ЗИЛ-4102
В середине 80-х в Советском Союзе задул ветер перемен. Новый генеральный секретарь Михаил Горбачев повел страну новым курсом перестройки, ускорения и демократизации. Кроме всего прочего, с фигурой первого и последнего президента СССР связана и история советского представительского автомобиля нового поколения, который разрабатывался в 80-е годы, но так и не пошел в серию. Созданием этой машины занимались специалисты завода имени Лихачева, первый прототип был готов к 1988 году. Автомобиль получил обозначение ЗИЛ-4102.
По сравнению с тяжеловесными представителями линейки ЗИЛ-4104, новый лимузин был легче, компактнее, демократичнее. На базе автомобиля ЗИЛ-4102 планировали создать целое семейство представительских и специальных машин. Но не сбылось… Изделие зиловских конструкторов не понравилось генеральному секретарю, поэтому автомобиль в серию так и не попал. Увы, иногда результат многолетнего и кропотливого труда целого коллектива зависит от прихоти или самодурства одного человека, наделенного верховной властью.
Всего было изготовлено два прототипа нового автомобиля, заводчане дали им названия в честь генсека-реформатора и его первой леди. Причем сделали это в максимально фамильярной манере: лимузины получили имена «Мишка» и «Райка». Черный «Мишка» (№ 001) утрачен много лет назад, от него осталась только «морда» с бампером, радиаторной решеткой и фарами. Единственным сохранившимся образцом этого правительственного седана является светло-коричневая «Райка» (№ 002). Говорят, что она сегодня находится в одной из частных коллекций. В целом же, проект создания лимузина для последнего советского генсека можно назвать одной из самых малоизвестных страниц истории отечественного автопрома.
Все, что осталось от “Мишки” – автомобиля ЗИЛ-4102 №1
ЗиЛ-4102 автомобиль для последнего президента СССР
Силовой агрегат был намного более традиционной для машин ЗИЛ схемы. Для обеспечения заданных технических характеристик ЗИЛ-4102 оснастили мощным 315-сильным восьмицилиндровым мотором модели ЗИЛ-4104. Благодаря объему цилиндров около 8 литров он обладал достаточно высоким крутящим моментом (до 62 кгс/м). Для подачи топлива использовался четырехкамерный карбюратор К 259. Двигатель практически без изменений перешел с предыдущей модели. Основным отличием от мотора лимузина стала бесконтактная система зажигания.
Коробка передач – классический трехскоростной гидроавтомат модели 4105-01 – была идентична коробке ЗИЛ-41047. Благодаря мощному мотору динамические и технические характеристики ЗИЛ-4102 (фото ниже представляет общий вид силового агрегата) значительно повысились. В итоге они оказались выше, чем у лимузина предыдущего поколения.
Технические характеристики ЗИЛ-4102:
- Максимальная скорость машины достигала 200 км/час.
- Динамика разгона – 10,5 секунды до 100 км/час.
- Расход топлива – в среднем 18 литров/100 км.
Поскольку автомобиль имел независимую заднюю подвеску, то для привода колес использовали ШРУС. Редуктор привода задних колес жестко крепился на подрамнике.
Устройство и конструкция ЗиЛ-4102
Машина получила уникальный дизайн, который значительно отличался от предыдущих отечественных разработок премиум-класса. Появился несущий кузов. Инженеры не использовали платформу старого поколения, они разработали новую и уникальную. Это позволило избавиться от крупной конструкции, сделав машину компактнее и динамичнее.
Кузов стал легче и жёстче. Это стало возможным за счёт использования стеклопластика для изготовления панелей днища, крыши, капота и багажника. Заднее и переднее лобовые стёкла крепились в проёмы с помощью специального, сверхпрочного клея. Для крепления панелей крыши к раме использовали клей, применяемый в аэрокосмической отрасли.
