После Второй Мировой войны на вооружении многих стран осталось значительное количество бронетехники. Помимо последних военных разработок в нее входили и довоенные машины, включая трофейные. Такая дифференциация затрудняла обслуживание, что требовало постепенной замены и унификации всех танков.
Послевоенные разработки учитывали боевой опыт масштабного ведения войны. В расчет бралась простота эксплуатации и технического обслуживания. Важным фактором стал ресурс модернизации, позволяющий по необходимости дополнительно улучшать машину.
Т-72 «Урал» — советский средний танк второго поколения. Стал самым массовым по производству в данной категории. Его модификации до сих пор состоят на вооружении России и ряда государств, соответствуя требованиям современного танка.
Экскурс в историю создания танка
Танк Т-72
Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.
Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.
В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.
В 1969 начались испытания доработанного двигателя В-46, а также новой ходовой части. Первые образцы такой техники получили обозначение «Объект 172М». Итогом разработок стало постановление от 7 августа 1973 года о принятии новых танков Т-72 на вооружение.
Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.
Немного истории
Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 — нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.
В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.
Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.
Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.
Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.
Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».
В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.
Основные цели и задачи
Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.
Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.
Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.
Конструкция боевой единицы
Компоновка Т-72
Конструкция Т-72 имеет классическую компоновку. Корпус делится на три отсека. В передней части располагается отделение управления с механиком-водителем. Посередине — боевое отделение с наводчиком и командиром, располагаемое в башне, в корпусе под ними — боекомплект. В задней части танка располагается моторно-трансмиссионная установка.
Технические характеристики
С учетом многочисленных модификаций и модернизации танка Т-72, технические характеристики могут отличаться в зависимости от варианта и образца. В данном контексте за основу берут ТТХ базовой модели, выпущенной в серийное производство первой.
Габариты и вес
По габаритам танк Т-72 имеет следующие характеристики:
- длина корпуса — 6,67 м;
- общая длина с повернутой вперед пушкой — 9,53 м;
- ширина по бортовым экранам — 3,46 м, по гусеницам — 3,37 м;
- ширина колеи — 2,79 м;
- высота — 2,19 м;
- клиренс — 0,428-0,47 м.
Боевая масса Т-72 составляет 41 тонну. При ширине гусениц в 0,58 мм и весе машины удельное давление на грунт составляет 0,83-0,87 килограмм на сантиметр кубический.
Устройство управления и экипаж
Экипаж танка Т-72 состоит из трех человек — механика-водителя, командира и наводчика. С учетом ограниченности автомата заряжания, рассчитанного на 22 выстрела, функции заряжающего выполняет командир.
Управление танком обеспечивается механиком-водителем в передней части корпуса. Для этого его место имеет доступ к соответствующим рычагам и педалям, слева располагаются щитки контрольных приборов. Место механика-водителя находится по центру, с обеих сторон располагаются топливные баки, для внешнего наблюдения есть прибор ТНПО-168 с гидропневматической очисткой стекол.
Наводчик ведет наблюдение преимущественно через многоканальный комбинированный прицел. Имеются оптический и тепловизионный канал, а также лазерное целеуказание для управляемых ракет. Предусмотрено и ночное прицеливание, позволяющее распознавать цели в пределах 3-3,5 км.
Для командира предусмотрен прицельно-наблюдательный комплекс типа ПНК-4СР или Т01-04. Дневная дальность распознавания — 4 км, ночная — 1 км. Также имеются два прибора ТНП-160 и один ТКН-3.
Для внешней связи танк комплектовался радиостанцией Р-123М, внутренние переговоры обеспечиваются устройством Р-124. Предусмотрен аппарат А-4 для связи с десантом, располагаемым на танке.
Двигатель и внутреннее устройство
Советская схема устройства Т-72
На Т-72 устанавливались V-образные двенадцатицилиндровые четырехтактные двигатели В-46. Они относятся к категории многотопливных дизельных с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Допустимая мощность — 780 л. с. при 2000 оборотах в минуту.
Двигатель монтируется в моторном отделении поперек корпуса. Для него предусмотрено 9 топливных баков: один в полу задней части боевого отделения, три по обеим сторонам от механика-водителя и пять внешних на правой надгусеничной полке.
Трансмиссия танка включает мультипликатор, две механические семиступенчатые (7+1) коробки передач планетарного типа, бортовые одноступенчатые передачи. Включение фрикционное, управление обеспечивается гидравлическими приводами.
Подвеска Т-72 торсионная, независимая. С каждого борта ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков и трех поддерживающих. Дополнительно имеются балансиры и лопастные амортизаторы. Предусмотрено устройство самоокапывания.
Моторесурс и расход топлива
Двигатель В-46 обеспечил танку Т-72 хороший моторесурс. По скоростным характеристикам машина способна развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 45 км/ч на пересеченной местности. Расход топлива составляет 260-450 л при смешанном цикле, на трассе — 240. Общий объем топливных баков — 1600 л, что обеспечивает дальность хода до 700 км по шоссе и 320-650 км по пересеченной местности.
ТТХ танка Т-72 позволяют ему преодолевать подъемы в 30 градусов, барьеры в 0,85 м и рвы до 2,8 метров шириной. С ходу танк способен преодолевать ров в 1,2 м глубиной, с подготовкой — 1,8 м. При наличии оборудования подводного вождения танков (ОПВТ) Т-72 способен погружаться на 5 метров.
Основной танк Т-72, зарубежные модификации
Танк Т-72, созданный более трех десятилетий назад, до сих пор остается основой танкового парка многих стран мира, многие страны разработали свои программы модернизации т-72, которые могут поставить его на один уровень с наиболее современными танками. Югославская модернизация Т-72
Модернизированный ОБТ М-84AB1 внешне похож на своего предшественника М-84А (читай — на Т-72М1) и имеет боевой вес более 44 тонн. Он оснащен новой силовой установкой, состоящей из 12-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 1000 л.с. Трансмиссия идентична той, что устанавливалась на танках Т-72М: две бортовые планетарные коробки передач с гидроуправлением, но они имеют пять передач переднего и одну передачу заднего хода. В перспективе планируется использование более мощного (до 1200 л.с.) двигателя с полностью автоматической трансмиссией. Установленный на танке двигатель V-46TK является дальнейшим развитием отечественного дизеля В-46. Эта силовая установка, как сообщалось, позволяет развить машине максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч и обеспечивает разгон до скорости 32 км/ч с места за 8,5 с.
Гусеничная лента с разборными траками, наподобие тех, что используются на Т-80 или на машинах западного образца, может оснащаться съемными асфальтоходными башмаками.
