Шах и мат авиапрому США: русский истребитель Checkmate пошёл в производство

В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались основные перспективные требования к машине, проектировался внешний вид.

В то время когда машины четвертого поколения только испытывались или поступали на вооружение, основные требования истребителя будущего уже были готовы.

Что входит в понятие «самолет пятого поколения»?

Не будем перечислять все аспекты понятия «пятое поколение». На эту тему много написано и сказано. Остановимся лишь на основных требованиях.

  • Снижение заметности на всех диапазонах излучения.
  • Многофункциональность.
  • Переход на аппаратуру пассивного действия.
  • Бесфорсажный режим полета на сверхзвуке.
  • Повышенная маневренность, за счет аэродинамики и применения управляемого вектора тяги двигателей.
  • Автоматизация боевого воздействия на противника, на всех режимах полета.

Это вкратце основные современные требования к перспективным боевым комплексам.

В России и в США по-разному подходили к разработке нового поколения самолетов. Так, в России, делают основной упор на сверхманёвренности. Тогда как американцы сделали ставку на малозаметности и оснащенности самолета современными боевыми комплексами. По мнению американских экспертов, новейшие разработки вооружения позволят самолету не входить в фазу ближнего визуального маневренного боя. Выигрывать бой, благодаря более мощному радару и малозаметности на средних дистанциях.

Мировая гонка вооружения и усовершенствования как военных, так и гражданских технологий вдет весь мир к прогрессу и достижению новых целей. Так обстоит и с самолетами, они постоянно проходят модернизацию и усовершенствования, что позволят соответствовать им мировым требованиям. Проанализировав авиастроение на протяжении последних ста лет, можно сделать вывод, что за достаточно короткий исторический период времени человечеству на первых этапах удалось произвести отрыв от земли и совершить первые небольшие полеты, а на данный момент новые самолеты могут очень быстро пересекать расстояния над материками и океанами. За счет всего этого человечество и авиастроительная отрасль пришла к созданию самолетов 5-го поколения.

ПАК ФА Т-50 читать далее…

Первые машины, которые относятся к 5-му поколению, были созданы еще в 2001 году в США, а в нашем государстве в это время заканчивался летных этап тестирования самолета данной линейки. Первые разработки по созданию воздушного аппарата 5-го поколения начались еще в 70-х годах прошлого века. Причем разработка данных проектов была параллельно начата как в США, так и в СССР. Интересным фактом является то, что в это время машины 4-го поколения производили только первые полеты, а правительство и конструкторы планировали создание еще более совершенных машин. Для создания проекта и разработки качественно новых машин были собраны лучшие конструкторы с передовых ОКБ и научных центров.

F-35 читать далее…

В реальности на данный момент разработкой подобных самолетов занимается множество стран мира, наибольших достижений получили такие страны, как США своим F-35, Россия и ее ПАК ФА, Китай с двумя моделями J-31 и J-20 , а также Япония с самолетом Mitsubishi ATD-X. Что касается боевого применения, то самолеты пятого поколения приняты на вооружение только в США с 2014 года. Данный представитель имеет обозначение F-22.

Су-57

Су-57 многие называют по заводскому индексу Т-50 или по названию программы — ПАК ФА. После прохождения первого этапа государственных испытаний его продолжат дорабатывать, одновременно начав полноценное служебное использование. Кроме того, создадут особые рекомендации для конструкторов и личного состава.


Су-57 (фото: Лебедев Сергей)

Сейчас летает десять прототипов Су-57. В планах на 2022 год — заказ первой серийной партии из дюжины машин. С 2022 года их сразу будут направлять в войска.

А как дела с новинками за рубежом?

Разработка ПАК-ФА

Работы над ПАК ФА начались в 2002 в стенах КБ Сухого. Имея неудачный опыт работы над су-47, в конструкторском бюро планировали провести детальную работу над ошибками. Новая машина получила заводской номер Т-50 и уже в 2004 был продемонстрирован первый макет самолета, который был одобрен, началось финансирование проекта и масштабные работы по его реализации. Первый летный прототип взмыл в небо в 2011 году. Летом 2022 года наконец то новейший истребитель получил свое официальное имя — Су-57. На сегодняшний день остаются нерешенными ряд проблем с двигателями и разработкой нового вооружения, которое должно принципиально отличаться от имеющихся сейчас ракет Р-73, а так же оружия для поражения различных целей. Пока что вооружение Су-57 и его особенности остаются предметом для спекуляций.

