ИС-4 | |
Классификация: | Тяжёлый танк |
Боевая масса, т: | 60 |
Компоновочная схема: | Классическая |
Экипаж, чел.: | 4 |
История | |
Разработчик: | ГСКБ-2 |
Производитель: | СССР |
Годы разработки: | С 1943 по 1946 |
Годы производства: | С 1947 по 1951 |
Годы эксплуатации: | С 1947 по начало 1960-х |
Количество выпущенных, шт.: | 258 |
Основные операторы: | СССР |
Размеры | |
Длина корпуса, мм: | 6600 |
Длина с пушкой вперёд, мм: | 9790 |
Ширина корпуса, мм: | 3260 |
Высота, мм: | 2480 |
База, мм: | 4385 |
Колея, мм: | 2500 |
Клиренс, мм: | 410 |
Бронирование | |
Тип брони: | Стальная катаная и литаям |
Лоб корпуса (верх), мм/град.: | 140/61° |
Лоб корпуса (середина), мм/град.: | 140/61° |
Лоб корпуса (низ), мм/град.: | 160/40° |
Борт корпуса (верх), мм/град.: | 160/30° |
Борт корпуса (низ), мм/град.: | 160/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град.: | 100/38° |
Корма корпуса (середина), мм/град.: | 100/32°..30/85° |
Корма корпуса (низ), мм/град.: | 100/39° |
Днище, мм: | 30 |
Крыша корпуса, мм: | 30 |
Лоб башни, мм/град.: | 250 |
Борт башни, мм/град.: | 200/35° |
Корма башни, мм/град.: | 170 |
Крыша башни, мм: | 30 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки: | 122-мм Д-25Т |
Тип пушки: | Нарезная пушка |
Длина ствола, калибров: | 48 |
Боекомплект пушки: | 30 |
Дальность стрельбы, км: | До 5 |
Прицелы: | ТШ-45, К-8Т, |
Пулемёты: | 2 × 12,7-мм ДШКМ |
Подвижность | |
Тип двигателя: | В-12 |
Мощность двигателя, л. с: | 750 |
Скорость по шоссе, км/ч: | 41..43 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч: | 15..20 |
Запас хода по шоссе, км: | 170 |
Запас хода по пересечённой местности, км: | 80..140 |
Удельная мощность, л. с./т: | 12,4 |
Тип подвески: | Индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см²: | 0,9 |
Преодолеваемый подъём.: | 35 |
Преодолеваемая стенка, м: | 0,9 |
Преодолеваемый ров, м: | 2,8 |
Преодолеваемый брод, м: | 1,5 |
ИС-4 (Индекс ГБТУ — Объект 701) — советский тяжёлый танк послевоенного периода, принят на вооружение в 1947 году.
История создания и производства
В июле 1943 года СКБ-2 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) во главе с только назначенным главным конструктором Н.Л. Духовым, по собственной инициативе, приступило к разработке нового тяжёлого танка прорыва, значительно превосходящего по основным боевым свойствам немецкие тяжёлые танки T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Основной целью при создании машины под условным названием «тяжелый танк К» являлось обеспечение надежной защиты танка от снарядов современных зарубежных танковых пушек на эффективной дальности стрельбы. Руководителем работ стал И.М. Зальцман, в то время являвшийся директором ЧКЗ, ведущим конструктором и инженером проекта — Л.С. Троянов (позднее руководителем проекта был назначен заместитель Духова — М.Ф. Балжи). Разработку систем, узлов и агрегатов возглавляли конструкторы: Мякишев (корпус), Шухман (силовая установка), Кручёных (вооружение), Сергеев (трансмиссия), Гольдштейн (электро- и радиооборудование), Волошин (ЗИП).
