В 2022 году ВС РФ уделили особое внимание десантированию парашютным способом штатных парашютно-десантных подразделений на недавно принятых на вооружение БМД-4М «Бахча».
Эти машины неоднократно удостаивались самых лестных комплиментов со стороны военных аналитиков. Например, они успешно прошли «крещение небом» на учениях «Кавказ-2020». Тогда десять модернизированных машин высадили на парашютах на полигон Капустин Яр. Как писали СМИ по итогам учений, «Бахча» зарекомендовали себя как «надежная и эффективная боевая техника».
Основные боевые задачи
Аналитики отмечали, что основное преимущество машин — это моментально вступать в бой сразу после приземления, так как «спуск» идет сразу с экипажем в кабине. Для десантирования «Бахчи» используют новейшие парашютные системы типа ПБС-950У и МКС-350 — их разрабатывали специально для «четверок». В основные боевые задачи «Бахчи» входит транспортировка десантников в ближнем и оперативном тылу. Он защищает бойцов от стрелкового оружия и осколков, помогая уничтожить огневые точки и живую силу противников.
Корпус машины сделан из легкого алюминия, а башня — из стали. Броня на нем противопульная, неориентированная на попадание более массивных снарядов. Серьезную защиту нельзя было ставить — это бы утяжелило корпус и затруднило спуск на парашюте с самолета.
БДМ-4М с легкостью пересекает водные преграды. Мощный 500-сильный дизельный двигатель УТД-29 с жидкостным охлаждением может разогнать машину до 70 километров в час, а запас хода составляет 500 километров. «Бахча» может менять по ходу выполнения задач клиренс — от 190 до 590 миллиметров.
Легкий и мощный
По сути, БМД-4М представляет из себя легкий танк, который по весу составляет 13,6 тонн. При этом у него внушительный арсенал. Его «главный калибр» — это 100-миллиметровое орудие 2А70 с автоматом заряжания. Оно поражает цели, расположенные на расстоянии до семи километров. Стрельба ведется со скоростью 10 выстрелов в минуту.
Орудие спарено с 30-миллимитровой автоматической пушкой типа 2А72 — она предназначена для ликвидации живых сил на расстоянии до четырех километров. Помимо этого в арсенале есть пулемет 7,62 миллиметра, а также четыре управляемые противотанковые ракеты «Аркан». Экипаж ведет стрельбу через ствол основного орудия.
«Бахча» оснащен современной системой управления огнем, включающей в себя дальномерный прицел с дневными и ночными каналами, который есть у командира. У наводчика же прицел с отдельным каналом для управления ПТУР и тепловизором. В орудие также встроены стабилизатор в двух плоскостях, устройство для автоматического сопровождения целей и баллистический вычислитель. Все это работает с помощью единой информационной системы и датчиков, передающих данные об окружающей обстановке.
АО «КБП» — это мощный научно-производственный центр, создающий системы высокоточного оружия (ВТО) ближней тактической зоны и современное стрелково-пушечное и гранатометное вооружение.
В арсенале КБП разработка и производство самых современных комплексов вооружения, способных успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами, целый ряд изделий имеет уникальные тактико-технические характеристики.
Учитывая опыт боевых действий последних десятилетий, КБП в качестве приоритетного направления деятельности выделяет разработку и производство ВТО как средства решать боевые задачи, выполнение которых традиционными средствами малоэффективно, либо невозможно. Применение высокоточного оружия позволяет избежать потерь среди мирного населения, разрушений инфраструктуры и материальных ценностей, нарушений экологии, что неизбежно происходит при использовании мощного неуправляемого оружия, например кассетных и осколочно-фугасных артиллерийских снарядов, авиабомб и боеприпасов РСЗО.
Особенностью деятельности КБП является разработка широкого спектра систем ВТО тактической зоны классов «поверхность-поверхность», «поверхность-воздух», «воздух-поверхность». Предприятие разрабатывает такое вооружение для всех видов войск. Наибольшую известность получили достижения в области создания зенитных ракетно-пушечных комплексов, противотанковых ракетных комплексов, комплексов вооружения для бронетанковой техники, комплексов артиллерийского управляемого вооружения.
