Новый танк КВ-1Э – возвращение легенды рандома WoT. Как получить?

Разработчики в этот раз не стали ничего придумывать, а просто взяли хорошую машину и накинули ей брони, что станет ощутимым преимуществом, учитывая уровень боев. Когда-то давно, «олды» еще фармили серебро на прокачиваемом КВ-1 и на нем же набивали статистику, но те времена уже давно прошли. Хоть это и не подарок ветеранам, но все же дань ностальгии, по некогда любимому многими игроками танку.

Приветствуем, танкисты! С вами Wotpack и обзор премиумного танка 5 уровня КВ-1Э в World of Tanks. Это новая техника, добавленная в игру в патче 1.15, но в целом фишка уже знакома многим и приставка в виде буквы «э» означает «экранированный». В этой статье рассмотрим его отличия от прокачиваемого КВ-1 и чем он выделяется на фоне других премов 5 уровня.

ТТХ КВ-1 Экранированный

Сравним параметры с прокачиваемым КВ-1 и другими премиумными танками 5 уровня.

Огневая мощь

В распоряжение КВ-1Э отдали 75 мм орудие (у прокачиваемого 85 мм). Поэтому разовый урон 110 единиц, на одном уровне в другими прем ТТ 5, вот только у них льготный уровень боев. Бронепробитие базовым снарядом одно из лучших 120 мм. Специальный снаряд тоже подкалибер с пробитием 150 мм, оба типа снарядов имеют хорошую скорость полета 950 м/с.

Скорость поворота башни низковата, но зато будет меньше разброс орудия, что тоже немаловажно, ведь стабилизация здесь хорошая. Орудие перезаряжается за 3,84 секунды, что позволяет произвести в минуту 15,65 выстрелов с потенциальным уроном 1721 единица.

Точность на 100 метров 0,43, а время сведения 2,4 секунды. Угол наклона 5°, а поднимается пушка на 25°. В целом эти показатели далеки от идеальных.

Живучесть

Запас прочности 990 единиц – один из наибольших среди одноклассников. Бронирование корпуса ничем не отличается от прокачиваемого КВ-1, но получил дополнительные экраны в верхней части корпуса и вдоль бортов.

На удивление, номинальная броня башни оказалась слабее, чем у КВ-1, но имеет дополнительную защиту в виде экранов.

Мобильность

Динамика в принципе слабая сторона всей «экранированной» техники и этот танк не исключение. Большая масса и слабый двигатель – в результате удельная мощность всего лишь 10,22 л.с./т. Максимальная скорость средняя 30/10 км.ч. И конечно же усиление экранами не прошло бесследно для обзора танка – всего лишь 300 метров.

Боевое применение тяжелого танка Клим Ворошилов (КВ-1)

Первое боевое применение датируется 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма. Однако участвовал лишь опытный образец танка. Серийное производство было запущено только в 1940 году.

Великая Отечественная война(1941-1944) – Активно принимал участие в ВОВ. За 1940-1942 было произведено 2769 танков. Правда, до конца войны не воевал. До 1943 года(появление танка «Тигр») КВ-1 был самым мощным танком Второй Мировой войны, который сыграл значительную роль при сдерживания натиска немецких войск.

Еще материал по теме
  • M4 Sherman
  • Новый смертоносный танк Т90МС

Преимущества и недостатки

Подведя небольшой итог тактико-техническим характеристикам КВ-1Э можем выделить его сильные и слабые стороны.

Преимущества:

  • бронепробитие;
  • скорость полета снарядов;
  • стабилизация;
  • большой запас прочности;
  • дополнительная защита в виде экранов.

Недостатки:

  • плохая точность;
  • долгое время сведения;
  • низкий урон в минуту;
  • плохой угол склонения орудия;
  • слабая динамика.

Оборудование для КВ-1Э

Учитывая, что на 5-м уровне нет профильных слотов и ограничен выбор оборудования (например, недоступен Стабилизатор вертикальной наводки), то рекомендуем такую сборку:

  • Улучшенная закалка для повышения выживаемости танка.
  • Орудийный досылатель – повышаем урон в минуту.

В третий слот выбор модуля зависит от предпочитаемого стиля игры:

  • Механизмы поворота для улучшения стабилизации орудия и «вертлявости» танка.
  • Усиленные приводы наводки или Улучшенный прицел сделают стрельбу эффективнее.
  • Просветленная оптика прибавит к радиусу обзора 30 метров, что уравняет КВ-1Э с другими ТТ 5 уровня.

Имеет право на жизнь даже установка Турбонагнетателя, так как бои на низких уровнях скоротечны и часто заканчиваются «турбачами».

Последний в серии КВ

В начале Великой Отечественной войны основные требования советских танкистов сводились к тому, что массу КВ-1 необходимо уменьшить. Советское руководство пошло навстречу военным и обязало ленинградских танкостроителей рассмотреть их требования. По мнению конструкторов НКТП, новый танк должен был обладать массой, не превышающей 32 тонны и бронёй не тоньше 60-75 мм в лобовых проекциях. Первоначально проект именовался как «скоростной танк усиленного бронирования». Когда именно инженеры приступили к работе над новым танком, автору неизвестно, но уже к 11 декабря 1941 года эскизный проект, которому присвоили индекс КВ-13, рассмотрел начальник Главного автобронетанкового управления РККА. Первоначально проект возглавил главный инженер ЧКЗ С.Н. Махонин,
аосновными расчётами и теоретическими работами руководил ведущий инженер Н.В. Цейц
К началу Великой Отечественной войны единственным тяжёлым советским танком, серийное производство которого продолжалось, оставался КВ-1. На тот момент он являлся самым забронированным и хорошо вооружённым танком в мире, что не мешало танкистам Красной Армии постоянно высказывать претензии к его конструкции. Справедливости ради необходимо отметить, что на то имелись объективные причины. Трансмиссия, особенно её важная составляющая – коробка перемены передач (далее – КПП), попросту не была рассчитана на такую большую массу машины, и из-за её поломки множество танков пришлось бросить во время масштабных отступлений первого этапа войны.