F-22 (США)

Гордость американского авиапрома, а также кино- и игроделов.

Это единственный в мире полноценно освоенный истребитель пятого поколения, значительно превосходящий предшественников по всем характеристикам.

Повышенная крейсерская скорость и высота полёта, низкая заметность и мощный радар с комплексом пассивных средств обнаружения дают F-22 значительное превосходство в дальнем ракетном бою.


F-22A Raptor (фото: Rob Tabor)

Конечно, это не идеальный истребитель — на него до сих пор не поставили нашлемный прицел, нет оптико-локационной станции, а неглубокие отсеки вооружения ограничивают выбор оружия для «работы по земле».

Производили его до конца 2011 года. Всего выпустили 195 штук, считая прототипы. Затем разработку хотели возобновить, но сочли нецелесообразным. Экспорт запретили отдельным законом — секретность же!

F-22 единственный из упомянутых в статье истребителей участвовал в бою — последние годы эпизодически бомбил в Сирии и Афганистане.

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.


F-35A Lightning II (фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2022 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.

Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.

На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.

Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.

J-20 (Китай)

Азиатский дракон, ещё один новичок.

Сначала зарубежные эксперты заявили (а потом и китайские государственные СМИ подтвердили), что новый истребитель уже активно эксплуатируют не только в учебных и испытательных центрах, но и в строевых частях. Известно, что его разместили в юго-восточной части страны, у Южно-Китайского моря, полного спорных островов (и иностранных военных кораблей).

Внешний вид ряда элементов самолёта вызвал в отечественных патриотических кругах ассоциации с МиГ 1.44, нереализованным советским проектом истребителя пятого поколения. Впрочем, в американских кругах он вызвал такие же ассоциации, но уже с F-22.


J-20 (фото: Ruimin YAN)

Всё просто — китайцы внимательно изучили весь мировой опыт, а «похожесть» появилась в первую очередь благодаря схожим требованиям. Кстати, при первой демонстрации ПАК ФА в американском околоавиационном сообществе сложилось мнение, что «проклятые русские украли наш YF-23».

Если с происхождением J-20 всё сложно, то в качестве подхода к развитию китайцы, похоже, взяли американскую методу (сейчас её реализуют на F-35).

Массово производим заведомо «сырую» машину, а затем осваиваем её в войсках, учим личный состав и сразу ловим «баги».

J-20 полетел на год позже Су-57, в 2011-м. Но самолёт явно всё еще не доделали — летает он на наших двигателях от Су-27, а с китайскими движками только проходит испытания.

В ближайшие годы обещают поднять радикально доработанную версию J-20B.

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики, которым должен отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;
  • Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.
  • Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.
  • Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.
  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.
  • Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.
  • Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.
  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.
  • Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.
  • Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.
  • Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

J-20 читать далее…

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки. Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет.

Mitsubishi ATD-X читать далее…

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла. Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

FC-31 (Китай)

Второй китайский истребитель — условно «лёгкий», хотя и тоже двухдвигательный.

Тут с источником вдохновения проще — FC-31 явно дитя инцеста F-22 и F-35. Сделали это определённо сознательно: одна из основных целей — создать конкурента на мировом рынке для F-35. То есть дешевле, без строгих требований к покупателям и желательно близко по возможностям.

Даже на авиасалонах макет демонстрировали в окраске, столь явно копирующей американца, что выглядело это форменным издевательством.

При этом у программы явно ограниченная государственная поддержка. Непонятно, закупит ли сам Китай эту машину. Хотя FC-31 полетел всего через год после J-20, в испытаниях до сих пор участвует только пара прототипов на российских двигателях (в этот раз от МиГ-29).


FC-31

Вероятно, успех сейчас зависит от того, сумеет ли производитель найти покупателей на крупные партии или заинтересовать собственное правительство.