Корпус и башня танка Degman имеют улучшенную броневую защите и динамическую защиту оригинальной разработки, новые системы коллективной защиты, ППО и предотвращения взрыва топлива в баках.
В качестве основного вооружения оставлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А46, однако под нее разработаны новые боеприпасы, включая бронебойный подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1800 м/с. Ствол пушки оснащен теплоизоляционным кожухом и СКПДС. Дополнительное вооружение включает спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ-12,7.
Автоматизированная СУО включает комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика SGS-D со встроенным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы. Прицел наводчика имеет стабилизированное в двух плоскостях поле зрения, ночной канал снабжен ИК-электронно-оптическим усилителем 2-го поколения. По желанию заказчика на танке может быть установлен тепловизионный прицел наводчика TSGS-D.
Командир танка будет иметь в своем распоряжении комбинированный (дневной/ночной) прицел, монитор системы видеоотображения и средства управления СУО. Датчики СУО будут установлены сзади башни. Стандартное оборудование танка V2001 будет включать комплект ОПВТ и приспособление для самоокапывания.
Словацкая модернизация Т-72
Если бы кто-то решил провести конкурс на самую необычную модификацию Т-72, то, наверное, одно из первых мест занял бы Т-72М2 «Модерна». Этот танк впервые был представлен на международной выставке «Деффендори-94″, где вызвал большой интерес военных специалистов.
Первое, что бросается в глаза — две автоматические пушки КАА калибра 20 мм, размещенные на бортах башни. С их помощью возможно было поражение как наземных, так и низколетящих воздушных целей.
В создании данной машины приняли участие бельгийские и французские фирмы. В частности, модернизации была подвергнута система управления огнем. Так, вместо штатного ночного прицела, установлен тепловизор, ранее разработанный для модернизации бельгийских танков «Леопард-1».
Командир танка получил панорамный прицел VS580 от танка «Леклерк», в результате он дублирует функции наводчика, а также может вести огонь из автоматических пушек.
На танке установили комплект динамической защиты весом в 1,5 тонны, которая значительно усилила противокумулятивную стойкость фронтальной проекции. В результате всех нововведений танк «пополнел» до 43,5 тонны. Чтобы характеристики подвижности не ухудшились, на «Модерну» установили двигатель мощность 850 л.с. Запас хода — до 650 км.
На танке установлена система предупреждения о лазерном облучении, которая сопряжена с системой пуска дымовых гранат. Для улучшения работы экипажа есть кондиционер. В отделении управления было усилено днище, а сидение механика-водителя подвешено к подбашенному броневому листу.
Украинская модернизация Т-72
Т-72АГ модернизация предусматривает замену штатного двигателя мощностью 780/840 л.с. новым двигателем серии 6ТД, который был разработан для танков Т-80УД/Оплот. Имеются два различных варианта дизельных двигателей: 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. и 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Оба двигателя обеспечивают высокие характеристики при эксплуатации в условиях пустыни при температурах окружающей среды до 55 градусов выше нуля.
Для повышения тактической мобильности Т-72АГ дополнительно может быть оборудован спутниковой системой навигации. Для повышения уровня защиты на танке Т-72АГ устанавливаются дополнительные броневые модули на лобовые части корпуса и башни, встроенная динамическая защита (ВДЗ) на корпус и башню, а также бортовые экраны с ВДЗ в передней части корпуса. С целью повышения защиты экипажа от оружия массового поражения на танк Т-72АГ устанавливается система коллективной защиты, предназначенная для герметизации обитаемого отделения. Дополнительно на Т-72АГ может быть установлен комплекс оптико-электронного противодействия «Варта».
На танке Т-72АГ при модернизации возможно сохранить штатную 125-мм пушку 2А46. Однако для повышения огневой мощи ее целесообразно заменить на 125-мм пушку КБА1 украинского производства. Эта пушка обеспечивает наивысшую вероятность попадания из танкового вооружения не только при стрельбе с места по месту, но и при стрельбе в движении по движущейся цели. Кроме того, существует вариант модернизации Т-72 с применением пушки калибра 120 мм и боеприпасов стандарта НАТО. Отличительной чертой Т-72АГ является наличие зенитной установки закрытого типа, размещенной на командирском люке. Также на модернизированном танке Т-72АГ устанавливается современный комплекс управления огнем, позволяющий эффективно поражать неподвижные и движущиеся цели как с места, так и сходу. Взамен прицела ТПД-К1 установлен прицел 1Г46 с линией визирования, стабилизированной как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Вместо ночного прицела ТПН-1 (ТПН-3), установлен ночной комплекс наводчика ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э. Данный прицел обеспечивает дальность видения ночью в пассивном режиме до 1200 м. Новый комплекс управления огнем танка может включать в себя комплекс управляемого вооружения.
Еще одним вариантом усовершенствования танк Т-72 стал совместный проект модернизации этой машины украинскими, чешскими и французскими конструкторами, который был реализован при создании танка Т-72МП. Это, можно сказать, дальнейшее совершенствование Т-72АГ, но в рамках натовского сотрудничества. Украину в этом проекте представляют ХКБМ и ЗТМ им. Малышева, Чехию — предприятия PSP BOHEMIA a.s., Францию — фирмы SAGEM и SFIM. Новый проект модернизации танка может позволить продлить срок службы Т-72 на 15-20 лет и по стоимости составит не более 30% от суммы, необходимой для закупки новых машин. По соотношению стоимость — эффективность по некоторым параметрам Т-72МП имеет даже лучшие результаты, чем у новых танков. Модернизация разработана как модульная система, что позволит выполнять будущие усовершенствования в зависимости от потребностей клиентов. Благодаря использованию последних разработок в области танкостроения, по своим боевым характеристикам танк Т-72МП приблизился к новейшим машинам ведущих стран НАТО, таким как «Леклерк», М1А2 «Абраме» и «Леопард» 2А5.
Модернизация Т-72МП предусматривала повышение всех основных боевых свойств танка — огневой мощи, защищенности и подвижности. Проблема повышения огневой мощи решена за счет расширения возможностей обнаружения целей и их идентификации в любых условиях, сокращения времени реакции на открытие огня после обнаружения. Это достигнуто установкой в танк панорамного дневного прицела командира VS/MVS 580 и комбинированного (дневного/ночного) прицела наводчика SAVAN-15 со встроенным лазерным дальномером и тепловизионной камерой. Оба прицела имеют независимую стабилизацию линии прицеливания в двух плоскостях. С установкой на танк новых прицелов, автоматизированной СУО с комплектом автоматических датчиков условий стрельбы, включая и датчик метеорологических условий, системы контроля относительного положения дульного среза ствола и усовершенствованной пушки удалось значительно увеличить вероятность попадания с первого выстрела с места и с ходу, днем и ночью при любых погодных условиях. Кроме того, упростились действия экипажа при вооружении танка.
