил выше, пилоты не могли возвращаться с задания, но они этого и не делали. Бывали случаи, когда после вылета пилот передумывал умирать, но это было скорее исключением. Несмотря на запрет возврата из штатного полета, это не противоречило обязанности пилота вернуться в случае невозможности выполнения задания. Например, нелетной погоды, технической неисправности и тому подобного.
Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.
Рекордсменом в этом плане был летчик Ямомура, который три раза возвращался с задания живым. Сначала его самолет сбили, но его спасли рыбаки, и он вернулся на базу. Во втором полете ему помешали погодные условия и невозможность нормально навести самолет на цель. Третий вылет закончился техническими неисправностями, и ему опять пришлось вернуться. Так летчик, страстно желавший отдать жизнь за свой народ, пережил войну и прожил еще много лет. Можно сказать, ”победитель по жизни”.
Сеппуку это харакири
Этот культ божественного происхождения был введен Дзимму в 660 году до нашей эры, который провозгласил себя первым императором Японии. И где-то во времена эпохи Хэйан, в IX-XII веках, появилась важная составляющая кодекса — обряд сеппуку, больше известный по второму названию «харакири» (дословно — «резать живот»). Это было самоубийство в случае оскорбления чести, совершения недостойного поступка, в случае смерти своего сюзерена, а впоследствии и по приговору суда.
То, что в процессе суицида поражалось не сердце, а вспарывался живот, объясняется просто: согласно философии буддизма, в частности, учению секты дзэн, в качестве основного центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость.
Массовый характер харакири приобретает в период междоусобных войн, когда вскрытие живота начинает преобладать над другими способами самоубийства. Очень часто буси прибегали к харакири, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего клана. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве, уходя, таким образом, от позора. Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении считается сеппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири.
Сеппуку или харакири — свойственное явление среди японских самураев
Описание совершения этой процедуры — тема отдельная, поэтому стоит только отметить еще один важный момент. В 1878 году после падения последнего из сёгунов, военно-феодальных правителей Японии, правящих страной на протяжении шести веков, власть сконцентрировалась в руках императора Мэйдзи, взявшего курс на строительство капитализма. И уже спустя год один из богатейших людей Японии, некто Мицури Тояма, вместе со своими влиятельными друзьями создает тайное общество «Гэнъёся» («Черный океан»), которое поставило перед собой целью создание на базе официальной религии синтоизма военно-политической доктрины Японии. Будучи человеком просвещенным, Тояма видел в сеппуку пережиток прошлого, но внес в этот 0бряд новое значение: «самоубийство как пример верности долгу во имя процветания Родины».
Кто строил самолеты камикадзе
Самолеты, которые использовались для смертельных таранов, строили несколько заводов в Японии. Как правило, они имели в некотором роде унифицированную конструкцию, позволявшую устанавливать на них разные двигатели с мощностью от 800 л.с. до 1300 л.с.
Самолеты камикадзе.
Среди основных производителей можно назвать таких, как Yokosuka и Nakajima. Кроме этого, для атак часто использовались самолеты всем известной компании Kawasaki. Сейчас она известна, в первую очередь, своими мотоциклами, но в те времена они делали самолеты, которые очень пригодились японцам в войне. Если слышали о приведенных компаниях, напишите об этом в нашем Telegram-чате.
Кстати, во многом именно поэтому японские мотоциклы и автомобили сейчас считаются лучшими в мире. После войны Япония не имела права производить военные самолеты, и многие производители переключились на товары мирного назначения, направив все свои силы, ресурсы, наработки и трудолюбие именно на эту сферу. Но это тема отдельной статьи.
Подводные камикадзе
Пока камикадзе смертельным вихрем (или божественным ветром) налетали на корабли противника с воздуха, нечто не менее страшное творилось и под водой. Смертники работали внутри специальных подводных лодок, которые были скорее торпедами, чем действительно глубоководными аппаратами.
Начало таким войнам положила битва рядом с атоллом Мидуэй недалеко от Гавайев. Там развернулось самое серьезное сражение в той части земного шара в рамках второй мировой войны. Императорская армия потеряла 4 авианосца, множество боевых кораблей и количество личного состава, достаточное для того, чтобы подорвать боевой дух выживших.