Независимая пружинная подвеска всех колёс стала новацией для российского автомобилестроения. Конструкция подвески дополнялась несущими подрамниками с «антиклековым» эффектом. В основе передней подвески лежала двухрычажная технология. В устройство задней подвески легла кинетическая схема Mercedes. Для повышения качества заднего подрамника применены некоторые технологии Rolls-Royse. Увеличение тормозных механизмов привело к увеличению дисков на колёсах — они получили 17-дюймовый размер. Каждое колесо оснащалось дисковыми тормозами с плавающими скобами.
Силовой агрегат и гидромеханическая передача, по сравнению с последним поколением, изменений не получили. Мотор ЗиЛ-4104 обладает следующими характеристиками:
- Объём — 7,7 литров;
- Количество цилиндров — 8;
- Расположение цилиндров — V-образное;
- Тип двигателя — карбюраторный;
- Карбюратор — четырёхкамерный;
- Мощность — 315 лошадиных сил при 4,4-4,6 тысячах оборотах.
Последнее обновление 41047 получило бесконтактную систему зажигания. Инновационную разработку перенесли на новое поколение правительственного авто. Силовая установка давала облегчённому седану качества спортивного автомобиля. Шарниры равных угловых скоростей отвечали за привод на задние колёса. Задний мост сделан по разрезному типу — корпус редуктора неподвижно установили на отдельном подрамнике посредством упругих опор.
Дизайнеры упростили интерьер салона, но не сделали его менее представительским. Чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, особое внимание уделили звуко- и термоизоляции. Для этого двигатель заключили в специальную капсулу, снижающую шум в салоне. После проведения многочисленных испытаний конструкторам удалось добиться полного устранения вибрации кузовных панелей. Автомобиль ЗиЛ-4102 лишился стеклянной перегородки. Вместо неё добавлена возможность электрорегулировки двух секций заднего дивана, который вмещает трёх человек. Уникальной особенностью стало наличие бортового компьютера с функцией голосового оповещения. Его разработали немецкие специалисты по специальному заказу ЗиЛ.
Передняя оптика заимствована у шведской компании Volvo (в те годы ЗиЛ и Volvo тесно сотрудничали). Фары взяли от первого прототипа Volvo-850 (серия впоследствии получила другие передние фонари). Благодаря оставшейся мощной силовой установке и сниженной массе, удалось улучшить разгон до 100 км/ч — новому седану требовалось 10,5 секунд. Средний расход топлива составлял 18-21 литров на 100 километров в зависимости от средней скорости.
Подвеска и тормоза
Впервые для легковых автомобилей ЗИЛ внедрили независимую подвеску всех колес. В качестве амортизирующих элементов использовались пружины с функцией гашения «клевков» при разгоне и торможении. При разработке подвесок использовался опыт ведущих автомобилестроительных концернов мира. Узлы подвесок собирались на отдельных подрамниках. Рулевой механизм с редуктором типа «винт и зубчатый сектор» оснащался гидроусилителем.
Заднюю подвеску оснастили косыми продольными рычагами и стабилизатором. Передняя подвеска не имела в конструкции шкворней и также оснащалась стабилизатором.
Тяжелый и динамичный автомобиль нуждался в производительной тормозной системе. Все тормозные механизмы на ЗИЛ-4102 дисковые. Из-за выросшего диаметра тормозных дисков машина получила новые 17-дюймовые колеса. В прежних 16-дюймовых колесах новые тормозные механизмы попросту не помещались. В гидравлическом приводе тормозов было три усилителя – один вакуумный и два гидровакуумных.
Дизайн и устройство салона автомобиля ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 – это четырехдверный седан, с передним расположением двигателя и ведущими задними колесами. Хотя, автомобиль получился на 500 кг легче, чем ЗИЛ-41041, его размеры все равно были весьма внушительны: длина на полметра превосходила серийную «Волгу». Также можно добавить, что облик ЗИЛ-4102 сильно отличался от представительских машин, выпущенных на заводе им. Лихачева ранее.