Облегчая КВ-1

Конструкторам приходилось постоянно выслушивать нарекания на перетяжелённость сорокасемитонного танка. После проезда всего нескольких КВ по грунтовой дороге она становилась труднопроходимой для других видов техники (в том числе, гусеничной), кроме того, невероятно усложнялось преодоление рек, так как большинство мостов просто не было рассчитано на такую нагрузку.


КВ-1, захваченный немцами и обрушивший мост своей массой Источник – opoccuu.com

Не нравилась военным и проходимость танка на рыхлых или болотистых грунтах. Все их требования сводились к одному – массу КВ-1 необходимо уменьшить. Интересно, что в той же местности в районе Ленинграда, где активнее всего использовались танки КВ, и откуда приходило больше всего рекламаций, спустя год-полтора немцы начнут активно применять «тигры». И это при том, что масса и удельное давление на грунт у этих танков были значительно выше, чем у КВ-1 – 55 тонн против 47 и 1,03 кг/см² против 0,77 соответственно. Тем не менее, советское руководство пошло навстречу танкистам и обязало ленинградских танкостроителей рассмотреть их требования.

Инженеры 2-го Специализированного конструкторского бюро (далее – СКБ-2) Ленинградского Кировского завода (далее – ЛКЗ) не могли сразу взяться за дело, так как в конце лета-начале осени завод эвакуировали в Челябинск, где на базе местного тракторного завода формировался легендарный Танкоград – Челябинский Кировский завод (далее – ЧКЗ). Поначалу первостепенной задачей было налаживание серийного производства танков на новом месте и наращивание их ежемесячного выпуска, но в конце осени 1941 года у конструкторов «дошли руки» и до рассмотрения задачи по уменьшению массы КВ-1. Работы продвигались по двум направлениям: создание облегчённой модификации тяжелого танка и проектирование совершенно новой машины, которая по своим размерам и весу являлась бы средней. В результате работ над модификацией к июлю 1942 года на свет появился КВ-1с (скоростной).

Ярым сторонником кардинально нового танка в Наркомате танковой промышленности (далее – НКТП) стал начальник отдела главного конструктора С.А. Гинзбург, считавший, что танк КВ «недостаточно технологичен и в существующем виде непригоден для массового выпуска в условиях военного времени».

Семён Александрович разработал концепцию «единого танка», тактико-технические характеристики которого позволяли бы ему решать задачи, свойственные как тяжёлым, так и средним танкам. Фактически Гинзбург придумал основные танки более чем за двадцать лет до их появления. Внедрение в производство такой машины сулило явные выгоды – страна получила бы танк, по своим боевым качествам равный тяжёлому КВ, но при этом по скорости и технологичности приближающийся к Т-34. Если бы эксперимент удался, всю танковую промышленность СССР можно было бы перевести на изготовление одного единственного универсального «изделия», что сулило огромную экономию средств, рост выпуска бронетехники, решение проблем со снабжением танковых подразделений запчастями. Конечно же, такой проект не мог не заинтересовать наркома танковой промышленности В.А. Малышева, и он с готовностью дал «добро» на разработку многообещающей машины.

По мнению конструкторов НКТП, «единый танк» должен был обладать массой, не превышающей 32 тонны и бронёй не тоньше 60-75 мм в лобовых проекциях. При таких параметрах максимальная скорость машины при движении по шоссе планировалась на уровне 45 км/ч, а на пересечённой местности – не менее 20 км/ч. В качестве вооружения предусматривалась 76-мм пушка и два пулемёта. Первоначально проект именовался как «скоростной танк усиленного бронирования», и при его разработке предполагалось решить следующие задачи: «Дать проект боевой машины среднего веса, соединяющей способности широкого и быстрого маневра с силой лобового удара, а также упростить производство наиболее трудоемких деталей – корпуса, башни, трансмиссии».

Когда именно инженеры из СКБ-2 приступили к работе над новым танком, автору неизвестно. Но уже к 11 декабря 1941 года эскизный проект, которому присвоили индекс разработчика «Объект 233» и «боевой» индекс КВ-13, рассмотрел начальник Главного автобронетанкового управления (далее – ГАБТУ) РККА генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко. Первоначально проект возглавил главный инженер ЧКЗ С.Н. Махонин, а основными расчётами и теоретическими работами руководил ведущий инженер Н.В. Цейц. Оригинальный по форме корпус разрабатывала группа конструкторов под руководством инженеров К.И. Кузьмина и С.В. Мицкевича, а общей компоновкой машины занимался Г.Н. Москвин. Кроме того, в проектировании узлов и агрегатов КВ-13 участвовали А.С. Ермолаев, В.И. Торотько, М.И. Креславский, Г.М. Рыбин, Н.М. Синев, Е.П. Дедов, Б.А. Красников и другие.

