ВМС Турции. Обзор
ВМС Турции имеют в своем составе (после реорганизации): 165 боевых кораблей и катеров (в том числе 16 фрегатов, 10 корветов, 16 патрульных кораблей, 13 подлодок, 11 тральщиков, 33 десантных корабля и катера, 18 ракетных катеров и 33 патрульных катера), 16 самолетов базовой патрульной авиации и 38 вертолетов. Основу надводного флота составляют 24 сторожевых корабля: 16 фрегатов и 10 крупных многоцелевых корветов. Турецкий флот имеет солидное суммарное полное водоизмещение кораблей основных классов − 88 500 тонн (для сравнения: Германия − 56 800 т). Анкара, укрепляя свои геополитические позиции, армию и флот, экономику, стала мощной региональной державой. Турция, единственная из стран Причерноморья, кроме России разумеется имеет подводные лодки, частично построенные на местных верфях по немецким проектам. Всего у турок в строю 13 подводных лодок: — 5 Atılay-class немецкого проекта 209/1200, водоизмещением 1600 тонн, 1979-1989 г.г. постройки (цифра 1200 означает водоизмещение лодки). Средний ремонт с установкой воздухонезависимого двигателя отменен. Планируется ограниченная модернизация.
Тактико-технические характеристики проекта 209/1200. Водоизмещение: 990 т — надводное и 1200 т – подводное. Длина — 56 м. Ширина — 6 м. Осадка — 5,5 м. Наибольшая надводная скорость — 10, подводная — 22 узла. Дальность плавания — до 5000 миль при скорости 8 уз. Одновальная энергетическая установка корабля состоит из четырех дизель-генераторов (ДГ) мощностью по 1000 л.с. каждый, и главного гребного электродвигателя (ГЭД) мощностью в 5000 л.с. Вооружение состоит из восьми 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом до 20 торпед. Экипаж — 33 человека.
— 4 Preveze-class проекта 209T1/1400, водоизмещением 1800 тонн, 1994-1999 г.г. постройки.
Тактико-технические характеристики проекта 209Т1/1400. Водоизмещение — до 1464/1586 т. Наибольшая надводная скорость — 10, подводная — 22 узла. Длина — 62 м, ширина — 6,2 м. Осадка в 5,5 м. Дальность плавания — 5000 миль, но при вдвое меньшей скорости хода, т.е. всего в 4 уз. Энергетическая установка на подводных лодках состоит из четырех ДГ MTU 12V396 SB83 по 900 л.с. и одного ГЭД мощностью в 4000 л.с. Экипаж — 35 человек. — 4 Gür-class проекта 209T2/1400, водоизмещением 1800 тонн, 2003-2007 г.г. постройки. Лодки вооружены 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, боезапас-14 торпед, возможна установка противокорабельных ракет «Sub Harpoon» и морских мин.
Турецкая дизель-электрическая подводная лодка S 357 Gür проекта 209T2/1400 в Босфоре Лодки классов «Preveze» и «Gür» еще менее шумные, чем « Atılay», а за счет малых габаритов так же трудно обнаруживаемы. Малая же автономность и небольшая подводная скорость турецких лодок компенсируются повышающейся боевой эффективностью из-за ввода в боекомплект противокорабельных ракет «Sub Harpoon». Минус в этом вооружении в том, что Анкара полностью зависима в технологическом плане от США: ракеты, контейнеры, испытательное и вспомогательное оборудование, запчасти, техническую документацию по ПКР всё из Штатов. Пентагон продолжает обучение турецкого флотского персонала, техническую поддержку ракет UGM-84L и выполнение другие задач по материальному обеспечению ПКР. Планируется, что лодки проекта 209T1/1400 будут заменены 6 лодками типа 214, с дизельной двигательной установкой, совмещенной с воздухонезависимой двигательной установкой (AIP) на основе водородных топливных элементов c полимерной электролитической мембраной (PEM) Siemens, строящимися на турецких верфях. Так как турецкий тип 214 будет иметь огромное количество исконно турецких систем на борту, этот вариант лодки было решено именовать типом 214TN (Turkish Navy). HDW будет собирать основные корпусные и механические узлы и секретные компоненты, такие как топливные элементы и двигательная установка в Германии, а затем перевозить их к месту сборки. Все электронные компоненты и системы вооружения (включая систему C4I) будут производиться и устанавливаться уже непосредственно в Турции. Впрочем, на сегодня отставание от изначального графика программы оценивается в шесть лет. Задержку в строительстве подлодок вызвали проблемы с финансированием и ошибки проектирования, чреватые потерей остойчивости в надводном положении. В итоге строительство первой субмарины серии «Пири Рейс» началось только в 2015 году. Ее планируют передать флоту в 2022 году. А завершение поставки всех шести подлодок ожидается к 2026 году. Подводные лодки проекта 214 достигают в длину 65 метров при подводном водоизмещении 1860 тонн. Лодки изготовлены с использованием технологий малозаметности, оснащены комбинированной дизель-электрической/анаэробной (воздухонезависимой на топливных элементах) энергетической установкой, которая позволяет субмарине двигаться без всплытия более 10 дней. Скорость в подводном положении – до 20 узлов, в надводном – 12 узлов. Глубина погружения – до 400 метров. Подлодки проекта 214 вооружены восемью 533-мм торпедными аппаратами, а также могут выставлять минные заграждения. 