Грузовые автомобили повышенной проходимости играют важную роль и в народном хозяйстве, и в снабжении армии. Такие машины позволяют доставлять грузы через любые типы местности вне зависимости от погодных условий. Данный аспект особенно ценится при поставках в малоосвоенные территории.
Основное требование к таким грузовикам кроме хорошей проходимости — надежность и ремонтопригодность. Простое техническое обслуживание делает машину востребованной и в условиях срочных доставок нередко становится более важной характеристикой, чем расход топлива.
ЗИЛ-157 — грузовой автомобиль, созданный почти одновременно с Урал-375. Отличается меньшей грузоподъемностью, однако получил признание за свою простоту и надежность в сочетании с хорошей проходимостью. Данные качества особенно ценились в армейской службе.
Применение автомобиля ЗИЛ-157
Первоначальное назначение ЗИЛ-157 – обеспечивать нужды оборонной промышленности. На автомобиле перевозились боеприпасы, различные грузы и солдаты. Дополнительное оснащение лебедкой сделало данный вид транспорта удобным для эвакуации гусеничной и колесной техники.
Со временем, модифицируя грузовик, конструкторы приспособили его и в народном хозяйстве:
Самосвал на базе ЗиЛ 157 в народном хозяйстве
- в строительстве;
- на различных производствах;
- в сельском хозяйстве;
- на лесозаготовках;
- на рыбоводческих фермах;
- в охотничьих угодьях.
Грузовик ЗИЛ-157 был активно востребован и за границей. В Финляндии до сих пор эта техника используется на лесозаготовках.
Благодаря удачной конструкции автомобиль успешно эксплуатировался в любых погодных условиях. Регулировка давления в шинах позволяла передвигаться с оптимальной скоростью на любых грунтах – по пашне и бездорожью, в болотистой местности и по песчаным барханам, а также снежным заносам.
Новые шины и система автоматической подкачки колёс
Для того чтобы увеличить проходимость ЗИЛ-157 по бездорожью, конструкторам потребовалось разработать совершенно новые шины, которые могли бы обеспечивать движение грузовика даже при пониженном давлении. Был дан спецзаказ на шинный завод, и в течение короткого времени появились новые шины, обладающие следующими характеристиками:
- Высокой эластичностью;
- Увеличенной шириной профиля;
- Сниженным количеством слоёв корда;
- Использованием специальных мягких сортов резины для изготовления внутренних слоёв шин.
Хотя снижение давления в шинах существенно ограничивало максимальную скорость машины (технические характеристики двигателя ЗИЛ-157 позволяли развивать скорость до 65 км/ч), тем не менее, по своей проходимости он не имеет серийных аналогов до сих пор. С максимально сниженным давлением в шинах, ЗИЛ мог двигаться со скоростью до 10 км/ч. Если грузовик всё же застревал, то его могла выручить лебёдка, которая устанавливалась на некоторые модификации.
С помощью системы автоматической подкачки колёс можно было выставлять различное давление в шинах при движении по разным типам грунта:
- Давление в 2,8 кг/см2 устанавливается для движения по дорогам с твёрдым покрытием и позволяет двигаться с максимальной скоростью до 60 км/ч;
- Если грузовому автомобилю предстояло двигаться по полю или лесу, давление в шинах снижалось до 2 кг/см2, а скорость должна была быть до 30-40 км/ч;
- Если двигаться предстояло по пескам или целине после затяжных ливней, то давление снижалось до 1 кг/см2. Скорость при этом не превышала 20 км/ч;
- Двигаться по болотистым или заснеженным участкам пути предстояло с давлением 0,5 кг/см2. Скорость в этом случае не превышала 10 км/ч.
Естественно, что расход топлива карбюраторного двигателя значительно увеличивался во время движения по бездорожью. Агрессивный «зубастый» протектор на шинах ЗИЛ-157 значительно снижал риск застревания и пробуксовок.
Компрессор подкачки способен не только менять давление в шине, в случае получения прокола, он дает возможность автомобилю доехать до места ремонта. Естественно, данный вариант возможен только при обычном проколе колеса. Если шина лопнет, никакой компрессор её не спасёт.
Изначально, система подкачки колёс размещалась на внешней стороне колёс, но это было достаточно ненадёжное место, так как элементы системы могли повреждаться в процессе эксплуатации ЗИЛ-157. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, систему подкачки установили на внутреннюю сторону колёс. Следующая модернизация, которая прошла в 1978 году позволила системе подкачки поднимать давление в шинах до 3,5 кг/см2 при движении на дорогах с твёрдым покрытием. Это позволило увеличить максимальную скорость до 65 км/ч.
