МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ МОСТОУКЛАДЧИК ТАНКОВЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МТУ-90М


Мостоукладчик МТУ-90М – видео

Специалисты считают МТУ-90М одним из самых совершенных на сегодняшний день танковых мосто-укладчиков; он имеет простую в управлении, хорошо отработанную и надежную в эксплуатации конструкцию как базовой машины, так и системы наводки моста.

МТУ-90М предназначен для устройства в боевой обстановке мостового перехода длиной до 19 м через реки, каналы и водные преграды, а также овраги и инженерные заграждения: рвы, эскарпы и контрэскарпы, завалы. Машина обеспечивает высокий темп наведения переправы в любое время суток при любой погоде, а также сборку многопролетного мостового перехода с использованием мостов из состава тяжелого механизированного моста ТММ-6.

МТУ-90М может применяться в боевых порядках второго эшелона танковых полков и первых эшелонов танковых дивизий. Мост наводится без выхода экипажа из машины. Боевое отделение полностью герметично и имеет средства защиты от радиоактивного и химического заражения местности.

В конструкции моста используется уникальная схема, представляющая из себя “тройные ножницы”. Наводка моста осуществляется с помощью гидроприводов. Снятие моста возможно с противоположного берега. Наведение и снятие моста занимает 2,0–2,5 мин. Экипаж МТУ-90М состоит из двух человек, максимальная скорость движения мостоукладчика составляет 60 км/ч, по пересеченной местности — 20–25 км/ч; запас хода по шоссе — 550 км.

История

Межвоенный период

СССР

В СССР в межвоенный период разрабатывалось значительное число проектов инженерных машин на базе танков, обладавших всеми основными чертами современных танковых мостоукладчиков, на базе шасси Т-18, Т-26, Т-27, Т-28, БТ-2 и БТ-5. Ни один из проектов не вышел за рамки создания опытных образцов и на вооружение не принимался[4].

Вторая мировая война

Германия

В 1940 году нацистской Германией был создан мостоукладчик Brückenleger IV на базе среднего танка PzKpfw IV. Машина была выпущена малой серией в 20 экземпляров и существенного влияния на ход боевых действий не оказала[5].

Великобритания и США

Во время Второй мировой войны в армиях Союзников получили распространение импровизированные машины, создававшиеся на базе серийных танков «Черчилль» и «Шерман» и по применению аналогичные современным танковым мостоукладчикам. Мостовая конструкция жёстко крепилась на крыше корпуса такого мостоукладчика, и для её установки машина должна была расположиться на дне препятствия, играя роль промежуточной опоры.

Послевоенный период

Современная концепция танковых мостоукладчиков окончательно оформилась в 1950-е—1960-е годы, когда в СССР были созданы вошедшие в крупносерийное производство машины специальной разработки, и без существенных изменений сохранилась до настоящего времени[2].

Тактико-технические характеристики МТУ-90

Экипаж, чел.: 2 Годы производства: 1999

Ширина преодолеваемой преграды, м: 19 Грузоподъемность мостового перехода, тс: 60 Время установки места на преграду, мин.: 2,5-3

Вес МТУ-90

– 46,5 тонн

Размеры МТУ-90

– Длина корпуса, мм: 6530 – Ширина корпуса, мм: 3370 – Высота, мм: 4500 – Клиренс, мм: 492

Броня МТУ-90

– Лоб корпуса, мм/град.: 300

Двигатель МТУ-90

– Тип двигателя: В-92С2 – Мощность двигателя, л. с.: 1000

Скорость МТУ-90

– Скорость по шоссе, км/ч: 60 – Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..25 – Запас хода по шоссе, км: 650 – Преодолеваемый подъём, град.: 32 – Преодолеваемая стенка, м: 0,85 – Преодолеваемый ров, м: 2,8 – Преодолеваемый брод, м: 1,2..2,8

Примечания

  1. 12
    [военная-энциклопедия.рф/советская-военная-энциклопедия/М/Мостоукладчик Мостоукладчик] // Линия адаптивной радиосвязи — Объектовая противовоздушная оборона / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. — С. 432. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 5).
  2. 12
    Статья II, п.1 (I) // [www.osce.org/ru/library/14091 Договор об обычных вооружённых силах в Европе]. — ОБСЕ. — С. 5. — 124 с.
  3. Сост.: Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов и др.
    Танковый мостоукладчик // Основные боевые танки / Под ред. Б. С. Сафонова, В. И. Мураховского. — М.: Изд. , при участии торг. дома «Радуга» (Украина), 1993. — С. 173. — 191 с. — ISBN 5-85139-004-2.
  4. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г.
    Отечественные бронированные машины. XX век. 1905—1941. — М.: Экспринт, 2002. — Т. 1. — С. 219—220, 222—227, 248—249. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
  5. [www.wwiivehicles.com/germany/tanks-medium/pzkpfw-iv-bruckenleger.asp Germany’s Brückenleger IV] (англ.). wwiivehicles.com. Проверено 8 февраля 2011. [www.webcitation.org/697dBlsQr Архивировано из первоисточника 13 июля 2012].