У военных функционеров возникла масса вопросов к новому танку. Лобовое бронирование у машины, запечатлённой на эскизах, достигало 120 мм, а это означало, что немецким 88-мм зенитным орудиям, пачками выводившим из строя тяжёлые КВ-1, с новым средним танком будет справляться сложнее, и это при его запланированном весе в 32 тонны! Конструктор Л.И. Горлицкий вспоминал:

«Это казалось невероятным для всех. Помню, как во время одного собрания Цейц раз пять подходил к телефону и отвечал каким-то начальникам из Москвы, что все заявленные характеристики «тринадцатого» проверены расчетами… Танк нравился, смущал только его номер. Но тут Котин сказал, что коммунисты – люди не суеверные и что, напротив, новый танк будет успешным».


Эскизный КВ-13 (выполнил В. Мальгинов) Источник – alternathistory.org.ua

В конце концов, конструкторам удалось убедить военных бюрократов в целесообразности проведения дальнейших работ по КВ-13. В январе 1942 года заместитель начальника Бронетанкового управления ГАБТУ РККА военный инженер 1-го ранга Н.Н. Алымов в справке на имя заместителя НКТП Ж.Я. Котина писал: «При составлении плана опытных работ на 1942 год прошу Вас включить следующие ориентировочные работы БТУ ГАБТУ КА: Танк КВ-13 – переходящий с 1941 года – окончание, изготовление опытного образца на Кировском заводе к 1 мая 1942 года».

Любопытно, что Котин по совместительству был и главным конструктором НКТП, и главным конструктором ЧКЗ – то есть, планы по разработке танков он фактически составлял сам для себя.

В 1942 году Жозеф Яковлевич лично возглавил проект КВ-13. Уже 8 марта 1942 года его заместитель А.С. Ермолаев докладывал наркому НКТП В.А. Малышеву о продвижении работ: «…разработана компоновочная схема нового танка, в котором за счет применения жидкой брони, уплотнения компоновки, сокращения габаритов корпуса и башни, удалось значительно уменьшить вес тяжелого танка до уровня среднего».

Всеми этими успехами проект был обязан Николаю Валентиновичу Цейцу, вскоре назначенному его ведущим конструктором.

Ведущий конструктор

Этот выдающийся инженер был человеком с непростой судьбой. Цейц родился в 1889 году, а потому его молодость пришлась на бурные годы двух революций, Первой мировой и Гражданской войн. МГТУ имени Баумана Цейц закончил довольно поздно – в возрасте тридцати трёх лет (в 1922 году), после чего ему посчастливилось оказаться в КБ Орудийно-арсенального треста, которое занималось проектированием первых образцов советской бронетехники. Здесь Цейц познакомился с С.А. Гинзбургом.

В конце 20-х годов Николая Валентиновича отправили в Казань, где на территории бывших казарм Каргопольского полка была создана совместная советско-немецкая танковая школа, располагавшая собственным военным городком, стрельбищем и танковым полигоном. На полигоне проводились испытания экспериментальных немецких танков, которые в целях конспирации во всех документах назывались «тракторами». Цейц перенимал у немецких специалистов опыт, а также «срисовывал» технические решения, реализовывавшиеся ими в металле.


Н.В. Цейц. Фото из архива П. Кириченко и М. Павлова

Однако тесное общение с иностранными коллегами закончилось для советского инженера весьма печально. 2 октября 1930 года Цейца арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной деятельности, а 10 апреля 1931 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ его признали виновным по статьям 58-8, 58-11 УК РСФСР и приговорили к десяти годам лагерей. Заключение конструктору заменили работой в КБ технического отдела экономического управления ОГПУ – здесь Николай Валентинович целый год работал над проектом тяжёлого семидесятитонного танка, который, однако, не продвинулся дальше изысканий.

22 апреля 1932 года Цейца досрочно освободили, и он уже в качестве вольнонаёмного работника приступил к усовершенствованию конструкции недавно созданного в Харькове пятибашенного тяжёлого танка Т-35. В 1934 году Цейца перевели на ленинградский Завод опытного машиностроения №185, где он возглавил группу конструкторов, которая работала над проектом трёхбашенного Т-29 – эта машина должна была стать улучшенной модификацией танка Т-28, который изготавливали на ЛКЗ. В связи с работой над проектом Цейцу приходилось сотрудничать с руководством этого промышленного гиганта, и в 1937 году ему предложили перейти в СКБ-2. Как раз в этот период ЛКЗ накрыла волна арестов среди руководящего и конструкторского персонала предприятия, и в 1938 году Николая Валентиновича отстранили от работы и снова арестовали. При этом его как ценного научного специалиста вернули на работу, одновременно оставив под арестом.

В «царстве» славного Котина

После начала войны Цейца вместе со всем СКБ-2 эвакуировали в Челябинск, и здесь он приступил к работе над КВ-13. Из-за статуса Николая Валентиновича в документах его фамилия не указывалась. Некоторые авторы советской эпохи не знали, как описать эту скользкую ситуацию, и иногда шли на ухищрения. Так, Д.С. Ибрагимов в своей книге «Противоборство» назначение Цейца ведущим инженером по КВ-13 объясняет следующим образом: «В начале 1942 года в СКБ-2 невесть откуда появился пропавший было еще в Ленинграде Николай Валентинович Цейц. Ему Котин и поручил разработку среднего танка КВ-13».

