«ТОР» М1, М2, М2У и М3 – модернизация советского ракетно-зенитного комплекса

В феврале 1975 года Совет Министров издал постановление, в котором говорилось о разработке первого самоходного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в СССР, под названием 9К330«Тор». За годы, прошедшие после создания первых моделей ЗРК «Тор», данное семейство пополнилось различными модернизированными образцами автономных ракетных комплексов. Все они предназначены для защиты стратегически важных объектов и для сопровождения и защиты передвигающихся войск. Кроме сухопутных комплексов, был разработан ЗРК «Кинжал», предназначение которого заключалось в защите военных кораблей.

История создания 9К330 «Тор»

После принятия постановления Совмина, оборонная промышленность СССР срочно приступила к работам по созданию ЗРК. За разработку мобильного зенитно-ракетного комплекса «Тор» отвечал НИЭМИ Минрадиопрома. Ответственными за различные части комплекса были назначены следующие советские конструкторы и предприятия:

  • Главным конструктором, отвечающим за разработку комплекса, был назначен В.П. Ефремов;
  • За разработку боевой машины отвечал И.М. Дризе (Ижевский электромеханический завод);
  • Разработку ракеты поручили МКБ «Факел».

Кроме этого, в процессе разработки ЗРК «Тор» участвовало множество советских оборонных и радиоэлектронных предприятий.

Так как новые глобальные войны планировались совершенно другого плана, чем предыдущие, нужен был новый зенитно-ракетный комплекс, который бы отвечал характеру предполагаемых военных конфликтов. Новое советское ПВО должно было не только выполнять традиционные задачи по борьбе с вражескими самолётами и вертолётами. Список целей, с которыми должен был бороться ЗРК «Тор» выглядел следующим образом:

  • Самолёты и вертолёты;
  • Крылатые ракеты;
  • Различные управляемые бомбы и прочее вооружение, которое могло быть у предполагаемого противника.

Для того, чтобы характеристики нового ЗРК отвечали всем предъявленным требованиям, нужно было разработать совершенно новую радиоэлектронную систему, способную отслеживать широкую линейку вражеских объектов. Так как мобильный комплекс «Тор» должен был сопровождать боевые части армии (главным образом танковые и БМП взводы), его было решено устанавливать на гусеничное шасси. Данная мера была необходима ещё и из-за большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, от идеи сделать комплекс плавающим пришлось отказаться.

Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году. В этом же году боевая машина была отправлена на испытательный полигон. В результате испытаний, которые длились около года, тактико-технические характеристики «Тора» оказались не совершенными, и боевая машина была отправлена на доработку. На доработки ушло около 3-х лет, и только в 1986 году зенитно-ракетный комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение.

Хотя серийным выпуском «Торов» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для новой техники поставлялись несколькими предприятиями:

  • Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу;
  • Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет;
  • Множество более мелких узлов изготавливались различными оборонными и радиоэлектронными предприятиями.

Все комплексы «Тор» были направлены в зенитные полки. В каждом полку имелись 4 батареи, каждая из которых имела по 4 машины 9К330 «Тор». В первые годы после принятия ЗРК на вооружение, «Торы» использовались вместе с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были защищать стратегические объекты и войска на марше, хотя ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

Слишком хороший

Заводская байка №2, короткая.

Как-то одно государство очень невзлюбило другое государство. После чего первое государство стало всерьез подумывать: а не разнести ли вдребезги АЭС второго государства? Однако эта задумка так и не была реализована. Одной из причин отказа от воздушного удара по АЭС стала информация, что система ПВО электростанции включает в себя поставленные Россией ЗРК «Тор». «Российский ЗРК может стать большой проблемой», — лаконично прокомментировали ситуацию заокеанские военные эксперты.

Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

Эта история имела косвенное продолжение.

Однажды на одной международной военно-выставочной площадке представители «Купола», что называется, «зацепились языками» с разработчиками иностранного ЗРК. После первичного обмена любезностями иностранцы предположили, что их комплекс, как более новый, должен превосходить по ТТХ комплекс российский.

Присутствовавший при разговоре один из директоров «Купола» предложил вместо обмена утверждениями проверить их на практике. «Дуэль! Давайте стреляться!..» — сказал он. И пояснил свою мысль: «Пусть наши комплексы в одинаковых условиях отстреляются по одинаковым имитаторам целей. А мы потом сравним результаты».

Иностранцы сперва пришли в восторг от такого предложению, а потом отказались. «Просто потому что наш комплекс слишком секретный», — сообщили зарубежные разработчики. «Просто потому что «Тор» слишком хороший», — перевели иностранную аргументацию на ИЭМЗ.

Пожалуй, на этом можно закончить часть официальную и перейти к неофициальной. Иначе говоря — к личным наблюдениям и впечатлениям.

ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Тор»

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны, так как вес оборудования был значительным.

Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе – 65 километров.

Также боевая машина несла на себе:

  • Станцию обнаружения целей;
  • Станцию наведения;
  • Пусковую установку, снабжённую 8-ю ячейками для ракет;
  • ЭВМ, главной задачей которой являлась обработка информации;
  • Система навигации;
  • Система жизнеобеспечения;
  • Электрогенератор и другие полезные мелочи.

Станция обнаружения целей работала в режиме кругового обзора, которая поочерёдно просматривала различные секторы. Программа бортовой ЭВМ устанавливала, какие секторы просматривать и в какой очерёдности.

Передняя часть башни «Тора» имела фазированную антенную решётку, которая должна была сопровождать обнаруженную цель и наводить ракеты на неё. Датчик команд для ракет, который имелся в данной системе, позволял произвести запуск 1-ой или 2-х ракет с последующим наведением их на цель.

