Самолет для аэрофотосъёмки Ан-30. Мне сверху видно все!


История создания самолета

Разработка самолета Ан-30 началась в середине 1964 года по приказу правительства, в роли заказчика выступало ГУ ГВФ СССР. Перед конструкторским бюро имени Антонова стояла задача по проработке проекта новой машины для проведения аэрофотосъемки на базе устаревшего Ан-24, который использовался в аналогичных целях.

Самолет АН-24

Изначально предполагалось, что будут созданы две вариации самолета: гражданская и военная. Позднее от этой идеи отказались, решив выпустить базовые модификации 30А и 30Б, которые различаются набором фотографического оборудования и наличием дополнительной аппаратуры.

Разработка велась в быстром темпе. Уже к 1965 году ОКБ представило на оценку эскизный проект с готовым макетом, названный Ан-24ФК. Согласно документам, главным отличием новой машины от старого Ан-24 должна была стать переработанная носовая часть.

Cамолет Ан-24 в 1964 году.

Она расширилась и получила застекленную кабину штурмана, при этом лишившись установленной там ранее радиолокационной системы. Кабина пилотов была смещена немного выше, появился обтекатель под фюзеляжем. В самолете также монтировались дополнительные баки с топливом, позволяющие увеличить длительность нахождения Ан-30 в воздухе.

В начале 1967 года конструкторы представили первый прототип вариации 30А, изготовленный на таганрогском заводе. Уже в августе самолет взлетел и выполнил короткий полет. Всего на нем было совершено более 30 тестовых вылетов. К 1968 году было проведено тестирование модели 30Б, которая поднялась в воздух 13 раз. Заводские испытания завершились к июлю, после чего самолет передали на государственную проверку. В феврале 1970 года Ан-30 вариации 30А начали тестировать эксперты из ГосНИИ ГА.

Результаты испытаний были неоднозначными. Самолет положительно отметили, подтвердив его большие преимущества над предыдущими моделями этого класса. Была дана также высокая оценка установленному оборудованию и возможностям, касающимся проведения аэрофотосъемки. Однако у Ан-30 был выявлен серьезный недостаток. Он заключался в нехватке топлива.

По мнению экспертов, его можно было увеличить на 10–20%. Также возникли мелкие замечания, касающиеся приборов и рабочих мест экипажа. Тем не менее самолет порекомендовали к серийному производству с последующим выполнением аэрофотосъемок малых и средних масштабов для гражданских или военных целей.

В 1971 году конструкторское бюро начало выпуск первых массовых образцов. Для производства был выбран авиационный завод в Киеве. Всего с конвейера сошло 124 самолета, причем часть из них были предназначены на экспорт. На международных выставках Ан-30 впервые представили в 1975 году в Париже. Позднее конструкторы проработали несколько модификаций, расширяющих возможности самолета.

Операторы [ править ]

Военные операторы Ан-30

Ан-30 ВВС Болгарии

Самолет Ан-30

Бывший советский Антонов Ан-30 в Украинском государственном музее авиации.JPG

Военные операторы [ править ]

Болгария

  • Болгарские ВВС — один (по состоянию на 2022 год) [17] [18]

Румыния

  • Румынские ВВС — три эксплуатируются с 1976 года; в настоящее время два [19] (по состоянию на 2022 год) [17]

Россия

  • ВВС России

Украина

  • ВВС Украины — три (по состоянию на 2022 год) [17]

Бывшие военные операторы [ править ]

Афганистан

  • Афганские ВВС получили Ан-30 в 1985 году.

Куба

  • Кубинские ВВС

Чехия

  • Чешские ВВС списали свой Ан-30 в 2003 году.

Чехословакия

  • Чехословацкие ВВС

Монголия

  • Монгольские ВВС

Китайская Народная Республика

  • ВВС Народно-освободительной армии

Советский союз

  • Советские ВВС

Вьетнам

  • Вьетнамские народные военно-воздушные силы

Гражданские операторы [ править ]

Конго

  • Aero-Fret

Бывшие гражданские операторы [ править ]

Китайская Народная Республика

  • CAAC Airlines

Монголия

  • MIAT Mongolian Airlines

Россия

  • Московия: авиакомпании
  • Лукиавиатранс
  • Мячково Эйр Сервисез
  • Новосибирское авиапредприятие
  • Полет: авиакомпании
  • Центр Практической Геодинамики

Украина

  • ARP 410 Airlines
  • Национальные авиалинии Украины

Вьетнам

  • Компания Vietnam Air Service

Судан

Технические и летные характеристики Ан-30

Базовый Ан-30 рассчитан на экипаж из 7 человек. Он имеет длину 24,26 м, его высота равна 8,32 м. Крыло получило размах 29,2 м при площади 74,98 м². Пустой самолет без аппаратуры весит 15,59 т. Его предельная взлетная и посадочная масса ограничивается 23 т. Фотографическое оборудование – до 650 кг.

На борту Ан-30 установлено два двигателя АИ-24ВТ мощностью 2820 л. с. и один РУ-19А-300 с тягой 800 кгс. Самолет может разгоняться до 540 км/ч, его крейсерская скорость равна 435 км/ч. Практический потолок ограничен высотой 8300 м. Дальность полета достигает 1240 км, при перегоне Ан-30 способен преодолеть 2630 км. Средний расход топлива составляет 855 кг/ч. При взлете потребуется разбег длиной 770 м. Для посадки же нужен пробег до 640 м.

Без ремонта самолет может пролетать до 4000 часов. Общий назначенный ресурс для Ан-30 составляет 20000 ч при 10000 вылетов. Технический осмотр должен проводиться один раз за 300 часов полетов.

Особенности конструкции самолета

При постройке самолета Ан-30 была выбрана схема свободнонесущего моноплана с вертикальным оперением. Высокорасположенное трапециевидное крыло состоит из центроплана с консолями. На его середине размещены щелевые закрылки, по краям имеются выделенные зоны с элеронами, которые оборудованы специальными компенсаторами c триммерами.

Хвостовое оперение однокилевое и свободнонесущее. Шасси у Ан-30 трехопорного типа, может убираться во время полета внутрь специальных ниш. Ведущая стойка установлена в носовой части самолета. Две основных размещаются под крылом в районе силовой установки.

Турбовинтовые двигатели АИ-24 установлены в специальных гондолах, которые монтированы внутри центроплана. Они оборудуются винтами с четырьмя лопастями модели АВ-72. Запуск силовой установки производится через независимый турбогенератор ТГ-16. Также на борту присутствует два электрогенератора, обеспечивающих самолет электроэнергией.

При возникновении аварийной ситуации могут быть задействованы аккумуляторы 12САМ. Топливные баки размещаются внутри крыла. Каждый подает топливо в конкретный двигатель. В центроплане монтирован дополнительный бак, способный вместить еще 1000 л. Все они могут быть собраны в единый блок при сбоях через применение крана кольцевания.

На самолете установлено две противообледенительных системы. Одна относится к воздушно-тепловому типу и отвечает за защиту крыла с двигателями. Вторая – электрическая. Она предотвращает образование льда на винтах, лобовых стеклах кабины, аккумуляторах и приемниках давления. Также на борту присутствует кислородная система, рассчитанная на обеспечение воздухом семи человек. Она включает специальные приборы КП-24М, маски, баллоны и манометры.

Гидросистема отвечает за складывание шасси, управление закрылками, торможение и поворот колес. Также она применяется для выполнения запуска иных элементов самолета. Например, стеклоочистителей. Основная гидравлическая система работает от гидронасосов, размещенных на силовой установке. Аварийная, установленная на случай повреждения первой, выполняет функции с помощью насосной станции.

Дизайн [ править ]

Лукавиатранс Ан-30А

Антонов Ан-30 является производным от Ан-24, он оснащен полностью новым фюзеляжем в передней части шпангоута 11. Носовая часть фюзеляжа имеет широкое остекление, напоминающее Boeing B-29 . В новой носовой части размещены штурман и точное навигационное оборудование, в том числе оптический прицел для обеспечения точности аэрофотосъемки. [3] Для обеспечения точных и повторяемых обзорных полетов стандартное оборудование Ан-30 включало компьютерную технологию управления траекторией полета. [7] Это дополнительное оборудование заменило радар на Ан-24. Размещение нового навигационного оборудования потребовало поднять кабину экипажа на 41 см по сравнению с Ан-24 [3], что придало самолету его другую главную особенность — выступ, на котором располагалась кабина.

Радист и бортинженер сидели в первой кабине на корме и под кабиной экипажа. Аппаратура миссии располагалась дальше на корме, в кабине с пятью окнами в полу. Окно каждой камеры можно было закрыть крышками для защиты стеклянных панелей. Крышки располагались в специальных обтекателях, выступающих с нижней стороны фюзеляжа. При обычной аэрофотосъемке на борту находилось четыре или пять фотоаппаратов. Три камеры были установлены вертикально для картографирования. Остальные две камеры были направлены под углом 28 ° с каждой стороны самолета для съемки под углом. В этом же отсеке фюзеляжа располагались рабочие места двух операторов и зона отдыха экипажа. [8]

Камеры самолета можно было использовать на расстоянии от 2 000 до 7 000 м (от 6 500 до 23 000 футов), а масштаб получаемых фотографий составлял от 1: 200 000 до 1:15 000 000. [2] Самолет был снабжен четырьмя или пятью камерами.

Ан-30 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-24 ВТ с взлетной мощностью 2 820 л.с. [2]

Кабина Ан-30

В самолете Ан-30 есть отдельные кабины для пилотов, штурмана и аэрофотосъемки. Все они получили продвинутое оборудование для выполнения своих задач. У пилотов установлены классические штурвалы с прочими элементами управления самолетом. Сама она приподнята чуть выше для улучшения обзорности.