«Т-50»: экипаж

Сколько же человек нужно, чтобы пилотировать самолеты 5 поколения? Экипаж данной модели является невероятно маленьким: он состоит исключительно из одного пилота. Однако нет ничего удивительного в том, что пилоту придется пройти серьезную подготовку, прежде чем получить возможность управлять таким истребителем. Учитывая то, что в самолетах пятого поколения автоматизация выходит на новый уровень, многие могут подумать, что требования к пилоту будут снижаться. Но они только возрастают, потому что теперь ему нужно будет иметь возможность взаимодействовать со всеми современными системами. Но гораздо более интересно узнать, какое вооружение на своем борту будет иметь боевой самолет 5 поколения, который собирается выпускать Российская Федерация.

X-2 (Япония)

Поскольку заклятые друзья китайцы всерьёз увлеклись авиацией, японцы тоже не остались в стороне.

В Стране восходящего солнца авиапром и ВПК (военно-промышленный комплекс) сильно закрытые и специфические, но весьма развитые.

Весной 2016 японцы выпустили самолёт, который в прессе сразу назвали прототипом истребителя нового поколения, но это было явное преувеличение.

X-2 — скорее, летающая лаборатория и демонстратор технологий. На нём хотят проверить технические решения и получить необходимый опыт — например, поработать с управляемым вектором тяги.


X-2

Непосредственно эта машина в серию не пойдёт и после окончания испытаний отправится в какой-нибудь музей. Станут ли японцы разрабатывать новый перспективный истребитель — пока неизвестно. Однако на фоне общей милитаризации ситуация вполне может скоро измениться.

KF-X (Южная Корея)

Азиатов в этом списке немало. Что поделать, раз уж старушка Европа одряхлела и не держит темп гонки вооружений. Вот и корейцы не собираются отставать от китайцев и японцев. Планы у них вполне конкретные — в середине следующего десятилетия уже собираются начать поставки.

Правда, пока могут похвастаться только макетами.


KF-X

Задатки, кстати, неплохие. Корейцы уже нашли партнёра и перспективного крупного покупателя — Индонезию. Кроме финансовой поддержки, есть и моральная — от старших американских товарищей, которые участвуют в разработке.

Невооружённым взглядом можно заметить влияние всё тех же F-22 и F-35. Не исключено, что американцы планируют помочь корейцам сделать конкурента для китайского FC-31 и получить определённый процент с продаж. Но, поскольку нельзя одновременно создать конкурента и для F-35 (который покупает та же Корея), этот истребитель будет для клиентов попроще.

Шестое поколение для ВВС США: как его изображают, и каким оно будет в действительности

Достанется всем

У программы Next Generation Air Dominance (NGAD) довольно запутанная и долгая история. Обычно её связывают с американскими Военно-воздушными силами, но ВМС США работают над программой с таким же названием. При этом они отличаются в плане требований, а непосредственно флотский истребитель шестого поколения имеет условное обозначение F/A-XX.
Как бы там ни было, чаще говорят о перевооружении Военно-воздушных сил, которые, как стало известно, ждёт сокращение типов используемых машин. Из всех своих истребителей ВВС хотят оставить только F-35, F-15 и F-16. Место F-22, который в обозримом будущем отправят на покой, займёт Next Generation Air Dominance.


Это, конечно, условное обозначение. Более того, сейчас нельзя ответить наверняка, будет ли машина пилотируемой или беспилотной. В секрете держат её характеристики, а единственным свидетельством прогресса NGAD стало прошлогоднее заявление ВВС США об испытаниях «
полномасштабного демонстрационного образца
», который «
побил множество рекордов
». Тогда же в Военно-воздушных силах выразили максимальную готовность к созданию перспективного истребителя.

Концепт Northrop Grumman

Официальных (с некоторыми условностями) изображений перспективного самолета становится всё больше, и, нужно сказать, они вызывают много вопросов. Недавно любители авиации активно обсуждали ролик корпорации Northrop Grumman — одной из ведущих оборонных компаний США, создавшей когда-то бомбардировщик B-2 и работающей сейчас над его преемником в лице B-21 Raider.


