«Хаска», «Сивуч» и другие: скеговые суда на воздушной подушке

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» Черноморского флота. Фото: А. Бричевский / отдел информационного обеспечения Черноморского флота

Рыбинская верфь совместно с другими судостроительными предприятиями концерна «Калашников» работает над созданием многофункционального судна на воздушной подушке скегового типа «Хаска 10». Премьера новинки должна состояться в текущем году.
По своим габаритам судно сможет вместить трехосный тягач «КАМАЗ», а в общей сложности способно брать на борт до 10 тонн полезной нагрузки. Но главная особенность «Хаски» ‒ внедрение в конструкцию гибких ограждений-скегов. Примечательно, что российские ученые и инженеры имеют самый большой в мире опыт создания кораблей скегового типа. О прошлых отечественных наработках по этой тематике и перспективах развития кораблей на воздушной подушке скегового типа ‒ в нашем материале.

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

Аналогов в мире этим уникальным малым ракетным катерам на воздушной подушке «Бора» и «Самум» проекта 1239 «Сивуч» не существует. Сами моряки называют их «Морской разрушитель». При атаке на противника, подойдя внезапно на огромной скорости, которая превышает скорость любого надводного корабля вдвое, он уничтожает ракетами приводящимися в боевое положение всего за тридцать секунд флагман вражеской эскадры оставляя её без командования. И уходит от туда на такой же скорости позволяющей ему после нанесения удара мгновенно покинуть зону поражения огневых сил противника.

С опорой на воздух

Идея поднять судно из воды в воздух, чтобы снизить сопротивление и повысить скорость, всегда была очень привлекательной для судостроителей. За сто лет до появления первых пароходов и за двести лет до первых полетов на самолетах уже существовал проект, который можно назвать прообразом современных кораблей на воздушных подушках. В 1716 году шведский ученый Эммануил Сведенборг предложил с помощью лопастей и мускульной силы нагнетать воздух под парусиновый купол, на котором можно перемещать людей и грузы. Идея осталась на бумаге, так как никакая мускульная сила не смогла бы поднять такой аппарат.

Воплотить что-то подобное в реальность стало возможным только с появлением двигателей внутреннего сгорания. В 1915 году австро-венгерский офицер и изобретатель Мюллер фон Томамюль построил экспериментальный торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот», который смог разогнаться до 40 узлов (чуть более 70 км/ч). Но ускорять машины с помощью воздушной прослойки предлагали не только на воде. В 1926 году Константин Циолковский высказывал мысль о скоростном поезде без колес, движение которого основывалось бы на использовании давления воздуха.


Торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот»

Наша страна была первой в создании действующих «воздухоходов» скегового типа. Работы над ними были начаты в 1927 году под руководством профессора В.И. Левкова. Судна на воздушной подушке (СВП) разрабатывались для военного применения. В конце 1930-х годов катер Левкова «Л-5» весом 9 тонн достиг скорости 73 узла (более 135 км/ч). Он был построен по скеговому типу конструкции.

Левков работал и над СВП камерного типа, но развития это направление не получило. Изобретателем соплового способа формирования воздушной подушки, который сегодня используется в большинстве СВП, считается англичанин Кристофер Коккерелл. По легенде, он открыл принцип воздушного барьера, экспериментируя с двумя консервными банками, вставленными одна в другую. В 1955 году Коккерелл запатентовал схему СВП под названием Hovercraft («парящий аппарат»). А в 1959-м первое построенное им судно SR-N1 пересекло пролив Ла-Манш за 20 минут.


Hovercraft SR-N1

«Золотой век» СВП пришелся на 1960-70-е годы, когда конструкторы и судостроители возлагали на новый тип судов большие надежды. Однако практическое применение показало, что СВП достаточно дороги в строительстве, эксплуатации и обслуживании. Повсеместного распространения, как о том мечтали изобретатели СВП, этот тип транспорта не получил. И все же есть сферы, где судам на воздушной подушке пока нет альтернативы, и их минусы с лихвой окупаются преимуществами.

Ракетные катера «Бора» и «Самум» — видео

Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой (64 х х 18 м). Впереди находится эластичный экран. Две ГТУ разгоняют его до 50 узлов при высоте волны 2 м, а при волне 3,5 м (ветер 5 баллов) — до 40 узлов. С одной стороны — это катамаран со скоростью до 25 узлов, с другой — КВП с максимальной скоростью до 50 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю избегать захвата ГСН торпед. Мореходность — до 8 баллов. Однако, несмотря на внушительные габариты и водоизмещение, его ракетное и артиллерийское вооружение такое же, что у катера пр. 1234.8 (чье водоизмещение меньше на 400 тонн, а ширина корпуса меньше на 6 м). Правда, большая площадь палубы позволила создать более комфортные условия для использования оружия и размещения экипажа. Сложность постройки и эксплуатации, высокая стоимость того и другого, при недостаточно мощном вооружении, предопределили судьбу проекта. Серия ограничилась двумя единицами.