В СКБ-2 эскизный проект танка «К» был утвержден 10 декабря 1943 года. Его компоновочную схему было решено оставить такой же, как и у ИС-122. Усиление броневой защиты было достигнуто за счёт увеличения толщины брони корпуса и башни танка. При проектировании оригинальной конструкции корпуса танка отличились конструкторы-корпусники Б.Н. Яковлев и Г.А. Клемец. Из-за возросшего веса танка была применена семиопорная (применительно к одному борту) схема ходовой части, а гусеницу расширили до 730 мм. Новую конструкцию погона, воспринимающего одним рядом шариков, без применения так называемых захватов, радиальные и аксиальные нагрузки, предложил С.В. Федоренко. Обдув радиаторов осуществляли два горизонтальных осевых вентилятора, как у немецких тяжёлых танков.
Увеличение боевой массы танка потребовало повышения мощности двигателя. К этому времени в СКБ-75 (главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро — И.Я. Трашутин) был создан четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-12, являющийся форсированной до 552 кВт (750 л.с., при 2100 об/мин) версией дизеля В-2 путём внедрения приводного центробежного нагнетателя (ПНЦ) и увеличения подачи топлива. Помимо применения приводного нагнетателя, от ранее выпускавшихся двигателей дизель В-12 отличался некоторыми изменениями в конструкции поршней, коленчатого вала, картера, головки блока, форсунок, распределительного вала, выпускных клапанов, масляного фильтра, топливного и водяного насосов, направленными на повышение надежности работы этих узлов. В-12 стал первым двигателем типа В-2 с наддувом от ПНЦ.
В процессе работ по модернизации ИС-122, результатом которых (совместно с заводом №100) стал «Объект 703», работы по «Объекту 701» (такое обозначение получил танк «К») были временно заморожены, но потом возобновлены. Постройка танка «Объект 701» финансировалось из заводского бюджета и производилась на участке, отгороженном от постороннего взгляда высокими металлическими перегородками. Тут шёл процесс изготовления танкового корпуса, монтаж узлов ходовой части, моторно-трансмиссионного и боевого отделений. Машина получила новую 122-мм нарезную пушку Д-25Т КБ Ф.Ф. Петрова, прототип №3А двигателя В-12 и трансмиссию нового типа.
Ещё в 1935-1936 годах учёные М.И. Кристи, Г.И. Зайчик и М.А. Крейнес предложили схему нового механизма поворота (МП) на основе несимметричных дифференциалов, названного впоследствии в честь авторов «группа механизмов типа Зайчика — Крейнеса», или «ЗК». Этот механизм, не имевший аналогов в мире, был изготовлен в металле и прошёл испытания на лёгком плавающем танке Т-38, однако из-за большой сложности конструкции, ограниченных технологических и производственных возможностей того времени практического применения не получил. Основными его преимуществами являлись: автоматическое увеличение крутящего момента на ведущих колёсах при повороте по сравнению с прямолинейным движением; устойчивое прямолинейное движение в любых условиях; создание тормозной силы без участия тормозов.
Примененная на «Объекте 701» трансмиссия была спроектирована и изготовлена в 1943-1944 годах совместными усилиями ЧКЗ (Л.Б. Тевелев) иМВТУ имени Н.Э. Баумана. Подвижность тяжелого танка конструкторы пытались повысить за счёт использования наиболее экономичного среди других известных типов МП — планетарного МП типа «ЗК», который осуществлял автоматическое увеличение сил тяги при повороте как со стороны забегающего, так и со стороны отстающего борта. Для «Объекта 701» с малой удельной мощностью, равной 9,2 кВт (12,5 л.с./т), этот механизм поворота снизил потребную на поворот мощность, так как тормозная сила образовывалась выключением блокировочного фрикциона без участия тормозов, и поэтому мощность двигателя на трение в тормозах не расходовалась. (В 1945 году «за разработку конструкции новых механизмов управления танком» Сталинской премии II степени были удостоены научные сотрудники МВТУ: Г.И. Зайчик, М.К. Кристи К.Г. Левин и М.А. Крейнес.)
Броневые детали толщиной 120-160 мм изготавливались из стали 42СМ и обрабатывались на среднюю твёрдость. Литая башня из стали 66Л также была обработана на среднюю твёрдость, остальные детали из стали 8С закаливались на высокую твёрдость. В конструкции корпуса широко применялись соединения «в шип» и «в четверть» с разгрузочными штифтами. В отличие от ИС-122, все швы которого выполняли встык или внахлёст, у «Объекта 701» за счёт применения более сложных и установки дополнительных косынок основные сварные швы были разгружены и работали не на срез, а на сжатие и обладали высокой прочностью. Cварка броневых деталей производилась вручную многослойным обратно-ступенчатым швом аустинитными и углеродистыми электродами марки 55-У.