Northrop Grumman показало видео с ангаром, где стоят самолеты. На переднем плане слева находится концепт чрезвычайно крупного малозаметного истребителя без вертикального оперения и с воздухозаборниками, расположенными в верхней части (на изображении мы видим только один из них). Сложно сказать, что именно показала Northrop Grumman. Однако самым логичным (с учётом недавнего заявления ВВС про испытание истребителя шестого поколения) видится предположение, что это Next Generation Air Dominance.
Показанный самолет сравнили с экспериментальной крылатой машиной Scaled Composites Model 401, которую создала Scaled Composites — дочерняя компания Northrop Grumman. Его воздухозаборник находится сверху за кабиной, а в центральной части фюзеляжа имеются отсеки для размещения оборудования.


Однако с выводами спешить рано. Хоть мы не знаем, кто именно работает над «шестеркой» для ВВС, однако всё говорит не в пользу Northrop Grumman. Как уже отмечалось выше, сейчас компания занята разработкой B-21. Кроме того, у её конкурента в лице Lockheed Martin гораздо больше опыта в разработке малозаметных истребителей: именно она создала F-22 и F-35.

«Финансовый директор Lockheed Martin намекнул, что аэрокосмический гигант работает над новой авиационной программой — и подсказки предполагают, что это может быть новый секретный истребитель ВВС», — писало в прошлом году издание Popular Mechanics

.

В представлении ВВС США

Масла в огонь подливают сами Военно-воздушные силы США. Очередное видение того, чем может быть перспективный истребитель шестого поколения, ВВС показали весной 2021-го. Пилотируемая машина получила два двигателя и вертикальное оперение. Воздухозаборники, что примечательно, находятся сверху, как у концепта Northrop Grumman.


Ещё один малозаметный истребитель (впрочем, с более «традиционным» расположением воздухозаборников) показали в прошлом году в материале, посвящённом 73-летию Военно-воздушных сил США. Самолет имеет треугольную форму и отдалённо похож на изображения полумифической «Авроры», которые можно встретить в Сети.


Самым примечательным здесь видится наличие летчика. Не секрет, что многие рассматривают истребитель шестого поколения в качестве БПЛА. В то же время нельзя исключать, что Next Generation Air Dominance будет опционально-пилотируемой машиной.

Реальный облик

В этом году на предприятии корпорации Lockheed Martin, недалеко от штаб-квартиры её подразделения Skunk Works, обнаружили модель неизвестного летательного аппарата, которую некоторые идентифицировали как NGAD.


Если это действительно так, самолет очень похож на концепты «шестерок», которые можно встретить в Интернете уже много лет, в частности, минималистический концепт Boeing.
Лишённый вертикального оперения самолет лучше вписывается в требования малозаметности, в то же время это может сказаться на управляемости и маневренности летательного аппарата. Последнее, нужно полагать, уже не так значимо, как раньше. В силу развития ракетных вооружений.

Но так ли важен сам облик летательного аппарата?

Газета.ru приводит слова научного сотрудника Центра оборонных и внешнеполитических исследований Городского университета Нью-Йорка Рика Уормолда:

«NGAD это больше не самолет. Истребитель только часть системы. Будущая война в воздухе будет представлять собой совместное использование передовых сетей и взаимосвязанных семейств разного рода аппаратов.»

По его словам, возможно, летчик Next Generation Air Dominance будет вообще не нужен. Однако нужно помнить, что вместе с развитием БПЛА прогрессируют и средства борьбы с ними. И судя по концептам, которые мы видели, полностью отказываться от пилота создатели шестого поколения не планируют.

«Шестерка» для ВМС

Этой осенью мы стали свидетелями ещё одного концепта шестого поколения, который, впрочем, касался уже не ВВС, а Военно-морских сил США. Слово «концепт» в данном случае звучит даже чересчур громко. По сути это лишь изображение, на котором можно увидеть разве что общие очертания истребителя.


Самолет показали в документе под названием «Видение авиации ВМС, 2030-2035». Истребитель имеет весьма оригинальную конструкцию крыла и переднее горизонтальное оперение. Также, вероятно, имеется V-образное оперение (по изображению об этом довольно сложно судить). В любом случае машина сильно отличается от того, как показывали F/A-XX раньше.
Напомним, ранний концепт Boeing выполнен по схеме «бесхвостка»: сообщалось, что самолет хотят видеть в пилотируемой и беспилотной версиях. В облике 2013 года истребитель имел переднее горизонтальное оперение и был лишён вертикального.