24 октября этого года Минобороны Турции объявило о запуске MiLDEN — проекта постройки отечественных боевых субмарин. MiLDEN является сокращением от Milli Denizalti, что переводится как «национальная подводная лодка». Первую субмарину планируют принять на вооружение к 2040 году, и она будет построена на базе немецкого проекта Type 209. Надводные силы флота составляют-14 фрегатов, из которых: — 8 бывших американских «Оливер Х. Перри» получены в 1997—2003 г.г. из резерва американского флота. Водоизмещение-4100 тонн. Длина – 135, 64 м, ширина – 13,72 м, осадка – 7,5 м. ГЭУ: 2 ГТУ General Electric LM2500-30, 1 вал, 41000 л.с. (31 MW), 2 вспом. дизеля (650 л.с.), 2 подруливающих устройства. Скорость – 29 узлов. Дальность плавания – 4500/20. Вооружение: 1х1 ПУ MK13Mod.4 ЗРК Tartar/ПКРК Harpoon (32 ЗУР SM-1 MR и 8 Harpoon); 1х1 76-мм АУ OTO Melara Mk75, 1х6 20-мм МЗАК Mk15 Vulcan-Phalanx, 2х3 324-мм ТА Mk32 (6 торпед Mk46 или Mk50), 1-2 вертолета SH-2F Seasprite LAMPS Mk I (на FFG 7, 8, 9-19, 29-32) в ангаре. Экипаж – 205 чел. (15 офицеров). Ввиду моральной и технической устарелости кораблей, было принято решение подвергнуть их масштабной модернизации по программе GENESIS. Модернизация включала капитальную замену электроники кораблей, усовершенствование их вооружения и приведение систем в соответствие с стандартами Турции. В ходе модернизации, корабли были оснащены новой БИУС GENESIS— высокоэффективной полностью автоматической системой, способной отслеживать и идентифицировать до 1000 целей одновременно. Радиолокационное оснащение фрегатов было заменено новой трёхкоординатной РЛС SMART-S, голландского производства, способной обнаруживать воздушные цели на дистанции до 250 километров. Также корабли получили новый поисковый сонар большого радиуса действия. Вооружение кораблей было дополнено вертикальной пусковой установкой Mk 41 на восемь ячеек, установленной в носовой части перед балочной пусковой Mk 13. Пусковая используется для размещения ракет Evolved Sea Sparrow Missile, существенно расширяя возможности фрегата по ближней противовоздушной обороне и поражению низколетящих ракет. Летные площадки на корме фрегатов были адаптированы для того, чтобы оперировать вертолетами S-70 «Seahawk». Первый фрегат типа G (как стали называться модернизированные фрегаты в турецком флоте) был принят в состав ВМФ в 2007 году, последний — в 2011. На данный момент восемь фрегатов типа G составляют основу дальней противовоздушной обороны турецкого флота, так как ни один другой турецкий корабль не способен нести дальнобойные ракеты SM-1MR. Правда, насколько боеспособен ЗРК среднего радиуса «Стандарт SM-1MR (ветеран Вьетнамской войны) — одному Богу известно.
Фрегат TCG «Gediz» (F-495) ВМС Турции — 4 фрегата DE MEKO 200TN Track IIA построены в Турции по измененному немецкому проекту МЕКО 2000. Были установлены новые системы навигации, управления артвооружением и радиопротиводействия. Водоизмещение 3300 тонн. Длина – 116,72 м, ширина – 14,8 м, осадка – 4,25 м. ЭУ – двухвальная, 2 ГТУ GE LM-2500 (63532 л.с.), 2 дизеля MTU 16V 1163 TB83 (13060 л.с.). Скорость – 32 уз. Дальность плавания – 4100/18. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР Harpoon, 1х16 УВП Mk41 Mod.8 (Sea Sparrow ESSM), 127-мм АУ Mk45 Mod.1, 3х4 25-мм МЗАК Oerlikon Contraves GM25-52 Sea Zenith, 2х3 324-мм ТА Mk32 (Mk46 Mod.5), 1 вертолет АВ.212. Экипаж – 180 чел. (24 оф.)
Фрегат TCG «Turgutreis» (F-241) ВМС Турции — 4 фрегата DE MEKO 200TN Track I. Первые два фрегата MEKO 200TN для ВМС Турции построены в Германии (Blohm und Voss, HDW): F240 Yavuz, F241 Turgut Reis и переданы ВМФ Турции в 1988 и 1989 г.г. соответственно. Еще 2 построены в Турции. Водоизмещение: 3000 тонн. Длина – 110,5 м, ширина – 14,2 м, осадка – 3,94 м. ЭУ – двухвальная, 4 дизеля MTU 20V1163 TB93, 29940 л.с. Скорость – 27 уз. Дальность плавания – 4000/18. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР Harpoon, 1х8 ПУ Mk29 Mod.1 ЗРК Sea Sparrow (16 ЗУР), 1 127-мм АУ Mk45 Mod.1, 3х4 25-мм МЗАК Oerlikon Contraves Sea Zenith GM25, 2х3 324-мм ТА Mk32 (Mk46 Mod.5), 1 вертолет АВ.212. Экипаж – 180 чел. (26 оф.).