На самом же деле он никуда не пропадал, а был освобождён из-под стражи.

В марте 1942 года на основании приказа по Наркомату танковой промышленности №55 от 23 марта 1942 года на базе бывшего Опытного завода ЧТЗ был создан Опытный танкомоторный через наркомат это решение, чтобы при разработке новых машин меньше зависеть от производственных мощностей, занимающихся серийным выпуском танков. Конструкторы, занятые созданием новых образцов техники, переводились на новое предприятие. Этот перевод состоялся лишь на бумаге, так как специалисты размещались в тех же помещениях, в которых работали и раньше. Порой они сидели в одних помещениях с инженерами Кировского завода, а иногда одновременно занимали должности на двух предприятиях, как это было с Ж.Я. Котиным, который возглавлял завод №100 и параллельно с этим работал главным конструктором ЧКЗ.


Танк КВ-13 во дворе челябинского завода №100. Март 1943 года Источник – modelist-konstruktor.com

КБ нового предприятия передали все текущие разработки, в том числе, и «Объект 233». Параллельно продвигались работы над КВ-1с, штурмовым танком КВ-9 и огнемётным танком КВ-12.

Танк из «жидкой» брони

В конструкции КВ-13 проектировщики применили оригинальное решение – его лобовая бронедеталь изготавливалась цельнолитой из литьевой (в документах того времени использовалось слово «жидкой») брони высокой твёрдости, что значительно упрощало и удешевляло производство. При проектировании танка инженеры постарались максимально использовать литьё, в результате чего исчезла необходимость использования затратных толстых бронеплит, и значительно уменьшилось количество сварных швов. За счёт этого общая прочность конструкции значительно повышалась. Кроме того, литьё использовалось при изготовлении задней нижней части корпуса, а также подбашенной коробки. Соединение деталей производилось путем их сварки, с подгонкой в четверть по местам стыков. Число деталей у КВ-13 оказалось значительно меньшим, чем у его предшественника КВ-1. Помимо этого, конструкторы на порядок сократили число болтовых соединений и упростили геометрию сварных швов. Для упрощения производственных процессов расточку соединительных отверстий проводили не в собранном корпусе, как у КВ-1, а прямо в деталях до их подачи на сборку.

Толщина верхней части лобовой бронедетали составляла 120 мм при наклоне в 30°, средняя – 80 мм при 70°, нижняя – 100 мм при -40°. У верхней части бортовой брони толщина достигала 85 мм, у нижней – 75 мм. Для бронирования верхней части кормы использовался 60-мм бронелист, приваривавшийся к корпусу под наклоном 55° (его сделали съёмным на четырнадцати болтах). С целью облегчения обслуживания трансмиссии в листе прорезали два лючка. Нижней 85-мм литой части кормы придали угол наклона -15°, переднюю часть днища изготовили из 30-мм листа (для защиты экипажа от воздействия мин), а крышу корпуса и остальную часть днища – из 20-мм брони.


Схема бронирования танка КВ-13 Источник – modelist-konstruktor.com

Увеличения мощности бронирования танка конструкторы добились, в основном, за счёт уменьшения его габаритов. Ширина КВ-13 по отношению к КВ-1 уменьшилась с 3320 мм до 2800 мм, высота – с 2710 до 2000 мм. Длина корпуса изменилась незначительно (всего на 25 мм) и составила 6650 мм. Таких результатов удалось добиться, во многом, за счёт уменьшения экипажа до трёх человек (обязанности наводчика перешли к командиру танка). Конечно, такая нагрузка уменьшала оперативность реагирования танкистов на изменение обстановки, но это планировали компенсировать неуязвимостью машины.

Башню нового танка сделали схожей с башней КВ-1с, который разрабатывался параллельно с КВ-13, но придали ей более обтекаемые обводы. Она отливалась фактически единой деталью с рамкой пушки в общей литьевой форме. За счёт сокращения экипажа её габариты и диаметр погона значительно уменьшили. Толщина стенок башни по всему периметру достигала 85 мм, а орудийная маска изготавливалась толщиной в 90 мм. В бортах оставлялись четыре амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия (в обычном небоевом положении они закрывались бронепробками). В средней части подбашенной коробки было сделано отверстие под установку башни, куда входил нижний погон её опоры диаметром 1420 мм.

Крышу башни сделали съёмной для упрощения монтажа пушки. В передней её части имелись три отверстия (два крайних – под установку перископических приборов ПТ-4-7 и ПТК, а среднее – под установку мотора вентилятора боевого отделения). Сверху среднее отверстие закрывалось броневым колпаком. У бортов в кормовой части делались вырезы под установку четырёх смотровых перископических приборов. Посредине крыши монтировался люк для высадки и посадки экипажа.

За счёт уменьшения массы КВ вместо шести опорных катков на борт конструкторы спроектировали пять катков облегчённой конструкции со стальным ободом, которые изготавливались литьевым способом. При их креплении использовалась индивидуальная торсионная подвеска с максимальным углом закрутки торсионов 28°. Кроме того, на каждый борт приходилось по три поддерживающих ролика с резиновыми бандажами. Литые направляющие колеса со стальным ободом имели винтовой механизм натяжения гусениц.