Отрывок, характеризующий Танковый мостоукладчик

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость. Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле. В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению. Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова – где стояли французы – бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено. Наконец, важнее всего, Алпатыч знал, что в тот самый день, как он приказал старосте собрать подводы для вывоза обоза княжны из Богучарова, поутру была на деревне сходка, на которой положено было не вывозиться и ждать. А между тем время не терпело. Предводитель, в день смерти князя, 15 го августа, настаивал у княжны Марьи на том, чтобы она уехала в тот же день, так как становилось опасно. Он говорил, что после 16 го он не отвечает ни за что. В день же смерти князя он уехал вечером, но обещал приехать на похороны на другой день. Но на другой день он не мог приехать, так как, по полученным им самим известиям, французы неожиданно подвинулись, и он только успел увезти из своего имения свое семейство и все ценное.

Литература

  • [военная-энциклопедия.рф/советская-военная-энциклопедия/М/Мостоукладчик Мостоукладчик] // Линия адаптивной радиосвязи — Объектовая противовоздушная оборона / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 5).
  • Статья II, п.1 (I) //
    Десантируемые ПВД-20 • ДПП-40
    Тыловые СП-19 • НАРМ • НЖМ-56 • МЛЖ-М
    Средства моторизации переправ
    Буксирно-моторные катера НКЛ-27 • СМК-75 • БМК-70 • БМК-90 • БМК-90М • БМК-130 • БМК-130М • БМК-130МЛ • БМК-150 • БМК-150М • БМК-150М1 • БМК-Т • БМК-225 • БМК-460
    Моторные звенья МЗ-235 • МЗ-330
    Забортные моторы СЗ-10 • СЗ-20 • МВ-72 • МВ-180 • СЗМ-45
    Самоходные переправочно-десантные средства
    Самоходные паромы ГСП • ПММ • ПММ-2 • ПММ-2М • ПДП
    Транспортёры МАВ • БАВ • К-61 • ПТС • ПТС-М • ПТС-2 • ПТС-3 • ПТС-4
    Десантные лодки Лодка Иолшина • Мешок Иолшина • ПМК • МИК-39 • А-3 • ЛГ-12 • ЛМН • ДСЛ • МСЛ • СДЛ • • МПК • ДЛ-10 • НДЛ-10 • НДЛ-20 • НЛ-5 • НЛ-8 • НЛ-15 • НЛ-30 • СНЛ-8
    Механизированные мосты
    Танковые мостоукладчики МТУ • МТУ-20 • МТ-55 • МТУ-72 • МТУ-90
    Автомобильные мостоукладчики КММ • ТММ • ТММ-3 • ТММ-3М • ТММ-3М1 • ТММ-6
    Разборные мосты
    Малых пролетов МАРМ • ТАРМ • ММП
    Средних и больших пролетов САРМ • БАРМ • ТРМ • МПБ • ГАРМ • РММ-4 • МВБ
    Мостостроительные средства
    Общевойсковые КМС • КМС-Э • УСМ • УСМ-2 • УСМ-3
    Тыловые ПСК-2-500 • СМП-86 • УЗС • УСБ

Танковый мост Королевских инженеров во Второй мировой войне


Неудачный рейд английских и канадских войск на Дьепп в 1942 году подтвердил, что инженерные мероприятия по сносу и преодолению препятствий потребуются для любого крупномасштабного вторжения в континентальную Европу. Но они должны будут осуществляться «под броней». Поэтому военные инженеры начали работу над новыми инженерными машинами с еще большим энтузиазмом.
К лету 1944 года результатом этой работы стало появление на свет трех основных штурмовых мостов и машины под названием ARK, которые потом использовались при высадке в Нормандии. Здесь основной задачей мостов была организация переходов через такие препятствия, как неширокие реки, заболоченные участки местности, рвы, каналы, бетонные стенки (эскарпы) и т.п.

А теперь непосредственно о мостах.

Ножничный мост 30 футов

Мост № 1 был прямым потомком более раннего Scissor Assault Bridge и предназначался для перевозки более тяжелых грузов (до 20 т) через препятствия шириной 30 футов (9 м). Ранние прототипы использовали Cruiser Tank Mark II (A10), но вскоре его заменили новым Cruiser Tank Mark V или Covenanter.


Ножничный мост 30 футов, № 1 на танке Covenanter у препятствия


Ножничный мост 30 футов укладывается на препятствие

Последующие испытания показали, что мост был способен нести грузы класса 30 (до 25 т), но Covenanter имел неудачную конструкцию, и поэтому был заменен более успешными Infantry Tank Mark III или Valentine.


