Во время Второй Мировой Войны генерал Омар Брэдли прославился, как военачальник, старающийся избежать излишних потерь среди бойцов. После окончания войны Омар Брэдли активно помогал ветеранам устроиться в мирной жизни. Именно поэтому его именем было решено назвать первую американскую боевую машину пехоты — БМП М2 Bradley.
В Америке к производству БМП приступили довольно поздно, только в 70-е годы, когда, к примеру, БМП-1 уже успели протестировать в бою. Но это помогло использовать в создании техники не только американский опыт применения бронетранспортеров, но и проанализировать результаты боевого дебюта советских БМП.
История создания
В 1959 году Армия США приняла на вооружение бронетранспортер М113 – простую и дешевую машину. Он прошел полномасштабное «крещение огнем» во Вьетнаме, и оно показало – даже если ядерное оружие применяться не будет — идея боевой машины, позволяющей пехоте воевать, не покидая ее, имеет смысл. Солдат, которые пытались спешиться с БТРа, немедленно накрывали огнем.
Пулеметная турель бронетранспортера была открыта – стрелок тоже легко поражался. В полевых условиях проблему решали установкой на крышу машины дополнительных пулеметов за бронещитками, но это было временное решение.
В рамках работ над улучшенной боевой машиной фирма FMC предложила XM734 – М113 с бортовыми амбразурами и защищенной турелью со спаренными пулеметами. Его успели испытать в полевых условиях, но к этому моменту стало ясно, что такие доработки – тоже полумеры.
Самостоятельно вести бой М113 не мог, а десанту было трудно долгое время находиться в этой машине.
Следующим шагом, предпринятым фирмой FMC, стал XM765 – переделанный M113, вооруженный 20мм пушкой и защищенный разнесенной комбинированной броней. В США на вооружение его не приняли, однако некоторое количество машин удалось продать на экспорт.
Тем временем, в конце 60-х годов, первые БМП получили воплощение. В СССР, кроме того, приняли на вооружение новые БТР-60ПБ с 14,5мм пулеметами, способными легко уничтожать М113. Опасаясь отстать безнадежно, американцы начали новый этап исследовательских работ. К фирме FMC обратились с просьбой создать машину, схожую с XM765, но с лучшими проходимостью и подвижностью (чтобы БМП могла эффективно взаимодействовать с будущими танками), а так же лучше защищенную.
В итоге, на шасси тяжелого БТР морской пехоты LVT-7 построили опытную БМП XM723. Она и станет будущим «Брэдли». Однако разработки машины задерживались из-за желания сменить 20мм пушку М139 на орудие с внешним приводом автоматики, а так же из-за отмены программы по разработке перспективной БРМ.
Теперь в качестве разведывательной машины предполагалось использовать модификацию БМП, и для XM723 стали конструировать новую двухместную башню.
Последним препятствием стала попытка оценить целесообразность производства БМП, основываясь на опыте использования советских машин, и найти более дешевые альтернативы.
Немецкие «Мардеры» и французские AMX-10P были сочтены неподходящими, а переделка в тяжелые БМП корпусов устаревших танков М48 оказалась не более дешевой, а вдвое дороже, чем производство новой техники. Наконец, вопрос о броне решили так – она может либо надежно защищать от огня стрелкового оружия, вплоть до крупнокалиберного, либо от противотанковых ракет, а все варианты «посередине» нецелесообразны.
В 1977 году проект БМП получил индекс ХМ2, а БРМ – ХМ3. В начале 1980 года они были официально одобрены, а в производство попали в 1981 году. Тогда же БМП и назвали в честь недавно умершего генерала.
Armored Halftrack M2 \ M3
M2 \ M3
Полугусеничные бронетранспортеры
Армия США заинтересовалась полугусеничными машинами в 1925 г., когда АТС закуп ила во Франции две машины Citroen-Kegresse. Еще одну закупили в 1931 г. Американские коммерческие фирмы занялись разработкой полугусеничных машин в интересах АТС, и первую удачную конструкцию TI «Half-Track» построила в 1932 г. фирма Cunningham в Рочестере (штат Нью-Йорк). В 1939—40 гг. построили полугусеничный БТР Т14, ставший прототипом всех последующих машин этого типа, использовавшихся США во время Второй мировой войны. В сентябре 1940 г. Т14 приняли на вооружение под обозначением полугусеничный БТР М2, а после доработок для перевозки личного состава его приняли как полугусеничный БТР личного состава М3. М2 и М3 имели большинство взаимозаменяемых основных узлов и агрегатов. В шасси, трансмиссии и органах управления использовались в основном агрегаты коммерческих машин. Бронирование толщиной 6,35 мм включало броневые жалюзи перед радиатором двигателя, а передние и боковые смотровые окна отделения управления имели откидные бронещитки толщиной 12,7 мм. Перед бампером машины крепился либо барабан для преодоления препятствий (хотя иногда он снимался), либо лебедка. Машины поздних партий имели также укладки для ЗИП вдоль бортов. М2 в основном использовался в качестве артиллерийского БТР, перевозившего также боеприпасы, а М3 — для перевозки личного состава с несколько удлиненным корпусом и сиденьями. В сентябре 1940 г. контракты на производство этих машин получили White и Autocar (М2) и Diamond T (М3). White выпускала разведывательную машину M2A1, одну из которых поставили на полугусеничный ход в процессе разработки прототипа Т14. Таким образом, колесный разведывательный и полугусеничный БТР имели одинаковый корпус. Большие заказы на полугусеничные машины, выданные Армией США осенью 1940 г., потребовали стандартизации узлов и агрегатов для всех подрядчиков. White, Autocar и Diamond T согласились на это под общим наблюдением АТС. Первые серийные М2 поставили в мае 1941 г. Из 11415 машин 2992 выпустила Autocar и 8423 — White. Общий выпуск БТР М3 составил 12499. Для ПВО на М2 сверху по внутреннему периметру корпуса крепился рельс, вдоль которого перемещались подвижные шкворневые установки с 7,62 или 12,7-мм пулеметами, в то время как на М3 ставили тумбовую установку. В итоге в 1943 г. остановились на цилиндрической башенке с турельной установкой за отделением управления. Кроме этого, предусмотрели еще три шкворневые установки для ЗП. Такие машины получили обозначения M2A1 и M3A1. Воктябре 1943 г. они сменили в производстве предыдущие модификации, идо прекращения производства в марте 1944 г. выпустили 2862 М3А1 и 1643 M2A1. На всех машинах использовался двигатель White. На основе М2А1 строились самоходные минометы. Кроме того, в 1942 г., когда заказы на полугусеничные машины возросли, в группу производителей вошла IHC, которая выпускала машины с незначительными отличиями и двигателем IHC вместо White. Ее машины, обозначавшиеся М9 и М5 соответствовали М2 и М3. В связи с дальнейшими усовершенствованиями появились варианты M9AI и M5AI, соответствовавшие М2А1 и МЗА1 и выпускавшимися заводами White, Autocar и Diamond T. В апреле 1943 г. начались работы с целью получить универсальную полугусеничную машину с корпусом, который можно было бы приспосабливать под артиллерийский БТР или самоходный миномет. Это привело к появлению модификаций М3А2 и М5А2 — соответственно от группы White/Autocar/Diamond T и от IHC. В октябре 1943 г. машины приняли на вооружение, но не производили. К этому времени интерес Армии США к полугусеничным машинам начинал угасать, их производство закончилось в середине 1944 г.; войсками они использовались до конца войны. В качестве артиллерийских БТР все в больших количествах стали использовать быстроходные гусеничные машины или колесные грузовики. Общий выпуск полугусеничных машин в США составил 41 169 машин. Хотя первоначально полугусеничные машины рассматривались как разведывательные с минимальной защитой от огня стрелкового оружия и хорошей проходимостью по местности, они использовались в основном в пехоте и артиллерии, в других родах войск они широко применялись как вспомогательные. В этом отношении они были эквивалентом британских БТР «Universal Carrier», но большие размеры последних давали и больше возможностей для установки различного вооружения. Для бронетанковых войск АТС разработала ряд опытных САУ, на шасси полугусеничных машин, которые оказались вполне практичным вариантом «временных машин» до получения гусеничных САУ, более полно соответствовавших требованиям. Британские БТД также использовали немалое количество таких полугусеничных САУ, поставлявшихся по ленд-лизу. Немало было специальных машин, выполненных на бае полугусеничных, но они не использовались БТД. Поэтому в данной статье рассматриваются и приводятся на фото только модели и модификации, применявшиеся или специально разработанные для БТД.
БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ
Полугусеничная машина М2
. Этот базовый тягач-транспортер прежде всего применялся для буксировки 105-мм гаубицы на полевом лафете в артиллерийских дивизионах и перевозки расчета из 10 человек. Экипаж М2 состоял из механика-водителя, его помощника и командира. Кормовая дверь отсутствовала, а корпус был короче, чем у М3. Непосредственно за отделением управления вдоль бортов размещались ящики для боеприпасов, вспомогательные лючки к ним открывались снаружи машины, но доступ к ним был возможен только с использованием приступки. Для ЗП по периметру открытого сверху корпуса у верхнего края бортов имелся круговой рельс, по которому перемещались шкворневые установки с 7,62 и 12,7-мм пулеметами Colt-Browning. В передней части машины крепился барабан для преодоления препятствий или лебедка, машина оснащалась радиостанцией.
Полугусеничная машина М2А1
. Эта машина сменила в производстве М2 и отличалась турельной установкой М49 для 12,7-мм пулемета в круглой башенке над местом помощника механика-водителя. Круговой рельс сняли. Имелись две шкворневые установки у бортов и одна — в корме для 7,62-мм пулеметов. Прототип обозначили М2Е6 и после доработки стал основой для последующих серийных модификаций базовой полугусеничной машины.
