- 08.05.2019
- /
- За рулем, Автоистория
- /
- Никита Прохоров
В первую очередь, стоит отметить, что история столь передового бескапотного грузовика начинается еще в 1940-е года, с момента появления ГАЗ-62. Можно сказать, что именно с этого автомобиля начинается эпоха советских грузовиков с колесной формулой 4х4. Под капотом компактного грузовика, внешне похожего на ГАЗ-ММ, ведь именно от этой модели 62-ой получил кабину, располагался 3,5-литровый силовой агрегат мощностью 76 л.с.
В 1941 году автомобиль получил усовершенствованный двигатель мощностью 85 л.с. Благодаря этой прибавке машина с полной нагрузкой в 2 тонны без труда преодолевала овраги до 40 сантиметров. Однако Вторая Мировая Война наложила свои коррективы, и производство автомобиля было остановлено вплоть до 1952 года.
ГАЗ-66 «ШИШИГА» история. Годы выпуска 1964—1999 гг.
Технические характеристики
Фотографии КИМ-10-50
Модификации ГАЗ-66
ГАЗ-66 модификации и специализированные кузова | |
ГАЗ-66 (1964—1968) | базовая модель без централизованной системы подкачки шин |
ГАЗ-66А (1964—1968) | базовая модель с лебёдкой |
ГАЗ-66Б (с 1966) | авиадесантный складной крышей и откидной рамкой стекла |
ГАЗ-66Д (1964—1968) | шасси с коробкой отбора мощности |
ГАЗ-66П | седельный тягач (опытный) |
ГАЗ-66Э (1964—1968) | модель с экранированным электрооборудованием |
ГАЗ-66-01 (1968—1985) | базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах |
ГАЗ-66-02 (1968—1985) | базовая модель с лебёдкой |
ГАЗ-66-03 (1964—1968) | с экранированным электрооборудованием |
ГАЗ-66-04 (1968—1985) | — шасси с экранированным электрооборудованием |
ГАЗ-66-05 (1968—1985) | с экранированным электрооборудованием и лебедкой |
ГАЗ-66-11 (1985—1996) | модернизированная базовая модель |
ГАЗ-66-12 (1985—1996) | модернизированная базовая модель с лебёдкой |
ГАЗ-66-14 (1985—1996) | шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности |
ГАЗ-66-15 (1985—1996) | с экранированным электрооборудованием и лебёдкой |
ГАЗ-66-16 (1991—1993 | народнохозяйственная модификация с двухскатной ошиновкой заднего моста и деревянной платформой, грузоподъёмность 3,5 т |
ГАЗ-66-21 (1993—1995) | народнохозяйственная модификация с удлинённым шасси, усиленными мостами |
ГАЗ-66-30 ГАЗ-66-31 | шасси для самосвалов |
ГАЗ-66-41 (1992—1995) | с безнаддувным дизелем ГАЗ-544 |
ГАЗ-66-40 (1995—1999) | с турбодизелем ГАЗ-5441 |
ГАЗ-66-92 (1987—1995) | северный вариант |
ГАЗ-66-96 | шасси для вахтовых автобусов |
ГАЗ-66 Экспортные модификации и специализированные кузова | |
ГАЗ-66-51 | 1968—1985 |
ГАЗ-66-52 | 1968—1985 — с лебёдкой |
ГАЗ-66-81 | 1985—1995 — для стран с умеренным климатом |
ГАЗ-66-91 | 1985—1995 — для стран с тропическим климатом |
АС-66 | санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых |
ДДА-2 | дезинфекционно-душевая установка |
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 | фургоны |
ГАЗ-САЗ-3511 | самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 |
Автомобиль ГАЗ 66
— это советский грузовик, который имеет колесную формулу 4х4. ГАЗ-66 был запущен в производство летом 1964 году. Этот автомобиль является более усовершенствованной версией грузового автомобиля ГАЗ-63. Его кабина располагается над двигателем.
Через два года после запуска в серийное производство он уже был удостоен награды — ему была вручена медаль на одной из выставок, посвященных новинкам сельскохозяйственной техники. Следующую награду автомобиль ГАЗ-66 получил в Лейпциге, где на аналогичной ярмарке, посвященной сельскохозяйственной технике, ему была вручена медаль. На этом список его наград не кончается — в апреле 1969 года он получил государственный Знак качества, который до этого удавалось получить далеко не всем.
фотография ГАЗ-66
Первые опытные образцы ГАЗ-66
были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63 , выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с июля 1964. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации). Газ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, приняли на вооружение Советской армии, после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в
ВДВ
. В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко». Последний экземпляр
ГАЗ-66-40
сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 автомобилей семейства ГАЗ-66.
фотография ГАЗ-62
А вот бескапотную кабину «66-й» заимствовал с небольшими изменениями у несчастливого ГАЗ-62
. Несчастливого, но вовсе не неудачного. Напротив, полноприводный автомобиль грузоподъемностью 1100 кг с лавками на 14 человек в кузове имел хорошую проходимость и приличную маневренность. Первые авто оснащали капотными кабинами, близкими к тем, что ставили на ГАЗ-51А , но с мягким верхом, что бы максимально понизить автомобиль для транспортировки в самолетах. Затем сделали бескапотный (его кабина тоже имела тент вместо жесткой крыши) вариант грузовика с увеличенным кузовом. Но вы пустили таких авто совсем немного — меньше сотни. По рассказам ветеранов завода, военные отказались от «62–го», считая, что если можно сделать двухтонный автомобиль, то грузоподъемностью всего в одну тонну не нужен.
Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.
Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль — долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет. Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград — Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.
Вторая жизнь после войны
Второе поколение ГАЗ-62 получило новый облик, позаимствованный у американского Dodge W-52. Экстерьер напоминал нечто среднее между внедорожником и грузовиком, длина которого достигала 5 метров. Новинка была способна перевести до 1,2 тонн груза или 12 солдат. Однако этот «овцебык» в серию так и не пошел. Примечательно, что прототип модели W-52 в США выпускался вплоть до начала 90-х годов.
В 1959 году появляется третье поколение, которое наконец начинает поставляться в армию. Чуть менее года практически с нуля велась разработка бескапотного грузовика, способного буксировать батальонные орудия, а также перевозить боеприпасы и солдат. Самое интересное, что в регламенте также было прописано, что грузовик будет десантироваться с воздуха, что означало, что его габариты должны были быть уменьшены.
Внешне походивший на уже привычную «Шишигу» 62-ой получил брезентовый верх кабины и кузова. Лобовое стекло откидывалось, а в кузове могло быть размещено до 12 человек или 1,1 тонны груза. Новинка получила амортизаторы телескопического вида, главные передачи в мостах с новым гипоидным зацеплением, а также кулачковый тип межколесных блокировок, нашедший применение на ГАЗ-66.
Грузовик поставлялся в армию СССР на протяжении 4-х лет, однако в течение эксплуатации были выявлены конструктивные недостатки, которые требовали радикальных изменений, в результате которых и появилась знаменитый ГАЗ-66.
Конструкция грузовика
ГАЗ 66 имеет рамную конструкцию
. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции , коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.
Цельнометаллическая двухместная кабина ГАЗ-66 установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем
ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.
фотография двигатель ГАЗ-66
Дизель ГАЗ-66
К 1993 году на Горьковском автозаводе была запущена новая линия по выпуску дизелей ГАЗ 542 и ГАЗ 544. 4-х цилиндровый ГАЗ 544 устанавливался на автомобили ГАЗ 3306 и ГАЗ 66 дизель
. Этот двигатель имел воздушное охлаждение и мощность 85 л.с. В 1995 году завод освоил модификацию мотора ГАЗ 5441 с турбонаддувом, его мощность была увеличена до 115 л. с. В 1999 году выпуск ГАЗ 66 прекратился, к этому же времени перестала существовать и линия на Горьковском автозаводе по производству
дизель
ных двигателей.
ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач
с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой
раздаточной коробкой
, одинарной гипоидной главной передачей. Отключаемый
передний мост
комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.
фотография передний мост ГАЗ-66
Рабочая тормозная система автомобиля — барабанная , с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от двигателя.
ГАЗ 66 –универсальный грузовик
, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество
модификаций
, как универсальных, так и специализированных. Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно — десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.
фотография ГАЗ-66 десантный
ГАЗ
66
выпускали 35 лет! Даже в СССР, где новинками неизбалованных потребителей радовали очень нечасто, по этому показателю с ним могли сравниться совсем не многие модели…
Модификации и военное применение
ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.
Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.
Десантный вариант ГАЗ-66Б со складывающейся кабиной
В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года. С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель. Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.
Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».
Основные модификации
ГАЗ-66-01 | Базовая модель, годы производства 1964-1984 |
ГАЗ-66-02 | Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984. |
ГАЗ-66-03 | Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968. |
ГАЗ-66-04 | Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984. |
ГАЗ-66-05 | Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984. |
ГАЗ-66-11 | Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-12 | Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-14 | Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-15 | Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-16 | Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г. |
ГАЗ-66-21 | Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой ,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г. |
ГАЗ-66-30 | Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531 |
ГАЗ-66-40 | Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999. |
ГАЗ-66-41 | Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999. |
ГАЗ-66-81 | Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом. |
ГАЗ-66-91 | Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом. |
ГАЗ-66-92 | Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г. |
ГАЗ-66-96 | Платформа–шасси для вахтовых автобусов. |
ГАЗ-66Б | Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом. |
ГАЗ-66П | Опытная модель легкого седельного тягача. |
ГАЗ-33 | Опытная модель трехосного грузовика. |
ГАЗ-66 технические характеристики (кратко)
Тип | Двухосный грузовой автомобиль |
Грузоподъёмность | 2000 кг. |
Разрешенная максимальная масса | 5600 кг. |
Длина | 5805 мм. |
Ширина | 2322 мм. |
Высота по тенту | 2520 мм. |
Колесная база | 3300 мм. |
Дорожный просвет | 315 мм. |
Глубина приодолеваемого брода | 1 м. |
Двигатель | ЗМЗ-513(511,523) |
Рабочиц объём | 4254 см3 |
Мощность | 115/84,5 л.с. |
КПП | Механическая 4-х ступенчатая |
Раздаточная коробка | С понижающей передачей и отключаемым передним мостом |
Привод | Задний или полный |
Колеса | Специальные 8,00-18. Шины 12,00-18. |
Максимальная скорость | 95 км/ч |
Расход топлива/марка топлива | 21 л./А-72,А-76,АИ-80 |
Ёмкость топливных баков | 210 л. |
Ёмкость АКБ | 75 А/ч |
Характеристики ГАЗ-66 подробнее
Сайт про котов kotemot — заходи.