ТТД:

Водоизмещение: 1050 т. Размеры: длина — 65,6 м, ширина — 17,2 м, осадка — 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей) Скорость полного хода: 55 узлов Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы) Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80), 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2×6 30-мм артустановки АК-630 Экипаж: 68 чел.

История корабля:

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239

Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения малых ракетных кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран пр.1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность — до 8 баллов.

РКВП обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической плат формы и многовариантность — 36 вариантов использования двигательно-движительной установки. С одной стороны корабль — это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой — быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях энергетическая установка типа CODAG, комбинированная движительная система и трансформируемая система гибкого охлаждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, была проведена возможность движения вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Первым ракетным кораблем на воздушной подушке пр.1239 стал РКВП «Бора», заложеный в 1984 г. на заводе в Зеленодольске под Казанью. Вскоре после первенца был заложен и второй корабль этой серии — «Самум».

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» (до 18.03.1992 г. — МРК-17) был заложен на стапеле судостроительного в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г. (заводской №502), спущен на воду 12.10.1992 г., принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г. Был переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь, а в марте 1993 г. — в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота.

В апреле 2002 года данный РКВП под командованием капитана 2 ранга В.Сакова был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

Опыт использования корабля в боевой учебе флота дал основание командованию ЧФ считать, что корабли проекта 1239 по своим тактико-техническим характеристикам являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров, существенно усиливающими боевой потенциал бригад ракетных катеров.

Этим кораблем в разное время командовали: — капитан 2 ранга Олег Сардин; — капитан 3 ранга Владимир Дербетов; — капитан 2 ранга Александр Журкин.

Тактико-технические характеристики катеров «Бора», «Самум»

Водоизмещение……………………1050 т.

Габаритные размеры Бора, Самум

Длина……………………65,6 м Ширина……………………17,2 м Осадка……………………3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)

Двигатели Бора, Самум

2 ГТУ М10-1 36 000 л. с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20 000 л. с. (на 2 винта) Мощность……………………2 × 36 000 л. с. и 2 × 20 000 л. с. Движитель……………………2 Скорость хода……………………55 узлов (101,9 км/ч) Дальность плавания……………………полная: 800 миль (45 узлов), экономическая: 2500 миль (12 узлов) Экипаж……………………68

Вооружение Бора, Самум

Артиллерия……………………1 × 76-мм артустановка АК-176, две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630 Ракетное вооружение……………………2 × 4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80); 1 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)

«Хаска 10»: многоцелевой «воздухоход»

В 2022 году конструкторы Рыбинской верфи, входящей в концерн «Калашников», приступили к разработке СВП скегового типа «Хаска 10». Судно рассчитано на многоцелевое применение и создается в рамках государственной программы по освоению шельфовых месторождений. С его помощью станут более доступными регионы Сибири, Дальнего Востока, Арктики и рек Волго-Камско-Балтийского региона.

«Хаска» может перевозить до 10 тонн груза и разместить на борту, к примеру, трехосный тягач «КАМАЗ». Длина судна – 20,8 м, ширина – 12,5 м, высота – 7,4 м, водоизмещение – 35,7 тонны, мощность силовой установки – 4х800 л.с., скорость – 40 узлов. Управляется судно экипажем из 3 человек. В автономном режиме судно может проводить до 3 дней с дальностью плавания до 400 миль.


Схема «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

Особенностью конструкции «Хаски» являются гибкие ограждения-скеги. Именно скеги считаются одним из слабых мест СВП этого типа. Если для амфибий повреждение «юбки» не является критичным, то вывод из строя жесткого скега превращает скеговое судно в обычный водоизмещающий корабль с потерей скорости и всех остальных преимуществ СВП. Гибкие скеги отчасти решают эту проблему, они более устойчивы к воздействиям и могут огибать препятствия.

В данный момент работы по «Хаска 10» идут полным ходом. Рыбинская верфь занимается строительством совместно с , еще одним предприятием судостроительного кластера «Калашникова». Премьера нового судна на воздушной подушке должна состояться уже в текущем году.


Модель «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

СВП скегового типа имеют хорошие перспективы как в военно-морском флоте, так и на «гражданке». По многофункциональности и скоростным возможностям в классе судов водоизмещением до 1000 тонн им нет равных. Скеговая конструкция подходит для создания скоростных транспортных паромов, десантных кораблей, для поисково-спасательных работ. Есть идеи по созданию вертолетоносцев на базе скеговых СВП. Благодаря таким разработкам, как «Хаска 10», остается надежда, что богатейший опыт отечественных конструкторов в создании скеговых «воздухоходов» будет востребован и в будущем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]