«Mutsu» — Линейный корабль Императорского флота Японии
«Mutsu» — линейный корабль японского императорского флота, класса «Nagato». Назван в честь исторической провинции Mutsu расположенной на севере острова Хонсю.
Проектирование
12 июня 1917 г. когда «Mutsu» еще не был заложен, Морской технический департамент решил внести изменения в проект. Согласно новому проекту, получившему индекс «А-125», предлагалось уменьшить количество противоминного вооружения с двадцати до шестнадцати, уменьшить количество паровых котлов до двенадцати, изменить систему бронирования корабля и добавить противоторпедные були. Однако из-за того, что данные изменения значительно отсрочили вход в строй линкора, проект был отклонен.
Служба
1 декабря 1917 г. линкор «Mutsu» был зачислен в состав 1-й дивизии линкоров. Во время визита принца Уэльского в Японию, принц побывал на борту линкора 12 апреля 1922 г. 4 сентября корабль принял на борт припасы для пострадавших в великом землетрясении Канто. Во время учебных стрельб 7 сентября 1924 г. проходивших в заливе Токио, вместе с линкором «Nagato» потопил корабль-мишень «Satsuma». 1 декабря 1925 г. линкор был выведен в резерв. В течении 1927 г. во время морских маневров «Mutsu» служил флагманским кораблем Императора Хирохито. 29 марта 1929 г. линкор вместе с тремя легкими крейсерами был включен в состав 3-й дивизии линкоров.
В 1932 г. на линкоре модернизировали зенитное вооружение. После завершения работ «Mutsu» был зачислен в состав 1-й дивизии 1-го Флота. Во время флотских учений и корабельных смотров 1933 г. линкор оставался флагманским кораблем Императора. 15 ноября корабль был выведен в резерв и стал на кардинальную реконструкцию. После завершения реконструкции 1 декабря 1936 г. «Mutsu» был снова зачислен в состав 1-й дивизии 1-го флота.
В августе 1937 г. во время Второй Китайско-Японской войны, вместе с линкором «Nagato» транспортировал пехотные подразделения из Сикоку в Шанхай. 24 августа, перед уходом в Сасебо, гидропланы линкоров «Mutsu» и «Nagato» нанесли удар по целям в Шанхае. С 15 декабря 1938 г. по 15 ноября 1939 г. находился в резерве. В период подготовки Японии к Тихоокеанской Войне в 1941 г. на линкоре провели ремонтные работы, в ходе которых была усилена защита барбетов башен главного калибра.
В момент начала войны для Японии 8 декабря 1941 г. «Mutsu» вместе с линкором «Nagato» были переданы для усиления 2-й дивизии линкоров и находились в районе Бонинских островов, для осуществления дистанционной поддержки отходящему 1-му Воздушному Флоту атаковавшего Перл-Харбор. Спустя шесть дней соединение вернулось в Японию.
18 января 1942 г. линкор отбуксировал устаревший крейсер «Nisshin» выступавший в качестве корабля-мишени для новейшего линкора «Yamato». После прямых попаданий из орудий главного калибра, корабль-мишень быстро затонул.
В июне 1942 г. линкор был включен в состав Основных Сил 1-го Флота в течение битвы за Мидуэй. В состав основных сил так же входили линкоры: «Nagato», «Yamato», авианосец «Hōshō», легкий крейсер «Sendai», девять эсминцев и четыре вспомогательных корабля. После потери всех четырех авианосцев 1-го Воздушного Флота, Ямамото хотел завлечь западные американские силы в пределах области действия японских воздушных сил в районе острова Уэйк и под покровом ночи вступить в бой с его наземными силами, однако американские войска отступили и «Mutsu» не предпринимал никаких действий. 6 июня после соединения с остатками флота, половина всех выживших с потопленных авианосцев 1-го Воздушного Флота перешла на борт линкора «Mutsu». Линкор прибыл в Хасирадзиму 14 июня.
14 июля 1942 г. линкор был зачислен в состав 2-й дивизии линкоров. 11 августа «Mutsu» в сопровождении крейсеров: «Atago», «Takao», «Maya», «Haguro», «Yura», «Myōkō» и эскорт из эсминцев отправился в Йокосуку для оказания поддержки в битве за Гуадалканал. Соединение прибыло в Трук 17 августа. 20 августа во время плавания из Трука к месту встречи с Основными Силами 3-го Флота, «Mutsu», тяжелый крейсер «Atago» и эскорт из эсминцев пытались безрезультатно обнаружить авианосец «USS Long Island».
Во время битвы у Соломоновых островов, линкор входил в состав сил поддержки, во время боя линкор выпустил четыре снаряда по самолетам разведчикам, это было первое и единственное действие корабля в войне. 2 сентября «Mutsu» вернулся в Трук.