В марте 1944 года технический проект «Объекта 701» был представлен на рассмотрение комиссии Техуправления ГБТУ, которая пришла к заключению, что «по своим основным боевым качествам, вооружению, бронированию, узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии, механизмам управления танком и огнем танк конструкции Кировского завода, безусловно, заслуживает того, чтобы в кратчайший срок дать разрешение Кировскому заводу на изготовление двух опытных образцов… Есть все основания получить отвечающий современным требованиям боя, лучший в мире тяжелый танк».
К этому времени согласно постановления ГКО №4851сс от 27 декабря 1943 года «О проектировании, изготовлении и испытаниях опытных образцов артиллерийских орудий для танков и артиллерийских самоходных установок» вЦАКБ НКВ была спроектирована 100-мм танковая пушка С-34 с длиной ствола 56 калибров и баллистикой морской пушки Б-34. Одновременно на её базе была предусмотрена установка 122-мм ствола длиной 47 калибров и баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. Это орудие получило название C-34-II. В результате совместной работы конструкторов ЦАКБ и ЧКЗ было спроектировано новое боевое отделение танка «Объект 701» с расположением заряжающего с левой стороны орудия.
На основании постановления ГКО №5583сс от 8 апреля 1944 года «Об изготовлении опытных образцов нового тяжелого танка на Кировском заводе НКТП» НКТП было разрешено в апреле изготовить на ЧКЗ два опытных образца тяжелого танка «Объект 701» с орудиями конструкции ЦАКБ и один корпус и совместно с ГБТУ произвести испытания танков и обстрел корпуса.
Первый опытный образец танка «Объект 701», задним числом получивший обозначение «Объект 701» №0 (на приёмочные испытания этот танк предъявлять не предполагалось, так как он не отвечал ТТТ) был изготовлен к концу апреля 1944 года. В результате длительных заводских испытаний, проходивших до 15 июня 1944 года, опытная машина преодолела 1230 км, был выявлен ряд недостатков в её конструкции.
Одновременно, в мае — июне 1944 года, согласно постановлению ГКО завод изготовил танк «Объект 701» №1 со 122-мм пушкой С-34-II и танк «Объект 701» №2, оснащённый 100-мм пушкой С-34-I. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160 мм. Оба танка были предъявлены на полигонные испытания комиссии ГБТУ под председательством его начальника генерал-лейтенанта танковых войск Б.Г. Вершинина, которые проходили в районе Челябинска с 1 июля по 15 августа 1944 года.
Во время проведения испытаний 13 июля на машине №1 вышли из строя бортовые редукторы, и её испытания были прекращены (кроме того, был обнаружен дефект — «вело» трансмиссию). Средняя скорость танка за время испытаний составила 21 км/ч, общий пробег — 1103 км. На второй машине трансмиссия работала удовлетворительно, но был зафиксирован повышенный тепловой режим работы двигателя. Средняя скорость движения танка «Объект 701» №2 составила 24 км/ч, расход топлива — 97…102 л на 100 км, пробег — 492 км.
В подробном отчёте, представленном 30 июля 1944 года, комиссия ГБТУдала высокую оценку увиденному: «Опытный танк 701 по своим основным боевым качествам является наиболее современным тяжелым танком, превосходящим по броне все существующие отечественные танки, а танки противника, кроме того, по вооружению и маневренности. Повышенные боевые качества достигнуты: применением броневых листов толщиной 160 мм, удачно выполненной конструкцией корпуса и башни, установкой дизеля В-12 мощностью 750 л.с., установкой оригинальной планетарной трансмиссии с селекторным механизмом управления». Вместе с тем отмечалась ненадежная работа бортовых редукторов и планетарной трансмиссии. Смотровые приборы механика-водителя не обеспечивали хорошей обзорности, был затруднён демонтаж крыши трансмиссии, а в ходовой части требовалось усилить диски поддерживающих и опорных катков.
