Конструкция и бронирование линкоров типа «Нагато»
Внешний вид новых дредноутов отличался от своих предшественников. Он имел выпуклую палубу, устремленный вперед форштевень (в отличие от предыдущих прямых) и более высокие мачты. Длина судна составляла 221 метр, грузоподъемность могла достигать 39 000 тонн. Носовая часть была нацелена вперед – такая конструкция позволила увеличить судно на 1,5 метра, а главное уменьшить количество брызг при движении.
Четыре паровые турбины Gihon и 21 котел фирмы Kampon обеспечивали корабль мощностью в 80 000 лошадиных сил. Во время первых морских испытаний была достигнута максимальная скорость 26,7 узла. В экономном режиме дредноут мог преодолеть расстояние, равное 10 000 миль. Примечательно, что США долгое время были уверены, что «Нагато» может плавать не быстрее 23,5 узла, в первые годы Второй мировой войны реальное положение дел стало для них неприятным сюрпризом.
Бронирование было осуществлено при помощи цементированной стали фирмы Vickers. Главный броневой пояс имел длину 134 метра, выступал над уровнем моря почти на 2 м и еще на 76 см скрывался под водой. Толщина такой массивной конструкции составляла 305 мм. Палуба обшивалась листами от 70 мм до 178 мм. Башни главного калибра имели 356-мм защиту.
Весь корпус линкора был разделен на 1 089 водонепроницаемых отсеков. Даже в случае большой пробоины судно останется на плаву. Подводная часть корабля была оснащена противоторпедной обороной, которая состояла из множества переборок различной толщины.
Оценка проекта
Сравнительные характеристики капитальных кораблей, заложенных в 1912—1917 годах | |||||||||
«Ринаун»[6] | «Худ»[7] | «Макензен»[8] | «Эрзац Йорк»[9] | «Куин Элизабет»[10] | «Байерн»[11] | «Исэ»[12] | «Нагато»[13] | «Теннесси»[14] | |
Класс | линейный крейсер | линкор | |||||||
Год закладки | 1915 | 1916 | 1914 | 1916 | 1912 | 1914 | 1915 | 1917 | 1917 |
Год ввода в строй | 1916 | 1920 | — | — | 1915 | 1916 | 1917 | 1920 | 1920 |
Стоимость | 66 млн марок | 75 млн марок | 49 млн марок | ||||||
Водоизмещение нормальное, т | 31 000 | 33 500 | 27 885 | 28 530 | 31 260 | 34 273,2 | 32 817 | ||
Полное, т | 31 266,7 | 45 832,8 | 35 300 | 38 000 | 31 941 | 32 200 | 36 500 | 39 039 | 33 721 |
Номинальная мощность СУ, л. с. | 112 000 | 144 000 | 90 000 | 90 000 | 56 000 | 35 000 | 45 000 | 80 000 | 28 900 |
Скорость, узлы | 30 | 31 | 28 | 27,3 | 23 | 22 | 23 | 26,5 | 21 |
Дальность, миль (на скорости, узлы) | 3650 (10) | 7500 (14) | 8000 (14) | 5500 (14) | 4500 (10) | 5000 (12) | 9860 (14) | 5500 (16) | 8000 (10) |
Бронирование, мм | |||||||||
Пояс | 152 | 305 | 300 | 300 | 330 | 350 | 305 | 305 | 343 |
Башни, лоб | 280 | 380 | 300 | 300 | 330 | 350 | 305 | 356 | 406 |
Барбеты | 179 | 305 | 300 | 300 | 254 | 350 | 305 | 305 | 330 |
Рубка | 254 | 280 | 350 | 300 | 280 | 350 | 305 | 370 | 406 |
Палуба | 75—25 | 100—50 | 100—50 | 100—50 | 100—60 | 76—32 | 76—(44+38) | 89 | |
Вооружение | |||||||||
Главный калибр | 3×2×381 мм/42 | 4×2×381 мм/42 | 4×2×350 мм/45 | 4×2×380 мм/45 | 4×2×381 мм/42 | 4×2×380 мм/45 | 6×2×356 мм/45 | 4×2×410 мм/45 | 4×3×356 мм/50 |
Вспомогательный | 17×102 мм/44 2×76 мм | 12×140 мм/50 4×102 мм/45 4×47 мм | 12×150 мм/45 8×88 мм/45 | 12×150 мм/45 8×88 мм/45 | 16×152 мм/45 2×76 мм | 16×150 мм/45 2×88 мм/45 | 20×140 мм/50 4×76 мм | 20×140 мм/50 4×76 мм | 14×127 мм/51 4×76,2 мм |
Торпедное вооружение | 2×533 мм ТА | 6×533 мм ТА | 5×600 мм ТА | 3×600 мм ТА | 4×533 мм ТА | 5×600 мм ТА | 6×533 мм ТА | 8×533 мм ТА | 2×533 мм ТА |
Вооружение линкоров типа «Нагато»
- Главный калибр был представлен четырьмя парами 410-мм пушек. Они располагались в носовой части и на корме по линейно-возвышенной схеме. Угол изменения орудий находился в пределах от -5 до +30 градусов. После проведенной модернизации показатель вырос до +43 градусов. Дальнобойность превышала 38 км.