Кабина штурмана расположена ниже и оборудована большим фонарем, дающим хорошую видимость. С помощью обзора и навигационных приборов отсюда можно задать правильное направление полета, оценить местоположение при плохих погодных условиях, а также обеспечить качественную съемку.

В среднем отсеке выделено место для ее проведения. Аэрофотосъемочная герметична, как и другие кабины самолета. Внутри установлено пять специальных люков со стеклом, через которые можно ее проводить. Они обдуваются теплым воздухом для предотвращения обледенения и закрываются крышками. В этой же комнате установлены места для отдыха членов экипажа, кухонная зона и санузел.

Ссылки [ править ]

  • Фотогалерея самолета Ан-30 на Правде.Ru

Примечания [ править ]


  1. Опытный образец самолета (переоборудованный Ан-24, обозначенный как Ан-24ФК) впервые поднялся в воздух 21 августа 1967 года. Первый серийный Ан-30 совершил первый полет в 1974 году.
  2. ^ a b c d e f Гордон, Комиссаров, Комиссаров 2003, с. 75.
  3. ^ a b c Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 73.
  4. Gunston, Билл (1995). Энциклопедия русских самолетов за 1875-1995 гг
    . Osprey Aerospace. ISBN 978-1-85532-405-3.
  5. «✈ russianplanes.net ✈ наша авиация» . Архивировано 9 ноября 2015 года . Проверено 1 ноября 2015 .
  6. «Антонов Ан-30 Aerial Car Aerial Cartography Aircraft — Air Force Technology» . Технологии ВВС
    . Kable Intelligence LTD. Архивировано 10 октября 2015 года . Дата обращения 9 ноября 2015 .[
    ненадежный источник?
    ]
  7. Грин, W (1976). Книга самолетов наблюдателя (25-е изд.)
    . ISBN компании Frederick Warne & Co. 978-0-7232-1553-0.

  8. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 74.
  9. MJH Тейлор, изд. (1999). Brassey Всемирный Aircraft & Systems Каталог 1999/2000 издание
    . Брасси. ISBN 978-1-85753-245-6.
  10. «Украинский кризис: Байден говорит, что Россия должна« начать действовать »- BBC News» . BBC News
    . 2014-04-22. Архивировано 4 января 2022 года . Проверено 21 июня 2022 .
  11. «Самолет-разведчик сбили над Славянском ополченцы — Телеканал» Звезда » » . Архивировано 12 июня 2014 года . Проверено 8 июня 2014 .
  12. «Еще одна трагедия русского самолета» . Архивировано из оригинала на 2012-06-21 . Проверено 23 мая 2012 .
  13. «Силы обороны Судана в Твиттере» . Twitter
    . Проверено 3 октября 2022 .

  14. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 77.

  15. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 80.
  16. ^ a b Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 83.
  17. ^ a b c Пржеворский, Марцин (июль 2022 г.). «Transportowa Europa cz.II». Skrzydlata Polska
    (на польском языке). № 7 (2453) / 2022. С. 38–46. ISSN 0137-866X .
  18. «Успешно облитане на Ан-30 за удължаване на ресурс — Авиация — Pan.bg» . Архивировано 18 августа 2016 года . Проверено 8 апреля 2016 .
  19. «Оборудование вооруженных сил Румынии» . Европейский оборонный инвентарь
    . Armed Forces.co.uk. Архивировано 28 декабря 2012 года . Проверено 22 апреля 2014 года .
  20. JWR Тейлор, изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89
    . Информационная группа Джейн. ISBN 978-0-7106-0867-3.
  21. Ледникер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu
    . Проверено 16 апреля 2022 года .

https://russianplanes.net/planelist/Antonov/An-30

Библиография [ править ]

  • Ефим Гордон, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров (2003) Турбовинтовые близнецы Антонова
    . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-153-9

Оборудование

Ан-30 получил оборудование для пилотирования и навигации, которое аналогично версии из Ан-24. Оно позволяет правильно оценивать положение самолета и выбирать траекторию полета. На борту также присутствует автопилот, позволяющий запустить автоматическое управление для выполнения качественной съемки.

В более поздних версиях самолета был установлен измеритель угла снова и путевой скорости. Радиоэлектронное оборудование включает новый радиоприемник, передатчик, станцию и переговорное устройство. Также присутствуют радиовысотомер со специальными компасами. В некоторых модификациях монтирована улучшенная система навигации «Лотос».

Среди оборудования для аэрофотосъемки имеются фотоаппараты нескольких видов, включая АФА41/7,5, АФА-54/40 и АФА 54/50. Также присутствует стабилизатор Н-55, радиовысотомер РВТД-А и статоскоп. Из дополнительных компонентов имеются командные приборы, воздушный экспонометр, визиры. В некоторых модификациях на борту размещены: фотоаппарат АФА-54/15, стабилизатор ТАУ-М, специальный электронный метеорограф. Съемка осуществляется в масштабах от 1 к 3000 до 1 к 200000 с разными фокусными расстояниями. Сделанные снимки можно обработать сразу в полете.

Какой самолет лучше?

АН-30АН-24

б 1964 Ц. ОЕПЕД нйа-49 АШКЮ ОНЯРЮБКЕМЮ ГЮДЮВЮ ЯНГДЮРЭ МЮ АЮГЕ ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН КЮИМЕПЮ юМ-24 ЯЮЛНКЕР ДКЪ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЙХ юМ-24тй

. яЮЛНКЕР ЯНГДЮБЮКЯЪ ЯНЦКЮЯМН оНЯРЮМНБКЕМХЧ ял яяяп ╧565-235 НР 6 ХЧКЪ 1964 Ц. Х ДНКФЕМ АШК ГЮЛЕМХРЭ Б ЩРНИ ПНКХ кХ-2тй, хК-14тй Х хК-14тйл.

оЕПБНМЮВЮКЭМН ЛЮЬХМЮ ПЮГПЮАЮРШБЮКЮЯЭ Б ДБСУ БЮПХЮМРЮУ: «ю» ДКЪ ЦПЮФДЮМЯЙНИ ЮБХЮЖХХ Х «а» ДКЪ ббя, НДМЮЙН ОНГФЕ ОПХЬКХ Й ЕДХМНИ ЙНЛОНМНБЙЕ Я ПЮГКХВХЪЛХ КХЬЭ Б ЯНЯРЮБЕ ТНРННАНПСДНБЮМХЪ Х ЯОЕЖЮООЮПЮРСПШ.

б 1965 Ц. АШК ГЮЙНМВЕМ ЩЯЙХГМШИ ОПНЕЙР, Х Я 12 ОН 16 ХЧКЪ 1965 Ц. ОПНЬКЮ ЛЮЙЕРМЮЪ ЙНЛХЯЯХЪ. мЮ НОШРМНЛ ОПНХГБНДЯРБЕ нйа Й КЕРС 1967 Ц. Б БЮПХЮМР юМ-24тй (ХГДЕКХЕ «тй») ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ БЕДСЫЕЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ б. б. бНКЙНБЮ АШК ОЕПЕНАНПСДНБЮМ ЯЕПХИМШИ юМ-24 (ГЮБНДЯЙНИ ╧57302003).

юМ-24тй НРКХВЮКЯЪ НР ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ Б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ ОНКМНЯРЭЧ ХГЛЕМЕММНИ МНЯНБНИ ВЮЯРЭЧ ТЧГЕКЪФЮ ДН ЬОЮМЦНСРЮ ╧11. еЕ ПЮЯЬХПХКХ Х ГЮЯРЕЙКХКХ ДКЪ СКСВЬЕМХЪ НАГНПЮ ЬРСПЛЮМЮ.

б МХФМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ЛЕФДС ЬОЮМЦНСРЮЛХ ╧╧21 — 30 АШКХ НАНПСДНБЮМШ ОЪРЭ ГЮЯРЕЙКЕММШУ ТНРНКЧЙНБ, Ю ЛЕФДС ЬОЮМЦНСРЮЛХ ╧╧31 — 33 НАНПСДНБЮКХ МЕЦЕПЛЕРХВМШИ НРЯЕЙ ДКЪ АКНЙНБ дхяя-тй. хГЛЕМЕМХЪЛ ОНДБЕПЦКНЯЭ НАНПСДНБЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ, пкя «щЛАКЕЛЮ» Х ОЮЯЯЮФХПЯЙНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ДЕЛНМРХПНБЮКХ, Б ЖЕМРПНОКЮМЕ СЯРЮМНБХКХ ДНОНКМХРЕКЭМШЕ РНОКХБМШЕ АЮЙХ, СЯРЮМНБХКХ ОНДТЧГЕКЪФМШИ НАРЕЙЮРЕКЭ, АЮЦЮФМСЧ ДБЕПЭ ЯМЪКХ, Ю ЕЕ ОПНЕЛ ЦЕПЛЕРХВМН ГЮЬХКХ. щЙХОЮФ РЕОЕПЭ ЯНЯРНЪК ХГ ЯЕЛХ ВЕКНБЕЙ: ДБСУ КЕРВХЙНБ, ЬРСПЛЮМЮ-ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЫХЙЮ, ПЮДХЯРЮ, АНПРЛЕУЮМХЙЮ Х ДБСУ НОЕПЮРНПНБ.