Защищенность танка повышена благодаря установке на него встроенной и дополнительной динамической защиты нового поколения. Как сообщается в рекламных проспектах, она повышает стойкость бронирования против боеприпасов с кумулятивной боевой частью в два раза, против бронебойно-подкалиберных снарядов — в 1,6 раза и обеспечивает защиту даже от боеприпасов с тандемными боевыми частями. На Т-72МП может устанавливаться система оптико-электронной защиты от противотанковых управляемых ракет с инфракрасным и лазерным наведением, аналогичная имеющимся на российских танках Т-80У и Т-90 системам «Штора-1» и «Штора-2». Машина также снабжена новыми системами ППО, диагностики и связи.
Лучшие показатели подвижности танка Т-72МП по сравнению с базовым Т-72 достигнуты благодаря применению другой силовой установки, которая не требует модификации корпуса и не меняет силуэт машины. По своему составу и характеристикам силовая установка Т-72МП ничем не отличается от стоящей на Т-72АГ.
Ориентация на Запад многих бывших партнеров по Варшавскому договору, а также наличие у них в большом количестве различных модификаций танка Т-72, подвигло украинских танкостроителей к разработке «семьдесят-двойки» для НАТО — Т-72-120. Основным отличием от двух предыдущих харьковских моделей является то, что на этом танке устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка под натовские боеприпасы соответствующего калибра. Комплекс вооружения оснащен новым автоматом заряжания, расположенным в нише башни, подобным тому, что установлен на французском танке «Леклерк». В транспортере A3 размещается 22 унитарных выстрела, остальные 20 укладываются в специальную нишу в задней части боевого отделения. Система управления огнем, вспомогательное вооружение, силовая установка и защита Т-72-120 полностью аналогичны танку Т-72АГ.
Польская модернизация Т-72
От своего прототипа танк «Тварды» отличается в первую очередь новой системой управления огнем СКО-1М «Драва», разработанной и изготовленной в Польше.
Другой новый элемент — активная броня типа «Эрава-1» (однослойная) и «Эрава-2» (двухслойная). Подобную защиту от кумулятивных снарядов для Т-72 в свое время разработали и советские конструкторы, но «Эрава» расположена иначе и защищает большую поверхность. Кроме того, «Тварды» снабжены покрытием, поглощающим радиационное облучение, системой «Обра-4», предупреждающей об облучении танка лазером, 12-ствольной 81-мм системой пуска дымовых гранат «Туча» и одноствольной 80-мм системой пуска антилазерных гранат «Теллур». На башне установлено зенитное вооружение модели ЗУ-72. У водителя есть пассивный прибор ночного видения «Радомка». Дно под местом водителя усилено дополнительной броней. В конце 1994 г., с началом серийного производства, на РТ-91 начала устанавливаться французская система управления огнем «Savan-15T». Главное вооружение, трансмиссия и ходовая часть сохранены от Т-72, однако установлен новый польский 12-цилиндровый турбодизель S12U мощностью 625 кВт (2300 об/мин), с которым танк развивает скорость до 70 км/ч, причем в перспективе предполагается использовать более мощный, 735-киловаттный (т.е. 1000-сильный), агрегат.
Пробег танка с одной заправкой достигает 650 км. РТ-91 предназначается в первую очередь для польской армии; однако, если будут желающие, они смогут купить этот танк примерно за 2 млн долларов. Поляки сознают, что «Тварды» — последняя возможность хоть в какой-то мере приспособить к сегодняшним требованиям конструкцию, принятую на вооружение еще в 1972 г. Но Польше нужен танк нового поколения, и работа над ним была начата в 1995 г. в надежде к середине 1998 г. произвести ходовые испытания прототипа, условно названного «Гориллой».
В отличие от РТ-91, «Горилла» будет иметь башню западного типа с почти вертикальными стенками, основную броню сверху должны прикрывать керамические бронеплитки и активная броня, защищающие от подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также специальный слой для поглощения электромагнитного излучения. Двигатель — дизель мощностью порядка 1000 кВт. Основное вооружение российское: два пулемета, 125-мм гладкоствольное орудие с автоматическим заряжанием (способное также служить для пуска ПТУР 9М 119 «Свирь»), поражающее цели на расстоянии до 5000 м и пробивающее броню до 700 мм. Системы управления огнем и силовой агрегат вкупе с трансмиссией, разрабатываемые специально для «Гориллы», должны быть компьютеризованными. Поляки ищут возможность сотрудничества при создании этого 55-тонного танка с военной промышленностью Франции, Израиля и ЮАР.
Пока трудно сказать, начнется ли в перспективе замена устаревших РТ-91 «Гориллами» — ведь стоимость разработки новой машины соизмерена с расходами на создание лучшего западноевропейского танка «Леопард». Но закупать много современных танков — хоть на Западе, хоть на Востоке — ничуть не дешевле, причем в последнем случае страдает собственная промышленность
Израильская модернизация Т-72
T-72SIM-1, модернизацию, которую провела израильская компания Elbit Systems.
В ходе модернизации на танки Т-72 были установлены новые средства связи, система «свой-чужой», навигационное оборудование GPS, две тепловизионные камеры (в приборе наблюдения механика-водителя и в прицеле наводчика). Система управления огнем была доработана для обеспечения возможности вести огонь управляемой ракетой через канал ствола.
Вооружение T-72SIM1 стабилизировано для обеспечения возможности вести огонь сходу.
Корпус и башня защищены навесными элементами динамической защиты.
При модернизации на танки установлена новая система управления и командования. Это компьютеризированная система, которая позволяет командиру и экипажу получать информацию о поле боя.
Навигационная система GPS предоставляет дополнительную информацию для подчиненных экипажей с помощью службы коротких сообщений (SMS). Навигационная система работает в любых метеорологических условиях, что делает его отличной от других систем GPS.
Т-72 SIM-1 имеет систему «свой-чужой», которая в случае наведения на дружественный танк предупреждает экипаж о потенциальной ошибке в тревожным звуком.
Что касается системы связи, старые R173 были заменены цифровой тактической системой радиосвязи FALCON производства HARRIS Corporation. Она имеет перескок частот, что уменьшает возможность декодирования и обеспечивает шифрование переговоров.