Наряду с этим, филиал КБП – ЦКИБ СОО занимается разработкой современного стрелково-пушечного и гранатометного оружия. Для оснащения правоохранительных структур создана система специализированного вооружения, включающая автоматические, ручные и подствольные гранатометы, снайперские винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, пистолеты и револьверы.
Целый ряд новейших образцов военной техники поступает на вооружение Российской армии, МВД, других силовых ведомств, экспортируется в различные страны мира. В условиях экономической нестабильности конца прошлого века КБП удалось не растерять свой идейный потенциал, сохранить и преумножить научно-технический задел для выполнения новых работ, освоить ряд передовых конкурентоспособных технологий, соответствующих мировому уровню. Все это позволяет КБП находится в лидерах отрасли, вносить заметный вклад в развитие российской экономики за счет продаж военной техники на внешнем рынке.
Руководство предприятия считает основным условием развития предприятия выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке перспективных и модернизации существующих образцов, вкладывая при этом в проведение НИОКР значительную долю собственных средств. Численность сотрудников конструкторских подразделений составляет около 2,5 тысяч.
Как головной разработчик сложных образцов вооружения, КБП координирует работу большого количества предприятий и организаций, включая институты Академии наук РФ, формирует идеологию и перспективы развития многих видов вооружения в государственном масштабе.
КБП обладает развитой производственной базой, позволяющей создавать опытные образцы и серийно выпускать разрабатываемое оружие. Станочное и технологическое оборудование дает возможность изготавливать механические и электронные узлы, системы различной степени сложности, вести финишную сборку образцов вооружения.
Предприятие является заметным участником международного рынка вооружений, где зарекомендовало себя как надежного партнера. Продукция КБП получает высокие оценки на специализированных выставках оружия, иностранный потребитель заинтересован в ее приобретении. Изделия разработки КБП имеют в своем арсенале более 70 государств. В настоящее время портфель заказов составляет несколько миллиардов долларов.
Гордостью КБП являются его люди – талантливые конструкторы и рабочие. Более 1000 человек награждены государственными наградами и почетными званиями. На предприятии работают 15 докторов наук, 70 кандидатов наук, 1 академик РАН, 2 академика Российской Академии ракетно-артиллерийских наук, 65% сотрудников имеют высшее или среднее профессиональное образование. На предприятии работают несколько тысяч рабочих и инженеров, подавляющая часть которых потомственные оружейники, чьи отцы и деды ковали славу тульского и русского оружия во второй половине ХХ века, их потомки продолжают эти славные традиции в наши дни.
Ряд изделий по лицензиям изготавливается во многих странах мира. В каждом новом появившемся на свет образце вооружения, выезжающим за ворота предприятия, живет дух творчества, традиций научной и технической мысли, инновационных идей многотысячного коллектива Конструкторского бюро приборостроения.
Тернистый путь
Серийное производство БДМ-4М началось в 2016 году, но первые образцы появились сильно раньше. Предшественником «Бахчи» был БДМ-3. Он не устраивал военных из-за вооружения. В Минобороны хотели получить боевую машину со 100-миллиметровой пушкой, которая была у БМП-3, но это сильно утяжеляло машину. В итоге в корпус удалось встроить только пушку 30 миллиметров типа 2А42.
Следующая версия БМД, сконструированная к 2004 году, была на тонну легче, но и туда не удалось внедрить 100-миллиметровое оружие с боекомплектом. В 2005 году банкротство Волгоградского тракторного завода едва не поставило крест на проекте, однако право дальнейшей разработки было передано «Курганмашзаводу». Конструкторам удалось изменить геометрию корпуса, и в 2008 году был представлен первый образец БМД-4М.
Боевая машина десанта, третья (II)
Авторы и редакция выражают благодарность Г.Б. Пастернаку, А.И. Ковалеву и А.В. Хребтаню за помощь, оказанную при подготовке статьи.
<<< См. первую часть
От «Бахчи» до БМД-3
ВгТЗ приступил к выполнению следующего этапа ОКР – подготовке рабочей конструкторской документации и изготовлению трех опытных образцов для предварительных испытаний. При взвешивании собранных машин было установлено, что они на 190–290 кг превышают заданную ТТЗ боевую массу (не более 12,5 т в серийном производстве). Завод оперативно представил мероприятия по снижению массы на 290 кг, и совместным решением БМД «Объект 950» были допущены на предварительные испытания. Заводские испытания первых трех образцов «Бахчи» завершились уже в 1985 г.