оЕПБШИ ОНКЕР юМ-24тй ЯНЯРНЪКЯЪ 21 ЮБЦСЯРЮ 1967 Ц. б ХЧКЕ 1968 Ц. ГЮБЕПЬХКХЯЭ ЯНБЛЕЯРМШЕ ГЮБНДЯЙХЕ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ БЮПХЮМРЮ «ю» Б рЮЦЮМПНЦЕ, МЮ КЕРМН-ХЯОШРЮРЕКЭМНИ АЮГЕ нйа н. й. юМРНМНБЮ Б цНЯРНЛЕКЕ (БАКХГХ йХЕБЮ) Х МЮ НДМНЛ ХГ ЯПЕДМЕЮГХЮРЯЙХУ ЮЩПНДПНЛНБ.

я ДЕЙЮАПЪ 1968 Ц. ОН ЯЕМРЪАПЭ 1969 Ц. ОПНЬКХ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ Б БЮПХЮМРЕ «а». бЯЕЦН БШОНКМЕМН 45 ОНКЕРНБ, ХГ МХУ ОН БЮПХЮМРС «ю» — 32 ОНКЕРЮ, ОН БЮПХЮМРС «а» — 13 ОНКЕРНБ. мЮ ЯЮЛНКЕРЕ КЕРЮКХ КЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ ч.м. йСПКХМ, ч.м. йЕРНБ, а.б. яРЕОЮМНБ, б.ю. гЮКЧАНБЯЙХИ, ЬРСПЛЮМ-ХЯОШРЮРЕКЭ ц.м. цСЛЕМЧЙ, АНПРПЮДХЯР ч.я. яСЛМШИ, БЕДСЫХИ ХМФЕМЕП а.л. чЬЙНБ.

юМ-24тй СЯОЕЬМН ОПНЬЕК ХЯОШРЮМХЪ, Х Б ТЕБПЮКЕ 1970 Ц. Б БЮПХЮМРЕ «ю» ЕЦН ОЕПЕДЮКХ Б цНЯмхх цю МЮ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ, ЙНРНПШЕ ОПНЬКХ Я 7 ЮОПЕКЪ ОН 17 ХЧМЪ 1970 Ц. (БЕДСЫХИ КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ й.ю. пНЛЮМНБ, БЕДСЫХИ ХМФЕМЕП а.л. еЛЕКЭЪМНБ).

оН ПЕГСКЭРЮРЮЛ ХЯОШРЮМХИ АШКН НРЛЕВЕМН, ВРН ЯЮЛНКЕР ХЛЕЕР ГМЮВХРЕКЭМШЕ ОПЕХЛСЫЕЯРБЮ ОЕПЕД хК-14тй Х тйл. б ВЮЯРМНЯРХ, ЛНФЕР БШОНКМЪРЭ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЙХ Б ЦНПМШУ Х БШЯНЙНЦНПМШУ ПЮИНМЮУ, ХЛЕЕР АНКЕЕ БШЯНЙСЧ ОПНХГБНДХРЕКЭМНЯРЭ БЯКЕДЯРБХЕ АНКЭЬНИ ЯЙНПНЯРХ ОНКЕРЮ, СКСВЬЕММШЕ СЯКНБХЪ ПЮАНРШ ЩЙХОЮФЮ ГЮ ЯВЕР ПЮГЛЕЫЕМХЪ ЕЦН Б ЦЕПЛЕРХГХПНБЮММНИ ЙЮАХМЕ Х НЯНАЕММН ЬРСПЛЮМЮ-ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЫХЙЮ, ПЮАНВЕЕ ЛЕЯРН ЙНРНПНЦН РЕОЕПЭ ПЮЯОНКЮЦЮКНЯЭ Б ГЮЯРЕЙКЕММНИ МНЯНБНИ ВЮЯРХ ЯЮЛНКЕРЮ. мЮКХВХЕ ДНОКЕПНБЯЙНЦН ХГЛЕПХРЕКЪ СЦКЮ ЯМНЯЮ Х ОСРЕБНИ ЯЙНПНЯРХ НАЕЯОЕВХБЮКН АНКЕЕ РНВМНЕ ЯЮЛНКЕРНБНФДЕМХЕ.

й ЯСЫЕЯРБЕММШЛ МЕДНЯРЮРЙЮЛ ГЮЙЮГВХЙХ НРМЕЯКХ ЛЮКШИ, ОН ХУ ЛМЕМХЧ, ОНКМШИ ГЮОЮЯ РНОКХБЮ — 4960 ЙЦ (РПЕАНБЮМХЕ СБЕКХВХРЭ ЕЦН ДН 5500 — 6000 ЙЦ ОНДМХЛЮКНЯЭ ЕЫЕ МЮ ЩРЮОЕ ПЮЯЯЛНРПЕМХЪ ЛЮЙЕРЮ), Ю НЯРЮКЭМШЕ ГЮЛЕВЮМХЪ ЙЮЯЮКХЯЭ ЯОЕЖХЮКЭМНИ Х ЮЩПНТНРНЯЗЕЛНВМНИ ЮООЮПЮРСПШ Х НАНПСДНБЮМХЪ ПЮАНВХУ ЛЕЯР (МЮВХМЮЪ НР МЕДНЯРЮРНВМНИ БЕМРХКЪЖХХ РЕЛМНИ ЙНЛМЮРШ ДКЪ ОЕПЕГЮПЪДЙХ ЙЮЯЯЕР Х ГЮЙЮМВХБЮЪ НРЯСРЯРБХЕЛ ОЕОЕКЭМХЖШ МЮ ПЮАНВЕЛ ЛЕЯРЕ ЬРСПЛЮМЮ).

яКЕДСЕР НРЛЕРХРЭ, ВРН АНКЭЬХМЯРБН МНБНЦН ЯОЕЖНАНПСДНБЮМХЪ, МЮОПХЛЕП ДНОКЕПНБЯЙХИ ХГЛЕПХРЕКЭ дхяя-тй, ЮБРНЛЮР ОПНЦПЮЛЛМНЦН ПЮГБНПНРЮ юпо-2 Б ЙНЛОКЕЙРЕ Я ЮБРНОХКНРНЛ юо-28к1т, ЮЩПНТНРНЯЗЕЛНВМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ Х ЮЩПНТНРНЛЮРЕПХЮКШ ОПНУНДХКХ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ МЮ юМ-24тй НДМНБПЕЛЕММН Я ХЯОШРЮМХЪЛХ ЯЮЛНКЕРЮ.

нАЫЮЪ НЖЕМЙЮ АШКЮ РЮЙНБЮ — юМ-24тй ЛНФЕР АШРЭ ПЕЙНЛЕМДНБЮМ ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ЯПЕДМЕ- Х ЛЕКЙНЛЮЯЬРЮАМШУ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛНЙ Б ОНДПЮГДЕКЕМХЪУ лцю Х ббя.

оПХ СВЮЯРХХ ЙНМЯРПСЙРНПНБ нйа ц. л. аЕПХЕБЮ ЯЮЛНКЕР юМ-24тй АШК ГЮОСЫЕМ Б ЯЕПХЧ ОНД НАНГМЮВЕМХЕЛ юМ-30

МЮ ЙХЕБЯЙНЛ ЮБХЮЖХНММНЛ ГЮБНДЕ Б 1971 Ц. бЯЕЦН Я 1971 ОН 1980 ЦЦ. АШКН ОНЯРПНЕМН 115 ЛЮЬХМ, ХГ МХУ 66 — Б БЮПХЮМРЕ юМ-30ю ДКЪ лцю, 26 юМ-30а ДКЪ ббя Х 23 — МЮ ЩЙЯОНПР (НМХ ОНЯРЮБКЪКХЯЭ Б юТЦЮМХЯРЮМ, аНКЦЮПХЧ, бЭЕРМЮЛ, ймп, йСАС, пСЛШМХЧ, лНМЦНКХЧ Х вяяп).

бЮПХЮМРШ «ю» Х «а» ЯЮЛНКЕРЮ юМ-30 НРКХВЮКХЯЭ РНКЭЙН МЮКХВХЕЛ МЮ АНПРС БЮПХЮМРЮ «а» ТНРНЮООЮПЮРНБ ютю-54/50, ЦХПНЯРЮАХКХГХПСЧЫЕИ СЯРЮМНБЙХ рюс-л, ПЮДХНБШЯНРНЛЕПЮ пб-25ю, ЩКЕЙРПНЛЕРЕНПНЦПЮТЮ Х ПЮДХНМЮБХЦЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛШ «кНРНЯ». б НЯРЮКЭМНЛ НАНПСДНБЮМХЕ АШКН ЮМЮКНЦХВМН.

б УНДЕ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ВЮЯРЭ ЯЮЛНКЕРНБ НЯМЮЯРХКХ пкя «цПНГЮ л-30». мЮ ЛЮЬХМЮУ, СВЮЯРБНБЮБЬХУ Б АНЕБШУ ДЕИЯРБХЪУ, СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ ЙНМРЕИМЕПШ «бЕЕП» ЯН 192 ОХПНОЮРПНМЮЛХ НРЯРПЕКЮ хй-КНБСЬЕЙ, КХАН сб-26, ХЛЕБЬХЕ ОН 384 ОХПНОЮРПНМЮ. б МЮВЮКЕ 1980-У МЕЯЙНКЭЙН ЛЮЬХМ АШКН ЛНДХТХЖХПНБЮМН Б БЮПХЮМР юМ-30л «лЕРЕНГЮЫХРЮ». лЕЯРН ТНРНЮООЮПЮРСПШ МЮ МХУ ГЮМЪКН НАНПСДНБЮМХЕ ДКЪ ЯАПНЯЮ ПЮГЛЕЫЕММНЦН Б БНЯЭЛХ ЙНМРЕИМЕПЮУ (ОН 130 ЙЦ Б ЙЮФДНЛ) РБЕПДНИ ЦПЮМСКХПНБЮММНИ ДБСНЙХЯХ СЦКЕПНДЮ («ЯСУНЦН КЭДЮ»), БШГШБЮЧЫЕИ ЮРЛНЯТЕПМШЕ НЯЮДЙХ.