7 января 1943 г. линкор покинул Трук и направился в Японию через Сайпан, в сопровождении авианосца «Zuikaku», тяжелого крейсера «Suzuya» и четырех эсминцев. 13 апреля «Mutsu» прибыл в Куре и начал готовиться к отправлению на Алеутские острова для усиления гарнизона, в ответ на сражение у Командорских островов. На следующий день операция была отменена и линкор продолжил тренировки.
8 июня 1943 г. «Mutsu» был пришвартован на корабельной стоянке в Хасирадзиме, на борту находилось сорок инструкторов и 113 кадетов. В 12:13 с детонировал боезапас башни главного калибра №3, взрыв уничтожил соседнее сооружение и расколол линкор пополам. Через образовавшуюся 150-м. пробоину в машинное отделение хлынула забортная вода, передняя часть линкора перевернулась на правый борт и почти моментально затонула. Кормовая 45-м часть линкора перевернулась и оставалась на плаву. 9 июня в 02:00 она затонула в нескольких сотнях футов к югу от места трагедии.
Находившийся поблизости от места трагедии линкор «Fuso» сразу же спустил на воду две шлюпки, вместе с эсминцами «Tamanami» и «Wakatsuki», крейсерами «Tatsuta» и «Mogami». Им удалось поднять на борт 353 выживших из 1 474 членов команды и посетителей «Mutsu»; 1 121 человек погиб в результате взрыва. Только 13 посетителей было среди выживших.
После трагедии, когда начались спасательные работы, флот был приведен в готовность и район был исследован на наличие американских подводных лодок, но никаких следов их пребывания не было обнаружено. Что бы избежать падения морального духа из-за гибели линкора и недавних неудач в военных действиях, гибель линкора «Mutsu» была объявлена государственной тайной. Во избежание распространения слухов, выживших назначили служить в военный гарнизон в Тихом Океане. Часть выживших была направлена в Трук на Каролинские острова. Остальные 150 человек были отправлены в Сайпан на Марианские острова, где большинство из них погибло во время битвы за Сайпан в 1944 г.
Во время взрыва, на борту линкора находились 410-мм шрапнельные снаряды (Type 3), которые несколькими годами ранее стали причиной пожара из-за неправильных условий хранения в арсенале Сагами. Поскольку они могли стать причиной трагедии, то было принято решение убрать их со всех кораблей, пока не закончится расследование гибели линкора.
Комиссия по расследованию гибели линкора «Mutsu» была созвана 11 июня 1943г. Комиссия рассмотрела несколько возможных причин, а именно:
- Саботаж корабля вражеским секретным агентом.
Из-за недостатка улик причастности союзных сил и наличия сильного охранения якорной стоянки, где погиб линкор, эту версию отклонили.
- Саботаж корабля членом команды.
В заключительном докладе комиссии не было названо ни одно имя, однако был сделан вывод, что причиной взрыва, скорее всего, был матрос с башни орудий главного калибра №3, которого недавно обвинили в воровстве.
- Атака американской подводной лодки.
Сразу после трагедии район был обыскан на наличие следов пребывания подводных лодок, но безрезультатно. Так же очевидцы говорили о красновато-коричневом огненном шаре, что так же указывает на взрыв боеприпасов; это было подтверждено после обследования разрушений водолазами.
- Случайная детонация боезапаса.
В момент гибели на борту «Mutsu» находились разные типы снарядов, но внимание привлекли 410-мм шрапнельные снаряды, так как они раньше стали причиной пожара из-за неправильных условий хранения. Водолазам удалось достать несколько не поврежденных снарядов с башни главного калибра №3. Тестирование данных типов снарядов проходило на военно-морском полигоне Камегакуби. Для теста были взяты спасенные снаряды, снаряды из предыдущей и последующей партии. Для эксперимента была специально построена модель башни №3 и размещены снаряды. После серии опытов так и не удалось вызвать детонацию снарядов при нормальных условиях хранения.
25 июня комиссия дала предварительное заключение о причине гибели линкора, прежде чем водолазы успели закончить исследование повреждений, постановив, что взрыв стал результатом обиженного члена команды.
С официальной версией комиссии не согласен историк Майк Виллиамс и выдвинул свою теорию гибели линкора. Согласно его теории непосредственно перед взрывом наблюдатели отметили дым в районе башни №3 и площадкой для гидросамолетов. Несмотря на военное время на кораблях Японии находилось большое количество горючих материалов: деревянный настил, мебель, изоляция, хлопковые и шерстяные постельные принадлежности. Хотя после модернизации «Mutsu» в 1930-х г. была заменена электропроводка, возможно часть оригинальной все-таки осталась. В то время как огонь в защищенных артиллерийских погребах был мало возможен, огонь вокруг погреба башни главного калибра №3 мог привести к повышению температуры внутри до уровня самовозгорания чувствительного черного пороха в капсюлей хранящихся внутри, что и стало причиной взрыва.