Радиостанция имеет возможность общаться в радиусе до 20 км и работает на СВЧ частотах. Также доступна возможность передачи SMS-сообщений
Азербайджанская модернизация Т-72
Т-72 Aslan Проект модернизации разработан израильской компанией Elbit Systems вместе с представителями промышленности Азербайджана.
В ходе модернизации на танки устанавливают компьютеризированную систему управления огнем для обеспечения выполнения автоматических операций. Это компьютеризированная система, которая позволяет командиру и экипажу получать информацию о поле боя. Система управления огнем была доработана для обеспечения возможности вести огонь управляемой ракетой через канал ствола.
В комплект модернизации также входит две тепловизионные камеры для механика-водителя и в прицеле наводчика орудия танка. Комплект систем наблюдения позволяет вести боевые действия в любых метеоусловиях и в ночное время суток.
Корпус и башня танка Т-72 Aslan защищены навесными элементами динамической защиты.
Навигационная система GPS предоставляет дополнительную информацию для подчиненных экипажей с помощью службы коротких сообщений. Навигационная система работает в любых метеорологических условиях, что делает его отличной от других систем GPS.
Т-72 Aslan имеет систему “свой-чужой”, которая в случае наведения на дружественный танк предупреждает экипаж о потенциальной ошибке тревожным звуком.
Казахстанская модернизация Т-72
Танк получил встроенную динамическую защиту, противокумулятивные решетки.
Дневной прицел наводчика остался прежним, однако старый активно-пассивный ночной прицел заменен на тепловизионный. Командир танка получил возможность дублировать действия наводчика. Механик –водитель также получил новый прибор наблюдения.
Установлены новые средства связи и навигации западного производства. Возможна установка кондиционера и вспомогательного энергоагрегата.
Танк получил гусеничную ленту с резиновыми подушками.
Двигатель — мощностью до 840 л.с. (характеристики подвижности остались прежними).
Румынская модернизация Т-72
TR-125 при проектировании новой машины основное внимание было уделено усилению защиты танка. В результате этого его вес возрос на 7 т по сравнению с базовой моделью. Увеличение веса повлекло за собой изменения в ходовой части, которая на танке TR-125 имеет по семь опорных катков на каждый борт.
С целью сохранения необходимой подвижности на нем был установлен более мощный двигатель 8VSA3 мощностью около 900л.с., разработанный во Франции. Но в родное МТО он не поместился, поэтому танк пришлось еще и удлинить на один каток, получив при этом характерную семиопорную ходовую часть и узнаваемые очертания МТО.
Вооружение танка TR-125 аналогично советскому танку Т-72, а все восемь дымовых гранатометов установлены на левой стороне башни
Чешская модификация Т-72
Вооружение осталось в том же составе, что и на базовом танке Т-72 и его модификациях. Однако на модернизированной машине пушка оборудована системой контроля относительного положения дульного среза ствола (СКПДС), позволяющей контролировать несоответствие оси канала ствола пушки оптической линии прицеливания, возникающего в результате изгиба ствола. Рост огневой мощи танка осуществлен за счет повышения точности стрельбы оружия по неподвижным и движущимся целям как при стрельбе с места, так и при стрельбе с ходу. Существенно увеличена эффективная дальность стрельбы из танка днем и особенно ночью. Это достигнуто благодаря установке в танк автоматизированной СУО TURMS-T, значительно расширившей возможности как наводчика, так и командира танка по эффективному обнаружению и поражению целей. СУО совмещена со стабилизатором вооружения и автоматом заряжания базового танка. Она управляет работой этих систем, подготавливает и автоматически вводит исходные данные для стрельбы, автоматически отрабатывает углы прицеливания в соответствии с исходными данными для стрельбы, а также наводит пушку 2А46 и спаренный с ней пулемет ПКТ на цель.
Еще одним направлением повышения огневой мощи нового танка является разработка новых боеприпасов для штатной 125-мм танковой пушки 2А46. Чешскими оружейниками для нее был создан новый выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом, имеющим, как сообщается, лучшие характеристики рассеивания и большую бронепробиваемость по сравнению с существующими боеприпасами,
В совокупности принятые меры позволили увеличить дальность эффективного огня модернизированного танка с ходу до 2000 м. Дальность обнаружения цели типа танк стала составлять до 5000 м днем и до 4000 м ночью.
Повышение защищенности танка обеспечивается комплектом динамической защиты DYNA-72, изготавливаемым заводом VOP 025. Комплект ДЗ DYNA-72 обеспечивает дополнительную защиту всех жизненно важных мест танка от всех типов имеющихся боеприпасов. Эта ДЗ безопасна в обращении, устойчива против действия пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.
На танках Т-72 серии CZ устанавливается система обнаружения и оповещения о лазерном облучении LARDIS, которая связана через ТБВ с СУО. Дымовые гранаты DGO-1 нового поколения отстреливаются из 12 гранатометов, расположенных по шесть с каждой стороны башни.
Модернизированный чешский танк оборудован новой системой ППО типа BUA, способной обнаруживать и ликвидировать появляющийся пожар и опасность взрыва внутри машины. Жизненно важные места танка (боевое отделение, моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления) оборудованы термо- и оптическими датчиками, а также баллонами с экологически безвредным огнегасящим составом DeuGen.
Для защиты танка от магнитных мин был разработан навесной электромагнитный трал, который создает дополнительное магнитное поле и вызывает, таким образом, детонацию электромагнитных мин как спереди, так и с боков двигающегося танка.
Проблема повышения подвижности танка решена в двух вариантах, и, как результат, выпускаются два типа модернизированных танков — Т-72М3 CZ и Т-72М4 CZ.
Танк Т-72МЗ CZ имеет «родной» двигатель и бортовые коробки передач, усовершенствованные с таким расчетом, чтобы, по крайней мере, показатели подвижности и маневренности были сохранены на прежнем уровне при увеличившемся боевом весе нового танка. Главная особенность модернизации двигателя В-46ТК — это установка двух турбокомпрессоров. Усовершенствование бортовых коробок передач состоит в снижении нагрузок на их главные компоненты и предотвращение повреждений в случае неправильного управления танком. Кроме того, некоторые изменения претерпела и ходовая часть танка.
На танке Т-72М4 CZ установлен новый силовой блок — POWERPACK, который позволил повысить подвижность и маневренность машины. По сравнению со штатными силовыми установками этот вариант значительно облегчает управление танком, имеет большую мощность двигателя, обеспечивает лучшие разгонные характеристики и позволяет увеличить среднюю скорость машины при движении в различных условиях местности. Основным элементом силового блока POWERPACK является четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель Condor CV-12 1000 ТСА с жидкостным охлаждением, имеющий мощность 746 кВт (1013 л.с.). Двигатель оснащен нагнетателем с двумя турбокомпрессорами.