оЕПБШЕ юМ-30ю, ОНЯРСОХБЬХЕ Б лцю, БНЬКХ Б ЯНЯРЮБ ЯОЕЖХЮКЭМШУ ЮБХЮНРПЪДНБ, АЮГХПНБЮБЬХУЯЪ Б оСКЙНБН ОНД кЕМХМЦПЮДНЛ Х Б ОНДЛНЯЙНБМНЛ лЪВЙНБН. яЮЛНКЕРШ ЩЙЯОКСЮРХПНБЮКХЯЭ НВЕМЭ ХМРЕМЯХБМН, ДНЯРЮРНВМН ЯЙЮГЮРЭ, ВРН ГЮ ОЕПБШЕ ОЪРЭ КЕР ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ХЛХ АШКН НРЯМЪРН АНКЕЕ 28 ЛКМ ЙЛ2 РЕППХРНПХХ яяяп. б 1975 Ц. юМ-30ю (ХЛЕБЬХИ ЦНЯПЕЦХcРПЮЖХЧ яяяп-30030) ДЕЛНМЯРПХПНБЮКЯЪ МЮ ЮБХЮЯЮКНМЕ Б кЕ-аСПФЕ.

б ббя ЯЮЛНКЕРЮЛХ юМ-30а БННПСФХКХ НРДЕКЭМШЕ ДЮКЭМЕПЮГБЕДШБЮРЕКЭМШЕ ЩЯЙЮДПХКЭХ (НДПЮЩ), ДХЯКНЖХПНБЮММШЕ Б йПЮЯМНЪПЯЙЕ, вЕПМНБЖЮУ (сЙПЮХМЮ) Х МЮ ЮЩПНДПНЛЕ аЕКЮЪ (хПЙСРЯЙЮЪ НАКЮЯРЭ). сФЕ Б МНЪАПЕ 1981 Ц. юМ-30а ОНОЮКХ Б юТЦЮМХЯРЮМ.

яЮЛНКЕРШ БНЬКХ Б ЯНЯРЮБ 50 НРДЕКЭМНЦН ЯЛЕЬЮММНЦН ЮБХЮЖХНММНЦН ОНКЙЮ (НЯЮО), АЮГХПНБЮБЬЕЦНЯЪ Б йЮАСКЕ. йНКХВЕЯРБН юМ-30а Б ЕЦН ЯНЯРЮБЕ ЙНКЕАЮКНЯЭ Б ОПЕДЕКЮУ 2 — 3 ЛЮЬХМ, ЩЙХОЮФХ БШДЕКЪКХЯЭ ХГ БЯЕУ РПЕУ ЩЯЙЮДПХКХИ Б ОНПЪДЙЕ ПНРЮЖХХ.

оЕПБНЕ ГЮДЮМХЕ, БШОНКМЕММНЕ ЩЙХОЮФЮЛХ 86 НДПЮЩ ХГ вЕПМНБЖНБ, ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЙЮ ВЮЯРХ РЕППХРНПХХ юТЦЮМХЯРЮМЮ Б ЮОПЕКЕ-ХЧМЕ 1982 Ц., АШКН УНРЪ ЯПНВМШЛ (РЮЙ ЙЮЙ НРЯСРЯРБНБЮКХ ДНЯРНБЕПМШЕ ЙЮПРШ ЯРПЮМШ), МН БЛЕЯРЕ Я РЕЛ БОНКМЕ НАШВМШЛ. б ДЮКЭМЕИЬЕЛ Н ПСРХМЕ ГЮАШКХ. юМ-30а БШОНКМЪКХ ГЮДЮВХ, ЯНБЯЕЛ МЕ ЯБНИЯРБЕММШЕ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЫХЙЮЛ — БХГСЮКЭМНЕ МЮАКЧДЕМХЕ ГЮ ОПНРХБМХЙНЛ, МЮБЕДЕМХЕ АНЕБНИ ЮБХЮЖХХ МЮ БЯЙПШРШЕ ЖЕКХ, ТНРНЦПЮТХПНБЮМХЕ ПЮИНМНБ СДЮПНБ ДН Х ОНЯКЕ АНЕБНЦН БНГДЕИЯРБХЪ, ТНРНЦПЮТХПНБЮМХЕ ОКНЫЮДНЙ БШЯЮДЙХ БЕПРНКЕРМШУ ДЕЯЮМРНБ, ДНПНЦ Х ОПХКЕЦЮЧЫЕИ Й МХЛ ЛЕЯРМНЯРХ, ОКНЫЮДМНЕ БНГДСЬМНЕ ТНРНЦПЮТХПНБЮМХЕ ДКЪ БШЪБКЕМХЪ МЕХГБЕЯРМШУ ЖЕКЕИ ХКХ ОНДРБЕПФДЕМХЪ ХМТНПЛЮЖХХ, ОНХЯЙ ЯАХРШУ ЯЮЛНКЕРНБ Х БЕПРНКЕРНБ Х ДПСЦХЕ ВЮЯРМШЕ ГЮДЮВХ.

б юТЦЮМХЯРЮМЕ ОНДРБЕПДХКЮЯЭ ЯОНЯНАМНЯРЭ ЯЮЛНКЕРЮ ПЮАНРЮРЭ Б ЦНПЮУ. пЮДХСЯ ПЮГБНПНРЮ, ПЮБМШИ 500 — 300 Л (Я ГЮЙПШКЙЮЛХ, БШОСЫЕММШЛХ Б ОНЯЮДНВМНЕ ОНКНФЕМХЕ, Х ЙПЕМЕ 45 — 60╟), ОНГБНКЪК БШАХПЮРЭЯЪ ДЮФЕ ХГ РСОХЙНБШУ СЫЕКХИ.

дБЮФДШ — Б 1986 Х 1987 ЦЦ. НДХМ ХГ юМ-30а ХГ ЯНЯРЮБЮ 50 НЯЮО ПЮАНРЮК МЮД ОНКЕЛ АНЪ ДПСЦНИ БНИМШ — Б юМЦНКЕ. мЮ ЩРХ «ЦЮЯРПНКХ» ЯЮЛНКЕР НРОПЮБКЪКЯЪ ОЕПЕЙПЮЬЕММШЛ ДКЪ ЙНМЯОХПЮЖХХ Б ЖБЕРЮ «юЩПНТКНРЮ» (Я ЦНЯПЕЦХЯРПЮЖХЕИ яяяп-27205).

оН НЙНМВЮМХХ АНЕБШУ ДЕИЯРБХИ юМ-30а БЕПМСКХЯЭ Б РЕ ВЮЯРХ, Б ЙНРНПШУ НМХ ЩЙЯОКСЮРХПНБЮКХЯЭ ПЮМЕЕ. яЮЛНКЕРШ 86 НДПЮЩ ХГ вЕПМНБЖНБ Я ПЮЯОЮДНЛ яНБЕРЯЙНЦН яНЧГЮ БНЬКХ Б ЯНЯРЮБ СЙПЮХМЯЙХУ ббя, Ю ЛЮЬХМШ 5 НДПЮЩ ЯЛЕМХКХ ЯХАХПЯЙХИ ЮЩПНДПНЛ аЕКЮЪ МЮ ОПХДМЕЯРПНБЯЙХИ рХПЮЯОНКЭ, ЙНРНПШИ БЯЙНПЕ НОЪРЭ ОПХЬКНЯЭ ОНЛЕМЪРЭ МЮ ПНЯЯХИЯЙХИ бНПНМЕФ.

я ОЕПЕАПНЯЙНИ Б ЙНМЖЕ 1994 Ц. НДМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ ХГ 5 НДПЮЩ МЮ ЮЩПНДПНЛ пНЯРНБЮ-МЮ дНМС ДКЪ ЩЙХОЮФЕИ юМ-30а МЮВЮКЮЯЭ ЕЫ╦ НДМЮ БНИМЮ — ОЕПБЮЪ ВЕВЕМЯЙЮЪ. б ЮБЦСЯРЕ 1999 Ц., ЯПЮГС ОНЯКЕ БРНПФЕМХЪ АНЕБХЙНБ ь. аЮЯЮЕБЮ Б дЮЦЕЯРЮМ, юМ-30а ЯНБЛЕЯРМН Я яС-24лп МЮВЮКХ БЕЯРХ ПЮГБЕДЙС ЛЕЯРМНЯРХ, НАЕЯОЕВХБЮЪ ПЮГБЕДДЮММШЛХ ОНДПЮГДЕКЕМХЪ ЬРСПЛНБНИ Х ТПНМРНБНИ АНЛАЮПДХПНБНВМНИ ЮБХЮЖХХ, Ю РЮЙФЕ ВЮЯРХ лХМХЯРЕПЯРБЮ НАНПНМШ Х БМСРПЕММХУ БНИЯЙ, БШАХБЮБЬХУ АЮМДТНПЛХПНБЮМХЪ Я РЕППХРНПХХ дЮЦЕЯРЮМЮ НАПЮРМН Б вЕВМЧ.

я НЯЕМХ 1999 Ц. юМ-30а ОПХМХЛЮКХ ЮЙРХБМНЕ СВЮЯРХЕ Х Б ОПНБНДХБЫЕИЯЪ МЮ РЕППХРНПХХ вЕВЕМЯЙНИ ПЕЯОСАКХЙХ ЮМРХРЕППНПХЯРХВЕЯЙНИ НОЕПЮЖХХ, БЕДЪ БНГДСЬМСЧ ПЮГБЕДЙС Б ХМРЕПЕЯЮУ НАЗЕДХМЕММНИ ЦПСООХПНБЙХ ПНЯЯХИЯЙХУ БНИЯЙ.