Весьма интересно и необычно для того времени было организованно управление централизованной системой подкачки шин. Она управлялась непосредственно с места водителя и допускала менять давление в шинах прямо во время движения.
Технические характеристики
ЗИЛ-157 так долго пользовался популярностью благодаря своим техническим параметрам, основные из которых приведены в таблице.
Технические характеристики первых моделей
Характеристики | Ед. изм. | Параметры |
Max.заявленная скорость | км/ч | 65 |
Грузоподъемность по трассе/по грунтовке | т | 4,5/2,5 |
Объем топливного бака | л | 150 |
Поворотный наружный радиус | м | 12 |
Max. угол подъема с грузом | град | 28 |
Глубина бродов | м | 0,65 |
В первых моделях для управления применялся червячный рулевой механизм с 5-тиступенчатой коробкой передач. В более современных машинах руль оснащен гидроусилителем. Раздаточная коробка 2-хступенчатая и имеет муфту включения переднего моста. Задние мосты – параллельно-раздельные.
Раздаточная коробка ЗИЛ-157К
В усовершенствованных моделях каждый мост дополнили усиленным кожухом. Подвеска передняя представляет собой комплект рессор полиэллиптических с амортизаторами гидротелескопическими, задняя – балансирный тип рессор.
Основная тормозная система – барабанный, пневмоприводной тип на все колеса. Тормоз стояночный тоже барабанного типа, но имеет механический привод на трансмиссию.
Задний мост ЗИЛ-157
Отзывы владельцев и водителей
- ЗИЛ -157 – мой топовый советский вездеход для рыбацких, хозяйственных и грузовых нужд. У моего отца был точно такой же, а потом я купил себе поддержанную модель. Этот грузовик примечателен в первую очередь тем, что имеет три моста для улучшения проходимости. К спартанской кабине пришлось долго привыкать, ведь изначально это была армейская тачка со специфическим комфортом. Зато по проходимости автомобиль можно сравнить с ГАЗ-66. Отмечу огромный клиренс и зубастые колеса, открываемое лобовое стекло, хорошо отапливаемый салон (из-за маленькой колесной базы), а также есть люк в крыше. Машина с легкостью преодолевает полевую пашню, ей не страшны глубокие лесные колеи – во многом благодаря широким подножкам и крыльям, а также глубокому протектору покрышек. Кстати, на этих широких крыльях даже загорать можно. Так что для внедорожного отдыха это прекрасный автомобиль, в том числе рыбалки и охоты. При 40 км/час 100-сильный 5.6-литровый мотор потребляет 35 литров.
- У меня ЗИЛ-157 1975 года выпуска. Купил этот раритет за 100 тыс. рублей. Версия с мотором 5.6 мощностью 110 л. с., т. е. после рестайлинга. С этим автомобилем я впервые познакомился, когда проходил службу в армии. Конечно, для этих целей машина незаменимая. В годы СССР таких армейских грузовиков было полным полно. Машина хороша в плане проходимости – способна утюжить хоть самую глубокую колею. По проходимости этот ЗИЛ почти наравне с Уралом. Прошли десятилетия, но я так и не смог забыть старый добрый 157-й. Нашел на вторичке поддержанный экземпляр в приемлемом состоянии, с относительно небольшим пробегом. На полном ходу. Катаюсь на нем по суровому сибирскому бездорожью. Так, в свободное время использую этот вместительный грузовик для поездок на охоту и рыбалку. Кабина ЗИЛа сохранилась в хорошем состоянии, но спартанская посадка конечно никуда не делась. Из существенных минусов отмечу высокий расход топлива свыше 30 литров. Руль с гидроусилителем очень тяжелый, когда стартуешь с места. В движении баранка уже более-менее легкая – дело привычки. Поначалу от такого тяжелого руля болели руки. В общем, ЗИЛ-157 – добротный вариант для непроходимой тайги. Этот вездеход можно любить или нет. Машина специфическая, ее оценит опытный пользователь. Я познакомился с ЗИЛ-157 в 2010 году. Тогда я работал в автомастерской, но по счастливой случайности в одном из боксов нашего автосервиса пылился вот этот внедорожник. Он был в плачевном состоянии, но наш дружный коллектив решил его восстановить. Грузовик с преклонным возрастом спустя два года возни с подбором комплектующих оказался на полном ходу, и мы решили его опробовать на бездорожье. Машина по большей степени нуждалась в косметическом ремонте. В раскисшей колее машина ведет себя как рыба в воде, в том числе и на болотистых участках. Это реально король бездорожья с бензиновым мотором 5.6 мощностью 100 лошадиных сил. Кабина по современным меркам тесновата, да и комфорт специфический – сидишь словно на жесткой табуретке. Тем не менее, печка работает эффективно. Эту машину можно рекомендовать только настоящим хозяйственникам.