Главными особенностями конструкции автомобиля является несущий кузов и отсутствие рамы, что привело к появлению высокого уровня вибраций. Конструкторы долго не могли решить эту проблему, но, в конце концов, добились победы, снизив колебания до приемлемых 25-28 Гц. Для уменьшения шума двигатель и кпп закрывались специальными кожухами.
Под капотом ЗИЛ-4102
Все детали кузова ЗИЛ-4102 изготавливались и подгонялись вручную, на каждую из них наносилось 10-15 слоев краски с непременной сушкой и полировкой каждого слоя. В конструкции ЗИЛ-4102 были широко использованы композитные материалы, что можно назвать новинкой для отечественного автопрома. Из стеклопластика изготавливались дно и панели крыши, бампера, капот и крышка багажника. Подобное решение позволило уменьшить общую массу автомобиля.
Заднее и лобовое стекло крепились при помощи специального клея, аналогичным образом устанавливалась и панель крыши.
Салон автомобиля был рассчитан на четырех человек, включая водителя и охранника, чье место находилось спереди. Откидные сидения для охраны, как на предыдущих машинах ЗИЛа, отсутствовали. Задние сидения были раздельными, их можно было регулировать с помощью электроприводов. От передних сидений они отделялись массивной напольной перегородкой с убирающимися упорами для ног.
Сзади на потолке салона находилась панель управления кондиционером и освещением. В состав же системы кондиционирования входили две независимые климатические установки.
Верхняя часть салона отделывалась велюром и кожей светлых тонов, нижняя – была покрыта темным ковролином.
Шильдик от ЗИЛ-4102
Новые решения в конструкции кузова
Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.
В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.
Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.
Если бы Suzuki Jimny говорил по-русски. НАМИ-ЛуАЗ «Прото»
Не случайно этот автомобиль можно сравнивать с популярным японцем. Он мог пойти в серию, ведь все требования к автомобилю были выполнены. Проходимый, надёжный внедорожник, комфортный, как легковой автомобиль. Металлический каркасный кузов, экономичный двигатель и много возможностей для гаражных мастеров по модернизации автомобиля. К сожалению, Москва в те годы активно продвигала АвтоВАЗ, и все разработки, которые могли оттянуть покупателей у перспективного завода, рубились на корню. Жалеем ли мы об этом? Каждый ответит для себя.
Нелёгкие легковые ЗИЛы
Ранее к категории «С» относились автомобили, предназначенные для перевозки грузов, полной массой более 3500 кг. Но с 1998 года в водительских правах чёрным по белому пишется: «Автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг». Это означает, что для управления любым автомобилем тяжелее трёх с половиной тонн, но где не более восьми посадочных мест, нужна «грузовая категория». Впрочем, что-то вступление затянулось…
К сожалению, в год столетия легендарного завода имени Лихачёва, нам остаётся лишь вспоминать о нём. Но, думаю, многим будет интересно узнать несколько фактов и любопытных историй о том, как создавали, модернизировали и испытывали легковые автомобили ЗИЛ уже на закате их производства – лимузины первых лиц государства, которые по привычке народ называл «членовозами», поскольку в 1960–1980-х пользоваться ими могли только высшие члены ЦК КПСС, а в 1990-х только члены правительства.
В подразделение, которое именовалось «бюро по исследованию и доводке легковых, малотоннажных и специальных автомобилей», входившее в структуру КЭИР (корпус экспериментальных и исследовательских работ) я попал сразу после окончания Московского автомобильно-дорожного института МАДИ (ГТУ) летом 1998 года в качестве водителя-испытателя «5 / 25». Вот вам и первая интрига в моей стартовой должности на АМО ЗИЛ.