еЫ╦ НДМНИ ГЮДЮВЕИ, БШОНКМЪЕЛНИ ЯЮЛНКЕРЮЛХ юМ-30а, МЮУНДЪЫХЛХЯЪ МЮ БННПСФЕМХХ ПНЯЯХИЯЙХУ Х СЙПЮХМЯЙХУ ббя, ЯРЮКХ ХМЯОЕЙЖХНММШЕ ОНКЕРШ ДКЪ МЮАКЧДЕМХЪ ГЮ БНЕММНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭЧ Б ПЮЛЙЮУ ДНЦНБНПЮ 1992 Ц. ОН «нРЙПШРНЛС МЕАС».

гЮ БЯЕ БПЕЛЪ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ АШКН ОНРЕПЪМН ДБЮ ЯЮЛНКЕРЮ. 11 ЛЮПРЮ 1985 Ц. юМ-30а ХГ 50 НЯЮО (АНПРНБНИ «05») ОПХ БНГБПЮЫЕМХХ ХГ АНЕБНЦН БШКЕРЮ Б ПЮИНМЕ аЮЦПЮЛЮ АШК ОНПЮФЕМ ОНОЮБЬЕИ Б КЕБШИ ДБХЦЮРЕКЭ ПЮЙЕРНИ огпй. щЙХОЮФ ЯОЮЯЯЪ МЮ ОЮПЮЬЧРЮУ, ГЮ ХЯЙКЧВЕМХЕЛ КЕРВХЙНБ ЙЮОХРЮМЮ ю. цНПАЮВЕБЯЙНЦН Х ЯРЮПЬЕЦН КЕИРЕМЮМРЮ б. хБЮМНБЮ, ОНЦХАЬХУ ОПХ ОНОШРЙЕ ОНЯЮДХРЭ ЦНПЪЫСЧ ЛЮЬХМС. бРНПЮЪ ЛЮЬХМЮ ПЮГАХКЮЯЭ 23 ЛЮПРЮ 1992 Ц. Б ЙЮРЮЯРПНТЕ ОНД мХФМЕЪМЯЙНЛ.

рЕУМХВЕЯЙНЕ НОХЯЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ юМ-24тй.

юЩПНТНРНЯЗЕЛНВМШИ ЯЮЛНКЕР юМ-24тй ЪБКЪЕРЯЪ ЛНДХТХЙЮЖХЕИ ЯЕПХИМНЦН ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ юМ-24 Х ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ БШОНКМЕМХЪ БНГДСЬМНЦН ТНРНЦПЮТХПНБЮМХЪ РЕППХРНПХИ Б ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХУ ЖЕКЪУ.

нМ ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНИ ЖЕКЭМНЛЕРЮККХВЕЯЙХИ ЯБНАНДМНМЕЯСЫХИ ЛНМНОКЮМ Я БШЯНЙНПЮЯОНКНФЕММШЛ ЙПШКНЛ Х БЕПРХЙЮКЭМШЛ НОЕПЕМХЕЛ Я ОНДТЧГЕКЪФМШЛ ЦПЕАМЕЛ.

йНЛОКЕЙРЮЖХЪ ЯЮЛНКЕРЮ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛНВМНИ ЮООЮПЮРСПНИ, НАНПСДНБЮМХЕЛ Х ПЮГЛЕЫЕМХЕ ПЮАНВХУ ЛЕЯР ЩЙХОЮФЮ БШОНКМЕМШ Б ДБСУ БЮПХЮМРЮУ: «ю» — ДКЪ ЦПЮФДЮМЯЙНИ ЮБХЮЖХХ, «а» — ДКЪ ббя.

б ЯНЯРЮБ ЩЙХОЮФЮ ЯЮЛНКЕРЮ БУНДЪР ЙНЛЮМДХП ЙНПЮАКЪ, БРНПНИ ОХКНР, ЬРСПЛЮМ-ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЫХЙ, АНПРПЮДХЯР, АНПРЛЕУЮМХЙ, ДБЮ АНПРНОЕПЮРНПЮ.

тЧГЕКЪФ Б НРКХВХХ НР ЯЕПХИМНЦН юМ-24 ОНКМНЯРЭЧ ХГЛЕМЕМ МНЯНБНИ НРЯЕЙ ТЧГЕКЪФЮ ДН ЬОЮМЦНСРЮ ╧11. оЕПЕДМЪЪ ВЮЯРЭ НРЯЕЙЮ СДКХМЕМЮ МЮ 0,73 Л, Х Б МЕИ НАНПСДНБЮМЮ ЙЮАХМЮ ЬРСПЛЮМЮ. йЮАХМЮ КЕРВХЙНБ ОНДМЪРЮ МЮ 0,41 Л Х ОНД Е╦ ОНКНЛ ЛЕФДС ОПЮБНИ ЯРЕМЙНИ МХЬХ МНЯНБШУ ЙНКЕЯ Х ОПЮБШЛ АНПРНЛ НАНПСДНБЮМ ОПНУНД Б ЙЮАХМС ЬРСПЛЮМЮ. б ЙЮАХМЕ КЕРВХЙНБ ПЮГЛЕЫЮЧРЯЪ ПЮАНВХЕ ЛЕЯРЮ КЕРВХЙНБ, АНПРЛЕУЮМХЙЮ Х АНПРПЮДХЯРЮ.

б ЯПЕДМЕЛ НРЯЕЙЕ ТЧГЕКЪФЮ БЛЕЯРН ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮКНМЮ ПЮГЛЕЫЕМШ ОЪРЭ НЯРЕЙКЕММШУ ТНРНКЧЙНБ ЛЕФДС ЬОЮМЦНСРЮЛХ ╧23-30. мЮД ТНРНКЧЙЮЛХ ╧1 Х ╧3 СЯРЮМЮБКХБЮЧРЯЪ ЮЩПНТНРНЮООЮПЮРШ, МЮД КЧЙНЛ ╧2 НОРХВЕЯЙХИ АКНЙ щйо, МЮД ТНРНКЧЙНЛ ╧4 СЯРЮМНБКЕМ ЯБЕРНОПХЕЛМХЙ ющ-2. тНРНКЧЙ ╧5 ХЯОНКЭГСЕРЯЪ РНКЭЙН Б БЮПХЮМРЕ «а».

яРЕЙКЮ ТНРНКЧЙНБ НАДСБЮЧРЯЪ РЕОКШЛ БНГДСУНЛ, НРАХПЮЕЛШЛ ХГ ЯХЯРЕЛШ ЙНМДХЖХНМХПНБЮМХЪ. яМЮПСФХ НЯРЕЙКЕМХЕ ТНРНКЧЙНБ ГЮЙПШБЮЕРЯЪ ЯДБХФМШЛХ ЙПШЬЙЮЛХ, ЙНРНПШЕ ПЮГЛЕЫЮЧРЯЪ Б ЯОЕЖХЮКЭМНЛ ОНДТЧГЕКЪФМНЛ НАРЕЙЮРЕКЕ, ЛЕУЮМХГЛШ ОЕПЕЛЕЫЕМХЪ ЙПШЬЕЙ ХЛЕЧР ЩКЕЙРПХВЕЯЙХИ Х ПСВМНИ ОПХБНДШ. лЕФДС ЬОЮМЦНСРЮЛХ ╧18-22 НАНПСДНБЮМЮ РЕЛМЮЪ ЙНЛМЮРЮ ДКЪ ОЕПЕГЮПЪДЙХ ЙЮЯЯЕР ЮЩПНТНРНЮООЮПЮРНБ, Ю ЛЕФДС ЬОЮМЦНСРЮЛХ ╧34-37 — ЬЙЮТ ДКЪ ХУ УПЮМЕМХЪ. оН КЕБНЛС АНПРС ЛЕФДС ЬОЮМЦНСРЮЛХ ╧15-24 СЯРЮМНБКЕМШ ДБЕ НРЙХДМШЕ ЙНИЙХ ДКЪ НРДШУЮ ВКЕМНБ ЩЙХОЮФЮ. пЮАНВХЕ ЛЕЯРЮ НОЕПЮРНПНБ ПЮГЛЕЫЕМШ ЛЕФДС ЬОЮМЦНСРЮЛХ ╧26-27 Х ╧29-30 — ОН БЮПХЮМРС «ю» Х ╧26-27 Х ╧16-18 — ОН БЮПХЮМРС «а».

йПШКН — БШЯНЙНПЮЯОНКНФЕММНЕ, ЯБНАНДМНМЕЯСЫЕЕ, РПЮОЕЖЕБХДМНЕ Б ОКЮМЕ. йПШКН ЯНЯРНХР ХГ ЖЕМРПНОКЮМЮ, ДБСУ ЯПЕДМХУ Х ДБСУ ЙНМЯНКЭМШУ ВЮЯРЕИ.

жЕМРПНОКЮМ Х ЯПЕДМХЕ ВЮЯРХ ЙПШКЮ МЕЯСР МЮ ЯЕАЕ БШДБХФМШЕ ДБСУЫЕКЕБШЕ ГЮЙПШКЙХ, Ю ЙНМЯНКЭМШЕ ВЮЯРХ — ОН ДБЕ ЯЕЙЖХХ ЩКЕПНМЮ.

йНПМЕБЮЪ ЯЕЙЖХЪ ЩКЕПНМЮ НЯМЮЫЕМЮ РПХЛЛЕПНЛ Х ЯЕПБНЙНЛОЕМЯЮРНПНЛ.