Тем временем башни отремонтированного танка «Объект 701» №0 и машины №1 поменяли местами. Таким образом, для проведения испытаний орудия С-34-II на Гороховецкий АНИОП отправили «Объект 701» №0 с башней от танка «Объект 701» №1. Полигонные испытания С-34-II, проводившиеся по программе Арткома ГАУ КА в объёме 780 выстрелов (из них 440 усиленных), были завершены 2 октября 1944 года. Орудие С-34-II имело перед Д-25Т ряд несомненных преимуществ. Его конструкция была более жесткой и потому кучность стрельбы на испытаниях оказалась более высокой, чем таковая у Д-25Т. Отсутствие дульного тормоза уменьшало демаскирующий эффект при стрельбе, а также уменьшало риск поражения собственной пехоты и танкового десанта дульными газами.
Машина №2 и броневой корпус «Объект 701» №3 были отправлены на испытания обстрелом из противотанковой артиллерии, на Научно-исследовательский бронетанковый (НИБТ) полигон, расположенный в Кубинке. Интересным является тот факт, что представленные варианты отличались толщиной и углом наклона подбашенной части корпуса: 160 мм/30° и 120 мм/50° соответственно. В ходе испытаний, проводившихся с 5 по 25 августа 1944 года, танки подвергались обстрелу как из отечественных орудий, таких как 57-мм ЗИС-2 с начальной скоростью снаряда 1270 м/с, 76-мм ЗИС-3 — 910 м/с, 122-мм Д-25 — 800 м/с и 152-мм МЛ-20 — 600 м/с, так и из германских, трофейных 88-мм противотанковой пушки PaK 43 и 75-мм танкового орудия KwK 42.
Результаты испытаний показали высокую прочность сварных соединений корпуса. В выводах комиссии было отмечено:
«Бронирование танка «объект 701» обеспечивает полную защиту от 75- и 88-мм бронебойных снарядов с начальной скоростью снаряда 1000 м/с со всех дистанций при курсовом обстреле до ±60° по корпусу и ±30° по башне… Вариант №2 имеет лучшую защиту от бронебойного снаряда, но слабее, чем №3 при действии подкалиберных снарядов. Учитывая снижение количества применения подкалиберных снарядов, было высказано предложение принять вариант корпуса №2, так как он и легче на 400 кг… Таким образом, при относительно небольшом увеличении веса 701 объект превосходит по бронестойкости находящийся на вооружении танк ИС-2, корпус и башня которого пробиваются при любых курсовых углах 88 мм бронебойным снарядом с дистанции от 2000 до 800 метров.» |
В недостатках, указанных комиссией, отмечалась недостаточная защита корпуса от 75- и 88-мм бронебойных снарядов при обстреле корпуса под курсовыми углами 60° — 90° и башни под углами более ±30°, слабая броневая защита командирской башенки по сравнению с бортами башни, а также снижение броневой стойкости башни из-за прилива под прицел ТШ-17.
В своём заключении комиссия рекомендовала принять на вооружение корпус и башню танка «Объект 701» №2 с внесёнными изменениями по замечаниям комиссии. Кроме того, был поставлен вопрос о проработке варианта и изготовлении башни из катаной броневой стали толщиной 180-200 мм, а также увеличении толщины верхнего листа корпуса до 140-160 мм и скуловых скосов (конструктивных углов) до 140 мм для обеспечения защиты от перспективных 105- и 128-мм пушек противника.