Флоту были нужны новые воины, с искрой в глазах, с твердой рукой и не боящиеся смерти. Они появились, и специально для них были разработаны те самые подводные лодки, получившие название Кайтен (в переводе с японского — ”воля небес”).
За Императора мыть пятки сержанту — подготовка в японской армии
Японская Империя в конце XIX — начале XX веков лелеяла амбиции по расширению жизненного пространства, и, естественно, ей для этого была необходима мощная армия и флот. И если с технической стороны японцы сделали очень многое, превратив отсталую армию в современную, то в психологическом им очень сильно помогал сложившийся за многие века воинственный менталитет.
Кодекс бусидо требовал от самурая беспрекословного подчинения командиру, презрения к смерти и невероятного чувства долга. Именно эти черты в императорской армии были развиты максимально. И начиналось все со школьной скамьи, где мальчикам внушалось, что японцы — божественная нация, а остальные — недочеловеки, к которым можно относиться как к скоту.
Юному японцу рассказывали, что он потомок божественных предков, и вся его жизнь — это путь к славе через воинские подвиги на службе Императору и вышестоящим офицерам. Вот, например, что писал японский мальчик в сочинении во время русско-японской войны 1904-1905 годов:
Я стану солдатом, чтобы убивать русских и брать их в плен. Я убью как можно больше русских, отрублю им головы и преподнесу их императору. А потом снова брошусь в битву, я добуду еще больше русских голов, убью их всех. Я стану великим воином.
Естественно, с такими желаниями и поддержкой от общества мальчик вырастал в свирепого воина.
Будущий солдат учился переносить тяготы с малых лет, а в армии это умение доводилось до совершенства не только с помощью пробежек и учений, но и через издевательства сослуживцев и старших по званию. Например, старший по званию, которому казалось, что новобранцы недостаточно хорошо отдали ему воинское приветствие, имел право выстроить их в шеренгу и отвесить каждому пощечину. Если же юноша падал от удара, он должен был тут же вскочить, вытянувшись по стойке смирно.
Такое суровое отношение дополнялось заискиванием перед вышестоящим начальством. Когда после утомительного марша старший по званию садился на стул, сразу несколько солдат наперегонки бросались расшнуровывать его башмаки. А в бане буквально выстраивалась очередь, чтобы потереть спину офицеру.
В результате сочетание мощнейшей пропаганды и воспитания вкупе с тяжелыми условиями службы создавало фанатичных и выносливых солдат, чрезвычайно дисциплинированных, стойких и чудовищно жестоких.
Что такое кайтен
Кайтены представляли из себя небольшие лодки-торпеды, прикрепленные к субмарине-носителю. Общее количество таких ”прилипал” было от 4 до 6. Большая субмарина курсировала под водой и в нужный момент капитан подавал команду специальным людям, которые по узкой трубе пробирались внутрь кайтен, занимали места и отправлялись в последнюю атаку.
Спуск кайтен на воду
Тут стоит отметить, что сначала они оснащались системой катапультирования, но позже от нее отказались, а места было настолько мало, что даже японцу внутри было тесно. Во многом из-за этого орудие часто не доплывало до цели. Человек просто задыхался и кайтен тонул. В более поздних моделях их снабжали таймерами, чтобы они хоть как-то взрывались.
Заходите в наш специальный Telegram-чат. Там всегда есть с кем обсудить новости из мира высоких технологий.
Управление было сложным, а обучать персонал было негде. Школы появлялись стихийно и часто почти сразу же уничтожались американскими бомбардировщиками. Кроме этого, ”пилоты” действовали почти вслепую. Поднимать перископ можно было максимум на три секунды, чтобы лодку нельзя было обнаружить. Поэтому кайтен управлялись почти вслепую.
Управление кайтеном было примитивным. По большому счету было предусмотрено только две ручки, одна из которых отвечала за скорость, а вторая — за поворот. В ногах был рычаг, который пускал в отсеки заборную воду для компенсации плавучести.
