Су-29: двухместный самолет для акробатики и не только

Говоря о самолетах ОКБ им. Сухого, мы обычно представляем себе грозные боевые машины, вроде штурмовика Су-25 или истребителя Су-27. Однако специалистами этого конструкторского бюро было создано несколько прекрасных спортивно-пилотажных самолетов, первым из которых стал Су-26.

Его дальнейшим развитием можно назвать двухместный самолет Су-29, который предназначен для тренировки и обучения пилотов, а также участия в различных авиационных шоу и соревнованиях по летному мастерству.

Первый взлет в небо самолета Су-29 состоялся в конце 1991 года, а уже в следующем году началось серийное производство машины.

До настоящего времени изготовлено около 60 самолетов. Они активно эксплуатируются, причем не только в России, но и за ее пределами: в ЮАР, США, Австралии и Великобритании. В конце 90-х годов семь самолетов Су-29 были закуплены военно-воздушными силами Аргентины. Правда, эти Су-29 сильно отличались от базовой модификации самолета. На них была установлена западная авионика, новый фонарь кабины, шасси и винт.

Основным эксплуатантом Су-29 в России является ДОСААФ.

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Работа над двухместным учебно-тренировочным и спортивным самолетом Су-29 началась в ОКБ им. П.О. Сухого в 1990 г. Он стал дальнейшим развитием спортивно-пилотажного акробатического самолета Су-26М. При разработке аэродинамической схемы и конструкции самолета Су-29 были учтены многолетний опыт эксплуатации Су-26, а также пожелания летчиков-спортсменов. Двухместный Су-29 предназначен для тренировки, подготовки и участия спортсменов во внутрисоюзных и международных соревнованиях по высшему пилотажу. В 1991 г. началась постройка двух прототипов самолета, предназначенных для летных испытаний, а также двух — для статиспытаний.

Военный самолёт Су-57

В 2022 году на авиасалоне МАКС-2019 был показан первый вариант для экспорта Су-57Э и другие новейшие военные самолёты России. Многие страны мира признали летательный аппарат привлекательным по тактико-техническим характеристикам и стоимости.

Первый полноценный прототип появился в далёком 2004 году. Тогда инженеры работали над созданием самолета 5-го поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 впервые поднял в воздух летчик-испытатель С.Л. Богдан. Тогда он провёл в воздухе чуть меньше часа.

ПО ТЕМЕ — Представлена фотография новейшего российского военного самолёта

В 2022 году Президент России Владимир Путин дал указания о покупке пока 76 единиц истребителей этого класса. На сегодняшний день все государственные испытания успешно завершены, самолёт пошёл в серию и постепенно поступает в воинские подразделения ВКС Российской Федерации.

Характеристики (ТТХ) самолёта Су-57

О тактико-технических этой модели судить очень сложно, так как большинство из них имеют гриф секретности. Однако, если сравнивать боевой комплекс с другими моделями, то можно сказать, что Су-57 по размаху крыльев немного меньше своего собрата Су-27, но однозначно шире своего потенциального противника F-22.

В качестве силовой установки используется двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ41-Ф1 «первого этапа» с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (изделие 117). Зимой 2022 года успешно прошли испытания ПАК ФА Т-50 с новым двигателем под названием «Изделие 30».

В авионике присутствуют самые современные модели радиолокационного оборудования. Например, РЛС самолёта Су-57 имеет пять антенн, которые дают пилоту хорошие информативные данные.

Сама конструкция планера и его покрытие обеспечивает самолёту Су-57 малую заметность для радаров противника. Фюзеляж имеет плавные формы без прямых углов, а защитные материалы хорошо поглощают радиоэлектронные сигналы.

В кабине пилота расположены два универсальных многофункциональных индикатора МФИ-35. Дополнительную информацию о полёте, воздушных целях и прочее, пилот может получать на широкоугольной коллимационной системе, а также на визоре шлема.

Новый военный самолет России 2021 Су-57 оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К калибром 30 миллиметров, которая является модификацией одноствольной авиапушки ГШ-301. Это изделие было разработано «Конструкторским бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» в городе-герое Туле ещё в 80-е годы прошлого века.

Самолет Су-29 — видео

Две кабины, расположенные тандемом, предназначены: первая — для пилота-инструктора, вторая — для спортсмена. При использовании самолета в одиночном варианте пилотаж производится из второй кабины. Помимо размещения второй кабины характерным отличием самолета Су-29 является конструктивная доработка средней части фюзеляжа, взятого от Су-26. Доработка привела к его удлинению на 400 мм и утяжелению на 60 кг. Также несколько увеличили размах крыла, уменьшили статическую устойчивость, что обеспечило некоторое повышение маневренности. Неразъемное крыло полностью выполнено из композиционных материалов на основе угле- и органопластиков. Вертикальное и горизонтальное оперение выполнено из тех же материалов. В целом эти материалы составляют более половины массы самолета. Фюзеляж ферменной конструкции сварен из стальных труб. Силовая установка состоит из двигателя М-14П.