Mutsu. Линкор на деньги японских школьников
В 1907 Императорский флот Японии впервые принял программу 8-8, согласно которой для обороны страны требовался флот, костяком которого должны были стать восемь современных линкоров и восемь линейных крейсеров. Флот, состоящий из шестнадцати крупных артиллерийских кораблей возрастом не более восьми лет, мог дать отпор любому противнику. В 1915 году программа была наполовину выполнена. Требовалась постройка еще четырех дредноутов. После заявления президента США о планах построить 10 новых линкоров, постройка недостающих по программе линкоров была одобрена. Одним из них был будущий «Мутсу». Главной особенностью новых кораблей стала схема бронирования «все или ничего», согласно которой все жизненно важные отсеки корабля защищались мощнейшей броней. Кроме того, это были первые линкоры полностью спроектированные и построенные в Японии.
Наружный вид IJN Mutsu на 1941 год
«Мутсу» заложили в июне 1918 года, часть денег на строительство корабля была собрана по подписке среди школьников. Корабль зачислили в состав японского флота в ноябре 1921 года и сразу его судьба повисла на волоске. В ноябре 1921 года в Вашингтоне открылась конференция по ограничению военно-морских вооружений. Делегация США представила списки линейных кораблей всех стран, подлежащих уничтожению. Среди них был и «Мутсу». Однако японская делегация, в качестве довода в замену этого современного корабля более старым, привела то, что он построен в том числе и на деньги детей. После долгих споров американская делегация пошла на уступки и согласилась оставить «Мутсу».
Строительство линкора IJN Mutsu
В 1934-1936 годах на военно-морском арсенале в городе Йокосука корабль прошел серьезную модернизацию, которая значительно увеличила его боевые возможности, а также изменила внешний вид линкора.
После ввода в строй «Мутсу» был приписан к военно-морской базе Сасебо и после завершения курса боевой подготовки вошел в состав 1-ой дивизии линкоров Первого флота. До 1927 года служба корабля проходила в походах и учениях. В октябре 1927 года в Иокогамской бухте состоялся парад кораблей Императорского флота, за которым с борта Линкора «Мутсу» наблюдал император Хирохито. Еще один раз монарх взошел на палубу линкора в 1933 году. Летом 1937 года «Мутсу» принял участие в японо-китайской войне, охраняя транспорты и сам перевозя войска на побережье Китая. Палубные самолеты линкора приняли участие в штурмовке позиций китайских войск под Шанхаем.
К концу 1930-х годов отношения Японии с США значительно ухудшились и война на Тихом океане стала практически неизбежной. Вступление Японии во Вторую мировую войну корабль встретил в составе Первого флота Главных сил ВМС Японии. Период с декабря 1941 г. до битвы за Мидуэй для линкора прошёл в манёврах и учебных стрельбах в водах Метрополии.
Линкор Mutsu, февраль 1937 года, Йокосука
В мае-июне 1942 года корабль в составе главных сил вторжения под командованием Исороку Ямомото принял участие в битве за Мидуэй. После поражения в этом сражении линкор был переведен в состав 2-ой эскадры линейных кораблей и все оставшееся лето провел занимаясь боевой подготовкой.
В августе 1942 года «Мутсу» был передан в состав 2-го флота и отбыл для участия в операциях в районе Гуадалканала. Линкор участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов, прикрывая авианосное соединение адмирала Нагумо, а затем вернулся в воды Метрополии.
В последний день весны 1943 года корабль находился в Хасирадзиму. Линкор был пришвартован на флагманскую бочку в двух милях к юго-западу от базы. В четырёх погребах «Мутсу» находились 960 снарядов главного калибра, в том числе 200 специальных зажигательных снарядов ПВО. Утром 8 июня на линкор для ознакомления с кораблём прибыли кадеты и инструкторы учебной авиагруппы. После завтрака палубная команда «Мутсу» начала подготовку к перешвартовке корабля на бочку № 2, поскольку поступила информация о прибытии в базу флагманского корабля Второй дивизии линкоров линкора «Нагато» и его место должно было быть освобождено. С утра стоял густой туман, который к полудню так и не разошёлся, видимость составляла всего 500 метров. Тем не менее, на «Мутсу» приготовились дать ход.
В 12.13 командующий Первым Флотом стоял на мостике приближающегося к Хасирадзиме линкора «Нагато», когда прямо по курсу на расстоянии нескольких миль он увидел ослепительную белую вспышку, пробившую пелену тумана. Полуминутой позже донёсся грохот взрыва. Пока на «Нагато» гадали о причине происшедшего, пришла шифротелеграмма: «Мутсу» взорвался!».
