Ту-160 и B-1B. На уровне концепций
Опытный B-1A. Тогда это был высотный сверхзвуковой бомбардировщик. Фото US Air Force
Американский стратегический бомбардировщик Rockwell B-1B Lancer и российский самолет Ту-160 достаточно похожи внешне. Однако они серьезно различаются по тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям. Эти различия в первую очередь обусловлены использованием двух совершенно разных концепций, а также спецификой разработки техники и изменениями требований заказчика.
Первая попытка
Исследования по теме перспективного многорежимного стратегического бомбардировщика стартовали в США еще в начале шестидесятых годов. К концу десятилетия начался конкурс на разработку проекта, победителем которого в 1970 г. стала компания North American Rockwell. Перспективный самолет получил официальное обозначение B-1A.
Ту-160 в полете. Фото Минобороны РФ
ВВС планировали получить бомбардировщик, способный прорывать ПВО противника и наносить удары по объектам на большой глубине. Прорыв предлагалось осуществлять на большой высоте за счет сверхзвуковой скорости. Предполагалось, что оборона противника не сможет вовремя обнаружить бомбардировщик и сбить его до сброса боевой нагрузки. В качестве последней рассматривались бомбы и ракеты со специальной боевой частью.
В 1971 г. компания-разработчик построила полноразмерный макет будущего B-1A, а в 1974-м выкатили первый опытный образец. В декабре того же года состоялся первый полет. Летные испытания показали, что самолет в целом соответствует требованиям заказчика, но все еще нуждается в доводке. На больших высотах полета обеспечивалась скорость до 2,2 М – с максимальной стреловидностью. При минимальной стреловидности бомбардировщик показывал хорошие взлетно-посадочные характеристики.
Один из опытных B-1A в музее. Фото Wikimedia Commons
Согласно планам того времени, во второй половине семидесятых могло начаться серийное производство, а достижение начальной оперативной готовности обеспечивалось к 1979-80 гг. В течение восьмидесятых годов планировалось провести перевооружение.
Советский ответ
Так же в конце шестидесятых началась советская программа разработки нового бомбардировщика. В 1969 г. ВВС выдали требования, согласно которым следовало разработать многорежимный самолет со сверхзвуковой скоростью и высокой дальностью полета. Планировалось, что такая машина на большой высоте с высокой скоростью будет выходить на рубеж и осуществлять запуск ракет большой дальности. За счет этого предлагалось обеспечить прорыв ПВО противника – или исключить необходимость входа в ее зону поражения.
Считается, что к времени выработки задания на будущий Ту-160 советские военные знали об американском проекте. Это повлияло на разработку собственной техники и в итоге привело к определенному внешнему сходству двух готовых машин. Впрочем, отличия двух самолетов проявились уже на стадии проектирования.
Ту-160 на взлете. Фото ОАК
В 1972 г. заказчик сравнил несколько предварительных проектов от разных организаций, и дальнейшее проектирование поручили ОКБ А.Н. Туполева. В дальнейшем проект несколько раз пересматривался и перерабатывался; окончательный эскизный проект утвердили только в 1977 г., что позволило начать подготовку документации для строительства опытного образца.
Первый полет опытного Ту-160 состоялся в декабре 1981 г. В дальнейшем построили несколько машин опытной серии для проведения всех этапов испытаний. Госиспытания завершили в 1989 г. рекомендацией к приему на вооружение. К тому времени несколько самолетов поступили в части ВВС для опытной эксплуатации, а вскоре началось серийное производство.
Отмена и замена
В 1976 г. американские специалисты смогли ознакомиться с аппаратурой угнанного перехватчика МиГ-25 и оценить потенциал советской ПВО. Было установлено, что высотный сверхзвуковой B-1A имеет минимальные шансы прорваться к целям на территории СССР и в этом отношении почти не отличается от дозвукового B-52. Будущее проекта от Rockwell оказалось под вопросом.
Модернизированный B-1B сбрасывает ракету AGM-158. Фото US Air Force
В середине 1977 г. военное и политическое руководство США приняло решение отказаться от B-1A. Вместо производства таких машин предлагалось провести перевооружение наличных B-52, а также усилить наземную компоненту ядерных сил. Кроме того, вскоре запустили программу разработки перспективного малозаметного бомбардировщика – ее итогом позже стал B-2A.
Через несколько лет о B-1A вспомнили, и в начале 1982 г. компания Rockwell получила новый контракт на разработку стратегического бомбардировщика. Имеющийся B-1A следовало переработать по обновленным требованиям, поскольку теперь ВВС желали получить дальний бомбардировщик с иным способом прорыва ПВО. Будущий B-1B должен был лететь к цели на трансзвуковой скорости на малой высоте с огибанием рельефа местности.
Исходный самолет существенно переработали. Он стал тяжелее, получил новые средства управления, новые системы безопасности и т.д. Для повышения живучести усовершенствовали комплекс радиоэлектронной борьбы. Все эти работы не заняли много времени, и уже в 1983-м выкатили первый опытный B-1B Lancer. Первый серийный передали ВВС осенью 1984-го. Производство продолжалось до 1988 г.; построили ровно 100 самолетов.
Российский бомбардировщик на ремонте и модернизации. Фото ПАО «Туполев»
Новая эпоха
Таким образом, к концу Холодной войны у двух сверхдержав появились новые стратегические бомбардировщики – похожие внешне, но отличающиеся по конструкции и возможностям. Кроме того, различия в потенциале самолетов обуславливались их количеством. В течение восьмидесятых годов США успели построить свой B-1B достаточно большой серией, в несколько раз превысившей выпуск советских и российских Ту-160.
В связи со сложным экономическим положением Россия не могла продолжать массовое строительство новых бомбардировщиков. Кроме того, под вопросом оказывались любые мероприятия по модернизации Ту-160. К этому удалось вернуться только в начале XXI в.
В этот же период в США начались работы по обновлению и совершенствованию B-1B. Самолеты получили возможность нести и применять более широкую номенклатуру боеприпасов, также боевые характеристики повышались за счет новых прицельно-навигационных систем. При этом из боекомплекта исключили ядерные вооружения, а соответствующие бортовые приборы сняли.
Эксперименты с подвеской макета гиперзвуковой ракеты на B-1B. Фото US Air Force
Пути модернизации
В последние десятилетия российская промышленность провела модернизацию самолетов Ту-160 и расширила их возможности. В частности, серьезно дополнен боекомплект. Ранее основным оружием бомбардировщиков была стратегическая крылатая ракета Х-55. На ее базе создано неядерное изделие Х-555. Также внедрено новое поколение ракет Х-101/102. Возможно применение свободнопадающих и управляемых бомб разных типов. Разработаны проекты глубокой модернизации Ту-160М/М2, и они не предусматривают изменение концепций применения.
После модернизаций девяностых годов основным оружием B-1B Lancer стали неуправляемые и «умные» бомбы разных типов. Позже появилась возможность применения ракет AGM-158 JASSM. В последнее время неоднократно упоминалась возможность оснащения B-1B перспективными вооружениями, вплоть до гиперзвуковых ракет. Как быстро такие изделия поступят на вооружение – неясно.
После всех модернизаций российский Ту-160 остается сверхзвуковым высотным бомбардировщиком, главной задачей которого является доставка к рубежу пуска крылатых ракет. Самолеты выполняли ее как в ходе многочисленных учений, так и в рамках сирийской операции. Таким образом, основная концепция проекта, выработанная полвека назад, практически не изменилась и до сих пор вносит существенный вклад в обороноспособность страны.
Сброс ракеты Х-55 из грузоотсека Ту-160. Фото Минобороны РФ
Американские проекты B-1A/B не могут похвастать такой «стабильностью». Исходный проект закрывали и переделывали, изменяя его ключевые положения. Сверхзвуковой ракетоносец превратился в трансзвуковой бомбовоз и лишился ядерного оружия, но затем вновь приобрел ракеты. Кроме того, современные методики предусматривают высотный полет как основной способ боевого применения, что заставляет вспомнить опытные B-1A.
Стабильность против изменений
Российский бомбардировщик Ту-160, проходя новые модернизации, сохраняет свое место в ВВС и СЯС. Он выполняет изначально задуманные задачи, хотя и получает новые вооружения и функции – и при этом пользуется уважением. Его американский «коллега» B-1B оказался менее удачливым. Его считают едва ли не самым неудачным представителем стратегической авиации США.
Весьма вероятно, что такие результаты двух проектов прямо связаны с использованием и развитием базовых концепций. Самолет, доведенный до службы в изначальном виде, оказался более удачным и имеет большие перспективы. Другой образец, после всех переделок и доработок, планируют заменять при первой же возможности. И внешнее сходство с российским Ту-160, похоже, его не спасет.
Новое в блогах
Предистоия
После принятие на вооружение стратегических бомбардировщиков В-52 американские стратеги задумались над тем, какой должен быть сделан следующий шаг. Логичным было бы построить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, причем, скорость по-максимуму и высотность по максимуму. Дело было в первой половине 50-х годов и эти два показателя казались решающими для прорыва ПВО противника. Военные решили, что им нужны стратегические бомбардировщики с максимальной скоростью М3,3, крейсерской М3 и с практическим потолком более 23 км. Конструкторы фирмы North American Aviation поднапряглись и 21 сентября 1964 года в воздух поднялся ХВ-70 Валькирия.
А весной 1966 года Валькирия забралась на высоту 23 км, преодолела тройную скорость звука и вышла на крейсерский режим полета 3М. Но ещё до первого полета, в 1962 году от концепции сверхскоростного высотного стратегического бомбардировщика отказались и Валькирия даже в самый первый полет отправлялась в статусе «экспериментального самолета», а не прототипа бомбардировщика. Причина была простой: скорость и высотность больше не гарантировали способность прорвать ПВО потенциального противника. Зенитно-ракетные комплексы ПВО заставили изменить концепцию будущего стратегического бомбардировщика. От ВВС ХВ-70 перешел в ведение НАСА, а в 1969 году занял своё место в музее.
СССР «принял вызов» и в КБ Сухого создали Т-4 Сотка — 3-маховый бомбардировщик, правда, поменьше Валькирии
Первый полет Сотки состоялся через 3 года после того, как Валькирия обрела себе новый дом — в музее. Т-4 выполнил 10 испытательных полетов и вдруг проект был закрыт. Кто-то увидел Валькирию в музее, доложили в ЦК, что американцы от 3-маховых отказались в пользу менее скоростных и менее высотных бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. В январе 1974 года Сотку закрыли, а в ноябре того же года в США впервые взлетел Роквелл В-1А. Соответственно, по «высочайшему повелению» Сухой и Мясищев передали все разработки по тематике сверхзвукового стратегического бомбардировщика своему учителю, Андрею Николаевичу Туполеву. Мясищев сделал проект почти полностью повторяющий В-1А. Вот на проекте Мясищева и был основан проект Ту-160.
История В-1(А/В)
В первой половине 60-х годов ХХ века в мире авиации сформировалась идеология конструкций с изменяемой геометрией крыла. Эту идею обсасывали немцы ещё во время войны, потом она разрабатывалась в США и Англии. В 1964 году начал летать F-111. Чуть раньше, на фирме Роквелл начали проектировать будущий В-1, в рамках программы Advanced Manned Strategic Aircraft (AMSA). За основу была принята идея стратегического бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла. В апреле 1969 года самолет получил официальное название В-1А, а 23 ноября 1974 года первая машина поднялась в воздух.
Это был довольно скоростной (М2,5), довольно высотный (до 19 км) бомбардировщик с приличной дальностью (до 10 тысяч км), способный нести до 34 тонн бомбовой нагрузки (дозвуковой В-52 брал чуть меньше бомб — до 31,2 т). Военные были довольны, но президент Картер программу заморозил. Когда Рейган сменил этого, по мнению большинства американцев, худшего президента страны в ХХ веке, программа получила второе дыхание. И военные тоже сформировали новые требования.
Поскольку ни большая высота, ни высокая сверхзвуковая скорость не обещали прорыва ПВО, они попросили конструкторов сделать так, чтобы радиолокационная заметность была как можно меньше и чтобы прорыв ПВО проходил на сверхмалой высоте с огибанием рельефа местности, по примеру F-111. При этом, военные не возражали на радикальном снижении максимальной скорости на высоте. Новая модификация получила название В-1В.
Конструкторы фирмы Роквелл внедрили технологии полета на сверхмалой высоте с огибанием рельефа местности на высокой дозвуковой скорости, установили радар с пассивной фазированной решеткой и синтетической аппертурой, увеличили бомбовую нагрузку и подняли дальность до 12 тыс.км., добавили кое какие технологии, снижающие радиолокационную заметность. Конечно, В-1В не стелс, но его фронтальная ЭПР была снижена до 0,77-0,78 кв.м.
С такой радиолокационной заметностью, да на высоте 60 метров, да на скорости свыше 1100 км/час, даже сейчас шансы на прорыв самых современных российских ЗРК расцениваются на уровне 85%.
2 октября 1981 года Рональд Рейган объявил о заказе сотни бомбардировщиков В-1В. Через 2 года фирма начала серийное производство за 5 лет, и до 1988 года, произвела ровно 100 самолетов этой модели. На сегодняшний день на вооружении ВВС США состоит 61 самолет В-1В.
Ту-160
Узнав, что американцы отказались от Валькирии в пользу В-1, советское руководство решило, что американцы выбрали рациональное направление. ГРУ уже года 4 старательно таскало к Мясищеву всю добытую конструкторскую и технологическую информацию по оригинальной версии В-1А. Когда было принято решение передать разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика в руки Туполева, наработки КБ Сухого и проект копии В-1 от КБ Мясищева плавно перекочевали в КБ Андрея Николаевича. Решение передать проект Туполеву было неслучайным — там хорошо освоили процесс копирования американских и европейских самолетов.
Туполев очень старался, но уровень технологий советской авиапромышленности не позволял скопировать американский самолет 1:1. Как известно, «советские микрочипы — самые большие микрочипы в мире!». С миниатюризацией дело было плохо, все узлы и агрегаты получались больше по габаритам и тяжелее. Пришлось пойти на некоторое увеличение габаритов и веса самолета, зато смогли добавить немного бомбовой нагрузки. И получился Ту-160.
В 95-м году, к 50-летию победы над гитлеровской Германии, в Украину, на аэродром, где базировались Ту-160 украинских ВВС (ещё не уничтоженные), прибыли американские пилоты-ветераны, совершавшие «челночные» операции по бомбардировке Рейха. Их принимали с большим почетом и уважением, а под завязку мероприятий, позволили им зайти в пилотскую кабину Ту-160. Американские ветераны были поражены — многие приборы были им хорошо знакомы ещё по В-29.
Сказывается, что Туполев начинал копировать американские самолеты как раз с этих самых В-29. Конечно, появилось много нового, появились джойстики вместо штурвалов, парочка кинескопных экранов, но компоновка и очень многие приборы перешли из Ту-4 «Сверхкрепости». Всё-таки, это не Лансер
Ниже я привожу сравнительную таблицу характеристик всех 3 самолетов. Выводы делайте сами.
Характеристика | Ед. Изм. | Ту-160 | В-1А | В-1В |
Экипаж | чел | 4 | 4 | 4 |
Длина | м | 54.1 | 46 | 46 |
Размах крыльев | ||||
при минимальном угле стреловидности | м | 55.7 | 41.67 | 41.67 |
при максимальном угле стреловидности | м | 36.5 | 23.84 | 23.84 |
Минимальный угол стреловидности | град | 20 | 15 | 15 |
Максимальный угол стреловидности | град | 65 | 67.5 | 67.5 |
Высота | м | 13.1 | 10.24 | 10.24 |
Масса пустого | т | 110 | 64.86 | 86.18 |
Максимальный взлетный вес | т | 275 | 176.8 | 216.365 |
Практический потолок | м | 16000 | 18900 | 18290 |
Полет на сверхмалой высоте с огибанием рельефа | нет | нет | да | |
Крейсерская скорость | км/час | 960 | 1150 | 1150 |
Практическая дальность без дозаправки | км | 12300 | 9812 | 12000 |
Максимальная скорость на высоте 12 км | км/час | 2220 | 2300 | 1328 |
Максимальная скорость /на высоте прорыва | км/час/м | 1030/300 | н/д | 1160/30 |
Боевая нагрузка | кг | 40000 | 34020 | 60690 |
Фронтальная ЭПР (эфф. пл. рассеивания) | кв.м. | 27.8 | 32.46 | 0.77 |
Количество самолетов на вооружении | шт | 16 | 0 | 61 |
А на закуску — фильм из серии Знаменитые Самолеты.