9 августа 1991 г. первый опытный Су-29 поднялся в воздух. Летные испытания Су-29 (участвовали три самолета) были закончены в декабре 1991 г., что позволило в начале 1992 г. заключить контракт с на поставку в США первой партии из 12 самолетов Су-29. Также несколько десятков самолетов были проданы в другие страны Европы, Африки, Америки и Австралии. Серийное производство самолетов Су-29 было начато в 1993 г. в Москве. С начала 2001 г. серийное производство переведено на новую площадку в Луховицы. Всего было выпущено более 60 машин Су-29 различной модификации.

Традиционно пилот спортивно-пилотажного самолета из средств спасения имеет лишь парашют. В случае, когда спортивный самолет сваливается в штопор на малой высоте, ситуация для пилота становится трагичной. За последние 10 лет только в аэроклубах России погибло около 30 пилотов-пилотажников. Поэтому в 1994 г. был создан опытный самолет Су-29КС, оснащенный сверхлегкой системой спасения летчика СКС-94, разработанной АО НПП «Звезда».

Серийная модификация самолета с катапультным креслом получила обозначение Су-29М. Особенность этой системы в том, что она не имеет традиционного катапультного кресла. В случае аварии выстреливается заголовник кресла пилота, в который уложен парашют. Заголовник сделан так, что он выбивает остекление фонаря кабины, затем, удаляясь от самолета, быстро вводит купол парашюта в воздушный поток. Почти одновременно срабатывает стреляющий механизм, который «выдергивает» летчика за его привязно-подвесные ремни. Все происходит мгновенно. Система обеспечивает пилоту безопасную скорость и траекторию относительно падающего самолета. Новую систему спасения первым опробовал испытатель АО НПП «Звезда» В. Северин.

Модификации

Су-29КС — Опытный Су-29 с катапультным креслом СКС-94 (1994).

Су-29М — Серийный Су-29 с катапультным креслом СКС-94.

Су-29AR — Модификация для ВВС Аргентины.

Случаи реальных боев между самолетами

Самолеты Су и МиГ поставлялись во многие страны, поэтому есть зафиксированные случаи реальных боев между самолетами. Истребители сталкивались в Эфиопо-эритрейском конфликте. В 1998 году в ходе перевооружения ВВС Эритреи закупили 3 единицы МиГ-29 у Беларуси. В ответ ВВС Эфиопии закупили Су-27СК (специализированная экспортная модификация) в РФ. В ходе столкновения против Миг-29 Су-27 продемонстрировали большую эффективность и уничтожили три единицы техники. В конечном итоге эфиопская сторона смогла установить контроль над воздухом.

Улучшенные летно-технические характеристики Су-27 дали ему преимущество в реальном бою. Однако у Миг на момент создания были совсем другие цели и задачи. Перед самым развалом СССР на вооружении находилось 653 единицы Миг-29 и 326 единиц Су-27. Задача легкого истребителя заключалась в завоевании превосходства в воздухе за счет количества и управления с наземных постов. Именно в ВВС СССР МиГ-29 полностью раскрывал свои возможности.

Тактико-технические характеристики Су-29

Экипаж Су-29

— 2 человека

Двигатель Су-29

— 1хПД М-14П

Габаритные размеры Су-29

— Размах крыла: 8,20 м — Длина: 7,29 м — Высота: 2,74 м — Площадь крыла: 12, 24 м²

Вес Су-29

— Масса пустого самолёта: 735 кг — Нормальная взлетная масса: 862 кг

Скорость Су-29

— Максимально допустимая скорость: 450 км/ч — Максимальная скорость горизонтального полета: 385 км/ч — Максимальная скороподъёмность: 1600 м/мин

Дальность полёта Су-29

— 1200 км

Практический потолок Су-29

— 4000 м

Макс. эксплуатационная перегрузка: 12

Военный самолёт Су-27

В 60-е годы XX века американцы стали лидерами в гонке вооружений, а именно — в разработке военного летательного аппарата четвёртого поколения. Новые истребители должны были прийти на смену устаревшим на тот момент «Фантомам», которые во время Вьетнамской войны выигрывали у советских МиГ-21 по скорости, но были бесполезны против более маневренных «мигов» на коротких дистанциях.

История создания самолёта Су-27

Первые наброски американского прототипа на бумаге появились в 1969 году. Впоследствии разработка получила название F-15 Eagle. В СССР в 1971 году следует приказ о начале разработки нового самолёта-истребителя 4-го поколения, который превосходил бы Eagle по тактико-техническим характеристикам.