Индийская модернизация Т-72
Когда в начале нового века стало ясно, что Т-72М1 все больше не соответствует современным требованиям, Индия решила опереться на собственные силы в модернизации этих танков.
Подход был радикальным, танк полностью лишился башни со 125-мм пушкой. Ее место заняла очень похожая, но переделанная под более легкое шасси башня с многослойным противоснарядным бронированием. Так же, как и «Арджун», танк, получивший обозначение «ЕХ», вооружили 120-мм нарезным орудием. Поскольку индусы не стали автоматизировать процесс заряжания, в экипаже появился еще один человек.
Прицелы были более совершенными, чем на Т-72М1, наводчик, в частности, получил тепловизор, которым в режиме «дубль» может также пользоваться и командир. Он, в свою очередь, имеет стабилизированный в двух плоскостях панорамный прицел.
Поскольку танк по сравнению с первоначальной массой в 41 тонну потяжелел, то мощности двигателя уже не стало хватать, и пришлось устанавливать 1000-сильный дизель, позволивший сохранить удовлетворительные характеристики подвижности на уровне базового образца.
Хорватская модернизация Т-72
M-84D — хорватский вариант модернизации югославского ОБТ М-84. Он оснащен новым двигателем мощностью 1200 л. с. (895 кВт) и новой динамической защитой RRAK. М-84D может быть оборудован дистанционно управляемым боевым модулем «Самсон» производства Rafael либо модулем Protector M151 производства Kongsberg, а также цифровым баллистическим вычислителем Omega производства Fotona. Электрический привод башни обеспечивает быстрый перенос огня, новый комплект защиты уязвимых зон обеспечивает защиту экипажа от биологических, химических и ядерных угроз.
Усовершенствованные тепловизионные камеры обеспечивают возможность действовать в условиях пониженной видимости — в сумерках, ночью, в тумане, задымлении и т. д. Все новые танки M84D и M84A4 оснащены новейшим комплектом связи производства Racal. Запас хода M-84A4 и M-84D составляет 700 км, максимальная скорость — 65 км/ч. Усовершенствование автомата заряжания повысило скорострельность с 8 до 9 выстрелов в минуту, эффективность увеличилась на 15 %.
Боеукладка защищена противокумулятивными экранами, двигатель сзади дополнительно защищен цепями. Для хранения дополнительного боекомплекта добавлена башенная корзина, защита которой усилена противокумулятивными экранами. Установлены ПТРК LAHAT и система предупреждения о лазерном облучении LIRD-4B.
Иракская модификация Т-72
В конце 80-х годов Ирак организовал выпуск лицензионной версии Т-72М1 под названием «Ассад Бабил» (Вавилонский лев). Основной трудностью в производстве танков было налаживание выпуска качественных пушечных стволов. Ресурс ствола составлял 120 выстрелов. Точно неизвестно сколько «Львов» удалось выпустить: по одним данным — всего несколько штук, по другим — около 100.
Источники: https://bastion-karpenko.ru https://lenta.ru https://btvt.narod.ru https://armor.kiev.ua https://forums.airbase.ru
Броня
Первая модернизированная версия Т-72А
Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита — катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.
Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта — 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.
Крыша также состоит из двух бронелистов, днище имеет корытообразную форму. На первых танках Т-72 защита башни была монолитной, что считалось недостатком машины. Позже у Т-72А башня также получила комбинированную защиту. По мере модернизации танк получал и дополнительное бронирование.
Особенности конструкции
Экипаж состоит из трех людей: командира, наводчика и водителя-механика.
Классическая схема, при помощи которой бронемашина, разделяет внутриброневое пространство на три зоны:
- управления;
- боевой отсек;
- моторно-трансмиссионная часть, где в боевой зоне внутриброневого пространства располагаются наводчик и командир.
На заметку. Некоторые модификации комплектуются специальными средствами для самоокапывания, размещенными на нижней лобовой панели. Используя такой прибор, танкисты могли вырыть траншею всего за полчаса.
Броневой корпус и башня
Сварная конструкция корпуса собрана из катаной стали гомогенного типа и комбинированной брони, имеющей текстолитовую прослойку. Корпусная броня дифференцирована (то есть на разных участках она имеет разную толщину и состав), что позволяет значительно облегчить конструкцию танка.
Вращение башни осуществляется при помощи привода механического управления и гидравлики. Вверху располагается люк. Внутреннее пространство оснащено системой наблюдения, в том числе и с функцией ночного видения, прицелом и другими обзорными устройствами.
Последние модели имеют в наличии тепловизоры. Стабилизация осуществляется при помощи двухплоскостного стабилизатора.
Вооружение
Основное орудие — 2А26М (125 мм) в боекомплекте которого подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Возможен запуск ракет управляемого типа — «Свирь».
С пушкой спарен пулемет ПКТМ (7,62 мм). Второй пулемет, «Утес», установлен на крыше башни. Его калибр — 12,7 миллиметров.
Танк Т-72
Проходимость
Танк отличается повышенной проходимостью. Бронемашина оснащена индивидуальной торсионной подвеской. С каждого борта установлено по три поддерживающих катка и по шесть опорных. Направляющие и ведущие колеса расположены в задней части.
Коммуникация и наблюдение
Разные модификации оснащались различными устройствами связи и наблюдения.
- На Т-72 установлена радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124 и приборы ТПУ-А и А-4. В башне командира установлен ТНП-160 и ТКН-3, а также ночной и дневной прицелы.
- Т-72А укомплектован дневным дальномерным прицелом ТПД-К1 и ночным — ТПН-1-49-23. Однако это оборудование позже было изменено на комплекс 1А40.
- Т-72Б — оборудован радиостанцией Р-173. Командирская модификация оснащена коротковолновым устройством Р-130. На танк установлен прицельный комплекс, аналогично Т-72А (1А40-1). В комплект этой системы входят дневной прицел с повышенной дальностью ТПД-К1 и комплексное устройство КУВ 9К120 «Свирь».
Мотор и трансмиссия
На бронемашину в различное время устанавливались моторы из семейства V-образных 12-цилиндровых четырехтактных двигателей, работающих на горючем различного типа. Они имели водяную охлаждающую систему.
Первый вариант был оборудован силовой установкой с маркировкой В-46 (780 л.с, 2000 об/мин), Т-72А был обеспечен моделью В-46-6, а с 1984 года на него устанавливался В-84 (840 л. с). Т-72Б был обеспечен силовой установкой В-84-1.