- Противоминная артиллерия включала 18 140-мм орудий, часть из которых размещалась в казематах.
- Зенитная артиллерия состояла из четырех пар 127-мм пушек и 10 пар 25-мм установок.
- Минно-торпедное вооружение содержало 4 подводных аппарата и 2 надводных устройства. В 1936 году данные орудия были демонтированы.
- С 1925 года на борту «Нагато» стали размещаться гидросамолеты. В разные годы использовались японская и немецкая авиация, которая выполняла разведывательные функции.
«Nagato» — Линейный корабль Императорского флота Японии
«Nagato» — линейный корабль японского императорского флота, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь исторической провинции острова Хонсю. Линкор являлся первым полностью японским кораблем и имел на вооружении самые мощные орудия главного калибра на момент постройки.
Проектирование
После утверждения чертежей линкоров класса «Ise», Морской технический департамент начал работы над модифицированным проектом, получившим название «Nagato». Проект получил индекс «А-102», согласно проекту на кораблях должны были установить 410-мм орудия. Необходимость перехода к новому калибру, мотивировалась появлением в английском флоте 381-мм орудий, а так же слухами о работах в США над, еще более тяжелыми артиллерийскими системами.
При проектировании «Nagato», за основу была взята концепция быстрого линейного корабля. К моменту реализации проекта «А-102», соответствовали данной концепции английские линкоры класса «Queen Elizabeth», что и предопределило некоторое сходство этих кораблей.
Постройка линкора «Nagato» была утверждена 24 февраля 1916 г., а после утверждения программы «8-4», в 1917 г. была утверждена постройка еще одного однотипного линкора «Mutsu». Заказ на постройку «Nagato» выдали 12 мая 1916 г., а «Mutsu» — 21 июля 1917 г.
Конструкция
По сравнению с предшественником корпус корабля стал длиннее и шире. Отказ от башен главного калибра расположенных в средней части корабля, позволил разместить более мощную энергетическую установку, что увеличивало скорость хода.
Были внесены изменения в систему бронирования линкора. Главный броне пояс стал уже и тоньше по нижней кромке. Главная броне палуба была значительно усилена. Была добавлена средняя броневая палуба. Заметно усилили броню башен главного калибра, при этом бронирование барбетов осталось на прежнем уровне. Была добавлена подводная защита, включавшая противоторпедную переборку.
Вооружение главного калибра теперь состояло из 410-мм орудий. Данные орудия стали первой тяжелой артиллерийской системой спроектированной в Японии, однако сохраняли ряд черт, английского 356-мм орудия, послужившего их прообразом. Противоминная артиллерия была аналогична, но было изменено расположение орудий. Так же увеличилось количество торпедных аппаратов.
Как уже упоминалось выше, энергетическая установка была значительно мощнее установленной на линкорах класса «Ise».
Полная длина корабля составляла 215,8 м, ширина составляла 29,02 м, а осадка 9,08 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 32 720 т, а в полной – 38 500 т. Экипаж корабля состоял из 1333 офицеров и матросов.
Двигатели
Энергетическая установка линкоров класса «Nagato» состояла из четырех турбоагрегатов системы «Gihon» суммарной мощностью 80 000 л.с. и приводила во вращение четыре гребных вала. Установленные турбины были полностью спроектированы в Японии. Пар для турбин вырабатывали двадцать один паровых котла системы «Kampon». Пятнадцать котлов работали исключительно на нефти, а остальные шесть имели смешенное отопление.