В работу на конкурсной основе приглашаются все ведущие конструкторские бюро СССР. Интересно, что изначально конструктор Павел Сухой не хотел работать над новым аппаратом, так как в его КБ велись работы над самолётом Су-24. Параллельно с этим, Павел Осипович руководил разработкой штурмовика Су-25, ракетоносца Т-4, а также модернизацией устаревших Су-15 и Су-17. Также существовало мнение, что производство истребителя с запрашиваемыми характеристиками невозможно, так как уровень технологий в радиоэлектронной сфере недостаточно развит для этого. Несмотря на всё это, инженеры именно ОКБ Сухого стали по собственной инициативе работать над экстерьером нового сверхзвукового Су-27.

В качестве технических требований, которые предъявлялись к машине, были лётные параметры F-15 плюс 10% ко всем характеристикам. Летательный аппарат должен был отлично маневрировать, развивать большую скорость на марше, нести тяжёлое вооружение, иметь хорошую максимальность дальность беспосадочного полёта, а также современный комплекс радиоэлектронного оборудования.

ПО ТЕМЕ — Владимир Путин на открытии МАКС-2021 заявил о большом потенциале развития российской авиации

В 1972 году проводится несколько заседаний по поводу новой разработки. В них участвовали инженеры конструкторских бюро Сухого, Микояна и Яковлева. После проведения брифингов ОКБ Яковлева было решено не допускать к дальнейшим работам. «Микояновцы» в том же году предложили новую концепцию — конструировать сразу два аппарата: истребители лёгкого и тяжёлого класса. Также планировалось сделать их оснащение наиболее унифицированным. Такое решение должно было минимизировать расходы на запуск машины в серию и сократить временные затраты на производство. Такую же концепцию принимают и зарубежные «партнёры». В качестве лёгкого самолета был принят F-16, а тяжелого — F-15.

Новые самолёты «Су» обозначались под индексом Т-10. Проект в виде эскиза был готов уже в 1975 году, а первое испытание состоялось весной 1977 года. В промежутке с 1977 г. до 1979 г. было изготовлено несколько испытательных моделей. Их полёты показали, что машина находится в очень «сыром» виде, а тактико-технические характеристики не дотягивают до требуемых. Кроме того, новый истребитель уступал американской машине практически по всем показателям. Помимо этого конструкторы столкнулись с массой проблем, связанных с работой радиолокационной системы. Было два варианта решения проблемы: создать новый проект или довести «до ума» существующий. Руководство ОКБ остановилось на первом варианте.

За короткое время был разработан новый концепт, который получил название Т-10С. Весной 1981 года аппарат был поднят в воздух. Он имел трапециевидное крыло и совершенно иное расположение силовых установок. Передняя стойка шасси и система торможения также получили иное расположение. Были осуществлены и другие существенные модификации.

В этом же году машина поступает в серию, хотя официально все испытательные мероприятия окончились в 1985. Серийное производство осуществлял авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Также официальное принятие машины на вооружение армии состоялось в 1990 году. Это стало возможным после финального устранения всех недочётов.

Компоновка сверхзвукового самолёта Су-27

Машина имеет интегральную схему. Фюзеляж плавно переходит в крылья, образуя единую конструкцию. В самолётах Су-27 подъёмную силу образуют не только крылья, которые имеют большую стреловидность, но и фюзеляж. Это существенно увеличивает тактико-технические параметры на больших углах атаки и сверхзвуке. На истребителе имеется вертикальное «оперение» с двумя килями, а горизонтальное — выполнено по цельноповоротной схеме. На передней кромке крыла, которое оснащено флаперонами и носками с двумя секциями, угол стреловидности достигает 42°.

Условно корпус реактивного самолёта Су можно разбить на несколько частей:

  • В передней вмонтирована радиолокационная система, электронное оснащение, стойка шасси, фонарь. В кабине пилотируемого аппарата расположено катапультируемое кресло модели К-36ДМ. В двухместных моделях истребителей они расположены по тандемной схеме;
  • В середине располагаются основной центроплан крыльев, который отвечает за стабильность и прочность конструкции, топливные отсеки, боевой отсек основного вооружения, щиток воздушного тормоза. Тут также расположены две стойки шасси;
  • В хвосте находятся две силовые установки, комплект тормозных парашютов и основной лонжерон с баком для горючего.

Шасси имеет три опорных стойки с передним расположением одной из них. Такое расположение дает оптимальную устойчивость при взлёте и посадке. Все три механизма оснащены одним колесом, а при полете они убираются непосредственно в фюзеляж и в центроплан.