В отделениях нового танка

Компоновка машины оставалась такой же, как и у большинства советских танков: впереди размещалось отделение управления, а затем шли боевое, моторное и трансмиссионное отделения.


Компоновка танка КВ-13 Источник – foto-transporta.ru

В отделении управления по центру размещалось место механика-водителя. По бортам крепились топливные баки ёмкостью 180 и 245 литров, которые, помимо своей основной функции, играли роль защитных экранов. Их содержимое обеспечивало КВ-13 запас хода по шоссе до 320 км. Помимо приводов и контрольных приборов, необходимых для управления танком, здесь размещались два 5-литровых баллона сжатого воздуха, который использовался для запуска танка, а также запчасти, инструмент и принадлежности ЗИП.

Смотровой люк в лобовой бронедетали позволял механику-водителю следить за дорогой, но обладал слишком малыми размерами для эвакуации из танка. В положении «по-походному» его обычно держали открытым, а в бою он закрывался броневой крышкой со смотровой щелью с защитным стеклом «триплекс» (её конструкцию инженеры позаимствовали у КВ-1). Кроме того, в крыше отделения управления устанавливались два боковых зеркальных смотровых перископических прибора и прорезались два отверстия для доступа к заправочным горловинам топливных баков, которые закрывались броневыми пробками на резьбе. Эвакуационный люк располагался в днище машины под сидением механика-водителя.


КВ-13 – вид спереди. Хорошо виден смотровой люк механика-водителя и амбразура спаренного пулемёта Источник – modelist-konstruktor.com

В боевом отделении находилось вооружение танка, приборы наблюдения и прицеливания, радиостанция, а также два остальных члена экипажа: командир и заряжающий. В качестве основного оружия в башне КВ-13 монтировалась уже проверенная на КВ-1 76,2-мм пушка ЗИС-5 образца 1941 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механического типа. Длина ствола пушки достигала 41,5 калибра, а углы наведения составляли от -5 до +25° по горизонтали. Башня могла поворачиваться как с помощью электропривода, так и в ручном режиме. Для произведения выстрела использовались ручной и ножной спусковые механизмы. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Под казёнником на специальном кронштейне в задней части корыта орудийной люльки крепился гильзоулавливатель (прорезиненный брезентовый мешок), в который помещалось до восьми гильз. Он предназначался для уменьшения загазованности боевого отделения во время интенсивного ведения огня.

В единой маске вместе с пушкой устанавливался спаренный 7,62-мм пулемет ДТ. Для наведения вооружения предназначались телескопический прицел ДТ-7 (9Т-7) с подсветкой шкалы и перекрестья для ночной стрельбы, а также танковый перископический прицел ПТ4-7.

Боекомплект танка состоял из 57-65 унитарных выстрелов к пушке и 945 патронов (15 дисков) к пулемету ДТ. Снаряды укладывались в кассетах серийного типа, которые размещались в корпусе на полу боевого отделения. Пулемётные диски хранились в боковых нишах подбашенной коробки. Там же находились шесть магазинов к двум 7,62-мм пистолетам-пулеметам ППШ. Кроме того, в распоряжение экипажа предполагалось предоставлять ракетницу с комплектом сигнальных ракет и 15 гранат Ф-1.


КВ-13 – вид сзади Источник – panzer35.ru

В моторном отделении размещалась силовая установка, у КВ-13 она осталась прежней – танковый дизель В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт) с удельным расходом топлива 185 г/л.с.ч. Пуск производился сжатым воздухом, что облегчало танкистам жизнь в зимних условиях, или инерционным стартером с электромоторным и ручным приводами. Смазка в системе циркулировала под давлением. Два масляных бака, в которые вмещалось 160 литров масла, расположили под масляными трубчатыми радиаторами. В верхней части бортов моторного отделения располагались специальные щели для притока воздуха, которые снаружи экранировались выносной броней, крепившейся на кронштейнах. Сверху щели закрывались защитной сеткой.

Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса за моторным отделением. В нём размещался многодисковый главный фрикцион со стальными и чугунными дисками трения, коробка перемены передач (далее – КПП), два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (сталь по стали) с ленточными плавающими тормозами с двухсторонним серводействием и накладками из серого чугуна СЧ-15-32. Два круглых люка в наклонном верхнем кормовом бронелисте, которые закрывались откидными крышками на петлях, обеспечивали свободный доступ внутрь отделения. Для управления движением танка использовалась механическая система.


Открытое трансмиссионное отделение танка КВ-13 Источник – weaponscollection.com

Электрооборудование КВ-13 запитывалось по однопроводной схеме (напряжение бортовой сети составляло 24 В). Основным источником электрической энергии при неработающем двигателе были четыре аккумуляторные батареи ЗСТЭ-80. При работающем двигателе система питалась от генератора ГТ-6543-А мощностью 1 кВт. К основным потребителям электроэнергии относились электродвигатели инерционного стартера (СА-189), механизма поворота башни (МБ-20К), вентилятора боевого отделения, а также радиостанция и элементы внутреннего и наружного освещения.

Для внешней радиосвязи в башне танка устанавливалась коротковолновая радиостанция 10Р. Между собой экипаж общался с помощью танкового переговорного устройства ТПУ-3-БИС.