Турецкий фрегат TCG «Barbaros» (F-244) проекта DE MEKO 200TN Track IIA В январе 1996 года в Турции началась разработка фрегата собственного проекта TF-2000 (Turkish Frigate-2000), прототипом которого явился норвежский фрегат F-310 «Фритьоф Нансен», который получил статус общенациональной военной корабельной программы. Это многоцелевой боевой стелс-корабль, способный решать ряд миссий, включая разведку, наблюдение, идентификацию целей, раннего предупреждения, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, функции ПВО. Головной корабль серии должен сойти со стапелей турецкой верфи Golcuk в 2022 году.
Предполагаемый вид перспективного турецкого фрегата TF-2000 (Turkish Frigate-2000). Цифрами обозначены: 1) вертолёт «Си Хок» (один или два); 2) 12,7-мм дистанционно-управляемые крупнокалиберные пулемёты STAMP (4х1); 3) ПУ Mk 49 ЗРК ближайшего рубежа Mk 31 для ракетRAM/RIM-116 (2х21); 4) УВП ЗРК, скорее всего, зональной обороны (5х8); 5) ТА (2х2); 6) РЛС дальнего обнаружения, возможно, SMART-L; 7) электронно-оптическая прицельная станция; ПУ ПКР (2х8); 9) РЛС с ФАР ÇAFRAD; 10) УВП для КРБД?; 11) 127-мм АУ. 10 корветов: — 4 турецкой постройки MILGEM (типа Ada). Фактически проект был разработан для ВМС Турции при участии николаевского Государственного Исследовательско-проектного центра кораблестроения (ИПЦК, Украина). Водоизмещение: 2 300 т. Длина – 99,56 м, ширина – 14,4 м, осадка – 3,89 м. ЭУ – двухвальная, 1 ГТУ, 2 дизеля, 30000 kW. Скорость – 29 уз. Дальность плавания – 3500/15. Экипаж – 93 чел. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР Harpoon Block II, УВП Mk41, 1х21 ПУ ЗРК RAM, 1 76-мм АУ, 2х3 324-мм ТА Mk32, 2 12,7-мм пулемета, 1 вертолет S-70B-2 Sea Hawk. Всего планируется построить 12 корветов данного проекта, однако до настоящего времени была санкционирована постройка только четырех кораблей. Строительство головного корвета F 511 Heybeliada осуществлялось на верфи Istanbul Naval Shipyard с января 2007 года и корабль был введен в состав турецкого флота в сентябре 2011 года. Второй корвет F 512 Büyükada был сдан ВМС Турции в сентябре 2013 года, третий корвет F 513 Burgazada — в ноябре 2022 года, и четвертый корвет F 514 Kınalıada- 29 сентября этого года. Новейший корвет Kinaliada первым в ВМС Турции получил противокорабельный ракетный комплекс турецкой разработки Аtmaca, морские испытания этого комплекса должны быть начаты позднее на этом корабле.
Новейший турецкий корвет TCG Heybeliada (F-511) типа MILGEM 5 июля 2022 года ВМС Пакистана в Равалпинди подписали контракт, стоимостью 2 млрд. долл. с турецкой проектно-конструкторской государственной компанией Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret (STM) на поставку пакистанскому флоту четырех корветов турецкого проекта MILGEM (типа Ada). Согласно подписанному соглашению, первые два корвета будут построены в Стамбуле на военно-морской верфи Istanbul Naval Shipyard, ведущей строительство этих кораблей для ВМС Турции, со сдачей в 2023 году, а два других будут по будут построены при турецком содействии на пакистанской государственной верфи Karachi Shipyard & Engineering Works Ltd. (KSEW) в Карачи в 2024-2025 годах. Первый корабль должен быть построен за 54 месяца, а остальные должны быть построены за 60, 66 и 72 месяцах соответственно. Еще в мае 2022 года STM и KSEW подписали предварительное соглашение о совместной постройке этих корветов в Карачи. Подробности облика пакистанских корветов проекта MILGEM (по ряду источников, в ВМС Пакистана они будут числиться фрегатами) не сообщаются, но судя по публикациям в пакистанских СМИ и изображению с церемонии первой резки стали, корабли получат противокорабельные ракеты пакистанского производства (возможно, Harbah), а вместо ЗРК RAM будет установлен новый турецкий 35-мм корабельный спаренный зенитный артиллерийский комплекс Aselsan Gökdeniz. 29 сентября 2019 года на военно-морской верфи в Стамбуле (Istanbul Naval Shipyard) состоялись церемонии первой резки стали для начала строительства первого корвета проекта MILGEM для ВМС Пакистана. — 6 бывших французских «авизо» А69 «D’Estienne d’Orves» 70-х годов постройки. Переданы ВМФ Турции в 1999-2002 г.г. Водоизмещение: 1100/1250-1330 т. Усовершенствованный проект. Длина – 80,0 м, ширина – 10,3 м, осадка – 3,0/3,2 (с ГАС – 5,3,/5,5) м. ЭУ – двухвальная, 2 дизеля SEMT-Pielstick 12 PC 2 V400 (F791 — SEMT-Pielstick 12PA6 V280BTC), 12000 (13200) л.с. Скорость – 23,3 уз. Дальность плавания – 4500-5190/15. Экипаж – 84 чел. (5 оф.). Вооружение: 4х1 ПУ ПКР MM40 Exocet, 1х1 100-мм АУ Model 1968 CADAM, 2 20-мм АУ GIAT F2, 4х1 533-мм ТА KU-64A (торпеды L3 или L5).