Силой взрыва корабль разломило пополам и он затонул. Комиссия по расследованию причины взрыва линкора работала около двух месяцев, однако точной причины трагедии назвать не смогла. Среди версий были и экзотические, такие как атака сверхмалой подводной лодки или одиночного торпедоносца. Однако большинство специалистов склонялись к мнению, что причиной взрыва послужило самовоспламенение от нагрева специальных зажигательных снарядов ПВО главного калибра. В сентябре 1943 года корабль исключили из списков Императорского флота.
Линкор Mutsu в игре World of Warships
Новое в блогах
ЛК Ямато.
ЛК Мусаси. Картина кисти Такеши Юко.
Взрыв погребов ГК на Ямато.
В 60-е годы, когда были изучены японские технические архивы и опубликованы обстоятельные исследования по истории тихоокеанской войны, линкоры серии Ямато приобрели славу самого замечательного корабля Обьединённого флота, едва ли не символом былой японской военно-морской мощи. Западные источники называют их «исполинами» и «бронированными монстрами».
Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны в военно-морских ведомствах разных стран заговорили о линкорах. Бытовало мнение, что эти боевые корабли все еще являются основной силой любого флота. Линкор предназначен для боя в сомкнутом боевом порядке. На вооружении у него наступательные и оборонительные боевые средства, сосредоточены в наиболее рациональной степени: на первом месте стоят артиллерия, бронирование и непотопляемость, на втором — скорость и дальность хода. Требование о максимально возможном одновременном усилении наступательных средств и средств защиты тем легче выполнимо, чем больше боевой корабль, так как на более крупном судне можно выделить всем этим средствам значительный процент от общей массы: этим и объясняется рост водоизмещения линкоров в ходе их эволюции.
Взяв курс на усиление вооруженных сил, Япония в 1934 году решила больше не придерживаться Лондонского соглашения 1930 года об ограничении морских вооружений и приняла так называемую Программу «Марусаи», согласно которой для Императорского флота предполагалось построить ряд новейших боевых кораблей, в том числе и несколько линкоров, причем первостепенное значение придавалось не количеству, а качеству новой боевой технике.
В основу разработки новых линкоров положили идею превосходства над аналогичными американскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие обязательного условия прохождения через Панамский канал, должны были иметь ограниченные тактико-технические данные: водоизмещение не более 63000 тонн, вооружение орудий калибром не более 406 мм и скорость хода до 23 узлов. Головным кораблем должен был стать линкор «Ямато».
Отказ от весовой дисциплины сыграл с японскими конструкторами злую шутку. Сплошь и рядом выбирались не самые эффективные, а самые тяжелые решения. Глубина ПТЗ-всего 3.5 метра. При таком полном образовании корпуса не составляло никакого труда сделать 5.5-6 метров.
Бронирование башен составляло 600 мм. что с учётов угла наклона брони давало более 1000 мм. Естественно такая защита не пробивалась. ничем. Корабли ушли на дно сохранив ГК в неприкосновенности.
Одна, пусть и толстая бронепалуба. Сами же японцы на Нагато и Муцу разнесли бронепалубы на три части-первая презназначалась для взвода взрывателей и сьёма бронебойных колпачков, вторая представляла главную позицию сопротивления, третья-улавливала осколки.
Как показала война на Тихом Океане главным недостатком этих линкоров стало отсутствие радаров (примитивные радары были установлены только в 43 году) и отсутствие централизованного управления зенитным огнём. 25мм зенитные автоматы позволяли всего лишь «отвлечь» команду. Замечу, что в боях за Гуадалканал (сражение у о.Санта-Крус) при массовой атаке японской палубной авиации ЛК Вашингтон претендовал на 32 сбитых японских самолёта(засчитали ему 26). ЛК Вашингтон как и американские авианосцы были вооружены 40-мм зенитными Бофорсами и 20-мм Эрликонами. А самое главное-они уже имели радары и централизованное управление зенитным огнём.
Боевая карьера линкоров этого класса не особенно богата событиями. Линкор «Ямато», будучи флагманским кораблем адмирала И. Ямамото, во время сражения у атолла Мидуэй, получив сообщение о разгроме японских авианосных сил, вышел из боя, так и не использовав свои огромные орудия. Линкор «Мусаси» держал флаг адмирала М. Кога, ставшим командующим Объединенным флотом после гибели И. Ямамото. Оба боевых корабля почти все время находились у острова Трук.
25 декабря 1943 года, находясь к северу от острова, линкор «Ямато» получил попадание торпедой с американской подводной лодки «Скейт». Этот случай побудил к усовершенствованию противоминной защиты на кораблях этого типа.