Почему же произошли такие метаморфозы? Возможно, создатели решили выбрать более «классическую» компоновку. Нечто подобное случилось в 90-е, когда более традиционный Lockheed YF-22 предпочли Northrop/McDonnell Douglas YF-23. В любом случае мы почти наверняка сможем в ближайшие годы увидеть демонстратор шестого поколения, после чего многие вопросы автоматически сойдут на «нет». Будет ли это аппарат для ВВС или ВМС США — не так важно.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

AMCA (Индия)

В рамках программы FGFA индийцы уже давно запланировали совместную с нами разработку экспортной версии ПАК ФА. Однако в последнее время проект серьёзно пробуксовывает, явно с индийской стороны — то ли торгуются, то ли вообще размышляют о прекращении работ.

При этом нельзя не вспомнить о национальной программе разработки перспективного истребителя AMCA. Ранее его планировали делать параллельно русско-индийскому FGFA — тоже с нашей помощью. Впрочем, индийцы могут найти себе и других партнёров — например, тех, кто очень обрадуется, если вместо Су-57 они купят F-35.


AMCA

Первый полёт AMCA планируют на середину следующего десятилетия.

Но способность Индии создать боевой самолёт, хотя бы самый простой, вызывает серьёзные сомнения.

Эпопея с «Теджасом» демонстрирует, что за тридцать лет с лишним лет они смогли сделать только нечто на уровне модернизированного МиГ‑21.

Шах и мат авиапрому США: русский истребитель Checkmate пошёл в производство

Истребитель пятого поколения Checkmate («Шах и мат») стал сенсацией авиасалона МАКС-2021 в июле текущего года. Он был показан широкой публике совершенно внезапно: никаких утечек о разработке этой машины ранее в СМИ не попадало. И вот – от первых фото до запуска серийной сборки прошло всего четыре месяца, абсолютный рекорд России!

Первые сведения об уникальном самолёте появились в открытых источниках буквально за пару дней до презентации, когда «добрые люди» сфотографировали полноразмерный макет истребителя – вначале прикрытый тканью, а затем уже и установленный в павильоне.

А теперь стартовало реальное производство этих истребителей. Сборку самолётов начали специалисты авиазавода имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

Универсальный солдат

Презентация новой машины прошла с шиком, на высшем уровне, благодаря чему Checkmate в значительной степени затмил других участников выставки – в том числе и готовый к производству гражданский лайнер МС-21, и беспилотные вертолёты, многие другие интересные изделия авиапрома. Новинку кинулась обсуждать не только русская и американская пресса (что было совершенно естественно), но и китайские, индийские, вьетнамские издания.

Истребитель поразил публику не только продвинутым дизайном, но и заявленными характеристиками.

Новый истребитель пятого поколения Checkmate. Фото: Госкорпорация «Ростех»

Во-первых, и Госкорпорация «Ростех» – сообщили, что Checkmate будет самолётом с открытой архитектурой, то есть это лишь платформа, на которую можно устанавливать электронику и системы вооружения от различных производителей и разных стандартов. Благодаря этому машина должна стать «универсальным солдатом» воздушной войны будущего. В варианте истребителя Checkmate будет вести борьбу за захват воздушного господства, а сменив оборудование – выполнять ударные миссии против наземных и надводных целей противника.

Во-вторых, самолёт полностью соответствует критериям пятого поколения: планер, выполненный по технологии малозаметности (как по обводам, так и по применяемым композитным материалам); размещённое во внутренних отсеках оружие, радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), сверхзвуковая крейсерская скорость полёта без вывода двигателя на режим форсажа. Более того, Checkmate может быть превращён в беспилотник. Применительно к истребителям – это уже особенность не пятого, а шестого поколения. То есть во всех отношениях этот самолёт обещает стать передовым.