Несчастливое число «13»

Первые испытания агрегатов нового танка провели уже в мае 1942 года, когда машина ещё находилась в сборке. В период с 4 по 11 мая на серийном КВ-1 проверили надёжность облегчённых опорных катков танка и облегчённых гусениц (в них траки с гребнем чередовались с безгребневыми, позже такие гусеницы использовали на КВ-1с). Однако оказалось, что, несмотря на жёсткую экономию, масса танка всё равно не вписывается в рамки, установленные техническим заданием – 32 тонны. В связи с этим инженеры разработали вариант использования ведущих колёс со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления и 500-мм гусениц от Т-34, что значительно уменьшало массу движителя танка. В то же время, 608-мм гусеницы и ведущие колёса, идентичные с КВ-1с, могли применяться в распутицу.

Однако и с новым движителем КВ-13 не вписывался в строгие весовые рамки – его масса достигала 32,4 тонны. Тем не менее, в начале лета 1942 года начались испытания машины. Они показали, что танк все ещё «сырой» (доработки требовали элементы его ходовой части и КПП, двигатель перегревался, а гусеницы слетали на поворотах). Подтвердились и опасения, что башня окажется слишком тесной для экипажа, а командир танка будет перегружен большим количеством возложенных на него функций. Тем не менее, на шоссе машина развивала максимальную скорость в 51,7 км/ч, то есть, по подвижности была сопоставима с Т-34-76. Так или иначе, первые поломки не слишком взволновали руководство, видимо, посчитавшее, что в танкостроении лёгких путей не бывает.


КВ-13 – вид с правого борта Источник – foto-transporta.ru

Ведущий конструктор работал денно и нощно по 12-14 часов в день. Первоначально планировалось, что основная часть заводских испытаний стартует 5-7 июля 1942 года, однако вскоре всё поменялось. В связи с неудачным проведением Харьковской наступательной операции в районе Барвенково и последовавшим массированным наступлением Вермахта фронту срочно требовалось большое количество танков. 15 июня НКТП потребовал свернуть работы по всем проектам, кроме тех, которые сулили немедленное увеличение ежемесячного выпуска продукции. Опытный завод №100 сконцентрировался на скорейшем запуске в серию более технологичного, чем КВ-1, облегчённого КВ-1с.

14 июля 1942 года сменилось руководство НКТП – вместо проштрафившегося, по мнению И.В. Сталина, В.А. Малышева на должность наркома назначили директора ЧКЗ И.М. Зальцмана. За Зальцманом оставили руководство предприятием, обязав его в кратчайшие сроки развернуть в Челябинске производство Т-34 без ущерба для выпуска КВ-1с. Ни о каких дальнейших работах над КВ-13 не могло идти и речи.

Тем не менее, на судьбу Николая Валентиновича Цейца такая перемена повлияла самым благоприятным образом. Директор завода №100 Ж.Я. Котин вызвал конструктора к себе и сообщил, что за создание КВ-13 руководство решило предоставить ему внеочередной недельный отпуск и наградить орденом Ленина. В распоряжение Цейца даже предоставили двухместный самолёт, чтобы тот доставил его на охотничью заимку и обратно. Однако то ли отдых выбил организм конструктора из привычного напряжённого режима, то ли над ним висел какой-то злой рок, но 19 июля 1942 года он умер от сердечного приступа. Ученик, соратник и друг Николая Валентиновича конструктор Н.Ф. Шашмурин вспоминал, что в тот день он увидел его в городском скверике у цветника с бюстом Сталина. Цейц сидел на скамейке в необычной позе, положив голову на левое плечо другого своего коллеги – М.П. Резниченко.


Н.Ф. Шашмурин Источник – alternathistory.org.ua

Когда Цейц уже лежал на топчане в заводском медпункте, он протянул Шашмурину старую логарифмическую линейку с последними словами: «Николай Фёдорович, разыщите моего сына, вы знаете, он на фронте, летчик, передайте ему эту линейку, больше у меня ничего нет…»

Стрелок-радист бомбардировщика дальней авиации Юрий Николаевич Цейц погиб в мае 1944 года в районе Тернополя в авиакатастрофе.

Работы над КВ-13 возобновились только в сентябре 1942 года, когда ведущим конструктором проекта Котин назначил Н.Ф. Шашмурина. 11 и 12 сентября на Свердловском артиллерийском полигоне провели испытания корпуса танка обстрелом из трофейных 76-мм танковой и 88-мм зенитной пушек с дистанции 50 метров. Путём уменьшения навесок пороха испытатели имитировали обстрел с дистанций 400, 600 и 1000 м. Всего было выпущено четырнадцать 76-мм бронебойных снарядов и восемь 88-мм снарядов.

Корпус КВ-13 хорошо держал попадания 75-мм пушки, но из восьми 88-мм бронебойных снарядов, попавших в её лобовую проекцию, за броню проникли пять. Это означало, что необходимо увеличить толщину лобовой брони хотя бы до 120 мм, что автоматически вело к увеличению массы машины и росту нагрузки на силовую установку и трансмиссию.

Проведение пробных стрельб показало, что на командира экипажа ложится слишком большая нагрузка. В связи с этим 1 октября 1942 года в протокол совещания НКТП по устранению недостатков КВ-13 внесли запись: «Предусмотреть установку на существующем корпусе трехместной башни».

Не радовали инженеров и ходовые испытания. Конструктор Л.И. Горлицкий вспоминал:

«Больше всего мне запомнился этот танк тем, что он ломался каждый день, как только выезжал с завода… Некоторые рабочие даже спорили на кусочек сахара, сломается ли «чертова дюжина» за воротами завода или успеет вернуться с полигона. Помню, как один пожилой рабочий украдкой крестил уходящий танк, но ничего не помогало. Он снова ломался».

Конструкторский коллектив завода №100 вместе с новым руководителем проекта Шашмуриным включился в работу. В течение октября на КВ-13 изменили конструкцию выходивших из строя элементов ходовой части, системы охлаждения двигателя, электрооборудования. Вместо бортовых фрикционов Николай Фёдорович разработал планетарный механизм поворота.


КВ-13 возле заводского цеха Источник – bronetehnika.narod.ru

Коробку передач Шашмурин предложил заменить на разработанный Л.Е. Сычевым и А.Ф. Маришкиным девятискоростной вариант с тремя передачами и тремя ступенями редуктора. Новая коробка передач показала себя не лучшим образом (танк продолжал выходить из строя), и её заменили на восьмискоростную КПП конструкции самого Шашмурина (к тому времени она уже успешно использовалась на тяжёлых КВ-1с). Новая коробка имела четыре передачи и две ступени редуктора-демультипликатора. Основным её преимуществом была замена силуминового картера на литой чугунный (коэффициент линейного расширения чугуна близок к стали, а потому при перегреве агрегата шестерни не упирались в него и не изнашивались раньше срока, кроме того, не «вылетали» перегруженные подшипники КПП).

В трансмиссии КВ-13 Шашмурин также применил нововведение, уже апробированное на КВ-1с – изделия из легированной стали заменили углеродистыми с закалкой их токами высокой частоты. В результате надёжность агрегата повысилась, а стоимость – значительно снизилась. КВ-13 вообще отличался низким уровнем использования дорогих цветных металлов – так, в отчёте от 19 апреля 1942 года указывалось, что в утверждённой конструкции танка цветные металлы присутствовали только в силовой установке и электроцепях.

В то время вся танковая промышленность СССР работала в режиме жесточайшей экономии, поэтому в соответствии с распоряжением Государственного Комитета Обороны от 23 февраля 1942 года танкостроителей обязали экономить броневой прокат. Директоры заводов должны были регулярно информировать руководство НКТП не только о наличии листов кондиционного проката, но даже обрезков, которые подразделялись на три категории в соответствии со своими размерами.

От «КВ» к «ИС»

Тем временем, осенью 1942 года в НКТП анализировали результаты сентябрьского обстрела КВ-13 из трофейных артсистем, а также информацию о появлении на фронте новых немецких тяжёлых танков «Тигр», вооружённых 88-мм танковыми пушками. В конце концов, было принято решение создать два новых прототипа КВ-13 с усиленным бронированием в 120 мм у лобовых и 90-110 мм – у бортовых деталей. Погон решили увеличить с 1420 до 1560 мм для установки на нём трёхместной башни. В результате по предварительным расчётам масса танка увеличивалась до 38 тонн, но это посчитали приемлемым.

В рапорте руководству НКТП от 1 февраля 1943 года директор завода №100 Ж.Я. Котин докладывал: «В настоящее время можно говорить, что нами практически решен вопрос по созданию надежно забронированного от всех видов противотанковой артиллерии танка с умеренной массой, который будет обладать подвижностью на поле боя не хуже, чем средний Т-34».

Однако производство корпуса и башни затягивалось – сам Опытный завод №100 такое крупное литьё изготовить не мог, а мощности ЧКЗ были полностью загружены из-за начала выпуска танка Т-34. В связи с этим заказы разместили на других предприятиях – бронедетали корпуса поступили из Свердловска (с Уральского завода тяжёлого машиностроения) только в январе 1943 года, а трехместную башню Челябинский завод №200 изготовил к 10-15 февраля.

Однако вскоре планы изменились. Это было вызвано столкновением советских подразделений с «тиграми» 503-го тяжёлого танкового батальона Вермахта во время проведения операции «Искра» по деблокированию Ленинграда в конце января 1943 года. Во многом из-за этих нескольких танков советским войскам не удалось развить наступление и полностью освободить Кировскую железную дорогу. В связи с этим 24 февраля 1943 года в Ставке Верховного главнокомандующего состоялось экстренное совещание. На нём, помимо членов Государственного комитета обороны (далее – ГКО) СССР, присутствовали «военные» наркомы, главные конструкторы танков и артсистем, представители командования РККА и т. д. Сообщение делал маршал артиллерии Н.Н. Воронов – появление танков «Тигр» он назвал внезапным. Новые немецкие танки произвели на маршала, по его словам, «потрясающее впечатление»

.


Танковая пушка ЗиС-5 не могла эффективно бороться с бронёй «тигров» Источник – dishmodels.ru

По результатам совещания ГКО принял постановление №2943сс «Об изготовлении опытных прототипов тяжелых танков ИС (Иосиф Сталин)». Для сокращения времени на их постройку решили использовать уже практически готовые корпуса КВ-13. Основные изменения должны были коснуться вооружения новых танков – 76-мм пушка ЗиС-5 была бесполезна в столкновениях с «тиграми».