В ходе войны на Тихом океане, когда авиация начала убедительно доказывать свою ведущую роль в военных действиях на море, огромные орудия оказались бесполезными, и оба японских линкора, вскоре потопила американская палубная авиация.
«Мусаси» погиб в сражении в заливе Лейтэ. Потоплен палубной авиацией США. (Бой в море Сибуян). С 23 ноября 1944 года линкор «Ямато» базировался в Японии, откуда и вышел в свой последний поход в апреле 1945 года. Он принял участие в операции «Теничиго». Цель операции — достичь места высадки американского десанта на острове Окинава, где 1 апреля на него вторглись американские войска. В ходе столкновения с американскими самолетами в линкор попали три торпеды. Была повреждена вспомогательная рулевая машина. Линкор «Ямато» сбил один торпедоносец. Спустя некоторое время в боевой корабль попали еще две торпеды, вызвав повреждение электрооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя. Положение корабля еще не стало критическим, но резервы живучести и остойчивости были на грани исчерпания. Затем началась последняя атака в ходе которой в корабль попало, по меньшей мере, четыре торпеды. На линкоре «Ямато» в это время работал только один гребной вал, а вскоре были затоплены и оставлены персоналом все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход. Крен на левый борт достиг 15-16 градусов. Когда линкор «Ямато» лег на борт с креном около 80 градусов раздался чудовищной силы взрыв, который был слышен на много миль вокруг. Отблеск этого взрыва видели на кораблях американского соединения находившегося в нескольких десятках миль от места трагедии на острове Кагосима. Столб дыма поднялся над боевым кораблем на высоту 6 км и по виду напоминал «ядерный гриб». Пламя взрыва поднялось на 2 км. Несомненно, только взрыв погребов (примерно 500 тонн взрывчатых веществ) мог произвести подобный эффект, но вот что вызвало взрыв неизвестно. Некоторые американские специалисты считают, что взрыв произошел из-за попадания бронебойной бомбы в башню и через нее в главные погреба. Взрыв привел к ужасным потерям в экипаже линкора «Ямато». Из 2767 человек экипажа погибло 2498 человек, включая командующего соединением и командира корабля. Всего же в сражении кроме линкора «Ямато» были уничтожены линейный крейсер и четыре эсминца, на которых погибли или утонули 3665 человек. В своем последнем бою линкор «Ямато» сбил всего пять и повредил двадцать самолетов, а всего соединением уничтожено десять самолетов: четыре пикирующих бомбардировщика, три торпедоносца и три истребителя. Это была плата за самый мощный в мире линкор, лёгкий крейсер и пару эсминцев. Плата более чем умеренная.
Два самых мощных линкора мира ни разу не использовали свой главный калибр по назначению!!!!
Ямато и Мусаси строились в обстановке такой секретности, что американцы только после войны узнали сколь огромные корабли были потоплены их авиацией. С тактической точки зрения такая скрытность имела под собой некоторые основания, но с психологической была крупной ошибкой. Например в ноябре 42 года Нимицу и Хэлси было бы значительно труднее выслать к Гуадалканалу новейшие ЛК Вашингтон и Саут-Дакота, зная, пусть чисто теоретически, что их корабли могут столкнуться с монстрами, водоизмещением более 72тыс. тонн, вооружёнными 460 артиллерией ГК и защищёнными 410мм ГБП.
Технические характеристики линкора «Ямато»: Длина — 263,0 м; Высота — 38,9 м; Осадка — 10,6 м; Водоизмещение — 72800 тонн; Дальность плавания — 7200 миль; Судовая силовая установка — четырехвальная паротурбинная; Мощность — 150000 л.с.; Экипаж: Всего — 2300 человек; Скорость — 27 узлов; Вооружение: Орудие главный калибр 460 мм — 9; Орудие противоминный калибр 155 мм — 12; Орудие универсальный калибр 127 мм — 12; Зенитное орудие 25 мм — 24;(до конца войны-по меньшей мере 140 стволов). Гидросамолеты — 7;
Пятница, 13-е: гибель линкора «Хиэй»
К утру 13 ноября американская эскадра, потеряв половину кораблей и обоих адмиралов, покинула район Гуадалканала. Японская эскадра отошла к северу и готовилась к выполнению главной задачи — обстрелу аэродрома Хендерсон-Филд. Однако флагман адмирала Абэ линкор «Хиэй» оказался серьёзно повреждён в бою с американскими кораблями и теперь медленно отходил на север.
На рассвете 13 ноября линкор «Хиэй» с адмиралом Абэ на борту находился севернее острова Саво. С ним оставался только лёгкий крейсер «Нагара». Остальные японские корабли во главе с линкором «Кирисима» успели отойти ещё севернее.