Мост-ножницы на танке Valentine. Испытательный полигон ББМ в Чобхэме, графство Суррей, 28 сентября 1943 года

Валентайн» с мостом № 1 использовался в Италии, Северо-Западной Европе и Бирме.

Есть информация, что несколько таких мостов были отправлены в СССР по ленд-лизу. Однако конкретных данных об этом нет, хотя один экземпляр «Валентайна» с ножничным мостом находится в музее в Кубинке.

Танковый мост 30 футов

Пехотный танк Mark IV, более известный как танк «Черчилль», представлял проблему для моста № 1. Он был слишком тяжелым – 40 тонн. Поэтому в 1942 году был спроектирован новый мост.
Мост № 2 все еще должен был перекрывать промежуток в 30 футов, но вместо класса 30 он был способен пропускать гусеничный транспорт класса 60 (до 55 т) и колесный транспорт класса 40 (до 42 т).


«Черчилль» с мостом № 2

Грузоподъемность моста № 1 из-за особенности его конструкции не могла быть улучшена, поэтому требовался совершенно новый подход.

И решение было найдено: два арочных стальных пути были соединены множеством поперечных распорок и запускались с помощью гидравлического механизма, который удерживал мост в горизонтальном положении на протяжении всего процесса спуска и подъема.


Мостоукладчик «Черчилль» с мостом № 2 во время демонстрации в районе Меццано, 30 марта 1945 года

Мост был установлен на модифицированном танке «Черчилль» и управлялся водителем, другим членом экипажа был командир, весь процесс постановки моста на препятствие занимал менее 2 минут.

Мостоукладчики на базе танка «Черчилль» несли службу в Италии и Северо-Западной Европе.


Мост, возводимый «Черчиллем» через реку в Мергестеле, 26 октября 1944 года

Танковый мост с балкой малого короба

Последний из тройки танковых мостоукладчиков получил название Tank Bridge Small Box Girder (танковый мост с балкой малого короба) или SBG Assault Bridge. Разработанный специально для дня «Д» и 79-й бронетанковой дивизии, он был предназначен, чтобы выдерживать нагрузку класса 40 (до 36,6 т) на 30-футовом (9 м) пролете, а точнее на 12-футовой морской стене.
Сам мост состоял из 4 секций, соединенных вместе поперечными балками, чтобы образовать переход с двумя колеями.

В серийном производстве мост получил название Churchill Armoured Vehicle Royal Engineers (бронированная машина Королевских инженеров) или «Черчилль» AVRE.

К моторной палубе крепились трос и лебедка, а к передней части танка – А-образная рама. Мост был подвешен к передней части танка под углом около 60 градусов.

При этом вес моста, свисающего с носовой части, сжимал тележки передней подвески и поднимал задние тележки с земли. Таким образом, управлять машиной при поворотах было непросто.

На препятствие мост опускался с помощью лебедки.

Были попытки перенести мост и другими способами. К ним относились складывание моста пополам (как ножничный мост) и буксировка моста за танком с добавлением колес к нижней части моста.

Машина не пользовались большой популярностью у капитанов и рулевых десантных кораблей, так как мосты «ловили» ветер. Наличие их в передней части десантных кораблей затрудняло управление судном, поэтому мосты часто загружали как можно дальше на палубу.


«Черчилль» AVRE с балочным мостом малого коробчатого типа

В отличие от мостов № 1 и № 2, третий мост несла стандартная бронированная машина (обычный танк), а не специализированная мостовая машина.

Таким образом, транспортное средство можно было использовать в других ролях после того, как мост был отсоединен.

Следует также отметить, что иногда мосты перевозились на небольшой тележке-прицепе, буксируемой за танком, и крепились к передней части танка непосредственно перед использованием.

Последовательность действий моста на морской стене показана ниже, включая использование фашины для смягчения падения.

Штурмовая машина «Черчилль» AVRE в действии. Из фото видно, что танк не попал на фашину и приземлился неудачно

Ниже на фото (в красном круге) показан момент практического использования моста «Черчилль» AVRE для преодоления вертикального препятствия.


Относительно операции по высадке в Нормандии хотелось бы отметить следующее.

За месяц до дня «Д» союзниками было проведено шесть учений под общим названием «Упражнения Фабиуса».

Последними из шести учений в мае 1944 года стали учения под названием «Сила J». Эта заключительная полномасштабная генеральная репетиция высадки в Нормандии была настолько обширной, что накануне ночью солдаты решили, что они реально направляются к французскому побережью.