Внешний вид кайтен
Работали кайтены на чистом кислороде. Такие двигатели позволяли разгоняться до 40 узлов. Этого было более чем достаточно для поражения любого корабля того времени и усиливало эффект взрыва. Минусом конструкции было то, что сделана лодка была из стали толщиной всего 6 мм. Такая толщина была выбрана из экономии, но после нескольких рейдов кайтены начинали ржаветь, а после глубокого погружения их могло сплющить.
Судьба камикадзе
Думаю, не стоит говорить о том, что с современными возможностями техники, сажать в нее смертников нет никакого смысла. Чтобы выучить пилота нужно потратить несколько лет и очень много денег, поэтому каждый пилот на вес золота. Ракеты могут поразить любую цель, а этические нормы современного мира не позволяют просто так жертвовать людьми.
Именно поэтому камикадзе сейчас нет. Хотя, такая профессия существует. Это свидетельствует о том, что многие японцы по-прежнему готовы отдать жизнь за родину. На фоне всех событий, в крови японцев осталось отношение к смерти, о котором я говорил в начале этой статьи. Именно оно и приводит к печальной статистике и большому количеству самоубийств в Японии. Не самая позитивная нота для окончания статьи. Но и тема не самая радужная. Это только со стороны камикадзе кажутся романтиками, на деле все было иначе.
История Японских смертников
Очень большой интерес для людей, изучающих военную историю, вызывают не масштабные сражения, а те действия, которые совершает человек в одиночку, обнаруживая в итоге свое превосходство над машиной.
Особые спецзадания, которые связаны с минированием кораблей и другими подобными диверсиями, напрямую связаны со смертельным риском. Любой диверсант со специальной подготовкой, воодушевленный чувством патриотизма и с уверенностью в свое бесстрашие и силу, сознательно идет на такой риск. Такие черты характерны для всех спецподразделений мира. Но к японцам это не относиться, так как они идут на выполнения задания не с мыслью о том, что они подвергают себя смертельному риску, а с мыслью о смерти. Появления такого сильного желания смерти у японцев уходят корнями в древнюю японскую религию Синто, которая на удивление прекрасно уживается с буддизмом.
Первое вторжение монголов в Японию
Впервые упоминание о смертниках было обнаружено в 13 веке. В то время в 1260 году на монгольский престол взошел внук Чингиз Хана — Хубилай. После того как монголы одержали победу над Китаем, они основали новую династию императоров Китая – Юань. Затем монгольские войска направились на Суматру и Яву, и напали на Вьетнам и Бирму. Под татаро-монгольским игом лежала вся Средняя Азия, Русь, Дальний восток, часть Ближней Азии, Кавказ и т.д., но только Япония осталась непокоренной.
Хубилай хан и покорение Японии
Великий Хан отправил посла в Японию в 1266 году, с требованием безоговорочно подчиниться монголам. Но правитель Японии Ходзе Токемуни отверг требование монголов, чем навлек на себя гнев Великого Хана. Начало этой войны в японской истории носит название «Гэнко». Хубилай был взбешен подобным отказом, поэтому было решено начать завоевательный поход на Японию. В ноябре 1274 года из корейского порта Хаппо в сторону японских островов выдвинулась огромная монгольская флотилия, состоящая из 1000 кораблей, с 50 тысячной армией на борту. Они рассчитывали завоевать Японию такой же тактикой, которой они воспользовались для покорения огромных пространств Европы и Азии, используя огромное количество единиц конницы и свою специальную тактику. Такое огромное количество солдат с легкостью перебило бы все немногочисленные японские дружины самураев. Для боя японцы не использовали большие армии, так как самурай для них означал – воин одиночка. Японцам было важно, что бы бой был красивым и по правилам. Перед началом боя они выпускали стрелу (Кабурай) в сторону противника, которая являлась вызовом на поединок. Затем выходили их лучшие войны, и требовали себе соперников, после 100 рыцарей, против такого же количества, а затем и армия. Но, увы, эта тактика их подвела, так как у татаро-монгол отсутствовали какие либо понятия о воинской чести. Монголы окружали одиночек и убивали их ударами со спины, а так же использовали отравленные стрелы, что для самураев было не приемлемо. По этим причинам Япония начала проигрывать войну, не нанеся противнику особого урона.