Дизайн и устройство салона автомобиля ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 – это четырехдверный седан, с передним расположением двигателя и ведущими задними колесами. Хотя, автомобиль получился на 500 кг легче, чем ЗИЛ-41041, его размеры все равно были весьма внушительны: длина на полметра превосходила серийную «Волгу». Также можно добавить, что облик ЗИЛ-4102 сильно отличался от представительских машин, выпущенных на заводе им. Лихачева ранее.
Главными особенностями конструкции автомобиля является несущий кузов и отсутствие рамы, что привело к появлению высокого уровня вибраций. Конструкторы долго не могли решить эту проблему, но, в конце концов, добились победы, снизив колебания до приемлемых 25-28 Гц. Для уменьшения шума двигатель и кпп закрывались специальными кожухами.
Под капотом ЗИЛ-4102
Все детали кузова ЗИЛ-4102 изготавливались и подгонялись вручную, на каждую из них наносилось 10-15 слоев краски с непременной сушкой и полировкой каждого слоя. В конструкции ЗИЛ-4102 были широко использованы композитные материалы, что можно назвать новинкой для отечественного автопрома. Из стеклопластика изготавливались дно и панели крыши, бампера, капот и крышка багажника. Подобное решение позволило уменьшить общую массу автомобиля.
Заднее и лобовое стекло крепились при помощи специального клея, аналогичным образом устанавливалась и панель крыши.
Салон автомобиля был рассчитан на четырех человек, включая водителя и охранника, чье место находилось спереди. Откидные сидения для охраны, как на предыдущих машинах ЗИЛа, отсутствовали. Задние сидения были раздельными, их можно было регулировать с помощью электроприводов. От передних сидений они отделялись массивной напольной перегородкой с убирающимися упорами для ног.
Сзади на потолке салона находилась панель управления кондиционером и освещением. В состав же системы кондиционирования входили две независимые климатические установки.
Верхняя часть салона отделывалась велюром и кожей светлых тонов, нижняя – была покрыта темным ковролином.
Шильдик от ЗИЛ-4102
К услугам пассажиров были все мультимедийные системы, существовавшие на момент выпуска автомобиля. В салоне находились:
- цифровой тюнер;
- кассетный проигрыватель;
- аудиосистема, состоящая из десяти динамиков.
Кроме того, ЗиЛ-4102 был оснащен бортовым компьютером с синтезатором голоса, который специально заказывали в Германии.
Лимузин имел трехслойные атермальные стекла, которые опускались и поднимались с помощью электрических подъемников.
Как создавался лимузин для последнего советского генсека
В середине 80-х годов основным лимузином для советской партноменклатуры был ЗИЛ-4104 и его модификации – ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Это был действительно монументальный автомобиль – настоящий символ советской империи, максимально строгий и официальный. В момент своего принятия в эксплуатацию ЗИЛ-4104 был самым длинным серийным автомобилем в мире. Он не только возил верхушку страны, на базе этого лимузина было создано большое количество специальных модификаций, включая машину для охраны, вип-скорую помощь, автомобили спецсвязи. Однако уже в начале 80-х годов ЗИЛ-4104 начал постепенно устаревать.
В период создания автомобиля конструкторам пришлось создать множество макетов. Это один из них.
Бытует мнение, что указание на разработку ЗИЛ-4102 дал лично новый генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, но это не совсем так. Конструкторы завода имени Лихачева приступили к реализации этого проекта еще в 1982 году. Новым автомобилем планировали заменить пятиместный седан ЗИЛ-41041. Параллельно шли работы над удлиненной модификацией машины с кузовом лимузин, но в этом случае дело не дошло даже до создания прототипа. Проектом создания автомобиля руководил Е. Д. Гусев – главный конструктор завода.
Выработка концепции новой машины шла тяжело. Для изучения – или копирования – был приобретен британский лимузин Rolls-Royce Silver Spirit, черты которого можно легко рассмотреть в облике ЗИЛ-4102. В то же время советский лимузин чем-то неуловимо похож на Volvo 760 и на американский Cadillac Fleetwood Limousine.