Мотор находится на корме бронемашины, на платформе, приваренной к дну поперечно. В топливный комплекс входят пять наружных (495 литров) и четыре внутренних бака (705 литров) для горючего. Также могут закрепляться еще две емкости для топлива, общей вместительностью от 400 до 500 литров. В качестве горючего может использоваться дизтопливо (ДЛ, ДЗ и ДА), бензин (А-66 и А-72) и керосин (Т-1, ТС-1 и ТС-2).
Трансмиссионная система Т-72 и его модификаций состоит из:
- 2-х коробок передач планетарного типа с фрикционным включением, имеющих по 7 ступеней и управляющихся гидравликой (одновременно используется и для осуществления поворотов);
- мультипликатора передающего крутящий момент от мотора к коробке управления;
- бортовых одноступенчатых планетарных передач.
Бронезащита
В передней части данной машины установлена более толстая броня, которая состоит из 2-х бронированных плит, сходящихся под различными углами (ВЛД — 68 , НЛД —— 60).
Броня ВЛД состоит из 3-х слоев — стали толщиной в 80 мм, стеклотекстолита толщиной 105 мм, брони в 20 мм. НЛД же оснащена только бронесталью 85 мм.
На бортовых частях защита располагается следующим образом.
- Места экипажа и боеукладка защищена листами стали по 80 мм.
- Моторное отделение — 70 мм. Корму закрывает двойная деталь.
- Для максимально эффективной защиты с боков танка навешиваются дополнительные алюминиевые экраны, с толщиной листа в 3 миллиметра. Они позволяют защитить машину от кумулятивных боеприпасов.
На заметку. Защитные экраны можно расположить в двух положениях. Во время ведения боя, они устанавливаются под углом.
Также Т-72 может быть снабжен динамической защитой, которая реализована в виде модификаций: Контакт-1, Контакт- 2 или Реликт.
Основное вооружение
Основное орудие Т-72 — гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета — НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.
Гладкоствольная пушка 125 мм
На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.
Дальность стрельбы и боекомплект
Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.
Вооружение танка. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А26М) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, стабилизированные в двух плоскостях наведения. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части с кожухом, муфты, казенника и механизма продувания. Механизм продувания канала ствола — эжекционного типа. Он состоит из шести сопел, ввинченных в отверстия ствола, и ресивера с деталями крепления. Затвор пушки — горизонтальный клиновой с полуавтоматикой скалочного типа. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и при выстреле перемешаются вместе со стволом, а штоки, прикрепленные к приливу люльки, остаются неподвижными. Нормальная длина отката — 270-320 мм, предельная — 340 мм.
1 — сопло; 2 — ресивер; 3 — обойма цапфы; 4 — уплотнение; 5 — упор; 6 — тяга; 7 — бронировка; 8 — подъемный механизм; 9 — чехол
Дальность стрельбы из пушки с помощью прицел-дальномера составляет: бронебойным подкалиберным и кумулятивным снарядами — 4000 м, осколочно-фугасным снарядом — 5000 м. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью ночного прицела — 800 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с помощью бокового уровня — 9400 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляет: бронебойным подкалиберным снарядом — 2100, кумулятивным — 960 м. Горизонтальный угол обстрела из пушки и спаренного пулемета равен 360°, угол возвышения при выключенном стабилизаторе + 13°47′, склонения -6°13′. Угол возвышения пушки ограничивается тремя бонками, приваренными к бронировке, а угол снижения — упором, приваренным к крыше башни. Боевая скорострельность при автоматическом заряжании — до 8 выстр./мин., при ручном — 1-2 выстр./мин.
Стрельба из пушки и спаренного пулемета осуществляется с помощью монокулярного стереоскопического прицел-дальномера с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ТПД2-49. Прицел-дальномер позволял измерять дальность до цели в диапазоне от 1000 до 4000 м с точностью 3-5%. Для ведения стрельбы ночью используется электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-49-23. В качестве источника инфракрасного света для него используется осветитель Л-2АГ «Луна-2» с ИК-фильтром. Для стрельбы с закрытых позиций используется боковой уровень и азимутальный указатель.
Установка ночного прицела ТПН-1-49-23
1 — крышка; 2 — защита головки прицела; 3 — кронштейн; 4 — винт держателя налобника; 5 — налобник; 6 — рукоятка для открывания шторки; 7 — тяга
На командирской башенке смонтирована зенитная установка ЗУ-72, предназначенная для стрельбы по воздушным и наземным целям. Стрельба по воздушным целям ведется на дальностях до 1500 м, по наземным — до 2000 м. Основными элементами зенитной установки являются 12,7-мм пулемет НСВ-12,7 «Утес», люлька с противооткатным устройством, зенитный прицел К10-Т, рукоятки горизонтального и вертикального наведения, магазин, уравновешивающий механизм и т.д. На танке установлен пулемет с правым питанием. Подача патронов в приемник при стрельбе производится из металлической ленты, уложенной в магазин. Для стрельбы из пулемета НСВ-12,7 применяются бронебойно-зажигательные патроны Б-32 и бронебойно-зажигательные-трассирующие патроны БЗТ калибра 12/7 мм.
В танке укладывается 7,62-мм автомат АКМС, сигнальный пистолет и 10 ручных гранат Ф-1. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень». В комплексе с оптическим прицел-дальномером ТПД2-49 стабилизатор вооружения обеспечивает:
- автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка;
- наведение стабилизированной пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скорости наведения;
- наведение нестабилизированной пушки в горизонтальной плоскости;
- целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости;
- аварийный поворот башни от механика-водителя.
Стабилизатор обеспечивает угловые скорости наведения пушки в вертикальной плоскости в автоматическом режиме: минимальная — не более 0,05 град./с, максимальная — не менее 3,5 град./с. Скорости горизонтального наведения пушки в автоматическом режиме составляют: минимальная — не более 0,07 град./с, максимальная — не менее 6 град./с, перебросочная — не менее 18 град./с. Скорость поворота башни при управлении от командира — не менее 18 град./с. Аварийный поворот башни от механика-водителя также возможен со скоростью не менее 18 град./с.