Предварительные испытания трех опытных образцов БМД «Объект 950» показали, что требования ТТЗ в основном выполнены. Вместе с тем, выявилось большое количество отказов и неисправностей, требующих конструктивной доработки. Следует отметить, что испытания проводились в сложной обстановке, когда начальник ГБТУ М.Ю. Потапов использовал любую возможность для прекращения дальнейших работ. Заводу приходилось мгновенно реагировать на все выявленные дефекты или замечания, разрабатывать соответствующие мероприятия с оценкой эффективности на опытных образцах. В результате к концу предварительных испытаний многие недостатки БМД были устранены.
Однако некоторые проблемные вопросы до сих пор остаются нерешенными, например:
— защита от разрушения торсионного вала, соединяющего двигатель с трансмиссией;
— включение реверса трансмиссии в положения «Передний ход» и «Задний ход» без затруднений;
— потеря давления масла в системе гидроуправления и смазки трансмиссии.
Предварительные испытания завершились в марте 1986 г. копровыми, физиологическими и примерочными испытаниями. Положительные результаты 15 копровых сбросов машины открыли путь БМД «Объект 950» к летным испытаниям по десантированию парашютным способом с боевым расчетом внутри машины. При этом не имелось каких-либо серьезных замечаний, требующих внедрения мероприятий по повышению прочности машины и сохранению ее боеспособности после приземления. В то же время, на опытном образце БМП-3 уже после первого копрового сброса зафиксировали наличие деформаций днища и крыши корпуса, заклинивание транспортера боевого отделения и другие дефекты, свидетельствующие о потере боеспособности машины после приземления.
Боевая машина десанта БМД-3 («Объект 950») |
В процессе изготовления трех опытных образцов для государственных испытаний было внедрено много усовершенствований, направленных на повышение надежности БМД с увеличением массы. Боевая масса опытной БМД «Объект 950» приблизилась к 12,9 т, и никакие ранее заявленные мероприятия по снижению массы уже не решали данной проблемы (главный конструктор А.В. Шабалин установил премирование конструкторов за уменьшение массы даже на 0,5 кг). Выход нашли в увеличении грузоподъемности самолетов Ил-76М и Ил-76МД на 1200 кг за счет соответствующего сокращения массы топлива на борту. Таким образом, появилась возможность «узаконить» увеличение боевой массы БМД «Объект 950» до 12,9 т.
Специальным совместным решением ГБТУ и Управления командующего ВДВ в сентябре 1986 г. БМД «Объект 950» с такой массой все же была допущена на государственные испытания. Длина машины по корпусу составила 6065 мм (против заданных 6000 мм), высота по крыше башни – 2250 мм (соответствовала ТТЗ), но при этом номинальный клиренс был уменьшен с 450 до 430 мм.
По сравнению с ТТЗ углы вертикального наведения курсовых установок вооружения были уменьшены. В отношении бронестойкости корпуса выяснилось, что обеспечить надежную защиту от 12,7-мм пуль не удается по стойкости сварных соединений листов алюминиевой брони. По стойкости к взрывам мин требования ТТЗ также не были выполнены: давление затекающей взрывной волны при подрыве под машиной заряда ВВ массой 2,5 кг превысило допустимые 0,35 кг/см2, гусеница разрушалась при подрыве под ней заряда 0,3 кг. Кроме того, имелись замечания по проникновению свинцовых брызг и мелких осколков через стыки люков и амбразуры установки гранатомета и пушки, по защите от зажигательного оружия (затекание огнесмесей, проникание пламени через радиатор). Использование серийных оптических приборов не позволило реализовать требования по их защите от лазерного излучения. Были замечания по возможности работы двигателя на легких топливах (требование многотопливности сохранялось), обеспечению очистки воздуха в условиях сильной запыленности, работе бортовой электросети, креплению на железнодорожной платформе, превышению времени техобслуживания и др.