уБНЯРНБНЕ НОЕПЕМХЕ — ЯБНАНДМНМЕЯСЫЕЕ, НДМНЙХКЕБНЕ, ЛЕРЮККХВЕЯЙНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ. нОЕПЕМХЕ ЯНЯРНХР ХГ ДБСУ ЙНМЯНКЕИ ЯРЮАХКХГЮРНПЮ, ДБСУ ОНКНБХМ ПСКЪ БШЯНРШ ЙХКЪ, ПСКЪ МЮОПЮБКЕМХЪ, ТНПЙХКЪ Х МХФМЕЦН ЦПЕАМЪ.

мЮ ЙЮФДНИ ОНКНБХМЕ ПСКЪ БШЯНРШ СЯРЮМНБКЕМ РПХЛЛЕП, МЮ ПСКЕ МЮОПЮБКЕМХЪ — РПХЛЛЕП Х ОПСФХММШИ ЯЕПБНЙНЛОЕМЯЮРНП. пСКЭ БШЯНРШ Х ПСКЭ МЮОПЮБКЕМХЪ ХЛЕЧР НЯЕБСЧ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙСЧ ЙНЛОЕМЯЮЖХЧ Х ЯРНОПНЖЕМРМСЧ БЕЯНБСЧ АЮКЮМЯХПНБЙС. сЦНК ОНОЕПЕВМНЦН V ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН НОЕПЕМХЪ ПЮБЕМ 90.

ьЮЯЯХ САХПЮЧЫЕЕЯЪ, РПЕУЯРНЕВМНЕ Я ОЕПЕДМЕИ ЯРНИЙНИ Х ОМЕБЛЮРХЙЮЛХ МХГЙНЦН ДЮБКЕМХЪ. нЯМНБМШЕ ЯРНИЙХ ЬЮЯЯХ СЯРЮМНБКЕМШ Б ЦНМДНКЮУ ДБХЦЮРЕКЕИ Х САХПЮЧРЯЪ БОЕПЕД, Б ЯОЕЖХЮКЭМШЕ НРЯЕЙХ ОНД ДБХЦЮРЕКЪЛХ. оЕПЕДМЪЪ ЯРНИЙЮ СЯРЮМНБКЕМЮ Б МНЯНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ Х САХПЮЕРЯЪ БОЕПЕД Б НРЯЕЙ ОНД ЙЮАХМНИ ЩЙХОЮФЮ.

яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ — ДБЮ РСПАНБХМРНБШУ ДБХЦЮРЕКЪ юх-24, БГКЕРМНИ ЛНЫМНЯРЭЧ ОН 2550 К.Я.

дБХЦЮРЕКХ ПЮГЛЕЫЕМШ Б ЦНМДНКЮУ МЮ ЖЕМРПНОКЮМЕ. мЮ МХУ СЯРЮМЮБКХБЮЧРЯЪ ТКЧЦХПСЕЛШЕ ВЕРШПЕУКНОЮЯРМШЕ БНГДСЬМШЕ БХМРШ юб-72.

дКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ МЮГЕЛМНЦН ЮБРНМНЛМНЦН ГЮОСЯЙЮ ДБХЦЮРЕКЕИ юх-24 МЮ ЯЮЛНКЕРЕ СЯРЮМНБКЕМ РСПАНЦЕМЕПЮРНП рц-16.

рНОКХБМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЯНЯРНХР ХГ ДБСУ ЮБРНМНЛМШУ, ЮМЮКНЦХВМШУ ОН ЙНМЯРПСЙЖХХ ЯХЯРЕЛ.

йЮФДШИ ДБХЦЮРЕКЭ ОХРЮЕРЯЪ НР ЯБНХУ АЮЙНБ: ДБХЦЮРЕКЭ ╧1 ОХРЮЕРЯЪ НР АЮЙНБ КЕБНЦН ЙПШКЮ, ДБХЦЮРЕКЭ ╧2 — НР АЮЙНБ ОПЮБНЦН ЙПШКЮ.

рНОКХБН МЮУНДХРЯЪ Б ЛЪЦЙХУ РНОКХБМШУ АЮЙЮУ ЖЕМРПНОКЮМЮ Х АЮЙЮУ-НРЯЕЙЮУ ЯПЕДМЕИ ВЮЯРХ ЙПШКЮ. сЯРЮМНБКЕМШ ДНОНКМХРЕКЭМШЕ РНОКХБМШЕ АЮЙХ Б ЖЕМРПНОКЮМЕ ЕЛЙНЯРЭЧ 1000 К.

кЕБЮЪ Х ОПЮБЮЪ ВЮЯРХ ЯХЯРЕЛШ ЛНЦСР АШРЭ ЯНЕДХМЕМШ ЛЕФДС ЯНАНИ ЙПЮМНЛ ЙНКЭЖЕБЮМХЪ.

оХРЮМХЕ ОНРПЕАХРЕКЕИ ЩКЕЙРПНЩМЕПЦХХ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ НЯСЫЕЯРБКЪЕРЯЪ ОНЯРНЪММШЛ РНЙНЛ 27 б, ОЕПЕЛЕММШЛ НДМНТЮГМШЛ РНЙНЛ МЮОПЪФЕМХЕЛ 115 б Х ВЮЯРНРНИ 400цЖ Х РПЕУТЮГМШЛ РНЙНЛ МЮОПЪФЕМХЕЛ 36 б Х ВЮЯРНРНИ 400 цЖ. б ЙЮВЕЯРБЕ НЯМНБМШУ ХЯРНВМХЙНБ ЩКЕЙРПНЩМЕПЦХХ ОНЯРНЪММНЦН РНЙЮ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ ХЯОНКЭГСЧРЯЪ ДБЮ ЯРЮПРЕП-ЦЕМЕПЮРНПЮ ярц-18рл, Ю ОПХ ПЮАНРЕ МЮ ГЕЛКЕ — РСПАНЮЦПЕЦЮР рц-16. юБЮПХИМШЛ ХЯРНВМХЙНЛ ОНЯРНЪММНЦН РНЙЮ ЪБКЪЧРЯЪ ДБЕ ЮЙЙСЛСКЪРНПМШЕ АЮРЮПЕХ 12яюл-28.

яЮЛНКЕР НЯМЮЫЕМ БНГДСЬМН-РЕОКНБНИ Х ЩКЕЙРПХВЕЯЙНИ ОПНРХБННАКЕДЕМХРЕКЭМШЛХ ЯХЯРЕЛЮЛХ. бНГДСЬМН-РЕОКНБЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ГЮЫХЫЮЕР НР НАКЕДЕМЕМХЪ ЙПШКН, НОЕПЕМХЕ Х БНГДСУНГЮАНПМХЙХ ДБХЦЮРЕКЕИ. щКЕЙРПХВЕЯЙЮЪ — БНГДСЬМШЕ БХМРШ, ДБЮ КНАНБШУ ЯРЕЙКЮ ТНМЮПЪ ЙЮАХМШ КЕРВХЙНБ, ОПХЕЛМХЙХ БНГДСЬМНЦН ДЮБКЕМХЪ, ЙНМРЕИМЕПЮ ЮЙЙСЛСКЪРНПНБ.

йХЯКНПНДМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ОХРЮМХЪ ЙХЯКНПНДНЛ 7 ВКЕМНБ ЩЙХОЮФЮ Б ОНКЕРЕ. б ЙНЛОКЕЙР ЯХЯРЕЛШ БУНДЪР ЙХЯКНПНДМШЕ ОПХАНПШ йо-24л, ЙХЯКНПНДМШЕ ПЕДСЙРНПШ йп-15, ЙХЯКНПНДМШЕ ЛЮЯЙХ йл-16м, ЙХЯКНПНДМШЕ АЮККНМШ йа-1, ОЕПЕМНЯМШЕ ЙХЯКНПНДМШЕ АЮККНМШ йа-3, ЙХЯКНПНДМШЕ ЛЮМНЛЕРПШ лй-13.

цХДПЮБКХВЕЯЙЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ САНПЙХ Х БШОСЯЙЮ ЬЮЯЯХ Х ГЮЙПШКЙНБ, РНПЛНФЕМХЪ ЙНКЕЯ ЬЮЯЯХ, СОПЮБКЕМХЪ ОНБНПНРНЛ ЙНКЕЯ ОЕПЕДМЕИ МНЦХ ЬЮЯЯХ, ОПХБНДЮ ЯРЕЙКННВХЯРХРЕКЕИ Х ЮБЮПХИМНИ НЯРЮМНБЙХ ДБХЦЮРЕКЕИ ОСРЕЛ ТКЧЦХПНБЮМХЪ БНГДСЬМШУ БХМРНБ.

цХДПНЯХЯРЕЛЮ ЯНЯРНХР ХГ ДБСУ ЯХЯРЕЛ: НЯМНБМНИ, ПЮАНРЮЧЫЕИ НР ДБСУ ЦХДПНМЮЯНЯНБ, СЯРЮМНБКЕММШУ МЮ ДБХЦЮРЕКЪУ Х ЮБЮПХИМНИ, ПЮАНРЮЧЫЕИ НР МЮЯНЯМНИ ЯРЮМЖХХ Я ОПХБНДНЛ НР ЩКЕЙРПНДБХЦЮРЕКЪ.

яХЯРЕЛЮ СОПЮБКЕМХЪ ЯНЯРНХР ХГ ЯХЯРЕЛ СОПЮБКЕМХЪ ПСКЪЛХ, ЩКЕПНМЮЛХ, ГЮЙПШКЙЮЛХ, РПХЛЛЕПЮЛХ ПСКЕИ Х ЩКЕПНМЮ. мЮ ЯЮЛНКЕРЕ ХЛЕЕРЯЪ ЯХЯРЕЛЮ ЯРНЪМНВМНЦН ЯРНОНПЕМХЪ ПСКЕИ Х ЩКЕПНМНБ.