Зенитно-пулеметная установка
1 — зенитный пулемет НСВ-12,7; 2 — уравновешивающий механизм; 3 — люлька; 4 — лентосборник; 5 — коробка прицела К- 10Т; 6 — рукоятка взвода зенитного пулемета; 7 — цапфа; 8 — вилка; 9 — пружина гашения отката; 10 — зубчатый сектор люльки; 11 — магазин для ленты с патронами; 12 — рукоятка вертикального наведения; 13 — рычаг спускового механизма; 14 — трос; 15 — клавиша спускового механизма; 16 — рукоятка горизонтального наведения; 17 — стопор среднего погона; 18 — клавиша тормоза маховика
Боекомплект танка состоит из 39 выстрелов к пушке Д-81ТМ, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату АКМС, 12 патронов к сигнальному пистолету и 300 патронов к зенитному пулемету НСВ-12,7. Боекомплект к пушке состоит из выстрелов с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из них: 22 выстрела размещаются во вращающемся транспортере автомата заряжания в любом соотношении; 17 — в немеханизированных укладках в корпусе и башне. Выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом ЗБМ9 состоит из стреловидного снаряда с дополнительным метательным зарядом и гильзы с основным боевым зарядом. Гильза состоит из сгорающего корпуса, запрессованного (на клею) в стальной поддон массой 3,4 кг. Подкалиберный снаряд имеет трассер с временем горения 2-3 с. Начальная скорость подкалиберного снаряда — 1715 м/с, бронепробиваемость на дальности 2000 м — 140 мм при угле встречи 60° от нормали. Начальная скорость кумулятивного снаряда ЗБК-14 — 905 м/с. Бронепробиваемость — 200 мм. При стрельбе всеми типами снарядов применяется единый заряд 4Ж40 в гильзе со сгорающим корпусом. Стальной поддон после выстрела экстрактируется из каморы пушки.
Использующийся на танке Т-72 автомат заряжания (A3) — это электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки. A3 включает в себя следующие основные узлы: вращающийся транспортер; механизм подъема кассет; механизм удаления поддона; досылатель; электромашинный стопор пушки; запоминающее устройство; пульт управления; пульт загрузки; индикатор количества выстрелов и т.д. Вращающийся транспортер A3 служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на корпусе машины и состоит из каркаса, электромеханического привода, настила, механизма закрывания окна выдачи со створками, стопора, ручного привода, погонного устройства и кассеты. Каркас служит для размещения 22 кассет и представляет собой сварную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего колец с кронштейнами, связанных между собой трубками. Каркас крепится болтами к верхнему погону погонного устройства и опирается на пять опорных роликов, установленных на днище корпуса.
Схема размещения боекомплекта
1 — заряд; 2 — снаряд; 3 — патроны к пулемету ПКТ; 4 — патроны к автомату АКМС; 5 — ручные гранаты Ф-1; 6 — стопор; 7 — планка; 8 — винт-барашек; 9 — защелка; 10 — стопорный механизм; 11 — коробки с лентами к пулемету НСВ-12,7; 12-ящик с лентами к пулемету НСВ-12,7; 13-патроны к сигнальному пистолету
Погонное устройство предназначено для обеспечения вращения вращающегося транспортера и является его основной опорой. Оно состоит из стакана с шариками, уложенными в беговые дорожки, верхнего погона с зубчатым венцом и нижнего погона. В стакане имеется одно отверстие, а в верхнем погоне — 22 отверстия для фиксации транспортера стопором. Нижний погон неподвижно закреплен на днище. Стакан поводковым устройством соединен с башней. В застопоренном положении настил и стакан сблокированы с каркасом транспортера и вращаются вместе с башней относительно нижнего погона, а в расстопоренном — каркас транспортера вращается относительно стакана на шариках.
Электромеханический привод служит для вращения транспортера, размещен на его настиле и крепится болтами к стакану погонного устройства. Привод представляет собой четырехступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами внешнего зацепления, с пружинной предохранительной муфтой и электродвигателем. Выходная шестерня редуктора находится в зацеплении с зубчатым венцом верхнего погона, другая шестерня, находящаяся на этом же валу, передает вращение на выходной вал запоминающего устройства, закрепленного на корпусе редуктора. Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб, подпружиненных защелок и валика открывания защелок. Трубы вместе с лотком, расположенным на казенной части пушки, являются направляющими при досылании снаряда и заряда. Заряд размещается в верхней трубе, снаряд — в нижней.
Расположение узлов автомата заряжания
1 — механизм досылания; 2 — механизм подъема кассет; 3 — люк механизма удаления поддонов; 4 — механизм удаления поддонов; 5 — привод рамки; 6 — ручной привод к стопору вращающегося транспортера; 7 — стопор вращающегося транспортера; 8 — настил вращающегося транспортера; 9 — ролик; 10 — каркас; 11 — опорный ролик; 12 — верхний погон; 13 — нижний погон; 14 — стакан; 15 — кассета; 16 — захват
Настил закрывает транспортер и служит полом боевого отделения. Он представляет собой сварную конструкцию, состоящую из кольца и штампованных листов, с окном для выдачи кассет. Стопор вращающегося транспортера предназначен для его стопорения относительно башни при повороте на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи при сцеплении ее с захватом механизма подъема кассет. Стопор обеспечивает стопорение каркаса транспортера после поворота его на любое число полных шагов. Он размещен в центре погонного устройства и крепится внутри стакана. Механизм закрывания окна выдачи предназначен для предохранения транспортера от попадания в него посторонних предметов. Механизм подъема кассет служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. Он крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни и состоит из кронштейна подъема кассет, захвата, двух цепей, редуктора, ручного привода, стопорного и контактного устройств. Механизм удаления поддона предназначен для улавливания экстрактированного поддона и удаления его из танка. Он состоит из улавливателя, привода к улавливателю, упора поддона, люка выброса и привода к люку выброса.
Досылатель предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни и состоит из редуктора с приводным реверсивным электродвигателем, цепи со створками и улитки. Цепь состоит из шарнирно закрепленных между собой внутренних и наружных звеньев, осей и роликов. Звенья цепи выполнены с односторонним поворотом на осях. Передние звенья замкового типа, поэтому при выходе из картера они образуют жесткий стержень, обеспечивающий досылку элементов выстрела в камору пушки. На первом звене цепи шарнирно закреплены на осях подпружиненные створки с навулканизированной на лицевой стороне рифленой резиной. В исходном положении цепь фиксируется в картере подпружиненным фиксатором. При обратном ходе она перематывается звездочкой и направляется в улитку.
Вращающийся транспортер
1 — рукоятка ручного привода к стопору; 2 — ролики; 3 — ручной привод вращающегося транспортера; 4 — распределительная коробка; 5 — запоминающее устройство; 6 — створки механизма закрывания окна выдачи; 7 — настил; 8 — каркас; 9 — электромеханический привод; 10 — стопор; 11 — трос ручного привода к стопору
Электромашинный стопор пушки предназначен для надежного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.