С 27 октября 1986 г. по 27 октября 1987 г. проходили государственные испытания трех образцов БМД «Объект 950» (в объеме 8000 км пробега для каждой машины) в различных климатических зонах: Нижнем и Среднем Поволжье, Литве, Армении, Туркмении, Крыму и Московской области. Работа по машине была, естественно, самым тесным образом увязана с созданием средств десантирования и десантного оборудования самолетов. С учетом отставания в разработке средств десантирования от создания самой машины и невозможности их одновременного принятия на вооружение* появился резерв времени для дальнейшей доводки новой БМД. Поэтому государственная комиссия под председательством заместителя начальника Штаба ВДВ генерал-майора Н.И. Сердюкова вынесла следующее решение: «Рекомендовать принять на вооружение Советской Армии и Военно-Морского Флота и постановку ее на серийное производство с учетом устранения выявленных недостатков и проверки эффективности доработок контрольными испытаниями».
* Более подробно о разработке средств десантирования для БМД-3 («ТиВ» №12/2011 г., №1,3/2012 г.) будет рассказано на сайте «Отвага» в ближайшее время
В начале 1987 г. состоялись специальные наземные испытания «Бахчи» на возможность ее авиатранспортирования в самолетах Ил-76 и Ан-22. И если по Ил-76М (МД) актом от 9 апреля 1987 г. было признано, что «Объект 950» «допускается к транспортированию в количестве трех единиц», то по размещению и швартовке в самолете Ан-22 имелся ряд замечаний. Одним из главных и здесь являлось превышение массы БМД, представленной на испытания, против заявленной в технической документации.
По результатам государственных испытаний два опытных образца БМД «Объект 950» доработали. Эти машины с 10 июля по 19 ноября 1988 г. подверглись контрольным испытаниям в трех климатических зонах: в Азербайджане, в Волгоградской и Московской областях. Испытания в основном подтвердили эффективность внедренных мероприятий по повышению безотказности и эксплуатационных показателей машины. Если на госиспытаниях ходовая часть показала в среднем 2,58 отказа на 100 км пути, а трансмиссия – 2,37, то на контрольных испытаниях этот показатель составил 1,44 и 0,44 соответственно. Следует отметить, что по результатам контрольных испытаний среднее значение параметра отказов, хотя и превышало заданное по ТТЗ значение, но оказалось в 2 раза меньше, чем на БМП-3 после аналогичных испытаний.
17 ноября 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, предусматривавшее изготовление десяти БМД-3 (со сдачей во II квартале 1990 г.). Две из них предназначались для проведения ОКР по командирскому варианту, две – для ОКР по унифицированному КП ПВО («Касательная»), а еще шесть предлагалось подвергнуть ускоренной войсковой эксплуатации, по результатам которой скорректировать документацию на машину.
На основании положительных результатов выполнения ОКР «Бахча» и «Бахча-ПДС» Минавтосельхозмаш, Минавиапром совместно с Министерством обороны подготовили пакет соответствующих документов, и 10 февраля 1990 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О принятии на вооружение Советской Армии и Военно-Морского Флота боевой машины десанта БМД-3 и средств десантирования ПБС-950».
Приказом министра обороны, объявляющим данное постановление, боевая машина десанта БМД-3 и средства ее десантирования ПБС-950 предназначались для укомплектования парашютно-десантных частей Советской Армии и частей морской пехоты ВМФ. Учитывая повышенную сложность конструкции новых машин, этим же приказом в парашютно-десантных ротах, оснащенных БМД-3, вместо старшего техника роты (прапорщика) вводилась должность заместителя командира роты по вооружению (офицера). Минавтосельхозмаш и Минавиапром получили указания по созданию мощностей, рассчитанных на ежегодное производство: первое министерство – до 700 БМД-3 и ее модификаций, до 5000 двигателей типа 2В-06, а второе – до 700 комплектов ПБС-950 и их модификаций.
Серийное производство новых средств десантирования возлагалось на Таганрогское АПО, для которого выполнение данного заказа не вызывало никаких проблем.