- У меня ЗИЛ-157 1991 года выпуска. Оборудован различными приспособлениями для улучшения проходимости, а также более надежной эксплуатации в зимнее время года. Например, установлен предпусковой подогреватель, с которым бензиновый двигатель 5.6 л заводится с пол оборота. И все же надо признать, что дизель намного лучше в плане производительности и экономичности. Еще установлен дополнительный бензобак для увеличения запаса хода, ведь расход топлива у 157-й модели составляет около 40 литров на 100 км. В кабине спокойно помещаются два пассажира, но места внутри впритык.
- Работаю на ЗИЛе 1982 года выпуска. Машина неприхотлива и достаточно надежна, несмотря на большой возраст. Он тихоходный и лишен гидроусилителя руля, и это едва ли не основные недостатки, которые компенсируются широким набором достоинств. Текущий пробег составляет 800 тыс. км. Преодолеваю большие расстояния, к примеру из Питера в Москву, в Карелию. Этот автомобиль предоставляет заехать в красивые и живописные места, где никого нет – только тишина и спокойствие. Ремонт и обслуживание ЗИЛ-157 обходится в нехилую сумму, однако основные затраты идут на масло и бензин. Двигатель объемом 5.6 литра съедает от 30 до 40 литров в зависимости от нагрузки.
- Проходимый и надежный грузовик с высокой грузоподъемностью. У него большой клиренс и почти отсутствующие свесы кузова, что значительно увеличивает угол въезда и выезда. Спартанская посадка и жесткое сиденье как бы намекают, что ЗИЛ-157 – чисто рабочая лошадка для хозяйственных нужд. По современным меркам двигателю приходиться тяжко, и еще он очень шумный, склонен к перегреву и масложору. Тем не менее, шестилитровый дизель тянет независимо от величины подъема. Да, к сожалению отсутствует гидроусилитель руля, без которого крепкие мужские руки просто необходимы – на них вся надежда, еще и выносливость пригодится. Летом двигатель часто перегревается, причем даже на средних оборотах. За десять лет эксплуатации резину никогда не менял. Толстые покрышки с глубоким протектором имеют большой ресурс. Максимальный расход бензина составляет 50 литров на 100 км.
- Работаю на лесозаготовочной фирме за рулем советского внедорожника ЗИЛ-157. До этого у меня был ГАЗ-53, затем ЗИЛ-130 и 131. На 157-й модели как-то не приходилось пахать, но вот мне представилась эта возможность. Грузовик в активном использовании полгода, могу выразить о нем положительные впечатления. В кузов ЗИЛа можно набрать 9 кубов леса. При этом колеса почти не буксуют – машина прет словно танк. «Танковые подвиги» ЗИЛа впечатляют как в раскисшем грунте, так и в глубоком снегу. Машина уверенно преодолевает песок и грязь без намека на пробуксовку – во многом благодаря большим и зубастым колесам. Машина достаточно надежная, но кушает много бензина и масла. Двигатель объемом 5.6 литра выдает всего 110 лошадиных сил, а расход топлива порядка 50 литров на 100 км.
- Никому не советую этот автомобиль. Да, он впечатляет в плане проходимости, но много потребляет бензина и еще очень трудно найти запчасти. Комплектующие вроде бы и есть, но в каком они состоянии – это уже другой вопрос. ЗИЛ-157 – громадная махина с высокой грузоподъемностью. Несмотря на специфическую водительскую посадку, посредственную обзорность, шум и вибрации, тяжелый руль и неповоротливые колеса, эта тачка все же приносит удовольствие от вождения – особенно на суровом бездорожье. Собственно, для этих задач ЗИЛ и предназначен. Расход бензина в 50 литров на 100 км – действительно немало по современным меркам, но эту проблему можно решать установкой ГБО. Еще можно установить предпусковой подогреватель и другие дополнительные прибулды, чтобы улучшить удобство эксплуатации. Еще не помешает поставить сигналку с автозапуском, которая обеспечит бесперебойный запуск подогревателя при помощи пульта ДУ – это очень удобно в мороз, когда не хочется выходить из теплого помещения. Потом такой выходишь из помещения и заходишь в полностью прогретый салон.