В ходе реализации проекта было изготовлено большое количество макетов, на которых не только отрабатывался дизайн будущего авто, но и совершенствовалась его аэродинамическая форма. Окончательная концепция дизайна автомобиля была сформирована только к 1985 году.
В итоге заказ на изготовление двух опытных автомобилей был передан в шестой цех предприятия, который и занимался изготовлением продукции для советских вип-персон.
Что произошло потом?
Первые экземпляры подготовили к маю 1988 году. Первую демонстрацию провели для председателя Совета министров СССР И.С. Силаева. Ему новое поколение авто понравилось. После этого транспорт продемонстрировали президенту, но его новая разработка не устроила. Конкретных претензий Горбачёв не высказал, сказав общее «Что-то не то…». Инженеры предприятия не понимали, что делать с такой оценкой. Прежде руководитель страны либо принимал автомобиль, либо отправлял на доработку, после чего приступали к серийному выпуску.
Несмотря на отсутствие конкретики, опытные образцы продолжали испытывать на заводских полигонах и вносили улучшения в конструкцию. В августе 1991 года из-за сложной ситуации в стране стало понятно, что проект не получит спрос. Когда страна начала переходить к рыночной системе, ЗиЛ мог самостоятельно начать выпуск нового седана и лимузина. Для этого требовалось найти финансирование, а затем клиентов для покупки дорого транспорта, что в условиях кризиса, практически, невозможно. Проект закрыли, лимузин утилизировали, а седан после многолетнего простоя на заводе отправился в частную коллекцию топ-менеджера «Лукойла».
Крах советского «демократического» лимузина
В 1988 году проект наконец-то был воплощен в металле. Сотрудники ЗИЛа рассчитывали, что создание нового, более демократичного и скромного представительского авто отлично впишется в государственный дискурс борьбы с роскошью номенклатуры. Прототипы были продемонстрированы делегатам XIX партийной конференции и лично генсеку.
Однако Михаилу Сергеевичу новый автомобиль не понравился, после чего проект был моментально свернут и довольно быстро забыт. Возможно, что подобное решение было продиктовано не только субъективным мнением генерального секретаря, но и имело под собой другие, куда более важные причины. В конце 80-х годов советская экономика уже «дышала на ладан», поэтому, вероятно, на серийное производство нового легкового автомобиля просто не было денег.
Внутри салона ЗИЛ-4102. По сравнению с другими советскими лимузинами он действительно выглядит скромно и демократично.
А ведь планы на ЗИЛ-4102 были грандиозными. На базе этого автомобиля хотели создать целое семейство автомобилей: от базовой модификации, предназначенной для транспортировки региональной номенклатуры, до бронированных лимузинов для высших лиц государства. Более того, благодаря веяниям нового времени ЗИЛ-4102 вполне мог поступить и в свободную продажу. Конечно, обычный советский гражданин вряд ли смог его купить, но для известных артистов, спортсменов, писателей он был бы вполне по карману. На ЗИЛе под масштабный выпуск этой машины планировали кардинально переоснастить производство, закупить новые станки и увеличить штат. Таким образом планировалось довести количество изготовленных автомобилей до тысяч экземпляров.
ЗИЛ-4102 со временем планировали выпустить в свободную продажу
Есть неподтвержденная информация, что наработки, полученные во время создания ЗИЛ-4102, позже были использованы в проекте «Кортеж».
ЗИЛ для последнего президента СССР.История премиального 4102,который так и не пошел в серию.
Всем доброго времени суток и сегодня я хочу рассказать вам про один довольно интересный ЗИЛ, который не пошел в серию, хотя выглядел довольно перспективно.
И так, погнали!