Сложнее складывалась обстановка с производственными мощностями по выпуску БМД-3 на ведущих заводах (Волгоградский тракторный завод, Волгоградский судостроительный завод и Челябинский тракторный завод). Выпуск машины нового поколения всегда сопровождается организацией новых производств и определенной реорганизацией имеющихся. БМД-3 и двигатель 2В-06-2 потребовали, в частности, наладить заново производство топливной аппаратуры, турбокомпрессора и системы охлаждения, кузнечно-заготовительное производство, штамповку деталей из специальных алюминиевых сплавов, штамповку и литье изделий из магниевых сплавов, штамповку и прокат изделий из титановых сплавов.
Трудоемкость изделий в нормо-часах по сравнению с машинами семейства БМД-1–БТР-Д выросла: по боевой машине – примерно в 1,1 раза, по двигателю – в 1,5 раза. Требовались не только серьезная подготовка производства, но и значительные капитальные вложения, непосильные для отдельных министерств.
В условиях перестроечной «чехарды» решить возникшие проблемы было непросто. Уже во время государственных испытаний БМД-3 в 1987 г. Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, в систему которого входил ВгТЗ, было реорганизовано, а в конце 1988 г. ликвидировано. Такая же участь постигла Министерство автомобильной промышленности, а затем было создано Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В его составе сформировали Государственное производственное объединение «Волгарь», которому постановлением от 10 февраля 1990 г. и поручалось создать мощности по производству БМД-3 и двигателей типа 2В. Минавтосельхозмаш совместно с другими министерствами приступили к разработке проекта постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по подготовке необходимых производственных мощностей для выпуска БМД-3 и двигателей типа 2В-06. Однако к моменту развала СССР эту работу не завершили.
31 октября1991 г. было принято Постановление «О создании мощностей для выпуска боевых машин десанта БМД-3, танковых двигателей типа 2В, запасных частей к ним ПО «Волгоградский тракторный Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения в 1991–1995 гг.»
Органы руководства и подчиненность менялись с калейдоскопический быстротой. В начале ноября1991 г. первый заместитель министра обороны СССР генерал-полковник П.С. Грачев направил Президенту Б.Н. Ельцину документ «О рассмотрении и принятии Постановления о серийном производстве БМД-3 и машин на ее базе в ПО «ВгТЗ».
Пришлось весь пакет документов переоформлять и заново согласовывать уже как проект постановления Правительства Российской Федерации. Он затормозился в Министерстве финансов из-за отсутствия в бюджете необходимых средств. Для принятия решения проект постановления был направлен Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину, где был положен «под сукно».
С помощью банковских кредитов ВгТЗ удалось подготовить мощности на ежегодный выпуск 120 машин типа БМД-3. Однако и эта возможность не была использована, так как за 8 лет (с 1990 по 1997 г.) ВгТЗ собрал всего 137 БМД-3: в 1990 г. – 5 шт., в 1991 г. – 25 шт., в 1992 г. – 15 шт., в 1993 г. – 27 шт., в 1994 г. – 35 шт., в 1995 г. – 15 шт., в 1996 г. – 9 шт., в 1997 г. – 6 шт. На этом серийное производство БМД-3 прекратилось, а принятая в 1996 г. на вооружение командирская БМД-3К так и не была поставлена на серийное производство. Сравним это с выпуском боевых машин десанта в 1987 г.: 100 БМД-1, 20 БМД-1К и 80 БМД-2. БМД-2 (не слишком удовлетворявших десантников) в 1984–1990 гг. изготовили 562. Даже с учетом новизны БМД-3 (выпуск БМД-2 все-таки опирался на поставленное производство БМД-1) получается существенная разница. О том, что означает такое количество машин для войск, можно судить хотя бы по тому, что штат парашютно-десантного батальона включает 31 БМД, отдельного парашютно-десантного батальона – 34, отдельного разведывательного батальона – 27.
В качестве справки отметим, что в соответствии с указанием Минавтосельхозмаша на ВгТЗ подготовка производственных площадей под выпуск новой продукции началась еще в конце 1980-х гг. Было полностью демонтировано и сдано в металлолом технологическое оборудование в цехах для изготовления двигателей В2 и В6, заканчивалось строительство нового цветнолитейного цеха и ряда других в расчете на загрузку новыми заказами. Однако с развалом СССР вся эта деятельность постепенно прекратилась. Старое дизельное производство было ликвидировано, а новое не успели создать. Как показали последующие события, спецпроизводство ВгТЗ могло бы процветать еще долгие годы только за счет поставок двигателей В2 и В6 в народное хозяйство России. Реально же в конце 1990-х гг. ООО «ВМК «ВгТЗ» (последнее название бывшего спецпроизводства ВгТЗ после разделения только за счет капитального ремонта БМД-2.