После первой легкой победы монголы стали продвигаться дальше, и следующей целью стал остров Кюсю. Было очевидно, что японцам не хватает сил, для отражения атак многочисленного противника. Но все переменилось в месте под названием Хаката. Там монгольское войско встретило ожесточенное сопротивление немногочисленного, но отважного и отлично подготовленного отряда самураев. Упорное сопротивление длилось до заката, затем монгольским военным начальником было решено отступить до своих кораблей, для дальнейшей перегруппировки войск. Но в ночь началась сильнейшая буря, которая уничтожила более 200 кораблей. Остаткам флотилии пришлось покинуть японские острова и направиться обратно в Корею. Это было окончанием первого вторжения на Японию.
Самурай Суэнага атакован монгольскими лучниками
Японцы прекрасно понимали, что Хубилай не остановиться на одном вторжении, поэтому они решили учесть все предыдущие ошибки и подготовиться к предстоящей битве более основательно. На островах Кюсю и Хонсю были построены специальные оборонительные сооружения. В тех местах, где предполагалась высадка противника, были сформированы дополнительные дружины, состоящие из самураев. Так же японцы начали изучать тактику ведения боя монголов, стараясь выявить слабые места противника.
Второе вторжение монголов в Японию
Второе вторжение монгол на Японию произошло весной 1281 года. На это раз армия Хубилая составляла 4600 кораблей с 150000-ой армией воинов на борту под командованием монгольского полководца Алахана. Выдвинулась эта флотилия так же из корейского порта Хаппо. Гигантские корабли были оснащены мощными катапультами, а в трюмах ждали своего часа полчища людей и коней. Такое огромное количество кораблей и войск, плывших на захват другого государства, не упоминалось впоследствии в истории ни одной страны.
Японская флотилия состояла из большого количества маломерных гребных судов, которые ожидали приказа, находясь в бухте Хаката. Малые размеры кораблей позволяли им быть весьма быстрыми и маневренными. Боевой дух японцев был настолько высок, что даже пираты оставили любимое ремесло и встали на защиту своей родины, присоединившись к флоту императора. Монгольский флот, приближаясь к острову Хаката, беспощадно уничтожал все на своем пути. И вот, великая армия Хубилая, вошла в бухту Хаката. Началась великая битва и на суше и на воде. Японские небольшие суда, несмотря на град стрел и ядер, с легкостью пробирались к громадным и неповоротливым кораблям монголов, затем их команда взбиралась на вражеские суда и вырезала весь экипаж. Благодаря маневренности своих судов японцы быстро завоевали преимущество на море. Так же не маловажную роль сыграло равнодушие японских солдат к смерти, так как монголы не были готовы морально к самопожертвованию. Плюс ко всему, самураи владели холодным оружием намного лучше, чем их монгольские противники, которые больше привыкли сражаться на расстоянии , используя ядовитые стрелы.
Во время этой войны, погибло много героев морского и сухопутного сражения. Особенно выделялся среди них Кусано Дзиро. В результате обстрела его судна, он получил тяжелую рану – ему оторвало одну руку. Но перетянув ее жгутом, он продолжал командовать своим экипажем. Затем, несмотря на дикую боль, Дзиро возглавил абордажную команду, в результате нападения которой он лично убил более 20-ти человек и сжег неприятельское судно. Еще один герой — военачальник Мити Ари, снарядил команду самоотверженных бойцов, которые поклялись следовать за ним до самой смерти. Спрятав мечи в складках одежды, японцы вплотную приблизились к вражескому судну главнокомандующего. Монголы, не увидев оружия, решили, что японцы пришли вести переговоры, но попав на судно, самураи вырезали всю команду, и убили главнокомандующего, а корабль сожгли.
Подвиг Кусано Дзиро
Войска монголов не ожидали такого ожесточенного сопротивления на суше и воде, поэтому было решено отступить из бухты Хаката, для дальнейшей перегруппировки со второй частью армады. А после этого они планировали обогнуть остров Кюсю и высадиться с другой стороны. После того как весь монгольский флот объединился, началось очередное вторжение в Японию. И вновь над страной восходящего солнца нависла смертельная угроза.