Турецкий корвет TCG Bartın (F-504) Burak-class 19 ракетных катеров: — 9 типа Kilic — строятся с 1999 года в Турции по немецкому проекту FPB-57-052. Всего планируется построить 16 единиц. Водоизмещение: 540 т. Длина – 62,4 м, ширина – 8,6 м, осадка – 2,82 м. ЭУ – 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V956 TB91, 15210 л.с. Скорость – 38 уз. Дальность плавания – 700/35, 3300/16. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР RGM-84C Harpoon, 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 40-мм АУ OTO Melara Compact, 2 12,7-мм пулемета. Экипаж – 45 чел. (6 оф.) Турецкий ракетный катер TCG Kilic (P-330) типа «Kilic» — 2 Modified FPB-57 (турецкое обозначение-Yildiz) построены в 1994-96 г.г. в Турции. Водоизмещение: 387/432 т. Длина – 57,84 м, ширина – 7,62 м, осадка – 2,8 м. ЭУ – 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V956 TB91, 18000 л.с. Скорость – 36,5 уз. Дальность плавания — 700/35, 3300/16. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР RGM-84C Harpoon, 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 35-мм АУ Oerlikon, 2 7,62-мм пулемета. Экипаж – 45 чел. (6 оф.). — 4 FPB-57 (турецкое обозначение-Doğan). Немецкого проекта. Катер Doğan (Р-340) был построен в 1978 году Германии, остальные три строились в 1977-81 г.г. Турции по его образцу. Водоизмещение: 353/398 т. Длина – 58,1 м, ширина – 7,62 м, осадка – 2,8 м. ЭУ – 4-вальная, 4 дизеля MTU 16V956 TB91, 18000 л.с. Скорость – 36,5 уз. Дальность плавания — 700/35, 3300/16. Вооружение: 2х4 ПУ ПКР RGM-84A Harpoon, 1 76-мм АУ OTO Melara Compact, 1х2 35-мм АУ Oerlikon, 2 7,62-мм пулемета. Экипаж – 38 чел. (5 оф.). — 4 Rüzgar-class немецкого проекта. 1986-1988 гг. турецкой постройки. В 70-х годах руководство Турецкой республики приняло решение о закупке для своих ВМС ракетных катеров. В качестве образца был выбран немецкий ракетный катер типа «Альбатрос». Вскоре было достигнуто соглашение о постройке десяти катеров проекта FPB-57 (экспортная версия «Альбатрос») — части в ФРГ, части по лицензии — в Турции. Первый катер проекта FPB-57 был спущен на воду в Bremen-Vegesack (ФРГ) 16 июня 1976 года и 23 декабря был принят в строй ВМС Турецкой республики под номером TCG Doğan (Р-340). Три последующих построены по лицензии и спущены на воду на верфи Taşkızakв Стамбуле (Турецкая республика) в период с 1977 по 1980 год и введены в строй соответственно с 1978 по 1981 год. Эти четыре катера относятся к типу Doğan. Следующие четыре катера проекта FPB-57 были спущены на воду на верфи Taşkızak в 1984-88 годах как тип Rüzgar. Заключительные два катера проект FPB-57 также были построены по лицензии и спущены на воду на верфи Taşkızak в Стамбуле (Турецкая республика), они относятся к типу Yildiz.
Турецкий ракетный катер TCG «Doğan» (P-340) — 16 патрульных кораблей турецкой постройки «Tuzla» (всего планируется построить 26). Водоизмещение: 400 т. Длина – 55,8 м, ширина – 8,85 м, осадка – 2,5 м. Скорость – 25 узлов. Дальность плавания – 1000/14. Экипаж – 34 чел. Вооружение: 2 РБУ, 2 40-мм АУ, 2 12,7-мм пулемета. Планируется установка ПКР турецкой разработки Atmaca.
Турецкий патрульный корабль TCG Karabiga (P1205) типа «Tuzla» — 11 тральщиков, из которых 6 новейших искателей мин типа Aydın, которые строятся в Турции по немецкому проекту. Водоизмещение: 715 т. Длина – 54,46 м, ширина – 9,7 м, осадка – 2,5 м. ЭУ – 2 дизеля 2 MTU 16V396 TE84K, 2 подруливающих устройства, 2 винта Voith-Schneider, 3000 л.с. Скорость – 14 уз. Экипаж – 53 чел. Вооружение: 1 30-мм АУ OTO Melara/Mauser, 2 12,7-мм пулемета, 60 мин.