Вот как описывает это событие Уильям Брукс, генеральный секретарь краеведческой группы Ист-Уиттеринг:

«Холодная морось и тусклый серый свет приветствовали тусклые силуэты линкоров, крейсеров, транспортов и ракетных кораблей, плывущих по направлению к берегу. Перегруженные люди начали карабкаться по сетям в свои качающиеся штурмовые катера внизу. Периферией их зрения был детализирован залив вторжения, ярко освещенный осветительными ракетами и вспышками всех оттенков и охваченный по бокам плотными клубами дыма. Они погрузились в воды по грудь, преодолевая при этом лабиринт из прибрежных стальных и деревянных препятствий. По пятам за наступающим взводом танков солдаты полка Северного берега (Нью-Брансуик) устремились к своей первой цели: построению местного фермерского дома. С внезапной силой входная дверь в собственность распахнулась, и за ней, к недоумению захватчиков, появился мистер Рэй Балчин, владелец фермы Кулиморес. Наблюдая, как его любимые изгороди разрываются на куски механизированным натиском чудных машин, г-н Балчин решил, что больше не может стоять в стороне. Поток ненормативной лексики обрушился на ошарашенных солдат, как пресловутый пулеметный огонь. После нескольких секунд молчаливого изумления один пехотинец ответил: «Сэр… Вы англичанин!». Да, на самом деле это были не пляжи Нормандии. Это был Брэклшем в Западном Сассексе».


Тренировки по использованию моста «Черчилль» AVRE перед высадкой на нормандский берег

Бронетранспортер ARK

Необходимость в новых танковых мостоукладчиках, как указывалось выше, более четко была определена после неудачного морского десанта в Дьеппе.
Данная техника должна была помогать обеспечивать наступление танкам и другим бронемашинам на сложных участках местности. Вскоре был разработан целый ряд новых инженерных бронемашин, в том числе несколько вариантов танка-моста Churchill ARK (Armoured Ramp Carrier – «Бронированный носитель трапа»).

ARK использовался для преодоления небольших препятствий и представлял собой танк со снятой башней и аппарелями, установленными на верхней части надстройки и на обоих концах корпуса.

Транспортное средство загоняли в препятствие, разворачивали пандусы, а другой транспорт просто проезжал через него.

ARK Mark I использовался в день высадки в основном для преодоления морских стен и защиты. Он имел деревянную дорожку (настил) шириной 2 фута с короткими аппарелями. Раскрыв аппарели, машина создавала колейный мост длиной до 10 м и шириной 3,3 м.

В феврале 1944 года началось серийное производство мостоукладчиков. Всего было изготовлено около 50 мостов.


ARK Mk I помогает танку «Шерман» подняться на преграду. Испытания, 13 февраля 1944 г.

После июльских боев 1944 года во Франции модель Mk I претерпела существенную модернизацию. Новый вариант машины получил обозначение ARK Mk II.

ARK Mk II отличался иной конструкцией секций. В первую очередь была увеличена длина крайних аппарелей, а также изменена вдвое ширина левых аппарелей моста (см. фото ниже), благодаря чему появилась возможность проезда по мосту не только танков, но и автомобилей с меньшей колеей.

Новая машина позволяла организовывать переправу длиной 12–15 м против 10 м на Mk I.

В транспортном положении аппарели были подняты вверх и крепились под углом к специальным мачтам тросами. Для перевода моста в боевое положение крепежные замки на тросах открывались, и аппарели падали на грунт под собственным весом. После выполнения боевой задачи мостоукладчику требовалась помощь другой машины, способной поднять аппарели в транспортное положение.


Танк-мост «Черчилль» Ark Mk II

В том же 1944 году на базе «Черчилля» был разработан вариант моста под названием Great Eastern Tank Ramp – «Великий восточный танковый пандус». Он был оснащен двумя аппарелями: одна – длиной 8,2 м, другая – 7,6 м. Это должно было способствовать преодолению более высоких препятствий, чем могли форсировать обычные ARK.

В 1945 году было построено 10 машин, но на войну они уже не попали.


Мост Great Eastern Tank Ramp во время испытаний

В апреле 1945 года штурмовой мост ARK был развернут на танке «Шерман» и получил название Sherman Twaby ARK.

Это был последний из вариантов штурмового моста, разработанного во время войны.

На крыше корпуса были установлены две колейные секции, а спереди и сзади – откидные аппарели. Мост перекрывал препятствие до 15 м шириной или до 4,5 м высотой. В походном положении аппарели удерживались с помощью центральных стоек по типу Churchill Ark Mk II. При этом задние аппарели укладывались горизонтально над центральными колейными секциями, а передние – устанавливались под углом.

Как и предыдущий вариант, эти мосты на войну тоже опоздали.


Мостовой автомобиль Sherman Twaby Ark с пандусами в походном положении, 4 апреля 1945 г.


Мостоукладчик Sherman Twaby ARK в рабочем раскрытии

Как завершение – небольшое видео про специальные машины, разработанные ко дню высадки в Нормандии.
Окончание следует…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]