Во всех святилищах и храмах по всей Японии, люди не переставали молиться своим богам. И боги их услышали. В середине августа 1281 года вновь начался сильный шторм, переросший в смертоносный тайфун. Он продолжался в течении нескольких дней, а после его окончания от монгольского флота практически ничего не осталось. Было уничтожено более 4000 кораблей и утонуло около 100 000 людей. Остатки изуродованных кораблей монголов, с испуганными и униженными людьми на бортах, вернулись обратно в Корею. Так бесславно для Хубилая закончилось вторжение на Японию.
Монгольский флот размётан тайфуном, тушь, Кикути Ёсай, 1847
Стремление к смерти
После этих событий, японцы стали верить, что их страна находится под особым покровительством богов, которые не позволят ни кому их захватить. Эта вера в помощь синтоистских богов, а в особенности в Аматерасу и Хатимана, сформировала своеобразный национальный менталитет. Все погибшие во время битвы герои, стали для японцев богами, и примером подражания для молодежи, а красивая смерть в бою воспевалась тысячелетиями.
Основой японской военной доктрины являлась скорость проведения военных операций и, конечно же, помпезность, а тактика была на втором плане. Этот факт подтверждает множество военных действий в Тихом Океане, с участием японцев.
Летчики-Камикадзе перед вылетом
Благодаря стремлению к смерти, японские воины были достаточно свирепыми и фанатичными. Но это самопожертвование приводило к большим потерям, как среди необученных воинов, так и среди специалистов, ряды которых империя не смогла бы довольно быстро пополнить. Весь этот фанатизм подходил только самураям в средние века, но вот в 1941 году он был совершенно не нужен. Стратегически глупым решением, по мнению американского адмирала Моррисона, было нападение на Перл-Харбор. Один из показательных примеров того, что тактика японцев была глупой, является допрос плененного японского адмирала, который участвовал в создании плана о нападении на американскую базу:
Адмирал: «По какой причине вы считаете, что мы выбрали неправильную тактику при нападении на Перл-Харбор?»
Следователь: » Если бы вы не напали на нашу базу, США не смогло бы объявить войну Японии. Даже если война с Японией была бы объявлена, мы не стали бы особо вас сдерживать при продвижении на юг, так как мы и так были заняты войной с Гитлером. Но нападение на одну из американских территорий, было лучшим средством для вызова США на войну.
Адмирал: «Несмотря на это мы сочли необходимым уничтожить ваш флот, для того чтобы вы не смогли проводить против нас наступательные операции, пока мы двигались на юг.
Следователь: Сколько времени, по вашим расчетам, после нападения на Перл-Харбор, флот США не смог бы проводить наступательные операции?
Адмирал: Примерно 16-18 месяцев.
Следователь: А как получилось на самом деле?
Адмирал: США стали наносить авиа удары со своих авианосцев по островам Гилберта и Маршалловым островам уже менее чем через два месяца.
Следователь: Скажите, знали ли вы, где были расположены цистерны с запасами горючего на нашей базе?
Адмирал: Да.
Следователь: А сколько из них вы уничтожили?
Адмирал: А зачем? Нашей главной целью было уничтожение крупных военных кораблей.
Следователь: А думали хоть раз ваши офицеры, планирующие операцию, о том, что при уничтожении всех запасов топлива на острове Оаху, из строя вышел бы весь наш флот, который находился в районе гавайских островов? Что это продолжалось бы это до тех пор, пока топливо не поставили бы с континента? Что ваши суда смогли бы уничтожать поставки топлива, тем самым сдерживая нас долгие месяцы?
Японский адмирал не знал, что ответить, так как мысль о уничтожении горючего была для него в новинку. Японцы не пытались искать самые оптимальные варианты для уничтожения американского флота. Все свои недостатки в тактике, они перекрывали фанатичным героизмом личного состава. Даже подводные лодки японцев плавали и топили большие суда, только благодаря какому-то чуду, так как они были огромными и неповоротливыми, с плохой системой маскировки шума. Экипаж находился в полной антисанитарии, так как жилых помещений не хватало. Помогал поддерживать фанатизм японцев кодекс самурая «бусидо», который гласил, что «умереть в бою – это счастье». Но тем не менее решение жить либо умереть, каждый воин принимал сам, без принуждения.