сОПЮБКЕМХЕ ПСКЪЛХ Х ЩКЕПНМЮЛХ НЯСЫЕЯРБКЪЕРЯЪ ОНЯПЕДЯРБНЛ ФЕЯРЙХУ РЪЦ, СОПЮБКЕМХЕ РПХЛЛЕПЮЛХ ПСКЪ БШЯНРШ — РПНЯНБНЕ.

б ЯХЯРЕЛС СОПЮБКЕМХЪ ПСКЪЛХ, ЩКЕПНМЮЛХ Х РПХЛЛЕПЮЛХ ПСКЪ БШЯНРШ БЙКЧВЕМШ ПСКЕБШЕ ЛЮЬХМЙХ ЮБРНОХКНРЮ.

оХКНРЮФМН-МЮБХЦЮЖХНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ РН ФЕ ВРН Х МЮ ЯЕПХИМНЛ юМ-24. мЮ АНПРС СЯРЮМНБКЕМ ЮБРНОХКНР юо-28к1т (ЛНДХТХЙЮЖХЪ ЮБРНОХКНРЮ юо-28к1), НАЕЯОЕВХБЮЧЫХИ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЕ ОПНЦПЮЛЛМНЕ ОХКНРХПНБЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ ОПХ БШОНКМЕМХХ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЙХ.

б ЯНЯРЮБ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ БУНДЪР ПЮДХНОПХЕЛМХЙ ся-8, йб ПЮДХНОЕПЕДЮРВХЙ «цЕКХИ», ЙНЛЮМДМЮЪ сйб ПЮДХНЯРЮМЖХХ пяхс-5ц ╧1 Х ╧2, ПЮДХНЙНЛОЮЯШ юпй-5 ╧1 Х ╧2, ПЮДХНБШЯНРНЛЕП пб-2, НАНПСДНБЮМХЕ ДКЪ ЯКЕОНИ ОНЯЮДЙХ яо-50, ЯЮЛНКЕРМНЕ ОЕПЕЦНБНПМНЕ СЯРПНИЯРБН яос-7. йПНЛЕ РНЦН СЯРЮМНБКЕМШ ЮБРНЛЮР ОПНЦПЮЛЛМНЦН ПЮГБНПНРЮ юоп-2, ДНООКЕПНБЯЙХИ ХГЛЕПХРЕКЭ СЦКЮ ЯМНЯЮ Х ОСРЕБНИ ЯЙНПНЯРХ дхяя-3ю «яРПЕКЮ», ЙСПЯНБЮЪ ЯХЯРЕЛЮ йя-6й, ЮЯРПНЙНЛОЮЯ дюй-да-58, ПЮДХНБШЯНРНЛЕП АНКЭЬХУ БШЯНР пб-25.

б БЮПХЮМРЕ «а» ДНОНКМХРЕКЭМН СЯРЮМНБКЕМШ ПЮДХНМЮБХЦЮЖХНММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ «кНРНЯ», ПЮДХНЙНЛОЮЯШ юпй-11 ╧1 Х ╧2, йб ПЮДХНОЕПЕДЮРВХЙ п-836, ЯЮЛНКЕРМНЕ ЦПНЛЙНЦНБНПЪЫЕЕ СЯРПНИЯРБН яцс-15.

юЩПНТНРНЯЗЕЛНВМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ БЙКЧВЮЕР ЮЩПНТНРНЮООЮПЮРШ ютю-рщ-100 Х 70 Б ЦХПНЯРЮАХКХГХПСЧЫЕИ СЯРЮМНБЙЕ м-55, ЮЩПНТНРНЮООЮПЮРШ ютю-41/7, 5, ютю-41/10, 20 Х ютю-42/20 Б ОКЮМНБШУ ЮЩПНТНРНСЯРЮМНБЙЮУ РНОНЦПЮТХВЕЯЙХИ ПЮДХНБШЯНРНЛЕП пбрд-ю, ЯРЮРНЯЙНО я-51, ЩКЕЙРПНММШИ ЙНЛЮМДМШИ ОПХАНП щйо-2, ЮЩПНЩЙЯОНМНЛЕРП ющ-2, БХГХПШ мйоа-7. б БЮПХЮМРЕ «а» ДНОНКМХРЕКЭМН СЯРЮМНБКЕМШ ТНРНЮООЮПЮР ютю-54/15, ЦХПНЯРЮАХКХГХПСЧЫЮЪ СЯРЮМНБЙЮ рюс-л, ЩКЕЙРПНЛЕРЕНПНЦПЮТ.
лНДХТХЙЮЖХХ :

юМ-30ОЕПБЮЪ ЯЕПХИМЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ.
юМ-30юБЮПХЮМР юМ-30 ДКЪ лцю
юМ-30аБЮПХЮМР юМ-30 ДКЪ ббя
юМ-30лЯЮЛНКЕР ЛЕРЕНГЮЫХРШ (ДКЪ БШГНБЮ ДНОНКМХРЕКЭМШУ ЮРЛНЯТЕПМШУ НЯЮДЙНБ Б ГЮЯСЬКХБНЕ БПЕЛЪ ХКХ ДКЪ ГЮЫХРШ НЦПЮМХВЕММНИ РЕППХРНПХХ НР НЯЮДЙНБ Б МСФМНЕ БПЕЛЪ). юМ-30л БЛЕЯРН ТНРНЮООЮПЮРСПШ НЯМЮЫЕМ НАНПСДНБЮМХЕЛ ДКЪ ЯАПНЯЮ ЩЙНКНЦХВЕЯЙХ, ВХЯРНИ РБЕПДНИ ЦПЮМСКХПНБЮММНИ ДБСНЙХЯХ СЦКЕПНДЮ («ЯСУНЦН КЭДЮ»), ЯНДЕПФЮЫЕИЯЪ Б БНЯЭЛХ ЙНМРЕИМЕПЮУ (Б ЙЮФДНЛ ОН 130 ЙЦ) Б НЯМНБМНИ ЙЮАХМЕ Х ОПНБНЖХПСЧЫЕИ ЮРЛНЯТЕПМШЕ НЯЮДЙХ.
юМ-30д
(
дЮКЭМХИ
)
яХАХПЪЙ
ЯЮЛНКЕР Я СБЕКХВЕММНИ ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭЧ ОНКЕРЮ, ЯХЯРЕЛНИ ДЮКЭМЕИ МЮБХЦЮЖХХ Х НАНПСДНБЮМХЕЛ ДКЪ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ Б БШЯНЙХУ ЬХПНРЮУ, ОПЕДМЮГМЮВЕММШИ ДКЪ ОЮРПСКХПНБЮМХЪ 200-ЛХКЭМНИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ЛНПЯЙНИ ГНМШ, ОПНБНДЙХ ЯСДНБ, КЕДНБНИ ПЮГБЕДЙХ, ПЮГБЕДЙХ ПШАШ Х ЛНПЯЙНЦН ГБЕПЪ, ПЮГПЮАНРЮМ Б 1990 Ц. мЮ юМ-30д СЯРЮМНБКЕМШ ЯХЯРЕЛЮ ДЮКЭМЕИ МЮБХЦЮЖХХ «йБХРНЙ-2», ПЮДХНЯРЮМЖХЪ яб ДХЮОЮГНМЮ. СЯРПНИЯРБН ОЕПЕДЮВХ ТЮЙЯХЛХКЭМШУ ХГНАПЮФЕМХИ ЙЮПРХМ КЕДНБНИ НАЯРЮМНБЙХ. юЩПНТНРНЮООЮПЮРСПЮ ОНГБНКЪЕР ТХЙЯХПНБЮРЭ МЮ ТНРНОКЕМЙЕ ЯСДМН-МЮПСЬХРЕКЭ ХКХ ДПСЦНИ НАЗЕЙР Я ЙНМЯРЮРЮЖХЕИ ЕЦН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ЙННПДХМЮР, ДЮРШ Х БПЕЛЕМХ ЯНАШРХЪ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪюМ-30ю
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л29.20
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л24.26
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л8.32
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ,Л272.46
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ15590
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ20300
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ23000
РНОКХБЮ4820
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рбд оПНЦПЕЯЯ юх-24бр + 1 рпд яНЧГ пс-19ю-300
лНЫМНЯРЭ, К.Я.2 У 2817 + 1У7.65 Йм
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В540
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В476
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ2600
оПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ, В6.6
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л8000
щЙХОЮФ, ВЕК7
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «юМРНМНБ юМ-30» вЕПРЕФ «юМРНМНБ юМ-30а» яРЮРЭЪ «юМ-30 Б юТЦЮМХЯРЮМЕ» тНРНЦПЮТХХ:оЕПБШИ НОШРМШИ юМ-24тй
оЕПБШИ НОШРМШИ юМ-24тй
оЕПБШИ НОШРМШИ юМ-24тй
юМ-30 ббя яяяп ╘ хЦМЮРХИ яЮБПЮМЯЙХИ
юМ-30а ббя пНЯЯХХ ╘ Didier Waelkens
юМ-30а ббя аНКЦЮПХХ ╘ Coen Elzer
юМ-30а «аКЮЙХРМЮ ЯРЕФЮ» ббя сЙПЮХМШ ╘ Chris Smallenberg
мНЯНБЮЪ ВЮЯРЭ юМ-30 ╘ Didier Waelkens
юМ-30д ╘ Leonid Faerberg
тНРНКЧЙХ юМ-30 ╘ Peter Unmuth
оПХАНПМЮЪ ОЮМЕКЭ юМ-30 ╘ Peter Unmuth

яУЕЛШ:

юМ-30а

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

юМ-30 50-ЦН няюо, йЮАСК, 1987 ЦНД
юМ-30 50-ЦН няюо, йЮАСК, 1982 ЦНД
юМ-30 373-ЦН рюо ббя дпю, йЮАСК, 1980 ЦНД
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
юКЕЙЯЮМДП гЮАКНРЯЙХИ, юМДПЕИ яЮКЭМХЙНБ. яЮЛНКЕРШ рюмрй ХЛ. ц.л. аЕПХЕБЮ 1945-1968 йПШКЭЪ пНДХМШ. мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. тНРНПЮГБЕДВХЙ Х ЙЮПРНЦПЮТ мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. бЯЕ ЯЮЛНКЕРШ н.й.юМРНМНБЮ юБХЮЖХНММШИ ЯОПЮБНВМХЙ МЮ Avia.ru. юМ — 30 яЮЛНКЕР юМ-30 ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛНВМШУ Х ЮЩПНЦЕНТХГХВЕЯЙХУ ПЮАНР

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004

Модификации Ан-30

Всего за время разработки и существования Ан-30 было проработано семь модификаций. Каждая из них имеет свои особенности или преимущества. Некоторые не стали серийными и ограничились выпуском малого числа машин.