Описание двигателя автомобиля
Первые двигатели на ЗИЛ-157 создавались с учетом устранения недостатков моторов, устанавливаемых на предшественнике (ЗИС-151). Под усовершенствование попали такие параметры как мощность двигателя, степень перегрева, безотказность в работе, расход бензина и т. п. Модернизация мотора длилась вплоть до 1978 года.
Основной тип двигателей данного автомобиля – карбюраторный, работающий на бензине. Но было выпущено несколько моделей на дизельном моторе, и он не оправдал ожидания. Основным минусом можно назвать высокий уровень вибрации и тряски, приводящий к дискомфорту водителя и пассажиров.
Начало производства
История создания авто СССР имеет сложное начало. В начале 40х годов, когда уже не вызывало сомнений начало Второй мировой войны, конструкторы мировых автозаводов искали решение для усовершенствования армейской техники. СССР не остался в стороне, ведь улучшение обороноспособности было в приоритете.
Тогда благодаря коллективу конструкторов машиностроительного завода им. Горького, под началом А. А. Липгарта произошло событие перевернувшее понятие автостроения. А именно, после всевозможных тестов, они начали выпуск грузовиков с шарнирами равных угловых скоростей, благодаря которым передний мост автотранспорта превращался в ведущий. Так же по теории конструкторов для полноприводных машин должны быть шины с особенными протекторами для всевозможных условий передвижения по местности.
Машины необходимо выпускать с особой развесовкой по осям. Дальнейшие разработки вездеходов прекратились из-за начала войны. Но это не помешало дать старт выпуску грузовика ГАЗ-63, единственный двухосный полноприводный внедорожник с уникальной проходимостью.
Автозавод им. Сталина в довоенные годы начал выпуск двухосных грузовиков ЗИС-32, которые по тем временам, отличались повышенной проходимостью. А в послевоенное время конструкторы завода начали работать над аналогом американского «Studebaker», взяв за основу ЗИС-151.
Так как советский грузовик отлично показал себя во время войны, в том числе, в качестве перевозчика знаменитых пусковых установок «Катюша», то выбор был очевиден. Но к большому разочарованию автомобильных создателей, ЗИС-151 на много уступал своему американскому коллеге. Это подтвердилось во время пробега по бездорожью весной 1949 года.
Так как первоочередные надежды на супер проходимые грузовики возлагала армия, поэтому все ошибки и недочеты нужно было откорректировать в короткие сроки. Так в 1950 году, на базе ЗИС-151 запустилось производство бронетранспортеров БТР-152, но уже с односкатной ошиновкой всех колес с шинами большей размерности.
Также был реализован проект по внедрению системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Что позволяло увеличить в разы проходимость грузовика на разных видах местности. Но при снижении давления в шинах, уменьшалась и скорость внедорожника.
Конечно же, при возможности регулировать давление в шинах плюсов было больше.
При уменьшении давления воздуха в шинах:
- Увеличивается деформация и снижается удельное давление на грунт.
- Уменьшается глубина колеи.
- Снижаются затраты энергии на образование колеи.
- Снижается сопротивление грунта движению колес.
Водитель при помощи централизованной системы мог осуществлять изменения давления в шинах даже во время движения. Данное ноу-хау очень понравилось военным, так как оно порядком увеличивало срок службы автомобиля. Плюс ко всему, при повреждении шины, движение внедорожника можно было не прерывать, так как система подкачки уравновешивала падение в ней давление воздуха.
Технические характеристики двигателя
Тип бензинового двигателя – 4-хтактный. Блок состоит из 6-ти цилиндров, расположенных в ряд. Выполнен из чугуна, а головка цилиндров – из алюминия. Блок имеет «рубашку» закрытого типа. Охлаждающая жидкость циркулирует по блочному контуру.
Характеристики двигателя:
Характеристики | Ед. изм. | Параметры |
Объем (до/после модернизации) | л | 5,38/5,559 |
Мощность при 2600 об/мин (до/после) | л. с. | 104/110 |
Крутящий момент | H/м | 334 |
Диаметр цилиндра/поршня | мм | 101,6/100 |
Ход поршня | мм | 114,3 |
Средний расход топлива | л/100 м | 42 |
Объем заправочного бака | л | 150 |
В таблице приведены параметры базового автомобиля. Благодаря улучшению в последующих моделях коленчатого вала, маслонасоса, уплотнений помпы, внедрению замкнутой вентиляции картера многие характеристики двигателя ЗИЛ-157 были улучшены.