Хотя станция наведения могла определять координаты предполагаемой цели с погрешностью до 1 метра и автоматически сопровождать цель, которая была на расстоянии до 23 км, она могла эффективно работать только по одной цели. В случае необходимости, по одной и той же цели можно было выпустить сразу две ракеты, главное чтобы интервал между запуском ракет составлял не менее 4-х секунд.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 – при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины – 9Т231.

Два выходных в году

Генезис боевых машин 9А331МУ новых ЗРК довольно непрост и прихотлив.

Сперва ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» изготавливает гусеничное шасси ГМ-5955.15-01. Потом это шасси по железной дороге перебрасывается в Ижевск. Оттуда шасси автотралом следует до ИЭМЗ. «Купол» монтирует на шасси антенно-пусковое устройство и все прочее за исключением ЗУР.

После сборки, первичного тестирования/калибровки, после проверки изделия на устойчивость к высоким/низким температурам, к влажности и запыленности, после пошаговой приемки всех работ военпредами, машина выходит на заводскую трассу. Наматывает там по грунтовке и препятствиям положенный пробег. Потом снова — тесты/калибровка, приемка.

Затем машину загоняют на автотрал, задергивают тентом и транспортируют к железной дороге. По ж/д машина уходит на КапЯр, где проходит последние испытания, включающие пуски ЗУР по имитаторам воздушных целей «Саман М» и БПЛА «Кугуар». Только после успешных пусков следуют окончательная приемка и отгрузка изделия заказчику.

ИЭМЗ / Пресс-служба ИЭМЗ

Полный цикл изготовления боевой машины с «нуля», включая работу смежников, занимает до десяти месяцев. Много это или мало? С точки зрения обычного человека, наверное, много. С точки зрения специалиста, знающего, что модернизация производства позволила «Куполу» выполнять отдельные сборочные работы не за дни, как раньше, а за считанные часы, десять месяцев — это вполне нормально.

Как сообщил представителям СМИ Игорь Иванов, ИЭМЗ полностью загружено выполнением контрактов отечественного МО и иностранных заказчиков. Выпускной цех «Купола» работает круглосуточно в три смены. График предусматривает остановку монтажных работ только 1 января и 9 мая.

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Само поражение происходило за счёт многочисленных осколков, которые находились в боевой части ракеты.

Появление модернизированной системы «Тор» – ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

В связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране в начале 90-х годов, поставки в армию «Тор-М1» были весьма незначительными. В эти годы появилась модификация «Тора», предназначенная на экспорт. Первые экспортные варианты ЗРК были проданы Китаю, в 1999 году – Греции.

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

В 2012 году вместо 9К331 «Тор-М1» начали закупать новые системы – зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У».

ВосТОРг

Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись лицом к лицу с фасадом «Купола», это ЗРК «Оса», используемый в роли элемента декора. Справа от «Осы» расположилось кафе, непринужденно названное «ВосТОРг» и украшенное силуэтом соответствующего комплекса.

При всей законной гордости, которую вызывают ЗРК, гендиректор Фанил Зиятдинов гражданской продукцией «Купола» гордится не меньше, чем военной:

— Вы знаете, что мы единственные в России, кто выпускает сверхнизкоактивный свинец для микроэлектроники? Мы этот материал не просто производим, но и очень успешно продаем. В том числе за рубеж.

— Кто же из иностранцев закупает такие материалы?

— Есть несколько компаний. Например, IBM, Intel, Samsung. В их микрочипах, микропроцессорах и микросхемах памяти — наш ижевский чистый свинец.

— Разве режим санкций не мешает вашим поставкам?

— Конечно, режим санкций порождает определенные риски… для наших партнеров. Но IBM и остальные пока выкручиваются.

Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

Цеха «Купола» – дивная смесь хай-тека и ностальгии по 80-м годам прошлого века. Новейшие управляемые компьютерами станки соседствуют с токарными «старичками» периода «развитого социализма», а нанотехнологии — с выполняемой исключительно в стиле hand made облудкой.

Если кто не знает, что означает последний термин, поясним. Облудка — это когда девчата в белых халатах разыгрывают пушкинскую пантомиму «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». На специальных плазах они плетут машинный жгут, а потом раскрепляют бесчисленные провода на платах с помощью мастики.

На сборку каждой боевой машины ЗРК «Тор» уходит до 100 км электропроводов, проложенных, соединенных и сплетенных в точном соответствии с чертежами. Можно догадаться, какое адское терпение требуется для подобной работы.

— Девушки, а почему у вас у всех на левых руках браслеты с проводами?

— А это заземление. Пол у нас, кстати, антистатичный.

— Зачем?

— Чтобы прически дыбом не стояли!

Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ

«Тор-М2У» стал дальнейшим витком развития ЗРК систем «Тор». Данные боевые машины выпускаются на двух типах шасси:

  • 9А331МУ на гусеничном шасси;
  • 9А331МК на колёсном шасси.

В системе обнаружения целей теперь используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет. Хотя ракеты, которые применяются на новом комплексе «Тор-М2» остались такими же, как и на «Тор-М1», за счет использования новейшей электроники, удалось повысить дальность поражения целей.

В настоящее время идёт активная замена зенитных систем «Тор» старого поколения новыми «Тор-М2». Кроме того, эти системы активно покупаются зарубежными государствами. Так как зенитно-ракетные комплексы «Тор» нового поколения являются новейшими разработками в своём классе, их производство будет вестись на протяжении нескольких последующих десятилетий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]