По результатам проведённых испытаний и заключению комиссии, проводившей ходовые испытания, был издан приказ НКТП №500 от 11 августа 1944 года, в котором народный комиссар танковой промышленностиСССР В.А. Малышев потребовал от И.М. Зальцмана и Н.Л. Духова учесть и устранить дефекты, выявленные в процессе испытаний, к 1 октября 1944 года предъявить Государственной комиссии два новых образца танка на повторные полигонные испытания и сделал напоминание:
«Планетарные трансмиссии для тяжелых танков являются недостаточно изученными в эксплуатации и освоенными в производстве и требуют особо тщательной проверки и более жестких испытаний для обеспечения надежности и безотказности работы в танке.» |
В докладе заместителя командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии П.А. Ро от 30 августа 1944 года отмечалось:
«Конструктивным дефектом наших танков является устарелость ряда важных агрегатов, а именно: механизма поворота башни, коробки перемены передач на ИС… Бронирование тяжелого танка, а особенно форма его корпуса, не соответствует требованиям, предъявляемым к бронированию машин этого класса… Вместо существующего тяжелого танка надо форсировать ввод в строй танка 701… Танк 701 на сегодня является лучшим тяжелым танком в мировом танковом парке. Имея обтекаемую форму корпуса, подобную Т-34, и броню до 180 мм, при наличии пушки калибра 122 мм, и современную трансмиссию, которая обеспечит ему высокую маневренность, этот танк на поле боя действительно не будет превзойден…» |
Всего за время серийного производства было изготовлено 258 танка. В основном они направлялись в войсковые части на Дальнем Востоке. В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъёмность большинства мостов и транспортных средств. Кроме того, выявилось множество недостатков и замечаний, в том числе недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии. Служба нового танка оказалась недолгой — ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения.
Опытные образцы
До принятия на вооружение было создано несколько опытных образцов танка, один об. 701-2 со 100 мм пушкой С-34 и лобовой бронёй башни в 160 мм (масса 55,9 т). Другие образцы об. 701-5 и 701-6 вооружены 122 мм пушкой Д-25 (масса 58,5 т).
Зарубежные аналоги ИС-4
ИС-4 начал выпускаться серийно уже после окончания Второй мировой войны и на тот момент аналогов танка, стоящих на вооружении в других вооруженных силах не существовало. Чисто гипотетически можно сравнить ИС-4 с производящейся в годы войны бронетехникой армий Германии и США. Обращает на себя внимание защита советского танка, которая заметно превосходит аналогичный параметр «Королевского тигра», но при этом вес ниже на 10 т.
ИС-4 | Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Tiger II» | Т1Е1 | |
Масса, т | 60 | 70 | 57,5 |
Длина | 6600 | 7380 | 7544 |
Ширина | 3260 | 3755 | 3124 |
Высота | 2480 | 3090 | 2997 |
Клиренс | 410 | 495 | 520 |
Мощность, л/с | 750 | 700 | 700 |
Максимальная скорость, км/ч | 43 | 41,5 | 32 |
Бронезащита корпуса (лоб, борта, корма), мм | 140(верх)-160 (верх)-160-100 | 150-80-80 | 127-78(верх)-67(низ)-51 |
Бронезащита башни (лоб, борта, корма), мм | 250-200-170 | 185-80-80 (башня Henschel) | 83-83-83 |
Вооружение | 122-мм Д-25Т, 2 пулемета | 88-мм KwK 43 L/71, 3 пулемета | 76,2-мм М7, 37-мм М6,4 пулемета |
Начальная скорость снаряда, м/с | 800 | 1000 | 972 |
ИС-4 по тактико-техническим характеристикам обладал практически одинаковыми параметрами с немецкой машиной, но несколько уступал в мощности орудия. Также не следует забывать, что германский аналог оснащался карбюраторным двигателем, который работал на пределе возможностей. А американский аналог Т1Е1 (изготавливался в период Второй мировой войны, но так и не принял участия в боевых действиях) превосходил по всем показателям.
Серийное производство
В 1946 году танк ИС-4 был официально принят на вооружение Советской армии. В этом же году Челябинскому тракторному заводу предписывалось прекратить выпуск танков ИС-3 и начать выпуск танка ИС-4. По планам в 1946 году должно было быть выпущено 155 танков ИС-4. Однако, работы выполнены не были, в 1946 году выпуск составил всего 6 танков установочной партии. Причинами задержки явился ряд НИОКР, направленных на устранение замечаний выявленных на испытаниях танка, а также переход ЧТЗ на мирное послевоенное строительство и резкое увеличение объёмов производства тракторов для народно-хозяйственных нужд. В связи со срывом сроков, планы по производству ИС-4 были скорректированы и предусматривали производство 200 единиц в 1947 году. В 1947 годутанки из партии 1946 года были вновь направлены на испытания. После испытаний для устранения замечаний в конструкцию были внесены соответствующие изменения. Изменений потребовали 30% узлов и агрегатов танка, поэтому вместо запланированных 200 единиц в 1947 году выпущено было всего 52 танка ИС-4.