Варианты:

  • Ан-24ФК – первый прототип самолета, выпущенный для испытаний в 1967 году, соответствовал версии 30А;
  • Ан-30А – гражданская модификация, разработанная для выполнения аэрофотосъемки исследовательскими предприятиями;
  • Ан-30А-100 – пассажирская версия Ан-30, рассчитанная на перевозку 20 человек на средние дистанции;
  • Ан-30Б – военная разведывательная модель, предназначенная для обнаружения врага и изучения нейтральной или вражеской территории;
  • Ан-30РР – самолет радиационной разведки, получил специальное оснащение для оценки уровня радиации в воздухе;
  • Ан-30М «Метеозащита» – самолет для искусственного управления выпадом осадков с помощью патронов с особым составом;
  • Ан-30Д Сибиряк – самолет с дополнительными топливными баками по бокам фюзеляжа и новым оборудованием, предназначен для ледовой разведки на дальних дистанциях.

Наиболее популярным оказался самолет базовой модификации в гражданском варианте, как изначально предполагалось конструкторами. Именно его активнее всего используют некоторые компании до сих пор.

Применение

Главным применением для Ан-30 стало проведение аэрофотосъемки для составления и улучшения географических карт. В некоторых случаях самолеты использовались для выполнения заявок отдельных структур. 33 машины в модификации 30Б ВВС СССР выполняли разведывательную функцию. Некоторые принимали участие в конфликтах на территориях Афганистана и Чечни. Они отвечали не только за разведку, но и помогали осуществлять лазерное наведение на цели.

Один самолет использовался для мониторинга в северных широтах. Три машины применялись для радиационной разведки на территории ядерных полигонов. А с 1990 годов некоторые Ан-30 стали использоваться для полета над военными объектами по всей Европе для их оценки и контроля по действующему международному договору. При демонтаже фотосъемочного оборудования самолеты пригодны для использования в качестве транспортных.

Авиапроисшествия и катастрофы

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
197?н.д.Черновцы0/нет данныхБорт ВВС. При заходе на посадку обесточились посадочные огни, выкатился за пределы ВПП.
05.01.1978нет данныхСемипалатинск-217/11При заходе на посадку на аэродром в СМУ специализированный самолёт радиационной разведки Ан-30РР, оиаэ 2-го ГНИП (Семипалатинск-21), КК полковник Ф. Фархутдинов, второй пилот К. Карпов, попал в снежный заряд и при нулевой видимости столкнулся с землёй при попытке уйти на второй круг. Самолёт разломился надвое и загорелся. Погибли шесть человек включая начальника семипалатинского ядерного полигона генерал-майора М. К. Кантеева, ещё один пострадавший скончался через четыря дня в госпитале.[9]
19.10.197984Итуруп0/нет данныхПовреждён во время тайфуна «Тип». Ураганный ветер разметал стоявшие на аэродроме самолёты, сорвал с креплений взлётно-посадочную полосу из профнастила и накрыл рулоном железа переломленный пополам Ан-30Б.
25.01.198088Иркутская область, близ Братска0/нет данныхЭкипаж Ан-30Б ВВС СССР, серийный № 0808, 5-я одрэ (Братск) производил перелёт по маршруту Чита — Братск. Ночью в 50 км от Братска в СМУ произошла остановка левого двигателя. Лётчики, командир экипажа В. Г. Цыбин, второй пилот А. Шальнев, вывели самолёт из крена и произвели вынужденную посадку на лёд Братского водохранилища. Самолёт частично разрушился, члены экипажа и пассажиры не пострадали. В 2013 г. на берегу залива неподалёку от посёлка Видим установлен памятный знак в честь мирного подвига лётчиков.[10]
11.03.198505 красныйблиз Баграма2/6Боевая потеря Ан-30Б 1-й эскадрильи 50-го ОСАП (Кабул), командир экипажа — капитан А. С. Горбачевский, второй пилот старший лейтенант В. А. Иванов. Подбит моджахедами из ПЗРК южнее Панджшерского ущелья, попадание в левый двигатель. Капитан Горбачевский попытался спасти машину и осуществить аварийную посадку на аэродром, в ходе которой начавший гореть самолёт упал на землю и разбился. Погибли оба пилота, четыре члена экипажа спаслись, покинув самолёт на парашютах перед заходом на посадку. Лётчики за проявленное мужество награждены орденами (посмертно).[11]
13.03.1992нет данныхоколо Тирасполя0/7Повреждён автоматным огнём с земли во время боевых действий. Был восстановлен после ремонта и списан в 1996 году.
22.03.199230002около Нижнеянска10/10Разрушение конструкции самолёта Ан-30 в воздухе, № RA-30002, Мячковского ОАО, в 55 км от Якутска, предположительно из-за несогласованных действий экипажа, усугубленных конструктивными недостатками самолёта[12] На 63 минуте полёта в режиме автопилота произошла прогрессирующая раскачка самолёта. Через 19 секунд началось крутое снижение. На высоте около 2000 м при перегрузке 4g и скорости более 670 км/час произошло разрушение конструкции самолёта. Самолёт упал на замёрзшую реку и разбился, 10 человек погибло.[13][14]
23.05.201204 чёрныйоколо Часлава0/23Во время приземления Ан-30Б, выполнявшего наблюдательные полёты в рамках Договора по открытому небу, в Чехии подломилась передняя стойка шасси, что привело к потере управления и выкатыванию самолёта на 200 м за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего самолёт загорелся[7]. Из 23 человек, находившихся на борту, пострадало шесть человек, погибших нет[15].
22.04.201480 жёлтыйоколо Славянска0/0Самолёт ВВС Украины Ан-30Б, 15 таб (Борисполь), выполнявший наблюдательный полёт во время вооружённого конфликта на востоке Украины, был обстрелян из стрелкового оружия военнослужащими ДНР, в результате чего в самолёт попало несколько пуль. Самолёт совершил аварийную посадку на аэродроме базирования. Серьёзных повреждений не выявлено, жертв нет[16].
06.06.201480 жёлтыйоколо Славянска5/8Самолёт ВВС Украины Ан-30Б бортовой № 80, серийный номер 06-08, 15 таб (Борисполь), выполнявший разведывательный полёт во время вооружённого конфликта на востоке Украины, был сбит военнослужащими ДНР над поселком Николаевка в районе Славянска с ПЗРК. У самолёта загорелся правый двигатель и он упал в районе села Пришиб Славянского района Донецкой области. Из 8 членов экипажа трое сумели спастись, пятеро погибли[8][17].
31.08.2015RA-30007Чукотка0/7Во время посадки Ан-30Д разрушилась передняя стойка шасси. В результате чего самолёт 5 раз ударился о землю.[18]
04.06.2016TN-AHPЯмбио0/30Во время посадки Ан-30А-100 выкатился за пределы ВВП и разрушилась передняя стойка шасси.[19]

Эксплуатанты

Согласно реестру, на начало 2022 года в эксплуатации остаются 36 самолетов различных модификаций. Наибольшее число Ан-30 используется российскими структурами – задействована 21 машина. Остальные страны эксплуатируют самолет в единичных случаях.

Основные эксплуатанты (единиц):

  • ВВС РФ – 15;
  • ВВС КНР – 3;
  • ВВС Украины – 3;
  • ВВС Румынии – 2;
  • ВВС Судана – 2;
  • ЛИАЦ – 2;
  • «Аэрострой» – 2;
  • ВВС Болгарии – 1;
  • МЧС Украины – 1;
  • Green Flag Aviation – 1;
  • ДОСААФ – 1;
  • Летные проверки и системы – 1.

Также два самолета числятся за неизвестными компаниями, информации о которых нет. Производство Ан-30 было закрыто в 1979 году. Новых самолетов в будущем не ожидается. Несмотря на небольшие объемы производства, он оказался довольно востребованным и популярным.

Ан-30 – один из лучших проектов советских конструкторов. Самолет все еще остается в эксплуатации у многих структур и продолжает выполнять аэрофотосъемку местности. Несмотря на моральное устаревание, он отлично справляется со своими функциями и не требует обязательной замены современным аналогом.

использованная литература

  1. аб
    Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 75.
  2. Андреас Парш и Алексей В. Мартынов (2008). «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет — транспортов » . Обозначение-Systems.net . Проверено 15 ноября 2009 года .
  3. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 77.
  4. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 80.
  5. аб
    Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2003, с. 83.
  6. Марникс Сап, Карло Брюммер: Военно-воздушные силы Рима
    в: Lotnictwo Nr. 4/2010, стр.39
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]