История создания
Все началось с модели ЗИЛ 41047, которая на тот момент была передана Горбачеву, который самостоятельно управлял данным автомобилем, без всяких личных водителей и т.д. Когда Михаил уже накатался и решил, что ему нужен обновленный автомобиль-то в ЗИЛ поступил гос. заказ. Тогда инженеры Завода имени Лихачева принялись разрабатывать новый лимузин для высших чинов. Первые образцы появились уже в 1895 году и тогда планировалось создать версию лимузин 4101 и автомобиль чуть покороче-4102. Так как это был гос. заказ, то работником приходилось буквально батрачить без выходных, дабы успеть создать 4102-ой.
Конструкция и техническая составляющая
Начну с конструкции.
Думаю многие уже заметили то, что автомобиль кардинально отличался от предыдущих лимузинов представительского класса для правительства. А все из-за того, что был разработана новая платформа, а не как обычно. При создании автомобиля использовалась довольно много пластика. В итоге кузов получилось сделать более жестким, но при этом и более легким. При создании подвески использовались технологи и конструкции таких как компаний как Mercedes и Rolls-Royce. И да, тут использовались фары от Volvo 850, так что вам не показалось.
Салон.
Стоит отметить и довольно неплохой салон. Например шумоизоляции тут была на несколько уровней выше, чем у прошлых подобных автомобилей. Также в автомобиле присутствовал бортовой компьютер, который был разработан немецкой компанией на заказ. Ну а сам по себе интерьер был слегка упрощен, но это не делало его хуже, а наоборот только лучше.
Мотор.
На самом деле мотор решили оставить прежним, да и трансмиссию в принципе тоже. Вот его основные характеристики:
- Мощность:
315 л.с. - Мотор:
V8. - Объем:
7.7 литров. - Разгон от 0 до 100 км/ч:
10.5 секунд. - Расход топлива:
18-22 литра на 100 километров.
Дальнейшая судьба
Первые целостные автомобили были собраны уже в мае 1988 года. Правда автомобиль не понравился Горбачеву и он сказал: «Что-то не то. «. Инженеры и дизайнеры так и не поняли что с автомобилем не так, но при этом продолжали тестировать эти экземпляры. Ну и все мы отлично знаем, что произошло в 1991 году. Тогда этот лимузин попросту стал никому ненужным, но у ЗИЛ был шанс. Он в праве были начать производство самостоятельно, правда им были нужны инвесторы, коих не нашлось. И в итоге автомобиль так и не пошел в серию. Сейчас остался один такой ЗИЛ и он принадлежит менеджеру Лукойла.
На этом все. Пишите ваше мнение по поводу данного автомобиля в комментариях.
Первые и последние образцы
Первые два ходовых образца автомобиля собрали силами цеха №6 в мае 1988, уложившись в предписанные сроки. Одна из машин имела классический чёрный цвет, вторая была окрашена в металлик золотистого цвета. Некоторые элементы машины были заимствованными. Примером могут быть головные фары от прототипа «Вольво 850» (в тот момент и ЗИЛ вели активную совместную работу). Во внешнем оформлении автомобилей использовалось намного меньше хрома, чем в предыдущем ЗИЛ-41047. Проведенные ходовые испытания прототипов прошли в целом успешно, показав жизнеспособность автомобиля.
Однако машины не совсем удовлетворили основного заказчика – М. Горбачёва. В традиционной для себя манере он не дал четкой оценки проекту, поэтому завод продолжил работы над проектом. Среди работников завода за машинами закрепились прозвища «Мишка» и «Райка».
Если бы Suzuki Jimny говорил по-русски. НАМИ-ЛуАЗ «Прото»
Не случайно этот автомобиль можно сравнивать с популярным японцем. Он мог пойти в серию, ведь все требования к автомобилю были выполнены. Проходимый, надёжный внедорожник, комфортный, как легковой автомобиль. Металлический каркасный кузов, экономичный двигатель и много возможностей для гаражных мастеров по модернизации автомобиля. К сожалению, Москва в те годы активно продвигала АвтоВАЗ, и все разработки, которые могли оттянуть покупателей у перспективного завода, рубились на корню. Жалеем ли мы об этом? Каждый ответит для себя.