Тральщик-искатель мин TCG «Alanya» (М 265) типа Aydın Десантные силы турецкого ВМФ насчитывают 33 единицы и имеют в своем составе: — 2 больших десантных корабля турецкой постройки L 402 Bayraktar введен в строй 14 апреля 2022 года. В настоящее время строится второй корабль проекта L 403 Sancaktar- 7 апреля 2022 года. Заказаны еще два корабля данного проекта. Корабли типа Bayraktar имеют полное водоизмещение 7254 т, наибольшую длину 138,8 м, ширину 19,6 м и осадку в полном грузу 4,8 м (носом — 2 м). Четыре дизельных двигателя MTU 16V 4000 M73L общей мощностью 15448 л.с. вращают два гребных вала, скорость полного хода 18,5 уз, дальность плавания 5000 миль на 15 уз. Корабли построены по традиционной для танкодесантных кораблей схеме, десантовместимость 350 человек и до 1200 т груза. На грузовые палубы площадью суммарно 1790 кв м возможен прием до 20 танков Leopard 2 или от 24 до 60 единиц легкой бронетехники или автотранспорта. На верхней палубе размещены четыре малых пехотнодесантных катера типа LCVP и три самоходных понтона, и оборудована большая взлетно-посадочная площадка для вертолетов. Экипаж 129 человек (включая 12 офицеров), также зарезервированы — помещения для размещения штаба в 17 офицеров. Вооружение кораблей включает две 40-мм одноствольные артиллерийские установки Leonardo (Oto Melara) Fast Forty Single, два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса Raytheon Vulcan Phalanx Mk 15 Mod 1 Block 1B (на головном корабле пока не установлены) и два 12,7-мм дистанционно управляемых модуля производства Aselsan. Установлены РЛС общего обнаружения Thales SMART-S, две электронно-оптические системы управления огнем Aselsan Aselflir 300 EO/IR, комплекс РЭБ Aselsan ARES-2N, комплекс противоторпедной защиты Aselsan Hizir, а также АСБУ Havelsan GENESIS.
Новейший большой десантный корабль турецкой постройки L 402 «Bayraktar » прибыл в Одессу. (кому Одесса, а кому и Хаджибей…) — 1 танкодесантный корабль Osman Gazi водоизмещение 3700 тонн — 2 танкодесантных корабля типа Sarucabey водоизмещением 2600 тонн — 29 ДКА, из которых 21 имеет водоизмещение 600 тонн и 8-113 тонн В настоящее время турки строят свой УДК Anadolu, официальная церемония первой резки стали для него состоялась 30 апреля 2016 года, 4 мая этого года L 400 Anadolu был спущен на воду и затем был отбуксирован из дока к достроечной стенке.
Предполагаемый вид спущенного на воду турецкий УДК L 400 Anadolu При полном водоизмещении 27,5 тыс. тонн и длине корпуса 231 метр УДК Anadolu станет cамым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота, превзойдя линейный крейсер Yavuz (Goeben). Корабль L 400 Anadolu строится по проекту испанского судостроительного объединения Navantia и является фактически аналогом ранее построенного для ВМС Испании УДК Juan Carlos I. Контракт на на техническое проектирование и постройку для ВМС Турции к 2022 году УДК был подписан 7 мая 2015 года. Стоимость контракта не называлась, но неофициально оценивается в 1,4 млрд. долл. По условиям контракта, спуск корабля должен быть произведен в течение 40 месяцев с даты начала постройки, а морские испытания должны быть осуществлены через 55-59 месяцев после начала постройки. Строительство Anadolu, ведется с некоторым опережением графика, и руководство верфи выражало готовность передать корабль ВМС Турции уже в 2022 году вместо контрактного срока в 2022 году. Пожар, произошедший 29 апреля 2022 года в носовой части Anadolu, не повлиял на сроки спуска корабля на воду. Также руководство компании еще в начале 2017 года сообщало, что ведет переговоры с Министерством обороны Турции относительно строительства второго универсального десантного корабля типа Anadolu. Энергетическая установка состоит из газовой турбины General Electric LM2500 и двух дизель-генераторов MAN 32/40, мощность ЭУ — 30 тысяч л.с., максимальная скорость хода -22 узла, а дальность при скорости 15 узлов — 9000 миль. Как и в оригинальном проекте, УДК Anadolu сможет вмещать 900 пехотинцев с экипировкой, 46 танков или 77 единиц колесной техники и четыре десантных катера LCM (или два средних катера, или один катер на воздушной подушке) для десантирования техники и живой силы на берег. При этом корабль практически не имеет вооружения: УДК несет несколько установок противовоздушных ракет ESSM, четыре зенитных «Эрликона» и четыре зенитных автомата. Авиагруппа — до 30 летательных аппаратов (вкл. палубную «парковку»), в т.ч. вертолеты (вкл. тяжелые «Chinook», ударные Т-129 АТАК), БПЛА (вкл. ударные «Bayraktar»). Изначально турки собирались превратить его в авианосец, который будет нести до 12 самолетов F-35B. ВМС Турции даже внесли предложение о закупке «до 18» истребителей Lockheed Martin F-35B, однако в связи с выводом Турции из программы F-35, после закупки турками ЗРС С-400, эти планы откладываются на неопределенный срок. Теоретически турки могут попытаться приобрести где-нибудь Harrier-ы или даже наши МиГ-29К, но это крайне маловероятно. Вспомогательные корабли: 13 танкеров, 2 военных транспорта (в том числе специализированный «Искендерун»), 3 спасательных судна, 6 морских буксиров и 3 океанографических судна.