В 1948 году танки ИС-4 были вновь направлены на испытания, где опять были выявлены существенные дефекты. Для устранения дефектов был разработан план мероприятий, направленных на улучшение конструкции машины, однако план выполнен не был и производство танков ИС-4 продолжалось с существенными дефектами. Основной причиной дефектов являлось низкое качество изготовления, в процессе которого нарушались технологические процессы, а также имели место существенные отступления от конструкторской документации. 50—60% выпускаемых танков браковались на заводе-изготовителе военной приёмкой. В 1949 году по приказу маршала бронетанковых войск С.И. Богданова приёмка танков ИС-4 была остановлена до разработки мероприятий по повышению качества изготовления. К августу 1949 года были изготовлены 12 танков, вновь прошедших испытания. Однако, доработки по результатам испытаний велись с существенными задержками, так как весь коллектив ГСКБ-2 был переключен на разработку нового тяжёлого танка «Объект 730», а также лёгкого танка «Объект 740». В результате планы по модернизации ранее поставленных машин, а также изготовлению усовершенствованной версии ИС-4 выполнены не были. В 1951 году была выпущена небольшая партия усовершенствованных танков ИС-4М, а также до уровня ИС-4М были доработаны все ранее выпущенные машины, после чего серийное производство ИС-4 завершилось.
График выпуска танка ИС-4 и его модификаций | |||||||||
1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | Всего | |
ИС-4 | 6 | 2 | 6 | 52 | 155 | 12 | — | — | 233 |
ИС-4М | — | — | — | — | — | — | — | 25 | 25 |
Всего | 6 | 2 | 6 | 52 | 155 | 12 | — | 25 | 258 |
Описание конструкции[править]
Корпус и бронирование[править]
Схема броневой защиты танка.
ИС-4 разработан на базе тяжёлого танка ИС-2 и имел сварной корпус повышенной жёсткости, литую башню с переменной толщиной стенок.
Корпус танка собирался методом сварки из литых секций и катаных бронелистов толщиной 20, 30, 120 и 160 мм. Передняя часть корпуса состояла из верхнего и нижнего лобовых, и двух бортовых бронелистов, установленных под большими углами наклона. По оси машины располагалось место механика-водителя, над сиденьем которого имелся небольшой круглый люк со смотровым прибором, с открываемой в сторону крышкой. На правом борту корпуса крепилось бревно для самовытаскивания. На каждое заднее крыло устанавливалось по два цилиндрических 90-литровых топливных бака. Они не соиденены с топливной системой, так что горючее просто перекачивалось во внутренние баки. В центре кормы корпуса есть места для установки дымовых шашек МДШ (Морская дымовая шашка). В корме расположен механизм крепления орудия в походном положении. На левом борту два ящика для инструментов.
Башня танка собиралась из нескольких литых частей, её передняя часть закрывалась съёмным бронелистом крепившимся на болтах. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части крыши башни располагались слева — люк командира танка с крышкой, справа — люк заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы, причем в крышке люка командира — перископический смотровой прибор ТПК-1. Вращение башни, с планетарным блоком механизма поворота, осуществлялось как с помощью электропривода, так и вручную, причем допускалась работа обеих приводов одновременно.