В процессе изготовления установочной партии БМД-3 на отдельных машинах было зафиксировано превышение боевой массы над установленным значением 12,9 т. Основной причиной стало наличие больших плюсовых допусков на изготовление броневых листов из алюминиевых сплавов, используемых в корпусе БМД-3. Уже в ноябре 1991 г. было утверждено увеличение максимальной боевой массы машины до 13,2 т, что повлекло за собой рост массы десантируемого моногруза с 14,4 до 14,7 т и потребовало оформить совместное решение по увеличению грузоподъемности самолетов Ил-76М и Ил-76МД еще на 900 кгз а счет исключения из самолетов части возимого ЗИП и эксплуатационной документации. В сокращенный ЗИП вошли, в том числе, контейнеры постановки ложных тепловых целей АПП-50, бортовые средства обслуживания на стоянке и другое оборудование, а это снижало возможности самолета по преодолению ПВО противника и не позволяло обслуживать его на внебазовом аэродроме.
Поскольку средства ПБС-950 не позволяли десантировать БМД-3 массой более 12,9 т (не гарантировались десантирование расчета внутри машины и ее полная боеготовность после приземления, как это предусматривалось заданием), было принято решение временно ограничить боевую массу выпускаемых машин. Это сделали за счет сокращения боевого комплекта и ЗИПа – до завершения ОКР «Бахча-К-ПДС» по созданию модернизированных средств десантирования для машин БМД-3 и БМД-3К массой 13,2 т. От разработчиков средств десантирования ПБС-950 («Бахча-ПДС») потребовалось провести их модернизацию еще до принятия средств на снабжение. Сроки выполнения этой ОКР оказались очень сильно растянуты, и ВДВ до сих пор не имеют средств десантирования для БМД-3 боевой массой более 12,9 т.
Малое количество БМД-3, поставленных в войска, естественно, отрицательно сказалось на процессе освоения этих машин в войсках и организации боевой подготовки, так как в парашютно-десантных полках основными по-прежнему оставались БМД-1П и БМД-2. С развалом СССР практически прекратилась разработка и обеспечение войск учебно-техническими средствами, тренажерами, документацией по организации эксплуатации новой техники, техническому обслуживанию и войсковому ремонту. Все это сказалось и на отношении к новой технике в войсках. В связи со слабым знанием БМД-3 личным составом частей ВДВ эти машины часто выходили из строя. ВгТЗ и ГАБТУ МО были засыпаны жалобами и рекламациями из войск.
Конечно, БМД-3 не была идеальной. Еще продолжалась ее конструкторская доработка по выявленным замечаниям, не были единичными и дефекты производственного характера. Однако анализ, выполненный специалистами ВгТЗ, показал, что основное количество дефектов связано с нарушением правил эксплуатации личным составом подразделений и частей ВДВ.
В ходе серийного производства при проведении периодических испытаний с выполнением всех требований инструкции по эксплуатации среднее значение параметра потока отказов соответствует заданному ТТЗ значению – не более 1 отказа на 1000 км пробега в пределах гарантийной наработки 8000 км.
За создание и освоение в серийном производстве боевых машин БМП-3 и БМД-3 два авторских коллектива выдвигались на соискание звания лауреатов Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники. Однако звание лауреатов Государственной премии 1995 г. было присвоено за БМД-3 авторскому коллективу в следующем составе: командующий ВДВ Е.Н. Подколзин, главный конструктор ВгТЗ А.В. Шабалин, главный конструктор ЧТЗ В.И. Бутов, начальники конструкторских отделов СКБ ВгТЗ Г.Н. Малякин и В.К. Семенов, бывший председатель НТК ВДВ Б.М. Островерхов, действующий председатель НТК ВДВ Ю.А. Бражников, старший офицер отдела НТК ГАБТУ МО А.И. Ковалев.
См. окончание >>>
Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»
Поделиться в социальных сетях: