Боевая машина десанта БМД-4М с установленной дополнительной бронезащитой Воздушно-десантные войска всегда были элитой — сначала в Советской, а затем и в Российской армии. Они отличаются от обычных сухопутных подразделений не только повышенным уровнем боевой подготовки, но и особым оснащением, частью которого, начиная еще с 60-х годов прошлого века стали боевые машины десанта. Наиболее современным образцом этой легкой бронированной техники являются БМД 4М. Их серийное производство продолжается с 2015 года, однако, «биография» новых боевых машин началась значительно раньше и была довольно непростой.
История разработки боевой машины десанта БМД-4М
В 80-е годы прошлого века в Советской армии произошла смена поколений лёгкой бронетехники: мотострелковые войска получили БМП-2, а воздушно-десантные – БМД-2. Эти машины отличались между собой по компоновке и общему весу, но были унифицированы по вооружению, главным элементом которого являлась автоматическая тридцатимиллиметровая пушка 2А42.
По всей видимости, как военные заказчики, так и конструкторы бронетехники планировали и далее обеспечивать «огневое равенство» обычной пехоты и десантников. Между тем еще в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, вооружение которой было радикально усилено за счет нового орудия 2А70 калибром 100 мм. Попытка установить такую же пушку на БМД грозила недопустимо увеличить её массу.
Несмотря на эти опасения, уже при проектировании будущей БМД-3 изучалась возможность использования на ней тех же видов оружия, что и на БМП-3. Расчеты показали, что вес такой машины будет превышать 18 тонн. Это означало, что основной военно-транспортный самолет Ил-76 сможет взять на борт только две БМД, что не устраивало командование воздушно-десантных войск.
БМД-3 – машина, на базе которой была сделана первая модификация БМД-4
В итоге БМД-3 осталась с той же пушкой 2А42, что и БМД-2, отличаясь от последней системой управления оружием и несколько усиленной бронёй. В качестве «полумеры» для увеличения уровня вооруженности новую машину оснастили автоматическим гранатомётом. В 1990 году БМД 3 приняли на вооружение, однако, весь объем её последующего серийного выпуска составил только 137 единиц.
В результате к началу двадцать первого века российские ВДВ пришли с морально устаревшими БМД-1 и БМД-2. Обе эти машины уже не могли обеспечивать полноценную огневую поддержку на поле боя. Предвидя такую ситуацию, конструкторы Волгоградского тракторного завода еще в 1997 году решили вернуться к старой идее и попытаться модернизировать БМД-3, установив на ней боевое отделение «Бахча-У», как и на БМП 3.
В последний день 2004 года обновленная боевая машина десанта получила название БМД-4. Уже через несколько месяцев первые образцы поступили в воздушно-десантные войска. Следует отметить, что еще в период разработки конструкторам удалось добиться от заказчиков некоторого смягчения требований к весу машины. Поначалу военные хотели, чтобы масса БМД-4 была той же, что и у БМД-3, но после долгих и мучительных переговоров стороны сошлись на ограничении в 13 200 килограммов. Другие полученные на БМД 4 технические характеристики заказчиков вполне устраивали.
В реальности же вес составил 13,6 тонны, что сразу же вызвало немало претензий, хотя и так было ясно, что установить стомиллиметровую пушку с боекомплектом и не утяжелить машину физически невозможно.
Десантирование бронетехники из Ил-76 – именно для обеспечения такой возможности от конструкторов требовали снижения массы БМД
Стремясь снизить массу, конструкторы сняли с БМД автоматический гранатомёт и несколько уменьшили боекомплект тридцатимиллиметровой пушки, но добиться полной «компенсации» при этом не удалось.
Несмотря на целый ряд позитивных отзывов, Министерство обороны не спешило с заказами на БМД-4. Причины этого вскрылись несколько позже, но Волгоградскому тракторному заводу это уже не помогло – в 2005 году предприятие обанкротилось, и было фактически упразднено. Поскольку воздушно-десантные войска по-прежнему нуждались в обновлении своего парка бронетехники, проект БМД-4 был передан «Курганмашзаводу», производителю БМП-3.
Уже в 2008 году был продемонстрирован переделанный вариант боевой машины десанта, получивший обозначение БМД-4М. Конструкторы «Курганмашзавода» существенно изменили геометрию бронекорпуса, приблизив её к БМП-3, и установили более мощный двигатель, что позволило немного повысить скорость и маневренность. В то же время комплект вооружения остался прежним. Казалось, что проект, наконец, сдвинулся с мёртвой точки, однако, тут-то и всплыли остававшиеся до этого «под ковром» противоречия среди военного руководства.
В апреле 2010 года В.А. Поповкин, первый заместитель министра обороны России, от имени этого ведомства сказал, что никаких закупок БМД-4М не планируется. Новую машину немедленно начали яростно критиковать – на этот раз вполне публично. Особое возмущение высказывалось относительно низкого уровня защиты экипажа и высокой закупочной цены (примерно на 10% больше, чем у танка Т-90А). Дело дошло до заявлений о необходимости приобретения иностранной военной техники для ВДВ.
Боевая машина пехоты БМД-4 на улицах Москвы в 2008 году
В 2012 году БМД-4М в очередной раз «похоронил» Н.Е. Макаров, начальник генерального штаба ВС РФ, который попутно обругал еще и БМП-3. Между тем были у новой машины и сторонники. При этом нетрудно было заметить, что против БМД-4М выступали генералы из «обычных» сухопутных войск, в то время как их оппонентами являлись представители ВДВ. Наиболее же авторитетным «защитником» новой машины стал В.А. Шаманов.
Следует учитывать, что с 2007 по 2012 год Министерством обороны руководил А.Э. Сердюков, который относился к воздушно-десантным войскам с откровенной неприязнью, поскольку они явно «не вписывались» в проводимую им реформу. Какое-то время даже стоял вопрос о полном упразднении ВДВ. Разумеется, десантники не могли смириться с подобным отношением, что привело к долгой и бессмысленной «войне», одной из жертв которой вполне могла стать и БМД-4М.
Лишь в 2016 году было принято решение о принятии на вооружение новой боевой машины десанта. Объем серийного выпуска БМД-4М составил свыше 180 единиц, производство продолжается. Более того, планируется изготовление новых видов десантной бронетехники на шасси этой машины. Сбудутся ли эти замыслы, сказать сложно, потому что финансовое положение «Курганмашзавода» довольно тяжёлое – вот уже много лет предприятие буквально балансирует на самом краю пропасти, а другого производителя в России сейчас просто нет.
«» стратегического назначения
В павильоне корпорации «Тактическое ракетное вооружение» представлены ракеты и бомбы, которыми наши Воздушно-космические силы «задолбили» в мелкую пыль террористов всех мастей в Сирии.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Бомба КАБ-500Кр.
— КАБ-500Кр работает по принципу «сбросил – забыл», — рассказал еженедельнику «Звезда» Петр Николаенко. – Эта корректируемая авиационная бомба с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения и бетонобойной боевой частью способна «запомнить» местоположение цели и самостоятельно корректировать свой полет до удара по противнику. Неотвратимое оружие, супербомба. Американцы с такой аппаратурой дорогущие крылатые ракеты делают, а у нас с ней – недорогие, но высокоточные авиабомбы. Конечно, мы – впереди.
Петр Николаенко — специалист оборонного предприятия с совершенно «мирным» названием ГНПП «Регион». Остановившись у другого стенда на форуме, мы с фотокором, не сговариваясь, дружно вспомнили старый анекдот.
«ТАСС уполномочен заявить, что вчера четыре вражеские дивизии перешли границу и напали на мирно пашущий советский трактор. Шквальным ракетно-артиллерийским огнем трактор отразил вероломное нападение, при этом уничтожив 30 танков и до 10000 солдат противника. После чего, включив маршевые двигатели, сельхозтехника скрылась в околоземном космическом пространстве. Тракторист майор Петров представлен к ордену. Председатель колхоза генерал-полковник Сидоров предупреждает: если инцидент повторится, то на поле выйдут советские сеялки, веялки и комбайн с вертикальным взлетом».
Ну а что еще можно было вспомнить, когда под вывеской АО «» мы увидели огромную активно-реактивную мину для 240-мм самоходного миномета артиллерии резерва Верховного Главнокомандования «Тюльпан» и еще пару десятков боеприпасов?!
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Продукция АО «.
— В июне 1943 года с нашего завода отправились на фронт первые вагоны со снарядами для 100-мм полевых пушек, — говорит первый зам. гендиректора кировского предприятия Александр Максен. – С тех пор все отечественные снаряды калибров от 76 до 152 мм – нашего производства. Технологии у нас отработаны настолько, что мы готовы в любой момент перейти на массовый выпуск любых современных боеприпасов.
Цели и задачи
Боевая машина десанта БМД-4М создана для решения следующих основных задач:
- Перевозка бойцов ВДВ в ближнем и оперативном тылу;
- Уничтожение огневых точек, бронетехники, укреплений и живой силы противника;
- Обеспечение защиты бойцов ВДВ на поле боя от огня стрелкового оружия и осколков наиболее распространенных видов снарядов и мин.
БМД-4М во время выполнения марша на учениях
Основное качество, отличающее БМД от обычной боевой машины пехоты – она может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом, причем вместе с экипажем.
Главное, чтобы костюмчик сидел…
— В воде не тонет, в огне не горит, — ведущий специалист пермского ЗАО «Кираса» Сергей Корелин предлагает попробовать спецткань боевого защитного комплекта 6Б49 на ощупь.
Ткань как ткань. Плотная.
— Ее не пробивает осколок, летящий со скоростью 240 метров в секунду, — говорит Корелин. – Спецвставки на суставах, например, наколенники, держат удар поражающего элемента, который летит на скорости 540 метров в секунду. Это – первый класс защиты!
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Ведущий специалист пермского ЗАО «Кираса» Сергей Корелин представляет средства индивидуальной бронезащиты и боевой экипировки.
Средства индивидуальной бронезащиты и боевой экипировки разработки и производства пермской «Кирасы» спасли немало солдатских жизней при ведении боевых действий на Северном Кавказе. Сейчас ЗАО «Кираса» — поставщик ЦНИИточмаша, головного предприятия по созданию боевой экипировки российского солдата «Ратник». Помимо защитного костюма, пермяки поставляют для комплекта защитные перчатки, экраны бедер, вентилирующую футболку и «хитрый» теплоизолирующий коврик.
— На нем можно спать на земле, на снегу, — рассказал Сергей Корелин. – А при форсировании водной преграды он легко трансформируется в элемент положительной плавучести.
Рядом с уже поставляемой в войска «ратниковской» экипировкой представлена инициативно разработанная боевая защита «Пермячка-ММ». По словам Корелина, это в сфере индивидуальной защиты бойца на поле боя – «просто космос».
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Обращение Президента России Владимира Путина к участникам и гостям МВТФ «Армия-2018».
Цитата
«По традиции этот масштабный смотр новейших разработок оборонной промышленности собирает ведущих российских и зарубежных специалистов, служит востребованной площадкой для обсуждения вопросов военно-технического сотрудничества и, конечно, содействует укреплению партнерских контактов между оборонными ведомствами разных стран…
Убежден, что обширная программа форума вновь убедительно продемонстрирует огромный потенциал наших оружейников: конструкторов, инженеров, рабочих. Именно их руками, талантом создается уникальная техника для армии и флота России».
Президент России Владимир Путин, из обращения к участникам и гостям МВТФ «Армия-2018», 21 августа 2018 года.
Описание конструкции
По своему внутреннему устройству БМД-4М во многом похожа на более ранние гусеничные машины для ВДВ, прежде всего, на БМД-3, однако, инженеры «Курганмашзавода» внесли в конструкцию целый ряд изменений, направленных на достижение максимального уровня унификации с БМП-3. Такой подход намного упрощает серийное производство, ремонт и техническое обслуживание.
Корпус и башня
Компоновка БМД-4М та же, что и у других советских/российских боевых машин десанта. В передней части корпуса находится отделение управления. В нем предусмотрены места для двух десантников и механика-водителя (в центре). Средняя часть машины представляет собой боевое отделение. Непосредственно над ним – вращающаяся башня. Здесь, вместе с основными системами вооружения размещаются командир и наводчик.
Далее, следует десантный отсек, где предусмотрены места еще для трёх человек, а в задней части машины находится МТО — моторно-трансмиссионное отделение.
Башня, в отличие от алюминиевого корпуса, изготовлена из стальной брони. Она представляет собой часть единого боевого модуля «Бахча-У», который устанавливается и на другие образцы российской лёгкой бронетехники. Поворачивать башню в горизонтальной плоскости можно на 360 градусов.
БМД-4, взгляд спереди и сверху. Хорошо видны три передних люка (два десантных по краям и люк мехвода в центре)
Система управления огнем (СУО)
Комплект оборудования, предназначенного для ведения точного огня по различным целям, включает в себя следующие основные элементы:
- Прицел командира. С помощью этого прибора командир может самостоятельно стрелять по различным целям из пушек и пулемета, или же давать целеуказание наводчику. Используются дальномерный, дневной и ночной каналы;
- Прицел наводчика. В отличие от командира, этот член экипажа БМД-4М может применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в его прицеле имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать двенадцатикратное оптическое увеличение. Кроме того, имеется сопряженный с прицелом тепловизор;
- Стабилизатор вооружения. Выравнивание выполняется в двух плоскостях;
- Устройство для автоматического сопровождения целей, интегрированное с прицелами;
- Баллистический вычислитель.
Кроме того, у командира и наводчика имеются мониторы и пульты управления. Все эти устройства работают в тесном взаимодействии, которое достигается благодаря использованию единой информационной системы, дополненной датчиками для получения внешних данных об окружающей обстановке.
Характеристики бортовой системы управления огнём обеспечивают точное поражение целей как с места, так и в ходе движения, в том числе на плаву. Имеется также возможность вести навесную стрельбу осколочно-фугасными снарядами с закрытых позиций.
Силовая установка и трансмиссия
Двигатель УТД-29, устанавливаемый на БМД-4М и БМП-3
На БМД-4М устанавливается многотопливный дизельный двигатель УТД-29 с жидкостным охлаждением, такой же, как и на БМП-3. Этот десятицилиндровый мотор достигает своей максимальной мощности в 500 лошадиных сил при частоте вращения главного вала в 2600 оборотов в минуту. Наибольший крутящий момент – 1460 Нм. Двигатель обладает собственной массой в 910 килограммов. Он способен работать в условиях высокогорья, сохраняя все свои ТТХ даже на высоте в 4500 метров.
Трансмиссия боевой машины десанта тоже унифицирована с БМП-3 и собирается в одном блоке с двигателем. Коробка передач – автоматическая, четырёхступенчатая, с гидродинамическим трансформатором. При движении задним ходом машина способна достигать скорости в 20 км/ч.
Ходовая часть
Представители «Курганмашзавода» неоднократно заявляли, что им удалось добиться унификации БМД-4М с БМП-3 и по ходовой части, однако если это и произошло, то изменения, видимо, коснулись в основном скрытых от глаз деталей конструкции. Внешне же на БМД 4М хорошо заметны прежние пять опорных катков с каждой стороны машины. Не замечается ничего нового и в конструкции гусениц.
Боевая машина ВДВ БМД-4М оборудована гидропневматической подвеской, позволяющей изменять клиренс от 190 до 590 мм, приподнимая и опуская корпус.
Вооружение
Боевой модуль «Бахча-У» со снарядами к 100-мм орудию в карусели автомата заряжания.
В состав универсального боевого модуля «Бахча-У», установленного на БМД-4М, входят следующие виды оружия:
- Орудие 2А70 с автоматом заряжания. Калибр – 100 мм, прицельная дальность – до 7 км, вес выстрела – от 15,8 до 18,2 кг, скорострельность – до 10 выстрелов в минуту;
- Автоматическая пушка 2А72. Калибр – 30 мм, прицельная дальность – до 4 км (по живой силе). Питание – селективное, осколочно-фугасными или бронебойными патронами 30х165 мм;
- Пулемет ПКТМ. Калибр – 7,62 мм, прицельная дальность – до 1,5 км;
- Противотанковые управляемые ракеты «Аркан» 9М117М3. Запускаются через ствол основного орудия. Прицельная дальность – до 5,5 км, бронепробиваемость – 750 мм (средняя). Боевая часть – тандемная.