Лёгкий крейсер «Нагара». tokkoro.com
Ночная стрельба велась на предельно малых дистанциях в 15–20 каб, и в «Хиэй» попало более 130 американских снарядов калибром от 127 мм — в том числе три десятка 203-мм с тяжёлых крейсеров. Ни один из снарядов не сумел пробить броневую цитадель линкора, и лишь один 203-мм снаряд проник за 76-мм пояс в корме. Но это попадание оказалось исключительно удачным, вызвав затопление румпельного отделения и выведя из строя электромоторы рулевого управления. В итоге управление рулями удалось восстановить лишь с помощью ручного привода.
Некоторые источники утверждают, что руль линкора заклинило в положении на правый борт, а управлять кораблём удавалось с трудом и исключительно машинами. Это опровергается японской схемой маневрирования линкора, описывавшего большие дуги то вправо, то влево. В любом случае корабль плохо держался на курсе и сильно снизил скорость. Причины снижения скорости не вполне ясны, так как нет никаких свидетельств повреждения силовой установки в ночном бою; возможно, это произошло из-за общего нарушения работы систем управления кораблём, а также ранения большинства высших офицеров.
Линкор «Хиэй» в 1940 году. S. Breyer. Schlachtschiffe und Schlahtkreuzer 1905-1970. Munchen, 1993
Град снарядов малого и среднего калибров нанёс огромные повреждения надстройкам и системам управления стрельбой. Из-за повреждения электрооборудования на некоторое время оказались обездвижены башни главного калибра. Директоры главного калибра были разбиты, корабельная радиостанция вышла из строя, а носовую башенноподобную надстройку линкора охватило пламя, так что командир корабля капитан 1-го ранга Нисида был вынужден перенести свой пункт управления в третью башню.
Теоретически ни одно из этих повреждений не угрожало живучести линкора, сохранил он и боеспособность — вторая и третья башни имели индивидуальные 8-м дальномеры и могли управлять огнём других башен. Это подтвердил инцидент на рассвете, когда около 6 часов утра в юго-восточном секторе горизонта обнаружились американские корабли. Это был лишившийся хода эсминец «Аарон Уорд» и только что подобравший его буксир «Боболинк» (позднее он также пытался спасти «Атланту»). До противника было 140 каб, в 6:07 «Хиэй» открыл огонь кормовыми башнями и с третьего залпа добился накрытия. Возможно, эсминец был бы потоплен — но тут в небе появились американские самолёты.
Буксир «Боболинк». ibiblio.org
Воздушные атаки
На помощь американским кораблям подоспели шесть (по другим данным — пять) пикировщиков SBD-3 «Даунтлесс» из 142-й морской разведывательно-бомбардировочной эскадрильи (VMSB-142) с аэродрома Хендерсон-Филд, до которого было всего полсотни километров. Самолёты атаковали в 6:15 и добились попадания одной 450-кг бомбы рядом с бортом линкора. Зенитчики линкора заявили, что сбили один самолёт.
Через час над «Хиэй» появились четыре торпедоносца TBF «Эвенджер» из 131-й эскадрильи (VMSB-131) с Хендерсон-Филд. Они были атакованы тремя патрулировавшими над линкором истребителями «Зеро» с авианосца «Дзуньё» — японцам удалось повредить один бомбардировщик. Американцы доложили о попадании в линкор одной торпеды (японцы это отрицают). О повреждениях, полученных линкором в это время, информации нет, но можно предполагать, что близкий разрыв повлиял на его скорость и управляемость — иначе непонятно, почему «Хиэй» не двинулся к северу, а остался возле острова Саво. Более того, согласно японской отчётной карте, как раз в это время «Хиэй» резко ушёл влево, описал почти полную циркуляцию и лёг на курс вест.
Пикирующий бомбардировщик SBD-3 «Даунтлесс». collections.naval.aviation.museum
Сразу же после воздушного налёта к линкору подошёл эсминец «Юкикадзэ», флагман 16-го дивизиона эсминцев. За следующие два часа сюда прибыли эсминец «Тэрудзуки», а также 27-й дивизион эскадренных миноносцев — «Сигурэ», «Сирацую» и «Югурэ», не участвовавшие в ночном бою. Одновременно над линкором появились ещё шесть истребителей «Зеро», висевших над ним чуть больше часа.
Поскольку радиостанция «Хиэй» не работала, в 8:15 адмирал Абэ со штабом перешёл на эсминец «Юкикадзэ» и перенёс на него свой флаг. Одновременно он по радиостанции эсминца связался с «Кирисимой» и приказал линкору возвращаться к острову Саво, чтобы взять повреждённый «Хиэй» на буксир. Это было запоздавшее решение — помощь требовалось оказать гораздо раньше, ещё ночью.