Турецкие корабли на учениях в Черном море. По бокам танкера TCG Akar (A—580) два фрегата типа G (модернизированный американский «Оливер Х. Перри»), между ними 2 фрегата типа MEKO 200 Авиация представлена четырьмя самолетами базовой патрульной авиации Tusas CN-235M (турецкая лицензионная версия испанского самолета CASA CN-235), с израильской электроникой фирмы Thales и 37 противолодочными вертолетами (25 Sikorsky S-70B-28 Seahawk и 12 Agusta-Bell AB-212 ASW итальянского производства). Кроме того в состав авиации ВМФ входят: 2 транспортных самолетов ATR-72-600TMUA , 1 транспортный CASA CN-235 и 7 учебно-тренировочных SOCATA TB-20 французского производства. В настоящее время силами турецкой промышленности осуществляется модернизация 8 транспортных самолетов итальянского производства до уровня самолетов патрульной авиации ATR 72-600ТМРА. Дополнительно заказано 6 противолодочных вертолетов Sikorsky S-70B-28 Seahawk, собираемых в Турции по американской лицензии.
Противолодочный вертолет Sikorsky S-70B-28 Seahawk ВМС Турции Морская пехота ВМС Турции состоит из амфибийной бригады и шести батальонов, которые имеют на вооружении танки М-48, БТР M113, минометы и стрелковое оружие. Морская пехота ВМС Турции предназначена для участия в самостоятельных десантных операциях по захвату и удержанию плацдармов на берегу, а также в боевых действиях на приморских направлениях совместно с подразделениями сухопутных войск при поддержке военно-воздушных и военно-морских сил. Бригада МП расквартирована на военно- морской базе «Фоча» около города Измира. Там же располагается отряд специальных сил ВМС и боевые пловцы группы турецких коммандос Su Alti Taarruz (создана в 1963 году).
Высадка турецких морских пехотинцев на учениях В материале использованы только открытые источники. Роман Кузнецов специально для ANNA News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Судовое оборудование [ править ]
Корабельное вооружение [ править ]
Оружие | Изображение | Источник | Тип | Заметки |
Атмака | Турция | Противокорабельная ракета Ракета класса «земля-земля» | Начато массовое производство. Контракт на серийное производство противокорабельной ракеты Atmaca был подписан между Presidency of Defense Industries (SSB) и Roketsan 2 ноября 2022 года. По словам Roketsan, Atmaca — это дозвуковая противокорабельная ракета с бортовым подводным плаванием с дальностью более 220 км с осколочно-фугасной боевой частью класса 250 кг. [9] | |
ГАРПУН A / U / RGM-84 | Соединенные Штаты | Противокорабельная ракета Ракета класса «земля-земля» | Будет заменен на Атмаку | |
Ракета РИМ-66 Стандарт 1 | Соединенные Штаты | Ракета ПВО | Будет заменен на Aselsan RAM | |
РИМ-162 (ЭССМ ) | Соединенные Штаты | Ракета ПВО | Будет заменен на Aselsan RAM | |
RIM-116 | США Германия | Ракета ПВО | Будет заменен на Aselsan RAM | |
МК 45 | Соединенные Штаты | Морская пушка | ||
OTO Melara | Италия | Морская пушка | ||
Печать Aselsan | Турция | Морская пушка | ||
ФАЛАНКС | Соединенные Штаты | CIWS | Будет заменен на Gökdeniz | |
МОРСКОЙ ЗЕНИТ | Швейцария | CIWS | Будет заменен на Gökdeniz | |
Пингвин | Соединенные Штаты | Ракета класса «воздух-корабль» |
Географические особенности театра военных действий
Сопоставляя военные потенциалы России и Турции, приходится учитывать географические факторы. На Ближнем Востоке Россия имеет группировку в несколько тысяч солдат и офицеров, снабжение которой зависит от «Сирийского экспресса» — кораблей, курсирующих с грузами через Средиземное море. «Экспресс» в настоящий момент целиком держится на черноморских портах и не может избежать Босфора и Дарданелл. Перекрытие Босфора и Дарданелл поставит российских солдат и офицеров в тяжелое положение. Питать эту группировку в обход Европы теоретически можно. Но на практике здесь множество проблем самого разнообразного свойства: маршрут удлиняется, грузовые суда в походе придется защищать от атак подлодок или малых боевых кораблей противника. Удары с кораблей из Каспийского моря или полеты стратегических бомбардировщиков на многие тысячи километров — это экзотика. Основную работу все равно выполняют обычные бомбардировщики и штурмовики. А они ежесуточно нуждаются в сотнях тонн одних только боеприпасов. Таким образом, российской группировке необходим бесперебойно работающий «сирийский экспресс».
Проблема в том, что как раз эта группировка непосредственно соприкасается с турками. Россия и Турция, как уже было сказано, не имеют общей сухопутной границы. Организация каких бы то ни было экспедиций через территорию Грузии или Украины невозможна по очевидным причинам. Черноморский флот не располагает достаточным количеством десантных средств для крупной операции, к тому же турецкие ВМС не выглядят слабым противником: наоборот, это серьезные морские силы.
Также турки имеют на границе с Сирией группировку сухопутных войск силой в три корпуса — 14 танковых, моторизованных и механизированных бригад [9].
Недооценка турок как противника может иметь серьезные последствия. Турецкая армия уступает российской в основных средствах борьбы, однако у России нет возможностей для уверенного, с гарантией успеха, вступления в прямой вооруженный конфликт с Турцией (любого масштаба): Сухопутные силы не имеют точек соприкосновения с потенциальным противником, потенциал ВМФ не гарантирует быстрого и малокровного разгрома противника. К тому же сирийскую группировку невозможно будет поддерживать при перекрытых проливах.