Появление в документе индекса «ИС» неслучайно. Руководители многих предприятий старались заполучить возможность использовать эти буквы в наименованиях своих изделий, чтобы угодить вождю. Вот что вспоминал об этом конструктор Л.И. Горлицкий: «Вообще многие тогда боролись за получение своему оружию названия ИС. Максарев с Морозовым в 1941-м, Котин с 1942-го, но только когда наркомом стал Зальцман, это удалось. Зальцман был суеверный и считал, что надо убрать из названия «чертову дюжину» и тогда дело пойдет на лад».

Одна из попыток Ж.Я. Котина заполучить вожделенный индекс также была связана с КВ-13. 21 апреля 1942 года в коллективном письме-рапорте Сталину сотрудников Опытного танкового завода №100, которое посвящалось Дню рождения В.И. Ленина, писалось:

«…коллектив завода и конструкторского бюро, воодушевленные победами Красной Армии над немецкими полчищами под Москвой… берут на себя обязательства дать Красной Армии новый танк наступления. Этот танк пройдет в первых рядах Родной Красной Армии, способствуя её ПОБЕДЕ над немецко-фашистскими захватчиками… Коллектив завода и КБ единодушно решит дать новому танку имя нашего Великого Вождя – товарища Сталина, организатора и вдохновителя наших побед над немецко-фашистскими захватчиками…»

Оба танка были готовы уже в марте 1943 года. Первый прототип ИС «Образец №1» (индекс разработчика у него сохранился такой же, как и у КВ-13 – «Объект 233») получил 76-мм пушку Ф-34М, а на второй ИС «Образец №2» («Объект 234») установили башню от КВ-9 со 122-мм гаубицей У-11. Оба опытных ИСа проходили испытания совместно с серийным КВ-1с. К 1 апреля 1943 года «Образец №1» прошёл 489 км, «Образец №2» – 405 км, КВ-1с – 475 км. Ходовые испытания показали, что шасси новых танков получились надёжным, со стрельбами же дела обстояли значительно хуже. Так, из пятнадцати выстрелов, сделанных из 122-мм гаубицы с расстояния 400 метров, ни один из снарядов в цель не попал. Помимо этого, 76-мм пушка могла пробить бортовую броню танка Pz.Kpfw.VI только с дистанции 200 метров, что было неприемлемо.


Танки ИС «Объект 233» (справа) и ИС «Объект 234» (слева) во дворе ЧКЗ. Челябинск, весна 1943 года Источник – bronetehnika.narod.ru

В результате в НКТП приняли решение разработать кардинально новый танк с просторной трёхместной башней под установку более совершенных артсистем и с базой, увеличенной на один каток. Так появился проект нового танка ИС-85, или иначе – ИС-1. Интересно, что Ж.Я. Котин считал его продолжением всё того же КВ-13. В своём интервью журналу «Стандарты и качество» он заявил: «…с этой точки зрения (унификация и преемственность) танк ИС представлял собой лишь очередную модификацию танка КВ, у него даже был вначале свой порядковый номер «КВ-13».

Выбор снаряжения

Эконом-сборка с минимальными затратами серебра. Рекомендуем использовать Автоматический огнетушитель, так как он значительно повысит выживаемость и сохранит больше очков прочности, чем Ручной.

СнаряжениеСвойства
Малый ремкомплект Действие: Починка одного повреждённого модуля или двух повреждённых гусениц. Может использоваться многократно.

Время подготовки: 90 секунд. Списывается после боя, если был хоть раз применён.

Стоимость: 3 000 Кредиты

Малая аптечка Действие:

Лечит одного раненого танкиста. Может быть использована многократно в бою.

Время подготовки: 90 секунд. Списывается после боя, если была хоть раз применена.

Стоимость:

3 000

Автоматический огнетушитель Действие:

Автоматически тушит пожар в собственной машине. +10% к защите от пожара (бонус действует весь бой вне зависимости от того, был использован расходник или нет).

Время подготовки: 90 секунд. Списывается после боя, если было хоть раз применено.

Стоимость:

20 000

Для повышения эффективности танка, последний слот можно заменить на Доппаек.

Какие навыки (перки) прокачать на КВ-1?

Здесь всё просто. У командира качаем лампочку, у всех остальных — согласно их специальности или ремонт. Боевое братство в последнюю очередь.

Навыки командира:

  • Шестое чувство
  • Ремонт
  • Мастер на все руки
  • Боевое братство

Наводчик:

  • Плавный поворот башни
  • Ремонт
  • Снайпер
  • Боевое братство

Механик-водитель:

  • Король бездорожья
  • Ремонт
  • Виртуоз
  • Боевое братство

Радист:

  • Ремонт
  • Радиоперехват
  • Изобретатель
  • Боевое братство

Заряжающий:

  • Интуиция
  • Ремонт
  • Бесконтактная боеукладка
  • Боевое братство

Как играть на КВ-1Э

Это типичный штурмовой тяжелый танк. Главная задача – продавливание позиций противника, активная игра на передовой. В топе списка броня очень даже решает, особенно если уметь ромбовать, тогда многие одноуровневые противники не смогут нанести урон.

Впрочем, КВ-1Э может хорошо проявить себя в защите, удерживая направление даже против превосходящего числом противника. В любом случае не забывайте поглядывать на мини-карту, особенно обращайте внимание на разъезд союзников. Несмотря на всю имбовость брони, даже его могут «загрызть» толпой. Внизу списка лучше играть как танк поддержки, стреляя из-за корпуса более бронированных машин 6-7 уровня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]