Запоминающее устройство обеспечивает:
- информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортера;
- электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);
- отметку типа выстрела при загрузке;
- отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке.
Пульт управления предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещен на лицевой панели прицела-дальномера. Индикатор количества выстрелов служит для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортер, а также количества пустых кассет в нем. Он закреплен на кронштейне слева в башне над механизмом поворота. В качестве индикатора количества выстрелов используется миллиамперметр со специальной шкалой. Пульт загрузки предназначен для управления автоматом заряжания в режиме загрузки-разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне. Цикл работы A3 в режиме автоматического заряжания при включенном стабилизаторе вооружения начинается с нажатия кнопки «A3 ВКЛ.» на пульте управления A3 при загруженных во вращающийся транспортер выстрелах. При этом транспортер начинает вращаться. При подходе кассеты с выбранным типом выстрела к окну выдачи вращающийся транспортер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением транспортера пушка приводится к углу заряжания и стопорится электромашинным стопором. В процессе торможения транспортера при застопоренной пушке поднимается рамка. После остановки транспортера при поднятой (или движущейся вверх) рамке кассета с выстрелом поднимается на линию досылания снаряда и в этом положении стопорится. Затем, с помощью досылателя, снаряд досылается в камору пушки, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Затем кассета опускается и стопорится на линии досылания заряда. Одновременно, в конце досылки снаряда, открывается крышка люка выброса, выбрасывается поддон и крышка люка закрывается. После стопорения кассеты заряд досылается в камору пушки, клин затвора закрывается, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Пустая кассета и рамка возвращаются в нижнее положение, а пушка, расстопориваясь, возвращается в согласованное положение с линией прицеливания. Цикл заряжания окончен, пушка готова к производству выстрела.
<< Назад — Вперед >>
< Назад | Вперед > |
Модификации танка
Вторая модернизация Т-72Б
За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.
Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:
- Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
- Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
- Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
- Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
- Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
- Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
- Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
- Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
- Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
- Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
- Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.
С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.
Зарубежные
Экспортные модификации, в том числе и разработанные иностранными компаниями:
- Т-72АГ оснащен двигателем 6ТД, изменены ДЗ и МТО, используются основные составляющие танков Т-80УД и Т-84;
- Т-72-120 — модификация, экспортируемая в страны НАТО, обеспечена пушкой КБМ-2 (120 мм), пулемет (12,7 мм) с ду.
- Т-72МП — разработан совместно с чешскими и французскими конструкторами. Установлен комплекс прицелов со стабилизацией, панорамный прицел.
- Т-72Е — построен на бронетанковом заводе в Харькове. Оснащен мотором 5ТДФЕ, кондиционером, ДЗ типа «Нож» и автономной силовой установкой ЭА-10. Заменена трансмиссия;
- Т-72УА1 — модернизирован ремонтно-механическим заводом в городе Киев. Мотор 5ТДФМА-1, ДЗ типа «Нож», вспомогательный двигатель ЭА-10-2. В конструкции использованы элементы ходовой Т-80.
- Т-72УА4 — новое прицельно-наблюдательное оснащение, установлена система противодействия «Варта».
- Т-72АМТ — изменена командирская система наблюдения, добавлен прибор ночного видения (с ЭОП 3 поколения), прицельное устройство 1К13-49 «Неман», изменены элементы ходовой и ДЗ. Дополнения: зенитный пулемет с ДУ, радиосвязь «Либидь-К-2РБ». Машина оснащена мотором В-84-1.
- T-72БМЭ — изменения проводились в Белоруссии.
- Т-72 «Витязь» — прицел многоканального типа «Сосна-У», с двухплоскостной стабилизацией.
- Т-72KZ — вариант разрабатывался израильскими и казахскими конструкторами. Изменены ДЗ и СУО.
- Т-72KZ «Шыгыс» — совместная работа Украины, Казахстана и Израиля. Огневая управляющая система типа «TISAS», оснащенная прицелами с тепловизорами. Увеличена ДЗ, новое оборудование для навигации. Гусеницы снабжены накладками для передвижения по асфальту.
- Т-72 Aslan — модернизация произведена в Израиле. Оснащен компьютеризированным устройством СУО, навигацией GPS, системой «свой — чужой», тепловизорными приборами и навесной ДЗ.
- Т-72 T 21 — совместная французско-словацкая работа. Изменены: башня и основное орудие.
- Т-72М4 CZ — чешская модель, мотор CV-12, трансмиссия XTG 4II-6. Обеспечена новой ДЗ (DYNA-72) и комплексом управления огнем (TURMS-T).
- T-72M4 CZ-W — командирский танк для Чехии.
- T-72 Vruboun — чешский вариант. Установка мотора V-84, зенитного пулемета с ДУ.
- PT-91 Twardy — экспортная модель для Польши.
- PT-72U — польский вариант, дополнительно оснащен новыми электронными системами, кондиционером и решетчатыми экранами для защиты. Зенитный пулемет с ДУ.
- M-84 — вариант для Югославии. Обеспечен новыми прицельными устройствами (DNNS-2 и DNKS-2), защитой DRHT, устройством управления огнем (SUV-M84) и приборами связи.
- M-84АВ1 — сербская модель.
- M-84A4 Snajper, М-95 Дегман, M-84D — изменения производились в Хорватии.
- TR-125 — румынский вариант. Изменена ходовая и МТО. Увеличилась масса до 50 тонн.
- T-72SIM-1 — совместная работа грузинских и израильских инженеров. Обеспечен радиосвязью FALCON, навигацией GPS, способом опознавания «свой — чужой», тепловизорами и новой ДЗ.
- Tank EX — модель для Индии, оснащена новой башней.
Танк Т-72 Aslan
Достоинства и недостатки
Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты
Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.
Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.
Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.
Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.
Также обращают внимание на посредственную пригодность танка в условиях городского боя. В конструкции и бронировании имеется несколько уязвимостей, применение высокоточного противотанкового оружия способно быстро выводить Т-72 из строя.
Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.
Применение в боевых условиях
С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:
- Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
- Ливанская война 1982 г;
- Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
- Война в заливе 1990-91 гг;
- Августовский путч 1991 в СССР;
- Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
- Боснийская война 1992-95 гг;
- Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
- Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
- Конфликт в Косово 1998-99 гг;
- Иракская война 2003 г;
- операция в Беслане 2004 г;
- Война в Южной Осетии 2008 г;
- Гражданская война в Ливии 2011 г;
- Пограничный конфликт в Судане 2012 г.
Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.