Полугусеничный БТР М3
. Производился параллельно с М2 и стал базовым полугусеничным БТР для перевозки (пехотное отделение) в кормовой части и трех — в отделении управления, как на М2. Корпус был длиннее, чем на М2, в корме имелась дверь для посадки и высадки. Из-за этого круговой рельс не ставился, а для 7,62-мм пулемета монтировалась съемная тумбовая установка М25 в задней части крыши отделения управления. Машины выпускались с барабаном или с лебедкой перед корпусом.
Полугусеничный БТР МЗА1
. Модификация М3 с башенкой и турельной установкой М49 как у M2A1 для ЗП. М3 и М3А1 широко использовались БТД в качестве санитарных, командирских, транспортных и связных машин. На британской службе несколько машин переделали в БРЭМ установкой крановой стрелы в носовой части. Полугусеничная машина М3А2 (Т29). Машина, выполненная на базе МЗ, предназначалась для замены как М2 и М2А1, так и М3 и М3А1. International Harvester Company (IHC) переделала М3 в прототип для использования в качестве артиллерийского тягача или БТР. Прототип, обозначенный Т29, собрали в июле 1943 г., а в октябре приняли на вооружение под обозначением М3А2. Планировалось развернуть его производство, оно так и не началось из-за общего сокращения программы полугусеничных машин. Внешне эта машина соответствовала М3А1, но с бронещитом на зенитной турельной установке и перемещаемыми укладками ЗИП на корме корпуса, положение которых определялось назначением машины. Могли устанавливаться сиденья для размещения на 5—12 человек.
Полугусеничный БТР М5
. Эта машина, выпускавшаяся 1 НС соответствовала М3, но отличалась узлами и агрегатами «Интернэшнл Харвестер», включая замену двигателя White (ставившегося на М2 и МЗ) 6-цилиндровым IHC. Корпус выполнялся из бронелистов толщиной 6,7 мм в отличие от М2 и МЗ с усиленным бронированием лобовой части. Наиболее заметным внешним отличием стали скругленные углы кормовой части корпуса. Вдобавок крылья колес М5 были плоскими, а не выпуклыми. Остальные характеристики аналогичны М3. Из-за своих «нестандартных» особенностей многие полугусеничные М5 передавались по ленд-лизу, и в основном в британскую армию.
Полугусеничный БТР М5А1
. Это был М5 с пулеметной установкой М49 по аналогии с МЗА1. Полугусеничная машина М5А2 (Т31). Проект «универсальной» машины, соответствовавшей МЗА2. IHC модифицировала один М5 под обозначением Т31, который приняли на вооружение и заказали в производстве в октябре 1943 г. для поставок по ленд-лизу. Однако вследствие сокращения заказов на полугусеничные машины их выпуск прекратили в начале 1944 г.
Полугусеничная машина М9А1
. Тягач-транспортер, выпускавшийся IHC и подобный М2А1. В отличие от М2А1, он имел кормовую дверь и такую же длину корпуса, что и М5. Машины М9 фактически не существовало, поскольку она получила обозначение М9А1 (с соответствующими изменениями) еще до начала серийного производства. Всего выпущено 3433 машины.
81-мм самоходные минометы М4 и М4А1
. Специально построенная как носитель миномета модификация полугусеничной машины М2 оборудовалась для размещения расчета, миномета и боекомплекта. Сидения в кормовой части оставили для трех человек, освободившийся объем использовали для размещения укладок боекомплекта и установки миномета. М4 не рассчитывался для ведения огня с машины, но в особых ситуациях это допускалось. Всего выпустили 572 М4 к началу 1942 г., когда его сменила в производстве улучшенная конструкция — М4А1 с усиленным днищем и установкой, позволявшей вести огонь с машины. В 1943 г. White выпустила 600 самоходных минометов М4А1. Внешне эту машину можно отличить от предшественника М4 по дополнительным ящикам с боекомплектом на корме.
81-мм самоходный миномет М21 (Т19)
. Ограниченные возможности самоходных минометов М4 и М4А1, включая развернутый назад ствол и ограниченный сектор его наведения, привели к разработке значительно усовершенствованной конструкции на шасси полугусеничного БТР М3. Основные изменения заключались в увеличении сектора обстрела и усилении установки с разворотом ствола вперед для ведения огня с машины. Углы горизонтальной наводки составляли по 30° в каждую сторону, углы вертикальной наводки — 40—80°. Корпус был длиннее и вместительнее, чем на предыдущих моделях, базировавшихся на М2. В корме корпуса укрепили тумбовую установку для 12,7-мм пулемета. Машина перевозила 81-мм миномет M1, который мог сниматься для ведения огня с грунта. Прототип машины, обозначенной
Т19
, приняли на вооружение в июне 1943 г., выпущено 110 машин.
107-мм самоходные минометы Т21 и Т21Е1
. Разработка этой машины с компоновкой, аналогичной самоходным минометам М4 и М4А1, началась в декабре 1942 г. с использованием шасси полугусеничного БТР М3. Миномет, как и на М4А1, устанавливался для ведения огня назад. Однако потребовалась модификация конструкции по типу самоходного миномета М21. Доработанная таким образом машина с минометом, ведущим огонь вперед и с опорой на горизонтальную дуговую направляющую, обозначалась Т21Е1. Однако все внимание военных тогда переключилось на гусеничное шасси, и проект Т21Е1 остановили.
САМОХОДНЫЕ ПУШКИ и ГАУБИЦЫ НА ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ ШАССИ
Хотя на шасси полугусеничных машин разработали ряд САУ, только несколько моделей приняли на вооружение и нашли применение, большинство же осталось на уровне прототипов, поскольку уже имелись САУ на гусеничном шасси. Заметным исключением были полугусеничные ЗСУ, остававшиеся на вооружении до конца войны. Из-за колоссальной нехватки гусеничных шасси в период перевооружения 1941 года АТС разработала несколько САУ на шасси МЗ, и они описаны первыми.
75-мм самоходные пушки М3 (Т12) и М3А1
. Срочная потребность в самоходном истребителе танков, который можно было бы быстро ввести на вооружение, привело к приспособлению в июне 1941 г. шасси полугусеничного БТР М3 под модифицированную 75-мм пушку М1897А на тумбовой установке для стрельбы вперед. М1897А была американским вариантом знаменитой французской 75-мм полевой пушки времен Первой мировой войны, запас таких пушек оказался неожиданно большим. Машина, обозначеная САУ Т12, имела ограниченный угол горизонтальной наводки орудия и снабжалась бронещитом. Несмотря на свой высокий силуэт, она удачно прошла испытания и в октябре 1941 г. была принята на вооружение под обозначением САУ М3. Первые изготовленные машины сразу направили на Филиппины в конце 1941 г., как раз ко времени боев с японскими войсками. Кроме широкого использования на Тихоокеанском ТВД, САУ МЗ использовались также в ходе кампании в Тунисе, а после замены гусеничными истребителями танков эти машины передали британским войскам, применявшим их в Италии до конца войны. На британской службе САУ М3, известные под обозначением 75-мм САУ Autocar (фирма Autocar строила их), придавались командирам бронеавтомобильных или танковых рот для огневой поддержки. Из-за недостатков оригинальных пушечных установок машины последних серий выпускались с модифицированными установками и обозначались 75-мм САУ M3A1. Внешне они были аналогичны САУ М3.
75-мм самоходная гаубица Т30
. Под впечатлением удачи САУ М3 АТС инициировала переделку полугусеничного БТР М3 под 75-мм гаубицу. Одобрив два прототипа в январе 1942 г., после успешных испытаний заказали 500 машин. Установленная на Т-30 75-мм гаубица M1A1 имела максимальный угол возвышения 25°, углы горизонтальной наводки — 21° влево и 23° вправо. Хотя САУ Т30 не приняли на вооружение, ими укомплектовывали штабные роты батальонов средних танков до замены 75-мм самоходными гаубицами М8 в 1943 г.Машины рассматривались только как временная замена.
105-мм самоходная гаубица Т19
. Еще одна модификация, разработанная после успеха МЗ, стала самоходной установкой наибольшего калибра на полугусеничном шасси. Она была аналогична по компоновке Т12 и Т30 и несла 105-мм гаубицу М2. Всего выпустили 324 САУ, причем часть — с бронещитом. Они использовались в Северной Африке (в Тунисе) до замены самоходной гаубицей М7. Официально машина на вооружение не принималась.
105-мм самоходная гаубица Т38
. Проект установки на полугусеничный БТР МЗ короткоствольной 105-мм гаубицы по образцу Т19.
75-мм самоходная пушка Т73
. Модификация самоходной пушки М3 75-мм пушкой МЗ вместо М1897А.
57-мм самоходная пушка Т48
. Разработка этой машины началась в апреле 1942 г. на Абердинском полигоне с целью удовлетворить британские и американские требования на самоходную противотанковую пушку. Она представляла собой переделанный по образцу вышеописанных машин полугусеничный БТР МЗ с 57-мм пушкой М1 — американской модификацией британского 6-фнт орудия. Пушка снабжалась коробчатым щитом с прикрытием сверху. В октябре 1942 г. американский заказ на САУ Т48 сняли, но разработку продолжили по британскому заказу. Из 962 машин 680 поставили в Великобританию по ленд-лизу. Остальные остались в Соединенных Штатах и были переделаны в БТР М3А1. White выпускала Т48 в 1942—43 гг. Представляется, что и большинство поставленных в Великобританию машин переделали в БТР снятием орудийной установки. Т48 оснащалась британской радиостанцией №19. Спаренная ЗСУ Т1Е1. Это был первый проект установки башни «Бендикс» с силовым приводом со спаренными пулеметами калибра .50″(12,7 мм) на шасси полугусеничного М2 в серии опытных установок, выполненных в 1941 г. для войсковой ПВО.
Спаренная ЗСУ Т1Е2
. Аналогична Tl E1, но с башней «Максон» и спаренными пулеметами калибра .50″(12,7 мм) вместо башни «Бендикс». Испытывалась в сравнении с Tl E1. Спаренная ЗСУ Т1ЕЗ. Следующая заТ1Е1 и Т1Е2 опытная машина в рамках того же проекта, за исключением пулеметной башни Electro Dynamic с электроприводом наведения по образцу авиационной. Из трех вариантов установки предпочли Tl E2.
Спаренная ЗСУ Т1Е4 (М13)
. Для серийной ЗСУ с башней «Макссон» в качестве шасси использовали полугусеничный БТР МЗ. В целом аналогичная TIE2 модификация Т1Е4 отличалась увеличенным возимым боекомплектом благодаря удлиненному корпусу машины. Башня «Макссон» обеспечивала угол горизонтальной наводки 360°, максимальный угол возвышения +90°, снижения —11,5°. Скорость поворота башни при силовом приводе составляла 74° в секунду. На вооружение ЗСУ приняли под обозначением многоствольная самоходная установка М13. В 1942 г. фирма White выпустила 535 штук.
Спаренная ЗСУ М14
. Для ускорения производства ЗСУ башню «Макссон» (получившая обозначение М33) установили на шасси полугусеничного БТР М5 — эта машина обозначалась многоствольная самоходная установка М14. В целом она была аналогична М13, исключая механические отличия и ходовые особенности базового полугусеничного М5. Всего International Harvester в 1943 г. выпустила 1905 ЗСУ. Многие М14 по ленд-лизу поставили в Великобританию, нотам их в основном переделывали в БТР, снимая зенитную установку. Многоствольная самоходная установка Т28 и Ml5, М15А1 (Т28Е1). Для повышения огневых возможностей разработали ЗСУ Т28 на шасси полугусеничного тягача-транспортера М2 с качающейся частью 37-мм зенитной пушки М3Е1, скомлексированную с двумя пулеметами калибра .50″(12,7 мм) на единой установке с бронещитом. От проекта отказались в пользу такой же установки на шасси МЗ, получившей обозначение Т28Е1. С небольшими изменениями, внесенными по результатам испытаний, эту машину приняли на вооружение под обозначением многоствольная самоходная установка М15, и в 1942 г. Autocar выпустила 680 машин. Впервые их с большим успехом применили американские войска в ходе кампании в Северной Африке (в Тунисе). Более поздняя модификация М15А1, выпускалась с августа 1943 г.
Многоствольные самоходные установки М16 и М17 (Т58)
. В апреле 1942 г. началась разработка новой башни «Макссон» с четырьмя пулеметами калибра 12,7 мм для установки М33 на М13/М14. Новую башню испытали на шасси полугусеничного М2, а позднее — на шасси М3 под обозначением многоствольная самоходная установка Т58. Новую ЗСУ приняли на вооружение под обозначением М45, а машина Т58 с ней получила обозначение М16. Фирма White в 1942—43 гг. выпустила всего 724 машины этой марки. Такая же установка на шасси полугусеничного БТР М5 обозначалась
М17
и внешне выглядела аналогично. International Harvester выпустила 1000 таких ЗСУ в 1943 г. — начале 1944 г., когда производство полугусеничных машин прекратили.
Многоствольные самоходные установки Т37 и Т37Е1
. Два проекта ЗСУ со счетверенными установками пулеметов калибра .50″(12,7 мм). Т37 представляла собой шасси полугусеничного БТР МЗ с установкой Т60, на которой четыре пулемета калибра .50″крепились по схеме квадрата (2×2), а вТ37Е1 на той же машине монтировалась установка Т60Е1 с расположением четырех пулеметов в линию. Имелась круговая бронезащита (толщина брони 12,7 мм). Заказов на производство не последовало. 40-мм ЗСУ Т54 и Т54Е1. Развитие полугусеничных ЗСУ с 40-мм зенитными пушками началось в июне 1942 г., когда полугусеничный БТР МЗ приспособили под 40-мм автоматическую пушку M1 («Bofors»). Опытная машина, обозначенная
Т54
, нуждалась в доработках для повышения устойчивости при стрельбе, которые внесли во вторую опытную ЗСУ Т54Е1. В конце концов решили, что для создания удовлетворительной стрелковой платформы необходимы откидные опоры и домкраты. От проекта отказались в пользу усовершенствованной модификации.
ЗСУ (многоствольные самоходные установки) Т60 и Т60Е1
. Переделки ЗСУ Т54 и Т59 в машины для комплексированной установки (Т65), на которой монтировались 40-мм автоматическая пушка Ml и два пулемета калибра 12,7 мм таким же образом, как на ЗСУ М15. С модифицированными бронещитом и боеукладкой машина обозначалась Т60Е1. Заказов на производство не выдавалось. 40-мм ЗСУ Т68. Экспериментальная машина на шасси полугусеничного БТР МЗ с вертикально спаренными 40-мм пушками с верхнерасположенным уравновешивающим механизмом. Хотя опытную машину построили, дальнейших работ по ней не вели.
ЗСУ Т61
. Экспериментальная установка счетверенных пулеметов калибра 12,7 мм на шасси полугусеничного тягача-транспортера М2. Продолжения не имела. ЗСУ Т10 и 20-мм ЗСУ Т10Е1. В июле 1941 г., когда разрабатывались полугусеничные ЗСУ с пулеметным вооружением, начались эксперименты по выяснению возможности размещения более тяжелого вооружения. Рассматривались 20-мм пушки Oerlikon и Hispano-Suiza, либо автоматические пушки AN-M1 или AN-M2. Они должны были устанавливаться в башне с силовым приводом производства «Макссон». Машина с такой установкой на измененном полугусеничном шасси М3 получила обозначение
Т10
. Модифицированная установка, смонтированная позднее на модифицированном шасси ЗСУ М16, обозначалась Т10Е1. Заказов на производство не выдавалось.
Источники: Британские и американские танки Второй Мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва.АСТ\Астрель 2003-04-03 Half-Track Car M2 — American Fighting Vehicle Database
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА М2
БОЕВАЯ МАССА | 9000 ru |
ЭКИПАЖ, чел. | 2 + 7 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5960 |
Ширина, мм | 2200 |
Высота, мм | 2260 |
ВООРУЖЕНИЕ | один 12,7-мм пулемет Colt-Browning М2НВ или 7,62-мм пулемет М1914А4 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 700 патронов \ 7750 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | механнический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | Лобовой бронелист — 12,5 мм Борт и корма — 6 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | White 160AX, карбюраторный, жидкостного охлаждения мощностью 147 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механическая, типа Spicer 3461, 4-скоростная (3+1) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
СКОРОСТЬ | 72 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 320 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Высота стенки, мм | 0,30 |
Ширина рва, мм | ? |
Глубина брода, мм | 0,81 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | ? |
Конструкция
Корпус боевой машины пехоты «Брэдли» сваривается из алюминиевых сплавов. Такое решение преследовало две цели – во-первых, снижение массы. Во-вторых, плита алюминиевой брони, обеспечивающая требуемую защиту, будет толще стальной – но все равно легче, а толщина будет обеспечивать общую прочность конструкции.
Алюминиевая броня сверху закрывается стальными экранами, промежуток между корпусом и экраном заполнен полиуретаном. Точная толщина брони «Брэдли» не оглашалась, но по техзаданию она должна была обеспечивать защиту от 14,5мм пуль, а значит, эквивалентная толщина составляет примерно 50-60мм.
Компоновка «Брэдли» – классическая для БМП: двигатель в носовой части, смещенный вправо; за ним боевое отделение с башней, и десантное – в корме.
При этом отсек для десанта отделятся переборкой. Двигатель машины – восьмицилиндровый турбодизель Cummins VTA 903 объемом 14,8 литров, развивающий мощность 500 л.с. Коробка передач HMTP-500 – гидромеханическая, трехступенчатая.
Поскольку башня «Брэдли» смещена к правому борту, за сиденьем механика-водителя находится «туннель» между левым бортом и перегородкой боевого отделения. В нем сидят, лицом к борту, два десантника. Основная часть десантного отделения «Брэдли» – за башней, в ней размещены еще четыре солдата – два лицом к правому борту, а двое – к кормовой двери. Бойцы сидят на амортизирующих сиденьях с возможностью регулировки, имеют смотровые перископы и амбразуры.
Для выхода из машины используется либо кормовая рампа с гидравлическим приводом, либо предусмотренная в рампе дверь. Есть и люк в крыше БМП. Командир машины (отделения) и наводчик сидят в башне. «Брэдли» имеет ограниченную плавучесть, для преодоления водных преград требуется установка специального кожуха.
Бронетранспортёры БТР-3 в гражданской войне
Украинские бронетранспортеры БТР-3У со знаками ВСУ и белыми кругами. Ucraniana transporte blindado de personal BTR-3U Guardian. BTR3 carro de combate Ucrania foto. Ukrainischer BTR.3 achtradriger allradgetriebener amphibischer Schutzenpanzer. Destroyed Ukrainian APC BTR-3E1 digitaly camouflaged. September 2014 photo. Уничтоженный под Тельманово БТР-3Е1 1-й оперативной бригады Национальной гвардии Украины с цифровым камуфляжем, предназначавшийся ранее для Таиланда. 22 мая 2014 года 32 БТР-3Е, предназначенные для Таиланда, были реквизированы и переданы Национальной гвардии Украины. БТР-3е – боевая колесная плавающая машина весом 16 тонн. Экипаж состоит из 9 человек: командира отделения (машины), стрелка, механика-водителя и шести десантников. На бронетранспортере установлен дистанционно управляемый необитаемый боевой модуль «Штурм» весом 1,3 тонны. Для управления огнем применяются прицельно-наблюдательный комплекс и СУО «Трек», а также панорамная обзорная видеокамера. При необходимости она выдвигается на специальном штоке над боевым модулем и обеспечивает экипажу круговой обзор вокруг машины в ближней зоне. Уничтоженный под Широкино в феврале 2015 г украинский БТР-3. Destroyed Ukrainian BTR-3 at Shirokino in February 2015. Кроме реквизированных для нужд НГ 32 БТР3 из таиландского контракта, идет серийный выпуск на Киевском танкоремонтном заводе. Первые БТР 3 (не реквизированные) переданы НГ в декабре 2014 года. В 2015 году с скорость выпуска составляла не более 1 штуки в неделю. Всего с 2013 по 2015 годы Таиланд получил семь самоходных минометов БТР-3М2 (на базе БТР-3Е) производства ГП «Киевский бронетанковый завод». За 2015 в Таиланд продано 5 танков БМ «Оплот», 8 БТР-3Е1 с боевым модулем «Штурм-М», два 81-мм самоходных миномета БТР-3М1, один 120-мм самоходный миномет БТР-3М2, шесть противотанковых ракетных комплексов БТР-3РК с ПТУР «Барьер», две бронированные ремонтно-эвакуационные (инженерные) машины БТР-3БР и одна санитарная машина БТР-3С. Боевое применение БТР-3 на Украине. По сообщению gazeta.zn.ua, на июнь 2015 года на ходу осталось лишь 18 единиц БТР-4 и БТР-3, в основном по причине поломок. В 2016 году ГП «Киевский бронетанковый завод» передал 51 бронетранспортер БТР-3Е1Д с двигателем Deutz: 45 — для Вооруженных сил Украины и 6 – для Национальной гвардии. За весь 2015 год было выпушено всего 10 таких машин. Применение импортных комплектующих может вызвать задтруднения при ремонте.
По состоянию на 2016 год, также состоит на вооружении следующих стран: Таиланд — 176 БТР-3Е1, 6 БТР-3РК и 5 БТР-3БР ОАЭ — 90 БТР-3У «Гардиан» Нигерия — 51 БТР-3У1 (с обычной башней советских БТР/БРДМ) Мьянма — более 10 БТР-3У (в 2003-2006 92 сборочных комплекта БТР-3Е) Судан — 10 БТР-3 (поставки 2010-2011, в дальнейшем заказчик отказался от БТР-3 по причине срыва ГП «Киевский ремонтно-механический завод» сроков отгрузки и низкого качества) Казахстан — 2 БТР-3E США — 1 БТР-3 (приобретен для тестов)
БТР-3 – украинский бронетранспортер, разработанный Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ). Предназначен для транспортировки и огневой поддержки в бою мотострелковых подразделений. Это совместный проект ХКБМ, компании ADCOM (Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты) и Государственного научно-технического центра артиллерии и стрелкового вооружения (ГНТЦ АСВ, Украина). Первая демонстрация БТР-3У «Гардиан» прошла на выставке IDEX в марте 2001 г. в Абу-Даби. Он являлся дальнейшей модернизацией советского БТР-80, проведенной с учетом новых требований заказчика. Основой для корпуса «третьего» послужили корпус БТР-94 (то есть модернизированного советского БТР-80). БТР-3ДА производится путем переделки бронекорпусов старых БТР-70. В этом и заключается один из недостатков
машины: верхние люки от БТР-70/80 не удовлетворяют современным требованиям — через них нельзя покинуть машину в полном обвесе (бронежилет и т.д.). Высота и длина корпуса увеличены на 15 и 20 см соответсвенно, что привело к значительному росту площади бронирования БТР-3, изменен наклон листа люков водителя и командира, приварен новый погон башни. В результате, машина получилась перетяжелённой (16 тонн), резко увеличена нагрузка на базовую ходовую часть от БТР-80, что привело к снижению проходимости и плавучести. Выросла заметность на поле боя за счет увеличения высоты бронекорпуса и большого боевого модуля.
Также серьезным минусом является плохая точность стрельбы, которая проиходит по следующим причинам: Применение низкокомоментных двигателей постоянного тока для приводов боевых модулей. Такие двигуны, из-за высокой инерционности, не способны ни удерживать в заданном секторе пушку, ни достаточно быстро и точно перенацеливать ее, ни обеспечить сопровождение цели с большой угловой скоростью. Применение редукторов (в отличие от прямого привода) многократно увеличивает ошибку прицеливания. Нет привязки к горизонту оптических и телевизионных каналов прицеливания (конструкией не предусмотрена установка гироскопа), и малейший крен приводит к ошибкам в баллистике. Канал визирования оптических и телевизионных приборов не отделен от линии канала ствола, что затрудняет поправки на дальность и тип снаряда.
БТР-3У проектировался по техническому заданию компании ADCOM. Опытный образец получил название «Охотник», и поэтому оно применяется наряду с «Гардиан». Корпус бронемашины сварен из листов катаной брони. Бронезащита — противопульная, противоосколочная. «Третий» имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой части, совмещенного десантного и боевого отделения – в средней части, а моторно-трансмиссионного – в кормовой части машины. Штатный экипаж состоит из трех человек: механика-водителя, командира и оператора боевого модуля. Десантный отсек бронетранспортера вмещает до шести мотострелков. БТР способен вплавь форсировать водные преграды благодаря водометному движителю в кормовой части корпуса. В десантном отсеке БТР-3У с каждой стороны корпуса смонтированы двухстворчатые бортовые двери. Нижняя часть каждой из них опускается вниз и формирует ступеньку, а верхняя часть открывается вбок по ходу движения машины. На крыше есть люки. Ходовая часть практически не отличается от БТР-80. Подвеска торсионная управляемая. Формула колес — 8х8. Руль оснащен гидроусилителем. Для повышения маневренности четыре передних колеса выполнены рулевыми. Бронетранспортер оборудован централизованной системой регулировки давления в шинах (французской фирмы Michelin с развитыми грунтозацепами). На БТР-3У установлены автоматическое противопожарное оборудование в моторно-трансмиссионном отделении и система кондиционирования воздуха. Изнутри отделение управления и боевое отделение обшиты кевларом. В силовом отделении БТР-3У находится дизельный двигатель Deutz BF6M1015 мощностью 326 л. с. с агрегатированной к нему автоматической трансмиссией Allison MD3066. Системы охлаждения вентиляторного типа с приводом от двигателя обеспечивают эксплуатацию машины при температурах до +55°. Отличительная особенность БТР-3У – глушитель по правому борту в корме. Вооружение бронетранспортера размещено в одноместном унифицированном боевом модуле КБА-105 «Шквал». Он включает 30-мм автоматическую пушку двойного питания 2А72 или КБА-2 (боекомплект – 350 снарядов), 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ (2500 патронов), 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 (29 готовых к использованию гранат, еще 87 гранат в трех магазинах перевозятся в резерве) и ПТУР. Конструкция модуля позволяет легко заменить противотанковые управляемые ракеты типа «Конкурс» на ПТУР типа «Рэд Эрроу» или другие аналоги (в том числе и наводящиеся на цель по лазерному лучу). Возможна установка переносного ЗРК «Игла» и 12,7-мм крупнокалиберного пулемета типа НСВ. По бокам башни располагаются по три 81-мм пусковые установки дымовых аэрозольных гранат для стрельбы вперед. Точность огня обеспечивает прицельный комплекс ОТП-20, который интегрирован с системой управления ПТУР, и стабилизатор вооружения СВУ-500. Для морской пехоты Иордании была разработана модификация БТР-3У «Сторож». Отличается установкой БМ «Буран-Н1». С учетом требований рынка и потенциальных заказчиков в ХКБМ был разработан вариант БТР-3Е, на который установлен двигатель УТД-20 украинского производства с эжекторной системой охлаждения. Все характеристики по вооружению и защите идентичны БТР-3У. Внешними отличительными признаками являются отсутствие глушителя на борту и новая крыша МТО с выхлопом эжектора на корму. Данная модификация экспортировалась в Мьянму. Поставка сопровождалась обучением личного состава мьянмской армии применению и обслуживанию бронированной машины, проектированием, постройкой и вводом в эксплуатацию ремонтного завода, на котором мьянмскими специалистами проводится ремонт и доработка до БТР-3У до варианта БТР-3Е1, который оснащен новым башенным модулем БМ-3М «Штурм».
БТР-3E1 разрабатан для применения в условиях тропического климата, на нем установлена оптико-электронная система наблюдения, прицеливания и управления огнем (СУО) «Трек-М». Она также обеспечивает обнаружение наземных целей и вертолетов, дистанционное управление вооружением бронетранспортера. Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П» и пульт для обеспечения дублированного управления вооружением боевого модуля через прицельные приборы наводчика. Панорамная камера способна подниматься на высоту до 0,5 м над башней и позволяет вести круговой обзор, она используется командиром для целеуказания наводчику. Башенный модуль БМ-3М «Штурм» имеет систему стабилизации блока вооружения в двух плоскостях. БТР-3Е1 может поражать бронированную технику, живую силу и вертолеты противника. В модуле установлены 30-мм пушка типа 2А72 или ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет типа ПКТ или КТ, 30-мм автоматический гранатомет типа АГ-17 или КБА-117 и комплекс управляемого вооружения «Барьер» с четырьмя ракетами с бронепробиваемостью за динамической защитой не менее 800 мм. Нарезная малокалиберная автоматическая 30-мм пушка двойного питания снабжена боекомплектом из 350 снарядов различного типа. Боекомплект 7,62-мм пулемета достигает 2000 патронов. Комплекс управления огнем состоит из оптико-электронного прицельного комплекса ОТП-20, интегрированного с системой управления стрельбой ПТРК «Барьер» и стабилизатором вооружения СВУ-500 в вертикальной и горизонтальной плоскостях, что позволяет вести огонь на ходу. На башне, по три штуки с каждой стороны, установлены 81-мм дымовые или аэрозольные гранаты «Туча». При заключении контракта с Таиландом была проведена адаптация БТР-3Е1 под требования тайской стороны. Штатный экипаж БТР-3Е1 состоит из двух человек: механика-водителя и оператора боевого модуля. Десантный отсек бронетранспортера вмещает до восьми мотострелков. Проблемы при выполнении контракта с Таиландом, возникшие из-за отказа фирмы Deutz, были решены в ХКБМ путем установки турбированного рядного шестицилиндрового дизельного двигателя MTU 6R106TD21 мощностью 325 л. с., агрегатированного с шестиступенчатой автоматической трансмиссией Allison 3200SP. Отличительные особенности БТР-3Е1 – новая необитаемая башня, глушитель, расположенный по левому борту в корме, и крыша МТО с вентиляторной системой охлаждения, а также усиленные тормозные барабаны с более выступающими защитными крышками на дисках колес.
Тактико-технические характеристики БТР 3 | |||
БТР-3У | БТР-3Е1 | ||
Боевая масса | 15,4 т | 16,5 т | |
Экипаж + десант | 3 + 6 чел. | 3 + 6 чел. | |
Колесная формула | 8 х 8 | 8 х 8 | |
Габаритные размеры: | |||
высота | 2860 мм | 2860 мм | |
длина | 7650 мм | 7650 мм | |
ширина | 2900 мм | 2900 мм | |
клиренс | мм | ||
Бронирование | противопульное, противоосколочное | противопульное, противоосколочное | |
Вооружение: | 30-мм автоматическая пушка 2А72 или КБА-2 7,62-мм пулемет ПКТ 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 комплекс противотанкового вооружения типа «Конкурс» | 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 7,62-мм пулемет КТ-7,62 30-мм автоматический гранатомет КБА-17 комплекс противотанкового вооружения типа «Барьер» | |
Боекомплект | 350 снарядов 2000 патронов 29+87 гранат к гранатомету 4 ПТУР | 350 снарядов 2000 патронов 29+87 гранат к гранатомету 4 ПТУР | |
Двигатель | Deutz BF6M1015, 6-цилиндровый, V-образный дизель с турбонаддувом жидкостного охлаждения | MTU 6R106TD21, 6-цилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения | |
Мощность двигателя | 326 л.с. | 325 л.с. | |
Максимальная скорость по шоссе | 85 км/ч | 100 км/ч | |
Максимальная скорость по воде | 8 км/ч | 8 км/ч | |
Запас хода по шоссе | до 600 км | 600 км | |
Преодолеваемые препятствия: | |||
подъем | 30° | ||
крен | 25° | ||
высота стенки | 0,5 м | 0,5 м | |
ширина рва | 2,0 м | 2,0 м |
Крым , Крым , Крым , Российские флаги на Украине | Crimea , Crimea , Crimea , Russian flags in Ukraine |
ДНР , ДНР , ДНР , ЛНР , ДНР | Donetsk , Donetsk , Donetsk , Lugansk , Donetsk |
Техника: Булат , Т-72 , Т-72 , Т-72 , БTР-4 , БTР-3 , Авиация | Vehicles: T-64BM , T-72 , T-72 , T-72 , BTR-4 , BTR-3 , Aviation |
Престуления: Луганск , Донецк , Фото 18+ | Warcrimes: Lugansk , Donetsk , Shocking photos |
Июнь-июль 2014: , , , , , | June-July 2014: , , , , , |
Август 2014: , , , , , , , , | August 2014: , , , , , , , , |
Сентябрь-октябрь: , , , , , , , | September-October: , , , , , , , |
Ноябрь-декабрь 2014: , , , , | November-December 2014: , , , , |
Январь 2015: , , | January 2015: , , |
Февраль 2015: , , , , , , , , , | February 2015: , , , , , , , , , |
2015-2016: , , | 2015-2016: , , |
War is Over 1-я страница main URL ?>
Тактико-технические характеристики БМП М2 Брэдли
Экипаж: 3 человека Десант, чел.: 6 (M2, M2A1, M2A2); 7 (М2А3) Производитель: M2, M2A1 — FMC Corporation; M2A2, M2A3 — United Defense (ныне — BAE Systems Land & Armaments) Годы эксплуатации: с 1981 (M2); c 1987 (M2A1); c 2000 (M2A3) Количество выпущенных, шт.: 9 753
Вес БМП М2 Брэдли
22,797 тонн (M2); 22,798 (M2, M2A1); 27 (М2А2); 30 (М2А3)/34,250 (M2A3 SSS rev. D)
Размеры БМП М2 Брэдли
Длина корпуса, мм: 6 452 (M2, M2A1); 6 550 (M2A2, M2A3) Ширина корпуса, мм: 3 200 (M2, M2A1); 3 280 (M2A2, M2A3) Высота, мм: 2 972 Клиренс, мм: 460/380 M2A2/A3
Броня БМП М2 Брэдли
M2A1: «многослойная разнесенная броня»: стальные экраны + алюминиевая броня корпуса. Лоб защита от 25-мм APDS c Д 300 м; борт от 14,5-мм Б-32 с Д 300 м Динамическая защита: На M2A2/A3
Вооружение БМП М2 Брэдли
Калибр и марка пушки: 25-мм M242 Тип пушки: нарезная автоматическая Длина ствола, калибров: 2 032 мм Боекомплект пушки: 75 APFDS-T + 225 HEI-T первой очереди + 600 в БК башни Дальность стрельбы, км: 2 Прицелы: дневной / пассивный ночной Пулеметы: 1 × 7,62-мм M240С (2 200 патронов) Другое вооружение: 2 × ПУ TOW
Двигатель БМП М2 Брэдли
VTA-903T500 Мощность двигателя, л. с.: 500/600/660
Скорость БМП М2 Брэдли
Скорость по шоссе, км/ч: 66 (M2, M2A1); 56 (M2A2, M2A3) Скорость по пересеченной местности, км/ч: 7,2 на плаву (M2, M2A1); 6,4 (M2A2, M2A3) Запас хода по шоссе, км: 480 (M2, M2A1); 400 (M2A2, M2A3) Удельная мощность, л. с./т: 19,9
Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,55 (M2, M2A1); 0,65 (M2A2); 0,66 (M2A3)
Преодолеваемый подъем, град.: 30° Преодолеваемая стенка, м: 0,91 (M2, M2A1): 0,76 (M2A2, M2A3) Преодолеваемый ров, м: 2,50 (M2, M2A1): 2,10 (M2A2, M2A3) Преодолеваемый брод, м: плавает
Боевые «колесницы» России и США: БТР-80 против М113А3
БТР-80 и БТР М113А3 прошли нелегкий боевой путь в разное время и в разных горячих точках. Мощные, мобильные, одинаково любимы не только своими бойцами, но и пользуются популярностью в других странах по всему миру.
Боевой путь родной «восьмидесяточки» начинается из «солнечного» Афганистана. В 1986 году он просто ворвался в ряды мотострелковых подразделений, за боевые качества и неприхотливость он был радушно принят бойцами Советской армии.
БТР М 113 в модификации А3 принят на вооружение армией США в 1987 году. На текущий момент БТР М 113 уже пользовался огромной популярностью среди американских военнослужащих, благодаря более ранним модификациям.
Обе боевые «крепости» универсальны. Их уникальность в том, что они имеют возможность преодоления водных преград вплавь. Причем запас хода: у БТР 80 в пределах 12 км., со скоростью 9 км. ч., а у M113А3 – в пределах километра со скоростью 6 км. ч. Учитывая их вес и, казалось бы, полную непригодность к таким условиям – эти данные очень впечатляют.
Умение форсировать водные преграды и возможность транспортировки на десантных кораблях, позволяют использовать обе техники в операциях морской пехоты. Восьмиколесная и гусеничная техника легко съезжает по аппарелям прямо в воду, в течение нескольких минут достигается берег и осуществляется штурм на суше. Также возможен сброс техники с самолётов, после приземления БТРы сразу вступают в бой. Современные парашютные системы позволяют сбрасывать танки и бронетранспортёры сразу с экипажем, с минимальным риском для людей.
Вооружение составляет:
— у БТР 80 — это спаренная установка пулемёта КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) 14,5 — мм и 7,62-мм ПКТ (пулемет Калашникова танковый). Установка размещается на цапфах в лобовой части башни. Наведение пушки и пулемета в цель осуществляется при помощи оптического прицела с увеличением до 4-х крат, обеспечивающего огонь из КПВТ на дальность до 2000 м. по наземным целям и 1000 м. по воздушным целям, а из ПКТ — до 1500 м. по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых точек противника, имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах;
— у M113А3 вооружение состоит из одного 12,7-мм пулемёта Браунинг M2HB. Пулемёт размещается на командирской башенке в турельной установке, позволяющей ему круговой обстрел. Прицел осуществляет боец непосредственно через прицельную планку и мушку. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в лентах по 100 шт.
В вооружении явное преимущество у Российского образца. Тем более что, американский пулеметчик открыт и уязвим. Наш же наводчик скрыт от шальной пули или от снайпера, так как находится внутри бронетранспортера и защищен броней башни.
Интересный момент по поводу брони – лобовая и самая мощная броня БТР 80 составляет 10 мм., все остальные элементы корпуса машины толщиной 7 мм. Тип брони: стальная катаная;
У американской же техники самая тонкая броня на днище составляет 28 мм., лобовая броня 38 мм., а верхние борта корпуса и вовсе 44,5 мм., но тип брони: катаная алюминиевая.
Прочность брони «восьмидесятки» заметно уступает. Это уже скорее экономические аспекты обороной промышленности. Но нельзя не сказать, что американские разработчики устанавливают броню, способную выдержать удары именно от КПВТ.
Теперь о технических данных:
БТР 80 классифицируется как – бронетранспортер на колесном ходу. Боевая масса — 13,6 т. Экипаж — 3 чел. Десант — 7 чел. Мощность двигателя 260 л.с. Скорость по шоссе — 80 км. ч. Скорость по пересечённой местности — до 40 км/ч. Запас хода по шоссе — 600 км. Преодолеваемый ров 2м. Преодолеваемая стенка 0,5м.
M113А3 классифицируется как – бронетранспортер на гусеничном ходу. Боевая масса: 12,3 т. Экипаж — 2 чел. Десант — 11 чел. Мощность двигателя 275 л.с. Скорость по шоссе — 64 км. ч. Скорость по пересечённой местности — до 10 км/ч, запас хода по шоссе 480 км. Преодолеваемый ров 1,7м. Преодолеваемая стенка 0,6 м.
Некоторые преимущества у западного коллеги есть. Гусеничная техника легче, но уступает колесной, по маневренности. Десантный отсек более вместительный и это не оспоримо. Десантный люк у БТР M113А3 расположен в корме машины, а это значит, что для десантирования пехоты необходимо выбирать определенный угол высадки, что в условиях боя не всегда возможно и крайне опасно в случае засады со стороны противника. Но это не слишком портит данную машину. Для обеспечения отличной подвижности М113А3 оснащен силовым агрегатом из усовершенствованного дизельного двигателя с турбонаддувом и улучшенной трансмиссией.
У БТР 80 огромный плюс в том, что для посадки и высадки личного состава разработаны двухстворчатые люки, расположенные в обоих бортах корпуса, а это дает возможность десантироваться в две стороны одновременно или в одну из сторон в случае обстрела врагом, прикрываясь корпусом бронетехники.
Люки позволяют десантироваться из машины на ходу. В десантном отсеке имеется возможность пехоте из штатного оружия вести огонь из-под защиты брони, для чего продуманы шаровые установки, развёрнутые в сторону передней полусферы. Высокая скорость и проходимость делают БТР-80 идеальной техникой для военизированных соединений, основная задача которого является — быстрая доставка на поле боя десанта и обеспечение прикрытия. Колеса – бескамерные и есть система, которая обеспечивает контроль давления в них. Техника будет продолжать двигаться, если из строя выйдут два колеса. В случае организации обороны бронетранспортер вкапывается в землю, а башня с пулемётом превращается в дот.
Учитывая все вышеперечисленное, можно с уверенностью сказать, что техника семейства М113 еще много лет будет стоять на вооружении стран НАТО и армии США.
БТР 80 уже имеет свое продолжение, а это значит, что с этой техникой Россия не собирается прощаться. Бронетранспортер еще много времени будет служить на благо нашего отечества и других стран.
Вооружение
БМП и БРМ «Брэдли» вооружены 25мм стабилизированной автоматической пушкой «Бушмастер» с цепным приводом автоматики и системой двойного питания. Изначально для нее были разработаны два типа снарядов. Осколочно-фугасный М792 имеет массу 185 грамм и снаряжен 34 граммами «Композиции B», его начальная скорость – 1100 м/с.
Для поражения легкой бронетехники предназначался подкалиберный снаряд М791, представляющий собой вольфрамовый сердечник массой 102 грамма с отделяемым поддоном.
Он пробивал броню толщиной около 60мм. Уже в конце 80-х годов в опытную эксплуатацию поступил оперенный бронебойный снаряд М919 с урановым сердечником – его бронепробиваемость превысила 100 мм. С пушкой спарен пулемет М240С калибра 7,62мм.
Для борьбы с бронетехникой служат управляемые ракеты TOW, начиная с серий А1 – TOW-2. Масса их кумулятивной боевой части – около 6 кг, они позволяют пробивать броню толщиной 900мм. Пусковой контейнер на две ракеты размещен на левом борту башни БМП, дополнительные ПТУР находятся в боевом отделении «Брэдли».
Оригинально на «Брэдли» был решен вопрос ведения огня десантниками изнутри машины. Рассудив, что прицельный огонь из амбразур вести будет невозможно, в них установили оружие, приспособленное для ведения огня на подавление – автоматы М231.
От стандартных М16 они отличались отсутствием приклада, очень высоким темпом стрельбы, а огонь вели с открытого затвора. Для стрельбы применялись только трассирующие пули. После появления «Брэдли» с усиленной броней от М231, как и от амбразур вообще, пришлось отказаться. Они иногда сохраняются, как оружие самозащиты экипажа.
Другой ленд-лиз. М2А1. Русские корни тягача, ставшего бронетранспортером
Когда случайно оказываешься на ипподроме, взгляды невольно устремляются к тем лошадям, которые будут участвовать в забегах. Красивые, ухоженные, статные. Под красивыми попонами. Можно сказать, идеальные представители лошадиного племени.
А рядом рабочие лошади, которые привозят сено, вывозят отходы… Выполняют обычную, не парадную работу, для которой и была предназначены лошади в основной своей массе. Они обычные. Они без попон. Часто не причесанные. Запряженные в телеги. И мы на них не смотрим. Работяги не очень интересны обывателю.
Хорошо, что с нашим сериалом так не произошло. Мы продолжаем рассказывать о тех, кто «участвует в забегах», не забывая о «рабочих лошадках» войны. Вроде бы и неинтересно это обычному человеку. Видел сотни раз в хронике. Даже что-то слышал или читал по этому поводу.
Короче, наш сегодняшний герой известен многим и неизвестен ещё большему числу читателей. Это представитель широко разрабатываемых в США полугусеничных машин автомобиль-полутрек М2А1. Полугусеничный бронетранспортер из многочисленного семейства «хаф-трэков» американцев.
Один из таких легких бронетранспортеров мы уже описывали в одной из статей. Это знаменитый М3А1. Наш герой родился примерно в то же время, что и этот «Скаут кар». Но вот в этом «примерно» сидит не дьявол в деталях, а нечто большее.
Вы, наверное, будете очень удивлены, но предка этого бронетранспортера, а точнее, дедушку, надо искать… в России!
Вообще, разработка таких машин началась в США ещё в 1932 году. Проектированием занимались фирмы James Cunniagham and Sons, Linn, GMC и Marmon-Herrington. Однако говорить о том, что сама идея таких бронетранспортеров принадлежит американцам, нельзя.
Смотрим на фото. Кто это?
Это француз. Выпуск 30-х годов прошлого века.
А это?
А это чистокровнейший россиянин. «Остин-Путиловец-Кегресс».
Детище Адольфа Кегресса, собранное на базе грузовика «Остин» на Путиловском заводе. На патентованной подвеске Кегресса, если что.
Адольф Кегресс, французский инженер, механик и изобретатель.
В 1909—1917 годах жил и работал в России. И не просто где-то гайки крутил, а был личным шофёром императора Николая II и заведующим технической частью императорского гаража в звании прапорщика.
Изобрел, собственно, подвеску имени себя, использовавшуюся в том числе на бронеавтомобилях «Остин-Путиловец-Кегресс».
В 1917 году, не оценив начавшейся в России революции (как истинный француз, он знал, чем это все может закончиться), Кегресс уехал обратно во Францию. И поступил на службу к известному в Париже производителю шрапнели и шарикоподшипников Андре Ситроену…
В 1919 году пара открыла автомобильный , а в 1931 году американское военное ведомство закупило во Франции несколько образцов шасси Citroen-Kegresse. Именно французские идеи и стали толчком для создания американских «хаф-трэков».
Вот такая предыстория…
Сказать, что у американцев сразу все получилось, нельзя. Создаваемые прототипы не устраивали военных. Только создание в 1938 году автомобиля разведчика «Скаут Кар» М3 подтолкнуло конструкторов фирмы Diamond Т Motor Company к ускорению работ.
А вообще семейство выглядит очень внушительно-М2, М3, М5, М9 и их модификации. Всего было выпущено просто огромное количество полугусеничных бронетранспортеров — более 41 тысячи единиц!
Возможно, именно огромное количество машин, их многофункциональность и использование в самых невероятных обстоятельствах и стало причиной не слишком большого интереса к этим боевым машинам. А между тем, как показал «Скаут», машины эти крайне интересны.
Машины, принадлежащие к семье «хаф-трэков» созданы по одному принципу. Прежде всего это максимально возможное применение автомобильных агрегатов.
В ходовой части использовались обрезиненные гусеницы с металлической арматурой. Ведущее колесо располагалось в передней части, а сама гусеница опиралась на катки малого диаметра.
Даже вес и грузоподъемность были примерно одинаковыми. Машины имели массу 8-9 тонн, а грузоподъемность ограничивалась 1,5 тоннами. В целом, общие черты машин можно перечислять достаточно.
Можно вспомнить лебедку для самовытаскивания, наличие кормовой двери десанта, в дополнение к боковым дверям в кабине и прочее. Но сегодня у нас конкретный герой. Значит, общий обзор бронетранспортеров не особо интересен.
В 1940 году были созданы два прототипа будущих машин: Т14 и Т8. Машины были стандартизированы в октябре 1940 года и приняты на вооружение армии США. Т14 стал полугусеничным артиллерийским тягачом Half-Track Car M2, а Т8 бронетранспортером Half-Track Personel Carrier M3.
Итак, что представляет из себя артиллерийский тягач М2? Попробуем разобрать машину на составляющие.
Начнем с корпуса. Компоновка тягача была такой же, как и у «Скаута» М3А1. Более того, передняя часть корпуса, включая и кабину водителя были полностью заимствованы у М3А1 «Скаут Кар».
Лобовой бронелист кузова имеет две бронестворки, укрепленные на петлях, которые можно откинуть вперед для улучшения обзора водителя и пассажира. Кроме этого, в люках имеются смотровые щели, которые в случае необходимости можно закрыть задвижками.
Интересны так же бронированные жалюзи, которыми забран радиатор спереди. Они не статичны, а сделаны поворотными. Во время боя машина «прятала» радиатор за броню, а в обычном режиме жалюзи просто защищали радиатор от попадание каких-то механических тел. То есть, работали аналогично решетке радиатора грузовика.
Сам корпус имел простую коробчатую форму с вертикальными бортовыми и кормовыми стенками. Катаные броневые листы крепились на каркасе из уголков. Само крепление и соединение бронелистов осуществлялось обычными винтами.
Интересны так же двери тягача, которые в отсутствие кормовой двери были практически единственным выходом из десантного отделения, кроме перепрыгивания борта через верх. Двери были не монолитны. Верхние части дверей были откидными. В этом случае водитель и пассажир получали обзор, аналогичный обзору в автомобиле.
Так как М2 предназначен для работы с артиллерийскими системами, конструкторы значительно увеличили габариты корпуса. Машина позволяла перевозить не только артиллерийский расчет (6 человек), но и часть орудийных выстрелов.
Для этого в кузове располагались два специальных ящика для перевозки выстрелов. Специально для того, чтобы ускорить начало работы расчета, в местах расположения ящиков в борту имеются специальные откидные двери. Таким образом. заряжающий имеет возможность брать выстрелы прямо с места транспортировки.
Если посмотреть на кузов сверху, то картина получается действительно интересной. На самом деле, в кузове вполне комфортно может размещаться не 6 человек расчета, а 7. А если добавить водителя и пассажира в отделении управления, то 9.
Но сложно сказать, в каком отделении получается ещё одно кресло. Короче, между креслами водителя и пассажира, но со смещением назад, в десантное отделение, находится 10-е сидение! Именно возле этого сидения расположены уже описанные ящики для выстрелов.
Интересно расположение баков для горючего. Их два и расположены они за правым и левым сидениями. При этом баки не бронированы. Изготовлены из обычной конструкционной стали, но снабжены самозатягивающейся резиной. При попадании пуль, резина затягивает собой отверстия и не дает горючему вытекать.
В кузове же находилось и основное вооружение тягача.
Это 7,62-мм пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением для ранних вариантов машины или 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 для поздних вариантов. Вторым пулеметом был 12,7-мм пулемет Browning M2HB.
Оба пулемета крепились в рельсовой направляющей с помощью подвижных станков М22, о которых мы уже рассказывали в других статьях. Такое крепление позволяло использовать пулеметы и в качестве средств ПВО.
Двигатель White 160АХ, который устанавливался на тягач, 4-тактный, 6 цилиндровый, карбюраторный. Мощность двигателя 147 л.с. при 3000 об/мин.
В одном картере с коробкой передач устанавливалась раздаточная коробка, которая имела две передачи — прямую и замедленную. Кроме этого, раздаточная коробка одновременно являлась и демультипликатором. Она передает крутящий момент переднему и заднему ведущим мостам. Также она же производит отбор мощности на лебедку.
Управление машиной и её передний мост выполнены почти так же, как у грузовиков. Трансмиссия 5-скоростная. Четыре передачи вперед, одна назад. Расположение руля аналогично грузовому автомобилю. Расположено слева. Тормоз колодочного типа с гидроприводом.
Передний и задний мосты созданы фирмой Timken. Передний мост Timken F-35-HX-1 был не только управляемым, но и ведущим. Кстати, аналогичные тягачи и бронетранспортеры немецкого производства ведущего переднего моста не имели.
Задний мост Timken 56410-BX-67 — ведущий, гусеничного хода. Тут стоит заметить, что дифференциалы были автомобильного типа. Что очень важно для ремонта в полевых условиях, они были взаимозаменяемы!
Стоит рассмотреть и гусеничный движитель тягача. Машина имела с каждой стороны по 4 спаренных в две балансирные тележки опорных катка. Оба балансирных агрегата соединены поперечной трубой с такими же агрегатами другого борта. Таким образом, при ремонте тележки отсоединялись от рамы тягача и откатывались (как жд пары).
Переднее колеса в движителе было ведущим. Заднее — направляющим. Для предотвращения провисания гусеницы ровно посередине расположен поддерживающий ролик.
Гусеницы тягачей М2, в принципе, не отличаются от гусениц машин этого семейства. Резинометаллическая, цельная, шириной 300 мм с гребнями зацепления, которые параллельно являются и направляющими гусеницы.
В осенне-зимний и весенний период, в случае необходимости, на гусеницы можно крепить специальные грунтозацепы, которые прилично увеличивают проходимость машины. Передние колеса в этом случае комплектуются специальными цепями противоскольжения браслетного типа.
В передней части машины располагался традиционный для американских машин этого семейства буферный барабан диаметром 310 мм. Кстати, установка данного барабана вызвала много споров у наших читателей. Есть ли в этом какой-то смысл?
Смысл есть. Бронетранспортеры и тягачи, оборудованные таким барабанами, преодолевали рвы и эскарпы гораздо большего размера, чем те машины, которые оборудовались однобарабанной лебедкой. Ширина траншеи для такой машины равнялась 1,8 метра.
Тягач М2 имел боевую массу 7,99 тонн. Развивал максимальную скорость 69 (72 по другим источникам) км/ч. Мог буксировать артиллерийское орудие массой до 3,5 тонн со скоростью до 36 км/ч по шоссе. Запас хода тягача — 290 км.
Тягачи М2 выпускались двумя и «Автокар» с весны 1941 года до конца 1943 года. «Уайт Моторз» произвел 8 423 машины, а «Автокар» 2 992. Итого, общее количество М2 — 11 415 единиц.
И ещё. Тягач М2 часто использовался не как тягач, а как бронетранспортер. Американская армия испытывала недостаток именно в БТР. Однако, первоначальное предназначение сыграла злую шутку не только с машиной, но и с целой армией.
Вместимость М2 никак нельзя было совместить с… организацией американской армии. Пехотное отделение американской армии просто физически не помещалось в кузове М2. А перевозить отделение на двух БТР грозило потерей руководства той частью отделения, которая передвигалась отдельно от командира.
Командование американской армии пошло на беспрецедентный шаг. Оно изменило тактику действий американской пехоты. М2 стал перевозить не пехотное отделение, а пулеметное. А в дальнейшем вообще стал разведывательной машиной (до принятия на вооружение М8).
Внимательные читатели, наверное, заметили какое внимание авторы уделили «отцу» М2А1. А что же «сын»? Что же из себя представляет полугусеничный транспортер М2А1.
Появление новой модификации во многом связано с теми же причинами, что и изменение тактики американской армии. То, что хорошо для артиллерийского тягача, не всегда хорошо для бронетранспортера.
Условия эксплуатации М2 в качестве БТР выявило совершенную неприспособленность машины для огневой поддержки пехоты. Рельсы-направляющие в бою были не просто неудобными. Они лишали пулеметчиков возможности быстрой смены направления работы.
Первым опытом изменения ситуации с пулеметами стала установка кольцевой турели М32. Той самой, что устанавливалась на грузовиках. На М2 такая турель была установлена в отделении управления над местом пассажира (прототип М2Е6). Но в этом случае терялся второй пулемет.
В ходе дальнейшей разработок была создана усовершенствованная турель М49. Это была кольцевая турель, которая позволяла использовать оба пулемета одновременно. Проблема вооруженности бронетранспортера была решена!
Именно эта машина и получила обозначение М2А1. В серию БТР запустили в конце 1943 года. Выпуск прекратили лишь в конце 1944 года.
Собственно, выпущено бронетранспортеров было не так много. Обе и «Автокар») за год произвели 1 643 машины.
Причина такой малой производительности кроется не в малой мощности производств фирм, а в поставленной им задаче модернизировать до А1 уже существующие М2. Вот тут надо отдать должное американским рабочим. За этот же срок (до конца 1944 года) они модернизировали более 5 000 тягачей М2 до бронетранспортеров М2А1!
Ну и традиционные технические характеристики героя:
Годы выпуска: 1943-44 Боевая масса: 7,99 тонн Экипаж: 2 + 6 (8) Мощность двигателя: 147 л.с. Максимальная скорость: 69 (72) км/ч Запас хода% 290 км Бронирование корпус: 6,3 мм лобовая броня и двери: 12,5 мм Вооружение 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 12,7-мм пулемет Browning M2HB
По программе ленд-лиза в СССР попало 342 единицы М2. В основном тягачи использовались для буксировки противотанковых орудий. Быстрый и не имеющий проблем с бездорожьем тягач и противотанковая пушка с расчетом и боезапасом — что может быть неприятнее для танков?
БТР М2А1 приехало в Советский Союз несколько меньше, всего 118 единиц. Зато они были укомплектованы весьма оригинально: в каждом БТР находились: 9-мм пистолет-пулемет Томпсона и 4 диска с патронами к нему, 10 ручных гранат и 14 противотанковых мин. Так сказать, подарок водителю. Лопаты для постановки мин, как видно на фото, тоже прилагались.
В целом же внуки «Остина-Путиловца» показали себя весьма и весьма достойными потомками, таская пушки, разведчиков, минометчиков, поддерживая пулеметами бойцов.
Хорошие внучки вышли, боевые.
Боевое применение
БМП «Брэдли» активно применялись во время обеих американских кампаний в Ираке. Машина показала высокую надежность и эффективность. Большая часть иракских танков в первую кампанию была подбита именно при помощи «Бредли». 25-мм автоматическая пушка показала себя весьма эффективным и универсальным оружием. Она прекрасно уничтожала легкобронированную технику и живую силу противника. Известны несколько случаев, когда эта пушка выводила из строя иракские танки.
Во время второй кампании в Ираке американцам пришлось использовать «Брэдли» в городских боях, что привело к значительным потерям от ручного противотанкового оружия. Также большой проблемой были фугасы, которые закладывали повстанцы.
Армия Саудовской Аравии использовала «Брэдли» во время вторжения в Йемен. В ходе боевых действий было потеряно 17 машин.
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
К созданию БМП американцы приступили намного позже советских инженеров. Причем американские БМП и БРМ разрабатывались практически одновременно. Объединенная программа получила название FVS (Fighting Vechide System) и включала в себя работы по созданию двух машин: IFV (Infantry Fighting Vechile) — БМП для перевозки пехотного отделения и CFV (Cavalary Fmghting Vachicle) — БРМ с экипажем в 5 человек. В 1981 году армия США наконец получила серийные БМП и БРМ, которые имели название, соответственно, М2 и М3 «Брэдли».
Альтернативный БТР РККА ЗИС ТБ-42 и семейство машин на его базе.
Главная » Альтернативное танкостроение » Альтернативный БТР РККА ЗИС ТБ-42 и семейство машин на его базе.
Альтернативное танкостроение
Serg 12.12.2011 2937 194
0
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
Столкнувшись с Вермахтом, командование РККА резко осознало, как сильно войска нуждаются в бронетранспортерах. Их отсутствие не позволяло обеспечивать поддержку пехоты танкам и приводило к большим потерям. Но чудовищная по масштабам война не давала промышленности найти ресурсы для производства подобных машин. Тем не менее, в конце 1942 года, инженеры ЗИСа предприняли попытку создать такую машину. Предлагаю, на Ваш суд, альтернативное развитие конструкции полугусичного грузовика ЗИС-22/42 в БТР ЗИС-42 и семейство боевых машин на его базе.
История создания.
В 1938 г. первым в отечественных полугусеничных шасси был ЗИС-22 на шасси ЗИС-5, ставший развитием машины НАТИ-ВЗ (вездеход ЗИС), разработанной коллективом НАТИ под руководством Г. А. Сонкина. Автомобиль был снабжен движителями с резинометаллическими лентами, передними и задними фрикционными ведущими катками с цепным приводом. До середины 1940 г. построили около 200 грузовиков ЗИС-22, но их эксплуатация доказала сложность и ненадежность этой конструкции. Примером второго направления развития полугусеничной техники стала машина ЗИС 33, представлявшая собой грузовик ЗИС-5 с упрощенными гусеничными движителями с бортовыми цепными передачами на задние ведущие звездочки непосредственно от колес автомобиля.
В начале 1940 г. их собрали 3,7 тыс. экземпляров, а затем к производству был принят вариант ЗИС-35 с дополнительным задним мостом с ведущими звездочками. Эти вездеходы военных также не удовлетворяли. Эскалация Второй мировой войны активизировала работы по созданию более надежных полугусеничных бортовых машин. Новый движитель состоял из двух более узких гусеничных «полулент», соединенных поперечными накладками, что позволило использовать передние ведущие зубчатые колеса с цепным приводом, исключавшие пробуксовку и соскакивание гусениц.
Осенью 1940 г. он был смонтирован на вездеходе НАТИ-52, которому соответствовал опытный образец ЗИС-22-52. В июле 1941 г. испытания прошел доработанный грузовик ЗИС-22М, но развернуть его производство уже не успели.
Только весной 1942 г. начался выпуск модернизированного варианта ЗИС-42. Это был грузовик с полезной нагрузкой 2,25 т, двигателем ЗИС-16 мощностью 73~84 л.с, бортовым кузовом с тентом, расширенными с 390 до 415 мм гусеничными лентами, щитком между передними концами рамы, кожухом под передним мостом, тремя топливными баками емкостью 295 л и съемными лыжами на передних колесах. На шоссе машина развивала скорость 42 км/ч, на бездорожье – до 20 км/ч, расходуя от 58 до 95 л на 100 км.
Весной 1942 гг. горьковский артиллерийский Завод № 92 имени Сталина (ЗИС) на шасси серии «22/42» собрал опытные образцы самоходных установок с бронированными кабинами ,ЗИС-41 и ЗИС-43 с пушками калибра 57 и 37 мм соответственно. Машины выпускались малой серией.
Но фронт требовал многоцелевого бронированного транспортера пехоты и оружия. В качестве основы решено было использовать только что освоенное полугусеничное шасси ЗИС-42. ЗИС-42, обладая прекрасной проходимостью по слабым грунтам (снег, болото, глубокая грязь), имел недостаточную подвижность (малая удельная мощность, несовершенство трансмиссии, недостаточные тяговые свойства) и, что самое неприятное, — крайне низкие надежность и прочность своих агрегатов. Но другого подходящего шасси не было, решили попробовать.
Летом 1942 года построили деревянный полноразмерный макет БТР с индексом ТБ-42 на 12 посадочных мест для бойцов с одним пулеметом ДТ. Бронирование корпуса 12 мм. Полная масса ТБ-42 — 8500 кг была слишком велика шасси ЗИС — 42, а при мощности 80 л. с. (все, что можно было «выжать» из двигателя ЗИС-5М) это позволяло получать скорость не более 30 — 35 км/ч (и то по шоссе).
Тем не менее, «танкисты» проявили интереc к этой работе и постановление ГКО № 3289сс от 5 июля 1942, установило срок изготовления пяти опытных образцов — 15 августа 1942 г. . ЗИС построил 5 БТР, на трех из них толщина брони была уменьшена до 8 мм и установлены форсирование двигатели ЗИС-60 мощностью 110 л.с.
Эти машины имели полную массу в 8200 кг. и развивали скорость в 52 км/ч на шоссе, что удовлетворило требованиям военных и они были приняты на вооружение РККА под индексом ЗИС ТБ-42.
Массовое производство было развернуто на заводе ЗИС с 10 сентября 1942г.. До конца года РККА получил 250 БТР ТБ-42.
БТР ТБ-42 поставлялся в первую очередь в мотострелковые полки танковых и моторизированных дивизий и бригад.
С лета в 1943 года в артиллерийские дивизионы танковых и моторизированных бригад РККА, где применялся, как артиллерийские транспортеры 76,2 мм орудий ЗИС-3 и 122 мм гаубиц М-30.
Основные модификации ТБ-42:
1.Транспортер боеприпасов с закрытым корпусом. Экипаж-2 человека. Вооружение 7,62 мм пулемет ДТ.
2.Самоходные 82-мм и 120-мм минометы и на шасси ТБ-42. Возимый боезапас 60 мин. Расчет 4 человека. В танковых, механизированных и мотострелковых бригадах в составе минометной роты. По штату 6 шт.
3. 76,2 мм САУ-42. Создана, путем установки в бронекузове универсальной 76,2 мм пушки обр. 1914/15 г. 8-К на тумбовой установке. Угол возвышения- 75 градусов. Сектор обстрела- 360 градусов. Скорострельность – 10-12 выстрел./минуту. Возимый боезапас 60 снарядов. Расчет 4 человека. В танковых, механизированных и мотострелковых бригадах в составе разведывательных рот. Отлично зарекомендовала себя в городских боях.
4. ЗСУ-42-4-12,7. Создана, путем установки в бронекузове зенитной установки ЗПУ-4 из четырех 12,7 мм пулеметов ДШК. Угол возвышения- 80 градусов. Сектор обстрела- 360 градусов. Возимый боезапас 1200 патронов. Расчет 4 человека. В танковых, механизированных и мотострелковых бригадах в составе зенитно-артеллерийского дивизиона. Отлично зарекомендовала себя в городских боях.
5. ЗСУ-42-37. Создана, путем установки в бронекузове 37-мм зенитного орудия 61-К обр. 1940 г. Угол возвышения- 87 градусов. Сектор обстрела- 360 градусов. Возимый боезапас 400 патронов. Расчет 4 человека. В танковых, механизированных и мотострелковых бригадах в составе зенитно-артиллерийского дивизиона.
6. Ракетная установка ВМ-8-48 ТБ-42. В танковых, механизированных и мотострелковых бригадах в составе артиллерийского дивизиона.
7. Санитарно-эвакуационный БТР.
8. Командно-штабная машина ТБ-42. На ее базе передвижная радиостанция и БТР управления РЛС ПВО.
Опытные разработки на базе БТР ТБ-42:
1. БТР с закрытой крышей корпуса и башней от Т-60. Вооружение 20-мм пушка и 7,62 мм пулемет. Выпускались малой серией с 1943 г.
2. Самоходная 76,2 мм пушка ЗИС-3 с открытой рубкой. Машина не прошла испытания, так как была перетяжелена, имела завышенную линию огня, была неустойчива при выстрелах. Не показала преимуществ по сравнению с СУ-76.
Всего было произведено 9711 шт. БТР ТБ-42 всех модификаций.
Альтернативный конструктор
Сергей Сыч