Вторжение Японии в Китай
Первые смертники были обнаружены во время войны в Китае в 30-х годах. Проявили они себя во время шанхайской операции. Несколько солдат, выпив по чашке японского национального крепкого напитка (саке), дали клятву умереть, как это делали древние самураи, и обвязав головы белыми повязками, взорвали миной китайское укрепление. Погибшие солдаты стали на своей родине приравнены к божествам, и их объявили образцом японского духа (яматодамасий). Для японцев намного проще было послать на смерть несколько солдат, чем вызывать артиллерию, тем более что таким образом можно было припугнуть союзников Китая – СССР и США.
В 1934 годы японские газеты стали активно публиковать объявления о наборе добровольцев в отряды смертников, управляющих торпедами. На 500 объявленных мест поступило более 5500 заявлений. Этот ход был необходим для того, чтобы припугнуть Америку, и не дать ей выслать дополнительные корабли на помощь Пекину. Но этот план не осуществился, как минимум потому, что не было достаточного количества торпед. В очередной раз к идее подводных камикадзе японцы вернулись в 1942 году, когда они проиграли сражение у Мидуэя.
Перед посадкой в «Кайтен»
Подробно описывает историю создания управляемых торпед «Кайтен», Мотицура Хасимото, командир подводной лодки (И 58) :
«Было изготовлено несколько торпед для проведения первой серии испытаний. Эти испытания проводились возле морской базы Куре, на острове который носил название «база-2». По нашему мнению разработка управляемых человеком торпед, достигла финальной стадии к началу 1943 года. Но конструкция таких торпед заведомо обрекала, управляющего ей человека, на смерть. Военно-морское командование было категорически против использования подобного оружия, поэтому ими было решено разработать торпеды с функцией катапультирования, способное выбросить водителя на 45 м. В начале весны 1944 года, первый экземпляр был готов, и отправлен на базу. Новое оружие носило название «Найтенс», что означало «Путь в рай». Так же в истории встречаются и другие переводы этого иероглифа: «Сотрясающая небеса», «Поворот к небу», «Восстановление сил после упадка» . Вскоре после этого началось массовое производство этого оружия в экспериментальном торпедном цехе судоремонтного завода в Куре. Уже к этому времени, американцы полностью захватили остров Сайпан. Мы рассчитывали на то, что с помощью такого оружия мы сможем отомстить нашим врагам за огромные потери, которые понесла Япония. Пока на заводе Куре изготавливали торпеды, на базе в бухте Токуяма, проводилась подготовка личного состава. Первые испытания долгожданного оружия увенчались провалом. Первый же доброволец утонул, так как не смог выбраться из торпеды, которая застряла в иле. Это событие послужило плохим предзнаменованием на будущее».
Из-за несовершенства системы катапультирования в процессе обучения погибло более 15 человек, поэтому от этой системы пришлось отказаться. Но японское командование мало волновала жизнь водителей торпед, так как Япония проигрывало одно сражение за другим. Поэтому несмотря ни на что, было решено использовать этот вид оружия. Первые «Кайтен» запускались над водой. А выглядело это так: подводная лодка всплывал на поверхность, после чего выпускала торпеды, и вновь уходила на глубину, а водители торпед искали себе цели самостоятельно. Все это происходило ночью, так как самолеты и корабли противника представляли опасность для подводной лодки. Из-за технического несовершенства, торпеды порой пропадали, не обнаружив цели, часто застревали в противолодочных сетях, да и вообще просто тонули.
Добровольцы-смертники перед своей миссией (Камикадзе)
Чуть позднее подводные лодки начали переоборудовать под подводный запуск ракет. Экипаж заранее садился в торпеду и ждал, пока лодка найдет цель. Кислород подавался по шлангам, а связь держали с помощью телефона.
Тем временем военные действия становились все более ожесточенными. Помимо подводных камикадзе, японское командование создало новое подразделение – парашютисты-смертники «гирэцу кутэбутай». Первая высадка такого десанта, обвязанного взрывчаткой, состоялась в феврале 1945, когда японцы напали на один из военных аэродромов. В результате высадки парашютистами было взорвано семь самолетов и уничтожено около 50 000 галлонов топлива. А потери среди смертников составили около 115 человек.
Коллаж Кайтен — управляемые смертником торпеды