Боекомплект основного орудия включает в себя 34 выстрела, из которых 4 – это ПТУР «Аркан», а 30 обычных выстрелов размещены в «карусели» автомата заряжания.
Боекомплект пушки 2А72 состоит из 350 снарядов. При необходимости десантирования их количество должно быть уменьшено до 254 для снижения веса. По сравнению с орудием 2А42, которое устанавливалось на БМД-2, новая пушка обладает гораздо более низкой отдачей, но это преимущество получено за счет снижения темпа стрельбы, что ставит под вопрос эффективность поражения воздушных целей. Впрочем, для БМД 4М характеристики «зенитного огня» не так уж важны.
Пулемет ПКТМ комплектуется двумя тысячами патронов.
Внутреннее устройство выстрела с ПТУР к основному орудию БМД-4М
Кроме того, по бортам башни имеется шесть мортирок для запуска дымовых гранат 3Д6М.
Рядом с «Тополем» вырастает «Сосна»
…По выставке от экспоната к экспонату, группами и поодиночке ходят офицеры военных атташатов и люди в штатском из многих стран. Все они щелкают фотоаппаратами практически безостановочно. Видимо, на память снимают, для семейных альбомов…
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Ракетный комплекс «Тополь».
Самые грозные наши войска – Ракетные войска стратегического назначения – новый «Ярс» и новейший «Сармат» не представили. «Отдувается» за всех давно несущий верную службу Родине мобильный ракетный комплекс «Тополь». Впрочем, его тоже иностранцы снимают с разных ракурсов.
А вот другое, действительно суперновейшее «растение» из нашего «леса цвета хаки» на форуме «Армия-2018» отечественные оборонщики показали впервые.
— В армии России в ближайшее время появится на вооружении зенитный ракетный комплекс «Сосна», — презентовал новинку управляющий директор АО «КБточмаш имени А.Э. Нудельмана» Валерий Макеев. — Сейчас ведется подготовка к его серийному производству.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Зенитный ракетный комплекс «Сосна».
Вооруженный 12 зенитными управляемыми ракетами 9М340 «Сосна-Р» с лазерной лучевой системой наведения, этот ЗРК способен вести боевую работу днем и ночью, в самых экстремальных климатических условиях, с места и в движении. Что немаловажно в условиях современного боя: «Сосну» невозможно «вырубить» радиолокационными и оптическими средствами подавления. ЗРК предназначен для защиты войск от средств воздушного нападения и разведки, и готов сбивать все – от самолетов до дронов – на дальности до 10 км и высоте до 5 км.
Такого уникального зенитного ракетного комплекса нет в армиях ни одного из промышленно развитых государств.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Министр обороны России в 2001 – 2007 годах, генерал-полковник в отставке Сергей Иванов на форуме.
Генерал-полковник Сергей Иванов: «Впарить нам вторую свежесть невозможно»
«Российский военно-технический форум стал лучшим в мире, я бывал на многих иностранных оружейных выставках и могу сравнивать объективно. Наша промышленность показывает всему миру, на что способны российские мозги и руки. Поэтому сейчас к нам приехало столько иностранных делегаций. Турецкое военное руководство никогда прежде не приезжало в Россию – теперь и они наши гости. Многих в мире интересует наше стрелковое оружие, боевая техника различного назначения. У нас качественные прорывы идут по всем направлениям.
Лично меня очень радует, что такой прорыв случился в создании современной элементной базы, в том числе, радиационно-стойкой. Из-за введенных против нашей страны санкций дела здесь обстояли плохо, космические аппараты — правда, не военного назначения, а гражданские, из-за этого падали. Теперь у нас выпускаются собственные качественные электронные компоненты.
Вообще по всем параметрам оружие у нас сейчас – замечательное. Министр обороны Сергей Шойгу и вице-премьер Юрий Борисов отбирают для Вооруженных сил России лучшие образцы. Они хорошо понимают, что делают, и им, говоря простым языком, «впарить» что-либо «второй свежести» невозможно.»
Сергей Иванов, генерал-полковник в отставке, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, министр обороны России в 2001 – 2007 годах.
Тактико-технические характеристики
Основные параметры приведены как для БМД-4М, так и для исходного варианта боевой машины.
БМД-4М | БМД-4 | |
Масса | 13 500 кг | 13 600 кг |
Длина корпуса | 6,1 м | 6,1 м |
Ширина | 3,11 м | 3,114 м |
Высота | 2,45 м | 2,4 м |
Клиренс | 19-59 см | 19-59 см |
Максимальная скорость | 70 км/ч | 67,5 км/ч |
Скорость по воде | 10 км/ч | 10 км/ч |
Запас хода | 500 км | 500 км |
Мощность двигателя | 500 л.с. | 450 л.с. |
Вместимость | Экипаж – 3 человека, десант – 5 человек | Экипаж -3 человека, десант – 5 человек. |
Благодаря замене двигателя, боевая машина десанта БМД 4М обладает более высокой удельной мощностью – 37 лошадиных сил на тонну (у БМД-4 было 33 л.с. на т.).
Достоинства и недостатки
Основное преимущество, которым обладает БМД-4М по сравнению со всеми более ранними моделями боевых машин десанта, – это очень мощное вооружение, позволяющее поражать любые цели на значительных дистанциях.
Имеются у этого образца лёгкой бронированной техники и другие достоинства:
- Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и технического обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
- Отличная проходимость по любому бездорожью;
- БМД-4М отличается прекрасной управляемостью, уверенно проходя резкие повороты и преодолевая крутые склоны. Машина уже не раскачивается, «входя в резонанс», как это случалось с БМД-1 и БМД-2;
- Имеется возможность усиления защищенности при помощи комплекта накладной брони. Правда, при десантировании её использование невозможно;
- У БМД-4М есть определенный запас модернизации — на её базе можно делать многие другие виды боевой техники.
БМД-4М при движении по рыхлому снегу
Недостатки новой машины во многом традиционны для всего этого класса вооружений:
- Слабая броневая защита экипажа. БМД-4М сравнительно легко поражается малокалиберными автоматическими пушками, а борта уязвимы и для крупнокалиберных пулеметов;
- Боекомплект основного орудия находится в середине машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов весь экипаж гарантированно погибнет;
- Противоминная защита никак не усилена по сравнению с ранними моделями;
- Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полном боевом снаряжении.
Кроме того, нарекания вызывает сама компоновка машины. Неоднократно высказывалось мнение о том, что впереди следовало бы разместить моторно-трансмиссионное отделение, что стало бы дополнительной защитой для экипажа. Вот только такое решение несовместимо с десантированием из-за переноса центра тяжести.
Модификации БМД-4М
Пока что вариантов БМД-4М только два – базовая модель и модернизированная до её уровня «командирская» БМД-4К, получившая обозначение БМД-4КМ.
Возможный внешний вид десантного ЗРК «Птицелов»
В скором будущем должно появиться целое семейство новых модификаций:
- Самоходное противотанковое орудие 2С25М «Спрут-СДМ1». Опытные образцы этой машины представляют собой боевое отделение уже имеющейся десантной самоходки «Спрут-СД», переставленное на доработанное и удлиненное шасси БМД-4М;
- Самоходное орудие для ВДВ 2С42 «Лотос». Шасси – такое же, как у «Спрут-СДМ1», вооружение – длинноствольная универсальная пушка калибром в 120 мм. Эта машина должна придти на смену широко известной «Ноне-С»;
- «Корнет-Д1», индекс 9П162М. Установка для противотанковых управляемых ракет «Корнет» на шасси БМД-4М;
- «Птицелов». Зенитно-ракетный комплекс ближнего действия для воздушно-десантных войск. Информации о нем мало, но известно, что и он будет выпускаться на базе БМД-4М.
Кроме того, в прессу попадали сообщения об использовании БМД-4М для создания ремонтно-эвакуационного тягача и разведывательной машины.
Вся эта новая техника, скорее всего, появится уже в следующем десятилетии.