Бронирование ИС-4[2] | |
Тип брони | стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх) | 140 мм / 61° |
Лоб корпуса (середина) | 140 мм / 61° |
Лоб корпуса (низ) | 160 мм / 40° |
Борт корпуса (верх) | 160 мм / 30° |
Борт корпуса (низ) | 160 мм / 0° |
Корма корпуса (верх) | 100 мм / 38° |
Корма корпуса (середина) | 100 мм / 32° — 30 мм / 85° |
Корма корпуса (низ) | 100 мм / 39° |
Днище | 30 мм |
Крыша корпуса | 30 мм |
Лоб башни | 250 мм |
Борт башни | 200 мм / 35° |
Корма башни | 170 мм |
Крыша башни | 30 мм |
Вооружение[править]
Вооружение серийного ИС-4 было несколько усилено, по сравнению с ИС-2 и ИС-3. В башне устанавливалась спаренная установка из 122-мм пушки Д-25Т и 12,7-мм пулемета ДШК. На башенной зенитной турели находился ещё один ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т. Для стрельбы из орудия прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-45, с закрытых позиций стрельба велась с использованием бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
Боекомплект из 30 снарядов раздельного заряжания укладывался в специальных металлических кассетах, состоящих из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен дополнительный стакан (между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных — колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет, для осколочно-фугасных гранат — 18. Патроны для 12,7-мм пулеметов размещались в двух укладках по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках.
На танках выпуска 1947-1948 годов устанавливались модернизированные пулеметы ДШКМ образца 1938/46 годов, коллиматорный прицел К10-Т и радиостанции ЮРТ.
Двигатель и трансмиссия[править]
Вентилятор радиатора.
Силовая установка танка состояла из 12-цилиндрового 4-тактного V-образного бескомпрессорного двигателя В-12 жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин с 2-ступенчатыми воздухоочистителями типа «Мультициклон». Двигатель производства «Челябинского Тракторного Объект 701» не в полной мере отвечал исходным техническим требованиям. Поэтому «нулевой» танк решили использовать в качестве платформы для отработки новых идей, но не считать его опытной машиной проекта «701».
Модификации[править]
- ИС-4К – «Командирский». Танк оборудован дополнительной радиостанцией.
- ИС-4М – «Модернизированный». Были произведены изменения в ходовой части, что позволило немного улучшить подвижность. Остальные изменения незначительны.
Оценка машины
В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств. Кроме того, выявилась недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии. После выпуска небольшой серии был снят с производства. В 1956 году все танки прошли капитальный ремонт на Дарницком танкоремонтном заводе и были поставлены на хранение на базе в Осиповичах. В 1970 году в Осиповичах на их основе были созданы 20 отдельных В/Ч в составе 10 танков, грузовика ЗИЛ-130, артиллерийского расчёта для стрельбы с ЗОП, поваров и отправлены в укрепрайоны вдоль всей советско-китайской границы. В конце 1970-х годов все танки были отправлены на переплавку.
Эксплуатация[править]
В связи с низкой надёжностью трансмиссии, низкой проходимостью и маневренностью, эксплуатация танков ИС-4 в войсковых частях была непродолжительной и нерегулярной. В конце 1947 года 4 танка поступили в Челябинское танко-техническое училище и ещё 4 единицы — в 30-й учебный танковый полк (г. Челябинск). Остальные машины выпуска 1947 года и большая часть выпуска 1948 года были поставлены на хранение на 22-й базе резерва.
Небольшое количество ИС-4 поступило на вооружение тяжёлых танко-самоходных полков 5-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа, где они находились до начала 1960-х гг., а затем были отправлены в Забайкалье и Приморье, где были поставлены на долговременное хранение. Предполагалось их использование в качестве долговременных огневых точек в укрепрайонах в случае возникновения военного конфликта на границе с КНР.
Сохранившиеся экземпляры
В связи с непродолжительным временем выпуска танка известно только несколько сохранившихся экземпляров:
- Россия: Бронетанковый музей в Кубинке (Московская область) — в экспозиции музея
- Чита — в экспозиции Парка дома офицеров Российской Армии
- Забайкальск — памятник
Содержание
- 1 История создания
- 2 Описание конструкции 2.1 Корпус и бронирование
- 2.2 Вооружение
- 2.3 Двигатель и трансмиссия
- 2.4 Ходовая часть
- 2.5 Электрооборудование
- 3.1 Прототипы
- 7.1 Видеоигры
Галерея[править]
- Ис-4 на испытаниях.