Эксперт сравнил крылатую гордость России Ту-160 с американским стратегическим бомбардировщиком В-52
В эпоху холодной войны США и Советский Союз в течение нескольких десятилетий устрашали друг для друга угрозой уничтожения противника с помощью ядерного оружия. Усилия миллионов человек и несметные средства тратились на разработку и размещение систем вооружения, оснащенных самыми современными технологиями, чтобы гарантировать полное уничтожение вражеского государства в случае, если холодная война перейдет в горячую стадию.
В процессе этой гонки вооружений обе стороны создали бомбардировщики, способные пересекать океаны и континенты, чтобы сбрасывать ядерные бомбы непосредственно на территорию врага. Впоследствии, когда это стало невозможным из-за усовершенствования систем ПВО, на этих самолетах стали размещать ракеты для запуска в максимальной близости от цели. Кажется невероятным, что некоторые из этих чудес инженерной мысли 1950-х — 1970-х годов продолжают летать и сегодня, через 26 лет после развала Советского Союза и окончания холодной войны, для участия в которой они были разработаны.
За штурвалами некоторых самолетов сидят внуки их первых пилотов, и эти аппараты не теряют своей эффективности. Их модернизируют, чтобы не снимать с вооружения, например, американские B-52 или российские Ту-95 (Bear — «Медведь» по классификации НАТО), или возобновляют их производство для выпуска новых моделей, в частности, российского Ту-160. Гиганты времен холодной войны останутся с нами на долгие годы, некоторые из них прослужат более ста лет, а это целая вечность для самолета.
Boeing B-52 Stratofortress
Контракт на разработку стратегического бомбардировщика B-52 был заключен в 1946 году, первый полет этого аппарата состоялся 15 апреля 1952 года, в 1955 году он был поставлен на вооружение ВВС США. По прошествии 62 лет этот модернизированный и модифицированный самолет продолжает летать и участвовать в боевых действиях. B-52 Stratofortress (летающая крепость) разрабатывался как межконтинентальный реактивный бомбардировщик-носитель неуправляемых ядерных бомб для нанесения ударов по городам и стратегически важным объектам инфраструктуры СССР.
Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160
Ядерные бомбы ни разу не сбрасывались с этих самолетов, которые использовались в оперативно-тактических целях во всех вооруженных конфликтах с участием США, начиная с 1965 года — войны во Вьетнаме. Зато с них сбрасывались тысячи тонн неуправляемых и управляемых бомб с обычным зарядом, и сейчас они продолжают бороздить небо, иногда пилотируемые внуками своих первых командиров. Между собой летчики называют этот бомбардировщик Бафф (Buff). Это акроним, образованный из слов Big Ugly Fat Fucker (большой, уродливый, толстый тип).
Длина самолета — 48,5 метра, размах крыльев — 56,4 метра, площадь крыла — 370 квадратных метров. Высота вертикального стабилизатора — 12,4 метра, масса пустого самолета — 83,25 тонны, максимальная взлетная масса — 220 тонн, что позволяет ему нести 31,5 тысячи килограмм вооружения и 181 тысячу литров топлива.
Бомбардировщик имеет стреловидные крылья (угол стреловидности 35 градусов), с них свисают четыре спаренных отсека с турбореактивными двигателями TF-33 производства Pratt & Whitney. Аппарат может развивать максимальную скорость до 1046 км/ч (650 миль в час или 0,86 махов). Максимальная дальность полета без дозаправки в воздухе составляет 14 тысяч километров (перегоночная дальность — более 16 тысяч километров), но при дозаправке в воздухе максимальная дальность полета зависит от выносливости экипажа. Самолет может летать на высоте до 15,24 тысячи метров. Экипаж состоит из пяти человек (командира, второго пилота, штурмана, радиста-стрелка и инженера-электронщика), хотя иногда в нем размещались и артиллеристы для ведения огня из зенитных орудий, снятых с аппарата в его последних модификациях.
B-52, разработанный для транспортировки большой массы бомбовой нагрузки, оснащен большим внутренним грузовым отсеком и четырьмя подкрыльными системами подвески вооружения, благодаря чему аппарат может нести разнообразные виды неуправляемых и управляемых бомб (ядерных, кассетных и обычных), а также ракеты воздух-поверхность, предназначенные для удара как по наземным, так и по надводным целям, мины, системы радиоэлектронного подавления общей массой до 31,5 тонны. Всего было построено 744 аппарата в восьми модификациях (от A до H), последний самолет покинул заводской цех 26 октября 1962 года.
По мере разработки новых моделей бомбардировщика совершенствовалась его конструкция и устанавливаемое на борту электронное оборудование, изменялось строение хвостовой части, включая место расположения хвостовых пулеметов (которые впоследствии были сняты с аппарата). Также самолеты оснащались новыми целеуказателями, системами ведения радиоэлектронной борьбы, модифицированными моделями двигателей большей мощности и с меньшим потреблением топлива. В настоящее время ВВС США имеют на вооружении около 70-ти бомбардировщиков В-52 в полной боевой готовности, и еще 20 находятся в резерве. Все аппараты относятся к модификации H, прошли модернизацию с продлением срока службы.
Первыми боевыми задачами этих самолетов, разработанных изначально для участия в ядерной войне, стали так называемые ковровые бомбардировки с использованием неуправляемых бомб с обычным зарядом (во время войны во Вьетнаме) наподобие тех, что применялись во время Второй мировой войны. На протяжении американской военной кампании в Персидском заливе В-52 осуществляли бомбардировки с большой высоты, а также наносили удары по целям с малой высоты, включая ракетные удары.
Сегодня американские стратегические бомбардировщики используются в Сирии, Афганистане и Ираке в качестве самолетов поддержки на большой высоте с использованием управляемых боеприпасов. Благодаря своему боевому радиусу и высокой живучести, эти аппараты являются идеальными «летающими арсеналами» для сбрасывания управляемых бомб (с лазерным наведением или по GPS) по команде с земли. Оснащение самолетов модулем Litening c 2007 года позволило применять их для выполнения вышеупомянутых задач. Помимо этого, B-52 может использоваться для патрулирования морских акваторий и принимать на борт мины или ракеты Harpoon. Скорость и дальность полета бомбардировщика позволяет ему облетать обширные территории в ходе поисковых операций.
За долгие годы службы B-52, по меньшей мере, 11 аппаратов было потеряно в результате авиакатастроф, включая B-52G, который 17 января 1966 года столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135 Stratotanker в небе над испанской деревушкой Паломарес (провинция Альмерия). На землю упали четыре термоядерных бомбы, находившихся на борту бомбардировщика, вызвав радиационное заражение местности. Еще 30 самолетов было потеряно во время войны во Вьетнаме: из них не менее десяти было сбито противником, и пять получили такие серьезные повреждения, что с трудом смогли долететь до аэродромов союзников. В свою очередь, стрелки двух самолетов B-52D сбили из хвостовых пулеметов два истребителя МиГ-21. В настоящее время B-52 продолжают выполнять боевые задачи в Сирии и Ираке, нанося удары по позициям террористических группировок, включая «Исламское государство» (организация запрещена в РФ — прим. пер.), и выполняют полеты для «демонстрации силы» в зонах повышенной международной напряженности: Прибалтике, Восточной Европе или Южно-Китайском море.
Последний выпущенный самолет B-52 находится в эксплуатации 55 лет и имеет десятки тысяч часов налета, но конструкция этих аппаратов в стиле 50-х годов и неоднократные модернизации и модификации позволяют эксплуатировать их еще долгие годы. Именно на это направлено новое предложение о замене двигателей американских бомбардировщиков — их самого слабого звена. ВВС США запросили около десяти миллионов долларов на проведение работ по изучению вариантов замены последней версии двигателей TF-33 Pratt & Whitney на самые современные силовые установки, что должно снизить расходы на эксплуатацию самолетов (стоимость летного часа, расход топлива) и увеличить дальность полета.
Стоимость усовершенствования парка бомбардировщиков B-52, включая перестройку грузового отсека для обеспечения возможности его загрузки управляемыми боеприпасами, составляет 227 миллионов долларов. В период с 2022 по 2022 годы предполагается потратить 1,34 миллиарда долларов на модернизацию радиолокационных установок и оснащение аппаратов новыми системами. ВВС США намерено продолжать эксплуатацию «Баффов» до 2040 года, когда этому самолету исполнится 100 лет. И он продолжит наносить бомбовые удары.
Ту-160 «Белый лебедь»
Советским аналогом американского B-52, по сути, был турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 со стреловидным крылом, разработанный для выполнений тех же боевых задач в ту же эпоху, который также продолжает эксплуатироваться в настоящее время. Но более интересным примером в том, что касается модернизации, является, без сомнения, последователь этого самолета — Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack — «Блэкджек» по классификации НАТО). Этот аппарат относится к следующему поколению бомбардировщиков, и он поистине достоин уважения.
Ту-160, разработка которого началась на конкурсной основе в 1972 году, должен был стать конкурентом американских моделей XB-70 Valkyrie или B-1A, которые так и не были поставлены на вооружение. В рамках реализации этой задачи ОКБ Туполева создал монстра: самый большой и самый тяжелый в мире боевой самолет с изменяемой геометрией крыла, способный развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука, и самый быстрый в мире бомбардировщик, стоящий на вооружении в настоящее время. Все это стоило так дорого, что сегодня осталось лишь 16 таких аппаратов, которые могут эксплуатироваться. Но они обладают таким потенциалом, что российское Министерство обороны планирует возобновить производство этого самолета.
По внешнему виду Ту-160 напоминает американский самолет Rockwell B-1 Lancer в увеличенном виде. Российский бомбардировщик имеет большие размеры, чем его американский аналог (длина — 54,1 метра по сравнению с 44,5 метра; максимальный размах крыла — 55,7 метра по сравнению с 41,8 метра), он более тяжелый (максимальная взлетная масса — 275 тонн по сравнению с 216 тоннами), более быстрый (максимальная скорость — 2 маха по сравнению с 1,25 маха), может нести в грузовом отсеке больше вооружения (40 тонн по сравнению с 34 тоннами). Он разрабатывался как ракетоносец, грузовые отсеки оборудованы двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых может нести по шесть крылатых ракет Х-55 (с обычным и ядерным зарядом и радиусом действия до 2,5 тысячи километров) или по 12 аэробаллистических гиперзвуковых ракет Х-15 (ядерных или противокорабельных) малой дальности (до 300 километров).
Максимальная дальность полета Ту-160 без дозаправки в воздухе — 12,3 тысячи километров, боевой радиус — около 7 тысяч километров, он оборудован штангой топливоприёмника воздушной дозаправки, которая используется в редких случаях. Максимальная высота полета — 15 тысяч метров. Хотя самолет строился без применения технологии Stealth, ряд конструктивных особенностей снижают его радиолокационную заметность, например, по сравнению с B-52.
В апреле 1987 года 184-й гвардейский Полтавско-берлинский краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк в Прилуках (на территории Украинской ССР) был оснащен бомбардировщиками Ту-160, но после выпуска 36 аппаратов произошел развал Советского Союза, что повлияло на дальнейшую судьбу Ту-160.
После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, Украина национализировала все Вооруженные силы, находящиеся на ее территории. На аэродроме в Прилуках находилось 19 «Белых лебедей», которые присвоила себе Украина, хотя большинство пилотов и авиатехников предпочли уехать в Россию.
В 90-е годы эти самолеты постепенно выходили из строя из-за отсутствия необходимого ремонтно-восстановительного обслуживания. Россия и Украина вели переговоры о возможной продаже этих самолетов. Украине они были не нужны, но запрошенная цена (около 3 миллиардов долларов) была слишком высока для Москвы. После долгих пререканий и утилизации одного аппарата по договору о ядерном разоружении Украины стороны пришли к соглашению: с учетом списания части долга по закупкам газа, Россия должна была заплатить Украине 285 миллионов долларов за восемь Ту-160, находящихся в лучшем состоянии, три Ту-95МС и 575 ракет Х-55М. После необходимой подготовки, в период с ноября 1999 года до февраля 2001 года, Ту-160 были перебазированы на российскую авиабазу вблизи города Энгельс Саратовской области.
В составе 121-го гвардейского Севастопольского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, базирующегося на аэродроме под Энгельсом, уже было шесть аппаратов Ту-160, к ним добавилось еще восемь бомбардировщиков, переданных Украиной, и несколько самолетов, которые достраивались российским Министерством обороны уже после развала СССР. После ряда авиакатастроф и ввода в строй новых ракетоносцев сейчас на вооружении ВВС РФ находится 16 Ту-160 (в модификации Ту-160M), хотя считается, что только 11 из них находятся в состоянии полной боевой готовности. Эти аппараты осуществляли демонстрационные полеты в Южной Америке (в 2008 году в Венесуле и в 2013 году в Колумбии). В ноябре 2015 года бомбардировщики Ту-160 впервые приняли участие в боевых действиях, нанося удары крылатыми ракетами по целям в Сирии.
С учетом мощности и потенциала этих аппаратов, нет ничего удивительного в том, что российское Министерство обороны захотело увеличить парк Ту-160. Появилась идея возобновить производство этих самолетов (один аппарат в два-три года) и довести их количество до 30 к 2030-2040 годам. Ракетоносцы будут выпускаться в модификации Ту-160М2 и, по официальным данным, будут оснащены новыми комплектующими на 60%, включая новые силовые установки, которые должны увеличить дальность полета Ту-160 приблизительно на тысячу километров и высоту полета до 18 тысяч метров.
В бортовую систему самолета планируется встроить новейшие высокоточные приборы, которые позволят стрелкам использовать «интеллектуальные» боеприпасы, а также радиолокационные системы и средства связи последнего поколения. Еще одним важным изменением будет замена всего оборудования украинского производства, так как сейчас, когда отношения между Россией и Украиной накалились, его ввоз является невозможным. Возобновление производства Ту-160 затормозит реализацию программы разработки перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), но продлит срок службы аппарата, который в этом случае может оставаться в строю более 50 лет. И тогда никто не сможет сказать, что «старики» ни на что не годятся.
Автор: Пепе Сервера (Pepe Cervera), El Confidencial, Испания. Использован перевод интернет-проекта «ИноСМИ.Ру».
Эксперты американского военного журнала The National Interest сравнили боевой потенциал российского стратегического бомбардировщика Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») и самолета ВС США B-1. Как отметили иностранные аналитики, Ту-160 имеет превосходство над B-1 в скорости. Специально для своих читателей «ПолитРоссия» представляет эксклюзивный пересказ материала.
Бомбардировщики Ту-160 и B-1 очень похожи, однако это совершенно разные самолеты, пишет NI. Самолет B-1A первоначально проектировался как высотный сверхзвуковой бомбардировщик, но программу заморозили, когда стало понятно: новинка не сможет выжить против советских средств ПВО. Уже при новой администрации в Вашингтоне проект бомбардировщика получил новую жизнь. Пентагон не стал делать ставку на возможность авиатехники идти на сверхзвуковых скоростях на больших высотах, а оптимизировал ее под малые высоты.
wikipedia.org / Public Domain
Обновленный B-1B потерял в скорости: вместо 2,0 Маха теперь она составляет всего 1,25. При этом самолет сделали более незаметным, в том числе по радиолокационному фону. Затем, в начале 2000-х, Пентагон модернизировал бомбардировщик, обновив систему прицеливания самолета до Sniper XR.
Пентагон использовал бомбардировщик B1-B для военных операций в Ираке и Афганистане, где была выявлена одна из его слабостей: американский самолет не сможет действовать в районе, где у противника будет хорошая система ПВО.
«Ту-160 похож на В-1B, но это совсем другой самолет. Советский Союз разрабатывал «Блэкджек» в первую очередь как средство нанесения ядерного удара во время третьей мировой войны. Советский Союз проектировал реактивный самолет как средство доставки крылатых ракет с ядерными боеголовками на территорию противника», – пишет NI.
Как отмечают американские эксперты, Ту-160 намного больше и намного быстрее, чем B-1B. Российский бомбардировщик имеет максимальную взлетную массу более 279 тонн и максимальную скорость более 2,05 Маха. У B-1B эти показатели гораздо ниже: чуть более 216 тонн и 1,25 Маха
wikipedia.org / Alex Beltyukov / CC BY-SA 3.0
Также аналитики NI подчеркнули, что Ту-160, вооруженный крылатыми ракетами большой дальности, такими как Х-55МС, способен эффективно выполнять поставленные задачи даже в современных конфликтах. При этом в статье добавили: в ближайшем будущем Россия вооружит свою армию еще более эффективными модернизированными Ту-160М2. Последний Москва уже заменит на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) – этот стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения сейчас разрабатывается .
Ранее «ПолитРоссия» писала о том, что NI раскрыл, чем антироссийские санкции грозят США.