По расчётам производителей, он сможет разгоняться до 2 Махов (1 Мах – скорость звука, приблизительно от 290 до 330 м/с, в зависимости от высоты) и нести до 7,4 тонны полезной нагрузки на дальность до 2800 км. Что говорят эти цифры? Почти семь с половиной тонн бомб и ракет – это показатель хоть и меньший, но всё же сопоставимый с полезной нагрузкой американского всепогодного истребителя F-15, машины более тяжёлого класса. Две скорости звука – вполне рядовое достижение для самолётов уже третьего поколения реактивной авиации, но и для представителей пятого поколения это очень и очень хороший уровень. Checkmate должен получиться вдвое быстрее американского истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning и равным по скорости «золотому» F-22 Raptor, многоцелевому истребителю от флагмана американской оборонки Lockheed Martin.

А с учётом того, что экспорт последнего запрещён, следует и в-третьих: конкурентов на международном рынке у русского «шахматиста» просто нет. Кстати, о рынке стоит поговорить подробнее.

Инициативный истребитель

Русская машина была разработана не по заказу Минобороны, а в инициативном порядке. Это очень важная деталь. Во-первых, она означает, что разработчики использовали не бюджетные, а корпоративные деньги. Можно сказать, создавали самолёт «на свои», насколько это определение применимо к госкорпорации. Кроме того, разработчики отталкивались не от запросов военных, а от актуальных требований рынка.

Идея родилась от экономики. На наш взгляд, на рынке сейчас очень много однодвигательных самолётов… Но нет однодвигательного самолёта пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолётов,

– пояснял историю происхождения истребителя гендиректор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

В результате у разработчиков получился истребитель, который имеет всё то, за что на международном рынке готовы платить деньги.

Очевидно, что ещё одной точкой опоры Checkmate является огромный научно-технический задел, наработанный при создании Су-57. Самолёты не просто похожи внешне: Checkmate, по сути, является однодвигательным вариантом «пятьдесят седьмого», максимально адаптированного под требования иностранных заказчиков. Программа разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), впоследствии ставшего Су-57, велась при активном участии Индии. По данным открытых источников, с 2007 года Нью-Дели вложил в программу 6 млрд долларов, покрыв 35% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и испытания.

Промо-ролик истребителя пятого поколения Checkmate, приуроченный к премьерному показу самолёта на Dubai Airshow — 2022. Источник: корпорация «Ростех»

Однако в 2018-м Индия вышла из проекта, предпочтя закупить французские истребители Rafale. Сделка эта имела некоторые признаки масштабного коррупционного преступления (по крайней мере, в этом убеждены часть индийских политиков) и достойна отдельного материала; здесь же отметим, что французская самолётостроительная компания Dassault Aviation продаёт индийцам истребители по совершенно космическому ценнику: 208 млн евро за штуку. В результате отпущенных на довооружение индийских ВВС 7,5 млрд евро (60 000 крор рупий; в кроре – 10 млн рупий) хватает на закупку не сотни истребителей, а всего 36.

В 2022 году индийским пилотам пришлось воевать с пакистанскими F-16 и JF-17 на морально устаревших, хотя и модернизированных МиГ-21. Получив не самые приятные впечатления от недельного конфликта, руководство ВВС потребовало срочно докупить 12 истребителей Су-30МКИ и 21 МиГ-29.

На этом фоне «Ростех» выкатил истребитель, название которого прямо-таки кричит о связи с Индией, родиной умнейшей игры в истории человечества. По сути, Checkmate объединил в себе всё, что дорого сердцу индийских ВВС: сверхзвуковой полёт на бесфорсажном режиме (отсутствие такового стало одной из главных официально заявленных причин выхода Индии из программы ПАК ФА), стелс-технологии, открытую архитектуру, которая позволит применять как русское, так и западное оружие, и многофункциональность на поле боя. При всём этом создание этих «вкусностей» уже было в значительной степени оплачено индийскими налогоплательщиками.

Один двигатель хорошо, а два много

С конца 60-х годов прошлого века военные по обе стороны океана стали приходить к пониманию того, что авиапарки ВВС должны включать как одно-, так и двухдвигательные машины. Последние имеют большую дальность полёта и полезную нагрузку, обладают большей живучестью. Однако однодвигательные истребители совершенно необходимы для выполнения множества рутинных задач на ограниченном театре военных действий, для которых использование двухдвигательных машин избыточно.