В 9:15 начался мощный налёт: «Хиэй» атаковали девять «Даунтлессов» и три «Эвенджера» под прикрытием семи истребителей F4F-4 «Уайлдкэт». Поскольку японские истребители уже улетели, «Уайлдкэты» проштурмовали линкор, стремясь подавить его зенитные автоматы. Тем не менее ни одного попадания американцы не добились.
Приказ адмирала Абэ
В 10:10 над «Хиэй» появились семь «Эвенджеров» с аэродрома Хендерсон-Филд, а через несколько минут — ещё девять таких же машин с авианосца «Энтерпрайз». Одному из торпедоносцев «Энтерпрайза» удалось попасть в носовую часть линкора. Повреждения оказались незначительными, но именно в этот момент адмирал Абэ потерял присутствие духа. Видимо, на него повлияло и сообщение о том, что «Кирисима» атакован неизвестной подлодкой и получил попадание двух торпед (позже оказалось, что они не взорвались).
Абэ решил больше не испытывать судьбу и приказал «Кирисиме» вновь поворачивать на север, а командиру «Хиэй» капитану 1-го ранга Нисиде — направить линкор к Гуадалканалу и выброситься на берег у Камимбо. Нисида возразил, заявив, что повреждения линкора не смертельны, он ещё держится на воде, и его можно спасти. На этот раз адмирал Абэ уступил.
Бомбардировщики-торпедоносцы TBF «Эвенджер». pacificeagles.net
В 11 часов линкор безрезультатно атаковали три «Эвенджера» с Хендерсон-Филд, а через 10 минут над «Хиэй» появились 14 «Летающих крепостей» B-17 из 11-й тяжёлой бомбардировочной группы с острова Эспириту-Санто. Самолёты шли на высоте свыше 4000 м — попасть оттуда в корабль было весьма затруднительно, однако бомб у «Летающих крепостей» имелось много, вдобавок линкор на малой скорости представлял собой удобную цель. Одна из 56 бомб весом по 227 кг всё-таки угодила в «Хиэй» — она не причинила больших повреждений, но вода вновь стала поступать в кормовые отсеки линкора.
В 11:20 линкор атаковали шесть «Даунтлессов» 132-й эскадрильи, их пилоты заявили о трёх попаданиях 453-кг бомбами — правда, достоверность этих докладов вызывает сомнения. Ещё через 10 минут над «Хиэй» одновременно появились два «Даунтлесса» из 132-й эскадрильи и четыре «Эвенджера» из 8-й эскадрильи торпедоносцев с авианосца «Саратога». Именно последние добились серьёзного успеха, поразив линкор двумя торпедами: одна попала в среднюю часть корабля, ещё одна — в нос с левого борта. Налёт торпедоносцев пришлось отбивать огнём орудий главного калибра — теми самыми снарядами «Тип 3», приготовленными для обстрела аэродрома Хендерсон-Филд и на самом деле предназначавшимися для стрельбы по воздушным целям.
Последний шанс
Около полудня к «Хиэй» прибыли шесть истребителей «Зеро» — они патрулировали небо над кораблём целых полтора часа. К этому времени на линкоре наконец удалось исправить рулевое управление и на какое-то время дать ход в 15 узлов. Из румпельного отделения было выкачано две трети воды.
К половине третьего кормовые отсеки удалось осушить почти полностью, а пожар в районе носовой башенноподобной надстройки стал гаснуть. Казалось, теперь корабль удастся спасти. Правда, верхняя палуба линкора была серьёзно повреждена, а три из восьми котлов вышли из строя из-за бомбардировки.
Линкор «Хиэй» перед войной. IJN Warship Album Battleships & Battle Cruisers. Tokyo, 2005
Однако около половины третьего, сразу после ухода истребителей «Зеро», линкор вновь атаковала большая группа самолётов. Описания этой атаки крайне противоречивы. По японским данным, она состоялась уже после 14:30 — этим временем датируется запись в журнале адмирала Абэ о том, что пожар взят под контроль, управление рулём налажено, и есть шансы спасти корабль. Согласно этому журналу, линкор атаковало 12 торпедоносцев, которым удалось добиться двух попаданий. Одна торпеда попала в центральную часть корпуса с правого борта, другая угодила в корму.
По американским данным, налётов было два. В 14:00 «Хиэй» атаковали 14 самолётов с аэродрома Хендерсон-Филд (восемь «Даунтлессов» и шесть «Эвенджеров») под прикрытием сразу 14 истребителей «Уайлдкэт». Они претендовали на два точных и два предположительных торпедных попадания. В 14:35 появились ещё четыре «Эвенджера» с авианосца «Энтерпрайза» — их пилоты заявили о двух торпедных попаданиях.