- Мост, рухнувший под тяжестью ИС-4.
- Вид сзади на ИС-4. Обращает на себя внимание характерное и необычное для советских танков расположение дополнительных топливных баков.
- Вид сверху на башню и корму корпуса танка ИС-4. Хорошо видны выхлопные патрубки и надвентиляторные плиты.
- Единственный комплектный танк ИС-4 находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
- Проекции.
- Боевое отделение.
- ИС-4 в Бронетанковом музее в Кубинке.
- ИС-4 с орудием М62-Т2 в игре «world of Tanks».
- Компоновка танка на примере игры «War Thunder».
Литература
- М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев. Советские тяжелые послевоенные танки
. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 1996. - М.Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995
. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 2000. - Карпенко А. В, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995 гг.)
, СПб, Невский Бастион, 1996 г. - М. В. Павлов, И. В. Павлов.
Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56. - М. В. Павлов, И. В. Павлов.
Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2012. — № 11. — С. 54. - М. В. Павлов, И. В. Павлов.
Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2012. — № 12. — С. 51-56. - ИС-4. Тяжелый танк. Руководство.
А что же в игре?
В игре мы получаем качественный танк 10-го уровня, достойный конкурент уже существующей компании ТТ10, вполне способный отвоевать у них добрую часть пользовательских симпатий.
Чем же он хорош? В первую очередь стоит отметить то, что танк прекрасно сбалансирован – при разумной игре у него практически отсутствуют какие-либо серьезные недостатки, а именно: не смотря на то, что ИС-4 является венцом советской ветки ТТ оборонительного характера (отличающихся бОльшим количеством хп и более толстой броней), танк нельзя назвать законченным тихоходом, ведь он имеет вполне достаточную скорость и на фоне своих одноклассников смотрится довольно прилично. К тому же новое орудие станет по душе тем, кто ранее упрекал советские танки в «косости» и многострадальном сведении – теперь вашей 122-миллиметровой боевой подруге М-62 будут завидовать даже обладатели топовой немецкой техники. А одни из самых высоких показателей скорострельности и пробития на уровне лишь приятно дополняют её и так серьезные преимущества.
К слову, топ-пушку ИС-4 рекомендовано изучить СРАЗУ за СВОБОДНЫЙ опыт, так как будучи топом в каждом бою со сток-пушкой, Вы автоматически подставляете команду и почти предрешаете исход боя не в свою пользу. Также весомым аргументом в пользу ИС-4 является его практичность и играбельность. Имея количество хп, аналогичное количеству хп Е-100 (!!!), ИС-4 имеет намного более пробивное орудие, скорость (то есть, сможет успеть там, где Е-100 не успеет), рикошетность и так называемые «вечно голодные борта», время от времени любящие поедать порой весь нанесенный урон. Другими словами, танк способен реализовать себя практически на любой карте, имея хорошие задатки для игры как на открытой местности — скорость, маневренность чтоб не попасть под чемодан и относительную скорострельность, так и на городских картах – солидное круговое бронирование, прекрасное пробитие.
Пожалуй, единственным минусом танка является сравнительно слабое лобовое бронирование. Однако, конструктивно и исторически это оправданная особенность, да и даже ТТ10 должен иметь хоть какие-то недостатки, а также вписываться в общий баланс. Ведь WoT – это в первую очередь аркада, где каждый должен иметь свой шанс
Другое дело, что завидный набор преимуществ танка неосознанно расслабляет игрока, лишая порой осторожности и расчета. И лобовая броня, пробиваемая в особых точках даже Тигром – часто расценивается игроками как недочет разработчиков, чем особенность танка, напоминающая игрокам о внимательности и осторожности
Экипаж:
- Командир экипажа (Радист);
- Наводчик;
- Механик-водитель;
- Заряжающий.
Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:
Экипаж стандартный:
1 | 2 | 3 | 4 |
На первый слот изучаем всем членам экипажа, кроме командира умение «Ремонт», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Ремонт» ускоряет ремонт поврежденных модулей, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником. Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.
- Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
- Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
- Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
- Заражающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности.