САУ СУ-152 “Зверобой” – самоходно-артиллерийская установка калибр 152-мм


САУ СУ-152 “Зверобой” – самоходно-артиллерийская установка калибр 152-мм

Разработка более крупного истребителя танков, вооруженного 152-мм орудием МЛ-20, стала прямым ответом на появление у немцев во время боев у осажденного Ленинграда в январе 1943 года танка «Тигр». В течение всего 1942 года две бригады конструкторов Центрального конструкторского бюро (ЦКБ-2) под руководством ветерана подполковника Котина (он отвечал за разработку танка КВ) работали над созданием нового тяжелого танка, предназначенного для замены устаревающего КВ-1.

САУ СУ-152 “Зверобой” – видео

К концу 1943 года новая машина, разрабатываемая коллективом Котина, должна была стать базой для танка КВ-85 и серии тяжелых танков ИС, которым предстояло воевать до конца войны. В начале 1943 года проекты все еще были далеки от завершения. С таким положением дел не могли мириться ни ГКО, ни командование Красной Армии, видевшие острую необходимость в машинах, способных бороться с «Тиграми». Всего через 25 дней после получения приказа о начале работ Котин и Л.Троянов завершили создание проектов двух самоходных орудий – истребителей танков.

КВ-12 был оснащен 203-мм гаубицей Б-4 образца 1931 года. Из-за того что орудие уступало по дальности поражения 88-мм пушке «Тигра», проект был отклонен. Напротив, проект КВ-14, созданный на шасси КВ-1 и оснащенный дальнобойной 152-мм гаубицей МЛ-20, 14 февраля 1943 года был принят на вооружение под наименованием СУ-152. Начальная скорость снаряда СУ-152 составляла 655 м/сек, что позволяло ему пробивать броню толщиной 110 мм на дистанции 2000 м. Эффективность орудия была невысокой из-за необходимости применения боеприпасов раздельного заряжания. Это снижало скорострельность до двух выстрелов в минуту. Подобно большинству советских танков и самоходных орудий, фактическая способность поражать цели на дистанции, указанной в ТТХ, ограничивалась из-за плохого качества телескопических прицелов. Однако необходимо отметить, что, как только в войска стали поступать новые тяжелые танки, основной задачей СУ-152 стало оказание огневой поддержки пехоте.

Первый полк, на вооружении которого стояли СУ-152, был сформирован в мае 1943 года и, подобно частям, оснащенным СУ-76и, отправлен на Курский выступ. В наличии было всего 12 машин, но, как было объявлено позже, они уничтожили 12 «Тигров» и 7 «Элефантов» (самоходное штурмовое орудие, дебют которого также состоялся во время Курской битвы). Эти утверждения невозможно подтвердить, поскольку в течение всей войны танкисты и артиллеристы обеих сторон имели склонность при поражении любого танка противника рапортовать о нем, как о мощнейшем в арсенале врага. Ясно то, что СУ-152 оказалась чрезвычайно эффективной, удостоившись прозвища «Зверобой» за свою успешную борьбу с немецким «зоопарком» – «Тиграми», «Пантерами» и «Слонами».

Тактико-технические характеристики САУ СУ-152 “Зверобой”

Экипаж, чел.5
Боевой вес, т45,5
Длина, м8,95
Ширина, м3,25
Высота, м2,45
Клиренс, мм440
Вооружение152-мм гаубица-пушка МЛ-20
ДвигательВ-2К, дизельный, мощностью 600 л.с.
Максимальная скорость, км/ч43
Запас хода по пересеченной местности, км165
Запас хода по шоссе, км330
Бронирование, ммЛоб корпуса 60 мм Лоб рубки 75 мм Борт корпуса 60 мм Корма 60 мм Крыша 20-30 мм Днище 20-30 мм

Фото СУ-152 “Зверобой”

Подбитая советская САУ СУ-152 август 1943 года

Источник

Гаубица на шасси тяжелого танка

На ходовой части танка КВ уже ставили эту гаубицу, правда, сделано это было иначе. Во время войны с Финляндией нашли боевое применение осадные орудия с вращающейся башней КВ-2. Эти образцы имели ряд недостатков, в частности, очень высокий профиль, который демаскировал технику и облегчал попадание в нее вражеских средств поражения. Для того чтобы уменьшить вес и высоту САУ и упростить технологию ее производства, в 1943 году инженеры-танкостроители из Челябинска приняли решение установить орудие в неподвижной рубке. В декабре того же года опытно-конструкторские работы были завершены, и ЧКЗ приступил к серийному производству.

Нет ничего удивительного в том, как называли установку. СУ-152 так и расшифровывается: самоходная установка с орудием калибра 152 мм.

Первые самоходки “Зверобои” ИСУ-152

Осколочно-фугасная граната ОФ-540 массой 43,56кг по выходе из ствола ИСУ-152 имела скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносила поражение осколками на 40м по фронту и на 8м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500м лобовую броню всех танков Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48,8кг (для сравнения: 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9,2кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (например, штурмового орудия «Фердинанд») он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению он пробивал железобетонную стену толщиной около 1м. Впрочем, на Курской дуге разрушать долговременные огневые точки противника новым САУ не пришлось, а вот по немецким танкам они постреляли немало, и вполне успешно. Так, майор Санковский на своей ИСУ-152 подбил 10 танков за один день. 8 июля 1943 года полк ИСУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Именно тогда солдаты стали называть тяжелые артсамоходы «Зверобоями».

Самоходная установка ИСУ-152 во дворе Челябинского Кировского завода. Весна 1944 года

Главный «зверь»

Для того чтобы объективно оценить шансы нашей самоходки при артиллерийской дуэли с «Тигром», необходимо произвести сравнение возможностей этих машин в такой ситуации.

Итак, первое, на что следует обратить внимание — дальность прицельного огня. Она у этих двух образцов примерно одинакова, но следует заметить, что качество немецкой оптики выше, чем нашей, хотя и советские прицелы назвать скверными нельзя.

Второй важный фактор – скорострельность. Наши самоходчики могли сделать за минуту всего два выстрела, мешал большой вес снаряда (до 60 кг) и теснота в рубке. Немцы за это же время могли выстрелить шесть раз.

Предмет третьего сравнения – калибр. Это как раз то, что обусловило неофициальное название самоходной установки СУ-152. Здесь бесспорно превосходство нашей САУ над вражеским «зверем». Куда там 88 миллиметрам против наших 152-х! Неприятность состояла в том, что немецкого калибра вполне хватало, чтобы пробить шестисантиметровую броню советской самоходки. И снарядов у немцев в боекомплекте было намного больше – 90 против наших двадцати. И еще, у «Тигра» башня вращалась электромотором, а МЛ-20 имела угол доворота всего 12 градусов в каждую сторону.

Примечания [ править ]

  1. Грин, Майкл; Браун, Джеймс Д. (2008), «Решения Красной Армии для танка Tiger E» , Tiger Tanks at War
    , Сент-Пол: Zenith Press, стр. 104, ISBN 978-0-7603-3112-5
  2. Vollert, Jochen (2004). Tankograd Militar Fahrzeug — Special No. 2001 Советский Special — КВ-2 Советский тяжелый танк прорыва времен Великой Отечественной войны
    . Издательство Танкоград. п. 29.
  3. Zaloga 1984: 165
  4. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2012-07-10 . Проверено 24 октября 2011 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  5. Боевая история Schwere Panzer Abteilung 654, Карлхайнц Мунка, pp.67-69

Побеждают люди

Учитывая все характеристики, можно сделать вывод о том, что наша самоходка при столкновении с «Тигром» была практически обречена, но это не так. Каждый раз на исход дуэли влияли многие факторы, среди которых и выучка экипажей, и наличие боевого опыта, и знание местности, и просто отвага. Важно было и занять лучшую позицию, и как можно раньше обнаружить противника, и первым выстрелить, и, самое главное, попасть. И часто все это нашим танкистам-артиллеристам удавалось лучше, чем немцам. И тогда они могли похвалить свою машину: «Зверобой!» (как прозвали самоходную установку СУ-152 бойцы Красной Армии).

Чем вооружалась боевая машина?

В качестве основного танкового орудия использовалась 152-миллиметровая пушка-гаубица МЛ-20С, которая ранее использовалась как буксируемый вариант (образец 1937 года).

Для монтажа орудия на танк использовалась рамка, установленная на бронеплите лобовой части. В отличие от буксируемого варианта, гаубицы на ИСУ-152 устанавливаются так, что маховики, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную наводку, расположены не с двух сторон орудия, а перенесены в левую сторону. Такое конструкторское решение обеспечило удобную работу для экипажа. В ИСУ-152 наводка по вертикальному углу составляла от -3 до +20 градусов, горизонтальная – 10. Ведение огня производилось на высоте 180 см. Стрельба осуществлялась при помощи электрических или ручных механических спусков.

В 1945 году оружейными конструкторами было принято решение оснащать танк крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК 12,7 мм. Он мог иметь открытый или зенитный прицел К-8Т и был рассчитан для стрельбы 250 патронами. Местом крепления пулемета стала турельная установка на правом командирском люке.

Кроме танковой пушки и пулемета экипаж для самозащиты был вооружен двумя автоматами ППШ или ППС. Их боекомплект состоял из 1491 патрона, которые содержались в двадцати дисках. Также в распоряжении экипажа были ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук.

Строительство и дизайн [ править ]

152-мм гаубица-пушка МЛ-20С для СУ-152 в музее Мотовилихинских заводов , Россия)

СУ-152 следовала такому же полностью закрытому каземату.конструкция, как и большинство других советских САУ. Полностью бронированный корпус был разделен на два отсека: боевое отделение для экипажа, пушки и боеприпасов в передней части корпуса, а двигатель и трансмиссия раздельные в задней части. Корпус был сварен из катаных броневых листов разной толщины — 75, 60, 30 и 20 мм. Броневые листы передней части корпуса и надстройки были наклонены для лучшей защиты машины; бортовая броня была вертикальной. Нижняя часть передней части корпуса и кормовые броневые листы были цилиндрическими и были довольно сложными по способу изготовления. Пушка-гаубица МЛ-20С устанавливалась немного правее центра с ограниченным наведением в диапазоне 12 градусов. Слева от орудия находились трое членов экипажа: впереди водитель, затем наводчик и последний заряжающий. Справа находились командир машины и механизатор затвора.

Подвеска состояла из двенадцати торсионов по шесть опорных катков (каждое диаметром 600 мм) с каждой стороны. Ведущие звездочки находились сзади. Каждая гусеница состояла из 90 штампованных звеньев шириной 608 мм. Нормальное расстояние между двумя соединенными звеньями составляло 160 мм. Было три внутренних топливных бака, два в зоне экипажа и один в моторном отсеке, общей емкостью 600–615 литров. Обычно они были дополнены четырьмя несвязанными внешними топливными баками, которые вмещали дополнительно 360 литров топлива. 24-вольтовой электрической питания пришли от 1 кВт GT-4563A генератор с блоком реле регулятора АСР-24 напряжения и четыре 6STE-128 аккумуляторааккумуляторы общей емкостью 256 ампер-часов. Это электрооборудование было обычным для многих современных советских ББМ. От генератора и аккумуляторных батарей питалось все остальное электрооборудование — электростартер СТ-700, радиоприемник, переговорное устройство, внешнее и внутреннее освещение, подсветка шкал прицела.

Для обзора изнутри все люки в крыше имели перископы и два прицела: телескопический СТ-10 (СТ-10) и панорамный. Для связи экипажа было установлено переговорное устройство ТПУ-4-БисФ, а для связи между машинами — одиночный радиомодем. Первая серия СУ-152 оснащалась радиостанциями 9Р, затем 10Р и, наконец, 10РК-26. Эти радиостанции были лучше советского оборудования в начале войны, но оставались хуже немецкого оборудования.

Экипаж был вооружен двумя автоматами ППШ и 25 гранатами F1 для самообороны ближнего боя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]