Теоретический исход противостояния на суше неясен. Российские Сухопутные войска подготовлены для ведения военных действий любого масштаба и интенсивности, однако неизвестно, насколько возможно нанести турецким войскам решающее поражение даже в локальном конфликте — и какими потерями это обойдется.
Если ситуация пойдет по пути эскалации напряженности и вопрос нового вооруженного конфликта станет мировой повесткой дня, то Россия готова противопоставить Турции достаточную силу, чтобы противостоять ей. Несмотря на то, что Турция в военном плане достаточно сильная региональная держава, шансов против России в тотальной войне у неё нет. У нас есть мощные Сухопутные войска, флот, способный наносить удары из разных точек земного шара, мощная авиация с истребительными эскадрильями, стратегическими бомбардировщиками и прочими составляющими Воздушно-Космических Сил, часть которых теперь базируется в Сирии, у нас имеется собственное спутниковое позиционирование, система боевого управления и продвинутые информационные системы, которые позволяют оперативно отслеживать обстановку на театре боевых действий, принимая во внимание даже самые мельчайшие детали. К тому же Россия всегда может задействовать курдский фактор, открыв с помощью них полноценный второй фронт на юго-востоке Турции. И если Анкара действительно хочет воевать с Россией, то она это получит, однако результат этой войны вряд ли будет положительным для турецкого руководства и его раздираемой конфликтами и противоречиями страны.
Самолет [ править ]
Это самолеты в командовании ВМС Турции . Для других самолетов см. Список действующих самолетов на странице ВВС Турции .
Самолет | Изображение | Источник | Тип | Вариант | Количество | Заметки |
Самолет | ||||||
ATR 72 МПа | Италия Турция | Морской патруль | ATR-600 | 2 [10] | Контракт по программе Meltem III, предусматривающий закупку в общей сложности 6 самолетов ATR72-600 и их модификации в конфигурации Anti-Submarine Warfare (ASW) для ВМС Турции, был подписан между Alenia Aermacchi SpA и Turkish Aerospace в июле 2012 года. Первый самолет ATR72-600 прибыл на территорию Turkish Aerospace 19 апреля 2013 г. [11] | |
CASA CN-235 | Испания Турция Франция | Морской патруль | 6 [12] | |||
Беспилотный летательный аппарат | ||||||
ТАЙ Анка | Турция | БЛА | Анка A / B и S | 14 [13] | Платформа Anka-S с грузоподъемностью 200 кг может нести ряд полезных нагрузок для конкретных задач. Беспилотный самолет имеет запас хода более 24 часов и может летать на максимальной высоте 30 000 футов. БПЛА имеет два подкрыльевых боевых модуля, которые могут нести такое вооружение, как ракетная пусковая установка Rokestan Smart Micro Munition (MAM-L) и управляемая ракетная установка CIRIT 2,75 дюйма для поражения легких бронированных машин, персонала, военных укрытий и наземных объектов. радиолокационные станции. [14] | |
Байрактар TB2 | Турция | БЛА | Bayraktar A / B и Bayraktar TB2S | 10 [15] | В силовую установку входит двигатель внутреннего сгорания мощностью 100 л.с., приводящий в движение двухлопастной винт переменного шага. Тактический БПЛА имеет дальность действия более 150 км и может летать на максимальной высоте 27 030 футов. Он имеет максимальную скорость от 70 узлов до 120 узлов и выдерживает 27 часов. БПЛА Bayraktar TB2 способен нести полезную нагрузку 150 кг и работать днем и ночью. БПЛА имеет длину 6,5 м, размах крыла 12 м и максимальную взлетную массу 650 кг. [16] Bayraktar TB2 может нести 4 MAM-L и MAM-C. | |
Вертолет | ||||||
S-70-B2 Seahawk | США Турция | Военно-морской вертолет | С-70Б-28 | 24 |
Ссылки [ править ]
- «Платформы DZKK» . Военно-морские силы Турции. Архивировано 13 марта 2014 года . Проверено 12 марта 2014 .
- «Архивная копия» . Архивировано 13 ноября 2013 года . Проверено 21 ноября 2013 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
- Перейти
↑ Waters, Conrad (3 ноября 2015 г.). Seaforth World Naval Review 2016 . Издательство Сифорт. ISBN 9781848323117 — через Google Книги. - «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ SINIFI DENİZALTILAR MODERNİZE EDİLECEK — SSB» . www.ssb.gov.tr
. - googletag.display, сотрудники Defense Industry Daily. «Военно-морской швейцарский армейский нож: системы пуска вертикальных ракет MK 41 (VLS)» . Ежедневник оборонной промышленности
. - «США одобряют продажу Lockheed оружия Турции на сумму 227 млн долларов» . 9 апреля 2008 г. — через uk.reuters.com.
- «Класс Явуз (MEKO 200 Track I)» . Босфорские военно-морские новости . Проверено 1 октября 2011 года . CS1 maint: обескураженный параметр ( ссылка )
- https://www.savunmasanayi.org/tcg-yuzbasi-gungor-durmus-lojistik-destek-gemisi/
- https://www.navalnews.com/naval-news/2019/11/video-turkey-successfully-test-fires-new-atmaca-missile-from-ada-class-corvette/
- Аркус, Дориан. «ВМС Турции вводят в эксплуатацию 2-й морской патрульный самолет ATR-72 — военно-морской пост» . Проверено 10 марта 2022 .