Истребители F4F-4 «Уайлдкэт». airandspace.si.edu
Так или иначе, «Хиэй» получил как минимум две торпеды. Капитан Нисида дал максимальный ход, пытаясь уклониться от атак, однако то ли от резкой перекладки руля, то ли от торпедного попадания только что исправленное рулевое управление опять вышло из строя. Вдобавок в машинное отделение начала поступать вода, линкор накренился на правый борт и заметно осел на корму. Шанс спасти корабль был утрачен.
Команда покидает линкор
За восемь часов «Хиэй» атаковали в общей сложности около 70 самолётов. Линкор ещё держался на плаву, машины работали, но корабль окончательно потерял управление, а поблизости не было никого, кто мог бы взять на буксир гиганта в 30 000 т. В 15:30 вице-адмирал Абэ вновь приказал капитану Нисиде покинуть корабль. На этот раз приказ был отдан в письменном виде и отправлен на линкор катером. Нисида подчинился и начал переводить экипаж линкора на эсминец «Юкикадзэ». Впрочем, он не торопился — видимо, надеясь на чудо и приближавшуюся ночь.
Маневрирование линкора «Хиэй» ночью и днём 13 ноября 1942 года. Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов
Чуда не произошло. В 17:45 над «Хиэй» вновь появились шесть «Даунтлессов» с аэродрома Хендерсон-Филд. На этот раз в линкор американцы не попали, но положили одну бомбу рядом с бортом «Юкикадзэ», принятого ими за лёгкий крейсер. Одновременно Нисида получил известие о том, что машинное отделение полностью затоплено. Только тогда он отдал окончательный приказ покинуть корабль. В 18 часов Нисида оставил свой пост управления в третьей башне и спустился на эсминец «Тэрудзуки», предварительно забрав с собой портрет императора. Остальную часть команды сняли эсминцы 27-го дивизиона. Абэ приказал эсминцу «Сигурэ» потопить опустевший линкор торпедами.
В 18:38 на «Юкикадзэ» был получен приказ адмирала Ямамото: ни в коем случае не топить «Хиэй»! Некоторые историки трактуют этот приказ как последнюю попытку спасти линкор, другие считают, что Ямамото просто хотел, чтобы оставшийся на воде корабль ещё какое-то время отвлекал внимание противника.
В 19 часов эсминцы, завершив приём и перераспределение спасённых, оставили линкор и взяли курс на восток. К этому моменту «Хиэй» имел крен в 15° на правый борт, а кормой осел в воду почти до палубы квартердека. Видимо, кингстоны открыты не были, и корабль затонул только через шесть часов — в час ночи на 14 ноября. Это случилось в пяти милях к северу от острова Саво.
Эсминец «Юкикадзэ» после вступления в строй в 1939 году. На этот корабль перенёс свой флаг адмирал Абэ. Japanese Naval Warship Photo Album: Destroyers. Kure Maritime Museum
«Хиэй» стал первым японским линкором, потопленным во Второй мировой войне. Всего на нём погибло 188 человек, ещё 151 моряк был ранен. Долгая «Пятница, 13-е» завершилась победой американского флота. Эта победа обошлась американцам очень дорого: они потеряли два лёгких крейсера и четыре эсминца, ещё два тяжёлых крейсера были серьёзно повреждены. Было убито и утонуло примерно 1560 американских моряков (безвозвратные потери японцев составили около 600 человек).
Расследование
Получив сообщение о гибели «Хиэй», адмирал Ямамото уже 14 ноября отстранил Абэ от должности командира 11-й дивизии линкоров. Вслед за этим вице-адмирал Абэ Хираокэ и капитан 1-го ранга Нисида Масатакэ были отозваны в Японию, где предстали перед специальной комиссией, расследовавшей причины потери линкора «Хиэй». Оба были признаны невиновными, но уволены со строевых должностей: 53-летнего Абэ перевели на канцелярскую работу в Морской Генеральный штаб, а 10 марта 1943 года уволили в отставку. Нисиду сначала перевели в запас, но затем вновь призвали на службу: он командовал авиационными соединениями, но на кораблях более никогда не служил.
Бои 13 ноября завершились, однако 12 японских транспортов с частями 38-й дивизии и 8-й бригады морской пехоты всё ещё шли к Гуадалканалу. Несмотря на потерю одного из линкоров, вице-адмирал Кондо был полон решимости продолжить операцию и атаковать аэродром Хендерсон-Филд. В следующие два дня к северо-западу от Гуадалканала разгорелось новое морское сражение.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
- Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- Э. Тулли. Гибель линкора «Хиэй»: артобстрел или воздушный налет? // ФлотоМастер, 2003, №3
- Корабль Японского императорского флота «Хиэй». Хроника // ФлотоМастер, 2003, №2
- https://www.history.navy.mil
- https://www.combinedfleet.com
- https://www.ibiblio.org