В последних моделях появилась возможность установить дополнительный бак емкостью в 65 л. Это дает возможность на одной заправке преодолевать расстояние более 500 км.
Несмотря на простоту конструкции и неприхотливость, двигатель безотказен и надежен в работе. Даже после простоя он быстро заводится, но чувствителен к низким температурам, поэтому зимой требует специального ухода.
Со временем на двигателе был доработан термостат, но машины продолжали до последнего комплектоваться утеплительными кожухами. В модификациях были также устранены и проблемы с перегревом мотора.
Цена
ЗИЛ 157 вполне можно приобрести и в настоящее время. В зависимости от технического состояния стоимость машины может варьироваться в пределах от 50 тысяч и до 200 тысяч рублей.
Так, модели в ценовом диапазоне от 50 тысяч и до 80 тысяч рублей, либо не в рабочем состоянии, либо в очень близком к этому.
По цене от 150 тысяч и до 200 тысяч рублей можно приобрести уже полностью работоспособный грузовик. Но зачастую их покупают не для выполнения каких-либо работ, а для полного восстановления. Это связано с большим расходом топлива, особенно в наши дни.
Устройство кабины
Первоначальна кабина ЗИЛ-157 была некомфортной ни 2-м пассажирам, ни водителю. Со временем, благодаря телескопическим амортизаторам, конструкторы облегчили рулевое управление, и шофер стал меньше прилагать физических усилий при вождении. Введя дополнительный радиатор с вентилятором-крыльчаткой, появилась возможность отапливать кабину и переднее стекло.
Салон ЗИЛ-157
Оснащение салона приборной панелью позволило контролировать системы автомобиля: передачи моста, выключение фар, манометры смазки и тормозного пневмопривода, ножной запуск, рычаги лебедки и т. п.
Модификации грузовика ЗИЛ-157
За все время, пока с контейнера завода имени Лихачева сходили ЗИЛ-157, автомобили постоянно модернизировались. Для базовых моделей характерно наличие системы давления в шинах, односкатная ошиновка колес, разъемные диски, ножное включение стартера, лебедка, установленная на удлиненных кронштейнах.
Основные этапы модернизации грузовика приведены в таблице.
Модификации ЗИЛ-157:
Буквенный индекс | Особенности |
Б | Не комплектовался системой регулировки давления в шинах |
В | Использовались в качестве тягачей |
Г | Укомплектован электрическим герметизированным, экранизированным электрооборудованием. Катодный вывод аккумуляторной батареи присоединялся к корпусу автомобиля |
К | Второе поколение базовых машин с более мощным двигателем (109 л. с.). Имеет синхронизированную коробку передач, еще одно зеркало заднего вида. На данных моделях стали применяться лебедки на удлиненных кронштейнах |
КГ | Второй базовый вариант дополнен электрическим герметизированным оборудованием с экраном |
КД | Представитель 3-его поколения, дополненный электропуском стартера и новой бортовой платформой. Имеет улучшенные характеристики мотора и повышенную грузоподъемность |
Э | Автомобиль ЗИЛ-157 выпускался исключительно на экспорт для стран, распложенных в средних широтах |
Ю | Экспортный вариант для тропических условий. Является облегченным из-за отсутствия предпускового обогревателя мотора и отопления салона |
Помимо базовых моделей, использовались и другие варианты: спецмашины для армии, мастерские на колесах, автомобили для электроснабжения, пожарные машины.
Основные модификации авто
Данная модель выпускается в разных модификациях, каждая из которых характеризуется своими индивидуальными особенностями. Среди самых популярных можно отметить:
- ЗИЛ-157В – седельный тягач;
- ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
- ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
- ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978-го года;
- ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
- ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л.
ЗИЛ марки 157 представляет собой уникальную по всем показателям базу разных форм модификаций, которые оснащены стандартным, а также строго специализированным предназначением. Модели грузовика отличаются особенностями комплектации, характеристики ЗИЛ 157 и его модификаций могут быть разными. Есть модель ЗИЛ 157 с разными по объему цистернами, с фургонами, ремонтными мастерскими, лестницами. Большой популярностью пользуются машины с бортовыми кузовными элементами.
Седельный тягач