ПО ТЕМЕ — Оружие России — новейшее противоспутниковое, космическое, самолёты, танки, беспилотники, ядерное оружие, испытания и новейшие образцы

В качестве двигателей применяются две двухконтурные силовые установки ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой, которая позволяет двигаться непродолжительное время на форсаже.

В топливную систему входят пять баков, которые суммарно вмещают в себя 9,4 тонны горючего. Благодаря этим параметрам аппарат имеет большой радиус боевых действий, а максимальная дальность полёта без дозаправки равняется 3.900 км.

В систему навигации и пилотирования входят:

  • инерциальная система курсовертикали;
  • авиационный ответчик СО-72;
  • высотомер;
  • органы управления и информационные приборы;
  • радиочастотный компас;
  • навигационная система «Радикал»;
  • бортовой процессор «Манёвр».

Комплекс защиты истребителя состоит из оснащения для обнаружения облучения с земли или с воздуха, а также оборудования для выброса помех. Имеется также комплекс РЛПК-27 «Меч», индикационное оборудование СЕИ-31, оснащение для эффективного распознавания воздушных или наземных целей, система управление огнём. Воздушные объекты в передней части аппарата могут быть обнаружены на расстоянии до 100 тыс. м, в задней — до 40 тыс. м. Машина одновременно способна вести несколько целей, с возможностью атаки только одной из них. Параллельно с РЛПК-27 задействована электронная оптическая система ОЭПС-27. В её состав входит тепловой пеленгатор и дальномер, работающий на основе лазерной технологии.

Вооружение самолёта Су-27

Су-27 имеет в переднем правом наплыве 30-миллиметровую авиационную пушку ГШ-301. Её боекоплект рассчитан на 150 выстрелов. Также истребитель имеет различное ракетное вооружение разных классов. Летательный аппарат имеет 10 точек крепления подвесного оборудования. Боевая нагрузка составляет 6 тыс. кг, что довольно неплохо для этого поколения истребителей.

Реальное и боевое применение самолёта Су-27

Первые серийные образцы техники стали поступать в армейские подразделения в 1984 году. Западные «партнёры» впервые заговорили о Су-27 из-за неприятного происшествия над Баренцевым морем. Тогда столкнулись наш истребитель и патрульный самолёт Норвегии. Обе машины не получили существенных повреждений и самостоятельно вернулись на свои военные аэродромы. До развала СССР основная часть боевых летательных аппаратов Сухого с обозначением «27» стояли на вооружении войск противовоздушной обороны. Также достаточно долго эта машина считалась одной из лучших в мире, благодаря высоким показателям маневренности. Ее часто можно было встретить на самых престижных авиасалонах. Она способна выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа. Это завораживало зрителей и зарубежных конструкторов.

После развала СССР Су-27 вошёл в состав основных истребителей ВВС (сейчас — ВКС) Российской Федерации. На сегодня, по разным подсчётам, насчитывается около 400 единиц этих моделей. На основе базового Су-27 конструкторами было создано множество разных модификаций. Естественно все они намного совершеннее своего предшественника и относятся уже к поколению 4++.

В реальных боях российские истребители Су-27 участвовали не часто. Одна единица была сбита во время Грузино-Абхазской войны 1992-1993 годов. Несколько единиц техники были задействованы в ходе Операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году. Также ВВС Эфиопии применяли самолёты Су-27 во время непродолжительной войны с Эритреей.

ПО ТЕМЕ — «Ястребы» неугомонные — над Охотским морем Су-30СМ перехватил американский самолёт-разведчик

В истории истребителей двух сверхдержав Су-27 и F-15, по официальным данным, не было ни одного реального боя. Несмотря на это, проводились учебные бои. Во время учений российская машина на ближних дистанциях показывала превосходство за счёт лучшей манёвренности и тяговооруженности. Однако на больших расстояниях авионика «американца» выглядит эффективней. Это было заметно и во время американских и индийских учений Соре India 2004. F-15 тогда потерпели поражение в большинстве учебных боев. Пилоты Индии старались приблизиться на минимальное расстояние к своим противникам и использовать все преимущества маневренности самолета.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта Су-27

Длина21,9 м
Высота5,9 м
Масса незагруженного самолёта16,3 т
Масса стандартная взлётная22,5 т
Масса максимальная взлётная30 т
Силовая установка2хТРДД АЛ-31Ф
Максимальная тяговое усилие

без использования форсажа

2*74,53 кН
Максимальная тяговое усилие

с использованием форсажа

2*122,58 кН
Максимальная скорость2.500 км/ч
Практический потолок18.500 м
Практическая дальность3.680 км
Основное оружие30-миллиметровая авиационная пушка ГШ-301; 10 узлов подвески, которые в сумме могут брать на себя 6 т полезного вооружения.

Кабины Су-29

Су-29AR ВВС Аргентины

Катапультирование первого пилота из самолета Су-29

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]