- https://www.tusas.com/en/product/meltem-iii-atr-72
- https://www.aselsan.com.tr/tr/basin-odasi/haber-detay/meltem-2-projesi-teslim-edildi
- https://www.defenceturk.net/deniz-kuvvetlerine-anka-bayraktartb2
- https://www.airforce-technology.com/projects/anka-s-unmanned-aerial-vehicle/
- https://www.defenceturk.net/deniz-kuvvetlerine-anka-bayraktartb2
- https://www.army-technology.com/projects/bayraktar-tb2-tactical-uav/
- https://www.defenceturk.net/tf-2000-hava-savunma-harbi-muhribi
- https://www.navalnews.com/naval-news/2021/01/turkey-launches-the-lead-ship-of-i-class-frigates-istanbul/
- https://www.navalnews.com/naval-news/2021/01/mlu-of-turkish-navys-barbaros-class-frigates-passes-critical-design-phase/
- Алемдар, Ахмет (2019-12-22). «Reis Sınıfı Denizaltı Projesi (Type-214 TN)» . DefenceTurk
(на турецком) . Проверено 2022 февраля . - https://www.savunmasanayist.com/test-ve-egitim-gemisi-tcg-ufuk-a-591/
- https://www.defenceturk.net/tcg-anadolu-2021-yilinda-turk-deniz-kuvvetlerine-teslim-ediliyor
- «Савунма Санайи, ‘Тюрк Типи Учак Гемиси’ üretmeye hazırlanıyor» . www.aydinlik.com.tr
. Проверено 2022 февраля . - https://www.defenceturk.net/fac55-hizli-saldiri-gemisi
- https://www.navalnews.com/naval-news/2019/11/video-turkey-successfully-test-fires-new-atmaca-missile-from-ada-class-corvette/
Принцип комплектования
Вооруженные силы Турции комплектуются на призывной основе. Воинская повинность распространяется на всех граждан страны мужского пола в возрасте от 20 до 41 года, лишенных медицинских противопоказаний. Предоставляется отсрочка для учебы в вузе. Лица без высшего образования служат 12 месяцев, с высшим — 6 месяцев. Мужчины, постоянно или длительно проживающие за границей, могут быть освобождены от службы в армии при условии прохождения 21-дневного курса военной тренировки и уплаты особого сбора в размере около 8 тыс. долларов (18 тыс. турецких лир).
Поступление в военные учебные заведения, готовящие офицерские кадры для армии, неофициально запрещено для выпускников мусульманских религиозных школ — имам-хатибов.
Будущие проекты [ править ]
Десантный корабль-амфибия TCG Anadolu
(L-400) во время строительства на верфи Седеф в Стамбуле.
Название проекта | Тип | Страна / Происхождение | Заметки | |||
Военные корабли | ||||||
Эсминец TF-2000 [17] | Эсминец ПВО | Турция | В разработке. По состоянию на 2022 год планируется построить 7 | |||
Фрегат типа «Стамбул» | Фрегат | Турция | Программа фрегатов класса I была запущена для постройки четырех фрегатов для замены стареющих фрегатов класса ЯВУЗ в середине 2020-х годов. Разработанный в рамках программы местных военных кораблей MILGEM, истребитель класса «Стамбул» представляет собой увеличенный вариант противолодочного корвета класса «Ада». [18] | |||
Модернизация фрегата типа Барбарос | Фрегат | Турция | В рамках проекта MLU собственные системы, разработанные совместным предприятием ASELSAN и HAVELSAN, заменят существующие боевые системы на борту четырех фрегатов типа «Барбарос» ВМС Турции (Türk Deniz Kuvvetleri). Модернизация первого фрегата должна завершиться в ноябре 2022 года, а последний корабль этого класса должен быть доставлен в 2024 году [19]. | |||
MİLDEN | Подводная лодка | Турция | В разработке. | |||
Тип 214 | Подводная лодка | Германия Турция | 6 в стадии строительства [20] | |||
Проект испытательного и учебного корабля [21] | Разведывательный Корабль | Турция | Изготовленный в рамках проекта TCG Ufuk поступит в ВМФ в 2021 году. | |||
Проект многоцелевого десантного корабля (LHD) | LHD Корабль | Турция | Произведенный под многоцелевой левый руль TCG Anatolia поступит на флот в 2022 году [22]. | |||
Авианосец | Авианосец | Турция | Перечень заявок доставлен в STM на строительство турецкого авианосца. Ожидается, что он составит около 50 000 тонн с 1800 персоналом с STOVL и обычным взлетом. [23] | |||
FAC 55 [24] | Штурмовая лодка | Турция | ||||
Корабельное Оружие | ||||||
Гёкдениз | Система ПВО | Турция | ||||
Aselsan RAM | Система ПВО | Турция | ||||
Атмака | Противокорабельная ракета | Турция | Начато массовое производство. Контракт на серийное производство противокорабельной ракеты Atmaca был подписан между Presidency of Defense Industries (SSB) и Roketsan 2 ноября 2022 года. По словам Roketsan, Atmaca — это дозвуковая противокорабельная ракета с бортовым подводным плаванием с дальностью более 220 км с осколочно-фугасной боевой частью класса 250 кг. [25] | |||
Гезгин | Ракета | Турция | В разработке. | |||
Акья | Тяжелая торпеда | Турция | Начато массовое производство. | |||
Орка | Легкая торпеда | Турция | В разработке. |