Запас топлива составлял 1 600 т. угля и 3 400 т. нефти, что обеспечивало дальность плавания 5 500 миль при скорости хода 16 уз. Линкоры могли развивать скорость вплоть до 26 уз.
Вооружение
Вооружение главного калибра состояло из восьми 410-мм орудий 45 калибра установленных в четырех двух-орудийных башнях. Башни главного калибра были установлены линейно возвышенно и размещены в диаметральной плоскости. Углы возвышения орудий составляли от -2 до 35 градусов, с максимальной дальностью стрельбы 30 200 м. Заряжение орудий могло производиться при угле возвышения до 20 градусов. Скорость стрельбы была около двух выстрелов в минуту. Достоверно не известно, какими типами снарядов вели огонь данные орудия до Второй Мировой Войны. Во время войны они использовали 1 020-кг. бронебойные снаряды (Type 91), так же использовались 936-кг. фугасные снаряды.
Вооружение противоминной артиллерии составляло двадцать 140-мм орудий 50 калибра. Четырнадцать орудий размещались в казематах на главной палубе, а остальные были расположены выше возле надстройки. Угол возвышения составлял 20 градусов, что позволяло вести огонь на дистанции до 15 800 м. Каждое орудие вело огонь 38-кг. фугасными снарядами, со скорострельностью до десяти выстрелов в минуту. Зенитное вооружение состояло из четырех 76-мм зенитных орудий 40 калибра (3rd Year Type 8-centimetre) и были установлены на надстройке. Максимальные углы вертикальной наводки составляли 75 градусов, а скорострельность орудия составляла 13-20 выстрелов в минуту. Они вели огонь 6 кг. снарядами с максимальной дальностью стрельбы 7 500 метров. Кроме этого корабли были вооружены восьмью 533-мм торпедными аппаратами, по четыре на каждом борту. Четыре торпедных аппарата были надводными и располагались на главной палубе по бокам второй дымовой трубы. Остальные четыре были подводными и располагались парами в нос и корму от концевых барбетов.
Бронирование
Главный броневой пояс шел от барбета башни главного калибра №1 до башни №4 и имел максимальную толщину 305-мм. Длина пояса составляла 134 м., а высота 3,5 м. По нижней кромке он утоньшался до 76-мм. В оконечностях он завершался траверсами с толщиной 254-мм. В нос и корму от траверсов толщина пояса снижалась сначала до 203-мм, а ближе к штевням – до 102-мм. Поверх главного шел 203-мм пояс длиной 110 м., поднимающийся до главной броне палубы. В районе барбетов башен главного калибра №2 и №3 он уходил вглубь корпуса и примыкал к концевым барбетам. Казематы противоминной артиллерии защищал 25-мм броне пояс.
Главная броне палуба имела 70-мм бронирование и примыкала к верхней кромке 203-мм пояса. Ниже располагалась средняя броне палуба со скосами и в горизонтальной части имела толщину 51-мм, а на скосах – 76 мм. Палуба бака имела бронирование над казематами противоминной артиллерии с толщиной от 25-мм до 38-мм.
Толщина лобовой плиты башен главного калибра составляла 356-мм и была установлена под углом 30 градусов, боковых стен – 280 мм и крыши – 127 мм. Барбеты имели бронирование толщиной 305 мм. Толщина стен главной рубки составляла – 350 мм, а вспомогательной – 102 мм.
Подводная защита включала противоторпедную переборку толщиной от 51-мм до 76-мм, опускающейся от излома нижней броневой палубы до настила двойного дна.
Модернизации
В 1922 г. на линкорах класса «Nagato» установили на носовую трубу козырьки для отвода газов. Должного эффекта это не принесло и в 1923 г. носовую трубу изогнули в сторону кормы.
В 1925 г. с линкоров демонтировали четыре надводных торпедных аппарата, вместо них установили три дополнительных 76-мм зенитных орудия.
В 1932-1933 гг. на линкорах установили два 40-мм зенитных автомата. Скорострельность автоматов составляла 200 выстрелов в минуту. 76-мм зенитные орудия были демонтированы, а вместо них установили четыре 127-мм двуствольных универсальных орудия 40 калибра. Они были установлены по обеим сторонам в нос и корму от надстройки. При ведении огня по наземным целям максимальная дальность стрельбы составляла 14 700 м. при скорострельности четырнадцать выстрелов в минуту. Правда, устойчивый темп стрельбы составлял восемь выстрелов в минуту.
С августа 1933 г. по январь 1936 г. линкор «Nagato» прошел обширную модернизацию в Куре. В ходе, которой корабль получил бортовые противоторпедные були, что увеличило ширину корпуса до 33 м. Что бы сохранить пропульсивный коэффициент на прежнем уровне, длину корпуса пришлось увеличить на 9,1 м. за счет кормовой надстройки. Энергетическую установку полностью сменили, установили четыре турбоагрегатов системы «Kampon» и десять паровых котлов «Kampon» чисто нефтяного отопления. Модернизация энергетической установки линкоров класса «Ise» или «Fuso» сопровождалось увеличением мощности и скорости хода кораблей. После замены энергетической установки у линкоров класса «Nagato» мощность увеличилась не значительно, а скорость уменьшилась до 25 уз. Носовую дымовую трубу демонтировали, так как новая энергетическая установка занимала меньше места. Были установлены новые дальномеры и посты управления огнем.
Были увеличены углы возвышения орудий главного калибра, максимальная дальность стрельбы составляла 37 900 м. при угле возвышения 43 градуса. Так же был увеличен угол возвышения орудий противоминного калибра, теперь максимальная дальность составляла 20 000 м. при угле возвышения 35 градуса. Два передних 140-мм орудия расположенных в казематах были сняты. Оставшиеся торпедные аппараты так же были демонтированы. На юте установили катапульту для гидросамолетов.
Бронирование палубы бака над казематами увеличили до 51-мм, а средней броне палубы до 127-мм. Защиту барбетов орудий главного калибра усилили за счет установки дополнительных бронеплит толщиной 127-мм. Таким же образом усилили лобовую броню башен, доведя ее до 457-мм. После модернизации стандартное водоизмещение линкоров составляло почти 39 000 т.
В 1939 г. вместо 40-мм зенитных автоматов установили двадцать 25-мм зенитных автомата фирмы Hotchkiss (Type 96). Они были смонтированы в одно и двуствольных зенитных установках. Эффективная дальность стрельбы данных автоматов составляла от 1 500 до 3 000 м., с максимально эффективной скоростью стрельбы до 120 выстрелов в минуту. Это обусловлено тем, что приходилось часто менять магазины емкостью 50 патронов.
До гибели в 1943 г. линкор «Mutsu» не подвергался больше, каким либо модернизациям.
10 июня 1944 г. линкор «Nagato» прошел ремонт, в ходе которого на корабле была установлена новая радиолокационная станция (Type 21) и установили 25-мм двуствольную зенитную установку. Однако данная РЛС была признана неудачной и уже в июле были установлены новые РЛС (Type 22 и Type 13). Зенитное вооружение линкора довели до 96 стволов 25-мм автоматов. Двадцать восемь были одиночные, десять двуствольных и шестнадцать трехствольных. Для компенсации веса пришлось демонтировать два 140-мм противоминных орудия.
В ноябре 1944 г. дополнительно установили еще тридцать 25-мм зенитных автомата. Они были смонтированы в десяти трехствольных зенитных установках. В это же время на линкор установили еще два 127-мм двуствольных универсальных установки. Из-за возросшего веса пришлось снять еще четыре 140-мм орудия.
В июне 1945 г. с линкора сняли все 140-мм и 127-мм орудия.
Служба
20 декабря 1920 г. линкор был зачислен в состав 1-й дивизии линейных кораблей, став при этом флагманом. 13 февраля 1921 г. на борту линкора побывал наследник престола принц Хирохито. 18 февраля 1922 г. на борту корабля побывал Маршал Жозеф Жоффр, а 12 апреля — принц Уэльский, во время своего визита в Японию. В течение первых четырех лет службы линкор проводил боевые учения, принимая участие в учениях флота.
4 сентября после великого землетрясения Канто, произошедшего в 1923 г., вместе с линкором «Ise» доставил припасы потерпевшим из Кюсю.
7 сентября 1924 г. во время учебных стрельб совместно с линкором «Mutsu» потопил цель-мишень «Satsuma»; бывший броненосец-дредноут, переоборудованный по условиям Вашингтонского морского соглашения 1922 г. в корабль-мишень. 1 декабря был выведен в резерв, став учебным кораблем.
1 декабря 1926 г. «Nagato» был выведен из резерва и включен в состав Объединенного Флота, став флагманом. 1 декабря 1931 г. снова был выведен в резерв. В августе 1933 г. участвовал в флотских маневрах на севере Маршалловых островов. После кардинальной модернизации, 31 января 1936 г. линкор зачислен в состав 1-й дивизии линкоров 1-го флота. В августе 1937 г. во время Второй Китайско-Японской войны, транспортировал пехотные подразделения из Сикоку в Шанхай. 24 августа, перед уходом в Сасебо, гидропланы линкора нанесли удар по целям в Шанхае. 1 декабря «Nagato» опять стал учебным кораблем вплоть до 15 декабря 1938 г. когда он снова стал флагманом Объединенного Флота. В процессе подготовки Японии к Тихоокеанской Войне, вначале 1941 г. линкор был переоборудован.
2 декабря 1941 г. адмирал Исоруку Ямамото передал кодовую фразу “Niitaka yama nobore” для начала атаки 1-го Воздушного Флота на Перл-Харбор с борта линкора «Nagato». Когда для Японии началась Тихоокеанская Война, 8 декабря «Nagato» вместе с линкорами: «Mutsu», «Fuso», «Yamashiro», «Ise», «Hyuga» и авианосцем «Hōshō» находились в районе Бонинских островов, для оказания дистанционной поддержки отходящему флоту атаковавшего Перл-Харбор, спустя шесть дней соединение вернулось. 12 февраля 1942 г. флагманом Объединенного Флота стал новый линкор «Yamato». В июне 1942 г. линкор зачислен в состав основных сил 1-го Флота во время Битвы за Мидуэй, план развертывания Операции MI, вместе с линкорами «Yamato», «Mutsu», авианосцем «Hōshō», легким крейсером «Sendai», девяти эсминцев и четырех вспомогательных кораблей. После потери всех четырех авианосцев 1-го Воздушного Флота, Ямамото хотел завлечь западные американские силы в пределах области действия японских воздушных сил в районе острова Уэйк и под покровом ночи вступить в бой с его наземными силами, однако американские войска отступили и «Nagato» не предпринимал никаких действий.
После объединения с остатками 1-го Воздушного Флота, выживший авианосец «Kaga» был придан «Nagato». 14 июля линкор был переведен во 2-ю дивизию линкоров, став флагманом 1-го Флота. Линкор оставался в Японских водах, проводя учения вплоть до августа 1943 г.
В августе линкоры «Nagato», «Yamato», «Fuso» и авианосец «Taiyō», в сопровождении двух тяжелых крейсеров и пяти миноносцев были перебазированы в Трук на Каролинские острова. В ответ на авиационный налет на атолл Тарава произошедший 18 сентября, «Nagato» и большая часть флота передислоцировалось в район атолла Эниветок для поиска американского соединения. Поиски продлились до 23 сентября, когда «Nagato» с остальными силами вернулись в Трук. Американское соединение так и не было обнаружено. Однако во время поисков была перехвачена американская радиограмма, в которой говорилось о возможной атаке на остров Уэйк и 17 октября «Nagato» вместе с большей частью 1-го Флота отправилась к атоллу Эниветок, что бы занять выгодную позицию для перехвата любых атак в направлении острова. На место назначения флот прибыл 19 октября и спустя четыре дня отправился обратно, прибыв в Трук 26 октября.
1 февраля 1944 г. «Nagato» вместе с «Fuso» отправились в Трук, что бы избежать американского воздушного рейда, 4 февраля они прибыли в Палау. Они ушли 16 февраля, что бы избежать другого воздушного рейда. 21 февраля линкоры прибыли на острова Лингга, которые находятся не далеко от Сингапура. «Nagato» был включен в состав 1-й дивизии линкоров и стал флагманом. Кроме быстрого ремонта в Сингапуре, линкор проводил учения в районе островов Лингга вплоть до 11 мая. 12 мая 1-ая дивизия вместе с «Nagato» перешла в Тавитави и была включена в состав 1-го Мобильного Флота.
Во время подготовки к Операции «Kon», 1-я дивизия линкоров отправилась с Тавитави в Бачан. По планам операции планировалось контратаковать американские силы, вторгшиеся в Биак. Три дня спустя стало известно, что американские силы атаковали Сайпен и Операция «Kon» была о в составе 1-й дивизии отправили в район Марианских островов. 16 июня дивизия объединилась с основными силами Одзавы. Во время Битвы за Марианские острова «Nagato» сопровождал авианосцы «Jun’yō», «Hiyō» и «Ryūhō». Линкор открыл огонь, из орудий главного калибра используя шрапнельные снаряды (Type 3) по американским самолетам взлетевших с авианосца «Belleau Wood» и атаковавших «Jun’yō» и заявлял, что сбил два торпедоносца «Grumman TBF Avenger». Линкор так же подвергся нападению американской авиации, но повреждений не получил. Во время боя спас выживших с авианосца «Hiyō» и передал их авианосцу «Zuikaku», когда он достиг Окинавы 22 июня. После чего линкор прибыл в Куре, где на корабль установили дополнительные зенитные установки и радиолокационные системы. 9 июля «Nagato» принял на борт 28-ю пехотную дивизию и доставил ее в Окинаву 11 июля. 20 июля линкор прибыл на острова Лингга пройдя через Манилу.
18 октября 1944 г. линкор «Nagato» ушел к заливу Бруней в Борнео для соединения с основными силами участвовавших в Операции «Sho-1», по планам операции они должны были контратаковать американские силы высадившиеся в Лейте. По плану авианосное соединение Одзавы должно было отвлечь основные силы американского ударного соединения под командованием Уильяма Хэлси на север. Фактически 3-й Воздушный Флот должен был погибнуть, отвлекая авианосцы противника на себя. После чего 2-й Флот под командованием Куриты войдет в залив Лейте и уничтожит американские силы высадившиеся на остров. «Nagato» вместе с остальными силами Куриты прибыл в Бруней 22 октября.
Во время сражения в море Сибуян 24 октября линкор был атакован многократными волнами американских пикирующих бомбардировщиков и истребителей. В 14:16 «Nagato» получил два прямых попадания авиационных бомб с самолетов, взлетевших с авианосцев «Franklin» и «Cabot». Первая бомба вывела из строя пять 140-мм орудий установленных в казематах, одно 127-мм универсальное орудие и повреждения получило котельное отделение №1, из-за чего 24 минуты не работал один гребной вал, пока котел не запустили. Повреждения, вызванные второй бомбой не известны. Из-за взрывов на корабле погибло 52 человек.
Утром 25 октября 2-й Флот прошел пролив Сан Бернандино и направился к заливу Лейте для атаки американских сил поддержки вторжения. В битве у острова Самар «Nagato» навязал бой авианосцам и эсминцам прикрытия американской оперативной группе 77.4.3 под кодовым названием «Taffy 3». В 06:01 линкор открыл огонь по авианосцам группы, за всю войну «Nagato» впервые открыл огонь бортовой артиллерией по кораблю, но промахнулся. В 06:54 эсминец «USS Heermann» выпустил торпеды по линкору «Haruna», торпеды не поразили цель, они ушли в направлении «Yamato» и «Nagato», которые шли параллельным курсом. Линкоры находились на расстоянии 10 миль от эсминца и торпеды не достигли их, так как еще раньше исчерпали весь запас топлива. Вернувшись, «Nagato» атаковал авианосца и корабли сопровождения, позже он утверждал, что поразил крейсер, выпустив по нему 45 410-мм и 92 140-мм снарядов. Стрельба была не эффективна из-за плохой видимости вызванной шквальным дождем и дымовой завесой застилавшей обороняющийся эскорт. В 09:10 2-й флот отступил на север. В 10:20 Курита приказал флоту повернуть на юг, но флот подвергся массированной воздушной атакой и в 12:36 приказал отступить. В 12:43 «Nagato» получил два попадания авиационных бомб, но повреждения были не сильные. Четыре матроса были смыты за борт в 16:56 после выполнения линкором маневра, чтобы избежать атаки пикирующих бомбардировщиков. Эсминец поспешил на место происшествия, чтобы поднять на борт матросов, но не обнаружил их. После отступления в Бруней 26 октября, флот подвергался массированным атакам авиации и линкоры «Yamato» и «Nagato» применили шрапнельные снаряды, позже они заявляли, что сбили несколько бомбардировщиков. Следуя курсов в течении последних двух дней они израсходовали 99 410-мм и 653 140-мм снарядов. За это время погибло 38 матросов и 105 получили ранения разной тяжести.
15 ноября линкор был включен в состав 3-й дивизии 2-го флота. После воздушной атаки на Бруней 16 ноября, «Nagato», «Yamato» и «Kongo» на следующий день ушли в Куре. 21 ноября во время перехода линкор «Kongo» и эсминец сопровождения был потоплен подводной лодкой «USS Sealion». 25 ноября они прибыли в Йокосука для ремонта. Из-за нехватки топлива и материалов линкор превратили в плавучую батарею. Дымовую трубу и грот-мачту демонтировали, что бы увеличить секторы обстрела зенитного вооружения, которое в ходе ремонта было усилено. После расформирования 3-й дивизии линкор был зачислен в состав 1-й дивизии линкоров. После расформирования 1-й дивизии 10 февраля линкор перешел в подчинение береговой обороны.
В июне 1945 г. с линкора сняли все 140-мм орудия и часть зенитного вооружения, так же были демонтированы прожекторы и дальномеры. Экипаж корабля сократили до 1000 матросов и офицеров. 18 июля 1945 г. сильно замаскированный корабль подвергся нападению пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев с пяти авианосцев адмирала Уильяма Хелси. Линкор получил попадания двух 230-кг бомб. Первая бомба попала в мостик корабля и убила двадцать матросов и несколько офицеров. Вторая бомба взорвалась на кормовой палубе возле грот-мачты и барбетов башни главного калибра №3. Взрыв не нанес повреждений башне, но образовал пробоину и убил двадцать одного матроса. Так же были повреждены четыре 25-мм зенитных установки расположенных палубой выше. Что бы убедить американцев в том, что «Nagato» получил критические повреждения после атаки, его специально не ремонтировали и даже специально затопили часть отсеков. С воздуха линкор должен был похож на затонувший в бухте корабль.
1-2 августа был обнаружен большой конвой, приближавшийся к Сагамскому заливу и «Nagato» приказали немедленно выйти на перехват. Линкор был полностью не готов к перехвату, но сразу же начал подготовку. Затопленные отсеки продули сжатым воздухом, пополнили боезапас для орудий главного калибра. Следующим утром пополнили запасы топлива, однако приказ к выступлению так и не пришел, потому что сигнал об обнаружении конвоя был ложным. 15 сентября «Nagato» был исключен из списков флота и передан США в качестве репарации.
1 июля 1946 г. «Nagato» был использован в качестве корабля-мишени в Операции «Crossroads» на атолле Бикини. Корабль расположили в 1 500 м. от точки ноль и после взрыва ядерного заряда он пострадал не значительно. После обеззараживания и оценки повреждений корабля, его подготовили к следующему тесту. 25 июля для теста был запущен один из котлов, он проработал в течении 36 часов без перебоев. Для теста под кодовым названием «Baker», подводный ядерный взрыв, линкор был расположен на дистанции 870 м. от точки взрыва. После взрыва образовалось цунами, которое подняло «Nagato». Повреждения линкора так же были не значительными, однако детально обследовать корабль не смогли, так как он был сильно радиоактивен. В течении следующих пяти дней крен по правому борту сильно увеличился и в ночь с 29 по 30 июля линкор перевернулся и затонул на глубине 33,5 метров.
Служба
В годы Второй мировой войны оба линкора принимали участие во многих сражениях, выступая против Союзников. Во время нападения на Перл-Харбор дредноуты типа «Нагато» находились поблизости и следили за сражением. Однако в битве за Мидуэй и в заливе Лейте они приняли активное участие.
В 1943 году «Муцу» был пришвартован в порту небольшого японского острова Хашира. Внезапно произошел взрыв. Судно раскололось пополам и ушло под воду, вместе с ним погиб 1 121 член экипажа.
Второй дредноут, носивший имя класса описываемых кораблей, в конце войны находился в плохом состоянии. В результате капитуляции Японии он стал собственностью ВМС США, которые использовали судно для ядерных испытаний.
Примечания
- Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
- Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
- ship.bsu.by/main.asp?id=100681 линкоры типа «Нагато»
- Назван в честь провинции на западе острова Хонсю, префектура Ямагичи. См.: Апальков Ю. В. С. 105.
- Назван в честь провинции на севере острова Хонсю, префектура Аомори и Иватэ. См.: Апальков Ю. В. С. 104.
- Conway’s, 1906—1921
. — P.38 - Conway’s, 1906—1921
. — P.41 - Gröner
. Band 1. — P.85—87 - Gröner
. Band 1. — P.87 - Conway’s, 1906—1921
. — P.33 - Gröner
. Band 1. — P.52—54 - Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 120.
- Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 124.
- Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 173.
Литература
- Апальков Ю. В.
Боевые корабли японского флота: Линкоры и авианосцы. — СПб.: Дидактика, 1997. - Балакин С. А., Дашьян А. В. и др.
Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59. - Рубанов О. А.
Линейные корабли типа «Нагато». — АНО «Истфлот», Самара 2005.
на английском языке
- Conway’s All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
- Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present / Edited by Ian Sturton. — New ed. — London: Conway Maritime Press, 1996. — 190 p. — ISBN 0-85177-691-4.
на немецком языке
- Gröner, Erich.
Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.
Тип «Фусо» | «Фусо» · «Ямасиро» |
Тип «Исэ» | «Исэ» · «Хюга» |
Тип «Нагато» | «Нагато» · «Муцу» |
Тип «Тоса» | «Тоса» · «Кага» |
Тип «Кии» | «Кии»,«Овари»,«Суруга»,«Оми»(не закладывались) |
Тип «Ямато» | «Ямато» · «Мусаси» |
Линейные крейсера | |
Тип «Конго» | «Конго» · «Хиэй» · «Кирисима» · «Харуна» |
Тип «Амаги» | «Амаги» · «Акаги» · «Атаго» · «Такао» |
Тип «B-65» | · |
Линейные крейсера | тип «Конго» · тип B-65 |
Тяжёлые авианосцы | «Акаги» · «Кага» · «Сорю» · «Хирю» · тип «Сёкаку» · тип «Дзюнъё» · «Тайхо» · «Синано» · тип «Унрю» |
Лёгкие авианосцы | «Хосё» · «Рюдзё» · тип «Дзуйхо» · «Рюхо» · тип «Титосэ» · «Ибуки» |
Эскортные авианосцы | тип «Тайё» · «Кайё» · «Синъё» |
Гидроавианосцы | «Ноторо» · «Камои» · тип «Титосэ» · «Мидзухо» · «Ниссин» · «Акицусима» |
Тяжёлые крейсера | тип «Фурутака» · тип «Аоба» · тип «Мёко» · тип «Такао» · тип «Могами» · тип «Тонэ» |
Лёгкие крейсера | тип «Сэндай» · «Юбари» · тип «Иосима» · тип «Катори» · тип «Агано» · «Оёдо» |
Эсминцы | тип «Минэкадзэ» · тип «Камикадзе» · тип «Муцуки» · тип «Фубуки» · тип «Акацуки» · тип «Хацухару» · тип «Сирацую» · тип «Асасио» · тип «Кагэро» · тип «Югумо» · тип «Акидзуки» · «Симакадзэ» · тип «Мацу» · тип «Татибана» |
Миноносцы | тип «Тидори» · тип «Отори» |
Кайбоканы | тип «Симусю» · тип «Эторофу» · тип «Микура» · тип «Укуру» · тип «Хибури» · тип C · тип D |
Десантные корабли | «Синсю Мару» · тип T1 · тип SS · тип T101 · тип T103 |
Торпедные катера | тип T1 · тип T23 · тип T14 · тип T15 · тип T51 |
Охотники за ПЛ | тип CH1 · CH3 · тип CH51 · CH53 · тип CH4 · тип CH13 · тип CH28 |
Минные заградители | «Сиратака» · «Ицукусима» · тип «Камомэ» · «Яэяма» · тип «Насами» · «Сарусима» · «Окиносима» · «Цугару» · тип «Сокутэн» · тип «Хацутака» · тип «Хацусима» · тип «Камисима» |
Тральщики | тип W1 · тип W5 · тип W13 · тип W17 · тип W7 · тип W19 |