В тактическом плане однодвигательные машины более уверенно чувствуют себя в манёвренных боях, так называемых собачьих свалках. Но главное их преимущество лежит в плоскости экономики. Самолёт с одним двигателем требует в два раза меньше расходников, сервисных работ и запчастей, нежели двухдвигательный аналог. Модернизация и ремоторизация парка таких истребителей также в разы дешевле, чем двухдвигательных. На рубеже XIX и XX веков родился афоризм: хочешь разорить небольшую страну – подари ей крейсер. В последние полвека с этой задачей прекрасно справляется боевая авиация.

Классическими примерами таких взаимодополняющих пар стали американские однодвигательный F-16 и двухдвигательный F-15, а также F-35 и F-22. К сверхуспешным однодвигательным истребителям относятся шведский Saab JAS 39 Gripen, советский МиГ-21 и его многочисленные китайские клоны.

СССР свернул с пути создания смешанного парка одно- и двухдвигательных истребителей в конце 1970-х, когда ОКБ Микояна создало по программе лёгкого перспективного фронтового истребителя (ЛПФИ) двухдвигательный МиГ-29. Машина получилась очень тяговооружённой, а потому невероятно манёвренной. Советский Союз денег на оборону не жалел, а временами и не считал, так что эксплуатационные расходы никого не смущали. И даже нельзя сказать, что 29-е не вписались в рынок: в разное время их приобретали Индия, Египет, Малайзия и Мьянма, Эритрея и даже Перу. Однако время идёт, и привлекательность этих самолётов постепенно падает.

Увы, на исходе этой технологической революции оказалось, что у России просто физически нет лёгкого однодвигательного истребителя. Последним успешным представителем этого класса был МиГ-21, а вот уже МиГ-23 не был ни простым, ни лёгким, и к настоящему времени превратился в реликт холодной войны, состоящий на вооружении разве что ВВС Казахстана, Индии и Шри-Ланки.

Взорвать рынок

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщал, что Checkmate обойдётся заказчикам в $25–30 млн за штуку – почти на порядок дешевле «Рафалей». Другие цифры для сравнения: американский F-16D Block 52 вы (если не находитесь под санкциями) можете купить за 34 млн долларов, более совершенный Су-30 – за 50 млн внутри России и за $83 млн, если вы иностранец. А главное – американская «Молния» F-35, ближайший аналог Checkmate, только недавно подешевел до $77 млн. Очевидно, что Checkmate станет очень неприятным конкурентом для F-35.

Истребитель Checkmate. Фото: PJSC UAC / globallookpress

Почему же у такой выдающейся по заявленным характеристикам машины столь невысокая цена? По всей видимости, дело в том, что Checkmate создавался на базе Су-57, а как известно, расходы на НИОКР составляют очень существенную долю в стоимости каждого нового истребителя. При продаже готовых машин производитель должен не только отбить расходы на себестоимость и получить прибыль, но и вернуть средства, потраченные за 10–15 лет работы квалифицированных коллективов, десятки опытов, постройку экспериментальных образцов и исследований, заказанных у смежников.

Ещё один фактор, существенно снизивший стоимость машины, – то, что Checkmate создавался с помощью суперкомпьютера. Такой подход не только ускорил разработку, но и позволил отказаться от множества дорогостоящих натурных испытаний. Однако никакое моделирование было бы невозможно, если бы у разработчиков не было обширных баз данных, полученных по ранее проведённым исследованиям. И вот наработку этих данных как раз и обеспечила программа создания Су-57.

Что с того?

А дальше – проблемы.

Давайте не будем врать сами себе: насколько сильны русские технические разработки, настолько же слабой чертой нашего военно-промышленного комплекса являются сроки внедрения разработанных изделий.

Фрегаты в России строятся столько же, сколько китайские авианосцы.

Беспилотники по десять лет не выходят из стадии летающих прототипов и предсерийных образцов.

Даже производство современной бронетехники постоянно пробуксовывает.

Если «Ростеху» и «Сухому» удастся выдержать заявленные сроки и в течение пяти лет начать серийное производство Checkmate, это свершение будет не менее, а скорее даже более существенным, чем разработка самого самолёта.

Прекращение дурной традиции военного долгостроя и многолетних проволочек – абсолютно необходимое условие для успешности в современных условиях и для армии, и для ВПК.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]